Моя проектная деятельность

Жаркова Наталья Вадимовна

На этой страничке представленна моя проектная деятельность.

Наши опыты актуальны и очень эффиктивны, они дают детям возможность развивать творческие возможности, коммуникативные навыки, возможность экспериментировать и получать новые знания. Проект - это самостоятельная и коллективная творческая работа. В основе проекта лежит проблема для решения которой необходим исследовательский поиск, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое. Экспериментируя ребёнок ищет и находит ответы на свои вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе

«Волшебница вода»

(средняя группа)

Программные задачи:

Образовательные:

- Показать значение воды в жизни живой природы.

-Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, прозрачность, состояниями воды; уточнить значение воды для всего живого на земле).

- Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: жидкость, вода текуча, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт.

Развивающие:

-развивать любознательность, внимание, мышление, память, речь;

-развитие общей и мелкой моторики.

- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

- развивать умение формулировать выводы по итогам опытов;

Воспитательная:

-Воспитывать дружеские отношения и радость от совместной деятельности

-Воспитывать бережное отношение к воде.

Оздоровительная:

Предупреждать утомление детей на занятии чередованием разных видов деятельности.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Опыты: превращения снега в воду; воды в лед.

Беседы: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?».

Словарная работа: лаборатория, лаборант, бесцветная, жидкая, безвкусная, прозрачная.

Материалы и оборудование: кукла – капелька, тазик, стаканчики пустые, баночки с водой, тарелочки, пробирки разной формы, стакан с молоком, чайные ложки по количеству детей, жидкое мыло, карточки – символы, обозначающие свойства воды, гуашь синяя, жидкое мыло.

Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришло очень много гостей, давайте с ними поздороваемся.

Подходите ко мне ближе

И ведите себя тише!

Дети, ой, что утром было…

Я же вам сказать забыла,

Только в садик я зашла

К нам в гости капелька пришла

Капелька недавно появилась на свет и ничего о себе не знает, от этого ей очень грустно. Она знает, что в нашем садике очень умные ребята, и решила обратиться к нам за помощью. Ребята, поможем капельке, расскажем что мы о ней знаем?

Дети – Да!

1 ребенок:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

2 ребенок:

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

3 ребенок:

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?

(Нет, вода, как волшебница умеет превращаться и быть разной).

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их и покажите отгадки.

Головою вниз растёт

Лишь зимой, не целый год.

С крыш свисает очень ловко

Эта снежная морковка.

Не снежинка, не свистулька,

Это крупная (сосулька)

С неба падают пушинки,

Распушив лучи-ворсинки.

Это кружат балеринки,

Белоснежные. (Снежинки).

На земле осталась я

После сильного дождя.

Разлеглась среди дороги,

Кто пройдет – промочит ноги. (Лужа)

Туча в небе, дождь идёт

Падать стал вдруг с неба лёд

Крупный, словно виноград

Называется он (Град)

Воспитатель: А теперь, Капелька, мы приглашаем тебя в нашу маленькую лабораторию. А вы, ребята, сегодня будете, как настоящие ученые проводить опыты с водой, но сначала, нам нужно одеть фартуки.

Опыт №1. «Вода не имеет вкуса и запаха».

- Ребята, вы чувствуете запах, когда мама печет пироги, как пахнут цветы? (да)

Как это можно определить? (понюхать, попробовать).

А теперь я предлагаю вам, ребята, понюхать воду.

Какая она? Душистая, пряная? Чем она пахнет? (она не пахнет)

А теперь сделайте 1 глоток воды, и скажите, какая она на вкус?

Значит мы с вами можем сделать вывод что вода не имеет запаха и вкуса.

Опыт №2. «Вода бесцветная»

У каждого на столе стакан воды, 1 стакан молока у воспитателя

- Что это? (молоко)

- Какого цвета молоко? (белого)

- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)

- Какого цвета вода? (прозрачная, бесцветная)

- Давайте опустим в воду коктейльную трубочку и посмотрим видно ли ее в стакане с водой? (ответы детей)

А теперь я опущу трубочку в стакан с молоком вы ее видите? (ответы детей)

Из этого опыта мы тоже можем сделать вывод, что вода прозрачная или бесцветная.

Опыт № 3 «Вода изменяет цвет».

Мы с вами узнали, что вода бесцветная, но это не значит что она не может поменять цвет. Хотите убедиться в этом? Подвинете к себе банку с синей краской и кисточкой, хорошенько намажьте кисточку краской и опустите ее в банку с водой и помешайте кисточкой воду. Что произошло? (Вода меняет цвет).

Значит мы может с вами сделать вывод что вода может менять цвет, если в нее что-то добавить.

А теперь капелька хочет немного с вами поиграть, выходите все на середину

Разминка:

Капля – раз, капля два,

Очень медленно сперва (прыжки на месте на двух ногах, медленно)

А потом быстрей, быстрей (прыжки быстро)

А мы зонтики раскрыли

От дождя себя укрыли (руки согнули над головой)

Собирайтесь капли в круг (встают в круг)

Справа друг, и слева друг (дают друг другу руки)

Все мы вместе ручеек

А теперь ручей потек (идут по кругу)

(2 раза)

(в это время мл. воспитатель протирает столы убирает краски и кисточки и раскладывает под стаканы чистый листок бумаги, коктейльную трубочку)

- Ну, вот, и отдохнули, размялись и я снова предлагаю вам пройти на свои места и нарисовать Капельке на память рисунок. Этот рисунок будет необычным, мы будем рисовать его с помощью мыльных пузырей. Подходите к своим столам. (воспитатель добавляет в цветную воду жидкое мыло и т. д.)

Дети выдувают пузыри и рисуют

Воспитатель: Молодцы ребята, как здорово у вас получилось! Когда наши рисунки подсохнут, мы подарим их Капельке, и она вернется к своим сестричкам, которые уже ждут ее у мамы Тучки. Мы сегодня рассказали и показали Капельке некоторые свойства воды, надеюсь, ей это пригодиться, но это еще не все, мы с вами будем изучать ее свойства и узнаем еще много интересных вещей и тогда снова пригласим в гости Капельку.

Воспитатель: а теперь ребята давайте вернемся в группу. Сейчас в мире воды столько же, сколько было всегда. Но сегодня на планете людей живет на много больше и воды используют больше. Мы должны беречь воду, что бы ее хватило на всех. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную, уже использованную. Сколько людей должно потрудиться, что бы опять очистить эту воду. Выучим правило пользования водой.

  1. Закрывать кран с водой.
  2. Не пускать воду сильной струей.
  3. Набирать столько воды, сколько необходимо.
  4. Содержать  реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.

Молодцы. Скажем нашим гостям досвидания!



Предварительный просмотр:

Воспитатель МБДОУ г.Астрахани № 34                                                            Жаркова Наталья Вадимовна

Конспект занятия по познавательному развитию

«Опыты с водой»

в старшей группе

Цель: совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Задачи: учить делать выводы, умозаключения.

-развивать речь, мышление, любознательность, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды,

-воспитывать экологическую культуру, аккуратность при работе.

Оборудование: пробирки, банки разных размеров, два стакана, подсолнечное масло, мятные капли,  губка, сахар.

Методы и приемы: организационный момент, художественное слово, уточнения, опросы, игровые приемы, алгоритмы для составления модели этапов деятельности, опыты и эксперименты.

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Здравствуйте, ребята. Сегодня нас ждет интересная работа, а для начала отгадайте загадку.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

 Кто тогда нам первый друг.

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли-

Жить нельзя нам без воды.

 Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. А может ли человек прожить без воды? Какая нужна человеку вода? ( ответы)

Конечно же, вода необходима всему живому, без воды все живое на Земле погибнет, засохнет. Мы знаем, что без воды жизнь на Земле невозможна. Скажите, для чего, для кого вода необходима? ( для растений, для животных, для человека, для тушения пожаров, для приготовления пищи, в хозяйстве и т. д.). Вода- это жизнь и воду надо беречь.

А хотите больше узнать о воде? Тогда проходите на стулья, вас ждет сказка «Лужа- мечтательница» - театрализованное представление с участием детей.

-Почему на дороге образовалась лужа?

-О чем мечтала лужа?

-Что делал мальчик в луже?

-Кто смотрелся в лужу, как в зеркало?

-Почему от нее осталось только мокрое место?

2. Опыты- эксперименты

А сейчас проходите в лабораторию. Мы с вами будем учеными и нас ждут различные предметы для исследований.

  1. –Какой формы вода? На столе лежит узкая и широкая пробирка. Ребята, а какой они формы?  (ответы детей). Для этого возьмем узкую пробирку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую пробирку. Форма, которую приобретает вода , все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода- жидкость . Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются. А в землю впитываются и их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Что будет с губкой, если положить ее в воду? ( двое детей мочат губку и выжимают обратно)

Делают вывод: губка впитывает воду, но выливается обратно.

2.2 Посмотрите внимательно другой опыт. У меня на столе два стакана: с водой и с молоком. Я опускаю ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Что вы заметили? (ложку в воде видно, в молоке –нет)

Посмотрите дальше : добавляю в воду краску, вода стала синей. Какой вывод?

Вывод: вода прозрачная, краска растворяется в воде, вода принимает цвет красителя.

2.3 Давайте заполним еще одну емкость водой и поиграем в игру «Узнай и назови» ( рассматривание картинок через банку с водой. Почему так хорошо видно?

2.4 А теперь давайте понюхаем воду и определим, есть ли у нее запах? (ответы детей)

Теперь мы растворим мятные капли в воде и давайте понюхаем, что изменилось? У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у нее цвет, запах.

2.5 Вода- растворитель. А есть ли у воды вкус? Попробуйте воду и скажите свое мнение.

А теперь давайте попробуем растворить в воде сахар, муку и подсолнечное масло . (трое детей выполняют задание)

Физкультминутка «Как приятно в речке плавать?»

А теперь вернемся к нашему столу, обратите внимание на стакан, где растворяли муку. Что мы видим? (ответы детей). Сахар в стакане не видно, значит он растворился в воде. А мука полностью не растворилась и осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

2.6 А теперь поиграем в игру «Помощница-вода»

Задание :нужно из банки достать предметы, не прикасаясь к ним руками. Что нужно сделать?

Вывод: вода, заполняя емкость , выталкивает находящиеся внутри предметы.

4. Подведение итогов: Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали? В какие игры мы играли? Вам понравилось быть учеными и делать опыты? (ответы детей). Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Но это наши не последние опыты.



Предварительный просмотр:

Воспитатель МБДОУ г.Астрахани № 34                                                          Жаркова Наталья Вадимовна

Проект по познавательному развитию в старшей группе

«Вода-источник жизни»

Тип проекта:информационно-творческий.

Участники: дети старшей группы, их родители, воспитатели.

Срок реализации: долгосрочный(3 месяца).

Тема проекта«Вода- источник жизни».

Вода-это бесценный дар природы! Без воды всё живое на Земле исчезнет.

Цель: сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на Земле.

Задачи:

1. Закрепление у детей знаний о разных состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе

2. Развитие умения детей делать выводы о некоторых свойствах воды, в процессе опытно- экспериментальной работы.

3. Упражнение детей в узнавании и назывании обитателей водоемов.

4. Закрепление у детей навыков экологически грамотного поведения в быту. Напомнить детям о необходимости экономного использования воды.

5. Воспитание желания использовать художественное слово, развитие фразовой речи, памяти.

Этапы реализации проекта:

1этап-подготовительный.

• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

• Перспективное планирование проекта.

• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

2этап-основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных

приёмов по расширению знаний дошкольников о воде.

Содержание работы в процессе реализации проекта:

1. Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Воздух, Земля и вода», «Какой бывает вода

«Кто живёт в воде?», «Кому нужна вода?», «Что можно сделать из воды?».

Сюжетно-ролевые игры: «Аквапарк», «Поездка на катере», «Пароход», «Морская полиция».

Подвижные игры: «Ручеёк», «Солнышко и дождик», «Море волнуется раз…», «Моряки, земляне и водолазы».

2. Познавательная деятельность.

2.1.Познавательное развитие.

Цель: дать представления о свойствах воды и её роли в жизни живых существ.

формировать представления о трёх состояниях воды (жидком, твёрдом и газообразном, о круговороте воды в природе.

3.Беседы: «Откуда пришла вода и куда она уходит?», 

«Кто обитает в воде?», 

«Как экономить воду и зачем?».

3.1.Решение проблемной ситуации:

«Что произойдёт, если вся вода исчезнет?», 

«Что случится, если вода станет льдом на всей Земле?»

4.Опытническая деятельность:

- «Свойства воды».Цель: познакомить со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса и цвета).

- «Живая вода».Цель: познакомить детей с тем, что вода источник жизни на Земле.

- «Агрегатные состояния воды».Цель: познакомить детей с тремя состояниями воды.

- Наблюдения за водой при низкой температуре.

5.Развитие речи:

- Чтение рассказов о воде: К. Паустовский «Поэзия дождя»,

М. Пришвин «Живительный дождик», «Сытые пузыри»;  

- чтение сказок: «Морозко», «Снегурочка»,

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

- стихотворений о воде.

- Творческое рассказывание: «Как сберечь воду?».

- Заучивание стихотворения Майкова о летнем дожде, обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением воды.

6.Художественное творчество:

- Рисование «Путешествие воды».

Цельразвивать умение передавать в рисунке движение воды.

- Лепка «Обитатели воды».

Цель: формировать умение передавать характерные черты морских животных.

- Аппликация «Снежинка».

Цель: формировать умение передавать различные формы снежинок при помощи вырезания из листа белой бумаги.

7.Работа с родителями:

Консультация о пользе воды, папка-передвижка в родительский уголок «Вода наше богатство».

3 этап-заключительный.

• Оформление результата проекта в виде фоторепортажа «Вода - наше богатство!»

Результаты реализации проекта:

- Расширен круг представлений детей о пользе воды, пополнилась предметно-развивающая среда: альбомы. игры, иллюстрации.

-У детей сформировался интерес, любознательность.                                 

- Воспитанники и их родители хорошо усвоили то, что воду нужно беречь.



Предварительный просмотр:

Опыты с водой.

1. Прозрачность воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой) 

Материалы: 3 стакана (1 с прозрачной жидкостью, 2 подкрашенный гуашью, 3 с молоком); камни среднего размера, фартуки.

Ход опыта : По предложению воспитателя один реб нок опускает камень в стакан с прозрачной водой; другой в окрашенную жидкость; третий в молоко. Рассматривают. Отвечают на вопросы. Совместно с воспитателем сравнивают. Подведение детей к пониманию свойства воды-прозрачная

2. Запах воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой) 

Материалы: 2 стакана с водой, лимон, фартуки.

Ход опыта :По предложению воспитателя дети нюхают воду в первом стакане, затем для сравнения предлагаем понюхать воду во втором стакане, куда предварительно (или в данный момент) был добавлен сок выжатого лимона. Совместно с воспитателем дети сравнивают запахи. Отвечают на вопросы. Подведение детей к пониманию свойства воды –без запаха.

3. Вкус воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой); сравнивать. 

Материалы: вода, 3 стакана, соль, сахар, ложка, фартуки.

Ход опыта : По предложению воспитателя дети пробуют в первом стакане простую кипяченую воду, затем для сравнения во второй стакан с жидкостью добавляется соль, соответственно в третий стакан сахар (по возможности привлечение детей к выполнению данных действий, ложкой тщательно размешивается. Дети пробуют, сравнивают, отвечают на вопросы. Подведение детей к пониманию свойства воды –без запаха

4. Переливание воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой, упражняя в переливании воды из бутылки в стакан и обратно в бутылку с помощью воронки.

 Материалы: прозрачные белые пластиковые бутылки (мкостью 0,33 л) (4 шт., наполовину наполненные водой; 8 высоких узких прозр. пластик. стаканов, прозрачная миска и широкая чашка (по 4 шт.); воронка (4 шт.); поднос; кле нка, фартуки по количеству детей.

 Ход опыта : По предложению воспитателя дети переливают воду поочередно в разные ёмкости: стаканы, миски, широкие чашки. Воспитатель напоминает об аккуратности в процессе перелива. Подводит детей к пониманию того, что вода течёт, переливается из одного сосуда в другой, принимая его форму. Вопросы к детям: Что ты сделал? Во что перелил воду? Вода льётся?

5.«Разноцветная вода»

(Окрашивание воды)

Цель:формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой)

Материалы: Прозрачные белые пластиковые бутылки (ёмкостью 0,33 л) (4 шт.) наполовину наполненные водой, крышки для каждой бутылки (на дно каждой бутылки нанесено немного гуаши 4-х основных цветов); поднос; салфетка, фартуки по количеству детей.

Ход опыта :Совместно с воспитателем дети рассматривают жидкость в каждой бутылке, затем воспитатель, взяв одну из бутылок, закручивает на ней крышку, и привлекая внимание детей встряхивает е. Вода окрашивается в цвет, нанесённой на крышке краски. По предложению воспитателя дети включаются в окрашивание воды, встряхивая свои бутылки. 

Отвечают на вопрос: в какой цвет окрасилась вода. Подведение детей к пониманию того, что вода окрашивается в любой цвет, если в не добавить краску.

Игровые ситуации

1. Игровая ситуация «Девочка чумазая»

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды. 

Материалы: кукла, кувшин с водой, салфетка, таз. 

Создание проблемной ситуации: внесение куклы с грязными руками. Обыгрывание ситуации (наблюдение детей за мыть м рук куклы из кувшина с водой над тазом, вытирание). Наводящие вопросы к детям, выслушивание ответов детей, поощрение, подсказывание нужных слов, затем совместное обобщение сказанного. 

Подведение детей к пониманию свойства воды: вода смывает грязь.

2. «Без воды нам никуда»

Цель: формирование познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой); умения устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. 

Материалы: стол-поддон для экспериментирования с песком и водой; песочные наборы для каждого ребёнка, кувшин с водой, салфетки, фартуки. Ход опыта :По предложению воспитателя дети делают поделки в формочках из мокрого песка, помогая себе руками («Испечём пирожки»); воспитатель обращает внимание детей на их руки. 

Вопросы к детям: Что же нужно сделать, чтобы руки стали чистыми? Может быть отряхнуть или подуть на них? Стали руки чище? Как очистить руки от песка? Выслушивание ответов. Мыть рук из кувшина, вытирание салфетками. 

Подведение к пониманию свойства воды: смывает грязь, делая предметы чище.

3. «Вода может литься, а может разбрызгиваться»

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой)

Материалы: лейка, комнатные растения, пульверизатор.

Организация наблюдения детей за поливом комнатных растений.. Вопросы к детям: Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? Откуда она льётся? Выслушивание ответов. Знакомство со специальным устройством для разбрызгивания –пульверизатором. Объяснение, что он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обращение внимания детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень маленькие. Предложение подставить ладошки, побрызгать на них.

 Вопросы: Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Подведение детей к пониманию, что вода может литься, а может разбрызгиваться.

4.«Соберём водичку»

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой) 

Материалы: таз, стакан с водой, широкая чашка,

разноцветные поролоновые губки, фартуки по количеству детей, салфетки, клеёнка.

 Ход эксперимента: Каждому ребёнку раздается губка, активизация в речи названия цвета губки; показ воспитателем действий по сбору воды, вылитой на стол (небольшое количество), покрытый клеёнкой из стакана; выжимание е из губки в широкую чашку; вовлечение детей в выполнение действий по образцу.

Подведение к пониманию свойства воды –принимает форму предмета, сосуда; свойств материалов –поролоновой губки –впитывает жидкость, помогая собрать воду.

5.«Кораблики»

Свойство предметов -плавучесть

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой) 

Материалы: таз с водой, бумажные кораблики, кораблики из скорлупы грецкого ореха и коробочек, фартуки по количеству детей. 

Ход экспери-та:По предложению воспитателя дети опускают (поочерё дно) на воду бумажные кораблики, кораблики из скорлупы и коробочек, наблюдая за ними.

Вопросы к каждому ребёнку, комментирование результата. Обыгрывание ситуации, предложив детям сделать «ветер» и «волны» (имитация ветерка). Наблюдение за движением предметов по воде.

Подведение детей к пониманию свойств плавающих предметов.

6.«Тонет -плавает»

Цель:формирование умения экспериментировать с материалами и веществами (водой); упражнение детей в вылавливании предметов с помощью сачков из воды.

Материалы: таз с водой; сачки; мелкие предметы из разного материала (ложки деревянная и металлическая, пластмассовый и деревянный шары, мелкие резиновые мячи); резиновые игрушки (в одной вырезано дно для сравнения, какая из игрушек тонет и почему); бумажный кораблик; небольшие камешки; поднос; салфетки; фартуки.

-Загадывание загадки о воде (см. картотеку худ. произведения о воде). Активизация детей на экспериментирование с водой и др. материалами. По предложению воспитателя дети берут в руки предметы, называя их, и аккуратно опускают в воду.

Вопросы к каждому ребёнку, комментирование воспитателем результата (Что ты взял? Какого цвета шарик? Шарик утонул или плавает?

 –Это деревянный шарик, он не тонет, плавает на поверхности воды. Аналогичное опускание в воду остальных предметов, наблюдение. По окончании эксперимента предложение детям выловить предметы из воды с помощью сачка. 

-Активизация с помощью воспитателя вывода: какой предмет плавает, а какой тонет.

7.«Пар –это тоже вода»

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды. 

Материалы: термос с кипятком; зеркальце.

 -Привлечение внимания детей к наблюдению за паром, поднимающимся из открытого термоса, знакомство со свойством воды -пар. Напоминание правил безопасности в процессе работы с кипятком. 

Активизация познавательного интереса детей: поместив над паром зеркальце, показать появившиеся на нём капельки воды.

8.«Заморозим воду»

1.«Знакомство со свойствами льда»

Цель: формирование умения экспериментировать с материалами и веществами (водой); упражнение в переливании воды ложкой.

Материалы: ложки, пиалы с водой окрашенной в 4 основных цвета, формочки для игр с песком, поднос, салфетки, фартуки, клеёнка.

 -Показ и объяснение воспитателем способа выполнения работы

 -переливания ложкой окрашенной воды из пиалы в формочку для игр в песок. Предложение детям выполнить задание самостоятельно в конце формочки переносятся и устанавливаются на поднос. Затем поднос ставится в морозильную камеру. На следующий день, перед прогулкой, поднос с формочками вносится в группу, организуется наблюдение детей за тем, что произошло с водой (вода замёрзла, превратилась в лёд, потому что в холодильнике очень холодно). Затем воспитатель с детьми достают лёд из формочек, выносят его на улицу и украшают им снег на участке во время прогулки.

 -Подведение детей к пониманию свойства воды –вода может замерзать в лёд, лёд –это твёрдая вода.

2.«Лёд»

Цель: формирование умения экспериментировать со льдом; называть свойства льда: скользкий, мокрый, холодный. 

Материалы: формочки со льдом (неокрашенные и окрашенные, таз с водой, сачки, поднос, фартуки, клеёнка.

 -По предложению воспитателя дети берут в руки лёд, рассматривают его, делятся своими впечатлениями. 

Вопросы воспитателя индивидуально к каждому реб нку: Льдинки скользкие? Льдинки хотят выскользнуть из рук? Какой л д: тёплый или холодный? Затем дети вместе с воспитателем кладут л д в таз с водой (напоминание об аккуратности во время опускания льда в воду, для того чтобы руки не намочить).

 Обращение внимания детей на их руки: мокрые. Почему? Руки в воду не окунали? Почему же ваши руки мокрые?

-Подведение детей к пониманию того, что лёд от тепла тает, а руки тё плые (предложение вытереть руки салфетками)

 -Организация наблюдения детей за льдомв воде: плавает, не тонет.

-Подведение детей к пониманию, что лёд легче воды. Предложение воспитателя выловить сачком льдинки на поднос, помощь детям в вылавливании. С помощью вопросов активизация речевой активности детей, уточнение много ли льдинок на подносе. В течение дня привлечение внимания детей к процессу, происходящему с льдинками, оставленными воспитателем в ванночке (без воды, отмечая изменения (лёд тает, появляется вода; растаяли все льдинки, в ванночке –вода).

-Подведение детей к пониманию, что вода превращается в лёд, когда очень холодно, в воду, когда очень тепло.

3."Снег"

Цель: формирование умения экспериментировать со снегом; представления о зимних природных явлениях; развитие тактильных ощущений; температурных различий (холодный снег) 

Материалы: ванночка со снегом, игрушка –собака. -В группу вносится ванночка, наполненная снегом. 

Активизация детей на экспериментирование со снегом: рассматривание, предложение взять в руки, вопросы: Что это? Какого он цвета? Какой снег: холодный или тёплый? Почему руки у вас стали мокрыми? Подведение детей к пониманию, что снег от тепла тает, а руки тёплые. 

-Организация игровой ситуации: вносится игрушка –собака, с помощью которой на снегу в ванночке появляются следы (воспитатель перемещает игрушку по снегу, вдавливая е в снег, чтобы следы были хорошо видны).Напоминание детям о наблюдениях за оставленными (животными, человеком) следами на прогулке; 

Уточнение о размере следов: следы могут быть большие от больших ног и маленькие от маленьких. Активизация игровых действий детей под звучащее слово ( пальчиковая игра«Большие ноги шли по дороге»).

-В конце экспериментирования со снегом обращение внимания детей на то, что снег в ванночке почти растаял, его стало меньше, но появилась вода –грязная вода.

-Подведение детей к пониманию элементарных представлений о снеге.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию на тему:

«Огонь наш друг, огонь наш враг»

в средней  группе.

Программное содержание:

-Расширить и уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни.

- Закрепить знания о пожароопасных предметах, которыми нельзя пользоваться самостоятельно.

- Познакомить с огнем и его свойствами.

- Развивать любознательность, память, логическое мышление.

- Обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия: керосиновая лампа, электрическая плита.

- Развивать навыки построения высказываний – рассуждений.

- Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность.

- воспитывать природоохранное поведение, развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят её.

Оборудование:

Черный ящик, спички, иллюстрации с изображением пожароопасных ситуаций, металлический поднос, парафиновая свеча, емкость с водой, песком, мокрая плотная ткань или колба.

Предварительная работа:

- Рассматривание плакатов по пожарной безопасности,

- чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» - Л.Толстого, «Пожар», «В дыму» - В.Житкова.

- Беседа о профессии  пожарного.

Ход занятия:

Воспитатель: «Его нет, мы скажем так, он нам друг, но он нам враг. Без него нам трудно очень, без него темно и ночью. Без него нам холодно, без него нам голодно. Хорошо с ним на привале, на веселом карнавале. С ним всегда горячий ужин. Догадались все тот час? Кто же друг и враг у нас? (огонь)

- Ребята, на нашем занятии мы с вами разберем, так кто же для нас огонь друг или враг?

Под музыку вносится черный ящик. Воспитатель показывает черный ящик и предлагает отгадать какой предмет там находится. Советует задавать наводящие  вопросы, чтобы узнать, что там лежит.

- Предмет металлический? (нет)

- Деревянный? (да)

- Круглый? (нет)

- прямоугольный? (да)

- С ним можно играть? (нет)

- Спички – наши друзья и помощники, но их нельзя зажигать и бросать горящими ради забавы. Тогда они превращаются в злейшего врага человека. Причиной пожара могут стать и электроприборы.

На мольберт ставятся иллюстрации с изображением пожароопасных ситуаций. Воспитатель помогает определить, где нарушены правила пожарной безопасности и к чему они приводят.

- Но, если все-таки случился пожар. Что же делать, как надо себя вести?

- Где с огнем беспечны люди, там взовьется в небо шар,

- Там всегда грозить нам будет, злой пожар!

- Но если вдруг пришла беда, что же делать там тогда?

- Не терять время и звонить – 01.

- Чтобы пожарные приняли вызов надо сообщить: фамилию, имя, адрес, четко объяснять, что и где горит. Предупредить о пожаре соседей. Если необходимо, они помогут вызвать пожарных.

- При пожаре в подъезде нельзя садиться в лифт. Он может отключиться и тогда можно задохнуться.

- Если квартира полна дыма, нужно смочить одежду водой, накрыть голову мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу, потому что внизу дыма нет.- - Ожидая приезда пожарных, стараться быть спокойным. Они обязательно спасут.

- Молодцы ребята! А сейчас давайте с вами познакомиться с огнем и его свойства. Посмотрите на наше маленькое пламя, оно напоминает отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спасали людей. Давайте поднесем руку к свече, что вы чувствуете?

- Давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

Опыт: показать детям , что есть невидимое пламя и оно тоже опасно.

Поднести бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится и загорит.

Вывод: нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносить к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

- Чтобы не случился пожар необходимо следовать правилам пожарной безопасности. Давайте их проверим, как вы их соблюдаете. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечаете: это я, это я, это все мои друзья. Если вы не согласны с тем, что услышите, начинайте хлопать в ладоши.

Кто из вас заметил дым набирает 01?

Кто забыл вчера из вас отключить в квартире газ?

Кто свечей не зажигает, и другим не разрешает?

Красный отблеск пробежал, кто со спичками играл?

Дым увидев, не зевая, кто пожарных вызывает?

Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил утюг?

Правила, кто точно знает, и всегда их соблюдает?

- Ребята вы очень внимательные и хорошо знаете правила. Давайте посмотрим, чем можно тушить пожар.

Опыт: показать детям способ тушения пламени разными средствами (вода, песок).

- Как вы думаете ребята, почему вода гасит огонь? (ответы детей)

- А вы знаете, что огонь может дышать, так же как люди. И если ему перекрыть доступ воздуха (кислорода), то огонь погибнет. Опыт с плотной тканью.

Вывод: не важно, чем тушить огонь – сухим песком, мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.

- Ребята! Мы говорили о пожаре в квартире, доме. А есть еще один дом, в котором:

Сосны до небес, березы и дубы, ягоды, грибы.

Звериные тропинки, пригорки и низинки,

Мягкая трава, на суку сова,

Ландыш серебристый, воздух – чистый, чистый.

И родник с живой ключевой водой.

Что это за дом? (лес)

И так, что же такое лес? (ответы детей)

- Лес – это общий дом для растений, животных, птиц, насекомых. Мы с вами в лесу гости и должны вести себя так, чтобы не нарушить жизнь его хозяев.

На мольберт выставляются картинки.- посмотрите на картинку. Что делает мальчик в лесу? (разжигает костер)

- Что может произойти? (ответы детей)

- Костры, которые разводят отдыхающие или просто баловство детей, могут стать причиной страшного бедствия – лесного пожара. От дыма лесных пожаров нечем дышать. Огонь пробирается глубоко в землю и губит корни деревьев и трав. А кому нужны деревья в лесу? (ответы детей)

- Поэтому каждое дерево, куст, травинку нужно беречь и прежде всего от огня. Ведь лес человеку – самый щедрый друг.

Физминутка:

Ёжик печку топил, уголек уронил                 стоя на месте , наклон вниз

Вот и сделался пожар                                    поднимают руки вверх, машут ими

Ёжик кнопочку нажал

И пожарников позвал.

Притащился медведь                                      наклоны вправо, влево

На весь лес стал реветь.

Примчался лось                                              бег на месте

Кричит «Тушить брось»

Стоит ёжик на улице,                                      поворот вправо, влево

Больше всех волнуется.

А рядом стоит крот,

Вздыхает во весь рот                                       вдох, выдох

Прилетел комар,                                       взмахи правой и левой рукой

Ничего не сказал,

Крылом помахал

Потушил пожар                                            наклон вниз

- Ребята скажите, что нам дарит лес? (ответы детей)

Без леса не было бы кислорода – источника нашей жизни.

- Что еще дает лес? (ответы детей)

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

На планете мы останемся одни.(Д.Радович)

Итог занятия:

- Ребята, кто для нас огонь – друг или враг?

- Можно ли в отсутствии взрослых брать спички, пользоваться электроприрами?

- Если в доме что-то загорелось – ваши действия?



Предварительный просмотр:

Опыт: «Извержение вулкана»

Цель: продолжать развивать интерес к экспериментам.

Задачи:

1. воспитывать умение работать вместе;

2. развивать желание участвовать в эксперименте;

3. познакомить с химической реакцией щёлочи и кислоты.

Материалы и оборудование: уксусная кислота или лимонная кислота, пищевая сода, емкость с водой, чайная ложка, макет вулкана (горловина бутылки облепленная пластилином, поднос, краситель или гуашь красная, средство для мытья посуды.

Ход эксперимента:

Воспитатель: Подойдите все сюда. Видите, я подготовила вот такой вулкан. Точнее не вулкан, а его подобие, гора с кратером в середине. Сейчас мы с вами увидим, как происходит извержение вулкана.

Рассмотрим вещества, с которыми мы будем проводить научное исследование: сода, красная краска, средство для мытья посуды, и, внимание! бутылочка с особым значком – это уксус. Самому пользоваться уксусом нельзя, его наливать можно только взрослому.

Помещаем в жерло вулкана 3 чайных ложки соды из сосуда, 1 чайную ложку моющей жидкости, 1 ложечку красной краски.

Посмотрите, что происходит (наблюдаем “извержение “ вулкана).



Предварительный просмотр:

                                 «ЛАБОРАТОРИЯ    ГОРЕЛКИНА»

            Опыт №1 «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию»

       Цель: Показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов.

        Материалы и оборудование. Полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, горелка, фарфоровые чашечки, пинцет, таз с водой, огнетушитель.

        Ход опыта

Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги-она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату-она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету-она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой она шипит)

        Вывод.

Опыт показывает, что быстрее всего загорается бумага и вата, Дерево тоже горит Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься)

           Опыт № 2 « Чем можно потушить огонь?»

        Цель. Показать детям какие средства можно использовать при тушении огня.

        Материалы и оборудование.

Три фарфоровые чашечки, спирт, песок, плотная ткань, комнатное растение, стакан с подкрашенной водой, огнетушитель.

        Ход опыта.

Воспитатель предлагает одному ребенку добавить в стакан с водой краску, а другому-добавить в колбу сахар.

 Воспитатель поджигает небольшое количество спирта в трех фарфоровых чашечках. Первую он заливает водой (из стакана или из колбы), вторую засыпает песком, третью накрывает плотной тканью. Во всех чашках огонь гаснет. Воспитатель обращает внимание детей на комнатное растение и подводит их к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

        Вывод.

 Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю) и плотную ткань.

               Опыт № 3 «Водой масло не затушишь»

        Цель. Дать представление о том, что горящее масло нельзя потушить водой.

         Материалы и оборудование.

Стакан с растительным маслом, стакан с водой, огнетушитель

         Ход опыта.

В стакан с горящим маслом воспитатель наливает воду до тех пор, пока отчетлива не стане видно что масло плавает на поверхности.

        Вывод.

Опыт показывает, что затушить горящее масло водой невозможно, так как масло легче воды. Оно будет плавать сверху, продолжая гореть.

             Опыт №4 «Почему во время пожара часто происходит взрыв»

       Цель. Дать представление о причине взрыва.

       Материалы и оборудование.

Пробирка, ломтик сырого картофеля толщиной 1.5-2 см, зажим, горелка.

       Ход опыта.

Воспитатель наливает в пробирку немного воды и затыкает ее пробкой из картофеля, нагревает пробирку над пламенем горелки. И вдруг-бах!-пробка с шумом вылетает их пробирки. Вытолкнул ее пар вода закипела, пара становилось все больше, ему стало тесно, и он вытолкнул пробку, а сам вырвался наружу.

        Вывод.

При пожаре в закрытом помещении воздух сильно нагревается и расширяется. Ему становится тесно, и он вырывается наружу, выбивая окна.

          Опыт №5 «Пожары загрязняют воздух».

       Цель. Показать наглядно, как огонь загрязняет предметы (копоть)

        Материалы и оборудование.

Свеча, стекло, фарфоровые чашечки, таз с водой, огнетушитель.

        Ход опыта.

Воспитатель зажигает свечу, держит над ее пламенем (на расстоянии 3-4 см) стекло, затем фарфоровую чашечку. Эти материалы, которые не расплавятся, не загорятся и не нагреются быстро. Через некоторое время на них будет видно почернение (покрылись копотью). Воспитатель предлагает детям(когда материалы остынут) коснуться пальчиками и убедиться что оно пачкается.

        Вывод.

Опыт показывает, что в результате горения образуется копоть которая загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ.



Предварительный просмотр:

Опыты с воздушным шариком

Опыт 1

Материал: Подготовьте пол-литровую пластиковую бутылку, столовый уксус, пачку пищевой соды, небольшую воронку и шарик. Влейте в бутылку 100 грамм уксуса. В шарик насыпьте 3 чайных ложки соды.  

ХОД опыта: Натяните шарик на горлышко ёмкости, но так, чтобы сода не попала в бутылку. А теперь поднимите шарик и пусть сода смешается с уксусом. Шарик начнёт надуваться самостоятельно

 Почему так происходит

Опыт основан на взаимодействии уксуса и соды. Смешавшись, сода с уксусом вступают в бурную химическую реакцию. Заметным признаком станет появление обильной пены. В результате образуется много углекислого газа. Его нельзя увидеть, он не имеет цвета и запаха.

Вывод: шарик надувается сам по себе, без нашей помощи. Углекислому газу не хватает места в бутылке. Он выходит через горлышко и заполняет шарик.

Опыт 2

Материал: надутый шарик воздушный, металлическая спица, скотч. При проведении опыта удобней всего использовать тонкую вязальную спицу из металла. Наклейте  канцелярский скотч на места в которых будете протыкать спицу. Надуйте шарик среднего размера, завяжите основание прочной ниткой.

Ход опыта: Осторожно воткните спицу рядом с завязанным кончиком и выведите с противоположной стороны. Это должна быть самая середина «макушки».

 Почему так происходит: секрет успеха заключается в том, чтобы проткнуть шар в местах наименьшего натяжения резины. Они плотнее и темнее по цвету. Спица заполняет собой проколотые дырочки и не даёт воздуху выйти.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

по познавательному развитию в старшей группе

на тему “Волшебный камень – магнит”

          Программное содержание:

1. Обучающие: Познакомить с понятиями “магнит”, “магнитная сила”.

Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения со свойствами магнита – притягивает металлические предметы, может действовать через преграду (воду, стекло, картон, крупу, ткань)

2. Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментальную деятельность, развивать речевую активность.

3. Воспитательные: воспитывать инициативность, самостоятельность, любознательность.

      Оборудование: рукавичка с магнитом внутри коробки, мелкие предметы из разных материалов, поднос, стакан, банка с водой, бабочки на скрепке, картон.

           Оборудование для каждого ребенка:

железные, пластмассовые, деревянные; кусочек ткани, магниты, магнитная доска; тарелки для раздаточного материала, картон, клеенка, бабочки из бумаги.

       Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской, магнитными буквами и цифрами.

Ход занятия:

Приветствие

(раздается звук видеописьма с изображением ученой Совы)

Сова: - Здравствуйте, мои друзья! Я знаю, что вы очень любознательные и любите экспериментировать. Когда экспериментируешь, становишься почти что исследователем. Я уверенна, что вы знаете, кто такие исследователи?

Дети: это люди, которые что-то изучают.

Сова: - Я вам отправила подарок: попробуйте отгадать, о каком предмете сегодня пойдет речь, какие секреты в себе хранит и почему он так называется?

Воспитатель открывает коробку (коробка в форме подарка, в ней рукавичка, скрепки)

- Ребята, что это? (рукавица), сова сказала, что здесь есть какой-то секрет. А в чем он заключается, я не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежат разные предметы.

- Что это? (показ предметов, скрепки) (ответы детей)

-Мне кажется, я уже видела такую рукавичку. Никто из вас не терял варежку?

Вспоминаем вместе с детьми, что на новогоднем утреннике у Деда Мороза были точно такие же варежки.

- Ребята, а вы помните, что рукавицы Деда Мороза были непростые, а волшебные. Может и у нас получится совершить волшебство.

- Давайте попробуем вспомнить, какие слова говорил Дед Мороз, когда колдовал подарки для ребят, скажем волшебное заклинание: “Ты расти рукавичка, подрастай невеличка, стань большой, только не пустой!”

- Ничего не получилось! Может рукавичку дед из сказки потерял и в ней разные зверюшки поселились? Давайте послушаем (дети прислушиваются, делают вывод: мышка – не пищит, лягушка- не квакает и т.д., никого нет)

- Что же делать? Как найти хозяина? Провожу рукавичкой как бы случайно над подносом с предметами и обращаю внимание детей на “волшебные” качества рукавички – притягивать предметы.

- Посмотрите. (подносит руку в рукавичке к подносу со скрепками). Вот так чудо чудное. Рукавичка “поймала” все скрепки.

- В чем секрет? Как вы думаете? (ответы детей). Определяем почему? (в рукавичке есть что-то, что не дает упасть предметам). Рассматриваем рукавичку.

- Это, ребята, обычный магнит. Много секретов в себе он хранит.

-Какой магнит на ощупь? (гладкий, холодный, твердый)

- Бывает маленьким, большим

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Вот перед нами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

- Кто из вас знает, какие секреты хранит в себе магнит? Какое свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?

- Что произойдет с предметами, если поднести к ним магнит? Все ли предметы он притягивает?

- Магнит – это природный камень, который обладает волшебным свойством: магнетизмом или притяжением

- А хотите узнать, какие еще секреты хранит в себе магнит?

- Чтобы познакомиться с удивительными свойствами магнита, приглашаю вас в научную лабораторию. На некоторое время вы станете учеными – исследователями. А кто такие исследователи? (это люди, которые что-то изучают)

- Предлагаю вам надеть халаты, бейджики, я буду старшим научным сотрудником, а вы мои помощники – младшие научные сотрудники. ( обращаю внимание на правила поведения в научной лаборатории)

- Давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории, помогут нам в этом карточки – символы ( на экране).

1. Соблюдайте порядок на рабочем месте.

2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.

3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).

- Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как научным сотрудникам сделать определенные выводы.

- Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.

- Как вы думаете, из чего сделан магнит? (из железа)

- Магнит сделан из сплава нескольких металлов.

- Ребята, сплав, это когда берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют их вместе.

- Какой он на ощупь? (холодный, гладкий, твердый).

- А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?

Дети: - Магнит может притягивать предметы.

- Я вам предлагаю подтвердить это свойство магнита притягивать предметы.

Придвиньте к себе контейнеры с образцами.

Опыт №1 “Притягивает, не притягивает?”

Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовем, из чего сделаны предметы:

- Это предмет сделан из пластмассы

- Этот предмет выполнен из дерева

- Это образец бумаги

- Этот образец сделан из железа.

- У каждого из вас на столе лежат таблицы с изображением предметов из контейнера, если данный предмет взаимодействует с магнитом, т.е. магнит притянул предмет к себе, то в карточке напротив этого предмета вы ставите плюс. Если не притягивается, то ставите минус.

- Предлагаю взять предмет, который первый нарисован в таблице. Какой предмет первый изображен? (металлический)

- Прикладываем к нему магнит, притянулся он к магниту или нет?

Воспитатель демонстрирует опыт с предметом. (да, притягивает)

- Значит в карточке напротив этого образца, какой знак надо поставить? (плюс). Продолжайте эксперимент самостоятельно.

- Давайте проверим результат вашего опыта. На какие предметы действует сила магнита? (на железные предметы)

Воспитатель: - Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.

Вывод: магнит притягивает (какие?) железные предметы и не действует на (какие материалы?) другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло.

- Ребята, вы только что узнали, какие предметы может притягивать магнит. А вот с Ноликом из мультфильма “Фиксики” случилась беда… помогите ему. (просмотр фрагмента мультфильма “Фиксики” серия “Магнитный конструктор”)

- Ребята, что произошло с Ноликом? Что должен придумать Нолик, чтобы освободиться из плена конструктора? (Снять доспехи, сделанные из железа).

- Спасибо, ребята. Ваши знания очень помогли Нолику. Нолик предлагает немного повеселиться под песню “Помогатор” (выходит ребенок и показывает движения, остальные все повторяют).

Музыкальная физминутка “Помогатор”

Опыт № 2 “Намагничивание”

Воспитатель: - Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму эту цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась

- Почему скрепки не рассыпались?

- Почему так произошло? (Они намагнитились – они превратились в магниты).

- Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.

- Предлагаю этот эксперимент – “Волшебная цепочка” выполнить самостоятельно.

Дети выполняют опыт.

- Молодцы, вы настоящие волшебники – умело справились с опытом.

Опыт № 3 (поиск металлических предметов в манной крупе и в стакане с водой)

- С помощью чего мы можем достать предметы, не касаясь руками песка и крупы? (Предположения, дети достают предметы из крупы с помощью магнита, складывают предметы в контейнеры).

- Какой вывод можно сделать о силе магнита? Мешает ли магниту крупа? Положите листочек картона на контейнер и поднесите магнит, клеенку…

Вывод: магнитная сила действует через крупу, картон, клеенку.

- А теперь попробуем проверить, действует ли магнит через воду? (стакан, вода, скрепка)

Опыт № 4 показывает воспитатель

- Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук? Надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют с пластиковым стаканом)

- Расскажите, что получилось? (Скрепка следует за движением магнита вверх)

- Что же двигало скрепку? (магнитная сила)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнитная сила может действовать через пластик и воду.

Игра-опыт “Летающая бабочка”

- Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус. (показ)

- А кто догадался, почему моя бабочка летает? ( ответы детей)

- К бабочке прикреплена железная скрепка.

Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает. Теперь, я предлагаю вам самим проделать фокус со своими бабочками.

Вывод: Магнит оказывает влияние даже на расстоянии

Воспитатель приглашает детей подойти к экрану.

- Ребята, сегодня мы познакомились со свойствами магнита. Давайте их назовем. (Ответы детей: магнит притягивает металлические предметы, магнит действует через воду, пластик, картон. Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.

Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

Дети называют свойства и одновременно схемы появляются на экране

- Магнит используют для разных целей. Знаете ли вы в каких предметах человек использует магнит? (ответы детей)

- У нас в группе есть магниты? А дома у вас?

Ребенок читает стихотворение про магнит:

Уже давно люблю магнит.

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Слайды “Практическое применение магнита”

Воспитатель: - Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах: вентиляторах и трансформаторах; механизмах – магнитных замках и двигателях. Магниты помогают человеку, посмотрите, сколько помощников, в которых есть магниты:

- Наушники

- Колонки от музыкального центра

- Телефонная трубка

- Звонки, которые находятся на входных дверях, ваших домов и квартир

- В дверцах холодильника, магниты помогают двкрцу держать закрытой

- Даже на банковской карте есть магнитная полоса

- Вентиляторы

- Магнитные замки

Итог:

- С каким волшебным камнем мы сегодня познакомились? ( это магнит)

- Про какое свойство магнита вы узнали? (Магнит притягивает к себе все металлические предметы).

- Предлагаю вам поделиться своими знаниями дома, спросите у папы магнит и узнайте, какие металлические предметы есть у вас дома. Завтра расскажете нам, что вы нашли.

- А на память о нашей работе в лаборатории я приготовила вам игры с магнитами.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Астрахани "Детский сад № 34 "Кораблик"

Перспективный план кружка в старшей группе «Опыты и эксперименты»

МБДОУ «Детский сад № 34 «Кораблик»

на 2022-2023  учебный год

Воспитатель Жаркова Н.В.

                           

Детей дошкольного возраста интересует устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки вопросов – почему происходят землетрясения, почему море соленое, почему извергаются вулканы… Волнуют их и путешествия в дальние страны, интересуют люди и животные, которые там живут. Помочь детям увидеть окружающий мир, раскрыть своеобразие и тайну жизни планеты Земля можно через знакомство с науками экология и география. Эти науки включают в себя знания, помогающие дошкольникам понять устройство окружающего мира, помогают представить свою планету, её океаны и материки, страны и народы, прививают интерес к большому миру вокруг нас, формируют познавательный интерес и любознательность, воспитывают экологическое сознание. Знакомство с экологией и географией развивает интеллект, мыслительные процессы, расширяет кругозор ребёнка. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Дети, по своей натуре, - это любознательные исследователи, шар за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Поддержать этот здоровый интерес, направить его в нужное русло познания и обучения помогает опытно-экспериментальная деятельность. Множество интересных примеров организации занятий с детьми в этом направлении можно найти на страницах данного раздела. Это и полезные советы по обустройству опытно-экспериментального уголка или центра в группе. И конкретные рекомендации по проведению разного рода «научно-популярных» исследований, экспериментов, фокусов, которые приведут детей в восторг и надолго им запомнятся.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности.

  1. Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
  3. Создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

    Перспективный план:

Месяц

Наименование мероприятий

Литература

Сентябрь

«Проверим слух»

«Наши помощники- глаза»

«Фрукты: как их можно есть»

«Ознакомление с окружающим миром» Е. Е. Марудова

Октябрь

«Овощи и фрукты как косметика»

«Где растут грибы?»

«Почему осенью листья желтеют?»

«Ознакомление с окружающим миром» Е. Е. Марудова

Ноябрь

«Помощница- вода»

«Пар- тоже вода»

«Посадим дерево»

«Ознакомление с окружающим миром» Е. Е. Марудова

Декабрь

«Как появляются холмы?»

«Уличные тени»

«Почему все падает на землю?»

«Ознакомление с окружающим миром» Е. Е. Марудова

Январь

«Родственники стекла»

«Как измерить тепло?»

«Какие свойства?»

«Ознакомление с окружающим миром» Е. Е. Марудова

февраль

«Волшебный шарик»

«Волшебники»

«Как легче плавать?»

«Ознакомление с окружающим миром» Е. Е. Марудова

Март

«Колющие и режущие предметы»

«Предметы из разных материалов»

«Разноцветные сосульки»

«Ознакомление с окружающим миром» Е. Е. Марудова

Апрель

«Горнолыжник»

«Если не видишь»

«Большой - маленький»

«Ознакомление с окружающим миром» Е. Е. Марудова

Май

«Ветер в комнате»

«Упрямый воздух»

«Упрямый воздух»

«Ознакомление с окружающим миром» Е. Е. Марудова

Июнь

«Коробочка с секретом»

«Где живет эхо?»

«Лупа»

«Ознакомление с окружающим миром» Е. Е. Марудова

Июль

«два магнита»

«Кошмарное поведение за столом»

«Как растения пьют воду?»

«Ознакомление с окружающим миром» Е. Е. Марудова

Август

«На орбите»

«Темный космос»

«Холодное и теплое помещение для растений»

«Ознакомление с окружающим миром» Е. Е. Марудова

Диагностическая карта

Ф. И. ребенка

Способ

ность к наблюд.

Уровень знаний(жив, нежив.)

Познават. активность

Навыки опыт. Деятел.

Способн. К проектир.

Навыки исслед. Деят.

Уровень усвоен. Прогр.

Итоговый

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

итог


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Что мы знаем о веществах?

                    1. ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВ

        Педагог: Ребята. Как вы думаете, знают ли кошки, что они кошки? Но вот многие мышки уж точно знают, что они мышки. И собаки никогда не ошибаются при встрече с кошками. Никто не путает кошку с мышкой, зайца с собакой. А ведь у всех этих животных по четыре лапы, одному хвосту, пушистая шерсть и усы. И не путаем мы их потому, что у них есть свои признаки, присущие только ему. Если мы будем сравнивать хвосты, лапы, шерсть и усы, то сразу убедимся, что это разные животные.

       Так и вещества. Среди них есть похожие, а есть совсем не похожие. Но каждое вещество имеет свои собственные свойства. Одни свойства веществ легко определить на глаз. Какие свойства вещества вы можете определить, только посмотрев на него?  (ответы детей)

       Правильно. Каждый человек почти без труда различает окружающие его вещества по цвету, вкусу, запаху, прозрачности и некоторым другим признакам.

       А что мы еще говорим о веществах? Верно, Вещества или материалы делятся на твердые, жидкие и газообразные Что вы можете рассказать о них?

        Назовите, какие вы знаете твердые вещества, газы и жидкости. (Ответы детей)

        У меня на столе размещены разные материалы. Выберите из них твердые, вещества, жидкости и газы. Что вы можете рассказать о них?

        (Ответы детей)

Правильно. Твердые тела сохраняют свою форму и бывают твердыми и мягкими, жидкости принимают форму сосуда, в котором находятся, а газы не могут оставаться даже в своем сосуде; если его открыть, они улетучиваются и распространяются по всему помещению.

        Вы уже знаете, что многие материалы изменяются, если они нагреваются или охлаждаются. Поговорим о воде. Вода из крана, какая она? Жидкая. Как мы в этом убедимся? Давайте проведем опыт.

                           Опыт №1

     Раздаточный материал для каждого ребенка:

     Мерный стакан с водой-1штука

       Миска-2 штуки

       Маленький стаканчик-1 штука.

Педагог: Из мерного стаканчика мы наполним разные емкости и увидим, что вода принимает форму сосуда, в который ее налили. Давайте проверим. Вы видите, что в какую бы емкость мы не наливали воду, она принимает ее форму.

                          Опыт №2

          Раздаточный материал на каждого ребенка

          Широкая ёмкость с крышкой со льдом-1 штука

           Миска-2 штуки

Педагог: Сейчас у каждого из вас на столах стоит ёмкость с крышкой. Откройте её. Что в нём находится? Лёд. Как мы его получили? Правильно, мы заморозили воду. Как можно сказать по-другому? Верно, мы охладили воду. При какой температуре вода замерзает и превращается в лед?

(Ответы детей)

     Вода была жидкой, но при охлаждении она превратилась в лед. Изменила она своё состояние? Да, она стала твёрдой. Что будет со льдом, если мы его оставим в помещении? Правильно, он растает и опять превратится в воду. Переложите его в миску, и пусть он постоит при комнатной температуре.

                             Опыт №3

              Демонстрационный материал

              Чайник с кипятком-1штука

               Миска-2 штуки

               Стекло

Педагог: Ребята, скажите, при какой температуре вода кипит? Что происходит с водой, если её сильно нагреть и довести до кипения? Правильно, она превращается в пар. Давайте убедимся в этом.

     У меня на столе стоит чайник. Вода в нем только что закипела. Я наливаю её в ёмкость. Что вы видите? Вода превращается в газ, который называется паром. Она распространяется по всему помещению. Но почему мы не чувствуем запаха? Правильно, потому что вода не имеет запаха.

    А сейчас я накрою ёмкость стеклом Скажите , что мы увидим?

   (Ответы детей0

     На стекле будут образовываться капельки воды. Почему?

     (Ответы детей)

      Правильно. Сейчас вода не кипит, пар остывает и опять превращается в воду. Это изменение называется конденсацией.

Вывод: Вода может изменяться при охлаждении и нагревании, но может и опять превратиться в воду.

                     Опыт № 4

          Демонстрационный или раздаточный материал:

          Свеча

          Зажигалка

          Подставка для свечи

           Лист пластика или мисочка

Педагог: А теперь я вам покажу восковую свечу. Как вы думаете, какой это материал? Твердый. Что произойдет если мы его нагреем? Давайте посмотрим.

   Вы видите, что при нагревании воск становится жидким, то есть тает. Но что происходит с ним потом? Он застывает.

Вывод: Воск-твердое вещество, когда он нагревается, он тает и становится жидким. Затем он застывает и вновь становится твердым. Воск способен изменяться снова и снова.

                       Опыт № 5

               Демонстрационный материал:

                 Яйцо

                  Прозрачный стакан

                  Нож для разбивания яйца

Педагог: Сейчас мы возьмём яйцо и перельём его в стакан. Какое оно? Жидкое. Почему вы так решили? (Ответы детей) Что произойдет с ним, если его нагреть? Правильно, мы получим яичницу. Сможет она снова стать сырым яйцом? Нет.

      Педагог разбивает яйцо в стакан, показывает детям.

                            Опыт №6

                     Демонстрационный материал:

                     Ёмкость с тестом

Педагог: Посмотрите, у меня в мисочке смесь-это тесто. Вы не один раз видели, как ваши мамы месят тесто: муку разводят молоком. Что будет если тесто нагреть? Верно, получится пирог. Сможем мы его превратить в жидкое тесто? нет. Испеченный пирог никогда не станет снова жидким тестом, то есть жидкой смесью, которой он был до приготовления.

Вывод: Многие материалы изменяются, если их нагреть или охладить, но не все могут обратиться в прежнее состояние.



Предварительный просмотр:

             Что мы знаем о материалах и свойствах веществах

   Педагог: Сегодня, ребята, я расскажу вам сказку «Как ослик спасся».

Как -то раз два ослика возвращались с рынка. Один нес тяжёлые мешки с солью, а другой-легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть реку. Вошли ослики в речку и поплыли. Одному было легко плыть, и он быстро переплыл, а другому пришлось приложить не мало усилий. Чтобы не утонуть и доплыть до берега. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.

    Вопросы к детям:

1. Ребята, как вы думаете, кому из осликов легко было переплыть речку и почему?

2. Почему ослику, который вёз поролоновые губки, пришлось плыть тяжелее?

3. Кто из осликов принёс свою ношу домой?

     Педагог: Чтобы проверить ваши ответы, давайте проведем опыт.

                              Опыт №1

         Раздаточный материал:

         Ёмкость с водой

         Мешочек из ткани (2-3 см) с солью

    Педагог: Вы утверждаете, что в воде растворилась, и ослик ничего не привез в мешочках. Возьмите мешочек. Они из ткани, а внутри них находится соль. Опустите их в ёмкость с водой. Что происходит?

   Правильно, соль растворяется, и мешочек становится пустым.

                                Опыт № 2.

           Раздаточный материал:

           Ёмкость с водой

            Поролоновые губки 2-3 см

    Педагог: А сейчас возьмите кусочка поролона и опустите их в воду. Что с ними происходит? Они впитывают воду и становятся тяжелыми, но не тонут. Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, спастись.

    Окружающие нас вещи сделаны из различных материалов. Материалы- это вещества, из которых сделаны все предметы. Обычно материалы подбирают очень тщательно, чтобы они служили своей цели.

     Как вы думаете, из какого материала нужно было сделать для соли и поролона, чтобы оба ослика привезли свой товар домой?

     Правильно, мешки должны быть из полиэтилена, который не пропускает воду и к тому же лёгкий.

     Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови, что из чего сделано»

У вас на столах лежит по пять карточек, на которых сделаны изображены предметы.

Правила игры: Выигрывает тот, кто правильно и быстро- за 1 минуту назовет материалы, из которых сделаны предметы, и скажет, как называются все они одним словом.

    ( Например : мяч- резиновый, автомобиль-металлический, кубик-деревянный, пирамидка –пластмассовая и т.д.- все это игрушки.)

                    Часть 2

    Педагог: Все вещества состоят из мельчайших частиц. Они постоянно находятся в движении, но в твердом веществе частицы расположены очень плотно, , в жидкостях им немного просторнее, а вот в газах расстояние между частицами ещё больше

   Давайте поиграем в игру: Отгадай вещество»

Делимся на три группы. Каждая группа договаривается, какое вещество она изображает, и выполняет соответствующие действия, а другие группы отгадывают. (Если вещество твердое, то дети стоят плотно друг к другу. Если жидкое, то они как бы «перетекают». Если газообразное дети «Разлетаются» Игра используется как физминутка)

  Педагог: Молодцы! Вы правильно представили все вещества. А сейчас рассмотрите таблицы и вспомните все свои вещества, о которых мы говорили на других занятиях.  

    1.Что мы можем определить, только посмотрев на предмет или какой-либо материал, вещество?

   Правильно:

-состояние

- форму

-цвет

-прозрачность

     2. Затем его можно понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности.

     3.Если вещество съедобное, то определить вкус.

     4. Плавает материал или тонет (если есть сомнения, то педагог проводит опыт на демонстрационном столе).

     5. Растворимость.

     6.Название материала и вещества.

      7.Что из этого материала или вещества модно сделать?

      Педагог: Ребята, подумайте и скажите, что интересного вы узнали на занятии.

  1. Поролон впитывает воду и поэтому становится тяжелее.
  2. Соль и поролон нужно было поместить в мешки из полиэтилена.



Предварительный просмотр:

Что мы знаем о сахарном песке и соли, или   определение свойств разных веществ.

Раздаточный материал на каждого ребенка:

  1. 6 мерных стаканчиков (5 из них наполнены водой, горячую воду воспитатель наливает перед опытом 4)
  2. Лупа.
  3. Оранжевый стаканчик с сахарным песком.
  4. Баночка с крышкой (оранжевая) с сахарной пудрой
  5. Голубой стаканчик с солью.
  6. Ложка
  7. Палочка
  8. Лист черного картона.

Давайте снова рассмотрим наше оборудование. У нас на столе стоят      закрытые ёмкости. Они такие же оранжевые, как и стаканчики с сахарным песком. А закрыты они потому. Что в них находятся мельчайшие частицы сахарного песка. Они на столько мелкие, что это вещество называют сахарной пудрой. С ней нужно обращаться очень осторожно, потому что эти частички могут разлетаться от любого неосторожного дуновения.

     Ребята, как вы думаете, что растворится быстрее-мелкие частицы сахарной пудры или частицы сахарного песка, который крупнее их.

  (Ответы детей)

Сейчас мы проверим ваши утверждения опытным путем. Осторожно откройте ёмкость, и вы убедитесь, насколько частицы пудры мельче частиц сахарного песка.

                        Опыт №1

Педагог: Подвиньте к себе два мерных стаканчика с водой, ложечкой возьмите сахарную пудру и всыпьте ее в один стаканчик. Теперь этой же ложечкой возьмите сахарный песок и всыпьте его в другой стакан. Посмотрите, что растворяется быстрее. Почему?

        Правильною, чем меньше частички вещества, тем быстрее они растворяются, то есть частички исчезают в воде.

        Закройте ёмкость крышкой, отодвиньте её от себя, рядом с ней поставте эти два стаканчика.

        А сейчас мы посмотрим, когда сахарный песок растворяется быстрее: когда мы его растворяем, не мешая ложечкой, или когда перемешиваем. Как вы думаете? Давайте поставим еще один опыт.

                         Опыт №2

    Подвиньте к себе оранжевый стаканчик и два другие с водой. Вода в стаканчиках холодная. Берем одинаковое количество сахарного песка, то есть по ложке, и опускаем в каждый стакан. И сразу же в одном стакане быстро перемешиваем ложечкой сахар с водой. Что вы видите? Где сахарный песок растворился быстрее? Значит, какой вывод мы можем сделать? Правильно, вещество быстрее растворяется при перемешивании.

    Отодвиньте эти стаканчики и подумайте, где быстрее растворяется вещество: в горячей или холодной воде? Давайте проверим.

                         Опыт №3

    Поставьте перед собой два стаканчика: в одном горячая вода, а в другом-холодная. Опустите по ложке сахарного песка в каждый стаканчик.

    Где сахарный песок растворяется быстрее? Осторожно потрогайте стакан. Какая в нем вода? Горячая.

    Значит, мы можем сделать вывод, что в стакане с горячей водой сахарный песок растворяется быстрее. Потому что частицы вещества перемешиваются быстрее с горячей жидкостью.

    Вот теперь вы знаете, что в горячей воде сахарный песок растворяется быстрее, а сели ещё и перемешать ложечкой, то вода сразу стане сладкой.

   Педагог: Вы сегодня все молодцы и справились со всеми опытами.