Публикации

Бутылева Ольга Владимировна

Сборник. Фестиваль научного творчества "Мир науки -2012" Актуальные проблемы теории и практики педагогики и психологии, 2012. Статья "Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребёнка".

Сборник "Фестиваль научного творчества " Мир науки - 2015". Актуальные проблемы теории и практики педагогики и психологии, выпуск 11, 2015. Статья "Развитие тонкой моторики руки посредством техники квиллинг у детей старшего дошкольного возраста".

Сборник "Фестиваль научного творчества " Мир науки - 2018". Вестник научного студенческого общества, выпуск 5, 2018. Статья "Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники квиллинг".

Сборник "Актуальные проблемы дошкольного образования", выпуск 15, том 1, 2020. Статья " Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах,  в рамках реализации Федерального проекта "Молодые родители - за безопасность на дорогах".

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, в рамках реализации Федерального проекта «Молодые родители - за безопасность на дорогах»

Бутылева О.В., воспитатель МБДОУ № 94, г. Орёл

В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно - транспортных происшествий. По статистике каждой девятой жертвой дорожно-транспортных происшествий является ребенок. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения: детям трудно понять, что такое транспортный поток, что такое тормозной путь, как быстро среагирует водитель на ситуацию, недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У дошкольников еще отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку. Оказавшись на улице, ребенок попадает в зону опасности, поэтому следует  учить его находить быстрое решение, выхода из сложной ситуации.[1]

Научить детей правилам дорожного движения, объяснить, что такое светофор, пешеходный переход, зебра и как нужно вести себя на дороге - это задача для нас, взрослых. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.

С ноября 2019 года в нашем детском саду реализуется Федеральный общественный проект «Молодые родители - за безопасность на дорогах». Он направлен на формирование у обучающихся, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитывать культуру поведения на дорогах.

В реализации проекта, нам помогали методические пособия по правилам дорожной безопасности для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста  «Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода», изданная при содействии ГУОБДД МВД РФ. Это годичный курс по правилам дорожной безопасности. В издании собраны как официальные правила дорожного движения, так и практические совет по безопасному поведению на дорогах. Весь материал подан в занимательной форме и содержит разнообразные игры, задачки и художественные произведения. А также каждому ребенку была предоставлена рабочая тетрадь для проверки знаний безопасного поведения на дороге, которая помогала нам закрепить знания, которые мы получили из пособия «Путешествие на зеленый свет». На страницах рабочей тетради мы нашли много интересных заданий, таких как «Защити пешехода», «Проведи вместе с инспектором Глебом Железновым очередное расследование»; нескучных вопросов, забавных ребусов и весёлых головоломок.[3]

В реализации проекта активное участие принимали наши родители и все специалисты ДОУ.

Самый лучший пример для ребенка – это мы взрослые. Если мамы и папы будут нарушать правила дорожного движения, то и дети тоже будут их нарушать. Взрослые должны быть примером для своих детей. Дома родители участников проекта напоминали  о правилах дорожного движения. Идя по улице из детского сада, обсуждали с детьми  транспортные средства, объясняли их особенности. Во время прогулки с ребенком использовали вариант ненавязчивых рассказов, используя дорожные ситуации. Важно помнить, пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Одной из главных задачей родителей и педагогов, является – доступно разъяснить правила, а при выборе форм обучения донести до детей смысл – опасность несоблюдения правил.

В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) по проекту, на информационных  стендах  была размещена наглядная информация «Берегите юных пассажиров», «Светоотражатели», «Советы доктора Айболита», «Виды специальных удерживающих устройств».  Проведены индивидуальные консультации с родителями по использованию детских удерживающих устройств и светоотражающих элементов. Проведено родительское собрание с использованием материалов размещенных в  издании «Путешествие на зеленый свет или «Школа юного пешехода», с применением электронных материалов, размещенных на официальном сайте «Школа юного пешехода». Для родителей была организована выставка детских работ на тему: «Путешествуй на зеленый свет».

Реализацию проекта  мы осуществляем несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимают и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируют эти отношения и делают выводы.

Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, через образовательную деятельность, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач и видеофильмов, через подвижные игры. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.

Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Поэтому нашей главной задачей является доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

В течение реализации проекта  в  группах старшего дошкольного возраста нами были  проведены обучающие беседы «Уроки Светофорика», с использованием пособия «Школа юного пешехода» на темы:  «Серьезные вопросы к Светофорику», «Шапка вместо светофора», «Правила безопасности в наземном транспорте», «История ремней безопасности». Проведены подвижные игры по  БДД: «Быстрые самокаты», «Шоферы», «Перевези пассажира», «Передача полицейского жезла и фуражки». Проводились  дидактические игры и упражнения:  «Собери картинку», «Собери машину»,  «Сломанный светофор», «Можно – нельзя», «Что говорит светофор»; сюжетно – ролевые игры: «Шофер автобуса», «Водители»,  «Веселый светофор»,  «В автобусе», «Поведение на улице», «Светофор», «Стоп»,  «Мы грузовики», «Поможем Зайке перевезти урожай», «Цветные автомобили», направленные на изучение правил дорожного движения.

В рамках реализации проекта совместно с воспитанниками были рассмотрены иллюстрации с дорожными ситуациями на улице, направленными на формирование правильного поведения на дороге «Как бы ты поступил?», плакат «Уроки безопасности» по ПДД  и опасным ситуациям угрожающими здоровью и безопасности ребенка.

Участниками проекта была проведена социальная акция для младших групп  «Фликер без сомнения - знак дорожного  движения», с целью, познакомить детей младшего возраста с понятием «фликер» и в чем его значимость в осеннее -зимний период.

Большое внимание мы уделили созданию предметно - развивающей пространственной среды. В группе был оформлен содержательный, красочный, мобильный уголок безопасности по ПДД «Светофорик», лэпбук «Уроки Светофорика», в который  вошли материалы  «Школы юного пешехода».

По итогам реализации проекта по  безопасности дорожного движения, прошедший в детском саду, мы можем сделать вывод, что наши ребята хорошо подготовлены: знают правила дорожного движения, называют и понимают значение сигналов светофора, показывают и объясняют значения знаков дорожного движения, знают правила поведения в потенциально опасных ситуациях и осознают необходимость их соблюдения.

Родители стали более внимательно и ответственно относиться к вопросам формирования навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах.

Список литературы:

  1. Вдовиченко А.А. Ребенок на улице. - СПб.: «Детство-Пресс», 2010.
  2. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозайка – Синтез, 2009.
  3. Пособие по правилам дорожной безопасности для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода» // Грызунова А, Войткевич Е. – г. Кострома: ООО «Издательство «Кедр» ,ноябрь-декабрь, 2019.
  4. Школа юного пешехода[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://detibdd.ru/


Предварительный просмотр:

Тимонина Ольга Владимировна

воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 2

«Развитие познавательного интереса к ручному труду у старших дошкольников посредством техники квиллинг»

Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском  развитии.

Дошкольный возраст - период  расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и  объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности [1; 34].

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют  собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности  инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

Меня заинтересовала техника квиллинга, как одного из возможных видов труда в детском саду. Познакомившись с данной техникой пришла к выводу, что развитие навыков ручного труда с применением техники квиллинга может стимулировать развитие познавательного интереса к ручному труду. Теоретические основы применения техники квиллинга позволили сделать предположения об актуальности его применения. [2; 59].

Анализ результатов показал, что только 50% детей интересует ручной труд. Было проведено анкетирование родителей, анализ анкет показал, что родители незнакомы с техникой квиллинга, но понимают взаимосвязь и значение ручного труда для развития способностей ребенка.

На основе всех проведенных методик можно сделать следующие выводы: уровень познавательного интереса на начальной стадии эксперимента зависит от пола ребенка, ручным трудом предпочитают заниматься девочки, но в процессе работы мальчики проявляют высокую степень заинтересованности ручным трудом.

Постепенно у детей начал формироваться познавательный интерес,   который проявлялся в увеличении количества вопросов, усидчивости во время занятий, заинтересованности  результатом труда. Особенно ярко эти показатели проявились при изготовлении подарков мамам на 8-е Марта, потому что наблюдался повышенный интерес изготовить действительно красивую вещь. [2; 20].

Наблюдение за детьми показало, что интерес мог поддерживаться только при наличии овладения  детьми навыками  техники квилинга. Можно отметить, что на этапе формирования навыков интерес был не у всех детей, а только у той группы, которая и раньше проявляла познавательный интерес к ручному труду.

В качестве выводов по всей работе следует еще раз отметить, что познавательный интерес не может развиваться на пустом месте, он гораздо активнее развивается и закрепляется в деятельности, и квиллинг прекрасно способствует этому.

Список литературы

  1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательного интереса к математике у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов, колледжей, училищ, работников дошкольных образовательных учреждений.- Киров.- Изд-во ВятГГУ,- 1998.-53 с.
  2. Зайцева А.Л. Искусство квиллинга //Дошкольная педагогика.-2008.- №4
  3. Мусиенко С.И. Школа волшебников: Уч.- наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2006. - 64с.



Предварительный просмотр:

Тимонина Ольга Владимировна

воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 2

«Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста»

     В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.[1,с. 15]

     В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики рук, движения отличаются неточностью и несогласованностью. Многие дети с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть-застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать как можно раньше.

     Одним из нетрадиционых способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр. [2, с. 25]

     Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

     Техника бумагокручения может вызвать трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы решаются. Во время занятия бумагокручением необходимо проводить пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.

     В процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивает глазомер, чувство пропорциональности в соотнесении элементов композиции. [3, с. 18]

     Работу с детьми по обучению квиллингу можно начинать со второго полугодия в средней группе, где дети только начинают знакомиться с квиллингом, с инструментами и бумагой, а также с техникой безопасности.

Инструментом для скручивания бумаги является – зубочистка, клей, ножницы.

     Бумага для квиллинга – это бумажные ленты шириной от 3 до 1.5 мм. На начальном этапе полоски для квиллинга должны быть шириной 1.5 мм. Её можно приобрести в готовом виде, а можно и нарезать самим. Нарезание бумаги может быть и подготовительным заданием к занятию квиллингом. Например, во вторую половину дети нарезают бумагу, а на следующий день в первую половину дня, происходит непосредственно совместная деятельность – квиллинг.

     Начиная со старшей группы происходит знакомство и выполнение основных форм в технике квиллинг.

     Основой для выполнения почти всех форм является – разреженный круг. Получив разреженный круг, придаём ему нужную форму – треугольник, «листик», овал, квадрат, «капелька» и другие. В начале знакомства с выполнением форм, не стоит показывать детям технику выполнения сразу несколько форм. Сначала научите выполнять разреженный круг и плотный круг, а результатом такого занятия станет коллективная работа, состоящая из кругов, например «Виноград».  После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски следует уменьшить, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук.

     Освоив основную форму, можно научить выполнять другие различные формы. Изучение элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствие, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок. Научившись выполнять несколько форм, дети уже могут изготавливать поделки по образцу. Образцов должно быть несколько, чтобы ребёнок мог выбрать, какую композицию он будет составлять. Например, изготавливая открытку к 8 марта, ребёнок сам выберет какие цветы он будет выполнять на этой открытке, сам посчитает сколько  нужно полосок бумаги и какого цвета. [5, с. 56]

     Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы. Поэтому с ребятишками необходимо также проводить работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта можно предложить детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.

     Работа по обучению технике квиллинг, может проходить, как самостоятельная деятельность, а затем можно внедрять элементы квиллинга в разные виды деятельности. Например, в математические игры: изготовим столько-то кружочков, к ним прибавим столько-то квадратов, а ответ изготовим в треугольниках.

     Закреплять умения и навыки по квиллингу дети могут и в домашних условиях, для этого нужно заинтересовать родителей. Для родителей можно организовать «творческую мастерскую» и показать основы квиллинга. И если у ребёнка дома возникнут трудности при выполнении деталей квиллинга, родители смогут ему помочь.

     В заключении можно сказать, что занятия в технике квиллинга оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей настойчивости, умения доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий), усидчивости и аккуратности. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика). Это один из лучших инновационных приемов, который помогает детям развить не только моторику пальцев но и  свои творческие способности в изобразительной деятельности.

Список литературы

Гаврина С. Е. Развиваем руки — что бы учиться и писать и красиво рисовать.- Ярославль.: «Академия развития», 1998.

Зайцева А.Л. Искусство квиллинга //Дошкольная педагогика.-2008.- №4

Новикова И. В. Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг.  – И.: Академия Развития, 2012 г.

Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.

Шмитт Гудрун. Квиллинг для детей. – И.: Астрель, 2013 г.

Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.

Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. –

96 с.

Чудина Ю. Ю. Квиллинг для всей семьи: от простого к сложному. – И.: Феникс, 2013 г.