Формирующее оценивание в начальной школе.

Банзаракцаева Ираида Сергеевна

Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formiruyushchee_otsenivanie.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание  в начальной школе

Банзаракцаева И.С.

учитель начальных классов МОУ «Гурульбинская СОШ»

Согласно требованиям ФГОС НОО приоритетной целью современной начальной школы становится  воспитание  личности, которая нацелена  к самообразованию и саморазвитию, активно и заинтересованно познаёт мир, владеет основами умения учиться, способна к организации собственной деятельности, готова самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.  

Сегодня перед учителем ставится задача изменения традиционных подходов к системе оценивания достижений учеников. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.

Предлагается выстраивать в российских школах новую систему оценивания в классе таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Критерии оценивания учащиеся могут вырабатывать совместно с педагогом. Такой принцип оценки учебных достижений отвечает стратегии и формам реализации формирующего оценивания

Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Система формирующего оценивания:

  1. Настроена на оценку индивидуального прогресса;
  2. Основана на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях;
  3. Включает самого ученика в процесс оценивания (с целью повышения его мотивации и самостоятельности);
  4. Показывает динамику образовательных достижений учащихся

Технология формирующего оценивания предполагает определённый алгоритм взаимодействия учителя и учащихся и состоит из девяти шагов:

  1. Спланировать образовательные результаты учащихся по  темам (на этапе разработки рабочей программы педагога).
  2. Спланировать цели урока как образовательные  результаты деятельности учащихся.

Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя. Цельдолжна быть сформулирована на языке, понятном ученику. Учитель может сформулировать две цели урока: 1) для себя – цель, которой он собирается достичь в ходе работы на уроке; 2) для учащихся – цель, к которой будут стремиться обучающиеся.

  1. Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся.
  2. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке.

Необходимо определить критерии (мерила) оценивания решения этих задач. Критерии могут разрабатываться учителем, а могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Школьники должны знать заранее критерии выполнения работы. При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками:

  • быть однозначными, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого;
  • быть понятными не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;
  • быть конкретными – без таких абстрактных  формулировок, как,        например, «Хорошо понимает» или «Успешно        усвоил». Они        должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика;
  1.  оценивать деятельность учащихся по критериям. После того как критерии сформулированы, необходимо оценивать деятельность учащихся в строгом соответствии с данными критериями.
  2.  Осуществлять обратную связь: учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-учитель. Важным условием при организации обратной связи является её обратный механизм: ученик должен получить отклик  от учителя. Это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма – осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению
  3. При оценивании сравнивать данные результаты достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений.
  4. Определить место учащегося на пути достижения цели.
  5. Откорректировать образовательный маршрут учащегося.

М.А.Пинская предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания:

КРИТЕРИАЛЬНОЕ        САМООЦЕНИВАНИЕ позволяет  мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может  проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового  выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.

КАРТА ПОНЯТИЙ – это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны    линиями, которые фиксируют связь понятий. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно- следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВ – этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.

        Использую в работе «Метод неоконченных предложений».

  • Я почувствовал, что…
  • Было интересно…
  • Меня удивило…
  • Своей работой сегодня я…, потому что...
  • Мне захотелось…
  • Мне больше всего удалось…
  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…, потому что...
  • Я научился…
  • Задания для меня показались…, потому что...
  • Для меня было открытием то, что…

Данный метод целесообразно использовать на заключительном этапе урока «Рефлексии» Цель этапа: оценка обучающимися собственной учебной деятельности. Не обязательно использовать сразу все неоконченные предложения. Достаточно взять 2-3 и либо распечатать их для каждого ребенка, либо вывести на интерактивную доску и провести проверку фронтально.

Также как метод формирующего оценивания можно выделить таблицу показателей правильного выполнения заданий по тому или иному предмету.

Таблица показателей правильного выполнения заданий по русскому языку

Навыки

1 этап

2 этап

1

Списывание

2

Определение частей речи

3

Выделение

грамматической основы

4

Нахождение корня слова

5

Нахождение проверочных

слов

В зависимости от цели и задач урока таблицы можно сделать абсолютно разными. С их помощью можно установить как меняются навыки у того или иного ученика в течение серии уроков. Можно предложить ученикам оценить себя на 1 этапе и после провести серию уроков, на заключительном этапе также предложить ученикам оценить себя еще раз и сравнить результаты. Педагогу данная таблица поможет увидеть слабые и сильные места ученика по тому или иному предмету.

Методика «Недельный отчет»

  1. Чему я научился за эту неделю?
  2. Какие вопросы остались для меня неясными?
  3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал?

Данная методика позволит отследить успешность обучения за неделю. С помощью ее можно узнать о затруднениях и ошибочных понятиях.

Листы самооценки.

Дескриптор

Да

Нет

1

Регулярно выполнял(а) домашнее задание

2

По необходимости консультировался (лась)

с учителем

3

Улучшал (а) свои знания и исправлял (а)

оценки

4

Регулярно вел(а) записи в тетради

5

Знаю,        как        работать        со        справочной

литературой

6

Умею выделять главную мысль текста

А так же при проверке самостоятельных работ, тестов по предметам использую шкалу ECTS. С учениками при этом можно обсудить разбаловку заданий.

Оценка по шкале ECTS

Определение

Национальная система

По 100-балльной шкале

A

Отлично - отличное исполнение лишь с незначительным количеством ошибок

5 (отлично)

90-100

B

Очень хорошо-выше среднего уровня с несколькими ошибками

4 (хорошо)

80-89

C

Хорошо - в целом правильная работа с определенным количеством значительных ошибок

4 (хорошо)

65-79

D

Удовлетворительно - неплохо, но со значительным количеством недостатков

3 (удовлетворительно)

55-64

E

Достаточно - выполнение удовлетворяет минимальным критериям

3 (достаточно)

50-54

FX

Неудовлетворительно - нужно поучить перед тем, как пересдать

2 (неудовлетворительно)

35-49

F

Неприемлемо - необходима серьезная дальнейшая работа

2 (неприемлемо)

1-34