12. Часто задаваемые вопросы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Часто задаваемые вопросы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела
  • изменения характера стула
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.  Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
  3. Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
  4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
  5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствииблизкого человека. В первый день кратковременное знакомствос воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком ивоспитателем в новой ситуации.
  7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
  8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО:

  • до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
  • в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
  • приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е.  в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хочу заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается  незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,

3 адаптационные группы:

гр.

эмоциональное состояние

деятельность

отношения со взрослым

отношения с детьми

речь

потребность в общении

1.

слёзы, плач

отсутствует

отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя)

отрицательные

отсутствует или связана с воспоминан. о близких.

Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.

2.

неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого.

наблюдение, подражание взрослым.

положительные, по инициативе воспитателя.

отсутствуют или положительные (ответные).

ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых).

Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении  от него сведений об окружении.

3.

спокойное, уравновешенное

предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра.

положительные, по инициативе ребёнка

положительные

инициативная (сам обращается ко взрослым и детям).

Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.



Предварительный просмотр:

«Детская обувь»

 

Родители должны подбирать обувь в соответствии с формой и размером стопы ребенка, учитывать прочность, легкость, мягкость, гибкость, удобство при носке. Обувь должна быть приспособлена к климату, времени года и использоваться по назначению.

Материалы, из которых изготавливают обувь должны обладать достаточными теплозащитными свойствами: низкой теплопроводностью, высокой воздухопроницаемостью и паропроницаемостью, водоотталкивающими свойствами (гидрофобными).

По условиям носки или назначению обувь делят на бытовую и специальную. К бытовой относится повседневная уличная, домашняя, сменная, к специальной – спортивная, медицинская.

Приобретая обувь для ребенка, надо учитывать, как ее размеры, так и полноту.

Обувь для детей должна быть изготовлена из кожи, обладающей большой прочностью, пластичностью, некоторой воздухо и паропроницаемостью. Ее недостатком является то, что, если она промокнет, ее теплопроводность настолько увеличивается, что в такой обуви холоднее, чем в резиновой. Водоотталкивающая способность кожи небольшая. Кроме кожаной можно приобретать обувь с верхом из ткани, шерсти, меха. Текстиль обладает плохой теплопроводностью и хорошей теплоизлучаемостью, что и используется в летней обуви. Недостатком текстильной обуви является более быстрое и большее ее загрязнение, чем кожаной. Обувь из кожзаменителя для детей недопустима. Так как каблук искусственно повышает свод стопы, предупреждая плоскостопие, в детской обуви он просто необходим, он также способствует защите пятки от ушибов, повышению износоустойчивости обуви. Высота каблука для дошкольников от 5 до 10 мм, для школьников она постепенно увеличивается, но не более чем до 20 мм вместе с толщиной подошвы. Стелька должна соответствовать форме детской стопы, как бы повторять ее лучевую форму. Обувь не должна быть жесткой, так как при уменьшении жесткости подошвы более равномерно распределяются нагрузки по всей площади опоры и осуществляется правильный режим движения стопы. Негнущаяся подошва (жесткий низ обуви) ограничивает движения большого пальца, последний сдвигается кнаружи, вследствие чего страдает мышца, отводящая большой палец. Жесткая обувь затрудняет ходьбу, ограничивает движения суставов стоп, вызывает быстрое утомление мышц. К быстрому утомлению мышц, распластыванию стопы при длительном стоянии, ходьбе по твердым поверхностям приводит слишком мягкая подошва. Использование такой обуви должно быть строго ограничено. По весу обувь должна быть как можно легче, так как тяжелая обувь способствует увеличению расхода энергии, утомлению, затрудняет передвижение.

Колготки, носки, гольфы могут компенсировать недостатки верхней обуви, неправильно подобранные – нанести вред. Необходимо, чтобы они были паро- и воздухопроницаемые. Тщательно надо расправлять колготки и носки, чтобы они не собирались в складки, из-за чего на пальцах и пятках могут быть потертости. Идеальным является ежедневная смена колготок и носков даже для здоровых детских ног. Для ног с повышенной потливостью это требование обязательно. Подбирать колготки и носки следует по размерам.

Кроме умения использовать целесообразную конструкцию самой обуви и выбирать обувь из соответствующих материалов, необходимо правильно подобрать обувь и использовать ее строго по назначению. А для этого необходимо учитывать особенности развития детской стопы. У мальчиков и девочек в возрасте до 7 лет включительно ежегодный прирост стопы составляет в среднем 11 мм. Учитывая такой быстрый рост стопы, надо менять обувь один раз в 6 месяцев. Родители должны уделять особое внимание примерке, так как сам ребенок не может определить годность обуви. Ее следует примерять на обе стопы, после чего предложить походить, постоять, чтобы убедиться в ее удобстве, а также пошевелить пальцами ног. По длине, то есть между кончиками пальцев и обувью должно быть пространство в 10 мм, так как стопа удлиняется при утомлении. Пальцы примут согнутое положение, если припуска не будет, что в дальнейшем приведет к изменению их формы. Ношение короткой обуви способствует врастанию ногтей, появлению потертостей, мозолей; пальцы могут приобрести форму когтеобразных, молоткообразных. Узкая обувь сжимает пальцы, вследствие чего большой палец отклоняется кнаружи, пятый палец отклоняется внутрь, а средние вытесняются и ложатся один на другой, резко изменяя свою форму. Нарушается кровообращение. Слишком свободная обувь способствует распластыванию стоп, вызывает потертости, и другие изменения кожных покровов, походка становится неуверенной. Если задник неплотно прилегает к пятке, то последняя будет выскакивать при каждом шаге и травмироваться.

Сапожки, ботинки, валенки предназначены исключительно для улицы. При комнатной температуре они способствуют перегреванию и повышению потливости ног, расслаблению связок.Детям не рекомендуется обувь с открытой пяткой, так как она не удерживает пятку в правильном положении, из-за чего может развиться плоскостопие.В теплую сухую погоду весенне-осеннего периода рекомендуется носить ботинки или полуботинки.С точки зрения конструкции обуви более рациональными считаются ботинки, поскольку удерживают в правильном положении как стопу, так и голеностопный сустав. Особенно это важно для предотвращения развития плоскостопия у детей с ослабленным мышечно-связочным аппаратом, при частом подвертывании стоп. Резиновые сапоги следует надевать в сырую погоду с шерстяным носком, войлочной стелькой, чтобы избежать переохлаждения ног. Не рекомендуется детям лакированная обувь, поскольку лак плохо пропускает воздух, влагу, и это вызывает потливость, болезненность, отечность стоп. Открытые туфли без застежек неудобны для детей. Держатся они за счет тесного обхвата и сжатия, чем вызывают утомление мышц, тогда как необходимо, чтобы детская обувь держалась на ноге за счет свободного обхвата тыльной части стопы. Чешки, спортивные тапочки, кеды предназначены только для занятий спортом, гимнастикой. Для сменной обуви рекомендуются кожаные или текстильные туфли с чресподъемным ремнем, а в холодное время с войлочной стелькой.

Итак, чтобы обувь выполняла свою роль и не оказывала отрицательного влияния на растущую, легко ранимую детскую стопу, необходимо правильно ее подбирать и использовать.



Предварительный просмотр:

«Подготовка детей к школе»

 

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

Л.А. Венгер.

 

Основой успешного обучения ребенка в школе является его подготовка. Готовность к школе несомненно зависит от хорошей подготовки, и это одна из главных тем каждого заботливого родителя.

Мы должны дать воспитанникам основные навыки счета, чтения, письма и развития речи. Но также не мало важно учить общаться и взаимодействовать как со сверстниками, так и со старшими, ведь школа – это прежде всего коллектив. Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Я всегда советую родителям закреплять полученные знания дома. Занятия с ребенком дома очень полезны и необходимы для его развития.

Перед тем как начать заниматься с ребенком, Вам необходимо хорошо изучить познавательный материал и его особенности. Подобрать увлекательные занятия, ведь чем интересней предложенный малышу материал, тем большее желание у него будет заниматься с вами.

Советы родителям

  • Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, через неё они получают знания, поэтому занятия проводятся в игровой форме. В занятия можно включать любимых героев, создавать проблемные ситуации, из которых выход должен найти ребенок. Хорошим пример для детей будет игра «Школа», где вы были бы учителем, а ребенку предлагается быть учеником.
  • Запомните ребенка не нужно принуждать, повышать на него голос при нежелании изучать какой-либо материала, тем самым вы можете только оттолкнуть ребенка. Главной задачей родителей является объяснение, помощь, вместе сделать вывод или подвести к правильному решению.
  • Тренируйте руку ребенка. Развитие мелкой моторики очень важно для дошкольника.
  • Продолжительность занятий должна составлять 15 -20 минут. Помните, что между занятиями должен быть перерыв 15–20 минут, так как детям необходимо размяться и побегать. Хорошо проводить в перерыве физкульт минутки. Помните, что длительное умственное напряжение негативно сказывается на растущем организме. Умственная нагрузка должна чередоваться с отдыхом. Пока ваш малыш основательно не усвоит пройденный материал, не переходите к новому. Старайтесь подбирать пособия с цветными, красивыми иллюстрациями. Не забывайте хвалить ребенка, это будет ему большим стимулом. Нужно пояснить ребенку что каждое начатое им дело необходимо довести до конца, если у него возникли трудности в выполнении можно подсказать, но не делать самим.
  • Подберите интересные книги, фильмы, мультфильмы, описывающие птиц, животных, явления природы, происходящие вокруг нас. Это всё необходимо для развития познавательного интереса. Учитывая индивидуальные особенности и потребности ребенка, познакомьте его с окружающим миром.
  • Не забывай воспитывать доброту ребенка, объясняя, как важна доброта и хорошие поступки. Читайте добрые сказки и рассказы. После прочтения обсудите текст, задайте вопросы, помогите сделать выводы. Спрашивайте мнение ребёнка, побуждайте анализировать ситуации, описанные в данном произведении.



Предварительный просмотр:

Какие игрушки необходимы детям

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и  выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья  зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди  заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее  отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин  с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.