Сертификат и мастер-класс - «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО САМОМАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Мухина Екатерина Сергеевна

Сертификат и мастер-класс - «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО САМОМАССАЖА  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        герб района

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД № 17

__________________________________________________________________

Мастер – класс для воспитателей

Тема:

«Использование игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»

                     Подготовила:

                                                             Инструктор по физической культуре

                                                 Мухина Екатерина Сергеевна

Г.о  Красногорск  2021

Цель: Систематизация знаний у педагогов о методике   проведения самомассажа в разных возрастных группах.

Задачи:

1. Заинтересовать педагогов методикой проведения с дошкольниками самомассажа

2. Дать необходимые знания для оздоровления воспитанников

1. Из истории

Массаж зародился на ранних этапах   развития   народной медицины. В древности люди при различных недугах и болях применяли разминание, поколачивание тела.

 

Интересна и история   возникновения   слова «массаж и самомассаж». Так одни авторы считают, оно произошло от арабского mаss   или masch (нежно разминать, надавливать), другие – от   греческого mаssо (тереть, мять, сжимать руками), третьи - от латинского mаssа   (пристающее к пальцам).

Массаж и самомассаж   с древних времен составлял часть  врачебного искусства.   Индусы и китайцы   были первыми, кто описал приемы массажа и самомассажа.  

 

В Индии и Китае   массаж выполняется   священнослужителями.   Следует сказать, что и в этих странах   существовали школы, в которых обучали   приемам массажа и самомассажа.

 

Приемы массажа   и самомассажа   хорошо были известны в Древнем Египте. Растирание и другие приемы, проводимые в банях Египта:   «…растирания   были распространены в такой степени, что никто не выходил из бани, не подвергшись   массажу и самомассажу.   Для этого растираемого растягивали, мяли, давили на все возможные лады руками различные части тела.

 

У древних славян и народов севера   применялись закаливающие процедуры и массаж в виде сечений, растираний веником, активных движений. Эта форма массажа, которая у древних славян называлась   хвощеванием или веничным масажем описана в летописях Нестора.

 

До ХIХ в. массаж не был научно обоснован. И только ХIХ в. в Европе и со второй   его половины   в России появились первые   клинические и экспериментальные работы по массажу. Этой областью медицины   занимались выдающиеся   русские ученые   В.М. Щербак и многие другие. Отцом современного массажа   можно назвать Исидора Вениаминовича  Заблудовского (1851-1906), который   еще 1882 г.   написал работу «Материалы   к вопросу о движении массажа на здоровье людей».   На протяжении 25 лет он создал более 100работ, посвященных методике массажа. Под именем массажа в настоящее время подразумевается научный способ лечения многих болезней при помощи систематических ручных приемов: поглаживания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации.

 2.  Самомассаж в ДОУ

В ДОУ проведение самомассажа возможно в течение дня, во время физминуток, после сна, как элемент логоритмики.

Виды самомассажа в ДОУ:

- самомассаж лица;

- самомассаж грудной клетки;

- самомассаж верхних и нижних конечностей;

- пальчиковая гимнастика;

- самостоятельная деятельность у детей.

 

3. Длительность

С профилактической целью возможно проведение самомассажа ежедневно или 1-2 раза в неделю. Длительность   каждого занятия   составляет от 15 до 20 минут.

 

4. Структура проведения самомассажа.

Самомассаж можно начинать с классической разминки (ходьба 2-4 видами корригирующей ходьбы на носках, пятках и т.д., подражательные упражнения). Общий комплекс массажа   длится до 10 мин. Заканчиваем самомассаж   массажем стоп.  Самомассаж возможно выполнять   с различными   предметами: колючим мячом, палками и др.

Эффективность коррекционной работы   невозможна без знаний, которые должны получать дети на занятиях. Специальные беседы, игры, наглядные пособия способствуют   лучшему пониманию   и усвоению   физических упражнений.

 

5. Приемы классического самомассажа.

  • Поглаживание – руки скользят по коже, не сдвигая ее, не собирая в складки.
  • Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях.
  • Разминание – смещение тканей с их захватом – действие стимулирующие  даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике.
  • Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани.

6. Требования к проведению самомассажа.

  • Проветренное помещение.
  • Отсутствие соматических заболеваний.
  • Вымытые руки.
  • Зрительный контроль на начальных этапах.
  • Соблюдение направлений массажных движений.
  • Удобное положение тела.
  • Отсутствие стесняющей одежды.
  • Эмоциональная подача материала.

7. Схема проведения самомассажа, рекомендованная Е.А. Дьяковой.

  • Массаж кистей рук;
  • Массаж головы и шеи;
  • Массаж лицевых мышц: лба, окологлазные мышцы, губы, щеки;
  • Массаж ушных раковин;
  • Массаж тела, ног, ступней.

8. Значение массажа кистей рук.

  • Реабилитация тонких движений;
  • Коррекция нарушений письма;
  • Метод сенсорного развития;
  • Метод повышения иммунитета.

9. Оборудование для проведения самомассажа. Оборудование для самомассажа подбирается в зависимости от поставленных задач. Ели занятия предполагают упражнения с предметами, то подбирается соответствующее оборудование: колючие мячики, рукавички и другие. Обязательно продумывается место, где проводятся комплексы по самомассажу, так же оборудование: массажные коврики, стулья, гимнастические скамейки др.

  • Массажные щетки или пластмассовые коврики «травка»;
  • Прищепки;
  • Граненые карандаши;
  • Орехи;
  • Массажные мячики, ролики;
  • Пружинки;

10. Ожидаемые результаты применения самомассажа.

В образовательном направлении:

  • умение овладеть простейшими приемами.

В оздоровительном направлении:

  • расширение капилляров кожи;
  • ускорение циркуляции крови;
  • влияние на обменные процессы;
  • улучшение подвижности связочного аппарата;
  • побуждение к активности.

В воспитательном направлении:

  • тонизирующее влияние на центральную нервную систему;
  • развитие положительных эмоций.

11.  Самомассаж с массажным мячиком

№ п/п

Исходное положение

Содержание упражнения

Дозировка, темп

Методические рекомендации

1

Стоя

Катаем   мячик от пятки   до носка

по 1 мин. на   каждую ногу; темп средний

спина   ровно, руки на поясе

2

Стоя

Катаем   мяч круговыми движениями

по 1 мин. на   каждую ногу; темп средний

спина   ровно, руки на поясе

3

Стоя

Поднимаем мяч ногой (стопами)

средний темп

сохранять равновесие

4

Сидя

Упражнения 1,2,3 из   исходного положения сидя

средний темп

руки сзади в   упоре, лопатки прижать к туловищу  

5

Сидя   по-турецки

Массаж   ладоней, пальцы вместе,   катаем мяч по ладоням вверх,   вниз

средний темп

спина   ровно, колени в стороны, пальцы вместе

6

Сидя   по-турецки

«Раскатываем пластилин». Мяч между   ладонями, одна ладонь сверху, другая снизу

темп средний

пальцы держать вместе, спина ровная

7

Сидя   по-турецки

Сжимание мяча правой, левой руками поочередно

темп   медленный

максимально кисти сжимать     рук

8

Сидя

Прокатывание мяча по рукам сверху   вниз

темп средний

мяч   прижимаем кистью к рукам;   спина ноги прямые

9

Сидя

Зажать мяч между стопами, катать   мяч от пятки   до носка

темп   медленный

 

10

Сидя

Зажать мяч между стопами и поднять   ее прямыми ногами

темп   медленный

руки в упоре сзади, лопатки свести, ноги максимально   прямые

11

Сидя

Катать   мяч по ногам, массаж

темп средний

ноги прямые, колени не сгибать;   полный, максимальный   наклон вперед

12

Сидя

Нога   на мяче, круговые движения по мячу

темп средний

лопатки прижать к туловищу, руки сзади в упоре

13

Лежа   на спине

Круговые движения   мячом по животу по часовой   стрелке

темп   медленный

ноги   прямые, плечи голова на полу

14

Лежа   на полу

Мяч   между стопами, поднять ноги вверх, переложить мячик   в руки, вытянуться, то же обратно

темп   медленный

следить за полным вытягиванием рук и ног

15

Стоя

Мяч   над головой, стоя   на носках, Ха-дренаж

 

максимально вытянуться   вверх

Список используемой литературы

  1. Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет.- М:Карапуз, 2003-37с.
  2. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях.- ТЦ Сфера, 2007-51с.
  3. Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.: Энас, 2006-144с.
  4. Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми.–М.: Мозаика-синтез, 2005.-96 с.
  5. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ./Под редакцией З.И.Бересневой.-М.: Творческий центр, 2003-31с.
  6. Энциклонедия лечебного массажа и гимнастики.  Е.Н. Залесовой. "ТрастПресс" 1999г.