Учитель года 2023
Размещаю материалы для участия в конкурсе "Учитель года -2023"
Ссылка на визитку https://cloud.mail.ru/public/X6H3/RfPf2eWud
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование познавательных универсальных учебных действий | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года – 2023»
Конкурсное испытание «Методическая мастерская»
«Формирование познавательных универсальных учебных действия обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности»
Мирзоян Д.Б.
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1 р.п.Новые Бурасы
Саратовской области»
Сегодня школа переживает время больших перемен, активно включилась в процессы модернизации образования, освоения стандартов нового поколения. Особенностью ФГОС является соединение системного и деятельностного подхода в обучении, развитие личности ученика, его творческих способностей. Приоритетна развивающая функция обучения, которая способна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Поставленная задача связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Учителя сегодня волнуют вопросы:
- Какие методы и средства обучения выбрать?
- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.
В современных условиях назрела необходимость применения новых активных и интерактивных форм и методов работы с учащимися, изменения технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Единственный путь ведущий к знаниям – это деятельность… Бернард Шоу.
Только деятельность, т.е. постоянная и кропотливая работа над собой делает педагога настоящим педагогом.
Перед учителями всегда стоит очень сложная задача. Она заключается не только в том, чтобы уделять особое внимание нравственности и образованию подрастающего поколения, но и в том, чтобы привлечь внимание учащихся к учебному процессу, заинтересовать и воспитать их достойными гражданами. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.
И все чаще мы задаемся вопросом: «Что же нам сделать для того, чтобы подготовить такое поколение?»
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Активные формы и методы обучения для младших школьников – это прежде всего игры во всём их многообразии. Именно в игре ребёнку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным и естественным. Активность также невозможна без споров и дискуссий, решения проблемных вопросов и задач. Большую пользу принесёт урок, который у ученика вызовет интерес не только зрительский, но и создающий что-либо, с их собственной поисковой творческой и даже двигательной активностью. Чем меньше будет «серых» и скучных уроков, чем больше ребята будут «жить в классе» вынося из учебных занятий как интеллектуальный, так и жизненный багаж, тем больше творческих огоньков интереса сохранится в глазах наших детей.
Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребенка, поэтому использование игровых форм при организации педагогического процесса повышает заинтересованность и облегчает усвоение учебного материала.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
1. Нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок: (цитата, костюмированное появление, видеофрагмент, музыкальное вступление, ребус, загадка, анаграмма (перестановка букв в слове))
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности, которая создается при ознакомлении с фактами, вызывающими удивление; ситуация конфликта, возникающая, когда новые факты вступают в противоречие с уже устоявшимися представлениями; ситуация несоответствия, порождается противоречием между жизненным опытом и научными данными и не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления; ситуация неопределенности, возникает, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для решения.
3. Организация релаксации ( физминутка ).
4. Подведения итогов в игровой форме.
Например:
«Ромашка» (отрывают лепестки и отвечают на вопросы по изученной теме), «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Микрофон» (дети берут в руку ми микрофон и говорят, что понравилось, что нет, где было интересно или трудно)
«Мудрый совет» - Ребенок пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока. Совет записывается (анализируется) – парой за партой.
«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Дети делятся на группы, встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
5. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
6. Использование форм интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «дебатов», «интервьюирования».
7. Элементы — «изюминки» (интеллектуальная разминка). Например (интеллектуальная разминка):
- Сколько рогов у двух коров?
- Что находилось у Красной Шапочки в корзинке?
- Что стоит между окном и дверью?
- Сколько букв в алфавите?
8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, урок - экскурсия, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
Плюсы. Активные методы обучения помогают - развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Минусы. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все, на каждом или на одном уроке.
Таким образом, использование методов активного обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.