Дидактическое обеспечение


Предварительный просмотр:

Диагностика состояния письменной речи

ПИСЬМО

На основе карты логопедического обследования Н.М. Трубниковой и методических указаний Р.И. Лалаевой и И. Н. Садовниковой  

  1. класс (конец букварного периода)

1. Запиши строчные буквы: а,у,и,т,п,д,б.

2. Запиши заглавные буквы (прописные) Г,З,Р, К,Н,С

3. Запиши слоги: ас, ша, мак, ста

4. Запиши слоги: куст, утка, лыжи, чаща.

5. Спиши текст:

В лесу.

                        Пришли дети в лес. В лесу тишина.

  1. класс (конец букварного периода)

1. Запиши слова: шарф, старушка, Лариса, синица, чтение.

2. Запиши предложение: У Паши часики.

3. Спиши текст:  

Кошка и птичка

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

 

  1. класс (начало года)

1. Запиши слова: песец, коньки, зебра, дятел.

2. Запиши предложение: У Маши есть рыжий кот.

3. Спиши текст:  

Щенок

У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одного. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.

2 класс (конец года)

1. Запиши слова: сильный, пружина, заснуть, перепрыгнуть.

2. Запиши предложения: Бабушка сушила мокрое бельё. Черный щенок сидел на цепи.

3. Спиши текст:

Кот

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

  1. класс (начало года)

1. Запиши слова: стройка, простор, пастушок, крыло.

2. Запиши предложение: Космонавт управляет космическим кораблём.

3. Спиши текст:

На реке

Было лето. Зоя и Саша пошли на речку. Зоя рвала цветы на лугу. Саша удочкой ловил рыбу. Вот Женя. У Жени щука.

 

3 класс (конец года)

1. Запиши слова: ножницы, сталевар, ступенечка, струнка.

2. Запиши предложение: Вот замелькали в воздухе белые пушистые снежинки.

3. Спиши текст:

Москва

Много лет назад на высоком холме построили маленькую крепость. Шли годы. Крепость росла и богатела. По берегам реки Москва строились всё новые и новые дома. Много товаров привозили торговые люди, купцы. Крепость стала великим городом — Москвой.

4 класс (начало года)

1. Запиши слова: скворец, гнездо, морковь, насмешка.

2. Запиши предложение: Моя бабушка Марья Петровна живёт в столице нашей родины.

3. Спиши текст:

Октябрь

Русское старинное наименование октября - «грязник». Осенние дожди с мокрым снегом превращали землю в месиво. На Руси октябрь также величали «листобоем», «золотой осенью», так как он приходится на время пожелтения листвы.

  1. класс (конец года)

1. Запиши слова: журавль, кастрюля, строчка, мотоциклист, здравница.

2. Запиши предложение: Ранней весной в берёзовой роще громко поют птицы.

3. Спиши текст:

В Царском Селе

Александр Сергеевич Пушкин учился в лицее, который находился в Царском Селе под Петербургом. Прекрасный обширный парк начинался прямо под окнами лицея. В тяжёлой листве дубов и лип свободно играли солнечные лучи. Среди зелени белели мраморные статуи. Повсюду слышалось птичье пение. Тихо плескалась вода в озере. Пушкин очень любил этот старинный парк и часто гулял в нём.

 

 

 

 

Таблица анализа ошибок письма

Фамилия, имя ребенка______________________________________________

Тип ошибок

Вид ошибок

1кл

1кл

2кл

2кл

3кл

3кл

4кл

4кл

С.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Дисграфические ошибки

Замены гласных

 

 

 

 

 

 

 

 

Замены согласных

 

 

 

 

 

 

 

 

Пропуск гласных

 

 

 

 

 

 

 

 

Пропуск согласных

 

 

 

 

 

 

 

 

Пропуск слогов и частей слов

 

 

 

 

 

 

 

 

Перестановки

 

 

 

 

 

 

 

 

Вставки

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздельное написание слова

 

 

 

 

 

 

 

 

Замена слов по звуковому сходству

 

 

 

 

 

 

 

 

Замена слов по семантическому сходству

 

 

 

 

 

 

 

 

Пропуски слов

 

 

 

 

 

 

 

 

Слитное написание слов

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарушение согласования

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарушение управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Неправильное обозначение границ предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Замена букв по количеству элементов

 

 

 

 

 

 

 

 

Замена букв по пространственному расположению

 

 

 

 

 

 

 

 

Зеркальное письмо

Орфографические ошибки

Орфограммы, в соответствии с требованиями программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ

На основе диагностического материала Н. Бернштейна для диагностики больных психиатрами, дефектологами и патопсихологами.

Нормы техники чтения в первом классе

Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 1 классе должна составлять:

в 1 полугодии — 25-30 слов в минуту;

во 2 полугодии — 30-40 слов в минуту.

Нормы техники чтения во втором классе

Техника чтения во 2 классе по ФГОС должна иметь следующие ориентировочные показатели:

в 1 полугодии — 40-50 слов в минуту;

Во 2 полугодии — 50-60 слов в минуту.

Нормы техники чтения в третьем классе

Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 3 классе должна составлять:

в 1 полугодии — 60-70 слов в минуту;

во 2 полугодии — 70-80 слов в минуту.

Нормы техники чтения в четвертом классе

Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 4 классе должна составлять:

в 1 полугодии — 80-90 слов в минуту;

во 2 полугодии — 100-120 слов в минуту.

 

Требования к чтению

В процессе чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку. Когда ребенок начал читать, не следует останавливать его, даже если он ошибся в произнесении слова или в постановке ударения.  

 В 1 полугодии второго класса чтение осознанное, правильное, целыми словами. Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру.

Во 2 полугодии помимо правильного, осознанного чтения целыми словами, дети должны также соблюдать паузы, интонации, логические ударения. Слоговое чтение нежелательно.

На конец обучения в третьем классе у детей должно быть сформировано правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, логического ударения, громкости, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

На момент завершения начального образования, у детей должно быть сформировано осознанное, правильное, выразительное чтение, с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Посредством пауз, интонаций, ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Осуществление самостоятельной подготовки к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

 

 

Обследование состояния навыка сформированности процесса чтения:

 

  1. Прочитай буквы: К, П, Р, В, С, Э, З, Н, А, Ж
  2. а, е, ш, ц, л, м, я, ч, ф
  3. Назови буквы, написанные разными шрифтами

 

  1. Укажи правильно написанную букву, рядом с её зеркальным начертанием

 

  1. Назвать наложенные друг на друга буквы

 

  1. Прочитай слоги: са, ну, ос, ын, ста, кро, цви.
  2. Прочитай слова и найди подходящую картинку: рак, осы, очки, гнездо, ножницы, полотенце, спички.
  3. Прочитайй слова – паронимы и подбери картинки: коза – коса, зуб – суп, уточка – удочка, шкаф – шарф, стол – ствол.

  1. Прочитай слова с пропущенными буквами (со второго класса): Руч…а, …апочки, к…ыш…а, конве……

  1. Прочитай предложение и выполни действие:

Покажи глаз. Возьми ручку. Спрячь руки за спину.

  1. Прочитай предложение и ответь на вопросы: Оля старше Кати. (кто младше) Хозяин собаки убежал в сад (кто в саду?)

  1. Чтение текстов:

 

Сахар

Мама налила мальчику стакан чая и положила туда два кусочка сахара. Мальчик не стал пить чай, а подождал, пока тот остынет. Пришёл, смотрит, а сахара нет!                                                                  

(22 слова)

  1. Перескажи, что ты прочитал.
  2. Кто налил чай?
  3. Почему мальчик не стал пить чай сразу?

Вопросы на оценку понимания прочитанного и скрытого смысла (диф.диагностика с ЗПР и У.О.): 

  1. Куда делся сахар?
  2. Вопрос с уточняющей  помощью: Какой стал чай по вкусу?
  3. Вопрос с наводящей помощью: Зачем в чай кладут сахар? 

 

Саша

Саша проснулся утром грустный. Мама дала ему таблетку, взяла зонтик и ушла.                                                                                  

  1. лов)

 

  1. Перескажи, что ты прочитал.
  2. Какое настроение было у Саши?
  3. Что сделала мама?

Вопросы на оценку понимания прочитанного и скрытого смысла (диф.диагностика с ЗПР и У.О.): 

  1. Почему Саша проснулся грустный?
  2. Вопрос с уточняющей  помощью: Зачем мама дала Саше таблетку?
  3. Вопрос с наводящей помощью: Когда ты пьёшь таблетки?  Саша был здоров?
  4. Дополнительный вопрос: Какая погода была на улице? Как ты догадался? 

 

Горькое лекарство

Мама болела. Доктор выписал маме лекарство. Оно было горьким. Таня решила помочь маме. Она взяла и выпила мамино лекарство.

  1. лов)

 

  1. Перескажи, что ты прочитал.
  2. Кого лечил доктор?
  3. Что сделала Таня?

Вопросы на оценку понимания прочитанного и скрытого смысла (диф.диагностика с ЗПР и У.О.):

  1. Помогла ли маме Таня?
  2. Вопрос с уточняющей помощью: Зачем доктор выписал маме лекарство?
  3. Вопрос с наводящей помощью: Лечит ли горькое лекарство? 

 

 

Спор зверей

Поспорили как-то звери: что на свете всех вкуснее? Петушок говорит: «зёрнышки». Кошка говорит: «сметана». Собака говорит: «косточка».                                                                                                                                                                                                    

  1. лов)
  1. Перескажи, что ты прочитал.
  2. Из – за чего спорили звери?
  3. Что вкуснее для петушка?

Вопросы на оценку понимания прочитанного и скрытого смысла (диф.диагностика с ЗПР и У.О.):

  1. Кто из зверей прав? Что самое вкусное? (вариант: Так что же на свете самое вкусное?)
  2. Вопрос с уточняющей  помощью: (если ребёнок выбирает одного из животных правым) А что- для петушка, зёрнышки не самое вкусное?
  3. Вопрос с наводящей помощью: А ты что больше всего любишь есть? 

 

Бараночка

Шёл голодный человек по дороге. Увидел – продают булки. Купил одну – съел, не наелся. Съел ещё одну булку – опять не наелся. А потом купил маленькую бараночку, съел её и наелся. И подумал: «Зря я покупал булки, деньги тратил. Надо было купить бараночку, я бы сразу и наелся».

  1. лов)
  1. Перескажи, что ты прочитал.
  2. Что купил человек?
  3. Что подумал человек?

Вопросы на оценку понимания прочитанного и скрытого смысла (диф.диагностика с ЗПР и У.О.):

  1. Чем человек наелся на самом деле?
  2. Вопрос с уточняющей  помощью: зачем он покупал булки?
  3. Вопрос с наводящей помощью: Как ты думаешь, можно ли наесться маленькой бараночкой? 

 

 

Осел и муравей

Шёл осел в гору, навстречу ему муравей. Осёл его спрашивает: «Муравей, муравей, а на горе трава высокая?». «Высокая, сочная!» - отвечает муравей. Забрался осёл на гору, смотрит, а трава низкая, редкая. Он и кричит муравью: «Эй, муравей, ты зачем меня обманул!»

  1. лова)

 

  1. Перескажи, что ты прочитал.
  2. Куда шёл осёл?
  3. Что сказал ослу муравей?

Вопросы на оценку понимания прочитанного и скрытого смысла (диф.диагностика с ЗПР и У.О.):

  1. Обманул ли муравей осла?
  2. Вопрос с уточняющей  помощью: Какого размера муравей, а какого осёл?
  3. Вопрос с наводящей помощью: Почему муравью трава казалась большой? 

 

Последний вагон

В одном городе в метро часто случались аварии. При этом в аварию всегда попадал последний вагон поезда. Тогда начальник    8 метрополитена приказал у кажого поезда отцеплять последний вагон.                                                                                                          

(24 слова)

 

Последний вагон (второй вариант)

Как – то раз железнодорожное начальство заметило, что в авариях всегда страдает, бьётся последний вагон. И решило тогда железнодорожное начальство отцеплять последний вагон.

  1. лов)

  1. Перескажи, что ты прочитал.
  2. Что часто случалось в метро?
  3. Что решил сделать начальник?

Вопросы на оценку понимания прочитанного и скрытого смысла (диф.диагностика с ЗПР и У.О.):

  1. Стало ли аварий меньше? 

В случае предъявления рассказа такой сложности не предлагается использовать уточняющую и наводящую помощь.

Тексты для проверки в 1 классе

Текст №1.

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали. (31 слово. Л. Толстой)

Текст №2.  

Дедушка

Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом. (23 слова)

Текст №3 

Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.

(18 слов. Л. Толстой)

Текст №4

Игрушки

У Наташи гости. На полу игрушки. Тут и слоник, и ослик. За столиком куклы: Мариша, Ириша и Саша. Гости играли игрушками Наташи. (23 слова)

Текст №5  

Как Алик напугал маму и папу

Папа купил сыну Алику книгу-раскраску. Там рисунки: мамонты и слоны, аллигаторы и гиппопотамы, носороги и мартышки.

А мама Алику купила краски и кисти. Он раскрасил рисунки красками. Мамонт стал синим, а носорог красным. Ну и ну! (37 слов)

Текст №6  

Галка

Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (38 слов. Г. Скребицкий)

 

Тексты для проверки во втором полугодии 1 класса

Текст №1.  

В роще

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных. (38 слов. К. Ушинский)

Текст №2.  

Сторож

У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.

(41 слов. А. Седугин)

Текст №3  

Мурзик

Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Она полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег. (40 слов. А. Мусатов)

Текст №4 

Галка и голуби

Галка увидала, что голубей хорошо кормят. Она выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали, что она голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по-галочьи. Тогда её голуби прогнали. Галка полетела назад к галкам. Но галки испугались и тоже прогнали её. (46 слов. Л. Толстой)

Текст №5  

Осинки

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно. Они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. (43 слова. М. Пришвин)

 

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе

Проверка в I полугодии

Текст №1

Куница

Живет в густом лесу небольшой хищный зверек – куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от нее убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды – куница и ими будет лакомиться. (51 слово. В. Чаплина)

Текст №2

Лето

На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.

Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами. (59 слов. И. Соколов-Микитов)

Текст №3

Сила не право

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел. (57 слов. К. Ушинский)

Текст №4.

Лев, медведь и лисица

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли.

Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала. (35 слов. Л. Толстой)

Текст №5.

Барсуки

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый. (47 слов. И. Аксенов)

Текст №6.

Золотой подснежник

После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну? Весну цветов открывает ранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав — до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода. Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев. (51 слово. К. Пронин)

Текст №7 

В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога. С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом. (47 слов)

Текст №8.

Чудесная елка

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью. (61 слово. Г. Скребицкий, В. Чаплина)

Проверка во II полугодии

Текст №1

Может ли дерево взлететь?

(Сказка).

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать. Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле. Но гордое дерево все мечтало о полете. И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки. Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело. (63 слова. Дж. Родари)

Текст №2

Первая гроза

Пришла черная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло. (64 слова. А. Митяев)

Текст №3

Утята и стрекоза

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. (68 слов. Е. Житков)

Текст №4.

Курочка

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!

(52 слова. Е. Чарушин)

 

Тексты для проверки чтения в 3 классе

Проверка в первом полугодии

Текст №1 

Распушились в садах цветы. Загудели, засновали на солнечном свету пчелы. Садятся на венчики цветов, ощупывают их хоботком и потом срываются, летят поскорее к ульям. Томный запах разливается вечерами по улицам. Словно в подвенечном наряде разметалась по лесным просекам черемуха. Надушилась, напудрилась. Обволакивает сладким ароматом. Не ломайте ее, друзья! Берегите эту красоту — для всех она предназначена! 55 слов (И. Коданев)

Текст №2.

Тукан

Тукан — птица из Южной Америки. Удивителен своим необыкновенным клювом. Клюв у него несоразмерно большой. У некоторых туканов он длиннее самой птицы! А раскрашен многоцветно, словно радуга: оранжевый, красный, зеленый и желтый. У иных туканов до пяти разных тонов в окраске! Тукан — не хищник. Ест фрукты и орехи, которые в изобилии растут в тех лесах, где он живет. 58 слов (И. Акимушкин)

Текст №3.

Соревнования

У нас сегодня спортивный день. У нас — соревнования. Мы прыгаем через скакалку. Кто дольше всех проскачет, тот и победил. Лучше всех скакала Оля. Она победила.

А еще мы бегали по дорожке. Как только Марина Викторовна махнет красным флажком, надо бежать. Я прибежала самая первая. Мне дали приз: большую шоколадную конфету. Я не жадина. Конфету мы съели втроем? я, Миша и Катя. 62 слова

Текст №4.

Сентябрь

Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и ручьев. Однако к полудню солнышко все еще прогревает воздух, и тогда становится по-летнему тепло. Сентябрь — самый красивый месяц осени. В лесу неповторимая тихая торжественная прелесть. Особенно заметно отсутствие птичьих голосов. Разве только синица свистнет. Если же подует ветер, лес обрушит на нас водопад золотисто-багряных листьев. Они пестрым мягким ковром устилают землю. 65 слов 

Текст №5.

Ежи

Вот кто-то громко зашуршал в кустах. Еж проснулся — значит, день кончается. Расправил иголки, потянулся и пошел топать, шуршать прошлогодними листьями, искать червячков, личинок, гусениц. Роется в лесной подстилке, вынюхивает. Вдруг зафыркал, ощетинился иглами — значит, почувствовал что-то подозрительное. Иголки — надежная защита.

Да это мама-ежиха! Вон за ней колючими шариками катятся ежата. Им все интересно, все надо обнюхать, многому научиться, а к осени они станут взрослыми, самостоятельными ежами. (71 слово. А. Тамбиев)

Текст №6.

Ручей

В чаще леса, возле тонкой березки, родился весной ручей. Шустрый был ручей, совсем не уставал, бежал себе да бежал. Выглянул из-за куста заяц, потрогал лапой — журчит вода! Кружились над ручьем легкие снежинки последнего снега, до самого дна просвечивал его солнечный луч. И было от светлой журчащей воды хорошо.

Пришли в лес два мальчика. Младший воскликнул:

— Гляди-ка, ручей!

Воду ладошкой погладил малыш:

— Мал, ручеек, а славно журчишь! (71 слова. А. Потапова)

Текст №7.

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет.

Сколько дупел, столько загадок. (74 слова. По Н. Сладкову)

Проверка во втором полугодии

Текст №1.

Ливень

Проливной дождь хлынул, как из ведра. И сад, и улица сразу потонули в ливневом потоке.

Куры стремительно кинулись в сарай. На дороге с обрывком ремня на шее металась заблудившаяся собачонка.

А гуси… гуси будто и не заметили, что начался дождь. Они спокойно пощипывали траву, важно переступая красными лапами. Только один гусак поднял голову и слушал, как дождь барабанил крупными каплями… Потом гуси начали пить из лужи и, вытянув шеи, загоготали:

«Га, га-га-га …»

Какое удовольствие — хороший ливень! 84 слова (А. Тумбасов)

Текст №2.

Вестница весны

Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.

Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.

В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится веселый голос.

«Ци-фи ци-фи», — точно маленький молоточек отбивает по стальной наковальне.

Это большая синица, большак. И хотя кругом еще снег, можно уверенно сказать: весна пришла! 79 слов (В. Флинт)

Текст №3.

Помощник

Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа называл деревянными. Почему?

Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками — полетели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст. Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.

Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются. Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото.

— Эти инструменты обязательно вылечат твои руки — сказал отец. (87 слов. По Е. Елинсону)

Текст №4.

Первый снег

Падает мягкий снег. Он сыплется крупными хлопьями, ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви деревьев и кустов. Если выйти в сумерки и снегопад за околицу — такая кругом тишина, кажется, все живое замерло, спит непробудным сном.

А наутро все бело кругом. Хорошо в такой тихий денек в лесу. Вы идете по узкой лесной тропинке. С обеих сторон над ней нависают мохнатые белые ветви деревьев.

Где-то невдалеке стучит дятел, выколачивая из шишки крылатые семена, да попискивают, перелетая с дерева на дерево, хлопотливые синицы. (85 слов. По Т. Скребицкому)

Текст №5.

Журавль

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена. (95 слов. По С. Аксакову)

Тексты для проверки чтения в 4 классе

Проверка в первом полугодии

Текст №1.

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. 85 слов

Текст №2.

В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.

Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.

Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра. 112 слов. Африканская сказка

Тексты для проверки техники по II полугодии

Текст №1.

Лисья школа

В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.

Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их.

Услышит шорох, гонит детей в нору.

Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.

Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу.

Помогла им лисья школа.

Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся пугать след и убегать от собак.

Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка. (144 слова. По А. Бостром)

Текст №2.

Жалейкин

Жалейкин — мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело. Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.

— Вот неряхи! — вскричал Жалейкии— Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд. Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.

Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.

А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться. Хотел Жалейкан как лучше, а вышло — хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!

Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то другое не порть! (139 слов. Н. Сладков) 

Текст №3.

Крапивное счастье

Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные.  Ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха у неё нет!

И вдруг слышит Крапива:

— Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит — сорвёт... — Это белые ромашки прошептали.

— Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! — прошелестел Шиповник.

— Хуже всего быть вкусной! — покачала головкой Земляника. — Всяк съесть норовит.

— Вот так-так! — удивилась Крапива. — Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.

— Мы завидуем твоей спокойной жизни! — хором пропели цветы и ягоды. — Как я рада, как я счастлива! — крикнула обрадованная Крапива. — Как мне хорошо, — добавила она задумчиво. — Расту — не обращают внимания, цвету — не нюхают, засохну — и не вспомнят...

И вдруг Крапива всхлипнула:

— Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!

Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь. (158 слов. Н. Сладков)

 

 

 

Использованная литература:

  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагнотика и коррекция – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.
  2. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ.дефектол.фак.пед.вузов/Под ред. Л. С. Волковой: 4кн.. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушением чтения и письма. М.: АРКТИ, 2005.
  4. Материалы сайта megaobuchalka.ru
  5. Материалы сайта pedsovet.su