Школьный музей

Марченко Ирина Гаврииловна

                Школьный музей был открыт к 100- летнему юбилею школы и города Джанкоя. Название музея "История первой школы" подобрано не просто так, это школьные стены сами рассказывают свою историю жизни школы в разные исторические этапы развития страны.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, который интегрирует в себе все компоненты, составляющие единство патриотического и гражданского воспитания, интеллектуального, духовно-нравственного, художественно-эстетического, физического и психического развития школьников.

Школьный музей выполняет координирующую и интеграционные функции, обеспечивающие взаимодействие между собой всех его структурных подразделений (музей народной культуры, музей детского творчества, музей эколого-биологический, военно-патриотический музей, музей истории школы, музей истории личностей города и выдающихся событий) и связан со спецификой местного сообщества, потребностями жителей в развитии того или иного направления, а также в соответствии с планом переименования школы.

Он выступает площадкой для реализации всех направлений и видов образовательной, воспитательной деятельности, включая систему дополнительного образования, а также ресурсосберегающих технологий в учебном процессе школы и аксиологического подхода во внеурочной деятельности школьников.

По своему статусу Школьный музей  имеет историческую направленность, действует на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов - Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». В состав школьного музея входят экспозиции.

 

Цели и задачи

Школьный музей, будучи социальным институтом памяти, занимается сохранением и трансляцией наиболее значимой для общества информации, заключенной в подлинных памятниках материальной и духовной культуры, является одним из действенных средств обучения, воспитания, научного познания и самореализации личности обучающегося.

Он призван формировать уважение к своей истории, бережное отношение к малой Родине, которая начинается с колыбели, труду.

Развитие такого рода музея предполагает выявление творческого потенциала учеников и их самореализации, формирование наглядного учебного архива и материалов, которые могут использоваться в работе клуба выпускников, поднимает престиж детского творчества на различных массовых мероприятиях, выставках, конкурсах и т.д.

При развитии музея планируется совершенствовать программу с учетом новых тенденций в системе образования, расширять тематику экскурсий, задействовать новые технологии, в том числе виртуальные экскурсии.

Для полноценной работы Музея оборудован кабинет, в котором собраны основные экспонаты, а также выставлены музейные коллекции, в том числе и проекты самих учеников.

Задачи деятельности музея:

Все составляющие программы развития школьного музея нацелены на реализацию принципа непрерывности и преемственности образования и подчинены приоритетным задачам образовательного учреждения:

·                 воспитание бережного отношения к культурному наследию, истории школы;

·                 развитие патриотических чувств к Родине;

·                 формирование исторического сознания, умений и навыков восприятия аутентичного материала;

·                 обучение основам исследовательской работы;

·                 формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;

·                 воспитание активной жизненной позиции.

·                 формирование у школьников навыков проектной деятельности в коллективе, основанном на общих интересах, совместном труде (при проектировании совместных изделий, композиций и т.д.),

·                 развитие умений и навыков самостоятельной и созидательной деятельности.

·                 приобщение обучающихся и взрослого населения к выставочной экскурсионной деятельности.

Музей школы ориентирован на работу как с детской, так и со взрослой аудиторией в тесном взаимодействии педагогов, детей и родителей.

 

 Основные функции музея

·                 создание условий для социализации обучающихся, включая в воспитательно-образовательный процесс музейные средства и методы;

·                 организация исследовательской деятельности обучающихся;

·                 документирование процессов и явлений, соответствующих профилю и основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;

·                 постоянное развитие экспозиционно-выставочной работы;

·                 освоение обучающимися культурно-исторического пространства родного города, окрестностей и страны в целом.

 

 Основные направления деятельности музея

·                 Комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;

·                 Экспозиционно-выставочная работа;

·                 Образовательно-воспитательная и культурно-просветительская работа.

 

Формы деятельности музея

·                 экскурсия

·                 урок-путешествие

·                 урок-исследование

·                 викторина

·                 урок мужества

·                 выставка

·                 классный час

·                 тематическая встреча

 

Нетрадиционные формы (технологии) проведения урока, используемые в музейной педагогике:

·                 интегрированные уроки, разработанные с учетом межпредметных связей;

·                 уроки, проводимые в форме соревнований, игр, турниров, эстафет, конкурсов и викторин;

·                 уроки, чьей основой являются формы, жанры и методы деятельности, которые приняты общественной практикой. Речь идет об исследованиях, анализе первоисточников, изобретательстве, комментариях, репортажах и мозговых атаках;

·                 уроки с нетрадиционной организацией, в ходе которых используются нестандартные методы представления учебного материала. Например, уроки любви, мужества, мудрости, а также уроки-презентации;

·                 уроки, которые имитируют деятельность учреждений и организаций. Это уроки-суды, дебаты в парламенте, проведения следствия.