Консультации для воспитателей

Попкова Елена Андреевна

консультации для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Праздник в детском саду для современных детей, каким он должен быть?

Изменилась ситуация  обществе. Дети стали другими, им интересны другие мультфильмы, их интересует другая музыка, многие дошкольники умело пользуются современными гаджетами. Соответственно меняются взгляды на праздники и развлечения, проводимые в детском саду. Они уже не такие как раньше, с четко поставленными рамками. Педагоги необходимо организовать досуг игровым импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка. Основная цель детских праздников – это доставить ребенку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру, обогатить его новыми яркими впечатлениями. Дать возможность для самореализации, самоутверждения, самораскрытия ребенка.

Трудно представить себе праздник без сюрпризных моментов. Они вносят в праздничный сюжет элемент неожиданности, загадочности. Сюрприз в переводе с французского означает неожиданность, новость.

Сюрприз-это неожиданные веселые моменты, которые вызывают у детей много положительных  эмоций, дети оживляются,их деятельность активизируется. Сюрпризные моменты создают ситуацию новизны в которой нуждаются современные дети-дошкольники. Сюрпризные моменты всегда красочные, яркие, неожиданные. При подготовке к праздникам часто возникает вопрос: как удивить детей и чем их порадовать? Как организовать сюрпризный момент для детей?

В качестве сюрпризного момента может использоваться: письмо или таинственный предмет; появление персонажа, с которым дети путешествуют, выполняя различные задания, здесь можно использовать номера, подготовленные с детьми в индивидуальной работе: танцы, песни, инсценировки и т.д.

Для организции праздника можно использовать технологию квест-игры. Составляется «приключенческий сюжет» с участием популярных среди детей  сказочных или мультипликационных героев, продумываются декорации и материалы для заданий. Технология квест игры поможет окунуться вместе с детьми в мир загадок и тайн, поможет сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач.

В план праздника необходимо вводить не только выученный материал, но и поисковый, когда дети применяют свой накопленный музыкальный опыт в танцевальных, игровых импровизациях. Это придает ему непринужденный характер и освобождает ребят от запоминания большого количества фиксированного материала. Например, дети могут импровизировать танец Снегурочки или снежинок на Новогоднем утреннике, вальс листочков на осеннем празднике и. т. д. Важно только, чтобы педагоги проявили творчество в выборе формы проведения праздника и, в его построении.

Праздник – особое состояние души! Его форма организации  не повторяется и дети каждый раз попадают в новую для них ситуацию, с новыми положительными эмоциями.

Праздники являются шкалой чувств ребенка, где он обучается восторгу, удивлению. Чем больше запас такого радостного опыта в детстве, тем больше будет запас радости, готовность к празднованию, умение создать праздник.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Развитие математических способностей на прогулке осенью

Каждое время года по-своему уникально, и осень не исключениеОсень богата разнообразными дарами, которые помогут организовать увлекательные занятия, в том числе и познавательные игры для развития математических способностей у детей на осенней прогулке. Хочу представить вам небольшую подборку.

Предложите детям на  прогулке отыскивать «все чего по два», «по три», «по четыре» и т. д.

Предложите детям на прогулке собрать мальчикам- желтые, маленькие листья, а девочкам- большие красные листья. Сколько листиков мы с вами собрали? (много) Сколько букетов получилось? (один)

 Во время прогулки очень удобно знакомиться с понятиями «толстый-тонкий». Предложите детям сравнить толщину деревьев на участке: если ствол дерева легко обхватить руками, он тонкий, а если обхватить его не получается – значит, дерево толстое.

Предложите сравнить высоту деревьев, кустов, травы, домов.

Понятие «ширина» более естественно познается детьми не с помощью специально вырезанных абстрактных бумажных полосок, а путем перешагивания (или перепрыгивания) «ручейка». Нарисуйте на асфальте мелом или палочкой на земле «ручейки», предложите детям сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть, почему.

Предложите детям на участке собрать осенние листья и сгруппировать их по величине: большие, средние, маленькие. Спросите: как узнать, каких листьев больше? Что для этого надо сделать?

Предложите детям выложить и назвать знакомые цифры из камешков, каштанов, палочек.

Начертите на асфальте мелом геометрические фигуры. Предложите детям найти на участке предметы по форме похожие на эти фигуры.

Можно устроить соревнование по сбору камешков, веточек, листьев. А потом посчитать, кто больше собрал.

Можно поиграть в игру «Классики». Она тренирует ловкость, координацию и помогает закрепить счет.

Всем известная игра «Крестики – нолики» развивает логическое мышление (можно начертить мелом на асфальте или палочкой на песке)

Можно закреплять прямой и обратный порядковый счет отбивая мяч.

Можно спрятать любой предмет, и предложить детям найти его используя подсказки «направо», «налево», «прямо» и количество шагов, которые нужно сделать в данном направлении. (для усложнения игры, дети делятся на две команды, одна прячет предмет и говорит подсказки, а другая ищет).

Развивайте математические способности в любое время и в любом месте!



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Технология детских проектов

В современных требованиях к структуре профессиональной компетентности педагогических работников, одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями. К таким технологиям относится технология проектной деятельности.

Проектная деятельность – это индивидуальная или групповая (коллективная) деятельность, направленная на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для участников проектной деятельности и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – это педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.

Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения  к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой).

Проект может быть педагогический и детский.

В чем же их отличие?

Педагогический проект – деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные мероприятия. Основные этапы формирования и реализации вы можете увидеть на слайде. Это определение актуальности, постановка целей и задач, участников проекта, описание механизма реализации, ожидаемых результатов, оценка эффективности и проблем в ходе реализации проекта.

В детском же проекте – субъектом деятельности выступают дети, но организуются они также педагогом.

И так детский проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием определенного продукта.

Зачем нужны проекты? Для поддержки и развития самостоятельной и познавательной деятельности детей, расширение кругозора, развития индивидуальных творческих способностей, обучение групповой работе.

Виды детских проектов.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По продолжительности выполнения проекта: краткосрочные (1-3 нед.), среднесрочные (до мес.), долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду деятельности: (по Л.В. Киселевой) исследовательско-творческие, информационно-практико-ориентированные, творческие, ролево-игровые.

Детский проект разрабатывается с учетом возрастных особенностей.

Дети 3-5 лет участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему. Дети 5-6 лет уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь, уже самостоятельно находят проблемы исследования. Третий этап – творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Это итог формирования проектной деятельности. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на этапы

1 этап. После утверждения названия и темы проекта педагог выносит проблему на обсуждение детям, в результате выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности.

2 этап. Далее следует разработка совместного плана действий по достижению целей. Не забываем, что гипотеза и есть цель проекта. Первый вопрос детям «Что мы знаем об этом?», далее «Что хотим узнать?» и наконец «Как нам найти ответы на вопросы?»

3 этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации. Для этого среда вокруг ребенка должна быть как бы незаконченной, незавершенной.

4 этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, праздники.

При защите проекта должны быть продемонстрированы вклад ребенка, родителя, педагога.

Условия успеха

  1. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие.
  2. Начинать осуществлять проект сразу после выбора темы, пока не угас интерес, мотивация к работе, т. к. интересы дошкольников ситуативны, у них не сформирована способность работать долго и целенаправленно в одном направлении.
  3. Создание максимально возможного дидактического, информационного, технического и материального обеспечения конкретного проекта (иллюстративно-справочная литература, схемы, видеокассеты, диктофон, CD-диски, приборы, игрушки, вспомогательные материалы).
  4. Проектные задания должны предусматривать использование детьми хорошо знакомых им знаний (умений) в сочетании с новыми (теми, что предстоит приобрести). Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед к новым знаниям.
  5. Четко спланировать ход проекта и определить, каким видам деятельности (знаниям) дошкольники должны научиться на каждом этапе проекта.
  6. Спланировать предварительную и подготовительную работу (система простых заданий на поиск аналогий и ассоциаций и другие упражнения).
  7. Профессионализм педагога (умение спланировать работу детей над проектом, обеспечить мотивацию к труду, уметь выбирать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития, ненавязчиво помогать ребенку добывать новые знания (метод убывающих подсказок — любая проблема, которую ребенок нащупал сам, уже содержит стимул к ее решению), постепенно делегировать ребенку право принятия решений.
  8. Всячески приветствовать различные варианты решения одной проблемы, избегая оценок «правильно» — «неправильно». Важно — обосновано решение или нет. В ходе коллективного обсуждения дети учатся слушать других, сомневаться в собственной точке зрения или доказывать ее (обычно критического отношения к собственной мысли не хватает, поэтому необходимость сомневаться в собственной правоте следует постоянно подчеркивать).
  9. Исследование должно идти одновременно с обучением.
  10. Ребенку важно увидеть значимость проекта, оценку взрослых, ощутить гордость за свою работу. Так повышается самооценка и вера в себя.
  11. Четко выстраивать стратегию руководства проектом (отсутствие авторитаризма, сотворчество с детьми, педагогическая поддержка — подсказка, постоянная демонстрация заинтересованности в проекте, в успехах каждого).

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

© Ссылка на источник: https://sch763sv-new.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_obrazovanie/obrazovanie/methodical_cabinet/proektnaya_deyatel_nost_pedagoga_v_doshkol_nom_uchrezhdenii/

оветы  воспитателю по работе над проектом 

  • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта                                                       тщательно готовить и проводить его                                                       презентацию всеми участниками.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. 
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Организация проектной деятельности с дошкольниками.

Реализация проектной деятельности в образовательной практике связана с формированием определенной среды:

  • использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли педагога, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом;
  • необходимым условием для выполнения дошкольниками проектов является наличие информации, обеспечивающего самостоятельность ребенка в выборе темы проекта и в его выполнении;
  • должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения.

Большинство современных педагогов стремятся донести до детей готовые знания, которыми владеют сами. В этом случае роль взрослых сводится к созданию условий для формирования у дошкольников интереса к предлагаемой теме. Используя же метод проектов, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.

По ходу реализации проекта воспитатель проживает целый ряд ролей: вдохновитель экспериментально-поисковой деятельности детей; специалист в различных областях знаний; консультант по нахождению источников информации; помощник в вопросах планирования и др.

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая  организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

Условия успеха

  1. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие.
  2. Начинать осуществлять проект сразу после выбора темы, пока не угас интерес, мотивация к работе, т. к. интересы дошкольников ситуативны, у них не оформирована способность работать долго и целенаправленно в одном направлении.
  3. Создание максимально возможного дидактического, информационного, технического и материального обеспечения конкретного проекта (иллюстративно-справочная литература, схемы, видеокассеты, диктофон, CD-диски, приборы, игрушки, вспомогательные материалы).
  4. Проектные задания должны предусматривать использование детьми хорошо знакомых им знаний (умений) в сочетании с новыми (теми, что предстоит приобрести). Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед к новым знаниям.
  5. Четко спланировать ход проекта и определить, каким видам деятельности (знаниям) дошкольники должны научиться на каждом этапе проекта.
  6. Спланировать предварительную и подготовительную работу (система простых заданий на поиск аналогий и ассоциаций и другие упражнения).
  7. Профессионализм педагога (умение спланировать работу детей над проектом, обеспечить мотивацию к труду, уметь выбирать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития, ненавязчиво помогать ребенку добывать новые знания (метод убывающих подсказок — любая проблема, которую ребенок нащупал сам, уже содержит стимул к ее решению), постепенно делегировать ребенку право принятия решений.
  1. Всячески приветствовать различные варианты решения одной проблемы, избегая оценок «правильно» — «неправильно». Важно — обосновано решение или нет. В ходе коллективного обсуждения дети учатся слушать других, сомневаться в собственной точке зрения или доказывать ее (обычно критического отношения к собственной мысли не хватает, поэтому необходимость сомневаться в собственной правоте следует постоянно подчеркивать).
  2. Исследование должно идти одновременно с обучением.
  1. Ребенку важно увидеть значимость проекта, оценку взрослых, ощутить гордость за свою работу. Так повышается самооценка и вера в себя.
  2. Четко выстраивать стратегию руководства проектом (отсутствие авторитаризма, сотворчество с детьми, педагогическая поддержка — подсказка, постоянная демонстрация заинтересованности в проекте, в успехах каждого).



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Воспитание без принуждения»

Говорят, что лучшее правило политики – не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании. (Жан Поль)

 Как же воспитывать без наказаний и принуждения? Хочу предложить Вам несколько лайф-хаков.

- Меньше серьезности, больше игры.

Подходите к решению любой проблемы с игрой.

- Слушать и слышать.

Алгоритм прост: в диалоге «возвращать» ребенку то, что он вам сказал, при этом обозначив его чувство. Такой прием позволяет не обесценивать переживания детей, а относиться к ним с уважением.

- Вопрос вместо указания

Общение с помощью вопросов предполагает более уважительное отношение к ребенку, это общение на равных, не с позиции главного, то есть взрослого. Плюс он дает ребенку возможность выбрать: согласиться или отказаться.

- Чтобы дети вас слушали, и не баловались, замените «не» на что-то более позитивное: у нас не бегают, а ходят шагом; не перебивают, а говорят по очереди.

- Объясняйте детям причины своих действий и запретов: «нет» - и дальнейшее разъяснение почему. Дети готовы верить в наши взрослые причины. Когда им становится понятна причина нашей просьбы или ограничения – у них выстраивается определенная логика. И ребенок охотнее идет нам на встречу.

- Внимание к мелочам – это обращать внимание, замечать все то, что является желаемым, и игнорировать какие-то нарушения и трудное поведение ребенка.

- Награждать за примерное поведение. Поощрение всегда работает лучше, чем наказание.

- Подчеркивать достоинства и сильные стороны ребенка. Это позволит ребенку чувствовать себя сильным и способным справиться с трудностями.

- Хвалить авансом. Можно попробовать хвалить за то качество, которого пока у ребенка нет. Если мы относимся к людям чуть лучше, чем они есть, - у них может возникнуть мотивация таким стать, дотянуться до этого отношения.

Самый эффективный метод воспитания – это любовь, сочувствие и воспитание себя.