презентации

Богатырева Наталья Борисовна

Логопедическая готовность ребенка к школе

Артикуляционная гимнастика

Речевая азбука для родителей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Веселая артикуляционная гимнастика.

Слайд 2

Бегемотик рот открыл, Подержал, потом закрыл. Подразним мы бегемота Пошутить над ним охота.

Слайд 3

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 4

Улыбается щенок, зубки напоказ. Я бы точно так же смог, вот, смотри. Сейчас.

Слайд 5

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка». Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 6

Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.

Слайд 7

Учимся делать упражнение «Хоботок». Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 8

Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем.

Слайд 9

Учимся делать упражнение «Хомячок». Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 10

Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит.

Слайд 11

Учимся делать упражнение «Лопата». Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 12

Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.

Слайд 13

Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 14

Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий.

Слайд 15

Учимся делать упражнение «Чашечка». Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 16

Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»?

Слайд 17

Учимся делать упражнение «Качели». Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 18

У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы.

Слайд 19

Учимся делать упражнение «Иголочка». Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 20

Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается.

Слайд 21

Учимся делать упражнение «Маятник». Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 22

Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе.

Слайд 23

Учимся делать упражнение «Вкусный мед». Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 24

Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет.

Слайд 25

Учимся делать упражнение «Мостик». Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 26

Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок.

Слайд 27

Учимся делать упражнение «Орешек». При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Слайд 28

ура


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А ртикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти и щек. Научите малыша перед зеркалом открывать ротик и закрывать, поднимать вверх язычок, делать его широким и узким, удерживать язык в неподвижном положении и т.д.

Слайд 3

Б ыстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские» слова, так и «взрослые» ( Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав! ) Не позволяйте малышу говорить быстро. Это приводит к возникновению заикания.

Слайд 4

В сегда рассказывайте ребенку о том, что вы видите. Помните, что, если для Вас все окружающее привычно и знакомо, то малыша со всем тем, что нас окружает нужно познакомить. Объясните ребенку, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела… От Вас зависит, будет ли развитым Ваш малыш.

Слайд 5

Г лавные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть Ваша речь.

Слайд 6

Д ыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

Слайд 7

Е сли Вашему ребенку 3 года, у него обязательно должна быть фразовая речь. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в три года – о грубых нарушениях общего развития ребенка.

Слайд 8

Ж есты дополняют нашу речь. Но если Ваш малыш пользуется жестами вместо речи, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Пусть попросит. Чем дольше Вы будете понимать его «жестовую» речь, тем дольше он будет молчать.

Слайд 9

«З олотая серединка» – вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, то есть, к норме. Присмотритесь к своему малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте ребенка информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях у детей наблюдается общее недоразвитие речи!), пока недостаточно развита мелкая моторика, не следует учиться писать.

Слайд 10

И ллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка – прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: какой? где? кто? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, у, под, над и др.

Слайд 11

К ритерии, по которым можно оценить речь ребенка, должна знать каждая мама. Например, нормы формирования звукопроизношения таковы: 3 – 4 года – «С», «З», «Ц» уже должны правильно произноситься; 4 – 5 лет – «Ш», «Щ», «Ж», «Ч»; 5 – 6 лет – «Л», «Й»; до 6 лет допускается замена самого сложного звука «Р» более легким «Л» или его отсутствие в речи.

Слайд 12

Л еворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, которая заложена во внутриутробном периоде и не приемлет переучивания. Это может привести к заиканию и возникновению неврозов.

Слайд 13

М елкая моторика – это моторика кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока…», затем игры с мелкими предметами под Вашим контролем, шнуровки, застегивание пуговиц и др.

Слайд 14

Н ельзя заниматься с ребенком, если у Вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если заниматься не хочет ребенок, если он болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Слайд 15

О бщее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, речь которых появилась поздно: слова после двух лет, фраза – после трех. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, неумение рассказывать, нарушение грамматического строя речи.

Слайд 16

П одражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь ограничивать, по-возможности, общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание).

Слайд 17

Р ежим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон может привести к возникновению заикания и других речевых расстройств. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

Слайд 18

С оска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у ребенка формируется высокое (готическое) узкое небо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношение. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

Слайд 19

Т олько комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения, такие как заикание, алалия, ринолалия, общее недоразвитие речи,дизартрия.

Слайд 20

У мственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие, воображение.

Слайд 21

Ф ольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и хорошо воспринимаются детьми. Скороговорки развивают дикцию. Сначала их произносят медленном темпе,перед зеркалом, тщательно четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивается.

Слайд 22

Х ватит 10 – 15 минут ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.

Слайд 23

Ц веточки (одуванчики, ромашки и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Дуем на одуванчик (не раздувая щек!) и вырабатываем воздушную струю. Ромашку понюхаем – вырабатываем вдох носом, выдох ртом («Ах, как пахнет!»). Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!

Слайд 24

« Ч асики» - упражнение для малышей, чтобы выработать подвижность язычка. Ребенок смотрит в зеркало, ротик открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик-так, тик-так!», а ребенок качает язычком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет упражнение.

Слайд 25

Ш епотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не надрывал голосовые связки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10 – 12 лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.

Слайд 26

Щ етка (любая) может быть использована для массажа пальчиков, ладошек, стимулируя развитие мелкой моторики, повышая тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет не только очистить язык, но и также повышает тонус мышц языка.

Слайд 27

« Э хо» – игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, снижая силу голоса.

Слайд 28

Ю ла, елка, еж, яблоко – эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они двойные: Ю = Й + У, Я = Й + А, Ё = Й + О, Е = Й + Э.

Слайд 29

Я зык – главный орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать язык, опускать, делать широким, узким.

Слайд 30

Учитель –логопед Богатырева Н.Б.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога ГОУ СОШ № 425 г.Москвы Педагог-психолог Бондаренко Н.В. Учитель-логопед Богатырева Н.Б.

Слайд 2

«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений» Л.С. Выготский Выготский Лев Семёнович (1896-1934) — советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций.

Слайд 3

Цель СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ : тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка Задачи: создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда; обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов; разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях школьной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

Слайд 4

- Системность - Комплексность - Соответствие возрастным индивидуальным возможностям - Адекватность требований и нагрузок - Постепенность и системность - Индивидуализация темпа работ Принципы взаимодействия:

Слайд 5

Задачи работы учителя-логопеда Обследование учащихся начальной школы и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению. Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды . Развитие мелкой моторики. Развитие слухового внимания и фонематического слуха. Обогащение словарного запаса учащихся Задачи работы психолога Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки. Совершенствование мелкой моторики. Развитие слухового внимания и фонематического слуха. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств. Активизация отработанной лексики. Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс. Обеспечение психологической готовности к школьному обучению. Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Слайд 6

Совместные НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ Учитель-логопед Психолог Диагностическое Коррекционно-развивающее Консультирование, просвещение педагогов и родителей Аналитическое (мониторинг результатов)

Слайд 7

ДИАГНОСТИКА ДИАГНОСТИКА Определение уровня речевого и психического развития ребенка Выделение факторов риска, на основе полученных результатов Составление общей карты развития ребенка Оценка результативности коррекционной работы с детьми Анализ полученных результатов

Слайд 8

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка

Слайд 10

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность

Слайд 11

Мониторинг результатов деятельности Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

Слайд 12

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Слайд 14

Мы всегда рады помочь Вам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДЫ ТКАЧ И.В., БОГАТЫРЁВА Н.Б. СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ГОУ СОШ №425

Слайд 2

ЛОГОПЕДИЯ – ЭТО СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ, МЕТОДАХ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ВЫЯВЛЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.

Слайд 5

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Слайд 7

СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИЙ

Слайд 9

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЛОГОПУНКТА ШКОЛЫ №425

Слайд 10

Диагностическое направление

Слайд 11

Коррекционно-развивающее направление

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация звука Ж в картинках Учитель-логопед ГОУ СОШ №425 г.Москвы Богатырева Н.Б.

Слайд 2

Помоги пчелке собрать нектар с цветков. Пчелка летит и жужжит.

Слайд 3

Игры: «Назови ласково», «Живое –неживое», «Составь предложение с картинками».

Слайд 8

« Посчитай ».

Слайд 10

Придумай предложения с картинками

Слайд 11

Найди все слова со звуком Ж. Составь рассказ по картинке.

Слайд 12

Желаю успехов!