НАЧИНАЮЩЕМУ ПСИХОЛОГУ

Мясникова Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

Может ли психолог брать детей на свои занятия с занятий воспитателя?

Может ли психолог брать детей на свои занятия с занятий с воспитателя? Я думаю, что этот вопрос задают очень многие психологи дошкольных учреждений. Попробуем ответить на этот вопрос с точки зрения нашего законодательства.

Чёткого ответа в законодательно-правовых актах нет, но ответ напрашивается сам собой исходя из формулировок в законе об образовании РФ. Там говорится, что

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ … (глава 3, ст. 28, п. 6 Закона об образовании в РФ)

Исходя из этого положения можно сделать вывод, что брать детей с занятий воспитателей нельзя, так как в этом случае они не смогут реализовать в полном объёме ООП ДО.

Возникает вопрос. Когда же тогда брать детей на занятия? В соответствии с новыми СанПинами самим продуктивным временем для нас в работе с детьми являются следующие промежутки времени: с 8:00 до 9:00 и с 11:00 до 12:00, а также вторая половина дня, когда образовательной деятельности нет.

В противном случае за реализацию ООП не в полном объёме может быть наложен штраф на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяц рублей. (КоАП РФ от 30.12.2001 г. № 195 — ФЗ Статья 19.30. «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса»).



Предварительный просмотр:

10 самых часто задаваемых вопросов начинающих психологов

Даже у самого опытного специалиста в процессе профессиональной деятельности возникают вопросы, а у молодого специалиста, которой только пришёл в эту профессию, таких вопросов возникает ещё больше. Я отобрала 10 самых часто задаваемых вопросов начинающих психологов и подготовила на них ответы.

Вопрос № 1. С чего начать работу педагога-психолога в ДОУ?

Ответ: Начинать работу педагога-психолога в образовательном учреждении стоит с изучения нормативно-правовой документации. Первое, что стоит изучить — это закон об образовании РФ и ФГОС ДО. Отдельного внимания заслуживает профессиональный стандарт педагога-психолога. В нём прописаны все наши трудовые функции, то есть, то чем должен заниматься педагог-психолог в образовательном учреждении. Более подробно с ответом на этот вопрос вы сможете познакомиться в статье: «С чего начать работу психолога в ДОУ?»

Вопрос 2. Как распределить рабочее время?

Ответ: Распределение рабочего времени педагога-психолога достаточно частый вопрос среди молодых специалистов. На 1 ставку положено 36 часов рабочего времени, из которых 18 часов необходимо распределить на работу с детьми, педагогами и родителями и 18 часов на организационно-методическую работу, повышение своей квалификации и т.д. Более подробно об этом можно почитать в статье: «Циклограмма работы педагога-психолога. Как распределить рабочее время?»

Вопрос № 3. Какую документацию оформлять?

Ответ: В настоящее время нет единого нормативно-правового документа, который бы регламентировал документацию педагога-психолога, поэтому перечень необходимой документации и их форма утверждается внутренним локальным актом дошкольного учреждения. С примерным перечнем документации можно познакомиться на странице моего сайта: «Документация педагога-психолога ДОУ», там же можно скачать некоторые нормативные документы и законодательные акты.

Вопрос № 4. Какое оборудование должно быть в кабинете педагога-психолога ДОУ?

Ответ: Наполняемость кабинета определяется каждым специалистом самостоятельно. Вот несколько рекомендации, которыми можно воспользоваться при наполнении кабинета:

  • Наличие игрушек сенсорного характера: пирамидки, вкладыши, всевозможные звучащие и тактильные предметы, сенсорные коробки, разноцветные кубики и т.д.
  • Предметные игрушки: машинки, куклы и т.д.
  • Игры на развитие мелкой моторики: игры с прищепками, бусы, шнуровки и т.д.
  • Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Определи последовательность», «Что пропало?», «Подбери по форме», «Найди по цвету» и т.д.
  • Игры на развитие эмоциональной сферы: кубик «Эмоции», д/и «Театр настроений», д/и «Подбери эмоцию», д/и «Эмоциональное лото», д/и «Чувства в домиках» и т.д.
  • Оборудование для песочной терапии: Юнгианская песочница, кинетический песок, световой стол для рисования песком, мелкие игрушки, формочки и т.д.
  • Материалы для арт-терапии: краски, пластелин, глина, цветные карандаши и т.д.

Вопрос № 5. Какие программы можно использовать в работе с детьми?

Ответ: На полках в магазинах имеется множество программ, которые педагог-психолог может использовать в своей работе. Эти программы можно использовать, как в чистом виде, а можно корректировать под ту категорию детей с которыми вы работаете.

Вопрос № 6. Нужно писать одну рабочую программу или на каждый возраст должна быть своя программа?

Ответ: Оба варианта можно использовать. В случае написания одной общей рабочей программы вам необходимо будет расписать работу с детьми во всех возрастных группах. Структуру рабочей программы необходимо утвердить внутренним локальным актом дошкольного учреждения.

Вопрос № 7. Какие основные направления в работе педагога-психолога с детьми?

Ответ: Выбор направлений в работе с детьми педагог-психолог определяет самостоятельно исходя из запросов администрации, педагогов, родителей. Основными направления в работе с детьми могут быть:

  • психологическая подготовка к школе;
  • сопровождение детей в период адаптации к ДОУ;
  • оказание коррекционной помощи детям по запросам педагогов, администрации ДОУ и родителей (законных представителей);
  • оказание коррекционной помощи детям по результатам психологической диагностики.

Вопрос № 8. Какие методики лучше всего использовать?

Ответ: Каждый специалист определяет сам, какие методики он будет использовать в своей работе. Очень многое зависит от цели, которую он ставит перед собой. С примерным перечнем диагностического инструментария педагога-психолога можно познакомиться в статье: «Какой диагностический инструментарий использовать в работе?»

Вопрос № 9. Нужно ли проводить диагностику со всеми детьми детского сада?

Ответ: Проведение диагностики со всеми детьми детского сада не является обязательным. На мой взгляд, это отнимает большое количество времени. Более целесообразно проводить диагностику:

  • с детьми подготовительной группы, с целью выявления детей, имеющих низкий уровень познавательного развития и не сформированную школьную мотивацию для дальнейшего проведения коррекционно-развивающей работы;
  • с детьми средних групп с целью выявления детей с низким уровнем развития и дальнейшего направления их на ПМПК.

Остальную диагностику целесообразно проводить по запросам педагогов, администрации и родителей (законных представителей).

Вопрос № 10. Как правильно написать психологическое заключение?

Ответ: Написание психологического заключения является важным документом в работе психолога. В психологическом заключении необходимо отразить:

  • Общие данные о ребёнке: ФИО, дата рождения (возраст), посещаемая группа.
  • Используемые методики;
  • Цель обследования;
  • Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребёнка;
  • Характер деятельности ребёнка;
  • Результаты диагностики;
  • Выводы, сильные и слабые стороны ребёнка.
  • Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребёнка.



Предварительный просмотр:

Конец учебного года. Какие отчёты подготовить психологу ДОУ?

Конец учебного года — самое время заняться написанием отчётной документации. Мне стали поступать вопросы от коллег: «Какие писать отчёты? Кому их предоставлять?» Именно об этом давайте и попробуем поразмышлять.

Я всегда начинаю с изучения нормативно-правовых документов на всех уровнях. Начнём с федеральных документов. В стандарте «Педагога-психолога образовательного учреждения» в трудовых функциях говорится про то, что педагог-психолог должен писать отчёты и не уточняется какие именно. Больше ничего про отчёты в документах федерального уровня не говорится. По крайней мере я не нашла. Что касается документов регионального, муниципального, уровня учреждения, то это нужно смотреть у себя на местах.

Знаю, что в некоторые регионах есть утверждённые на региональном уровне положения о психологической службе в которых прописаны формы документации в том числе и отчетной. Именно этим и следует руководствоваться у себя на местах. У меня в регионе нет такого утверждённого регионального документа, но есть документ утверждённый на уровне учреждения. Именно им я руководствуюсь при оформлении документации и написания отчетов.

Если вы находитесь в такой же ситуации как я, то я рекомендую вам разработать такой нормативный документ у себя в учреждении, где вы пропишите какие отчёты вы должны предоставлять в конце учебного года и кому. Тогда к вам не будет никаких вопросов и не придётся писать лишние бумаги.

Основные отчёты педагога-психолога

  1. Аналитический отчёт — пишется в конце учебного года на основе годового плана. В нём необходимо отразить всю нашу деятельность по каждому направлению.
  2. Статистический отчёт. Он представляет собой отчёт с цифровыми данными. В нём важно показать сколько было проведено мероприятий по каждому направлению работы и с разными целевыми аудиториями, а также сколько человек было охвачено данными мероприятиями.
  3. Отчёт о самообразовании. Он пишется в свободной форме и отражает деятельность педагога-психолога в рамках темы по самообразованию.
  4. Отчёт о проектной деятельности. Он пишется в свободной форме на основе плана вашей проектной деятельности и только в том случае если у вас есть такое направление деятельности.
  5. Отчёт о работе семейного клуба. Также пишется в свободной форме и только в том случае если он организован в учреждении.

Отчёты, указанные в 3, 4 и 5 пункте я выделяю для себя отдельно. Но думаю, что не будет нарушением если вы их включите в аналитический отчёт как отдельные направления в работе. Это уже решать вам.

Кому сдавать отчётную документацию?

Отчетная документация не относится к специальной документации педагога-психолога, так как не содержит персональных данных. Вся информация в отчётах предоставляется в обобщённом виде. Поэтому один экземпляр вы оставляете себе, а второй сдаёте заместителю заведующего по ВМР или методисту (старшему воспитателю) в вашем учреждении. Данные которые вы предоставляете они включают в общий отчёт по учреждению.



Предварительный просмотр:

С чего начать работу психолога в ДОУ?

С чего начать работу психолога в ДОУ? Этим вопросом задаётся каждый специалист, который только закончил институт. Как правило, у них есть большой багаж теоретических знаний, полученных в стенах института, но совсем нет понимания, где и как их использовать.

С чего начать работу психолога в ДОУ? Рекомендации молодому специалисту.

  • Начните с посещения районного методического центра (если такой имеется в вашем городе).
  • Познакомьтесь с коллегами, работающими в других детских садах.
  • Изучите нормативно-правовую документацию. В первую очередь стоит изучить профессиональный стандарт педагога-психолога образовательного учреждения. В нём прописаны все наши трудовые функции, то есть, то, чем должен заниматься педагог-психолог.
  • Начините оформлять основную документацию. Составьте график работы и циклограмму, напишите план работы. Какая документация должна быть у психолога вы можете познакомится разделе сайта «Документация педагога-психолога ДОУ».
  • Оформите номенклатуру дел для систематизации документации.
  • Познакомьтесь с педагогами, с которыми вам предстоит работать в одной связке. Расскажите им о своей работе и о том, чем вы будете заниматься в течение учебного года, с какими вопросами к вам можно обращаться.
  • Начните проводить диагностику. Это позволит вам познакомиться с детьми и попрактиковаться в навыках проведения диагностики.
  • Представьте себя родителям. Отлично для этого подойдёт выступление на родительских собраниях, где вы сможете рассказать о себе и о своей работе.



Предварительный просмотр:

Что включить в итоговый доклад педагога-психолога на педсовете?

В конце учебного года, как правило, педагог-психолог подводит итоги своей работы. Очень часто приходится выступать на педсовете с итогами своей работы за учебный год. Что включить в итоговый доклад педагога-психолога на педсовете? Давайте попробуем вместе разобраться.

О чём рассказать в итоговом докладе?

  1. Расскажите о целях и задачах, которые вы ставили перед собой.
  2. Перечислите направления, через которые вы решали поставленные задачи.
  3. Расскажите о результатах психологической диагностики. Старайтесь не перегружать доклад количественными данными, а представьте только обобщённые данные и наиболее важные результаты диагностики.
  4. Расскажите о психопросветительской и психопрофилактической работе. Здесь можно перечислить формы работы. Сколько человек было охвачено данными направлениями. Более подробно можно остановиться на самых интересных мероприятиях, приложив фотографии.
  5. Расскажите о проводимой коррекционно-развивающей работе. Здесь можно отметить проблемы с которыми вы работали и каких результатов удалось достичь.
  6. Расскажите о проводимой консультативной работе. Здесь можно отразить количество проведённых консультаций и перечислить проблемы с которыми к вам обращались.
  7. Отдельно можно рассказать о проектной деятельности. О целях, задачах и результатах.
  8. Также в докладе можно указать, как пополнилась предметно-развивающая среда кабинете. Здесь можно перечислить игры, пособия.
  9. В конце доклада очень важно отметить, что удалось и над чем предстоит работать в следующем учебном году.

Свой доклад можно подкрепить презентацией с графиками и фотографиями. В конце доклада с педагогами можно провести практическое упражнение с использованием метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека». Можно использовать упражнение «Как я завершаю учебный год».

Описание упражнения «Как я завершаю учебный год»

Для этого педагогам нужно выбрать одну из предложенных карт, которая будет отражать их состояние в конце учебного года и поделиться своими чувствами с коллективом, опираясь на эту карту. Также можно сравнить своё состояние с началом учебного года и поразмыслить над тем изменилось оно или нет.

Надеюсь моя статья оказалась вам полезной и позволит облегчить вашу работу при подготовке к итоговому педсовету.