Образовательная программа

Образовательная программа. Доступна для просмотра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvarova_pdo-2.1._praktika_2.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК»)

«Одобрено»

Методическим советом

ГБПОУ РО «ВПК»

«16» июня 2023

«Утверждаю»

Директор ГБПОУ РО «ВПК»

______________О.В. Дидух

«17» июня 2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Физкультурно-оздоровительной направленности по художественной гимнастике

г. Волгодонск, 2023



Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная гимнастика» разработана на основе и с учетом

- Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция);

- Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1008 от 29.02.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (последняя редакция);

- Приказа Министерства просвещения Российской федерации No196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического, физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Художественная гимнастика» имеет

физкультурно-спортивную направленность. Данная программа отражает целевые установки и содержательную основу подготовки, логику

построения, принципы выбора технологий тренировок, методологию

контроля достигнутого уровня.

Спортивная подготовка в художественной гимнастике — многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания занимающихся. Благодаря подвижности и нагрузкам человек может развиваться как целостная и всесторонняя личность. Это крайне важно в современном мире, ведь каждый человек должен не только выполнять сложную умственную работу, но и быть физически подготовленным. Физическая форма и выносливость могут пригодиться в абсолютно любой момент, и в связи с этим роль спорта в образовательном процессе только возрастает.

Активность учащихся сегодня во многом зависит от таких факторов, как постановка четких и ясных задач тренировки, создание положительной обстановки и эмоционального фона, в котором занимающемуся будет комфортно.

Актуальность программы. Данная программа позволяет решать проблему социализации детей и способствует развитию интереса у воспитанников к здоровому образу жизни, позволяет привить двигательные навыки и пробудить интерес к занятиям спортом.

Программа «Художественная гимнастика» развивает гибкость, ловкость, выносливость и координацию, дисциплинирует детей, совершенствует тело, учит красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире, учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Программа не только способствует приобретению необходимых знаний, умений и навыков, но и помогает формировать нравственные и волевые качества, призваны помочь осознать свою индивидуальность, неповторимость, научиться видеть красоту вокруг себя и в себе. В этом и заключается актуальность данной программы.

Педагогическая целесообразность программы заключается не только в создании оптимальных условий для формирования культуры здорового образа жизни через образовательную и физкультурно-оздоровительную деятельность, но и включение детей в разные виды деятельности, раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие организационных способностей, развитие и совершенствование интеллектуальных способностей детей.

Цели и задачи учебного предмета.

Цель программы в области общего физического развития

«Художественная гимнастика» - создание единого направления в

учебно-тренировочном процессе для формирования физического,

хореографического, музыкального развития. Задачи

Образовательные: 

- приобретение знаний в области художественной гимнастики, изучение истории физической культуры;

 - приобретение навыков основ художественной гимнастики;

- участие в показательных выступлениях.

 Развивающие:

- развитие двигательных умений и навыков детей;

 - обучение воспитанников приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, самостоятельного добывания знаний;

- развитие коммуникативного опыта.

Воспитательные:

- привить интерес и потребность к регулярным занятиям художественной гимнастикой;

- воспитание морально-волевых и нравственно-этических качеств;

- воспитание эстетических качеств (музыкальности, танцевальности, выразительности и артистизма).

Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы:

- преобладание развития общих способностей личности над специальными

- приоритет развития универсальных учебных действий

- развитие общей культуры, а также познавательной, физической, социальной, творческой активности личности

- развитие мобильности и адаптации личности.

Срок реализации учебного предмета. Возраст обучающихся. Программа «Художественная гимнастика» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов –144 с вариативной частью (внеаудиторная работа) –30 часов, из них: 4 часа в неделю.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета. При реализации программы «Художественная гимнастика» с нормативным сроком обучения 1 год общая трудоемкость учебного предмета

составляет 144 часа

Форма проведения учебных аудиторных занятий. Форма проведения занятий по программе «Художественная гимнастика» - мелкогрупповая,

от 5 до 12 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки. Результатом реализации программы по художественной гимнастике следует считать развитие двигательных навыков, повышение двигательной активности ребенка дошкольника, улучшение зрительно -  пространственной координации движений, повышение соматических показаний здоровья воспитанников, проявление активности, самостоятельности в разных видах двигательной деятельности.

В процессе мониторинга исследуются уровень подготовленности детей по гимнастике путем наблюдений за ребенком, контрольно-ориентированного тестирования.

Мониторинг проводится 2 раза в год. Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений из программного материала. Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды, вспомогательные средства обучения, протокол обследования навыков упражнений в разных возрастных группах.

Описание материально-технических условий реализации программы.

В образовательном учреждении, реализующем дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу необходимо иметь: ●Наличие спортивного зала;

●Качественное освещение в дневное и вечернее время;

●Музыкальная аппаратура, аудиозаписи;

●Специальная форма и обувь для занятий.

●Гимнастические снаряды

●Гимнастические предметы (обручи, мячи, скакалки, булавы, ленты)


Учебно-тематический план

Тема занятия

Всего

Теория (часов)

Практика (часов)

1.Краткий обзор развития художественной гимнастики

1

1

2.Влияние занятий на организм занимающихся

2

1

1

3.Техника безопасности на занятиях

2

2

4.ОФП и СФП

22

22

5.Хореография

10

10

6.Элементы классического танца

10

10

7.Равновесие

12

12

8.Повороты

12

12

9.Элементы акробатики

10

10

10. Прыжки

15

15

11. Упражнение без предмета

15

15

12. Упражнение со скакалкой

10

10

13. Упражнение с обручем

15

15

14. Показательные выступления

3

3

15. Участие в соревнованиях

6

6

Итого:

144

4

138

Содержание тематического плана первого года обучения

Практические занятия:

ОФП и СФП. Упражнения для рук и плечевого пояса. Положение рук – вперед, вверх, в стороны, к плечам, на пояс, согнутые перед грудью в замок. Махи, скрестные движения, круговые – руками, в локтевом суставе и кисти, в различном темпе и направлениях, резко, плавно и т. д. Плавные движения руками, движения по дуге. Позиции рук: подготовительная, I, II, III, движения руками у опоры и без нее. Упражнения для ног- Позиции: I, II, III. Движение ногами из основной стойки, из позиции и на носках, полуприседания и приседания, на 1 ноге, выставление на носок в сторону и вперед, маленькие броски и большие – махи (по всем направлениям) выпады, поднимание согнутой и прямой ноги, опускание на колени и поднимание, вставание на носок одной ногой и различные положения другой. Упражнения для туловища. Наклоны вперед, назад, в сторону, в различных стойках С различными положениями и движениями рук, то же стоя на коленях, сидя на пятках, сидя, прижав колени, ноги врозь и т. д. Повороты туловища, круговые движения, пружинистые движения туловищем, из положения, лежа на спине: поднимание, опускание, прогиб, скручивания, в положении сидя на пятках руки сцеплены в замок – прогибы и сгибание спины, у гимнастической стенки: вис стоя, влево, вправо, то же спиной. Упражнения на расслабление. – Расслабление шеи: опустить голову вперед, в сторону, назад, одновременное расслабление рук из различных положений. Руки вверх – последовательно расслабить кисть, предплечье и плечо, качание расслабленных рук в сторону вперед путем раскачивания плеч и туловища. Стоя в положении «широкая стойка» – наклоны туловища вперед с полным расслаблением, одновременное расслабление всего туловища до полного приседа вперед путем раскачивания плеч и туловища. Стоя в положении широкая стойка – наклоны туловища вперед с полным расслаблением, одновременное расслабление всего туловища до полного приседа. Бег. Мягкий, спиной и лицом вперед, с подниманием бедра вперед, с захлестом голени назад, с поворотом на 180 градусов. Прыжки: на двух ногах, с одной на другую, на 1 ноге, в стороны, с поворотом на 180 град., «козлики», «скачок».

Хореография. Постановка корпуса, позиция ног и рук. Releve на п/п, Demi-plie,plieI, Passе, Batementtendujete из I и V п., Наклоны корпуса у станка, упражнение для рук на основе классических позиций, волны, взмахи руками, туловищем. Повороты на месте, с продвижением. Упражнение на равновесия. Малые прыжки на месте, с продвижением по диагонали. Большие прыжки.

Элементы народного танца. Галоп. Шаг галопа вперёд, в сторону. Полька. Шаг польки вперёд с выставлением ноги на носок. Крестный шаг в сторону («припадание»). Ход «гармошка» (ступни сомкнуты движение в сторону, переставляя поочерёдно то пятки, то носки).

Равновесие. Практика. Стойка на носках. Равновесие в полуприседе. Равновесие в стойке на левой, на правой ноге. Равновесие в полуприседе на левой, на правой. Передние равновесие. Боковое равновесие. Равновесие в пассе.

Повороты. Переступанием. Поворот пасе 180,360 гр.

Акробатика. Группировки. Перекаты. Кувырок вперёд, назад из упора присед. Стойка на лопатках. «Мост». Перекаты вправо, влево из положения лежа и из положения стоя на коленях, перекат на грудь

Прыжки. С двух ног с места. Выпрямившись. Выпрямившись с поворотами на 180, 360 градусов. Подбивной (в сторону, вперёд).Прыжок касаясь.

Упражнения без предмета. Танцевальные шаги, Танцевальные дорожки. Разучивание элементов и соединение их в последовательную комбинацию под музыку, в сочетании с танцевальными движениями.

Упражнение со скакалкой. Качание, махи, круги (двумя руками, одной рукой). Вращения (вперед и назад в разных плоскостях) восьмёрки. Броски и ловля (двумя руками из основного хвата, обвивание и развивание вокруг тела, эшапе).- Бег и прыжки (бег вращая вперёд и назад). Разучивание элементов и соединение их в последовательную комбинацию под музыку, в сочетании с танцевальными движениями.

Упражнения с мячом. Отбивы. Передачи (над головой и под ногами, около туловища и шеи). Броски и ловля (низкие до 1 м., бросок и ловля двумя руками, бросок, прыжок-ловля двумя руками в полете, бросок, отбив-ловля одной рукой). Разучивание элементов и соединение их в последовательную комбинацию под музыку, в сочетании с танцевальными движениями.

Показательные выступления. Показательные выступления на открытых уроках, спортивных праздниках и соревнованиях.

Соревнования. Зачёт по ОФП и СФП. Классификационные соревнования.


Методическое обеспечение

Основными средствами дополнительной образовательной программы являются элементы хореографии (у опоры), базовые элементы с предметом и без предмета. Физическая подготовка направлена на гармоничное развитие всех физических качеств. Наибольшее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию гибкости, координационных способностей. Большое внимание придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний прогиб, сутулость, косолапость. Техническая подготовка охватывает в основном раздел «школьных» элементов, простейших соединений. Наглядность в обучении имеет важное значение. Обучение носит в основном коллективный характер. Исключение составляет упражнения на растягивание, где педагог должен осуществлять строго индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его природных данных и силы воли. Во избежание травм связочно-суставного аппарата и основных мышечных групп.

Основные методы, используемые в процессе обучения:

1. Игровой метод – придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей обучающихся.

2. Структурный метод – последовательное разучивание и освоение движений, с использованием специально подготовленных связок, состоящих из базовых шагов, повторяющихся в определенном порядке и в точном соответствии с музыкальным сопровождением.

3. Дедуктивный метод – обеспечивает переход от простых движений к более сложным. Разнообразие движений обеспечивается путем постепенного добавления к простейшему варианту упражнений новых деталей. Серии постепенно усложняющихся движений составляет при этом двигательную фразу, последним в которой является наиболее сложное движение. Соединением таких элементов из отдельных двигательных фраз достигается созданием танцевальной комбинации.

Методы организации занятий:

Фронтальный метод – помогает следить за действиями всех одновременно, используется в ходе разучивания простых движений, когда обучающиеся способны сразу овладеть показанными упражнениями, обеспечивает большую плотность занятия.

Групповой метод – позволяет объединять обучающихся в малые группы по уровню их подготовленности, варьируя степень нагрузки и интенсивность выполнения упражнений.

Индивидуальный метод – обеспечивает индивидуальный подход к обучающимся, позволяет исправлять ошибки, воспитывать навык самостоятельных занятий.

Система контроля и отслеживания результатов является важной составляющей в освоении любой учебной программы. Наблюдение за результатами и личностным ростом осуществляется в различных формах и видах. Программа предусматривает текущий контроль. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет, регулярно в рамках расписания занятий учащихся.

Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при соблюдении трех групп принципов:

1)общепедагогические (дидактические) принципы: воспитание сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования;

2)спортивные: направленности к высшим достижениям, специализации и индивидуализации, единства всех сторон подготовки, непрерывности и цикличности тренировочного процесса, максимальности и постепенности, повышения требований, волнообразности динамики тренировочных нагрузок;

3)методические:

— опережения

— опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке, раннее освоение сложных элементов;

— многоборности - формирование высокой и в равной степени эффективной техники владения всеми предметами;

— соразмерности - оптимальное и сбалансированное развитие физических качеств;

— сопряженности

— поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач, например, сочетать техническую и физическую подготовку.

Техническое оснащение занятий

1. Специальное оборудование:

- ковер гимнастический;

- мячи

- скакалки

- обручи

- булавы

- ленты

-станок хореографический

2. Форма:

- спортивный костюм

- купальник

- полупальцы

- обувь для зала

- носки

- футболка, шорты(спортивные)

3. Дополнительное и вспомогательное оборудование:

- утяжелители

- балансировочные подушки

- кубики

- игла для накачивания спортивных мячей

- пылесос бытовой.

- весы

–колонка

- скамейки

- шведские стенки.


Список литературы

1. Аверкович Э.П. Композиция упражнений в художественной

гимнастике: Методические рекомендации - М.: Изд-во ВНИИФК, 1989.

– 17 с.

2. Аверкович Э.П., Плешкань А.В., Морозова Л.А. Организация и

методика подготовки групповых упражнений в художественной

гимнастике: Методические рекомендации - М.: Изд-во ВНИИФК,

1989.-30с.

3. Архипова Ю.А., Карпенко Л.А. Методика базовой подготовки

гимнасток в упражнениях с предметами: Методические рекомендации

– СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. – 24с.

4. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М. –Л.:

Искусстао,1964.

5. Белокопытова Ж., Карпенко Л., Романова Г. Художественная

гимнастика: программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ. Киев, 1991

6. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Особености физической подготовки:

Метод.рек. – Киев: Изд-во КГИФК, 1991. -34с.

15

7. Венгерова Н.Н., Федорова О.С. Средства классического экзерсиса на

уроках хореографической подготовки в сложно-координационных

видах спорта: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во

СПбГАФК, 2000. – 46с.

8. Карпенко Л.А. Отбор и начальная подготовка занимающихся

художественной гимнастикой: Методические рекомендации – Л.: Издво ГДОИФК, 1989. – 24с.

9. Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной

гимнастике: Учебное пособие. – СПб: Изд-во СПбГАФК, 2000. – 40 с.

10. Карпенко Л.А. Компоненты спортивного мастерства и основы

обучения упражнениям художественной гимнастики: Учебнометодическое пособие. – СПбГАФК, 2002. – 40 с.

11. Карпенко Л. Художественная гимнастика: учебник. Москва, 2003

12. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов:

методическое пособие для тренеров-преподавателей, работающих с

детским и юношеским контингентом, студентов высших учебных

заведений /В.Г. Никитушкин – Москва, 2009. – 109 с.