7.Учебно-исследовательская

Пономарёва Анастасия Владимировна

Моя курсовая работа

Автореферат

Положение об курсовой работе.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Автореферат

Здравствуйте уважаемая комиссия!

Я Пономарёва Анастасия Владимировна, студентка 3 курса,хочу представить вам свою курсовую работу на тему:

«Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста

посредством сюжетно-ролевой игры. Как средство формирования игровых представлений 6 года жизни»

мой научный руководитель: Шалахова Ольга Петровна.

     2 Слайд   Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция развития математического образования в РФ в настоящее время предъявляют ряд требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является формирование математических представлений. Следовательно, проблема математического развития детей старшего дошкольного возраста своевременна и актуальна.

Проблему исследовали Зинаида Иольевна Грачёва, Игнатова Татьяна Николаевна, Смоленцева Августа Алексеевна.

     Под математическим развитием детей дошкольного возраста понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, происходящие в результате пред математические подготовки ребёнка к школе. Благодаря математическому образованию у детей формируются сенсорные, словесные, обследовательские и другие компоненты общих способностей.  Кроме того, специально проводимые исследования показали: на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей, их познавательную активность.

Установлено, что использование сюжетно – ролевой игры позволяет объединить эмоциональный и когнитивный опыт ребенка.   В сюжетно – ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически – действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Усвоенные в игре способы осмысленно выполняемых математических действий быстрее «присваиваются» детьми и включаются ими, в дальнейшем, в собственную деятельность.

      Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у старших дошкольников математических представлений и недостаточным использованием потенциала сюжетно – ролевых игр в данном процессе.

      Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности использования сюжетно-ролевых игр в формировании у детей старшего дошкольного возраста математических представлений.

  3 слайд

 Цель: выяснить каковы потенциальные  возможности использования сюжетно-ролевых игр  в формировании  у детей старшего дошкольного возраста  математических представлений.

Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста математических представлений.

 Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство формирования у детей 6-го года жизни математических представлений.

Вы можете видеть их на слайде

Мы поставили перед собой задачи:

Вы можете видеть их  на слайде:

Задачи исследования: психолого-педагогический анализ мы раскрыли в теоретической части.

  1.  Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и определить основные понятия исследования.
  2. Исследовать эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.
  3. Изучить методику математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.

 

Теоретические методы исследования: анализ понятийного аппарата, анализ печатных источников, интернет ресурсов.

       4 слайд Многочисленные психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что только планомерно и всесторонне организованная деятельность детей дошкольного возраста обеспечивает своевременное формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [6].

5 Слайд

Использование сюжетно-ролевых игр в образовательном процессе детского сада будет выступать эффективным средством развития математических представлений у старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

– нужно учитывать запрос детей при выборе сюжетно-ролевой игры, тогда игра действительно заинтересует и увлечёт ребенка;

– математическое содержание игры должно опираться на реальные представления и умения детей, важно не перегрузить математической составляющей детскую игру;

– игра должна сохранять переход от простых математических правил к более сложным. Ещё К.Д. Ущинский отмечал, что при обучении счёту не стоит спешить, нужно постепенно усваивать материал и постоянно его закреплять. [3, с. 6]. Математические знания детям дают в определённой последовательности, при этом доза нового должна быть небольшой, посильной для усвоения. [2, с. 4];

– игра должна быть коллективной;

– игра должна быть наполнена изобилием счётного материала (камушки, шишки, бусины, палочки и т.д.). Многие математические идеи ребенку нужно потрогать, пропустить через себя. Многие педагоги пренебрегают счётным материалом в старшем дошкольном возрасте, а ведь это прекрасный способ прийти к правильному ответу, а не заниматься

         Особенность сюжетно-ролевых игр состоит в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью: воспроизводит профессиональные действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий и тп. В таких играх решаются следующие задачи:

  • формирование и закрепление количественных, геометрических, временных, пространственных и величинных представлений;
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  • формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию (игровой образ, математическое содержание игры, временные рамки и т. и.);
  • обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре;
  • развитие личностных качеств, эмоциональной сферы и т.п.

6 слайд Методы и приемы педагогического руководства математическим развитием детей дошкольного возраста с помощью игры были разработаны

3. А. Грачевой, Т. Н. Игнатовой, А. А. Смоленцевой [5]. Вы можете видеть это на слайде

Возникало много разнообразных и интересных игр, которые дети развертывают самостоятельно. Выполняя новые роли, дети включают в них счет, измерение, стараются отобразить эти действия точно так, как это делают взрослые, что является показателем понимания значения математических действий, которые становятся для них привлекательными.

               Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программного материала Развитие сюжета и активность детей в игре при выполнении счета, измерительных действий не возникает стихийно. То, что взрослый является участником игры, направляет и обогащает её сюжет и содержание, используя разнообразные методы и приемы, приводит к тому, что сюжетно-дидактические игры перерастают в сюжетно-ролевые [15].

На этапе формирования игровых действий в сюжетно-ролевых играх проводится обучение игровым действиям с элементарным математическим содержанием. Дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, цвету, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры. Затем они осваивают игровые действия с предметами-заместителями, используя их в соответствии с заданными математическими признаками: величиной, формой, количеством, пространственной расположенностью и т. и. При использовании воображаемых предметов также учитываются вышеперечисленные особенности [12].

         После того как дети усвоят содержание сюжетно-ролевой игры, освоят ролевое поведение, проводится сюжетно-ролевая игра на заданную тему. Она разворачивается при непосредственном участии взрослого, который не только принимает активное участие в игре, но и берет на себя наиболее сложную роль, требующую математических навыков. Например, в игре «Магазин», «Парикмахерская», «Аптека» это может быть роль кассира.

Результаты, полученные в ходе систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что использование сюжетно ролевой игры в сочетании с обучением на занятиях - одно из эффективных средств в формировании элементарных математических представлений у  детей дошкольного возраста.

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Владимирской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ЦМК: педагогики, психологии и частных методик

                              КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно ролевой игры»

                                                                                       

Выполнила:

Пономарёва Анастасия Владимировна  

Студенка 3 курса

                                   Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

                                Научный руководитель:

Шалахова Ольга Петровна

Преподаватель дисциплин профессионального цикла

                                

                                                             2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………. …...3

Глава 1.  Теоретические и методические основы   математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством   сюжетно   ролевой игры………………………………………………………………………………...4

1.1. Психологические особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. …………………………………………………………………………………….10

1.2. Особенности организации сюжетно-ролевой игры с математическим содержанием……………………………………………………………………..16

1.3. Методика математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры………………………………20          Заключение……………………………………………………………… ………22

Список используемой литературы……………………………………...............23

         

                                               

                                                   ВВЕДЕНИЕ

        Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция развития математического образования в РФ в настоящее время предъявляют ряд требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является формирование математических представлений. Следовательно, проблема математического развития детей старшего дошкольного возраста своевременна и актуальна.

Проблему исследовали Грачёва Зинаида Иольевна, Игнатова Татьяна Николаевна, Смоленцева Августа Алексеевна.

     Под математическим развитием детей дошкольного возраста понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, происходящие в результате пред математические подготовки ребёнка к школе. Благодаря математическому образованию у детей формируются сенсорные, словесные, обследовательские и другие компоненты общих способностей.  Кроме того, специально проводимые исследования показали: на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей, их познавательную активность.

Установлено, что использование сюжетно – ролевой игры позволяет объединить эмоциональный и когнитивный опыт ребенка.   В сюжетно – ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически – действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Усвоенные в игре способы осмысленно выполняемых математических действий быстрее «присваиваются» детьми и включаются ими, в дальнейшем, в собственную деятельность.

      Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у старших дошкольников математических представлений и недостаточным использованием потенциала сюжетно – ролевых игр в данном процессе.

      Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности использования сюжетно-ролевых игр в формировании у детей старшего дошкольного возраста математических представлений.

   Ответ на вопрос и составит цель исследования.

        Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста математических представлений.

      Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство формирования у детей 6-го года жизни математических представлений.

Задачи исследования:

  1.  Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и определить основные понятия исследования.
  2. Исследовать эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.
  3. Изучить методику математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.

 

Теоретические методы исследования: анализ понятийного аппарата, анализ печатных источников, интернет ресурсов.

Глава 1.  Теоретические и методические основы   математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством   сюжетно   ролевой игры

  1. Психологические особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

По мнению исследователей, математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [7]. Таким образом, под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

В соответствии с этим, считает Л.Б. Баряева, содержание, организация математического развития дошкольников, учет возрастных особенностей в освоении детьми практических действий, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений [6].  Обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. При этом опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.

А.В. Белошистая отмечает, что дискуссия о необходимости систематической предматематической подготовки ребенка длилась почти столетие (от работ А.А. Грубе, И.В. Песталоцци, В.А. Лая, А. Дистервега, С.С. Шохор-Троцкого и так далее до работ Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой, Н.Ф. Блехер, А.М. Леушиной и других).  Но, практика показала, продолжает исследователь, что стихийное формирование предматематических представлений у детей дошкольного возраста происходит, но эти представления формируются на житейском уровне и, как правило, приложимы к весьма ограниченному набору ситуаций. Научное же знание рационально, осознанно приложимо к различным многообразным ситуациям, так как имеет обобщенный характер. Получить такие знания ребенок может только при общении со специально организованным материалом под непосредственным руководством педагога [7].

Кроме того, установлено, что такая предматематическая подготовка очень важна не только с предметной, но и с психологической точки зрения [10]. Ведь именно в этот период ребенок постепенно адаптируется к новому видению мира и приучается к специфике количественной оценки окружающей действительности. По мнению А.В. Запорожца, с точки зрения психологии восприятия характеристика «количество» является опосредованной, ее осознание и вычленение происходит тогда, когда ребенок начинает понимать отдельные детали «цельного» объекта или отдельные элементы множества как «цельной» группы [9].

Не случайно большинство психологических тестов готовности ребенка к школе построено на определении адекватности восприятия им не количественных характеристик, а формы: ее распознавании и воспроизведении. Требования же к определению ребенком количественных характеристик ситуаций обычно являются инициативой школьных учителей, производящих прием детей в школу.

Также психологи отмечают, что для успешного восприятия указанных характеристик (количественных и пространственных) у ребенка в достаточной мере должно сформироваться умение проводить анализ, необходимое для выделения нужной характеристики рассматриваемого явления, и умение абстрагироваться от других, не существенных для данного процесса признаков. Например, при решении арифметической задачи важны только количественные характеристики объектов и тип связи между ними, характер же объектов является несущественным признаком. При непонимании этого ребенок подходит к каждой задаче как к самостоятельной проблеме, не видя общности задач «про зайчиков» и «про редиски» [12].

Однако анализ, как доказано психологами, не является самостоятельной и тем более быстро идущей, не требующей коррекции операцией мышления. Анализ формируется в неразрывной связи с предшествующей ей операцией синтеза. При этом нахождение сходства и различия форм и количественных характеристик объектов и групп объектов требует от ребенка умения не только абстрагироваться от несущественных признаков, но и сравнивать и обобщатъ выделенные признаки, проводить аналогии с уже известными и освоенными понятиями и действиями и тому подобное [3].

Таким образом, важнейшим итогом предматематематической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего успешного усвоения математического содержания.

Следовательно, особая важность предматематическим периодом состоит в том, что в это время должно пройти становление и развитие основных логических приемов умственной деятельности, которые в сочетании с необходимым уровнем развития мелкой моторики обеспечат ребенку оптимальный стартовый уровень для непосредственного знакомства с арифметическим материалом, целиком и полностью замыкающимся на оперировании численными характеристиками множеств, объектов и ситуаций.

При этом, хорошее развитие мелкой моторики именно в предматематический период важно потому, что в школе, в связи с преобладанием арифметического материала, ребенок очень рано сталкивается с письмом цифр и с первых же дней должен работать в тетради с мелкой клеткой [7].

Так, учителя-практики отмечают, что ребенок в общем и целом может неплохо понимать материал, но из-за проблемы с письмом цифр и других математических записей часто получает неудовлетворительные отметки, что, в свою очередь, плохо влияет на желание ребенка заниматься этим предметом. Если же плохое развитие моторики сопровождается недостатками развития внимания и памяти, то это часто приводит к общему отставанию в предмете. При этом данное отставание обусловлено проблемами, фактически не имеющими отношения непосредственно к самой математике как к учебному предмету. Таким образом, по единодушному мнению школьных учителей, многие проблемы обучения математике в школе были бы сняты при качественно и методически грамотно организованном предматематическом периоде подготовки ребенка [5].     

         В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения то, что математическое развитие детей-дошкольников происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития. Кроме того, ряд исследователей рассматривают их и как конечный результат математического развития дошкольников (П.Я. Гальперин, В.В. Данилова, В.В. Давыдов и др.) [12].

При этом установлено, что вовлечение детей дошкольного возраста в разные  виды  математической  деятельности в процессе обучения направлено в основном на раскрытие связей и отношений.  На достижение не только непосредственного практического результата (навыки счета, выполнение элементарных математических операций, решение арифметических задач и т. п.), но и широкого развивающего эффекта.     Педагогическая практика свидетельствует о том, что качественная перестройка мыслительных процессов дошкольников возможна лишь при особой организации обучения, в процессе которого у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое. В этом случае формируются мыслительные действия, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения [14].

Современные исследователи также утверждают, что для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и тем самым решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и т. п. [ 18].

Так, Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, А. А. Свечников, Л. Н. Скаткин и другие отмечают, что для математического развития детей необходим комплексный подход к решению всех проблем. Поэтому встает вопрос о таком обучении, которое обеспечило бы формирование у ребенка всех необходимых операционных структур, составляющих фундамент его готовности к школьному обучению математике [8].

Кроме того в последние годы уделяется огромное внимание содержанию и методам формирования математических представлений у дошкольников. Это обусловлено, с одной стороны, перестройкой школьного обучения, с другой стороны, постоянным накоплением знаний об огромных возможностях дошкольного возраста, осознанием необходимости более широкого и направленного их использования. Главное состоит в том, чтобы выбрать и передать дошкольнику такое содержание, которое, отвечая основным закономерностям данного учебного предмета, в то же время было бы простым, доступным и наиболее связанным с общими особенностями деятельности и развития ребенка-дошкольника. Последнее обеспечивает не только «естественность» введения и полноценность усвоения такого содержания ребенком, но и большую сензитивность по отношению к этому содержанию, по сравнению с детьми школьного возраста [5, с. 97].

Таким образом, содержание математических знаний необходимо отбирать не только в строгом соответствии с предметом математики, но и с учетом решения задачи перехода от мышления и деятельности дошкольника к собственно учебной деятельности.

В результате экспериментального варьирования различных видов деятельности, в которые включались математические знания, объектов математических действий и операций разработаны их формы для обучения детей дошкольного возраста, сформулированы учебные задачи и представлены способы их решения.

В соответствии с этим, обучение обобщенным способам решения задач, формирование простейших абстрактных математических представлений, использование моделей и знаков при обучении дошкольников требуют от педагога знания особенностей усвоения этого материала детьми указанного возраста. Обучение математическому материалу дошкольников и особенности его усвоения детьми представляют собой два направления исследовательской деятельности. Общей задачей обучения дошкольников является не только передача им определенных знаний и способов решения задач, но и формирование таких психологических механизмов, которые в максимальной степени обеспечивают успешность обучения, самостоятельность детей в дальнейшей учебной деятельности практическом применении знаний [6]. При этом важно выявить, что за механизмы и какие дополнительные условия должны быть соблюдены в процессе обучения детей, чтобы такие механизмы сформировать

1.2. Особенности организации сюжетно-ролевой игры с математическим содержанием. 

            Среди основных задач по формированию элементарных математических    у дошкольников можно выделить:

– приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

– формирование общеучебных умений, навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, моделировании;

– овладение математической терминологией;

– развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка [1, с. 6].

  Однако ещё несколько десятилетий назад А.А. Смоленцева отмечала, что дети не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно измерять, считать; почему надо выполнять именно эти действия и выполнять их не приближённо, а точно? [3, с.3].

  Как сделать математику понятной для детей? Почему-то многие педагоги и родители считают, что лучше всего с этим справится рабочая тетрадь. Они торопятся посадить ребенка за парту, забывая, как важна в дошкольном возрасте игра. Игра – это не только ведущий вид деятельности у дошкольников, но и отличный способ приобрести знания. Дети любят играть в «жизнь», поэтому правильно организованная сюжетно-ролевая игра позволит ребёнку освоить счёт, познакомиться с числами и действиями с ними, разовьёт память, внимание, воображение, сформирует терпение и настойчивость.

  Использование сюжетно-ролевых игр в образовательном процессе детского сада будет выступать эффективным средством развития математических представлений у старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

– нужно учитывать запрос детей при выборе сюжетно-ролевой игры, тогда игра действительно заинтересует и увлечёт ребенка;

– математическое содержание игры должно опираться на реальные представления и умения детей, важно не перегрузить математической составляющей детскую игру;

– игра должна сохранять переход от простых математических правил к более сложным. Ещё К.Д. Ущинский отмечал, что при обучении счёту не стоит спешить, нужно постепенно усваивать материал и постоянно его закреплять. [3, с. 6]. Математические знания детям дают в определённой последовательности, при этом доза нового должна быть небольшой, посильной для усвоения. [2, с. 4];

– игра должна быть коллективной;

– игра должна быть наполнена изобилием счётного материала (камушки, шишки, бусины, палочки и т.д.). Многие математические идеи ребенку нужно потрогать, пропустить через себя. Многие педагоги пренебрегают счётным материалом в старшем дошкольном возрасте, а ведь это прекрасный способ прийти к правильному ответу, а не заниматься

      Многочисленные психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что только планомерно и всесторонне организованная деятельность детей дошкольного возраста обеспечивает своевременное формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [6].

Эти задачи чаще всего решаются педагогом не только в процессе непрерывной образовательной деятельности, но и в процессе организации различных видов детской деятельности. Особо следует выделить при этом игровую деятельность.

Дошкольники в игре незаметно для себя активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин, осваивают простейшие логические операции. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и на числовом уровне.

Методы и приемы педагогического руководства математическим развитием детей дошкольного возраста с помощью игры были разработаны

3. А. Грачевой, Т. Н. Игнатовой, А. А. Смоленцевой [5].

Возникало много разнообразных и интересных игр, которые дети развертывают самостоятельно. Выполняя новые роли, дети включают в них счет, измерение, стараются отобразить эти действия точно так, как это делают взрослые, что является показателем понимания значения математических действий, которые становятся для них привлекательными.

               Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программного материала Развитие сюжета и активность детей в игре при выполнении счета, измерительных действий не возникает стихийно. То, что взрослый является участником игры, направляет и обогащает её сюжет и содержание, используя разнообразные методы и приемы, приводит к тому, что сюжетно-дидактические игры перерастают в сюжетно-ролевые [15].

          Помимо основных задач, направленных на развитие у детей количественных представлений, в каждой игре решаются и нравственные задачи: игры знакомят дошкольников с трудом людей разных профессий, воспитывают у них уважение к труду и к взрослым, его выполняющим; в процессе этих игр дети учатся быть организованными, активно взаимодействовать, играть вместе, дружно, помогать товарищам и т.ди тем самым готовят себя для подлинно коллективной учебной и практической деятельности.

              Отображающая деятельность взрослых, а также совместные действия с партнером по игре, побуждает дошкольников более ответственно относиться к счетной задаче и более настойчиво добиваться правильного результата, преодолевая возникшие трудности. «Я снова пересчитаю», «Я ошибся», говорят дети и исправляют допущенные ошибки. Все это способствует глубокому осмыслению счетного действия. Дети сами начинают выводить правила и убеждаются в их достоверности [13].

        Наблюдая за действиями играющих, можно отметить тенденцию к свертыванию материальных действий: они считают предметы взглядом, не дотрагиваясь до них, не указывая на предметы счета, быстро переводят взгляд с одного предмета на другой. Лишь иногда дети возвращаются к использованию указательного жеста и проговариванию числительных вслух[9].

        Таким образом, считая в процессе игры одинаковые предметы и предметы разной формы, величины, цвета и т.д.а также их условные обозначения, дети начинают выходить за пределы чисто наглядного способа счета, подходят к пониманию числа, при помощи которого отображается количественная характеристика предметов объективной действительности.

         Особенность сюжетно-ролевых игр состоит в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью: воспроизводит профессиональные действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий и тп. В таких играх решаются следующие задачи:

  • формирование и закрепление количественных, геометрических, временных, пространственных и величинных представлений;
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  • формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию (игровой образ, математическое содержание игры, временные рамки и т. и.);
  • обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре;
  • развитие личностных качеств, эмоциональной сферы и т.п.

   Сюжет такой игры — развернутый. Он включает разнообразные роли. Основное содержание игры не обязательно математическое, но определенные игровые моменты предполагают усвоение детьми элементарных математических знаний и предлагаются в виде игровых правил [14].

         Подготовительная работа к сюжетно-ролевым играм заключается в формировании элементарных математических представлений с использованием игрового материала, который затем вводится в игровое действиеНапример, сначала дети обучаются решать арифметические задачи об овощах и фруктах, о школьных принадлежностях, предметах быта и гигиены с применением наглядного материала. Эти математические навыки используются в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Почта», «Аптека» и т.п.     Проведению сюжетно-ролевых игр предшествует значительная работа по обучению детей дидактическим играм с математическим содержанием [11].

.          Так, в процессе подготовки к сюжетно-ролевой игре «Магазин игрушек» дети играют в дидактические игры «Назови и сосчитай игрушки», «Найди столько игрушек, сколько нарисовано кружков», «Чудесный мешочек», «Привези столько игрушек, какую цифру я покажу» и т. п. Дидактические игры также способствуют закреплению знаний, полученных на экскурсиях. Например, после экскурсии в магазин можно предложить детям поиграть в игры «Что нужно продавцу (кассиру) для работы? Сосчитай, сколько вещей нужно каждому из них для работы?», «Какие отделы в магазине? Сколько их всего?»

       На этапе формирования игровых действий в сюжетно-ролевых играх проводится обучение игровым действиям с элементарным математическим содержанием. Дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, цвету, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры. Затем они осваивают игровые действия с предметами-заместителями, используя их в соответствии с заданными математическими признаками: величиной, формой, количеством, пространственной расположенностью и т. и. При использовании воображаемых предметов также учитываются вышеперечисленные особенности [12].

         После того как дети усвоят содержание сюжетно-ролевой игры, освоят ролевое поведение, проводится сюжетно-ролевая игра на заданную тему. Она разворачивается при непосредственном участии взрослого, который не только принимает активное участие в игре, но и берет на себя наиболее сложную роль, требующую математических навыков. Например, в игре «Магазин», «Парикмахерская», «Аптека» это может быть роль кассира.

  Результаты, полученные в ходе систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что использование сюжетно ролевой игры в сочетании с обучением на занятиях - одно из эффективных средств в формировании элементарных математических представлений у  детей дошкольного возраста.

1.3. Методика математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.          

           Практическое использование знаний, приобретенных на занятиях, существенным образом зависит от того, в какой мере перед ребенком возникает реальная необходимость в определении количества, насколько жизненные требования и бытовая деятельность побуждают его выполнять соответствующие операции. Следовательно, и в сюжетно-дидактические игры счетные действия включаются тогда, когда по ходу развития сюжета они необходимы [8].

     Выбор сюжета и соответствующего вида деятельности взрослых, которую можно отобразить в содержании игры, определение ролей и игровых правил должны зависеть от математических представлений, которые дети получили перед этим на занятиях. Так, например, счет до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу лучше проводить в игре «Магазин», где продавцы, кассиры и покупатели определяют количество требуемых предметов посредством счета; количественный состав числа из единиц осваивается успешнее в игре «Почта», в которой сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам в соответствии с названным числом; различение количественного и порядкового счета, сравнение предыдущего и последующего числа происходит в игре «Зоопарк» при выполнении роли служащих зоопарка, которые привозят определенное количество животных и размещают их в пронумерованные клетки.

Рассмотрим подробнее некоторые примеры игр для обучения счету.

Игра Магазин.

 Цель игры. Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10. Знакомство с правилами поведения в магазине.

     Подготовка к игре. С детьми организуется экскурсия в ближайший магазин, где они узнают, как обслуживают покупателей продавцы и кассиры, сколько надо платить, чтобы купить нужное количество конфет и печенья, увидят, как кассир получает за названный товар соответствующую сумму и дает сдачу, как взвешивает товар продавец.

     В последующих беседах детям рассказывают, что магазины бывают разные: продовольственные, овощные, хлебные и другие, что в магазине может быть несколько отделов и в каждом работает по 2-3 продавца, что продавцы и кассиры должны быть внимательны к покупателям и т. п.

     Раскрывая детям специфику работы сотрудников магазина, характер их взаимоотношений, воспитатель особое внимание обращает на то, что качество и результат их деятельности зависят от умения правильно считать, отсчитывать, взвешивать товар и т. д. ,.

     Материал. Воспитатель вместе с детьми заранее готовит разнообразный ассортимент товаров: из пластилина и природного материала делают кондитерские изделия, овощи, фрукты; «пекут» хлеб, булочки, пирожные, печенье и т. п. С помощью родителей оформляются красивые витрины, полочки для товаров, касса. Для игры требуются также белые фартучки или халаты, шапочки, чеки, «деньги», корзины, целлофановые пакеты, подносы.

     Игровые роли и правила. В игре выделяются роли заведующего магазином, продавцов, кассиров, покупателей, шоферов, рабочих.

     Выполнение ролей кассира, продавца и покупателя предполагает обязательное использование счета. Так, кассир должен спросить у покупателя, что он хочет купить и сколько, нарисовать на чеке соответствующее количество палочек, выдать чек и сказать покупателю, чтобы он повторил заказ продавцу. Покупатели (ими могут быть все желающие) перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются кружками (деньгами) по числу названных предметов, а получив продукты от продавца, проверяют их количество. Продавец прежде, чем выдать товар покупателю, должен спросить, что он хочет купить и сколько, сверяя по чеку правильность его ответов. Заведующий магазином организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность и аккуратность работы продавцов и кассиров, беседует с покупателями (нравится ли им новый магазин, какие покупки они хотят сделать и сколько и т. д.). Шоферы доставляют определенное количество разнообразных товаров, а рабочие помогают сгружать полученный товар.

     Ход игры. Игра в «Магазин» начинается с его устройства.

     Ошибки, допускаемые детьми. В процессе игры легко обнаруживаются различия в счетных умениях и навыках детей. Одни участники уверенно пересчитывают как реальные предметы, так и их изображения (палочки, кружки), правильно отвечают на вопрос «сколько?». Другие пропускают числительные, не называют итоговое число, затрудняются объяснить, что они делают. Нередко приходится наблюдать, что дети легко запоминают названия всех числительных, однако значения отдельных числительных не понимают и, как правило, не могут ответить на вопрос «сколько?». На этих ребят надо обратить особое внимание. Помощь им оказывают как воспитатель, так и дети, хорошо владеющие счетом.

     Постепенно, по мере выполнения подобных заданий, играющим становятся привычными некоторые связи числа с предметом (его цветом, размером и пространственным расположением), у них развивается память на числа, ошибки в счете практически исчезают.

     Открывается новый магазин «Сказка». «3авоз» большого количества игрушек становится настоящим событием для детей. Возникает проблема, что со всеми этими игрушками делать и как их разложить. Дети сталкиваются с необходимостью классифицировать игрушки по их качеству или по признаку, имеющему более общее значение (машины, животные, куклы), и т. д. И каждый раз в зависимости от того, на каком основании проводится классификация, меняется количество игрушек.

     Дальнейшее развитие сюжета и содержание игры. Если игра детям нравится, вызывает радостные эмоции, то они продолжают ее самостоятельно, по своему желанию. В магазине то открываются новые отделы, то магазин закрывается «на учет», и тогда обновляется ассортимент товаров, вновь пересчитываются все предметы. Организуется «база», где находятся самые разнообразные товары, и выделяются рабочие для перевозки продуктов с базы.

     Результативность игры. Игра «Магазин» показывает, что ребенок обращается к счету тогда, когда в этом появляется потребность. В данной игре при выполнении разнообразных ролей перед детьми возникает практическая необходимость в счете предметов, в назывании конечного результата («Сколько купил конфет (печенья, яблок и т. д.)?» - заданный ребенку вопрос ставит его перед необходимостью не только сосчитать, но и выразить словом результат счета; покупатель, допустив ошибку в пересчете предметов, вынужден заново начинать счет - иначе продавец не отпустит нужный товар или не хватит купленных продуктов для гостей, пришедших на день рождения, для всех членов команды и т. п.).

     Игра, отображающая деятельность взрослых, а также совместные действия с партнером по игре, побуждает дошкольников более ответственно относиться к счетной задаче и более настойчиво добиваться правильного результата, преодолевая возникшие трудности. «Я снова пересчитаю», «Я ошибся»,- говорят дети и исправляют допущенные ошибки.  Все это способствует глубокому осмыслению счетного действия.

                                     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 На основе анализа психолого-педагогической литературы  по теме нашего исследования мы пришли к заключению:

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно меняется и совершенствуется, развивается и обогащается благодаря усилиям научных исследований и передового педагогического опыта. Благодаря этим усилиям, в настоящее время совершенствуется и успешно используется научно-обоснованная игровая технология по математическому развитию старших дошкольников.          Дети дошкольного возраста активно осваивают счёт, используют числа, пользуются простейшими вычислениями. Ребёнок при этом очень активно вовлекается в простую математическую деятельность и при этом с легкостью осваивает свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне [8].

Эти задачи чаще всего решаются педагогом не только в процессе непрерывной образовательной деятельности, но и в процессе организации различных видов детской деятельности. Особо следует выделить при этом сюжетно-ролевую игру.

Дошкольники в сюжетно-ролевой  игре незаметно для себя активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин, осваивают простейшие логические операции. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и на числовом уровне.

Методы и приемы педагогического руководства математическим развитием детей дошкольного возраста с помощью игры были разработаны

 3. А. Грачевой, Т. Н. Игнатовой, А. А. Смоленцевой [5].

    Результаты, полученные в ходе систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что использование сюжетно ролевой игры в сочетании с обучением на занятиях - одно из эффективных средств, в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

         В сюжете и содержании сюжетно – ролевых игр создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные математические действия, например: счетные и измерительные действия в игре «Магазин» ,«Бензозаправочная станция» и др. Сюжетно – ролевые игры, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.

       При  организации сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием необходимо придерживаться принципов и этапов.

Принципы организации сюжетно-ролевые игры со старшими дошкольниками:

1. Отбор математических знаний, полученных на занятия, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счёта и измерения.

3. Отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.

4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребёнка к выполнению ролей, включающих математические действия.

5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

6. Индивидуальный подход к детям.

          В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно выделить три этапа.

1. На  первом  этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю.

2. На втором этапе сюжетно - дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми. Воспитатель принимает участие в игре на второстепенных ролях.

3. Этот этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей.

    Таким образом, мы понимаем, что в игровой форме дети дошкольного возраста легче и понятнее приобрести навыки в какой-то не было области знаний. При этом, необходимо соблюдать принципы и этапы организации сюжетно-ролевой игры.

                       

                                СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Белошистая А.В. Обучение математике в ДОО: книга для воспитателя/ А.В.Белошистая. – М., 2016.

2. Белошистая А.В.Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет. – М., 2005.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский– М.: Знания, 2011. -276 с. 4

4. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре/ СФЕРА. - 2016. -196 с.

5. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие. / Центр педагогического образования. - 2013. -144 с.

6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М., Просвещение, 1992 г., 191 с.

7. А.М. Леушина Математические знания и их роль в умственном развитии // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4–6. — СПб.: ЛНПК АРК, 2014. – С. 6.

8. Л.С. Метлина. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. 2-е издание. перераб. – М.: Просвещение, 1984. – С. 4.

 9. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.

10. Минский В.И, От игры к знаниям. М., 1988

11. Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. -Л.: 1990г. С. 47-62.

12. Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений» МОЗАИКА СИНТЕЗ 2014. - 176 с. А.А.

 Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Ч. 1.: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика для школы. Ч. 2: Игры-головоломки/сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - Спб: Акцидент, 1998. -191с.

13.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим        одержанием. М.: Просвещение, 1987. – С. 3-6

14.Смирнова  Е.И. Современный  дошкольник: особенности  игровой   деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74

15.Чумакова, И. В. Использование сюжетно-ролевых игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Чумакова, Г. Р. Гадельшина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10767/ (дата обращения: 20.10.2020).

16.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Академия, 2000.- 228 с.

17. Смирнова  Е.И.  Современный   дошкольник:  особенности    игровой 

 деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74

                                                                                                                    Приложения