Моделирование

Мамедалиева Наталья Борисовна

Моделирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_irovanie.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Метод моделирования как средство формирования компетентности у учащихся при изучении биологии

Коллеги, мы с вами знаем, что для формирования компетентности  и достижения результатов учащихся необходимо создание определенной среды и развитие универсальных учебных действий.  Школьники должны уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.  Вот от слова «МОДЕЛИ» мы и оттолкнемся в нашей сегодняшней беседе, поговорим об использовании метода моделирования на уроках биологии как средства формирования компетентности учащихся.

Моделирование  - это исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения.

   Использование метода моделирования позволяет развивать:

  •  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.
  •  способствует развитию у ученика мотивационной сферы, интеллекта, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.   
  • развитию  творческого потенциала.

Моделирование находит широкое применение  не только из-за того, что может заменить эксперимент. Оно имеет большое самостоятельное значение, которое выражается  в целом ряде преимуществ.

  1. по-разному интерпретировать исследуемое явление, и выбрать наиболее плодотворную из них для теоретического истолкования;
  2. можно сделать различные дополнения к исследуемой гипотезе и получить ее упрощение;

Какие же модели, и с какой целью можно применить   при изучении предмета БИОЛОГИЯ? Приведу конкретные примеры…

Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные.

Предметные модели

Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).

При изучении темы «Строение клетки» можно проводить занятия по моделированию растительной и животной  клетки с использованием пластилина. Этот прием можно использовать как в ходе проведения урока, так и в качестве творческого домашнего задания. Подобные задания возможно применять и на других уроках  в 6 классах, что объясняется  психолого-физиологическими особенностями учащихся этого возраста. Даже становясь старше дети не отказываются от подобной формы игры. Они играют сами и приобщают нас – взрослых. На мероприятии посвященном Дню Учителя дети на шуточном уроке биологии попросили учащихся (в этот день ими были учителя) сделать цепь питания при помощи пластилина.

После «пластилиновых» работ лучше воспринимается  и теоретический материал.

При изучении темы «Строение цветка», 6 класс, учащимся предлагается создать модель цветка, опыляемого насекомыми. Для выполнения работы учащимся необходимы различные знания из области морфологии цветка. В ходе моделирования они проходят несколько этапов деятельности.

Другими словами учащиеся «пропускают» через себя информацию, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи и воплощают в модель. Проводя такие занятия, преподаватель довольно легко может определить, насколько ученик понимает предмет.

В построении модели используем не только пластилин, но и другие подручные материалы, например цветную бумагу, природные материалы и др. При изучении темы «Рост и развитие животных» аппликацией  изготавливаем модели бластулы, гаструлы и нейрулы. Примером предметной модели может послужить  модель принципа  конструктора - пазлы.

Информационные модели

Я использую информационные модели как опору для изложения соответствующего учебного материала  в виде схем.

В итоге получится структура, которая графически отображает размышления. При построении каждой схемы в неё можно включить следующие аспекты: происхождение понятия; зарождение знания, его развитие, современное состояние; внутрипредметные и межпредметные связи знаний; прикладное значение знаний для человека, общества, природы; отражение знаний в культуре, искусстве и т.д.

Данная модель имеет различные названия: схема, интеллект-карта, кластер (прием в технологии развития критического мышления).

Очень эффективно использовать информационные модели при изучении систем и аппаратов органов в 8 классе и Царства Животных в 7 классе, где в опорном конспекте по учебному материалу в виде значков, символов кодируется большой объем информации, но легко расшифровываются учениками, особенно когда эти символы выбирают и предлагают сами дети.    

 Игровое моделирование. 

Хотелось бы вспомнить еще об одном виде моделирования – игровое. В ходе изучения темы детям раздаются карточки с названием растений, растительноядных и плотоядных животных, бактерий, грибов. Затем детям дается задание: взявшись за руки,  составьте цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений – это 1 звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами-разрушителями органического вещества. Учащиеся анализируют, что произойдет с цепочкой, если из нее исключить отдельное звено.

При изучении Царства Грибы детям присваивается имя гриба. Ведущий должен собрать в «корзину» грибы одной из групп (съедобные или ядовитые, трубчатые или пластинчатые, плесневые, грибы-паразиты).

Игровое моделирование часто используется и в качестве физкультурной минутки.

В восьмом классе при изучении темы «Ткани и органы» учащиеся, с удовольствием выполняя роль, «клеток» моделируют ткани. Традиционно в конце предметной декады проводим конкурсно-развлекательную программу «В королевстве естественно-общественных наук» на которой игровое моделирование является одним из самых любимых конкурсов учащихся.

Использование метода моделирования позволяет развивать:

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формировать и развить экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
  • а так же другие универсальные учебные действия.

Созданные модели используются на разных этапах урока: при постановке учебной задачи на этапе изучения или закрепления знаний и умений, как домашнее,  творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета.