ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ

Смолина Елена Николаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада»

Развивающая предметно-пространственная среда, как известно, должна быть построена в соответствии с ФГОС ДО. При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать следующие параметры:

- насыщенность содержания развивающей предметно-пространственной среды;

- трансформируемость среды;

- полифункциональность среды;

- вариативность среды;

- доступность и безопасность среды.

Пространство в группе детского сада может быть поделено на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они должны быть оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы в центре доступны детям. Предметно-пространственную среду необходимо организовать в группе так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Предметная среда в группе должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т. е. эта среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Все предметы мебели и оборудования в группе должны гармонично сочетаться по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек и мебели нацелен на то, чтобы каждый ребенок чувствовал себя здесь комфортно, испытывал положительные эмоции.

Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона оборудуется с учетом детского восприятия.

Учебную зону нужно расположить таким образом, чтобы свет на рабочие столы падал с левой стороны. Столы для занятия располагаются в соответствии с нормами СанПиН. Вся мебель маркируется в соответствии с ростом детей. Доску располагают на уровне глаз ребенка.

В учебной зоне, как правило, размещают: центр творчества, мини-библиотеку, центр природы и экспериментирования, музыкального развития, формирования элементарных математических представлений дошкольников, а также патриотический, речевой и физкультурный центры.

Центр художественного творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения.

елью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-эстетических способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В центре размещают трафареты, раскраски (по сезонам и по теме недели, папки с детскими рисунками; карандаши, краски, пластилин, восковые мелки. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение в раздевалке. Родители могут полюбоваться результатами труда своих детей.

Мини-библиотека может представлять собой полочку для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц в зависимости от темы образовательной программы.

В центре природы и экспериментирования подбираются растения, требующие разных способов ухода, есть необходимое оборудование и инвентарь для ухода за комнатными растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. Здесь можно поместить: календарь погоды, календарь природы, муляжи фруктов, овощей, наглядный материал природно-климатических зон, коллекцию камней, ракушек, семян, дидактические игры на природоведческую тематику, самые разные природные материалы (мел, песок, глина, камни, перья, уголь, мерную посуду и др. И все это вызывает у детей особый живой интерес.

Центр музыкального развития способствует формированию интереса детей к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Воспитанники учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе можно создать фонотеку, в которой будут находится записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря). Благотворно влияет на развитие слухового восприятия и наличие разных музыкальных инструментов: как общеизвестных, так и характерных для быта данного региона или народности.

Центр патриотического воспитания способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям можно предоставить для ознакомления фотографии достопримечательностей города, буклеты о градообразующих предприятиях, картотеку дидактических игр, серию дидактического материала, например, о хлебе, о Кремле, о спортсменах-земляках, а также различные тематические альбомы, такие, как«Великая Отечественная война»«Символы России»«Традиции»«Национальные костюмы России» и др.

В речевом центре должен быть представлен материал, который помогает детям развивать речь, закреплять и автоматизировать пройденные звуки, составлять слоги и слова из букв. Также здесь должны иметься различные игры на развитие мелкой моторики и для развития дыхания, картинки с изображением явлений природы, профессий, животных, действий и др.

Центр физического развития воспитанников необходимо обеспечить достаточным количеством спортивного инвентаря для занятий как на свежем воздухе, так и в помещении: мячи, скакалки, гимнастические палки, обручи, городки, бадминтон, дорожки для профилактики плоскостопия, кегли, кольцеброс, а также пособия для развития физических качеств дошкольников. Также в физкультурном центре может быть и нетрадиционное оборудование (различные тренажеры для развития глазомера, меткости воспитанников, разнообразные массажеры, «поддувалочки»«моталочки» и др.). Использование такого оборудования повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.

Игровую зону необходимо обеспечить уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежности.

Атрибуты к играм нужно подбирать так, чтобы создать условия для реализации интересов детей. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые образы.

С целью обеспечения психологического комфорта в группе можно создать уголок уединения, в котором царит домашняя обстановка: имеется альбом семейных фотографий, игрушечный телефон, любимые игрушки, а также материалы для рисования.

В центре конструирования должны находиться строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления. Содержимое этого центра позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанниковподгруппой и индивидуальноразвернуть строительство на ковре либо на столе.

Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их.

Большую роль для развития детей играет и театральный уголок. Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.

В процессе театральной деятельности дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.

В театральном уголке обычно размещают маски сказочных персонажей, разные виды театров (конусный, теневой, настольный). Он сочетает в себе и уголок ряжения, где дети очень любят надевать разнообразные наряды.

В уголке безопасности должен иметься разнообразный материал по правилам безопасного поведения на улице, дома, в быту: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Его желательно обеспечить атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения.

Таким образом, можно сделать вывод, что правильно организованная предметно-пространственная среда помогает не только сделать работу воспитателя легче и разнообразнее, но и способствует самостоятельному развитию детей и выявлению детских талантов и интересов.