Самообразование 2023-2024

Заннятова Резида Вакилевна

План работы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_samoobrazovanie.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 с. Иглино» муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан

План по самообразованию

«Ранняя профориентация

детей старшего дошкольного возраста»

на 2023-2024 учебный год

                                                                                                           Воспитатель:

                                                                                    Заннятова Резида Вакилевна

                                                                     высшая квалификационная категория

                                     

Иглино 2023

Актуальность темы: Тема самообразования выбрана мной потому, что профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка.

      В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Цель: повышение теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы.
  2. Подготовить методический материал, картотеку «Профессии»; разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования.
  3. Создать предметно-развивающую среду.
  4. Повысить заинтересованность воспитанников к профессиям и профессиональной ориентации.
  5. Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение своих профессионально значимых компетенций, необходимых для решения задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях и орудиях труда.
  2. Разработка учебно-методического комплекта: презентаций; игровых пособий, картотек дидактических игр по профессиям; консультации для родителей, памятки, рекомендации и т.д.
  3. Дополнение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме самообразования.
  4. Возросший уровень знаний и представлений воспитанников о профессиях и профессиональной ориентации.
  5. Организация взаимодействия с родителями по теме самообразования.

План поэтапной реализации проекта:

п/п

Содержание

Сроки

I этап. Организационно-ознакомительный (диагностический)

1

Определение целей и задач работы над темой

Сентябрь

Октябрь

2023 г.

2

Изучение и анализ методической литературы по теме самообразования

II этап. Основной (практический)

Октябрь

2023 г.

Июнь 2024 г.

1

Практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

III этап. Обобщающий

1

Определить эффективность проведённой работы, подведение итогов; провести анализ полученных результатов

Апрель

2024 г.

Май

2024 г.

2

Оформление результатов работы по теме самообразования; представление материалов; использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы; распространение.        

Перспективный план по теме самообразования

на 2023-2024 учебный год

Месяц

Работа с детьми

Цели

Работа с родителями

Предполагаемый результат

                    Сентябрь

- Проведение наблюдения и выявления уровня ранней профориентации детей.

- Подбор методической и, дидактической, художественной литературы, практического материала.

Выявление уровня профориентации старших дошкольников

Анкетирование родителей: «Ранняя профориентация у детей дошкольного возраста»

Мониторинг

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме самообразования

                                        Октябрь

Провести беседы с детьми о профессиях и орудиях труда.

Формирование ранней профориентации старших дошкольников

План беседы по вопросу о профессиях и орудиях труда

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Какая это профессия?»

Развивать творческое воображение, мелкую моторику; формирование ранней профориентации старших дошкольников.

- Дидактическая игра «Какая это профессия?»

Презентация: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Ознакомление детей с профессиями

Презентация: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Оформление презентации

                                    Ноябрь

Познакомить с профессиями на кухне

Формирование ранней профориентации старших дошкольников; познакомить с профессиями на кухне.

Консультация для родителей

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста»

Экскурсия с детьми на кухню ДОУ.

Презентация: «Самые необычные профессии»

Формирование ранней профориентации старших дошкольников; ознакомление с профессиями и орудиями труда.

Оформление презентации.

Совместная игровая деятельность:

СРИ «Строители»

Закрепить знание детей о профессиях и орудиях труда; развитие логического мышления и памяти.

Конспект СРИ «Строители», атрибуты.

                                       Декабрь

Картотека «Профессии»

Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда.

Оформление картотеки.

Совместная творческая деятельность педагога:

Рассматривание иллюстраций, фотографий и рисунков на тему «Профессии будущего»

Беседа «Какие профессии могут быть в будущем?»

Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний о профессиях.

Рассматривание иллюстраций, разработка плана беседы

Совместное мероприятие с родителями «Все профессии нужны, все профессии важны!»

Повышение знаний детей о профессиях родителей

Папка-передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны!»

Беседа, рассказы и презентации родителей о своей профессии

               Январь

Презентация: «Профессия «Повар»

Закреплять знания о профессии и предметах труда; повышать познавательную активность, внимание, память, мышление.

Оформление презентации

Стихи, загадки о профессиях

Мастер – класс «Играем с детьми в профессии»

Картотека «Загадки о профессиях»

Дидактический фартук «Приготовь обед» для ознакомления с трудом повара

Дидактический фартук «Приготовь обед»

                                            Февраль

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

(профессии)

Закреплять знания о профессии и предметах труда; повышать познавательную активность, внимание, память, мышление.

Картотека дидактических игр, направленной на раннюю профориентацию детей

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

(профессии)

Познакомить с мужскими профессиями: военный, полицейский и т.д.

Закреплять знания о мужских профессиях и предметах труда; повышать познавательную активность, внимание, память, мышление.

Карточки из картотеки «Профессии»

Совместная творческая деятельность педагога и детей:

Коллективная работа: Оформление стенгазеты «Профессии наших пап»

Закреплять умение работать в коллективе, развивать творческое воображение, закреплять знания о мужских и женских профессиях.

Презентация стенгазеты «Профессии наших пап»

Март

Совместная творческая деятельность педагога и детей:

Коллективная работа: Оформление стенгазеты «Профессии наших мам»

Рекомендация для родителей «Организация самостоятельной деятельности детей, направленной на раннюю профориентацию детей»

Презентация стенгазеты «Профессии наших мам»

Совместная игровая деятельность:

Дидактическая игра «Кем я буду работать?»

Закреплять знания о профессии и предметах труда; повышать познавательную активность, внимание, память, мышление; формировать раннюю профориентацию.

Дидактическая игра «Кем я буду работать?»

Карточки из картотеки «Профессии»

Апрель

Беседа «Для чего человеку нужно работать?»

Формировать знания о финансовой грамотности;

 повышать познавательную активность, внимание, память, мышление.

Муляжи банкнот денег и монет.

Конспект беседы

Май

Проведение наблюдения и выявления уровня овладения детьми знаний о профессиях и орудиях труда в той или иной профессии

Выявить уровень овладения детьми знаний о профессиях и орудиях труда в той или иной профессии.

Оформление совместно с детьми фотоальбома «Профессии родителей»

Мониторинг

Самообразование

Сентябрь

Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно-методической литературы, подготовка практического материала.

Повышение педагогической компетенции. Изучение теоретических аспектов и ознакомление с опытом работы других педагогов.

Собран дополнительный материал по теме самообразования из интернет источников.

Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. -М.: ТЦ Сфера, 2005г.

Степанова В.А. Профессии. Когда я вырасту. -М.: «Омега», 1998 г.

Повышение педагогической компетенции; изучение опыта работы

Изучение литературы, краткое содержание

Октябрь

Составление конспектов ОД, консультаций, рекомендаций, памяток

Повышение педагогической компетенции; изучение опыта работы

Конспекы ОД, консультации, рекомендации, памятки

Создание и использование презентаций для компетентности родителей и знаний воспитанников о профессиях и орудиях труда

Повышение знаний родителей о формировании профориентации детей дошкольного возраста. Повышение знаний воспитанников о профессиях и орудиях труда

Презентации по данной теме

Ноябрь

Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» - Самара: Издательство ЦПО, 2013 г.

Повышение педагогической компетенции; изучение опыта работы

Изучение литературы, краткое содержание

КПК по теме самообразования

Повышение педагогической компетенции

Декабрь

Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013 г.

Повышение педагогической компетенции; изучение опыта работы

Изучение литературы, краткое содержание

Оформление картотеки «Профессии»

Повышение знаний воспитанников о профессиях и орудиях труда

Картотека

Январь

Консультация для педагогов: «Формирование профориентации в ДОУ»

Диссеминация педагогического опыта

Консультация

Мастер-класс для педагогов: «Применение дидактического фартука «Приготовь обед» для ознакомления с трудом повара

Диссеминация педагогического опыта

Мастер-класс

Энциклопедия «Мир профессий». М.: Изд. «Знание», 2005.

Энциклопедия «Я познаю мир». М.: Изд. Дрофа, 2007.

Повышение педагогической компетенции; изучение опыта работы

Изучение литературы, краткое содержание

Мастер-класс «Играем с детьми в профессии»

Формирование интереса родителей к ранней профориентации детей дошкольного возраста

Конспект мастер-класса, презентация к мастер-классу

Февраль

Открытое занятие для детей старшей группы по профориентации «В мире профессий»

Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда

Конспект открытого занятия

Март

Климова Е.А. Путь в профессионализм. М.: Флинта, 2003

Повышение педагогической компетенции; изучение опыта работы

Изучение литературы, краткое содержание

Май

Обобщение педагогического опыта работы по формированию профориентации детей дошкольного возраста.

Повышение педагогической компетенции

Выступление на педсовете, отчет, документация

В течении  года

Участие в конкурсах в Интернет-ресурсах

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества

Свидетельство об участии и распространении педагогического опыта