Проект ”Блокада Ленинграда ”

Блокада Ленинграда - одна из трагических и в то же время героических страниц Великой Отечественной войны. Во время блокады умирали от голода и холода не только взрослые, но и дети.
27 января день снятия блокады Ленинграда - это праздник не только свидетелей тех событий, детство которых выпало на те суровые 900 дней, это наша память.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nepokorennyy_leningrad_ns.docx63.26 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Непокоренный Ленинград»

Авторы проекта: Князева Г.К., Исаева З.С. воспитатели группы дошкольного возраста с 6 до 7 №1. Шорникова И.Э. музыкальный руководитель.

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта (по продолжительности): краткосрочный

Участники проекта: дети, педагоги, музыкальный руководитель, родители

Актуальность: Блокада Ленинграда - одна из трагических и в то же время героических страниц Великой Отечественной войны. Во время блокады умирали от голода и холода не только взрослые, но и дети.

27 января день снятия блокады Ленинграда - это праздник не только свидетелей тех событий, детство которых выпало на те суровые 900 дней, это наша память.

Мы решила взять этот проект, в дань уважения памяти погибших.

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом, города Ленинграда – блокаде.

Задачи:

- расширить представления детей об истории города Санкт-Петербурге (Ленинграде);

- развивать интерес детей к истории военных событий Великой Отечественной войны, дать представления о тяжелых и героических днях в истории города;

- закрепить знания о блокадном Ленинграде;

- познакомить с понятием слова «блокада», «дорога жизни», «продуктовые карточки»;

- пробудить у детей чувство сострадания и гордости за стойкость советского народа в период блокады;

- максимально использовать различные виды детской деятельности с целью интеграции образовательных областей;

- познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными блокадному Ленинграду;

- развивать интерес детей к отображению в творческих работах своих впечатлений по проекту;

- формировать у детей нравственные понятия – этика истинного петербуржца;

- воспитывать чувство патриотизма, гордости и сострадания;

- вызвать эмоциональный отклик.

Прогнозируемые результаты:

1. Сформировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, её защитниках и подвигах, познакомить ребят с понятием «блокада»;

2. Развить выразительность речи при чтении стихов, историческую память дошкольников, коммуникативные навыки;

3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны, воспитать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.

Этапы реализации проекта (краткое описание):

I этап – подготовительный: 

- мониторинг знаний детей;

- изучение литературы;

- подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;

- разработка конспектов;

- создание развивающей среды по данному проекту.

II этап – основной: 

- совершенствование предметно-развивающей среды;

- помощь родителей в организации выставки книг о блокадном городе;

- проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных);

- вызвать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта, донести важность данной темы.

III этап - заключительный:

- изготовление макета-мемориала «Цветок жизни»;

- музыкальный досуг совместно с родителями «Непокоренный Ленинград»;

- выставка детских работ.

План – график реализации проекта

Наименование

этапов работ

Длительность проведения

Дата и время проведения в режиме дня

Виды деятельности

Результат

Ответственные

Подготовительный

С 15.01 по 17.01

- Рассматривание иллюстраций о блокадном городе;

- Беседа «Лишь бы не было войны»;

- Изготовление папки-передвижки «Символы блокадного Ленинграда»;

- Просмотр презентации о блокаде города Ленинграда;

- Знакомство с советским композитором Д.Д.Шостаковичем;

- Слушание классических музыкальных произведений посвященным блокадному Ленинграду – 7 («Ленинградской») симфонии.

- Чтение рассказов «Дорога жизни» Н.Ходза.

- Познакомить с защитниками города во время войны;

- Уточнили и обогатили

представления о ВОВ, об истории страны;

- Расширили представления родителей о подвиге жителей 

блокадного Ленинграда;

- Познакомили с композитором блокадного Ленинграда, с «Ленинградской» симфонией;

- Посредством рассматривания иллюстраций закрепили знания детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

Педагоги, музыкальный руководитель, дети, родители.

   Основной

С 18.01 по 24.01

- Изготовление макетов: «Атака», «Дорога жизни», «Разорванное кольцо».

- Изготовление колец Лулия: «Ладога», «Блокадная Ласточка», «Метроном», «Разорванное кольцо».

- Чтение: «Рассказы о войне» Л.Кассиль, «Хлеб той зимы» Э.Фонякова, «Вот как это было» Ю.Герман, «Маринка» Л.Пантелеев, «Кукла» Г.Черкашин, «Три девочки» Е.Верейская, «Должна остаться живой» Л.Никольская, «Девочки с Васильевского острова» Ю.Яковлев;

- Просмотр отрывка мультфильма «Сильный духом - крепче стены»;

- Беседы «Кто она – Таня Савичева»;

Слушание песен военных лет:

«Ладога», муз. П.Краубнера, сл. П.Богданова., «Песня фронтового шофера», муз. Б.Мокроусова, сл. Н.Лобковского., «Священная война», муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача;

- Разучивание песен о блокаде «Мой Петербург боевой» сл. и муз. М.И.Сидоровой;

- Заучивание стихов о блокаде;

- Сюжетно-ролевая игра «Солдаты»;

- Рисование цветными карандашами на тему: «Жизнь блокадного города Ленинграда»;

- Рисование «Военная техника»; «Блокадный хлеб»; «Украденное детство»;

- Пластилинография «Блокадная ласточка»;

Игровое упражнение: «Солдаты», «Марш»;

Эстафеты: «Боеприпасы», «Помоги городу», «Перевези детей», «Военный аэродром».

- Расширили представления о монументальной скульптуре;

- Сформировали познавательный интерес;

- Рассказали о ВОВ, о подвигах солдат, о взрослых и детях, которые трудились на заводах, фабриках, чтобы приблизить победу;

- Закрепили и расширили знания учащихся о героической обороне Ленинграда;

- Сформировали понятие «Дорога жизни» и её роли в истории блокадного Ленинграда;

- Расширили тематику сюжетных игр;

- Сформировали умение работать коллективно с разнообразными изобразительными материалами; дружеские отношения между детьми;

- Закрепили навыки работы с различными материалами;

- Развили внимание, речь, творческие способности;

- Упражняли в построении в колонну по одному, перестроении в колонну по двое, по трое;

- Способствовали развитию пространственных ориентиров, поворотам кругом переступанием, прыжком; выполнению равнения в затылок;

- Развили способность концентрировать внимание, умение действовать по инструкции, четко выполнять команды;

- Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников.

Педагоги, музыкальный руководитель, дети, родители.

Заключительный

С 25.01 по 26.01

 

- Изготовление макета «Цветок жизни»;

- Музыкальный  досуг совместно с родителями «Непокоренный Ленинград».

- Обобщили и систематизировали знания воспитанников о жизни блокадного города;

- Познакомили и освоили музыкальный материал, посвященный «Дню снятия блокады»;

- Воспитали чувство гордости за свою Родину, благодарность и уважение к его защитникам.

Педагоги, музыкальный руководитель, дети, родители.

При реализации проекта ___________________ получены следующие результаты:

Дети___________________________________

Педагоги__________________________________

Родители______________________________________

Приложение 1

Мониторинг (тест)

1. Назовите день снятия блокады Ленинграда.

27 января

15 февраля

2 марта

2. Как долго длилась блокада Ленинграда?

800 дней

900 дней

1000 дней

3. Со страной Ленинград связывала единственная дорога, как она называлась?

Дорога спасения

Дорога жизни

Жизненный путь

4. Назовите место захоронений жертв блокады и воинов Ленинградского фронта.

Ваганьковское кладбище

Мамаев курган

Пискаревское кладбище

5. Как зовут девочку, которая вела дневник во время блокады?

Ольга Морозова

Таня Савичева

Зоя Космодемьянская

6. Сколько граммов хлеба в день выдавали по норме иждивенцам?

500 грамм

50 грамм

125 грамм

7. Какому животному, помогавшему ленинградцам во время блокады, возведены памятники?

Кошкам

Собакам

Коровам

8. Как назывался документ, дающий право приобрести продукты в блокадном Ленинграде?

Паспорт

Карточка

Свидетельство

9. Где брали воду жители блокадного Ленинграда?

В водопроводе

В колодце

В реке Неве

10. Самое страшное испытание для жителей блокадного Ленинграда?

Бомбежка

Мороз

Голод

Приложение 2

Конспект беседы «Город-герой Ленинград»

Цель: формировать знания детей, о героическом прошлом, города Санкт-Петербурга - блокаде Ленинграда.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда;

- расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ;

- развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал.

Развивающие:

- развивать интерес к истории своей страны.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и гордость к городу – герою Ленинграду, чувство благодарности и уважения к его защитникам.

Материал: книги, иллюстрации, презентация.

Ход беседы:

Организационный момент.

Слайд 1: Мы родились и выросли в мирное время. Мы, никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам, да рассказам фронтовиков. Для нас война — история.

Ребята, а что такое подвиг? (ответы детей)

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. А ещё бывает подвиг города, когда всё: и дома, и деревья, и вода, и дороги, и улицы - все восстает против врага. Такие города называют городами - героями. Об одном мы сегодня будем говорить.

Основная часть.

Слайд 2-4: Жили-были дети. Были у них: папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сёстры. Они, как и вы, ходили в детский сад, играли, гуляли с другими детьми и воспитателями. Катались с родителями на велосипедах. Очень любили вместе играть и веселиться!

Слайд 5: Но вот однажды случилась большая беда! Рано утром 22 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и сёла нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты с бомбами. На нашу страну напали фашисты. Фашистские самолёты бомбили города, села, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома.

Слайд 6-7: Там, где стояли дома, оставались одни руины. Так началась Великая Отечественная война. Священная война.

Слайд 8: Тогда папы, дедушки, братья этих детей, назвали себя военными, попрощались со своими семьями и ушли на войну. Ушли, чтобы прогнать из города фашистов. Весь народ встал на защиту страны.

Слайд 9-12: Чтобы прогнать фашистов с земли нашей, война шла и на суше, и на воде, и в воздухе. Каждый советский солдат старался сделать все, чтобы дети могли продолжать ходить в садик, качаться на качелях и играть.

Слайд 13-14: Эта война длилась очень долго - целых 4 года. Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Многие солдаты не вернулись домой с той войны. Мы никогда не забудем героев! Сколько бы лет ни прошло, потомки всегда будут бережно хранить память о своих дедах и прадедах, и благодарить их за то, что они отстояли мир во имя нашей светлой жизни!

Слайд 15-18: Тяжело было во время войны всему советскому народу: и тем, кто воевал на фронте, и тем, кто остался в тылу и делал все, что нужно для победы. Даже маленькие дети не остались в стороне. Они помогали взрослым: выращивали хлеб, делали снаряды, танки, самолеты, спасали и лечили наших раненых бойцов.

Заключительная часть.

Слайд 19: 27 января – памятная дата для нашего народа. В этот день был полностью освобождён город Ленинград от блокады. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург.

Приложение 3

Конспект беседы «Рассказ о блокадном Ленинграде»

Ход беседы:

Организационный момент.

Фашисты считали, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.

Основная часть.

Слайд 20: Посмотрите на карту. Почему Ленинград окружен черными ломаными крестами? Ломаный черный крест – это фашистский знак «свастика», похожая на черного паука. Видите, коричневую землю? Это значит - ее захватили фашисты. Поэтому на коричневой земле и нарисована фашистская свастика. А там, где стоит Красная Армия, нарисованы красные звезды.

Знаете ли вы, что такое блокада? Враги не просто подошли близко к Ленинграду. Им удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать теперь никто не мог в окруженный Ленинград. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде.

Слайд 21: Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты города и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!». И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зеленой краской. Скульптуры коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Все вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить.

Слайд 22: Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги – чтобы осколки стёкол не ранили при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы – чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Каждую ночь слышался гул самолётов, разрывы бомб.

В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено много громкоговорителей. По радио людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Жуткий вой сирены холодил кровь.

Слайд 23: От бомбёжек прятались в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро.

Слайд 24: Ленинград лишился всего - отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. Каждый день они вели тяжелую схватку со смертью, сражаясь за собственную жизнь. И кроме фашистов на осажденный город наступала зима - в этот год неожиданно суровая и морозная. Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах небольшие, нещадно дымящие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги - все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем.

Слайд 25: За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад.

Слайд 26-27: Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба - небольшой (125 граммов) кусочек в день.

Слайд 28: Далеко за кольцом блокады было продовольствие - мука, мясо, масло. Как же его достать? Ведь враг бомбил город и ночью, и днем. Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землёй. Шла она по воде Ладожского озера. Под огнем в город на баржах привозили продукты и увозили детей, раненых.

Слайд 29: С наступлением морозов по тонкому льду Ладожского озера за продовольствием сначала отправили лошадей.

Слайд 30: Когда лед окреп, в путь отправились грузовики. Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. В город везли продовольствие, а из города по ледовой дороге вывозили детей. Поэтому её назвали «Дорогой жизни».

Слайд 31-32: Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

- Какой праздник мы отмечаем зимой?

Слайд 33: Население Ленинграда голодало и замерзало. Но наступил Новый Год - праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Взрослые совершили настоящий подвиг - были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.

После долгой, очень долгой зимы, наконец, в Ленинград пришла весна. Голодные люди ели свежие зеленые листочки с деревьев, листья растений. В городских парках и садах разбили огороды. Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода.

Слайд 34: Дети блокады работали не покладая рук. Они «чинили» одежду раненных, делали бинты, рубили дрова, разносили письма по домам и даже выступали в госпиталях с концертами. Мальчишки и девчонки тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках. Те, кто был помладше, отстаивали очереди за хлебом. Ребята, несмотря на морозы, носили ведра воды из прорубей на Неве.

Слайд 35-36: В Ленинграде был страшный голод, и умерли почти все домашние животные, в том числе и кошки. И город настигла новая беда-полчища крыс. Крысы нападали на больных и истощенных детей и стариков, когда те спали. Полчища крыс переходили улицы, не давая проехать транспорту, они уничтожали зерно на мельнице, где мололи муку для всего города. Крысы проникли в Эрмитаж (это музей, где хранятся картины великих художников и начали их уничтожать. Крыс травили, давили танками, но их количество только росло. Сразу после прорыва блокады в Ленинград доставили 4 вагона дымчатых кошек из Ярославской области. Кошек везли под усиленной охраной, как очень ценный груз. Половину кошек выпустили на вокзале, остальных отдали жителям. Многим Ленинградцам кошек не хватило. За кошку отдавали самое дорогое - хлеб. Много кошек погибло в борьбе с крысами, нужна была подмога. Тогда по всей Сибири стали собирать лучших крысоловов.

- Как вы думаете, наши сибирские кошки справились с крысами?

Слайд 37: Сибирским кошкам удалось почти полностью очистить Ленинград от крыс. С тех пор кошки пользуются особым уважением и любовью в этом героическом городе.

Ленинградцы выстояли. А наши солдаты делали всё возможное, чтобы освободить город. И наконец, наступил день великого ликования - 27 января 1944г.

Слайд 38-39: Радио объявило: «Город Ленинград освобождён от вражеской блокады!».

Такого дня не видел Ленинград!

Нет. Радости подобной не бывало!

Казалось, что всё небо грохотало…

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди.

Заключительная часть.

Слайд 40: Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». 

У подножия кольца выбиты строки Бронислава Кежуна:

Потомок, знай: в суровые года,

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы ладожского льда

Отсюда мы вели дорогу Жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда.

Слайд 41: Детям - юным героям Ленинграда установлен памятник «Цветок жизни».

Слайд 42: За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город - герой.

Рефлексия.

Детям задаются вопросы:

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Где проходила Дорога жизни?

3. О каких памятниках вы узнали?

4. Что вам запомнилось из моего рассказа?

Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему?

Мы должны сохранить память о героизме и стойкости героев Великой Отечественной войны, о мужестве простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.

Приложение 5

Конспект беседы «Дети блокадного Ленинграда» (часть 1)

Цель: воспитание уважения к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

Ход беседы:

Организационный момент.

В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.

- Вы догадались, в каком городе жила Таня? (Санкт-Петербурге)

- Как город назывался раньше? (Ленинград)

В то время, когда жила Таня наш город назывался Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.

Однажды летом на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас.

И грозные тучи фашисткой блокады

Изверглись над городом Ленинградом.

Основная часть.

На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война, страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт.

Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!». И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить.

Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.

Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.

Фанерой забито наше окно

В городе тихо, очень темно

Звук самолетов слышен

Низко летят над крышей.

Тихо одними губами,

Шепчу понятное маме.

Мама мне страшно

Мама 125 и больше не грамма

Свой хлеб разрезает мама

И делит его пополам.

Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба, 125 граммов в день. И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков.

Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде! Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.  

Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город… (просмотр презентации)

Приложение 7

Конспект беседы «Дети блокадного Ленинграда» (часть 2)

Цель: воспитание уважения к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

Ход беседы:

Основная часть:

И даже тогда работали заводы. С Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

Оставшиеся в городе люди, а это женщины, старики, подростки, строили оборонительные сооружения - рыли окопы, противотанковые рвы, тушили бомбы-зажигалки, помогали раненным. Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжелые брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо.

Маленькую ласточку из жести

Все носили на своей груди,

Это было знаком доброй вести,

Это означало, писем жди.

Этот знак придумала блокада,

Знаем мы, что только самолет,

Только птицы к нам из Ленинграда

С весточкою с родины дойдет!

Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков, детей, раненых.  Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники, и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины, но дорога существовала.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду,

Так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк,

Поломка эта - не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре -

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысяч орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

«Блокадные дни»

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города-героя». На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура «Матери-Родины».

И в землях ближних, землях дальних

Сильнее строк любых гремит

Молчание мемориальных, гранитных, Пискарёвских плит.

Звук метронома, зажженная свеча, минута молчания.

Но слышите родные Ленинградцы

Уже разорвано проклятое кольцо,

В слезах от радости и счастья

Сегодня каждое лицо

Заключительная часть.

Да, ребята, кольцо блокады было разорвано, немецкие войска отступили, но война продолжалась еще целый год, и только 9 мая 1945 года мы победили фашистов и отстояли свою родину.

После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла.

Рефлексия.

Скажите, что вам запомнилось и осталось в вашем сердце из сегодняшней беседы?

Приложение 8

Конспект беседы «Кто она - Таня Савичева»

Цель: познакомить детей с жизнью детей в годы ВОВ, с судьбой Ленинградской пионерки Тани Савичевой.

Материал: портрет Тани Савичевой.

Ход беседы:

Организационный момент.

Таня Савичева- ленинградская девочка, автор блокадного дневника (23 января 1930 - 1 июля 1944). Эту девочку, которая не дожила и до 15 лет, всегда вспоминают в связи с блокадой Ленинграда. Она- символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Ее дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали ее душу, когда один за другим уходили все ее близкие.

Основная часть:

Таня (Татьяна Николаевна) Савичева родилась 23 января 1930 года в селе Дворищи под Гдовом (Псковская область), а выросла, как и ее братья и сестры, в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребенком в семье - у нее было две сестры и два брата.

Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы остаться в блокадном городе и помогать по мере сил фронту, надеясь на окончание этого ужаса.

Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье ее все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи. «Савичевы умерли» «умерли все», «осталась одна Таня».

Таню нашли в ее доме служащие санитарных команд, обходившие ленинградские дома в поисках выживших. Ее вывезли в поселок Шатки Горьковской области вместе со многими сиротами, такими как она, но спасти девочку уже не удалось.  Таня Савичева умерла 1июля 1944 года в поселке Шатки, так и не дожив до Победы, так и не узнав, что сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна.

Дневник Тани выставлен в музее истории Ленинграда, его копия- в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Сама же Таня навсегда осталась в памяти тех, кто выжил в эти страшные годы. О Тане Савичевой поются песни, снимают фильмы, пишутся и читаются книги.

Заключительная часть.

В 1968 году дневник Тани Савичевой увековечен в камне на третьем километре Дороги Жизни, являясь составной частью мемориального комплекса «Цветок жизни» на Поклонной горе, посвящен всем детям, погибшим в блокадном кольце. Именем Тани Савичевой в 1971 году названа одна из малых планет Солнечной системы.

Приложение 9

Конспект занятия по изобразительной деятельности (пластилинография)

«Блокадная ласточка»

Цель: сохранить историческую память о подвиге жителей Блокадного Ленинграда.

Задачи: 

- расширять знания детей об истории города героя – Ленинград, о героизме людей,

переживших блокаду;

- способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношении

между фактами и событиями военного времени;

- продолжать знакомить с техникой мозаичной пластилинографии. Учить лепить ласточку; видеть красоту создаваемого объекта. Совершенствовать навыки работы с пластилином;

- воспитывать гордость за родину, за свой народ, любовь к Отчизне.

Материал: ноутбук, презентация «Блокадная ласточка», картон голубого цвета, пластилин.

Ход занятия:

Организационный момент.

В нашей стране с 18 по 27 января проходит акция «Блокадная ласточка», посвященная воинам-защитникам, людям, проложившим Дорогу жизни, труженикам тыла и горожанам, чей дух так и не был сломлен, несмотря на суровые испытания в условиях блокады.

Блокада Ленинграда - одно из самых страшных и трагических событий в истории нашей страны. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941-го года, а закончилась 27 января 1944-го года.

Согласно немецкому плану, город должны были полностью разрушить и уничтожить, жители должны были погибнуть в самом городе, немецким войскам надлежало сравнять с землей все уцелевшие строения. Но их чудовищные планы остались невыполнимы. И потерпев неудачу в попытке захватить Ленинград штурмом, фашистская армия решила удушить население города голодом.

8 сентября 1941 года кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось. Начались суровые дни блокады.

Блокада - это голод, это холод.

Блокада - это смерть.

Но Блокада - это еще и вера в Победу и желание жить!

Весной 1942 года немецкое командование заявило: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады». Но Ленинградцы продолжали верить в Победу. Именно тогда появилась Блокадная ласточка. Это маленький жестяной значок, а на нем - ласточка с письмом в клюве. Весной 1942 года его начали носить на одежде многие жители Ленинграда - этот символ стал ответом на заявления немецкой пропаганды.

Поэтесса Ольга Берггольц посвятила Блокадной ласточке стихотворение, где писала:

«Маленькую ласточку из жести

Я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

Это означало: «Жду письма»

Люди ждали благих вестей с фронта. Весточку от родных. И Блокадная Ласточка стала для жителей осажденного Ленинграда символом надежды. И сегодня люди также хотят верить в лучшее, жить с надеждой на счастливое будущее. Для этого порой необходимо получить поддержку - добрую весть, напоминание о том, что даже в страшное время блокады Ленинграда люди не сдавались и не пали духом.

18 января стартует акция «Блокадная ласточка». Именно в этот день было разорвано блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Завершиться Акция в День воинской славы России - 27 января в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В этот день по радио объявили: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!».

Я вам предлагаю принять   участие в патриотической акции "Блокадная ласточка", дети сделали поделки ласточек с письмом в клюве - символ надежды ленинградцев на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.

Практическая часть.

Мы с вами будем лепить ласточку в технике мозаичной пластилинографии. Вспоминаем порядок наших действий (отщипывание маленького кусочка пластилина – небольшие шарики, скатывание и прикладывание их к трафарету ласточки). Показ педагога.

Самостоятельная работа детей.

Заключительная часть.

И сегодня в мирное время, многие люди хотят верить в лучшее, жить с надеждой

на счастливое будущее. Для этого порой необходимо получить поддержку – добрую весть,

напоминание о том, что даже в страшное время блокады Ленинграда, люди не сдавались и не падали духом.

Выставка работ.

Приложение 10

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование)

«Военная техника»

Цель: учить изображать современную военную технику: танки, самолеты, вертолеты, подводные лодки.

Задачи:

- расширять знания детей об армии, продолжать формировать представления о родах войск;

- закрепить умение классифицировать военную технику: военная авиация, военный флот, военный транспорт;

- учить изображать отдельные виды транспорта, передавая форму основных частей, деталей, их величину и расположение;

- закреплять умение рисовать карандашами, закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета;

- обогащать словарный запас;

- воспитывать интерес и уважение к Российской Армии.

Материал: альбомный листы, простые карандаши, набор цветных карандашей, набор цветных мелков, изображения видов военного транспорта.

Ход занятия:

Организационная часть.

Что необходимо для того, чтобы люди спокойно жили, трудились, чтобы дети росли и учились, чтобы ничто не омрачало их жизнь? У нашей страны очень много друзей в разных странах, но были и враги, которые готовы на все, чтобы нарушить мир и покой граждан России. Не раз пытались враги пересечь границы нашего государства. Но все их злые помыслы удалось предотвратить, потому что на защите границ нашей Родины стоит могучая и сильная армия. Ясным днем и темной ночью, в лютый холод и жару мужественные воины всегда на посту.

Отрывок из рассказа Л. Кассиля «Твои защитники»

…Хорошо спалось тебе ночью, а пограничники всю ночь стояли на страже, чтобы никто тайком не прополз на нашу землю, не пробрался к нам со злым умыслом.  И дежурили всю ночь на своих постах те, кто охраняет наше небо. А утром, когда еще птицы спали, высоко поднялись в небо самолеты. Бывалые командиры стали учить полету молодых летчиков. Наши корабли подняли на рассвете флаги и пошли по морям, по волнам. Старые капитаны принялись учить молодых матросов морской службе. Ты еще спишь утром, а танкисты уже заводят моторы своих боевых машин. И уже вышли в поле на учение с походной песней солдаты – пехотинцы…

Основная часть.

Россия занимает очень большую территорию, имеет не только наземные, но и воздушные и морские границы. Поэтому в нашей армии разные роды войск, назначением которых является охранять эти границы. Солдатам за время службы в рядах Вооруженных сил приходится осваивать разнообразные профессии, технику, оружие.

Охрана наших наземных границ возложена на пограничников, танкистов, ракетчиков и пехотинцев. Пограничники несколько раз в день обходят доверенную им территорию и, если возникает необходимость, вступают в бой, c нарушителями границы.

Танкисты несут службу на боевых железных машинах – танках. Эта мощная машина для устойчивости и сверхпроходимости передвигается на гусеницах. Овраги, небольшие реки, крутые подъемы танку нипочем. Он может даже плавать по воде, как катер.

Много самых разных ракет на службе нашей армии. Но самые грозные те, которые спрятаны на суше, глубоко под землей, в бетонных шахтах. Около них несут боевую вахту воины-ракетчики. Ракеты стартуют с земли и в считанные минуты могут пролетать тысячу километров, чтобы попасть точно в цель. Имеются также машины с реактивными установками, их еще называют зенитками. Такие машины могут самостоятельно перемещаться в нужное место и оттуда осуществлять запуск ракет по воздушным и наземным целям.

Движущей силой любой армии являются солдаты – пехотинцы.  Они каждый день занимаются физической подготовкой, тренируются, регулярно проводят военные учения. Чтобы быть всегда готовым дать отпор врагу, каждому солдату необходимо стать сильным – чтобы не уставать, смелым – чтобы не испугаться, выносливым – чтобы переносить все трудности военной службы, умным – чтобы хорошо знать, как обращаться с оружием.

Вот и мы с вами сейчас потренируемся, чтобы быть похожими на наших доблестных воинов.

Физкультминутка «Солдатик»

На одной ноге постой-ка (руки на поясе, стоять на правой ноге)

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними.

Да гляди не упади.

А сейчас постой на левой

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый (поднять прямую ногу перед собой, руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево).

А кто охраняет наши воздушные границы? (Летчики на военных самолетах.) Военные самолеты – это небольшие воздушные машины, которыми управляет один или два летчика. Такие машины называют истребителями, разведчиками, торпедоносцами и бомбардировщиками. Перед ними ставится задача: осуществить разведку над вражеской территорией, провести атаку на самолет, нарушивший воздушную границу охраняемого государства, или уничтожить наземные или морские вражеские силы с воздуха. Есть самолеты, предназначенные для заброса на вражескую территорию воздушного десанта с парашютом.

А кто стоит на защите наших морских границ? (Военные корабли, подводные лодки.) Эта функция возложена на военно-морской флот, который имеет в арсенале корабли, оснащенные современным оружием. Одним из видов военного морского транспорта являются сторожевые корабли. Моряки, служащие на них, по рации предлагают чужаку – кораблю, который незаконно пересек морские границы нашего государства, покинуть территорию. Если же корабль-нарушитель не отреагирует на предупреждение, то они вправе вступить с ним в бой, открыв по нему вначале предупредительный огонь, а затем могут взять его в плен, а то и потопить. К военным суднам относится авианосец. Этот корабль с широкой и плоской палубой, напоминающей футбольное поле. На ней размещены военные вертолеты или самолеты, ожидающие приказ на взлет. Мощные радары и локаторы позволяют кораблю все «слышать» и «видеть» и при необходимости уничтожать ракеты противника прямо с корабля.

И, конечно же, грозной силой военно-морского флота является корабль-невидимка лодка.  Большую часть времени она находится под водой. Внешне напоминает огромную рыбу. Корпус подводного судна сделан из сверхпрочного материала, чтобы, находясь на больших глубинах, вода не раздавила лодку.  Современные подводные корабли оснащены мощными атомным двигателем и самой современной аппаратурой, позволяющей видеть не только объекты под водой, но и на ее поверхности. Они вооружены торпедами, ракетами. Функцией подводного судна является незаметное приближение к военному кораблю противника под водой для его уничтожения.

У нашей армии совершенная боевая техника и оружие, но только в опытных и умелых руках они становятся грозной силой в борьбе с любым противником.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики-солдатики»

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним – второй,

Безымянный, быстро в строй!»

(Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны).

Практическая часть.

Дети выполняют контурное изображение простым карандашом разных видов военных машин с опорой на словесное объяснение педагога и его показа приемов рисования объектов.

Рисование танка:

1. Нарисовать длинное крыло танка в виде горизонтальной линии с закругленными вниз краями, придать ей объем, повторив контур снизу.

2. Под крылом по всей его длине изобразить овал – гусеницы танка, внутри овала нарисовать еще один, ориентируясь на внешний контур гусеницы. Край гусеницы оформить короткими штрихами – трактами.

3. Наверху крыла нарисовать первый ярус корпуса танка в виде полуовала, поверх него по центру изобразить второй ярус в виде высокого полуовала – башни танка с крышкой люка наверху. Спереди башни изобразить движущую часть орудия в виде небольшого прямоугольника с длинным стволом.

4. Дорисовать колеса внутри гусениц оформить корпус башни звездой или цифрами – номерным знаком танка.

Рисование военного самолета:

1. Провести горизонтальную линию. С одной стороны, нарисовать заостренный нос, другую сторону самолета сделать под уклоном вправо.   Соединить оба края корпуса самолета линией сверху.

2. Нарисовать хвост самолета в виде треугольника с усеченным кончиком с уклоном в противоположную от носа самолета сторону.

3. Поверх корпуса ближе к носу нарисовать полуовал – кабину летчика.

4.     По центру нижней внутренней стороны корпуса изобразить еще один полуовал. С левой стороны вниз с уклоном вправо провести отрезок и соединить его с другим краем полуовала, чтобы получилось крыло самолета.

5. Дополнить объект деталям.

Заключительная часть.

Мы можем гордиться нашей армией, самой сильной и непобедимой, которая охраняет мирную жизнь нашего большого государства, делает все, чтобы дети могли спокойно спать, учиться играть и никогда не бояться.

Нет армии любимее на свете

Хранительницы мира и труда

Пройди весь свет,

Проверь всех армий славу,

Пересмотри былые времена-

Нет армии, которая была бы

С народом слита больше, чем она.

Н. Тихонов