Программы

Гришко Полина Николаевна

 

                           ОСНОВЫ  ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ

 

п/

Тема       беседы

На каком

уроке

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9. 10

11

12

13

 

14

 

15

 

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Техника безопасности во время занятий  физической культурой

Дыхание во время выполнения  физических упражнений

Питание и питьевой  режим

Двигательный  режим

Влияние занятий физкультурой на вредные привычки

Режим дня школьника

Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека

Гигиенические правила занятий физическими упражнениями

Основные причины травматизма

Личная гигиена

Реакция организма на различные физические нагрузки

Значение ЗОЖ для здоровья человека

Значение современного Олимпийского движения в развитии мира и дружбы

Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие школьника

Особенности построения и содержания самостоятельных занятий по ОФП

Основные формы занятий физической культурой

Самостроховка при выполнении упражнений

Профилактика простуды, плоскостопия и близорукости

Поведение в экстремальных ситуациях

Элементы самомассажа, массажа

Основы психомышечной тренировки

Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита

Влияние физкультуры на развитие внимания, памяти, мышления

Правила приема водных, воздушных и солнечных ванн

Признаки различной степени утомления

Звезды советского и российского спорта

Первая помощь при травмах

Приемы самоконтроля, (ортостатическая проба)

1,28,49,79

10,20,54,83

12,21,55,84

11,22,56,80

13,23,57,81

24,58,85

29,42,48

14,25,59,86

15,26,60,87

4,27,71,100

5,32,61,88

6,92,101

 

7,93,102

 

33,43,51,70

 

8,,44,62,89

16,,45,63,90

50,64,72

52,65,73

17,36,46,74,94

18,37,47,76,95

53,66,77

19,38,68,78,96

30,39,69,97

31,40,98

9,41,82,99

67,75

3,34

2,35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

№ п/п

Виды домашнего задания

Источник

На каком уроке

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

 

9.

 

10.

 

11.

 

12.

 

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

 

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие и физическую подготовленность     

Роль опорно-двигательного аппарата в выполнении физических

упражнений 

Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции

систем организма 

Психические процессы в обучении двигательным действиям Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями          

Основы обучения и самообучения двигательным действиям   

Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями

Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах

и ушибах

Совершенствование физических способностей           

История возникновения и формирования физической культуры 

Физическая культура и олимпийское движение в России 

Олимпиады современности: странички истории 

Баскетбол     

Гандбол        

Футбол          

Волейбол

Гимнастика

Легкая атлетика       

Лыжная подготовка            

Элементы единоборств      

Плавание

Утренняя гимнастика         

Выбирайте виды спорта    

Тренировку начинаем с разминки            

Повышайте физическую подготовленность   

Коньки             

Хоккей          

Бадминтон    

Скейтборд    

Атлетическая гимнастика  

После тренировки   

Ваш домашний стадион     

§1

 

 

§2

 

 

§3

 

 

§4

 

§5

 

§6

 

§7

 

§8

 

 

§9

 

§10

 

§11

 

§12

 

§13

§14

§15

§16

§17

§18

§19

§20

§21

§22

§23

§24

§25

 

§26

§27

§28

§29

§30

§31

§32

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА ВИДЫ

 ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

                            

п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

1

Базовая часть

87

1.1

Основы знаний  о физической культуре

В процессе урока

1.2

Легкая атлетика

24

1.3

Спортивные игры

18

1.4

Гимнастика с элементами акробатики

18

1.5

Лыжная подготовка

18

1.6

Элементы единоборств

9

2

Вариативная часть

18

2.1

Спортивные игры

12

2.2

Лыжная подготовка

6

 

 

 

ГОДОВОЙ   ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДЛЯ 8 КЛАССА

 

п/№

Вид программного материала

Кол-во

часов

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

1

Основы знаний

 

В процессе урока

2

Легкая атлетика

 

24

10

 

 

 

 

14

3

Подвижные игры с элементами спортивных игр

30

 

17

 

 

13

 

4

Гимнастика с элементами акробатики

18

 

18

 

 

 

5

Элементы единоборств

9

 

 

3

 

6

 

 

6

Лыжная подготовка

24

 

 

24

 

 

 

 

Всего часов:

105

27

21

30

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п№

№ урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

 

 

I ЧЕТВЕРТЬ

27

план

факт

 

 

 

ЛЕГКАЯ  АТЛЕТИКА

10

 

 

 

1

1

Правила безопасности на уроках л/а. Повторить технику  низкого старта  и стартовый разгон. Бег 2мин.

 

1

 

 

 

 

 

2

2

Совершенствовать старт и стартовый разгон. Учет - бег 30м.  Бег 4мин.

1

 

 

 

3

3

Совершенствовать старт и стартовый разгон. Прыжковые упражнения. Учет -прыжок в длину с места. Бег 5мин. с ускорениями.

1

 

 

 

4

4

Старты с преследованием. Прыжковые упражнения. Бег в медленном темпе до 6мин. с ускорениями по 50 – 60 м.

1

 

 

 

 

5

5

Учёт техники низкого старта и стартовый разгон. Прыжки через скакалку. Бег до 7мин. с ускорениями до 80м.

1

 

 

 

6

6

Повторить технику прыжка в длину с разбега. Развитие выносливости: бег 8мин. с ускорениями до 80 м.

1

 

 

 

7

7

Повторить технику метания мяча с разбега. Совершенствовать прыжок в длину с разбега. Бег 8мин. с ускорениями до 100м.

1

 

 

 

8

8

Совершенствовать технику метания мяча с разбега. Учёт в беге на 60м. Бег до 9мин. с ускорениями по 80 – 100м.

1

 

 

 

9

9

  Прыжок в длину с разбега – учёт результата. Совершенствовать метание мяча с разбега на дальность. Бег до 10мин.

1

 

 

 

10

10

Учёт техники в метании мяча с разбега. Бег в медленном темпе 10мин. с ускорениями по 100м, 2-3 раза. 

1

 

 

 

 

 

 

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

17

 

 

 

11

1

Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника.

 

1

 

 

 

12

2

Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника .

1

 

 

 

13

3

Броски одной и двумя руками с места и в движении с пассивным сопротивлением защитника .

1

 

 

 

14

4

Перехват мяча.

Комбинации из изученных элементов; ловля, передача, броски

1

 

 

 

15

5

Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 на одну корзину.

 

1

 

 

 

16

6

Штрафной бросок.

Ловля, передача, броски.

1

 

 

 

17

7

Взаимодействие игроков в нападении и защите через «заслон».

 

1

 

 

 

18

8

  Учить технике передачи мяча двумя руками сверху. Преодоление полосы препятствий. Игра «Пионербол».

 

1

 

 

 

19

9

  Полоса препятствий. Закрепить передачи мяча двумя руками сверху.

 

1

 

 

 

20

10

Учить технике приёма мяча двумя руками снизу. Преодоление полосы препятствий.

1

 

 

 

21

11

Закрепить приём мяча двумя руками снизу. Совершенствовать передачи мяча двумя руками сверху.

1

 

 

 

22

12

Учить технике  нижней прямой подачи мяча. Совершенствовать технику передач мяча.

1

 

 

 

23

13

Закрепить технику прямой нижней подачи мяча. Совершенствовать технику приёма мяча снизу и передачи сверху.

1

 

 

 

24

14

Совершенствовать технику пройденных элементов волейбола. Тренировка в подтягивании.

1

 

 

 

25

15

Повторить элементы волейбола, игра: «Мяч в воздухе»,

1

 

 

 

26

16

Тренировка в подтягивании,  игра «Картошка».

1

 

 

 

27

17

Игры с элементами волейбола. Учёт по подтягиванию. Итоги четверти.

1

 

 

 

 

 

II ЧЕТВЕРТЬ

21

 

 

 

 

 

ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ И  ЕДИНОБОРСТВ

 

18/3

 

 

 

28

1

Техника безопасности во время занятий гимнастикой. Строевые упражнения.

1

 

 

 

29

2

Кувырки вперед и назад.

 

1

 

 

 

30

3

Лазанье по канату в три приема.

 

1

 

 

 

31

4

Кувырок назад в стойку ноги врозь, длинный кувырок (Ю); два кувырка вперед слитно (Д).

1

 

 

 

31

5

Из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев (Ю); из упора на н\ж опускание вперед в вис присев (Д).

1

 

 

 

33

6

Стойка на голове и руках (Ю); мост и поворот в упор стоя на одном колене (Д)

1

 

 

 

34

7

Лазанье по канату

 

1

 

 

 

35

8

Подъем махом назад в сед ноги врозь (Ю); из виса присев на н\ж махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой о в\ж (Д)

1

 

 

 

36

9

Акробатические упражнения

 

1

 

 

 

37

10

Опорный прыжок: согнув ноги (м); прыжок боком с поворотом на 90о (Д)

1

 

 

 

38

11

Акробатическая комбинация

 

1

 

 

 

39

12

Опорный прыжок: согнув ноги (м); прыжок боком с поворотом на 90о (Д)

1

 

 

 

40

13

Закрепление изученных элементов на снарядах. Лазание по канату, упражнения в равновесии.

1

 

 

 

41

14

  Гимнастическая полоса препятствий. Опорный прыжок. Подтягивание, поднимание туловища.

1

 

 

 

42

15

Лазание по канату изученным  способом.

Игры на внимание.

1

 

 

 

43

16

Учёт техники длинного кувырка вперёд, кувырка назад в полушпагат.

1

 

 

 

44

17

Соединение из 3-4 элементов.

 

1

 

 

 

45

18

Учёт – подтягивание, поднимание туловища. Полоса препятствий, строевые упражнения.

1

 

 

 

46

19

Упражнения в равновесии (д); Стойки и передвижение в стойке (м)

1

 

 

 

47

20

Упражнения в равновесии (д); освобождение от захватов (м)

1

 

 

 

48

21

Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м)

1

 

 

 

 

 

III  ЧЕТВЕРТЬ

30

 

 

 

 

 

ЛЫЖНАЯ  ПОДГОТОВКА И   

                 ЭЛЕМЕНТЫ   ЕДИНОБОРСТВ

24/6

 

 

 

49

1

Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой.

1

 

 

 

50

2

Скользящий шаг без палок и с палками

 

1

 

 

 

51

3

Попеременный двухшажный ход

 

1

 

 

 

52

4

Повороты переступанием в движении

 

1

 

 

 

53

5

Подъем в гору скользящим шагом

 

1

 

 

 

54

6

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)

 

1

 

 

 

55

7

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)

 

1

 

 

 

56

8

Подъем «полуелочкой»

Коньковый ход

1

 

 

 

57

9

Торможение и поворот упором

 

1

 

 

 

58

10

Преодоление бугров и впадин при спуске с горы

 

1

 

 

 

59

11

Одновременные ходы

Попеременный двухшажный ход

 

1

 

 

 

60

12

Спуски и повороты. Коньковый ход.   

 

1

 

 

 

61

13

Прохождение дистанции до 4,5км

Торможение и поворот упором .

1

 

 

 

62

14

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Развивать скоростную выносливость.

1

 

 

 

63

15

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)

1

 

 

 

64

16

Коньковый ход. Эстафеты

 

1

 

 

 

65

17

Преодоление бугров и впадин при спуске с горы

1

 

 

 

66

18

Попеременный двухшажный ход Прохождение дистанции до 4,5км.

1

 

 

 

67

19

Коньковый ход.    

 

1

 

 

 

68

20

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)

1

 

 

 

69

21

Торможение и поворот упором 

1

 

 

 

70

22

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)

1

 

 

 

71

23

Совершенствовать  лыжные ходы на дистанции  4км.

1

 

 

 

72

24

Коньковый ход

Прохождение дистанции до 4,5 км

1

 

 

 

73

25

Элементы единоборств.

1

 

 

 

74

26

Стойки и передвижение в стойке.

1

 

 

 

75

27

Захваты рук и туловища.

1

 

 

 

76

28

Игра «Выталкивание из круга»

1

 

 

 

77

29

Борьба за предмет(м),  акробатика (д)

1

 

 

 

78

30

Игра «Перетягивание в парах»

1

 

 

 

 

 

IV ЧЕТВЕРТЬ

27

 

 

 

 

 

СПОРТИВНЫЕ  ИГРЫ

13

 

 

 

79

1

Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты отскока.

1

 

 

 

80

2

Передачи мяча в тройках с перемещением

1

 

 

 

81

3

Броски   мяча   после ведения.

 

1

 

 

 

82

4

Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4.

1

 

 

 

83

5

Взаимодействие двух  игроков в нападении и защите через «заслон».

1

 

 

 

84

6

Учебная игра в баскетбол.

1

 

 

 

85

7

Передачи мяча во встречных колоннах.

 

1

 

 

 

86

8

Прием мяча снизу после подачи.

 

1

 

 

 

87

9

Отбивание мяча кулаком  через сетку.

 

1

 

 

 

88

10

Верхняя и нижняя передачи через сетку в парах.

 

1

 

 

 

89

11

Верхняя передача  сверху на месте и с перемещением.

 

1

 

 

 

90

12

Игра по упрощенным правилам.

 

1

 

 

 

91

13

Учебная игра в волейбол.

 

1

 

 

 

 

 

ЛЕГКАЯ  АТЛЕТИКА

14

 

 

 

92

1

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой.

1

 

 

 

93

2

Бег 30 м, 100м.

Медленный бег 6мин.

1

 

 

 

94

3

Разучить  прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. Медленный бег до 7мин.

1

 

 

 

95

4

Закрепить  прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. Медленный бег до 7мин.

1

 

 

 

96

5

Совершенствовать прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов.

1

 

 

 

97

6

Упражнения в парах на сопротивление. Старты. Бег - 60м - учет.

1

 

 

 

98

7

Метание мяча на дальность с 4-5 шагов.

Медленный бег 6мин.

1

 

 

 

99

8

Совершенствовать метание мяча на дальность с 4-5 шагов разбега.

1

 

 

 

100

9

Учёт по прыжкам в длину с разбега. Беговые и прыжковые упражнения.

1

 

 

 

 

101

10

Бег 2000 м (ю); 1500м (д).

 

1

 

 

 

102

11

Беговые и прыжковые упражнения.

Эстафеты с предметами

1

 

 

 

 

 

103

12

Беговые и прыжковые упражнения.

Эстафеты с предметами

1

 

 

 

 

104

13

Кросс 1000 метров

 

1

 

 

 

105

14

Учёт по метанию мяча на дальность.     Километры здоровья. Тестирование. Подведение итогов за год.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

При выполнении минимальных требований к подготовленности уча­щиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая куль­тура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от пол­ноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных дей­ствий и уровня физической подготовленности.

 

По основам знаний.

Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту зна­ний, аргументированность их изложения, умение учащихся использо­вать знания применительно к конкретным случаям и практическим за­нятиям физическими упражнениями.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстри­рует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует ло­гическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет дол­жной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

С целью проверки знаний используются различные методы.

Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения зада­ний. Не рекомендуется использовать данный метод после значитель­ных физических нагрузок.

Программированный метод заключается в том, что учащиеся полу­чают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позво­ляет осуществлять опрос фронтально.

Весьма эффективным методом проверки знаний является демон­страция их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложе­ние знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.

 

По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).

Оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (задан­ным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность дви­жений.

Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном пра­вильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, при­ведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Основными методами оценки техники владения двигательными дей­ствиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комби­нированный.

Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся зна­ют, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблю­дение за определенными видами двигательных действий.

Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонст­рации классу образцов правильного выполнения двигательного дей­ствия.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения от­дельными умениями и навыками, качества выполнения домашних за­даний.

Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одно­временно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.

Данные методы можно применять и индивидуально, и фронталь­но, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.

По уровню физической подготовленности.

Оценивая уровень физической подготовленности, следует прини­мать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физичес­кой подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств учи­тель должен принимать во внимание особенности развития двигатель­ных способностей, динамику их изменения у детей определенного воз­раста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. При про­гнозировании прироста скоростных способностей, являющихся наиболее консервативными в развитии, не следует планировать боль­ших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливо­сти в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.

При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель дол­жен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невоз­можно. Задания учителя по улучшению показателей физической под­готовленности должны представлять для учащихся определенную труд­ность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выс­тавления учащимся высокой оценки.

Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складыва­ется из суммы баллов, полученных учащимся за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкуль­турно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять собственно двигательную, физкуль­турно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключе­нием тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцени­ваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осу­ществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       (Приложение 1)

 

п/п

Темы при изменении климатических условий

Кол-во часов

Дата

Примечания

план

факт

1

Комплексы упражнений для формирования правильной осанки

1

 

 

 

2

Эстафеты с предметами.

1

 

 

 

3

Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток

1

 

 

 

4

Преодоление полосы препятствий.

1

 

 

 

5

Составление плана занятий по самостоятельному освоению двигательных действий

1

 

 

 

6

Работа по карточкам (акробатика)

1

 

 

 

7

Комплексы упражнений для коррекции фигуры с учетом индивидуальных возможностей

1

 

 

 

8

Комплексы упражнений для формирования правильной осанки

1

 

 

 

9

Измерение ЧСС во время занятий.

1

 

 

 

10

Упражнения с гимнастической палкой на осанку

1

 

 

 

11

Игра «Выталкивание из круга»

1

 

 

 

12

Игра «Перетягивание в парах»

1

 

 

 

13

Упражнения с гимнастической палкой на осанку

1

 

 

 

14

Ловля и передача мяча в парах.

1

 

 

 

15

Игра «Мяч капитану», «Перестрелка»

1

 

 

 

16

Передача мяча в движении

1

 

 

 

17

Игра «Борьба за мяч».

1

 

 

 

18

Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

1

 

 

 

19

Броски мяча одной рукой от плеча с места и в движении

1

 

 

 

20

Передача мяча в движении

1

 

 

 

21

Броски мяча одной рукой от плеча с места и в движении

1

 

 

 

22

Передача двумя руками от груди в движении в парах.

1

 

 

 

23

Передачи мяча в тройках с перемещением

1

 

 

 

24

Броски после ведения. Игра «Борьба за мяч»

1

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmaplavanie.docx68.04 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО ГО «ВОРКУТА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» Г. ВОРКУТЫ

РЕКОМЕНДОВАНО

Методическим советом

МУДО «ДТДиМ» г. Воркуты

Протокол №

«__»_____ 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

МУДО «ДТДиМ» г. Воркуты

от 2020 г. №

___________Е. Н. Прокопчик

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Плавание»

Физкультурно-спортивная направленность

Адресат программы: дети 7 лет

Уровень освоения программы: стартовый (ознакомительный)

Срок реализации программы: 1 год

ФИО, должность разработчика программы:

Дубасене Анна Сергеевна

педагог дополнительного образования

Шелудько Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования

г. Воркута

2020 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка

Направленность программы: физкультурно-спортивная

Актуальность программы

Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.

Плавание представляет собой циклические движения руками и ногами с четко согласованным ритмом дыхания и равномерным участием больших групп мышц. Плавание – олимпийский вид спорта, включенный в программу практически всех спартакиад.

В плавании существуют 4 способа рациональных движений (техника): кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй. Каждый способ на соревнованиях представляется отдельной программой. Кроме того, существуют прикладные способы плавания, они применяются, чаще всего, для спасения и транспортировки утопающих. Занятия плаванием способствуют воспитанию личностных качеств, таких как: трудолюбие, упорство, дисциплинированность, ответственность и др. Плавание может быть как индивидуальным, так и командным видом спорта, что помогает воспитанникам самореализоваться.

 Данная программа направлена на наиболее полную реализацию двигательной потребности ребёнка с сохранением его индивидуальности, физического и психического здоровья.  

Актуальность программы объясняется тем, что необходимо своевременно научить навыкам плавания детей младшего школьного возраста, сформировать устойчивый интерес к систематическим занятиям плаванием и здоровому образу жизни, создать условия для достижения спортивных результатов. В условиях Крайнего севера это имеет особое значение, так как, дети лишены возможности заниматься плаванием в естественных водоемах из-за суровых климатических условий. В процессе реализации программы учащиеся должны овладеть всеми способами спортивного и прикладного плавания.

Отличительной особенностью и новизной этой программы является то, что учащиеся принимаются в объединение независимо от уровня своей физической подготовки и антропометрических данных. Кроме того, в курс данной программы включен блок овладения навыками прикладного плавания.

Предлагаемая программа имеет физкультурно-спортивную направленность:

- способствует развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость;

- оказывает оздоровительное воздействие на детский организм. Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды.

- способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию координации движений, своевременному формированию «мышечного корсета», предупреждая искривления позвоночника, снижению возбудимости и раздражительности;

- создает условия для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и как следствие, роста спортивного результата.

Программа направлена на развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся по созданию макетов и моделей несложных объектов, познавательного   процесса у младших школьников, формирование политехнических знаний и умений. Начальное техническое моделирование – это путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развитие интереса к технике, конструкторской мысли. Занятия дают возможность учащимся участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их практического применения. Помимо средства занятости свободного времени учащихся они еще и помогают адаптироваться к новым экономическим условиям современной жизни. (обосновать, чему ребенок научится и как знания пригодятся)

Дополнительная образовательная программа «Плавание» разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепцией развития дополнительного образования (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных-дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми (Письмо Министерства образования и молодежной политики Республики Коми № 07-27/45 от 27.01.2016г.).

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г. «О направлении информации»;

Рекомендациями «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные программы) (приложение к информационному письму Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 19.09.2019г. № 07-13/631).

В основу программы легли концептуальные идеи основоположников теории и методики спортивного плавания:

- Булгаковой Н.Ж., Попова О.И. и Распоповой Е.А. (Теория и методика плавания)

- Терри Лафлина (Как рыба в воде);

- Козлова А.В. (Плавание: методические рекомендации)

Программа содержит следующие предметные области:

- теория и методика физической культуры и спорта;

- общая и специальная физическая подготовка;

- спортивное плавание;

- прикладное плавание;

- подвижные игры.

Характеристика программы

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность по цели и содержанию.

Классификация:

По виду: модифицированная;

По цели обучения: спортивно-оздоровительная;

По форме организации, содержанию, процессу обучения: комплексная.

Адресат программы

Группы комплектуются из числа мальчиков и девочек младшего школьного возраста (7 лет), с любым уровнем физической подготовки и желающим заниматься плаванием.

С точки зрения психологии, младший школьный возраст является сензитивным периодом для творческого развития. Это обусловлено чрезвычайной детской любознательностью и огромным стремлением познавать окружающий мир. Передача знаний и вовлечение детей в различные виды деятельности способствуют расширению и обогащению детского опыта. Все это есть ничто иное как предпосылки для творческого развития ребенка и начала его творческой деятельности.

Запись в группы осуществляется в начале учебного года на основании заявления родителей, добровольного волеизъявления ребенка, на основании медицинского заключения о состоянии физического здоровья. Данная программа предоставляет возможность зачисления мальчиков и девочек на любом этапе обучения с проведением входной диагностики ребенка и разработкой индивидуальной траектории обучения.

Уровень освоения программы

Программа имеет стартовый уровень (ознакомительный) сложности.

На стартовом уровне осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта. Основное содержание этого уровня составляет обучение технике спортивного плавания с использованием максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с упором на игровые методы обучения.

Преимущественной направленностью тренировочного процесса являются обучение навыкам прикладного плавания, плавания спортивными способами, развитие общей выносливости (на базе совершенствования аэробных возможностей), гибкости и быстроты движений, выполнение контрольных нормативов для зачисления на следующий этап подготовки.

Срок освоения программы и режим занятий

Объем программы рассчитан на 108 часов в расчете на 36 учебных недель. Срок освоения программы составляет 1 год

Форма обучения: очная

Рекомендованный режим занятий

Возраст учащихся

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Кол-во часов в год

Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец спортивного года

7 лет

1 по 45 мин.

3

108

Выполнение нормативов по ОФП и технической подготовке

Особенности организации образовательного процесса:

Особенности организации образовательного процесса: состав групп постоянный.

Виды занятий по организационной структуре: коллективные, групповые.

Цель и задачи программы

Цель программы - формирование у учащихся интереса к регулярным занятиям плаванием, овладение основами техники плавания, укрепление их здоровья, развитие физических качеств и приобщение к здоровому образу жизни.

Обучающие задачи:

формировать общие представления о виде спорта плавании;

обучить основам техники плавания, стартов, поворотов;

обучить основам прикладного плавания;

обучить использованию в своей речи спортивной терминологии.

Развивающие задачи:

развивать физические качества: координация, гибкость, сила, двигательных навыков;

развивать восприятие, мышление, внимание, память;

развить коммуникативную компетенцию: умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и с другими людьми;

развить информационную компетенцию: умение воспринимать новую информацию, анализировать и применять ее в деятельности;

развивать компетенцию эмоционального интеллекта: уметь контролировать и управлять своими эмоциями.

Воспитательные задачи:

воспитывать морально-волевые качества как смелость и решительность;

воспитать активного гражданина, культурного и грамотного человека;

воспитывать самостоятельность и организованность;

формировать здоровьесберегающую компетенцию: привить потребность в здоровом образе жизни; формировать знания о правилах личной гигиены, заботы о личной безопасности;

воспитывать положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культуры;

воспитывать чувства уверенности в себе;

формировать адаптивную компетенцию: уметь ориентироваться в незнакомой обстановке, в рамках соревновательной деятельности;

формировать компетенцию командной работы: умение эффективно взаимодействовать с ребятами для достижения победы.

Содержание программы

Учебный план

Название раздела

Количество часов

Форма

контроля/аттестации

Всего

Теория

Практика

1.Теоретическая подготовка

Введение в образовательную программу «Плавание».

2

1,5

0,5

Опрос, тестирование

2. Плавательная подготовка

106

2.1. Изучение техники способов плавания

83

0,2

82,8

Практическое задание

2.2. Изучение стартов и поворотов

8

0,2

7,8

Практическое задание

2.3. Прикладное плавание

5

0,2

4,8

Практическое задание

2.4. Иры на воде

8

0,2

7,8

Практическое задание

2.5. Соревнования и контрольные испытания

2

0,2

1,8

Контрольные нормативы

Итого

108

2,5

105,5

Содержание модуля 1

108 часов (2,5 часа - теория, 105,5 часов - практика)

Образовательная задача: освоение основных навыков плавания развитие психофизических качеств учащихся для данного вида спорта.

Учебные задачи:

- знакомить детей с водой, ее свойствами (плотность, вязкость, прозрачность);

- формировать у детей умения и навыки, помогающие чувствовать себя в воде уверенно;

- учить держаться на поверхности воды;

- обучать плаванию определенным способом, сохраняя согласованность рук, ног и дыхания;

- обучение способам спортивного плавания;

- обучение основам дыхательных упражнений при физических нагрузках;

Тематические рабочие группы и форматы: организация обучения в фронтальной и групповой форме работы.

Тематические рабочие группы формируются для игровых заданий, выполнения практической работы.

Тематическая программа модуля

№ п/п

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Количество часов

Теоретическая подготовка

Тема 1.1.

Введение

в образовательную программу.

Беседа, опрос

(1,5 ч.),

игра, практическое задание(0,5 ч.)

Теория (1,5 часа): Основы безопасности на воде, правила поведения в бассейне ДТДиМ.

Знакомство учащихся с образовательной программой, правилами работы в учебной группе.

Понятие о виде спорта – плавание, сведения о влиянии занятий плавания на организм человека, как закаливающего организм фактора, как прикладного вида спорта, значение воды как естественной силы природы.

Понятие о личной гигиене, о гигиене одежды и обуви.

Практика (0,5часа): Закрепление правил техники безопасности. Игры на внимание.

2 час

Плавательная подготовка

2.1. Изучение техники способов плавания

Беседа (0,2 ч.) практическое задание (82,8 ч.)

Теория (0,2 часа): Техника упражнений. Теоретические знания по выполнению упражнений. Основные понятия о дыхании в плавании.

Практика (82,8 часа): Упражнения знакомящие со свойствами воды, сопротивлением воду. Упражнения на погружение в воду. Упражнения помогающие открывать глаза в воде и овладевать выдохом в воду. Упражнения на лежание и скольжение на воде. Упражнения для освоения техники способов плавания (кроль на спине, кроль на груди, брасс, баттерфляй).

Упражнения для освоения дыхания при проплывании спортивными способами.

83 часа

2.2. Изучение стартов и поворотов

Беседа (0,2 ч.) практическое задание (7,8 ч)

Теория (0,2 часа):

основные стартовые положения, виды поворотов

Практика (7,8 часа): Упражнения для разучивания прыжков в воду.

Упражнения для разучивания поворотов.

8 часов

2.3. Прикладное плавание

Беседа (0,2 ч.) практическое задание (4,8 ч)

Теория (0,2 часа): основные понятия прикладного плавания, виды прикладного плавания.

Практика (4,8 часа): разучивание упражнений прикладного плавания.

5 часов

2.4. Игры

Беседа (0,2ч.), практическое задание (7,8ч.)

Теория (0,1 часа): Правила игр, задачи. Техника безопасности во время игр.

Практика (27,9 часов): Игры для развития дыхательных навыков. Игры для разучивания погружения в воду. Игры со скольжением. Игры для изучения элементов плавания.

часов

2.5.Соревнования

Беседа (0,2ч.), практическое задание (0,8ч.)

Теория (0,1 часа): Правила соревнований. Правила выполнения старта. Правила выполнения поворота.

Практика (0,9 часа): Участия в соревнованиях. Проплывание дистанции 25 и 50 метров.

2 часа

Этапы освоения программы

I этап

Сентябрь месяц - Знакомство с водой, ее свойствами. Освоение в водной среде (безбоязненное и уверенное передвигаться по бассейну с помощью и самостоятельно, совершать простейшие действия, бегать, брызгаться, играть). Выявление плавательных способностей. Входная диагностика.

II этап

Октябрь, ноябрь, декабрь – Закрепление умений и навыков, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно (всплывать, лежать, скользить, самостоятельно выполнять вдох-выдох в воду). Формировать навыки плавания и скольжения при выполнение специальных упражнений. Закрепить навыки скольжения с сочетанием вдоха и выдоха в воду, работу ног стилем «кроль» без опоры на спине и груди. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к процессу выполнения плавательных движений. Обучение плаванию способом на спине и на груди (согласованность движений рук, ног, дыхания) и прыжкам в воду. Промежуточная аттестация.

III этап

Январь, февраль, март - Закрепить умение входить в воду прыжком с бортика, передвигаться и ориентироваться под водой, плавать стилем «кроль» на груди и спине в полной координации (без опоры). Закрепление техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду, сочетания дыхания с движением рук и ног стилем «кроль» на спине и груди.

IV этап

Апрель, май – совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду, сочетания дыхания с движением рук и ног стилем «кроль» на спине и груди. Закрепление техники способа плавания баттерфляй. Участвовать в учебных соревнованиях. Итоговая диагностика.

Планируемые результаты программы

Предметные результаты

Программа предполагает, что учащийся будет знать:

- общие сведения о виде спорта;

- основы выполнения физических упражнений;

- основы техники плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй);

- основы выполнения стартов и поворотов;

- основы прикладного плавания;

- о факторах, благоприятно действующих на здоровье;

- о необходимости заботы о своем здоровье;

- правила безопасного поведения во время занятия;

- правила выполнения базовых комплексов ОРУ;

- правила личной гигиены во время посещения занятий;

- основы спортивной терминологии.

Программа предполагает, что учащийся будет уметь:

- владеть всеми спортивными способами плавания;

- владеть дыханием во время проплывания спортивными способами;

- владеть техникой стартов и поворотов, передачей эстафет;

- соблюдать правила безопасности и принципы тренировки;

- использовать спортивный инвентарь по назначению.

Личностные результаты

Формирование здоровьесберегающей компетентности

- сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, здоровом образе жизни.

Формирование компетентности эмоционального интеллекта

- любознательный, активный;

- эмоционально отзывчивый.

Формирование информационной компетенции:

- владеет универсальными предпосылками учебной деятельности;

- владеет необходимыми умениями и навыками.

Формирование коммуникативной компетентности

- владеет вербальными и невербальными средствами общения со взрослыми и сверстниками;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

- умеет работать в команде;

- умеет ориентироваться в незнакомой обстановке, в рамках соревновательной деятельности ;

- будет иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Метапредметные результаты

Учащийся научится универсальным учебным действиям:

Формирование информационной компетенции:

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

- умение находить ошибки и исправлять их;

- развито умение осуществлять поиск информации, анализировать и применять ее в деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности

-умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника.

Формирование здоровьесберегающей компетентности

- соблюдать в процессе занятий правила безопасности;

- быть ответственным к собственному здоровью и негативно относиться к факторам риска;

- сформированы нравственно-волевые качества для становления спортивного характера.

Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1. Календарный учебный график программы

п\п

Название раздела,

темы

Всего часов

В том числе

Дата проведения (число, месяц, год)

Дата проведения (по факту)

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Теория: инструктаж по технике безопасности в воде, в раздевалках, в душе; правила поведения во время занятий на воде и в сухом зале.

Понятие о виде спорта – плавание, сведения о влиянии занятий плавания на организм человека. Основы техники безопасности, понятия о личной гигиене, предупреждение травматизма. Влияние физических упражнений на организм человека.

Плавательная подготовка: знакомство с водой, ее свойствами. Игра «Цаплята и лягушки»

Входная диагностика

1

0,4

0,6

11.09.20

2

Плавательная подготовка.

Разные виды ходьбы по периметру бассейна. Многократные выдохи в виду. Игра «Насос»

1

0,2

0,8

13.09.20

3

Теоретическая подготовка. Закрепить знания о технике безопасности во время занятий на воде, в зале.

Плавательная подготовка

Ходьба в разных направлениях с движениями рук. Развивать умение делать выдох в воду с задержкой дыхания.

Игры «Самый быстрый мячик»

1

0,2

0,8

16.09.20

4

Закреплять ходьбу в разных направлениях с работой руками. Закреплять многократные выдохи в воду. Игра «Водолазы»

1

1

18.09.20

5

Совершенствовать различные передвижения в воде. Закреплять многократные выдохи в воду на задержке дыхания. Учить всплывать и лежать на воде «Звездочка»

Элементы прикладного плавания.

1

1

20.09.20

6

Закреплять технику работы ног кролем.

Совершенствовать погружение в воду с глубоким выдохом и открыванием глаз. Закреплять всплывание и лежание на воде у неподвижной опоры «звездочка», «поплавок», «медуза». Игра «Кто выше»

1

0,2

0,8

23.09.20

7

Совершенствовать технику работы ног кролем.

Совершенствовать всплывание и лежание на воде у неподвижной опоры. Совершенствовать навык открывания глаз в воде. Игры «водолазы», достань игрушку», ныряние в обруч, проплывание под водой.

1

1

25.09.20

8

Всплывание и лежание на воде у неподвижной опоры (плавательная доска, мяч). Игра «Полоскание белья»

1

1

27.09.20

9

Лежание на воде у неподвижной опоры с работой прямых ног на груди. Скольжение на груди «стрелочка» с толчком от бортика.

Элементы прикладного плавания

1

0,2

0,8

30.09.20

10

Закрепление скольжения на груди «стрелочка, с толчком от бортика. Закрепление лежания на воде у неподвижной опоры с работой прямых ног на груди. Игра «Переправа»

1

1

02.10.20

11

Совершенствование скольжения на груди «стрелочка, с толчком от бортика. Совершенствование лежания на воде у неподвижной опоры с работой прямых ног на груди. Игра «Лодочки»

1

1

04.10.20

12

Обучить лежанию на спине с работой ног способом «кроль» у неподвижной опоры.

Игра «Карусель»

1

0,4

0,6

07.10.20

13

Закрепить лежание на спине с работой ног способом «кроль» у неподвижной опоры. Учить скольжению на спине без работы ног толчком от бортика «стрелочка»

Элементы прикладного плавания

1

1

09.10.20

14

Совершенствовать лежание на спине с работой ног способом «кроль».

1

1

11.10.20

15

Свободное плавание с повторением изученного материала.

1

1

14.10.20

16

Учить скольжению на груди с работой ног способом «кроль» с разным положением рук и тела в воде с плавательной доской. Учить делать выдох в воду при выполнении упражнений.

Игра «Рыбы и сеть»

1

0,4

0,6

16.10.20

17

Закрепить скольжение на груди с работой ног способом кроль с разным положением рук с плавательной доской и без. Игра «Караси и карпы»

1

1

18.10.20

18

Совершенствовать скольжение на груди с работой ног способом кроль с разным положением рук с плавательной доской и без.

Игра «Хоровод»

1

0,2

0,8

21.10.20

19

Скольжение на спине с работой ног способом кроль с разным положением рук с плавательной доской и без.

1

1

23.10.20

20

Закреплять умение всплывать и лежать на воде, на груди с фиксированной и подвижной опорой; выполнять скольжение на груди «стрелой». Игра «Морской бой».

1

1

25.10.20

21

Совершенствовать лежание на спине с работой ног способом «кроль» у неподвижной опоры. Закрепить скольжению на спине без работы ног толчком от бортика «стрелочка». Игра «Морской бой».

1

1

28.10.20

22

Учить скользить на спине с работой прямых ног без помощи рук.

Свободное плавание.

1

0,2

0,8

30.10.20

23

Совершенствовать скольжение на спине без работы ног толчком от бортика «стрелочка»

Закрепить скольжение на спине с работой прямых ног без помощи рук.

1

1

01.11.20

24

Совершенствовать скольжение на груди и на спине с работой прямых ног способом «кроль»

Свободное плавание

1

1

04.11.20

25

Продолжать совершенствовать скольжение на груди и на спине с работой прямых ног способом «кроль»

1

1

06.11.20

26

Закрепление скольжения на груди и на спине с работой ног способом «кроль» с толчком от бортика, от дна бассейна.

Игра «Жучок-паучок»

1

1

08.11.20

27

Техника безопасности

Совершенствование скольжения на груди и на спине с работой ног способом «кроль» с толчком от бортика, от дна бассейна

1

0,4

0,6

11.11.20

28

Свободное плавание с элементами пройденного материала

1

1

13.11.20

29

Лежание на спине, держась за бортик бассейна. Скольжение на спине «стрелой», с толчком одной ноги от бортика бассейна и толчком двух ног со дна бассейна (с плавательной доской). Совершенствовать навык самостоятельного лежания и всплывания на воде и открывания глаз. Игра «Лягушата»

1

0,2

0,8

15.11.20

30

Скольжение на спине с разным положением рук и тела в воде с доской и без. Закрепить плавание способом «кроль» на груди и на спине с работой ног

Игра «Насос»

1

1

18.11.20

31

Совершенствовать плавание кролем на груди и на спине при помощи работы ног. Учить старт на груди, старт на спине. Совершенствовать многократные выдохи в воду. Игра «Спрячься под воду».

1

1

20.11.20

32

Работа рук способом «кроль», стоя на дне бассейна в наклоне, с продвижением.

1

1

22.11.20

33

Учить согласованной работе рук и ног при плавании кролем на груди.

Элементы прикладного плавания.

1

0,2

0,8

25.11.20

34

Продолжать учить согласованной работе рук и ног при плавании кролем на груди.

1

1

27.11.20

35

Учить плаванию облегченным кролем на груди с выносом рук из воды, на задержке дыхания

Игра «Охотник и утки»

1

0,4

0,6

29.11.20

36

Продолжать учить плаванию облегченным кролем на груди с выносом рук из воды, на задержке дыхания

1

1

02.12.20

37

Закрепить плавание облегченным кролем на груди с выносом рук из воды, на задержке дыхания

1

1

04.12.20

38

Продолжать закреплять плавание облегченным кролем на груди с выносом рук из воды, на задержке дыхания

1

1

06.12.20

39

Совершенствовать плавание облегченным кролем на груди с выносом рук из воды, на задержке дыхания

Элементы прикладного плавания

1

1

09.12.20

40

Техника безопасности

Продолжать совершенствовать плавание облегченным кролем на груди с выносом рук из воды, на задержке дыхания

1

0,2

0,8

11.12.20

41

Закрепить правила поведения в бассейне во время занятий на воде и в зале.

Учить согласованной работе рук и ног при плавании кролем на груди

1

0,2

0,8

13.12.20

42

Продолжать учить согласованной работе рук и ног при плавании кролем на груди.

1

1

16.12.20

43

Закрепить согласованную работу рук и ног при плавании кролем на груди. Свободное плавание с элементами ранее разученного материала.

1

0,2

0,8

18.12.20

44

Промежуточная аттестация

1

1

20.12.20

45

Продолжить закреплять согласованную работу рук и ног при плавании кролем на груди.

1

1

23.12.20

46

Совершенствовать согласованную работу рук и ног при плавании кролем на груди. Прыжки в воду, старты на спине и на груди.

1

0,2

0,8

25.12.20

47

Учить согласованной работе рук и ног на спине.

1

1

27.12.20

48

Продолжать совершенствовать согласованную работу рук и ног при плавании кролем на груди.

1

1

30.12.20

49

Продолжать учить согласованной работе рук и ног на спине.

1

1

10.01.21

50

Закрепить согласованную работу рук и ног на спине.

1

1

13.01.21

51

Продолжать закреплять согласованную работу рук и ног на спине.

1

0,4

0,6

15.01.21

52

Совершенствовать согласованную работу рук и ног на спине. Прыжки в воду, старты на спине и на груди.

1

1

17.01.21

53

Учебные старты (соревнования)

1

0,2

0,8

20.01.21

54

Свободное плавание с элементами пройденного материала.

1

1

22.01.21

55

Инструктаж по ТБ

Совершенствовать скольжение на груди, на спине, на боку. Совершенствовать согласованную работу рук и ног на спине.

Игра «Поезд в туннель».

1

0,2

0,8

24.01.21

56

Продолжать совершенствовать согласованную работу рук и ног на спине.

1

1

27.01.21

57

Совершенствовать согласованную работу рук и ног на спине в ластах. Старты на спине, разучивание поворотов на груди.

1

1

29.01.21

58

Свободное плавание с элементами разученного материала.

1

1

31.01.21

59

Продолжать совершенствовать согласованную работу рук и ног, как при плавании кролем на груди и на спине.

Учить ноги баттерфляй на груди с плавательной доской.

Элементы прикладного плавания

1

0,2

0,8

03.02.21

60

Закрепить умение плавать кролем на груди и на спине с работой рук и ног.

Закрепить ноги баттерфляй на груди и на спине с плавательной доской.

1

0,2

0,8

05.02.21

61

Совершенствовать умение плавать кролем на груди и на спине с работой рук и ног.

Закрепить ноги баттерфляй на груди и на спине с плавательной доской. Игра «Винт».

1

1

07.02.21

62

Совершенствование технику плавания кролем на груди и на спине. Совершенствовать умение плавать ноги баттерфляй на груди на спине с плавательной доской и без.

1

1

10.02.21

63

Продолжать совершенствовать технику плавания кролем на груди и на спине.

1

1

12.02.21

64

Учить работе рук способом баттерфляй. Совершенствовать кроль на груди и на спине.

1

0,2

0,8

14.02.21

65

Продолжать учить работе рук способом баттерфляй.

1

1

17.02.21

66

Закрепить работу рук способом баттерфляй на груди. Закрепить работу ног способом баттерфляем на груди и на спине. Совершенствовать кроль на груди и на спине.

Элементы прикладного плавания.

1

1

19.02.21

67

Техника безопасности

Продолжать закреплять работу рук способом баттерфляй на груди, а так же работу ног способом баттерфляем на груди и на спине.

1

0,2

0,8

21.02.21

68

Продолжить закреплять работу рук способом баттерфляй на груди. Закрепить работу ног способом баттерфляем на груди и на спине.

Игра «Слушай сигнал».

1

1

24.02.21

69

Закрепить работу рук в способе баттерфляй на груди. Учить согласованной работе рук и ног в способе баттерфляй на груди. Совершенствование кроль на спине с поворотом.

1

1

26.02.21

70

Продолжать учить согласованной работе рук и ног в способе баттерфляй на груди.

1

0,2

0,8

28.02.21

71

Совершенствовать работу рук в способе баттерфляй на груди. Закрепить согласованную работу рук и ног в способе баттерфляй на груди. Совершенствование кроль на груди с поворотом.

1

1

03.03.21

72

Продолжать закреплять согласованную работу рук и ног в способе баттерфляй на груди.

1

1

05.03.21

73

Свободное плавание с элементами пройденного материала.

1

1

07.03.21

74

Продолжать закреплять согласованную работу рук и ног в способе баттерфляй на груди. Совершенствование кроль на груди с поворотом в ластах.

1

1

10.03.21

75

Совершенствовать технику плавания кролем на груди и на спине без выноса рук

1

0,2

0,8

12.03.21

76

Совершенствовать согласованную работу рук и ног в способе баттерфляй на груди в ластах.

Совершенствовать технику плавания кролем на спине в ластах.

Элементы прикладного плавания

1

1

14.03.21

77

Продолжать совершенствовать согласованную работу рук и ног в способе баттерфляй на груди в ластах.

1

1

17.03.21

78

Учить работе рук способом брасс у неподвижной опоры. Совершенствовать технику плавания на спине с поворотом.

1

0,2

0,8

19.03.21

79

Продолжать учить работе рук способом брасс в движении. Учить работе ног способом брасс у неподвижной опоры.

1

1

21.03.21

80

Продолжать учить работе ног способом брасс в движении.

1

1

24.03.21

81

Учить согласованной работе рук со вдохом и выдохом в воду.

1

0,2

0,8

26.03.21

82

Продолжать учить работе рук и ног способом брасс в движении. Учить согласованной работе рук со вдохом и выдохом в воду.

1

1

28.03.21

83

Закрепить работу рук способом брасс в движении. Закрепить согласованную работу рук со вдохом и выдохом в воду.

1

1

31.03.21

84

Продолжать закреплять работу рук способом брасс в движении, а так же согласованной работе рук со вдохом и выдохом в воду.

1

1

02.04.21

85

Эстафетное плавание. Игры «пятнашки с поплавком», прыжки в воду.

1

0,2

0,8

04.04.21

86

Продолжать закреплять работу рук способом брасс. Учить работе ног способом брасс с плавательной доской.

1

1

07.04.21

87

Совершенствовать работу рук способом брасс. Закреплять работу ног способом брасс с плавательной доской.

Элементы прикладного плавания

1

1

09.04.21

88

Совершенствовать работу рук способом брасс. Закреплять работу ног способом брасс с плавательной доской и без.

1

1

11.04.21

89

Учить поворот в способе брасс. Совершенствовать работу рук в способе брасс, совершенствовать работу ног в способе брасс.

Игра «Делай кувырок».

1

0,2

0,8

14.04.21

90

Учить согласованной работе рук и ног в способе брасс. Совершенствовать работу рук и ног с плавательной доской и без. Старты, повороты.

1

1

16.04.21

91

Свободное плавание с элементами ранее разученного материала

1

1

18.04.21

92

Продолжать учить согласованной работе рук и ног в способе брасс. Совершенствовать работу рук и ног в способе баттерфляй.

1

1

21.04.21

93

Проплывание дистанции способом кроль на груди и кроль на спине 25 м. Старты, повороты.

1

0,2

0,8

23.04.21

94

Закреплять согласованную работу рук и ног в способе брасс.

1

1

25.04.21

95

Тестирование (теоретическая подготовка)

Свободное плавание с элементами пройденного материала.

1

0,2

0,8

28.04.21

96

Итоговая диагностика (практическая подготовка)

1

1

30.04.21

97

Продолжать закреплять согласованную работу рук и ног в способе брасс. Совершенствовать способы кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй.

1

1

02.05.21

98

Разучить комплексное плавание (повороты)

1

1

05.05.21

99

Продолжать учить комплексное плавание (смена стилей)

1

1

07.05.21

100

Закрепить комплексное плавание (старты, повороты).

1

1

09.05.21

101

Продолжать закреплять комплексное плавание (старты, повороты)

1205.21

102

Совершенствование комплексного плавания.

1

0,2

0,8

14.05.21

103

Повторение стартов, поворотов в комплексном плавании через 50 метров

1

1

16.05.21

104

Совершенствование поворотов кроль-кроль, спина-спина, брасс-брасс, дельфин-дельфин

1

1

19.05.21

105

Свободное плавание

1

1

20.05.21

106

Участие в соревнованиях

1

0,2

0,8

22.05.21

107

Эстафетное плавание всеми разученными способами (ноги с доской, в полной координации)

1

1

24.05.21

108

Свободное плавание

1

1

27.05.21

ИТОГО:

108

8

100

2.2. Условия реализации программы

1. Спортивная форма:

- для зала – спортивная форма (футболка, спортивный костюм, носки, спортивная обувь).

- для воды – плавательные принадлежности (мыло, мочалка, полотенце, обувь для бассейна, плавки, купальник, шапочка, очки).

2. Спортивные сооружения:

- спортивный зал, ванна бассейна.

3. Техническое оснащение:

- настенный секундомер;

- звуковой сигнал для подачи старта;

- музыкальный центр;

- фотоаппарат;

- видеокамера.

4. Инвентарь:

Для зала:

- гимнастические маты для упражнений;

- фитболы-8 шт.;

- бодибары – 25 шт.;

- гантели по 0,5 кг.;

- гантели по 1,0 кг.;

- набивные мячи;

- скакалки;

- шведская стенка;

- гимнастические скамейки;

- тележки;

- резины для рук.

- пьедестал почета.

Для воды:

- плавательные доски;

- колобашки;

- лопатки различных видов;

- ласты различных видов;

- игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров;

- игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.

5. Кадровое обеспечение:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Плавание» реализуется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование по направлению «плавание», и отвечающими пункту 3.1 профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Или лицами, получающими высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.

Оборудование размещается в зале так, чтобы его удобно было использовать для занятий и только под присмотром педагога.

Непременным условием является хорошее освещение и температура в зале на уровне +18 градусов по С, температура воды +28 С.

2.3. Формы контроля

Контроль за образовательной деятельностью проводится в три этапа на протяжении всего курса обучения: вводная диагностика, промежуточная аттестация и итоговая диагностика.

Входная диагностика проводится на первых занятиях, позволяет определить уровень физического развития каждого ребенка, выявить его возможности и способности.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью выявлений у учащихся уровня усвоения учебного материала по теме или целого раздела и фиксируется в журнале.

Промежуточная аттестация осуществляется по окончанию полугодия с целью выявления сложностей в усвоении материала и определении индивидуальной траектории. Промежуточный контроль проводится в виде сдачи контрольных тестов.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года в форме соревнований, проплывания дистанции 25 м кролем на груди или 25 м кролем на спине, и теста на проверку теоретических знаний. Результаты обучения, на основе которых выявляется уровень усвоения программного материала за учебный год, и фиксируются в диагностической карте.

Оценка знаний, умений, навыков в ходе контрольных мероприятий

Контроль проводится после прохождения определенной темы или целого раздела. При оценке учитывается уровень знаний теоретических вопросов; умения применять эти знания на практике в соответствии с контрольно-измерительными материалами. Результаты фиксируются в сводных диагностических картах (см. УМК).

Так же необходимо проводить 1 раз в год оценку метапредметных результатов обучения, а также развитие личностного и нравственного потенциала учащихся. Для этого используется метод наблюдений, метод решения проблемных ситуаций, игровой метод. Анализируя, полученные данные по каждому учащемуся педагог фиксирует их в диагностической карте формирования личностного потенциала учащихся, что позволяет в течение срока обучения отслеживать, корректировать, воспитывать и формировать положительные качества учащихся (см. УМК)

Технология определения учебных результатов по программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка учащегося, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Показатели по личностному развитию оцениваются наоборот, от максимальной к минимальной выраженности качества. Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими баллами. Формы контроля разработаны с учетом возрастных возможностей дошкольников. Проводятся в виде контрольных испытаний и соревнований, теоретических знаний.

Критерии оценки предметных результатов:

Оценка знаний, умений и навыков по разделам программы (срезы знаний) на занятии осуществляется по балльной системе (от 3 min до 5 max баллов), общая сумма баллов фиксируется в диагностической карте (см. УМК)

оптимальный уровень (5 баллов) - высокий темп учебной деятельности, устойчивый интерес, полное усвоение теоретического и практического материала, выполнение нормативов.

допустимый уровень (4 балла) - средний темп учебной деятельности, неустойчивый интерес, усвоение теоретического и практического материала с частичной помощью педагога, выполнение нормативов.

критический уровень (3 балла) - темп учебной деятельности ниже среднего, частичное усвоение теоретического и практического материала, через показ педагога, не выполнение нормативов.

Оценка знаний, умений и навыков по предметным результатам определяется с помощью выполнения физических упражнений в зале и на воде.

Результат оценивается с помощью секундомера, рулетки.

Критерии оценки теоретических знаний учащихся:

оптимальный уровень (5 баллов) – знания сформированы в полном объеме;

допустимый уровень (4 балла) – теорию знает частично;

критический уровень (3 балла) – не владеет теоретической подготовкой.

Для контроля теоретической подготовки дан тест из 10 вопросов. Учащиеся должны выбрать среди представленных ответов, один верный. Результаты заносятся в таблицу. (см. УМК). Тест проводится на промежуточной аттестации и итоговой диагностики.

Учащиеся успешно освоившие данную программу могут продолжить обучение плаванию по предпрофессиональной программе «Плавание» без предварительного отбора. Группы рекомендуется комплектовать примерно равного уровня подготовленности.

Виды контроля:

Контроль учебной деятельности проводится систематически:

- контроль педагога - по форме может быть индивидуальным, фронтальным, групповым;

- взаимоконтроль учащихся – целесообразен при проведении практических занятий, игр, итоговых занятий;

- самоконтроль (самооценка).