Образовательная программа
Образовательная программа. Доступна для просмотра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК»)
«Одобрено» Методическим советом ГБПОУ РО «ВПК» «16» июня 2023 | «Утверждаю» Директор ГБПОУ РО «ВПК» ______________О.В. Дидух «17» июня 2023 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Физкультурно-оздоровительной направленности по художественной гимнастике
г. Волгодонск, 2023
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная гимнастика» разработана на основе и с учетом
- Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция);
- Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1008 от 29.02.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (последняя редакция);
- Приказа Министерства просвещения Российской федерации No196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического, физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Художественная гимнастика» имеет
физкультурно-спортивную направленность. Данная программа отражает целевые установки и содержательную основу подготовки, логику
построения, принципы выбора технологий тренировок, методологию
контроля достигнутого уровня.
Спортивная подготовка в художественной гимнастике — многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания занимающихся. Благодаря подвижности и нагрузкам человек может развиваться как целостная и всесторонняя личность. Это крайне важно в современном мире, ведь каждый человек должен не только выполнять сложную умственную работу, но и быть физически подготовленным. Физическая форма и выносливость могут пригодиться в абсолютно любой момент, и в связи с этим роль спорта в образовательном процессе только возрастает.
Активность учащихся сегодня во многом зависит от таких факторов, как постановка четких и ясных задач тренировки, создание положительной обстановки и эмоционального фона, в котором занимающемуся будет комфортно.
Актуальность программы. Данная программа позволяет решать проблему социализации детей и способствует развитию интереса у воспитанников к здоровому образу жизни, позволяет привить двигательные навыки и пробудить интерес к занятиям спортом.
Программа «Художественная гимнастика» развивает гибкость, ловкость, выносливость и координацию, дисциплинирует детей, совершенствует тело, учит красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире, учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Программа не только способствует приобретению необходимых знаний, умений и навыков, но и помогает формировать нравственные и волевые качества, призваны помочь осознать свою индивидуальность, неповторимость, научиться видеть красоту вокруг себя и в себе. В этом и заключается актуальность данной программы.
Педагогическая целесообразность программы заключается не только в создании оптимальных условий для формирования культуры здорового образа жизни через образовательную и физкультурно-оздоровительную деятельность, но и включение детей в разные виды деятельности, раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие организационных способностей, развитие и совершенствование интеллектуальных способностей детей.
Цели и задачи учебного предмета.
Цель программы в области общего физического развития
«Художественная гимнастика» - создание единого направления в
учебно-тренировочном процессе для формирования физического,
хореографического, музыкального развития. Задачи
Образовательные:
- приобретение знаний в области художественной гимнастики, изучение истории физической культуры;
- приобретение навыков основ художественной гимнастики;
- участие в показательных выступлениях.
Развивающие:
- развитие двигательных умений и навыков детей;
- обучение воспитанников приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, самостоятельного добывания знаний;
- развитие коммуникативного опыта.
Воспитательные:
- привить интерес и потребность к регулярным занятиям художественной гимнастикой;
- воспитание морально-волевых и нравственно-этических качеств;
- воспитание эстетических качеств (музыкальности, танцевальности, выразительности и артистизма).
Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы:
- преобладание развития общих способностей личности над специальными
- приоритет развития универсальных учебных действий
- развитие общей культуры, а также познавательной, физической, социальной, творческой активности личности
- развитие мобильности и адаптации личности.
Срок реализации учебного предмета. Возраст обучающихся. Программа «Художественная гимнастика» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов –144 с вариативной частью (внеаудиторная работа) –30 часов, из них: 4 часа в неделю.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета. При реализации программы «Художественная гимнастика» с нормативным сроком обучения 1 год общая трудоемкость учебного предмета
составляет 144 часа
Форма проведения учебных аудиторных занятий. Форма проведения занятий по программе «Художественная гимнастика» - мелкогрупповая,
от 5 до 12 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки. Результатом реализации программы по художественной гимнастике следует считать развитие двигательных навыков, повышение двигательной активности ребенка дошкольника, улучшение зрительно - пространственной координации движений, повышение соматических показаний здоровья воспитанников, проявление активности, самостоятельности в разных видах двигательной деятельности.
В процессе мониторинга исследуются уровень подготовленности детей по гимнастике путем наблюдений за ребенком, контрольно-ориентированного тестирования.
Мониторинг проводится 2 раза в год. Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений из программного материала. Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды, вспомогательные средства обучения, протокол обследования навыков упражнений в разных возрастных группах.
Описание материально-технических условий реализации программы.
В образовательном учреждении, реализующем дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу необходимо иметь: ●Наличие спортивного зала;
●Качественное освещение в дневное и вечернее время;
●Музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
●Специальная форма и обувь для занятий.
●Гимнастические снаряды
●Гимнастические предметы (обручи, мячи, скакалки, булавы, ленты)
Учебно-тематический план
Тема занятия | Всего | Теория (часов) | Практика (часов) |
1.Краткий обзор развития художественной гимнастики | 1 | 1 | |
2.Влияние занятий на организм занимающихся | 2 | 1 | 1 |
3.Техника безопасности на занятиях | 2 | 2 | |
4.ОФП и СФП | 22 | 22 | |
5.Хореография | 10 | 10 | |
6.Элементы классического танца | 10 | 10 | |
7.Равновесие | 12 | 12 | |
8.Повороты | 12 | 12 | |
9.Элементы акробатики | 10 | 10 | |
10. Прыжки | 15 | 15 | |
11. Упражнение без предмета | 15 | 15 | |
12. Упражнение со скакалкой | 10 | 10 | |
13. Упражнение с обручем | 15 | 15 | |
14. Показательные выступления | 3 | 3 | |
15. Участие в соревнованиях | 6 | 6 | |
Итого: | 144 | 4 | 138 |
Содержание тематического плана первого года обучения
Практические занятия:
ОФП и СФП. Упражнения для рук и плечевого пояса. Положение рук – вперед, вверх, в стороны, к плечам, на пояс, согнутые перед грудью в замок. Махи, скрестные движения, круговые – руками, в локтевом суставе и кисти, в различном темпе и направлениях, резко, плавно и т. д. Плавные движения руками, движения по дуге. Позиции рук: подготовительная, I, II, III, движения руками у опоры и без нее. Упражнения для ног- Позиции: I, II, III. Движение ногами из основной стойки, из позиции и на носках, полуприседания и приседания, на 1 ноге, выставление на носок в сторону и вперед, маленькие броски и большие – махи (по всем направлениям) выпады, поднимание согнутой и прямой ноги, опускание на колени и поднимание, вставание на носок одной ногой и различные положения другой. Упражнения для туловища. Наклоны вперед, назад, в сторону, в различных стойках С различными положениями и движениями рук, то же стоя на коленях, сидя на пятках, сидя, прижав колени, ноги врозь и т. д. Повороты туловища, круговые движения, пружинистые движения туловищем, из положения, лежа на спине: поднимание, опускание, прогиб, скручивания, в положении сидя на пятках руки сцеплены в замок – прогибы и сгибание спины, у гимнастической стенки: вис стоя, влево, вправо, то же спиной. Упражнения на расслабление. – Расслабление шеи: опустить голову вперед, в сторону, назад, одновременное расслабление рук из различных положений. Руки вверх – последовательно расслабить кисть, предплечье и плечо, качание расслабленных рук в сторону вперед путем раскачивания плеч и туловища. Стоя в положении «широкая стойка» – наклоны туловища вперед с полным расслаблением, одновременное расслабление всего туловища до полного приседа вперед путем раскачивания плеч и туловища. Стоя в положении широкая стойка – наклоны туловища вперед с полным расслаблением, одновременное расслабление всего туловища до полного приседа. Бег. Мягкий, спиной и лицом вперед, с подниманием бедра вперед, с захлестом голени назад, с поворотом на 180 градусов. Прыжки: на двух ногах, с одной на другую, на 1 ноге, в стороны, с поворотом на 180 град., «козлики», «скачок».
Хореография. Постановка корпуса, позиция ног и рук. Releve на п/п, Demi-plie,plieI, Passе, Batementtendujete из I и V п., Наклоны корпуса у станка, упражнение для рук на основе классических позиций, волны, взмахи руками, туловищем. Повороты на месте, с продвижением. Упражнение на равновесия. Малые прыжки на месте, с продвижением по диагонали. Большие прыжки.
Элементы народного танца. Галоп. Шаг галопа вперёд, в сторону. Полька. Шаг польки вперёд с выставлением ноги на носок. Крестный шаг в сторону («припадание»). Ход «гармошка» (ступни сомкнуты движение в сторону, переставляя поочерёдно то пятки, то носки).
Равновесие. Практика. Стойка на носках. Равновесие в полуприседе. Равновесие в стойке на левой, на правой ноге. Равновесие в полуприседе на левой, на правой. Передние равновесие. Боковое равновесие. Равновесие в пассе.
Повороты. Переступанием. Поворот пасе 180,360 гр.
Акробатика. Группировки. Перекаты. Кувырок вперёд, назад из упора присед. Стойка на лопатках. «Мост». Перекаты вправо, влево из положения лежа и из положения стоя на коленях, перекат на грудь
Прыжки. С двух ног с места. Выпрямившись. Выпрямившись с поворотами на 180, 360 градусов. Подбивной (в сторону, вперёд).Прыжок касаясь.
Упражнения без предмета. Танцевальные шаги, Танцевальные дорожки. Разучивание элементов и соединение их в последовательную комбинацию под музыку, в сочетании с танцевальными движениями.
Упражнение со скакалкой. Качание, махи, круги (двумя руками, одной рукой). Вращения (вперед и назад в разных плоскостях) восьмёрки. Броски и ловля (двумя руками из основного хвата, обвивание и развивание вокруг тела, эшапе).- Бег и прыжки (бег вращая вперёд и назад). Разучивание элементов и соединение их в последовательную комбинацию под музыку, в сочетании с танцевальными движениями.
Упражнения с мячом. Отбивы. Передачи (над головой и под ногами, около туловища и шеи). Броски и ловля (низкие до 1 м., бросок и ловля двумя руками, бросок, прыжок-ловля двумя руками в полете, бросок, отбив-ловля одной рукой). Разучивание элементов и соединение их в последовательную комбинацию под музыку, в сочетании с танцевальными движениями.
Показательные выступления. Показательные выступления на открытых уроках, спортивных праздниках и соревнованиях.
Соревнования. Зачёт по ОФП и СФП. Классификационные соревнования.
Методическое обеспечение
Основными средствами дополнительной образовательной программы являются элементы хореографии (у опоры), базовые элементы с предметом и без предмета. Физическая подготовка направлена на гармоничное развитие всех физических качеств. Наибольшее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию гибкости, координационных способностей. Большое внимание придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний прогиб, сутулость, косолапость. Техническая подготовка охватывает в основном раздел «школьных» элементов, простейших соединений. Наглядность в обучении имеет важное значение. Обучение носит в основном коллективный характер. Исключение составляет упражнения на растягивание, где педагог должен осуществлять строго индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его природных данных и силы воли. Во избежание травм связочно-суставного аппарата и основных мышечных групп.
Основные методы, используемые в процессе обучения:
1. Игровой метод – придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей обучающихся.
2. Структурный метод – последовательное разучивание и освоение движений, с использованием специально подготовленных связок, состоящих из базовых шагов, повторяющихся в определенном порядке и в точном соответствии с музыкальным сопровождением.
3. Дедуктивный метод – обеспечивает переход от простых движений к более сложным. Разнообразие движений обеспечивается путем постепенного добавления к простейшему варианту упражнений новых деталей. Серии постепенно усложняющихся движений составляет при этом двигательную фразу, последним в которой является наиболее сложное движение. Соединением таких элементов из отдельных двигательных фраз достигается созданием танцевальной комбинации.
Методы организации занятий:
Фронтальный метод – помогает следить за действиями всех одновременно, используется в ходе разучивания простых движений, когда обучающиеся способны сразу овладеть показанными упражнениями, обеспечивает большую плотность занятия.
Групповой метод – позволяет объединять обучающихся в малые группы по уровню их подготовленности, варьируя степень нагрузки и интенсивность выполнения упражнений.
Индивидуальный метод – обеспечивает индивидуальный подход к обучающимся, позволяет исправлять ошибки, воспитывать навык самостоятельных занятий.
Система контроля и отслеживания результатов является важной составляющей в освоении любой учебной программы. Наблюдение за результатами и личностным ростом осуществляется в различных формах и видах. Программа предусматривает текущий контроль. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет, регулярно в рамках расписания занятий учащихся.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при соблюдении трех групп принципов:
1)общепедагогические (дидактические) принципы: воспитание сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования;
2)спортивные: направленности к высшим достижениям, специализации и индивидуализации, единства всех сторон подготовки, непрерывности и цикличности тренировочного процесса, максимальности и постепенности, повышения требований, волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
3)методические:
— опережения
— опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке, раннее освоение сложных элементов;
— многоборности - формирование высокой и в равной степени эффективной техники владения всеми предметами;
— соразмерности - оптимальное и сбалансированное развитие физических качеств;
— сопряженности
— поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач, например, сочетать техническую и физическую подготовку.
Техническое оснащение занятий
1. Специальное оборудование:
- ковер гимнастический;
- мячи
- скакалки
- обручи
- булавы
- ленты
-станок хореографический
2. Форма:
- спортивный костюм
- купальник
- полупальцы
- обувь для зала
- носки
- футболка, шорты(спортивные)
3. Дополнительное и вспомогательное оборудование:
- утяжелители
- балансировочные подушки
- кубики
- игла для накачивания спортивных мячей
- пылесос бытовой.
- весы
–колонка
- скамейки
- шведские стенки.
Список литературы
1. Аверкович Э.П. Композиция упражнений в художественной
гимнастике: Методические рекомендации - М.: Изд-во ВНИИФК, 1989.
– 17 с.
2. Аверкович Э.П., Плешкань А.В., Морозова Л.А. Организация и
методика подготовки групповых упражнений в художественной
гимнастике: Методические рекомендации - М.: Изд-во ВНИИФК,
1989.-30с.
3. Архипова Ю.А., Карпенко Л.А. Методика базовой подготовки
гимнасток в упражнениях с предметами: Методические рекомендации
– СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. – 24с.
4. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М. –Л.:
Искусстао,1964.
5. Белокопытова Ж., Карпенко Л., Романова Г. Художественная
гимнастика: программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ. Киев, 1991
6. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Особености физической подготовки:
Метод.рек. – Киев: Изд-во КГИФК, 1991. -34с.
15
7. Венгерова Н.Н., Федорова О.С. Средства классического экзерсиса на
уроках хореографической подготовки в сложно-координационных
видах спорта: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во
СПбГАФК, 2000. – 46с.
8. Карпенко Л.А. Отбор и начальная подготовка занимающихся
художественной гимнастикой: Методические рекомендации – Л.: Издво ГДОИФК, 1989. – 24с.
9. Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной
гимнастике: Учебное пособие. – СПб: Изд-во СПбГАФК, 2000. – 40 с.
10. Карпенко Л.А. Компоненты спортивного мастерства и основы
обучения упражнениям художественной гимнастики: Учебнометодическое пособие. – СПбГАФК, 2002. – 40 с.
11. Карпенко Л. Художественная гимнастика: учебник. Москва, 2003
12. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов:
методическое пособие для тренеров-преподавателей, работающих с
детским и юношеским контингентом, студентов высших учебных
заведений /В.Г. Никитушкин – Москва, 2009. – 109 с.