Мои разработки для коллег

Юшкова Юлия Михайловна

Конспекты занятий, мастер-классы, методические сообщения, консультации для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

Разработка логоритмического занятия с элементами арт – педагогики

 «Ёжик в гости к нам пришёл»

для     детей средней группы

                                                   

                                         

                                                         Выполнила:  Юшкова Ю.М.

                                                         музыкальный руководитель МБДОУ                                            

                                                         детский сад «Березка»

                                             

Мамонтово, 2020 г

               

 «Ёжик в гости к нам пришёл»

Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей посредством музыки, игр, пения, музыкально - ритмических движений.

Задачи:

  1. Образовательные

- формирование правильной артикуляции и ясного произношения слов;  

- совершенствование общей и мелкой моторики;

- формирование творческой активности.

2. Развивающие

- развитие речевого и певческого дыхания, мимики, пантомимики.

3. Воспитательные

- воспитание бережного отношения друг к другу;

- воспитание умения согласовывать свои действия с партнерами;

- воспитание любви к природе средствами музыкального искусства.

Оборудование: ЖК-телевизор, флеш-накопитель, сундучок, игрушка: ёжик.

Методы, приемы

Словесный метод.

Наглядно-слуховой метод.

Практический.

Аналитический (сравнения и обобщения).

Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности;

2. Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками; 3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Расширение музыкального кругозора детей;

2. Сенсорное развитие;

3. Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений;

 2. Практическое овладение детьми нормами речи;

3. Обогащение «образного словаря».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Развитие детского творчества;

 2. Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров; 3. Закрепления результатов восприятия музыки;

 4. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности; использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов двигательной активности;

2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Продолжительность занятия  - 20 минут.

Ход занятия

  1. Организационный момент (дети заходят под музыку, садятся на стульчики)
  • Приветствие (пропевание по слогам с прохлопыванием ритма: восьмые длительности – в ладоши, четверти – о колени, половинные – обе руки вперед):

- Здравствуйте, ребята!    (c – d – e – f – g – g)     4 восьмых 2 четвертных

- Здравствуйте!                  (g – e – c)                      2 четвертных 1 половинная

- Как у вас дела?                (c – d – e – f – g)           4 восьмых 1 половинная

- Хорошо!                           (g – e – c)                       2 четвертных 1 половинная

  • Прохлопать все вместе имя каждого ребенка по слогам.

 

  1. Подготовительные упражнения
  • Артикуляционная разминка («зарядка для язычка»). Дыхательная гимнастика (подышать «как ёжики», надувать животики «как воздушные шарики»).
  • Пальчиковая гимнастика «Шарик» (сидя на стульчиках).

  1. Слушание музыки Д. Кабалевский «Ежик» (CD 2 № 8)

Предварительно отгадать загадку:

Он в норе живёт под ёлкой, носит острые иголки. 

Показать игрушку, рассмотреть колючки. Обратить внимание, что музыка такая же острая и колючая, а в проигрыше можно услышать, как поют птички.

Прослушать пьесу. Беседа - какими шагами и в каком темпе может двигаться ёжик.

Движения под музыку (как ёжики - маленькими шагами, слегка сгорбившись, локти оттопырены): на тему ёжика бегать врассыпную по залу, проигрыш – замереть, слушать пение птиц.

  1. Логоритмические упражнения
  • (Сидя на стульчиках) – беседа о том, что ёжику скоро будет холодно, нужно для него построить дом. Человек какой профессии сможет помочь ежу? (Строитель).

Упражнение «Тук-тук молотком» - стучать кулачком о кулачок, проговаривая слова: «Тук-тук молотком – мы построим новый дом». Равномерно «пошагать» с проговариванием слов  поочередно ладошками по коленям на каждую долю (8 шагов). То же – хлопать обеими руками о колени на сильную долю (4 хлопка).

  1. Разучивание песни Р. Бойко «Новый дом» (CD 2 № 9) .

  1. Пляска «Пружинки» на музыку р.н.п. «Ой, лопнул обруч» (CD 1 № 7)

Танцевальные движений в кругу: пружинка, хороводный шаг, топающий шаг – по кругу, притопы на месте, выставление ноги на пяточку.

  1. Музыкально-ритмическое упражнение «Большие ноги и маленькие ножки» (музыка В. Агафонникова, видео по методике Т.А. Боровик).

(Предварительно – беседа, какие еще звери живут в лесу).

Большие ноги идут по дороге –

Топ, топ, топ. Топ, топ, топ!                                   Топать под музыку.   

 

Маленькие ножки бежали по дорожке –                 Хлопать в ладоши в ритме.

Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ!

Педагог пропевает слова, дети повторяют.

  1. Прощание

Прощание (пропевание по слогам с показом движения мелодии «лесенкой»; затем – с прохлопыванием ритма: восьмые длительности – в ладоши, четверти – о колени, половинные – обе руки вперед):

- До свиданья, дети!     (c – d – e – f – g – g)             4 восьмых 2 четвертных

- До свидания!                  (g – f  - e – d - c)                4 четвертных 1 половинная

Под музыку «Ежик» дети выходят из музыкального зала.

         

Список использованных средств и материалов

Литература

  1. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день / конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD). Средняя группа. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – Санкт-Петербург.: Композитор, 2011.
  2. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.

Интернет-ресурсы

  1. Ритмическое упражнение для малышей «Большие ноги и маленькие ножки» https://www.youtube.com/watch?v=yd4XhQkALsg



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

Разработка музыкального занятия с элементами логоритмики

 «На лесной поляночке»

для     детей подготовительной группы

                                                   

                                         

                                                         Выполнила:  Юшкова Ю.М.

                                                         музыкальный руководитель МБДОУ                                            

                                                         детский сад «Березка»

                                             

Мамонтово, 2022 г

           

«На лесной поляночке»

Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей посредством музыки, игр, пения, музыкально - ритмических движений.

Задачи:

  1. Образовательные

- ознакомление с живой и неживой природой;

- актуализация знаний о временах года;

- закрепление текста в разученной ранее песне «На лесной поляночке»;

- совершенствование общей и мелкой моторики.

2. Развивающие

-  развитие  чувства ритма;

- развитие речевого и певческого дыхания, мимики, пантомимики;

- развитие творческой активности;

- развитие координации между слухом и голосом, вокально-интонационных навыков.  

3. Воспитательные

- воспитание бережного отношения друг к другу, чувства коллективизма;

- воспитание умения согласовывать свои действия с партнерами;

- воспитание любви к природе средствами музыкального искусства.

Оборудование: видеопроектор, ноутбук, интерактивная доска, стулья, музыкальный центр.

Методы, приемы

Словесный метод.

Наглядно-слуховой метод.

Практический.

Аналитический (сравнения и обобщения).

Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Забегания вперёд и возвращения к пройденному.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности;

2. Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками; 3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Расширение музыкального кругозора детей;

2. Сенсорное развитие;

3. Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений;

 2. Практическое овладение детьми нормами речи;

3. Обогащение «образного словаря».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Развитие детского творчества;

 2. Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров; 3. Закрепления результатов восприятия музыки;

 4. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности; использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов двигательной активности;

2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Продолжительность занятия   30 минут.

Ход занятия

  1. Организационный момент (дети поскоками заходят под музыку (Слайд 1, муз. 01), останавливаются в кругу).
  • Музыкальное приветствие со звучащими жестами (пропевание по слогам с прохлопыванием ритма: восьмые длительности – в ладоши, четверти – о колени, половинные – обе руки вперед):

- Доброе утро! (g – e -  e – g - g)         1 четвертная, 2 восьмых, 2 четвертных

- Здравствуйте!                  (g – e – c)                      2 четвертных 1 половинная

- Как у вас дела?                (g – g – e – e – g)           4 восьмых 1 половинная

- Хорошо!                           (g – e – c)                       2 четвертных 1 половинная

 Добиваться, чтобы действия были синхронными. После каждого задания детей обязательно хвалить! 

  1. Основная часть
  • Ритмическое упражнение «Большие ноги и маленькие ножки»

Обратить внимание на слайд (зимний лес) – Что вы видите?

Ответы детей.

- Наше занятие сегодня пройдёт на лесной поляночке. Мы побываем на ней в разные времена года. Сейчас у нас какое время года?

Ответы детей (зима).

Давайте посмотрим, кто же из лесных зверей приходит на зимнюю поляночку? Под музыку вместе со следами больших ног топаем, с маленькими следами – хлопаем.

(Слайд 2 – видео).

  • Дыхательная гимнастика

Как громко и грозно рычит рысь! Давайте тоже попробуем порычать. Чтобы так громко рычать, надо правильно дышать. Проверим, умеете ли вы то?

- Руки на животе. Резкий вдох носом, выдох ртом. Живот надувается, как шарик, плечи не поднимаются.

- То же – с поворотом головы вправо-влево, вверх – вниз.

  • Артикуляционное упражнение «За буфетом» (чистоговорка) – слайд 3.

Обратите внимание на картинку. Кто это к нам прибежал? (Таракан). Разве он живет в лесу? А где? (В домах). Наверное, таракан заблудился. Давайте вспомним про него чистоговорку.

Чётко проговаривать чистоговорку:

За буфетом под пакетом 5 тараканов.

Самый храбрый таракан

Убежал к тебе в карман (3 хлопка в ладоши).

Повторять с ускорением, меняя число на уменьшение. Первые 2 раза прохлопывать по коленям каждую долю, следующие 2 раза – первую и третью доли. Последние 2 раза – сильную долю.

  • Какое  следующее время года? (Весна). Правильно, молодцы! Садитесь на стульчики (Слайд 4). .

И вот мы на весенней лесной поляночке. Как вы думаете, это ранняя весна или поздняя? Почему?

Ответы детей.

А мы начали разучивать песню про весеннюю поляночку. Давайте вспомним, с кем из лесных жителей мы там встречаемся?

Ответы детей.

Правильно, молодцы. А теперь давайте встанем со стульчиков и споём песенку под музыку.

 Песня «На лесной поляночке»  (муз. 02). Следить за чистотой интонирования, чёткой артикуляцией.

Сели на стульчики.

  • Весной хорошо, природа просыпается, травка, листва зеленеют – и вслед за весной приходит…?

Ответы детей.

Интересно, кто же нам встретится на летней полянке?

Загадка: Рыжая, с пушистым хвостом,

               Живет в лесу под кустом

Ответы детей.

Правильно!  (Слайд 5)

Обратите внимание, во что обута лисанька?

Ответы детей.

Правильно. Это русская народная обувь – лапти. А из чего плели лапти?

Ответы детей.

«Лиса по лесу ходила»

Прибаутка: Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила.

                       Лиса лычки драла, лиса лапотки плела.

Показать движение мелодии, пропеть скачок. Спеть, хлопая каждую долю, сильные доли, ритм. Спеть с музыкой (муз. 03), хлопая доли – за 1 разом; сильные доли – за вторым.

  • Музыкально-ритмические движения.

А когда лиса сплела себе новые красивые удобные лапти, ей, наверное, очень захотелось в них потанцевать. Давайте и мы потанцуем.

Встали в круг (муз. 04).

Движения, которые мы будем использовать в нашем танце (дети повторяют за педагогом):

хлопки в ладоши на каждую долю; шлепки по коленям на сильную долю; приставной шаг вправо-влево в умеренном/быстром темпе; ритмический рисунок ти-ти-та в разных вариантах исполнения; прыжки на месте.

  1. куплет.

- Шлепки  по ногам - на 1 и 3 доли (8 раз).

- Хлопки в ладоши – на каждую долю (16 раз).

- Прохлопать ритмический рисунок на ритмослоги ти-ти-та (4 раза).

  1. куплет.

- Приставной шаг вправо/ влево – на сильную долю (по 4  в каждую  сторону).

- Приставной шаг вправо/влево – на каждую долю (по 4 шага в каждую сторону).

  1. куплет.

- Притопы по очереди правой и левой ногой – на 1 и 3 доли (8 притопов).

- 2 хлопка в ладоши + притоп (на ритмослоги ти-ти-та) (4 раза).

- Прыжки на месте - на каждую долю (16 раз).

  • Разучивание танца «Докучная сказка».

Вы любите летом купаться?

Ответы детей.

 Предлагаю разучить танец под весёлую песню про бабку, которая тоже любила купаться (слайд 6). 

Движения в кругу, взявшись за руки - без музыки:

- приставной шаг вправо-влево (по 2*2);

- 4 вперед – 4 назад;

- 4 шлепка по коленям, 3 хлопка перед собой, подать руки стоящим рядом.

С музыкой – она хитрая, меняет темп (скорость) (муз. 05).

Сели на стульчики.

  1. Пальчиковая гимнастика

Ребята, отгадайте загадку:

Ползла букашка по большой ромашке.

Но вспорхнула второпях и запуталась в сетях.

Угадайте, дети: кто расставил сети?

(Паук)

(Слайд 7).

Интересно, а у паука лапки – это ноги или руки?

Ответы детей.

А давайте спросим у паучка?

«У тебя, скажи, паук».

У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?  

(Соединить большой палец левой руки и мизинец правой. Повернув кисти, соединить мизинец левой руки и большой палец правой. Продолжать «шагать».           

Отвечай-ка, паучок:

Сколько рук и сколько ног?

(Соединять по очереди одноименные пальцы на руках, начиная с мизинцев).

Когда лапы по дорожке ходят –

Это мои ножки.

(Положить руки крест-накрест запястьями, ладони вниз, пошевелить растопыренными пальцами – «лапками»).

Лапы вяжут паутинку –

Будто руки ткут холстинку.

(Соединить на каждой руке большой и указательный пальцы, мизинец оттопырить – «вязать»).

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки.

(Опять положить руки запястьями друг на друга, шевелить пальцами).

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки!

(Соединить запястья и кончики одноименных пальцев – «коробочка»- цап!).

Что же нам ответил паучок? Руки у него или ноги?

Ответы детей.

  • Логоритмическое упражнение «С барабаном ходит ежик» (слайд 8).

Посмотрите на экран, ребята – какое на полянке теперь время года? (Осень). Как вы определили? (Желтые листья, белочка насушила грибов – готовится к зиме).

Осенью поспевает урожай: в лесу - грибы, ягоды, в огородах и садах - овощи, фрукты. Какие фрукты очень любит ёжик? Он ждёт, когда они поспеют и упадут на землю, чтобы на своих колючках унести их в норку.

Ответы детей.

Рассчитаться на первый – второй. Проговаривать слова с постепенным ускорением к концу стихотворения, шлёпая по коленям руками на каждую долю. На слова «Бум, бум, бум» повернуться в пары, хлопнуть друг другу ладонями о ладони и опять сесть ровно.

С барабаном ходит ёжик – бум, бум, бум!

Целый день играет ёжик – бум, бум, бум!

С барабаном за плечами – бум, бум, бум!

Ёжик в сад забрёл случайно – бум, бум, бум!

Очень яблоки любил он – бум, бум, бум!

Барабан в саду забыл он – бум, бум, бум!

Ночью яблоки срывались – бум, бум, бум!

И удары раздавались – бум, бум, бум!

  • Видео «Грибочки» - ритмическое упражнение.

Загадка: Стоит Антошка на одной ножке.

Ответы детей.

Сейчас проверим, правильно ли вы догадались (слайд 9).

Молодцы, правильно. Обратите внимание – грибочки разного размера – большие и маленькие. Большие грибы поют песенку из длинных звуков – та, та, а маленькие – из коротких: ти-ти, ти-ти. Давайте вместе с грибочками проговорим и прохлопаем их песенки (прохлопать с ритмослогами ритмический рисунок. Аналогично – слайд 10, 11).

А теперь соединим маленькие песенки в одну большую и прохлопаем её под музыку (слайд 12 - видео).

  1. Подведение итогов.

Вот мы и побывали на лесной полянке в разные времена года – в какие? Ответы детей (зима, весна, лето, осень).

Кого встретили на зимней поляночке? (Медведя, рысь)

На весенней? (Подснежник, ёжика с друзьями, паука)

Летом встретились с…(лисой). Что лиса делала?

Осенью на лесную полянку приходил…(ёжик, собирал яблоки и грибочки).

А после осени вновь наступила…(зима).

Слайд 13        

Вот мы и вернулись. Нам с вами осталось только попрощаться, ведь занятие подошло к концу.

  • Музыкальное прощание.

(пропевание по слогам с прохлопыванием ритма: восьмые длительности – в ладоши, четверти – о колени, половинные – обе руки вперед):

- До свиданья, дети!     (c – d – e – f – g – g)             4 восьмых 2 четвертных

- До свидания!                  (g – f  - e – d - c)                4 четвертных 1 половинная

Выход из зала паровозиком (муз. 06).

Список использованных средств и материалов

Литература

  1. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день / конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 CD).  Подготовительная группа. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – Санкт-Петербург.: Композитор, 2015.
  2. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
  3. Песня «На лесной поляночке» / муз. М. Четверикова, сл. В Казанцева.

Интернет-ресурсы

  1. Ритмическое упражнение для малышей «Большие ноги и маленькие ножки» https://www.youtube.com/watch?v=yd4XhQkALsg
  2. Баринова И. «Грибная история» https://www.youtube/A_U_mfXbAXk



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

Разработка музыкального занятия с элементами логоритмики

 «На лесной поляночке»

для     детей подготовительной группы

                                                   

                                         

                                                         Выполнила:  Юшкова Ю.М.

                                                         музыкальный руководитель МБДОУ                                            

                                                         детский сад «Березка»

                                             

Мамонтово, 2022 г

           

«На лесной поляночке»

Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей посредством музыки, игр, пения, музыкально - ритмических движений.

Задачи:

  1. Образовательные

- ознакомление с живой и неживой природой;

- актуализация знаний о временах года;

- знакомство с песней Алтайского композитора М. Четверикова «Песенка друзей»;

- совершенствование общей и мелкой моторики.

2. Развивающие

-  развитие  чувства ритма;

- развитие речевого и певческого дыхания, мимики, пантомимики;

- развитие творческой активности;

- развитие координации между слухом и голосом, вокально-интонационных навыков.  

3. Воспитательные

- воспитание любви к музыкальному наследию композиторов Алтайского края;

- воспитание бережного отношения друг к другу, чувства коллективизма;

- воспитание умения согласовывать свои действия с партнерами;

- воспитание любви к природе средствами музыкального искусства.

Оборудование: видеопроектор, ноутбук, интерактивная доска, стулья, музыкальный центр.

Методы, приемы

Словесный метод.

Наглядно-слуховой метод.

Практический.

Аналитический (сравнения и обобщения).

Мнемотехника.

Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Перспективы и ретроспективы.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности;

2. Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и сверстниками;

3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Расширение музыкального кругозора детей;

2. Сенсорное развитие;

3. Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений;

 2. Практическое овладение детьми нормами речи;

3. Обогащение «образного словаря».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Развитие детского творчества;

 2. Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров; 3. Закрепления результатов восприятия музыки;

 4. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности; использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов двигательной активности;

2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Продолжительность занятия   30 минут.

Ход занятия

  1. Организационный момент (дети поскоками заходят под музыку (Слайд 1, муз. 01), останавливаются в кругу).
  • Музыкальное приветствие со звучащими жестами (пропевание по слогам с прохлопыванием ритма: восьмые длительности – в ладоши, четверти – о колени, половинные – обе руки вперед):

- Доброе утро! (g – e -  e – g - g)         1 четвертная, 2 восьмых, 2 четвертных

- Доброе утро! (g – e -  e – g - g)         1 четвертная, 2 восьмых, 2 четвертных

- Как у вас дела?                (g – g – e – e – g)           4 восьмых 1 половинная

- Хорошо!                           (g – e – c)                       2 четвертных 1 половинная

 Добиваться, чтобы действия были синхронными. После каждого задания детей обязательно хвалить! 

  1. Основная часть
  • Логоритмическое упражнение «С барабаном ходит ежик».

- Наше занятие сегодня пройдёт на лесной поляночке. Мы побываем на ней в разные времена года. Какое сейчас у нас время года?

 (Осень).

Правильно. Посмотрите на экран – что мы видим? (Желтые листья, белочка насушила грибов – готовится к зиме).

Осенью поспевает урожай: в лесу - грибы, ягоды, в огородах и садах - овощи, фрукты. Какие фрукты очень любит ёжик? (Яблоки).  Верно, ёжик ждёт, когда они поспеют и упадут на землю, чтобы на своих колючках унести их в норку. А я знаю стихотворение про ёжика, который любил не только яблоки, но и очень любил играть на барабане.

Проговаривать слова с постепенным ускорением к концу стихотворения, шлёпая по бёдрам руками на каждую долю. На слова «Бум, бум, бум» хлопать в ладоши.        

С барабаном ходит ёжик – бум, бум, бум!

Целый день играет ёжик – бум, бум, бум!

С барабаном за плечами – бум, бум, бум!

Ёжик в сад забрёл случайно – бум, бум, бум!

Очень яблоки любил он – бум, бум, бум!

Барабан в саду забыл он – бум, бум, бум!

Ночью яблоки срывались – бум, бум, бум!

И удары раздавались – бум, бум, бум!

Молодцы!

Рассчитаться на первый – второй. Проговаривать слова, шагая на месте на каждую долю. На слова «Бум, бум, бум» повернуться в пары, хлопнуть друг другу ладонями о ладони и опять встать ровно.

Сели на стульчики.

  • Видео «Грибочки» - ритмическое упражнение.

Загадка: Стоит Антошка на одной ножке.

Ответы детей.

Сейчас проверим, правильно ли вы догадались (слайд 2).

Молодцы, правильно. Обратите внимание – грибочки разного размера – большие и маленькие. Большие грибы поют песенку из длинных звуков – та, та, а маленькие – из коротких: ти-ти, ти-ти. Давайте вместе с грибочками проговорим и прохлопаем их песенки (прохлопать с ритмослогами ритмический рисунок. Аналогично – слайды 3,4).

А теперь соединим маленькие песенки в одну большую и прохлопаем её под музыку (видео 1 на слайде 4).

  • Ритмическое упражнение «Большие ноги и маленькие ножки» (Слайд 5).

Обратить внимание на слайд (зимний лес) – Что вы видите?

Ответы детей (зима).

Ёжик зимой спит. Давайте посмотрим, а кто же из лесных зверей приходит на зимнюю поляночку? Встаньте возле стульчиков. Под музыку вместе со следами больших ног топаем, с маленькими следами – хлопаем.

(Слайд 5 – видео 2).

  • Дыхательная гимнастика

Как громко и грозно рычит рысь! Давайте тоже попробуем порычать. Чтобы так громко рычать, надо правильно дышать. Проверим, умеете ли вы то? Встали в круг.

- Руки на животе. Резкий вдох носом, выдох ртом. Живот надувается, как шарик, плечи не поднимаются.

- То же – с поворотом головы вправо-влево, вверх – вниз.

Молодцы, садитесь на стульчики.

  • Артикуляционное упражнение «За буфетом» (чистоговорка) – слайд 6.

Обратите внимание на картинку. Кто это к нам прибежал? (Таракан). Разве он живет в лесу? А где? (В домах). Наверное, таракан заблудился. Давайте выучим про него чистоговорку.

Чётко проговаривать чистоговорку:

За буфетом под пакетом 5 тараканов.

Самый храбрый таракан

Убежал к тебе в карман (3 хлопка в ладоши).

Повторять с ускорением, меняя число на уменьшение. Первые 3 раза прохлопывать по коленям каждую долю, следующие 2 раза – первую и третью доли.

  • Какое  следующее время года? (Весна). Правильно, молодцы!  (Слайд 7). .

И вот мы на весенней лесной поляночке. Как вы думаете, это ранняя весна или поздняя? Почему?

Ответы детей.

Давайте выучим песню про весеннюю поляночку? Называется она «Песенка друзей», а музыку к ней написал Алтайский композитор Михаил Четвериков (повторить). Раньше он жил и работал в нашем селе, сочинял песни, а сейчас Михаил Андреевич на пенсии и живёт в селе Крестьянка.  Эту песенку он сочинил специально для вас - детей, которые ходят в детский сад.

 В исполнении педагога песня «Песенка друзей»  (муз. 02).

Кого мы встретили на весенней поляночке? (Ответы детей). Правильно. Но сразу запомнить всю песню сложно, правда? У меня для вас есть подсказки - картинки!

Демонстрация мнемокартинок (слайды 8 – 24). Разучивание песенки с помощью мнемокартинок. Следить за чистотой интонирования, чёткой артикуляцией.

Молодцы! Попробуем спеть песенку целиком? А поможет нам видео. Встаём со стульчиков.

Исполнение песни с помощью мнемовидео (на слайде 25).

Сели на стульчики.

  • Весной хорошо, природа просыпается, травка, листва зеленеют – и вслед за весной приходит…?

Ответы детей.

Интересно, кто же нам встретится на летней полянке?

Загадка: Рыжая, с пушистым хвостом,

               Живет в лесу под кустом

Ответы детей.

Правильно!  (Слайд 26)

Обратите внимание, во что обута лисанька?

Ответы детей.

Правильно. Это русская народная обувь – лапти. А из чего плели лапти?

Ответы детей.

«Лиса по лесу ходила»

Прибаутка: Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила.

                       Лиса лычки драла, лиса лапотки плела.

Показать движение мелодии, пропеть скачок. Спеть, хлопая каждую долю, сильные доли, ритм. Спеть с музыкой (муз. 03).

  • Музыкально-ритмические движения.

А когда лиса сплела себе новые красивые удобные лапти, ей, наверное, очень захотелось в них потанцевать. Давайте и мы потанцуем.

Встали в круг.

  • Разучивание танца «Докучная сказка».

А разучим мы  танец под весёлую песню про бабку, которая  любила купаться (слайд 27). Вы любите летом купаться?

Движения в кругу, взявшись за руки - без музыки:

- приставной шаг вправо-влево (по 2*2);

- 4 вперед – 4 назад;

- 4 шлепка по коленям, 3 хлопка перед собой, подать руки стоящим рядом.

С музыкой – обратите внимание: она хитрая, меняет темп (скорость) (муз. 04).

Сели на стульчики.

  • Пальчиковая гимнастика

Ребята, отгадайте ещё одну загадку:

Ползла букашка по большой ромашке.

Но вспорхнула второпях и запуталась в сетях.

Угадайте, дети: кто расставил сети?

(Паук)

(Слайд 28).

Интересно, а у паука лапки – это ноги или руки?

Ответы детей.

А давайте спросим у паучка?

«У тебя, скажи, паук».

У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?  

(Соединить большой палец левой руки и мизинец правой. Повернув кисти, соединить мизинец левой руки и большой палец правой. Продолжать «шагать».           

Отвечай-ка, паучок:

Сколько рук и сколько ног?

(Соединять по очереди одноименные пальцы на руках, начиная с мизинцев).

Когда лапы по дорожке ходят –

Это мои ножки.

(Положить руки крест-накрест запястьями, ладони вниз, пошевелить растопыренными пальцами – «лапками»).

Лапы вяжут паутинку –

Будто руки ткут холстинку.

(Соединить на каждой руке большой и указательный пальцы, мизинец оттопырить – «вязать»).

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки.

(Опять положить руки запястьями друг на друга, шевелить пальцами).

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки!

(Соединить запястья и кончики одноименных пальцев – «коробочка»- цап!).

Что же нам ответил паучок? Руки у него или ноги?

Ответы детей.

  1. Подведение итогов.

Вот мы и побывали на лесной полянке в разные времена года – в какие? Ответы детей (осень, зима, весна, лето).

Осенью на лесную полянку приходил…(ёжик, собирал яблоки и грибочки).

Кого встретили на зимней поляночке? (Медведя, рысь)

На весенней? (Подснежник, ёжика с друзьями)

Летом встретились с…(лисой, пауком). Что лиса делала? А паук?

А за летом вновь наступила…(осень).

Слайд 29.        

Вот мы и вернулись. Нам с вами осталось только попрощаться, ведь занятие подошло к концу.

  • Музыкальное прощание.

(пропевание по слогам с прохлопыванием ритма: восьмые длительности – в ладоши, четверти – о колени, половинные – обе руки вперед):

- До свиданья, дети!     (c – d – e – f – g – g)             4 восьмых 2 четвертных

- До свидания!                  (g – f  - e – d - c)                4 четвертных 1 половинная

Выход из зала паровозиком (муз. 5 на слайде 29).

Список использованных средств и материалов

Литература

  1. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день / конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 CD).  Подготовительная группа. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – Санкт-Петербург.: Композитор, 2015.
  2. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
  3. Песня «На лесной поляночке» / муз. М. Четверикова, сл. В Казанцева.
  4. Интерактивное дидактическое пособие «Творчество Алтайских композиторов – детям!» / Ю.М. Юшкова.

Интернет-ресурсы

  1. Ритмическое упражнение для малышей «Большие ноги и маленькие ножки» https://www.youtube.com/watch?v=yd4XhQkALsg



Предварительный просмотр:

Воспитание любви к Родине средствами музыки

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".

 Л.Н.Толстой.

 Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. "Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное - открывать глаза на дорогое и родное..." – писал В.А.Сухомлинский.

В нашей стране на данный момент, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, всё большое значение приобретает патриотическое воспитание дошкольников. Дошкольное учреждение вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Идеологической основой патриотического воспитания являются духовно-нравственные ценности нации.

         Эта тема стала приоритетным направлением деятельности и нашего дошкольного учреждения. Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребёнка. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребёнка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо", закладывается тот фундамент, на котором впоследствии будут достраиваться остальные душевные  качества ребенка. Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. "Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования", – так говорил Аристотель. "Дело искусства – сохранять душу", – это слова нашего современника В.Распутина.

 Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется  на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.  

        Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, если их использовать для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т.д.

Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Дети становятся активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр; активно включаются в работу по подготовке к праздникам и развлечениям. Включение устного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки) обогащают содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

        Русская классическая музыка, произведения  П. И. Чайковского,  Н.  Римского – Корсакова,  М. И. Глинки  обогащают впечатления дошкольников, также приобщая их к духовной культуре родного народа.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов воспитывается такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы.

Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Обстановка праздников и развлечений помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет.

Надо помнить, что одними только средствами музыкального искусства в воспитании чувства патриотизма и любви к Родине ограничиваться нельзя, необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от фольклора до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребёнка как основа его любви к Родине.

        



Предварительный просмотр:

Консультация

«Роль педагога дошкольного учреждения в создании развивающей среды для одарённых детей»

  1.  Понятие и структура развивающей среды в работах педагогов и психологов.

        В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образовательное учреждение – это первая образовательная ступень, которая выполняет очень важную функцию по подготовке детей к школе. Это обуславливает использование гибкого средового подхода, позволяющего эффективно использовать все ресурсы, имеющиеся у образовательной организации.

        Среду в качестве условия для оптимального саморазвития личности одним из первых рассматривал Ж.Ж. Руссо. В отечественной психологии и педагогике термин «среда» появился в 20-х годах ХХ века: «окружающая среда» - А.С. Макаренко, «общественная среда ребёнка» - П.П. Блонский, «педагогика среды» - С.Т. Шацкий. Исследования подтверждали, что объектом воздействия преподавателя должны быть внешние условия, в которых существует ребёнок. Среда является для ребёнка источником его социального опыта и знаний.

 Таким образом, развивающая среда – система, которая способствует полноценному развитию личности и деятельности ребёнка. Эта система включает в себя следующие компоненты:

- информационный  (устав, правила внутреннего распорядка учебного заведения, законы государства);

- психодидактический        (ответы на вопросы, как и чему обучать, т.е. содержание процесса образования);

- социальный (создаваемые при взаимодействии между субъектами процесса обучения возможности и условия).

В условиях введения ФГОС ДО,  создание условий, способствующих развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования.                          

        2.  Кто такие одарённые дети

Одарённых детей часто называют вундеркиндами (от нем. «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать. Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Потенциал может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым считается каждый пятидесятый ребёнок.

        Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения (В.А. Моцарт создал свои первые произведения в 4 года, математик Б. Паскаль написал в 9 лет научный трактат). Вундеркинд рождается 1 на миллион человек.

        Одарённость – это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что совершенствуется одарённость.

        Чаще всего выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость – характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость – подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают материал, процесс обучения приносит им удовольствие.
  • Креативная одарённость – может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай – творческая одарённость, т.е. склонность детей к какому-либо виду искусства.
  • Социальная одарённость – заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом.
  • Психомоторная одарённость – предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм, спорту.

Одарённость – это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50 % случаев особые способности ребёнка проявляются к 5-6 годам и к 8 раскрываются в полной мере. В ДОУ выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время, какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка:

  • Раннее развитие - часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
  • Хорошая концентрация и память – легко запоминает стихи, слова песен и интересные для него факты.
  • Развитая речь – словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление – одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать новые игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия – по тому, как и во что ребёнок играет, часто можно судить о его одарённости. Такие дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своей фантазии.
  • Познавательный интерес – одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.

Следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:                                                                

 - Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.                                 - Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.                                                                                                     

- Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.                                

   - Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.                                                                            

   - Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но может помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим: сегодня он выдумывает несуществующие слова, а завтра станет выдающимся лингвистом; юный любитель рисовать узоры на обоях имеет шансы вырасти успешным дизайнером.

Неординарные способности одарённых детей нередко провоцируют взрослых на форсирование развития потенциала детей.  Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного типа, негативно сказывается на одаренности ребенка.  При форсировании развития не всегда успевают созревать разнообразные способности ребенка.                                                                                                      

Выступая против попыток искусственной акселерации, советский психолог А. В. Запорожец выдвинул идею расширения, углубления тех сторон развития, которые специфичны именно для дошкольного возраста. По мнению А. В. Запорожца, если в детские годы не сформировать должным образом непосредственное восприятие окружающего и наглядно-образное мышление, то и дальнейшее развитие может получить чрезмерно отвлеченный, оторванный от конкретной действительности характер. Специфические виды детской деятельности – предметная игра, рисование, конструирование, лепка и др. – не только возможны, но и необходимы для раскрытия одаренности дошкольника.  Свободные игры – также интересный для ребенка и чрезвычайно значимый для его развития элемент детства.                                                      В связи с бурным развитием современной компьютерной техники  возникает потребность ее использования для развития дошкольников.   Необходимо взвешенное отношение родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений к взаимодействию ребенка и компьютера. С одной стороны, неправильно будет ограждать ребенка от реально существующей информационной цивилизации. С другой стороны, время нахождения ребенка у компьютера должно быть строго регламентировано – не более 15 минут в день в младшем дошкольном возрасте и, доводя до максимальных значений 30-45 минут в день, в старшем дошкольном возрасте. Следует понимать, что занятия с компьютером не замещают, а дополняют другие формы развития ребенка.    

  Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т. к. его излишняя требовательность может действовать и разрушительно.    

        Таким образом, педагоги, работающие с одарёнными детьми, должны иметь широкий кругозор, развитую эмпатию, чуткость, творческое мировоззрение.

 



Предварительный просмотр:

G:\консультации для педагогов\консультация проект рег\социалистичноличностное развитие.png

C:\Users\Я\Desktop\рамки\HHXAb393t8.png

Человек начинается с детства.

Именно в детстве происходит процесс социализации, или адаптации, ребенка в мире взрослых и детей путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, правил и способов поведения, присущих обществу.

Многие известные педагогики и философы (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, К. Н. Вентцель, В. А. Сухомлинский) обращали внимание на необходимость ранней социальной адаптации ребенка, так как качества, привитые с детства, оказываются прочными и воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности.

Что же нужно сделать нам, взрослым, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным? Как помочь детям получить запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться в сегодняшней ситуации, быть готовым действовать в меняющихся условиях? Обратимся к народной педагогике.


C:\Users\Я\Desktop\рамки\HHXAb393t8.png

Народная педагогика определяется как "совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т.п." (Г.Н. Волков).

 Насыщенные яркой образностью и выразительностью средства народной педагогики занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств.

Какие же средства народной педагогики могут обеспечить успешность социальной адаптации дошкольника? Они очень просты и всем известны. Это устный литературный и музыкальный фольклор, народно-прикладное искусство, народные игры и танцы, народные календарные праздники.

 Они мудро создавали ребенку условия для присвоения им духовных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями образы и впечатления.

 

C:\Users\Я\Desktop\рамки\HHXAb393t8.png

Для воспитания средствами народной педагогики нет необходимости создавать специальные условия, все это происходило в повседневной жизни, в процессе любого вида деятельности.

Все дети любят слушать сказки. Читайте сказки перед сном, дневным или ночным. Для детей в равной степени привлекательны и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. В особенности трогает ребенка судьба сказочных героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Все сказки учат добру и служат воспитанию нравственности лучше всяких занятий по этике. То, что ребенок поймет и почувствует через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает увеличиваться лексика со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.

C:\Users\Я\Desktop\рамки\HHXAb393t8.png

Лучшие образцы речевой культуры отражены в фольклоре. В произведениях устного народного творчества – в пословицах, поговорках, загадках, потешках - заложены языковые нормы, образцы речи, поднятые до высоты эстетического идеала.

 Обращение к фольклору обеспечивает формирование таких коммуникативных качеств, как логичность, точность, выразительность речи.

Интересным педагогическим материалом являются прибаутки, построенные в вопросно-ответной форме, которые можно использовать по дороге в детский сад, домой. Их живописные сюжеты побуждают детей к творческим проявлениям в певческой и театрализованной деятельности.

- Федул, Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался!

C:\Users\Я\Desktop\рамки\HHXAb393t8.png

Использование песенного фольклора открывают большие возможности в музыкальном воспитании детей.

 Народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением являются лучшими хоровыми произведениями для разучивания.

Сам характер народных песен ("поющийся" текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствует выработке таких важных певческих навыков, как напевность исполнения и чистота интонирования.

Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих навыков - дыхания - происходит при этом наиболее эффективно. Пение без сопровождения (а это традиция звучания народной песни) является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха.

Чудом являются вещи, придуманные и созданные народом и призванные украшать нашу жизнь и наш дом.

C:\Users\Я\Desktop\рамки\HHXAb393t8.png

Глиняные расписные свистульки, элементы национального костюма, золотая хохлома на детском стульчике – все это поможет ребенку увидеть красивое, открыть для себя мир прекрасного. А это сильное противоядие против уродства и безобразия. Ребенок будет стремиться к гармонии, ему захочется вести себя красиво, достойно. Многое меняется в поведении ребенка, который соприкоснулся с красотой.

Неисчерпаемые богатства народной игры. Во время прогулки предложите детям подвижные игры, которые способствуют физическому развитию и помогают освоить нравственный, трудовой опыт социальной жизни.

C:\Users\Я\Desktop\рамки\HHXAb393t8.png

В играх "Я по горенке шла, клубок ниток нашла", "Заинька", "Репка", "Редька" проявляются в единстве не только ловкое и сильное движение, драматическое действие, пение, но и содержится масса сведений о том, что, например, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать "с конца, да не сорвать с кореньица", не повредить.

Особое внимание следует уделить народным праздникам. Традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни, воспитательное значение которой неоценимо. Они естественным образом ориентированы на создание благоприятной воспитательной среды для детей разного возраста. Кроме того, в народных праздниках нашло ярко выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой.

C:\Users\Я\Desktop\рамки\HHXAb393t8.png

Чтобы научить ребенка искусству жить в ладу с природой, а значит и с самим собой, друг с другом, дайте ему возможность почувствовать атмосферу таких народных праздников, как Масленица, Святки, Кузьминки и другие.

 Посмотрите с ребенком выступления фольклорных ансамблей, организуйте участие в играх, отведайте национальные блюда. Все это останется ярким воспоминанием в памяти ребенка на всю жизнь.

Неоценимы возможности народной культуры в социально-личностном развитии детей. Однако необходимо помнить, что в дошкольном детстве ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важными являются прежде всего те ценности, которые признаются его родителями.

C:\Users\Я\Desktop\рамки\HHXAb393t8.png

Можно прочитать много добрых сказок, выучить десятки пословиц, спеть множество народных песен, но если в семейных традициях, обычаях, укладе и образе жизни мало заботятся о сохранении нравственного начала, объясняя «это реалиями сегодняшнего дня», сможет ли ребенок устоять  перед потоком негативной информации с экранов телевидения,  перед видеоиграми, пропагандирующими насилие, агрессию, перед токсикоманией, наркоманией, которые процветают среди подростков и молодежи? Какой выбор сделает?

Крайне важно помочь ребенку сделать первые шаги в правильном выборе нравственных норм и идеалов.

Дети - это воплощение чуда, живущего рядом с нами. Они такие наивные и мудрые, искренние и чувствительные, они – как чистый лист бумаги, на котором можно записать все, что захочется. От того, как мы введем их в мир зрелости и мудрости старших, какой нравственный багаж дадим в дорогу, зависит их успешность, благополучие и наше будущее.



Предварительный просмотр:

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. 

Карл Орф.

        Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания. 

Среди систем музыкально-эстетического воспитания одной из наиболее популярных является система немецкого композитора и музыкального педагога ХХ века Карла Орфа.  Методика детского и юношеского музыкального воспитания, разработанная Орфом, опирается на широкое использование музыкального фольклора и развитие творческой инициативы ребенка. В результате  экспериментальной музыкально-педагогической работы К. Орфа было создано пособие из пяти томов по музыкальному воспитанию «Шульверк». Впоследствии «Шульверк» значительно расширился за счет дополнительных учебных тетрадей Орфа и Кетман, не вошедших в пятитомник, а также за счет различных работ других педагогов. Сборники моделей для элементарного музицирования, изданные в различных странах мира на разных языках, имеют общий заголовок «Орф-Шульверк», что указывает на их внутреннюю связь с концепцией Орфа и возможность использования в качестве дополнительного материала всеми педагогами, работающими по Шульверку.

Главный принцип Орф-педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

        В основу концепции Орфа положено понятие "элементарная музыка", сформулированное для обозначения той музыки, которая существует только в единстве с речью и движением.

Элементарная музыка предполагает использование специального инструментария, который позволяет принимать участие в музицировании каждому, независимо от уровня его способностей. Это древнейшие инструменты человечества: шумовые и звуковысотные ударные, к которым Орф добавил блок-флейту.

Почему именно эти инструменты? Если начинать работу с детьми на сложных классических инструментах, на рояле, смычковых и т. п., то овладение техникой игры, столь трудное, невольно отвлечет внимание детей и уведет от музыки, от музицирования, от импровизации. К тому же сложные инструменты невозможно использовать  в детских садах, где обучаются не только музыкально способные или специально подготовленные дети.

        На протяжении многотысячелетнего исторического пути музыка все дальше уходила и продолжает уходить от своих первичных основ, и нынешний человек нередко оказывается оторванным от ее истоков. Орф и его последователи полагали крайне важным для дальнейшего развития музыкальной культуры и для музыкального воспитания, чтобы ребенок в ранние годы приник к этим живым источникам, познал начало всех музыкальных начал, научился из слова, ритма, движения создавать элементарную музыку.

Прогрессивные идеи К. Орфа:

  • всеобщее музыкально-творческое развитие;
  • детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;
  • связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.

Основные принципы методики К. Орфа:

1. Самостоятельное сочинение детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме.

2. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие.

3. Коллективность занятий детей младшего возраста. Минимальная группа состоит из двух участников, каждому из которых обеспечено равноправное участие в воспроизведении или импровизационном оформлении пьесы. Максимальное количество участников группы практически не ограничено.

4. Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться.

5. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которой – имена, считалочки, простейшие детские песни. Помимо музыкальных целей, воспитывается подсознательное ощущение гармоничности и стройности родной речи, языка. Это – основа восприятия поэзии и шире – литературы вообще.

6. Развитие свободного, не скованного условностями восприятия и отношения к музыкальному искусству. Пройдя через собственное творчество, узнав законы элементарной музыки, можно предположить, что слушатель будет подготовлен к общению с музыкальной культурой в целом, куда он войдет как неотъемлемая ее часть.

Это в какой-то степени игра, но это еще и труд, поэтому привитое желание трудиться, воспитанная потребность в собственном творчестве будут затем перенесены на более широкие области деятельности.

Инструментарий Карла Орфа

  • «Звучащие» жесты»

Начальный этап организации детского музицирования в рамках шумового оркестра  целесообразно начинать с использования так называемых «звучащих жестов» (bodipercussia).

 Звучащие   жесты  - это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и другие. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики. Подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре. Пение и танцы с аккомпанементом  звучащих   жестов  позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Работу с детьми над  звучащими   жестами  необходимо воспринимать как важную форму простейшего активного участия детей в музицировании. Их использование вносит элемент движения, так необходимого для ощущения музыки и для освоения детьми ее ритма, потому что так он осознается и усваивается лучше всего. Это лучшее средство метроритмического воспитания.

  • Деревянные палочки (клавесы).
  • Треугольник.
  • Бубны, барабаны.
  • Бубенцы.
  • Маракасы.
  • Штабшпили (ударные инструменты, представляющие собой резонансный ящик и ряд пластинок определённой высоты из дерева или металла. Звук извлекается ударами палочек. Штабшпили с деревянными пластинами называются ксилофонами, а с металлическими – металлофонами).

Вышеперечисленные инструменты являются основными и представляют собой лишь часть «Орфовского набора». При желании педагог может найти и ознакомиться с другими инструментами, необходимыми ему для создания детского оркестра.        

        Карл Орф, создавая свою музыкально-педагогическую концепцию, адресовал её прежде всего педагогам, работающим с детьми в сфере музыкального воспитания, а не образования. Поэтому его система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребёнка.

Элементы системы музыкального воспитания гармонично вплетаются в структуру занятий.

Формы работы на занятиях по системе К. Орфа

Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.

Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок Орфа. В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал Орф, стоит упражнение речевое. Ими обогащается не только музыкальное воспитание, но и преподавание родного языка и даже иностранного. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочинённый, изменённый в педагогических или иных целях. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

ПРИМЕР измененного ритма модели:

                 Пышка-лепешка,

                 В печи сидела,

                 На нас глядела,

                 В рот захотела.

Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.

У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.

В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые движения и должны составлять главную заботу педагога-музыканта, работающего с дошкольниками.

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.

Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов.

Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.

В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.

Самое первое представление о выразительности различных тембров они получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку, например «Кошкин дом».

        Таким образом, система музыкального воспитания Карла Орфа обладает необходимой гибкостью, универсальностью, которые обеспечивают ей удивительную жизненность на протяжении десятилетий. Современное прочтение этой системы позволяет увидеть в ней глубокие корни и связи, а также сочетать её идеи с другими педагогическими концепциями, лучшими методиками отечественных и зарубежных педагогов, что даёт возможность оптимально и комплексно подходить к решению задач развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях с помощью элементов системы Карла Орфа

        

  1. Слайд 1.

 К. Орф (слайд 2) – немецкий музыкант, композитор, педагог ХХ века. Разработал систему детского и юношеского музыкально-эстетического воспитания,  главный принцип системы – развитие творческой инициативы ребёнка. В основу концепции Орф-педагогики положено понятие «элементарное музицирование» (слайд 3).  Оно обозначает единство музыки, слова и движения – т.е. состоящая из отдельных элементов, слитых воедино.

Элементарная музыка предполагает использование специальных муз. инструментов (слайд 4), который не требуют длительного овладения ими, а позволяют принимать участие в музицировании каждому здесь и сейчас – «взял и заиграл» (клавесы, бубны, треугольники, маракасы, ложки и т.д.).

На начальном этапе в качестве инструментария целесообразно использовать звучащие   жесты  - это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки в ладоши, шлепки по ногам, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и другие – универсальные инструменты, которые даны человеку самой природой (слайд 5).

  1. Во главе угла системы Орфа – ритм, основа всего. Если просто, ритм – чередование коротких и длинных звуков. Позже, в музыкальной школе, например, ребёнок узнает, что существуют длительности четвертные, половинные, восьмые и т.д.. Нам на занятиях достаточно понимать, что есть звуки короткие (их мы проговариваем на ритмослог «ти-ти-ти») и длинные («та»). Т.к. в Орф-подходе используется принцип единства (музыка+слово+движение), мы добавляем звучащие жесты. С самых первых занятий мы договариваемся с детьми, что короткие звуки мы обозначаем хлопком в ладоши («ти-ти-ти-ти»), длинные – шлепком по ногам («та, та»). Таким образом мы можем ритмизировать любую песенку, потешку, прибаутку, стихотворение и т.д..

Пример: Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом.

                 Загорелся кошкин дом – идёт дым столбом.

Проговорить текст в сопровождении звучащих жестов. Затем – ритмослоги+звучащие жесты.

        Это был ритм стихотворения. Но в музыке и в поэзии ритм неразрывно связан с пульсом (метр, размер, доли) = шаги.

«Запустить» 2/4 («та, та») + шлепки + стихотворение.

По группам – метр и ритм.

«Омузыкаливаем» стихотворение: можно «покачаться» на двух звуках (м3).

  1. Детям свойственно много двигаться. Орф-система прекрасно вписывается в потребности ребёнка.

Музыкально-ритмические движения.

В кругу:

- шлепки по бёдрам (та, та);

- хлопки в ладоши (ти-ти);

- соединили (ти-ти-та);

- притопы ногами (та, та);

- хлопки+притопы (ти-ти-та);

- приставной шаг – умерено - вправо, влево (та, та);

- приставной шаг – быстрый (ти-ти).

Под музыку («Солнышко») – соединить движения.

Сели на стулья.

        Ребёнок ритмично двигается под музыку, у него совершенствуется координация, общая моторика, развивается чувство ритма, он учится синхронизировать свои движения с другими детьми, ощущает соотношение разных видов длительностей, получает заряд бодрости и позитива – помним про здоровьесберегающие технологии.

  1. На одном музыкальном материале можно использовать разные формы, виды ритмической работы – это даёт  возможность варьировать, трансформировать деятельность.

«Всё по 7» (на музыку песни «Солнышко»).

  1. Предлагаемые формы работы – только немногие элементы  системы К. Орфа. Их можно усложнить предметной деятельностью – звучащие жесты сочетать с элементарными музыкальными инструментами, использовать упражнения  с пластиковыми стаканчиками и т.д.. Это лишь азы Орф-педагогики, но они просты, удобны для применения, интересны и эффективны для развития чувства ритма у детей.