Методическая работа

Мамедалиева Наталья Борисовна

Материалы выступлений на МО школы и района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Иновации в обучении25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных средств в воспитании и обучении учащихся

В настоящее время, когда процессы информатизации в обществе постоянно ускоряются, изменяются, современная школа не должна оставаться в стороне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационных технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений.

Информационные технологии  являются мощным средством обучения,  которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.

1. Для повышения качества образования я использую мультимедийные средства обучения. Проведение уроков с применением современных технологий имеет много преимуществ. Во-первых, дети лучше воспринимают и усваивают материал. Во-вторых, появляется возможность индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, В-третьих, мультимедийные средства обучения позволяют сократить количество различных видов работ, утомляющих детей, заинтересовать учащихся подачей нового материала, – музыки, анимации, графики. В-четвертых, подача материала происходит более динамично. И наконец, что немаловажно, повышается самооценка подрастающей личности.

На сегодняшний день компания «Дрофа» выпустила на рынок комплект дисков, являющихся мультимедиа приложениями к учебникам по биологии УМК Николая Ивановича Сонина, использование которых позволяет значительно повысить познавательную активность и мотивацию учащихся к предмету.

Это учебники из Федерального перечня,  поэтому наполнение программ совпадает с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Уникальностью данных программ является их полное соответствие авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника предъявление и закрепление материала не расходится с УМК. Благодаря этому максимально облегчена задача учителя встроить мультимедиа компонент в процесс каждого урока.

2. Кроме того в своей работе применяю учебники-навигаторы той же авторской линии. Это набор интерактивных средств обучения, которые содержат помимо гипертекста, высококачественную графику, слайды, видео-ролики и звуковое содержание. Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

Навигаторы позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Моделирование природных явлений и процессов необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью навигатора. Такое использование компьютера позволяет прививать учащимся навыки исследовательской деятельности, формировать познавательный интерес, повышать мотивацию, развивать научное мышление. Например

3. Также в своей работе  применяю программу POWER POINT, что позволяет подготовить и демонстрировать дополнительную информацию на уроках, внеклассных  и воспитательных мероприятиях. Мультимедийные презентации,  можно применить практически на всех этапах урока. Данная форма позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных разнообразной информацией. Очень интересны презентации по изучению биологического разнообразия растений и животных. Большой восторг у учащихся вызывает наглядный материал данных презентаций, когда они могут очень хорошо разглядеть, то или иное растение или животное. Дополнением к презентациям становятся материалы к уроку приготовленные учащимися.

4. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Данная методика мне близка и я с удовольствием использую ее в своей работе

Методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную позицию.

Выполненный проект мы представляем в самых разных формах:  альбом, коллаж, компьютерная презентация и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс. Главным результат работы над проектом  актуализация                                                                                имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

У нас есть опыт создания межпредметного проекта. Мы совместили изучение сайтостроения с наукой о живой природе и как результат  получили  сайт.

Ежегодно школьным методическим объединением проводим  игру «В королевстве естественно-общественных наук», где каждая команда готовит свой проект в защиту своего предмета.

5. На уроках при использовании ИКТ часто применяю в качестве формы работы - игры. Игра позволяет углубить, обобщить знания учащихся, с их помощью можно проверить уровень усвоения учащихся основных законов и понятий, развить  интерес и тем самым повысить познавательную активность. Особенно важно, что учащиеся  участвуют по желанию и с большим интересом. В познавательных играх есть возможность проявить смекалку, умение ориентироваться в безбрежном море знаний о жизни всех живых организмов на Земле. Среди познавательных игр-задач хорошо известны викторины, кроссворды, ребусы, занимательные игры, данетки. Тематика таких познавательных игр-задач может быть самой разнообразной. Поэтому часто использую в работе  игровые моменты.

6. К одному из видов инновационных технологий в обучении можно также отнести деловые (Ролевые)игры. Деловая игра как метод обучения позволяет как бы «прожить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается 20% информационного материала, в то время как в деловой игре - 90%. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу. Мероприятия подобного роды мы используем на совместных занятиях с педагогом психологом и медработником школы. Это психологические тренинги, «Суд над сигаретой», «На приеме у врача».

7. Среди инновационных методов обучения следует отметить тесты, которые максимально содействуют развитию мышления учащихся, т.е. выполняют развивающую функцию. Применение тестов на уроке обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в учебном процессе.

 В настоящее время существует множество пособий с готовыми тестами по биологии остается лишь выбрать необходимый уровень и тему. Мне же больше нравится пособие автором которого являются хорошо  знакомые по нашему  учебному УМК Владимир Борисович Захаров и Николай Иванович Сонин. В нем представлены отдельно все темы школьного курса. И по каждой теме есть задания разного уровня сложности.

Два предыдущих года учащиеся нашей школы сдавали выборный ЕГЭ по биологии. Результаты были следующими:

2009 – 2010 учебный год двое сдающих перешагнули необходимый рубеж и набрали баллы соответствующие допустимому уровню.

В 2010 – 2011 учебном году в одиннадцатом классе сдавало биологию 3 учащихся – качество 67%, 9 класс 5 человек сдавали экзамен  – 100% качества. Использую элементы тестирования не только на уроках, но и на  внеклассных мероприятиях. Ежегодно у нас в школе проходит мероприятие «Готов ли ты к школе?», где учащиеся в шуточной и игровой форме подтверждают свою учебную готовность.

Таким образом, использование новых технологий  позволяет углубить, обобщить знания учащихся. С их помощью  можно проверить уровень усвоения учащихся основных законов и понятий, развить  интерес и тем самым повысить познавательную активность. Особенно важно, что учащиеся  участвуют по желанию и с большим интересом.  

  Использование игровых моментов на уроках считаю приемлемой, так как в значительной степени повышает  уровень качества знаний учащихся, активизация познавательной активности учащихся. 

Использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока (обучающих, развивающих, воспитательных). И  на каждом этапе урока -  эффективному закреплению материала, объяснению нового материала, оперативному контролю знаний учащихся и т.д. – в зависимости от этапа урока)

использование новых технологий способствует и повышению качества обучения

Современный учитель-это не профессия, это образ жизни. Он сам должен жить своими детьми и делать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на его уроки. А удовольствие от радости открытия  детей во многом зависит от учителя. Это и стиль общения с учеником, и применяемые современные технологии, и организация работы на уроке, где к каждому ребенку свой подход. Чтобы все это уметь применить на уроке, учителю надо все время самому совершенствоваться, развиваться. А тот, кто имеет желание это делать, и является современным учителем.