Мастер - класс «Развитие познавательных универсальных учебных действий на основе карт понятий»

Банзаракцаева Ираида Сергеевна

Цель: обеспечить условия для передачи опыта по развитию метапредметных умений графической интерпретации текстового материала и применения их в процессе изучения предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karty_ponyatiy.doc667 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Развитие познавательных универсальных учебных действий на основе карт понятий»

Цель: обеспечить условия для передачи опыта по развитию метапредметных умений графической интерпретации текстового материала и применения их в процессе изучения предмета.

1 этап: Актуализация содержания.

Задача: Обеспечить осознание значимости развития метапредметных умений.

Мы живём в   предметно-информационной среде. Если раньше основным источником знаний был учебник, то в настоящее время содержание предмета вышло за  его рамки: телевидение, Видео, Интернет, журнальные и газетные публикации, новые монографии, сборники документов. Начиная с формирования мотивационной базы учащегося, учитель должен вывести его на путь самопознания мира и самосовершенствования. Сегодня современный учитель не просто передает знания, а формирует у своих учеников научную картину мира через овладение методикой, стратегиями и способами познания и учения.

Основанием для выбора тех приемов и техник явились результаты диагностики метапредметных результатов, в ходе которой был выявлен недостаточный уровень  сформированности следующих  метапредметных  умений:

  • определять смысловую структуру текста;
  •  выделять  ключевые слова (главное);
  • интерпретировать информацию;
  • аргументировать;
  • отличать факт от мнения.

Поэтому мы стали целенаправленно осваивать приемы и техники работы с информацией для того, чтобы обучающиеся могли изучать любой научный текст. В своей работе я использую разные приемы смыслового чтения, в том числе карты поняий.

 2 этап: Теоретический этап

Задача: представить технологию  развития  умений составлять карты.

Карта понятий – один из графических методов отображения информации в виде семантических сетей. Структура карты понятия:

1.Выделение ключевых слов из текста, которые помещаются в рамки.

2.Иерархически располагаются понятия

4.Установление связей (линки) в направлении от общего к частному.

3 этап: Практический этап

Задача: создать условие для освоения техники составления карты понятия.

        Карты понятий активно используем на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира , при организации проектных и исследовательских работ, внеклассных мероприятий и т.д.

 https://p.calameoassets.com/170418071746-f2f14cde35795af9561fc63b995e8758/p1.jpg

 https://pandia.ru/text/81/527/images/img3_151.jpg

 https://new-world-rpg.ru/wp-content/uploads/7/7/1/771075203cad63a3113255bcd0b9dc4d.jpeg

Задание: Работа в группах.

        - Давайте сравним, что у нас получилось?

Область применения карт понятий:

1.На вводном уроке в тему, раздел, курс (самостоятельное изучение ключевых понятий всей темы, курса, раздела). В этом случае карта понятий может служить учащемуся навигатором в освоении темы, раздела, курса.

2.Расширение карты понятий в процессе изучения темы.

3.На обобщающем уроке.

4.При контроле системного усвоения знаний ( как  ученики видят темы целиком, как целостно могут  характеризовать понятие).

4. Рефлексивно оценочный этап:

Задача: обеспечить возможность для оценки нового способа.

Итог обыденной работы –

 Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явленье –

Урок, рожденный вдохновеньем…

Рефлексия:

- уже использую, могу поделиться  опытом;

- использую, но есть находки;

- увидел(а) ценность ;

- не вижу возможности использования в собственной деятельности.