Коллегам

Элевтериу Элиссавет

Предварительный просмотр:

Тема: «Театр»

Направление: общекультурное.

Цель: Создание условий для ознакомления и углубления знаний детей о театре.

Задачи:

- знакомство с театром и его видами;

- знакомство с особенностями театральных профессий;

- более подробное знакомство с кукольным театром;

- развитие желания импровизировать, проявлять творческую инициативу;

- воспитать любовь и интерес к театру;

- воспитать культуру поведения и как исполнителя, и как зрителя.

Планируемые результаты:

1.Предметные: владеть правилами поведения в театре в созданной ситуации.

Личностные результаты:

•становление ценностного отношения к своей Родине - России;

•уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

•стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

2.Метапредметные результаты:

Познавательные:

•сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

•устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

Коммуникативные:

•корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

•принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

•воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

Регулятивные:

•планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

•выстраивать последовательность выбранных действий;

•устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

•корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оборудование, форма взаимодействия, дидактические средства

Виды контроля, оценки

Организационно - подготовительный

Здравствуйте дорогие ребята! Представиться. Мы рады приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня нам на занятии поможет наше сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, радостное, доверчивое. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо - тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для работы на занятии. Молча про себя…Получилось? Почувствовали силу? Можно начинать заниматься.

Послушайте стихотворение и определите, о чем мы будем сегодня говорить. (Театр)

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

А вы когда-нибудь были в театре? Какие впечатления у вас остались?

Здороваются, выполняют тренинг. Определяют тему занятия. Отвечают на вопрос.

Стихотворение.

Определение учителем уровня внимания.

Основной (Обеспечение восприятия обучающимися нового учебного материала)

Что такое театр, для чего нужен, как вы думайте?

(2 слайд) Театр - слово греческое и в буквальном переводе означает "зрелище, смотрю". Театр - вид искусства, в котором соединены различные направления, например, литература, музыка, хореография, вокал, изобразительное искусство и др.

Мир театра загадочен и удивителен. Понять это царство может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремится к познанию и трудолюбив.  

И сегодня вам предстоит быть юными актёрами.

Вы готовы познать тайны театра?

Существуют множество видов театра, внимание на экран.

1.Драматический театр - в этом театре ставятся пьесы по произведениям писателей.

2.Театр сатиры - ставят спектакли, высмеивающие пороки и недостатки людей.

3.Детский театр – это необыкновенное место, где царит сказочная и волшебная атмосфера, актёры показывают спектакли только для детей.

4.Театр зверей –роли в спектакле исполняют звери-кошки, собаки, и даже слоны

5.Театр теней – кукол не видно, видны только их тени

6.Театр пантомимы- актеры создают художественный образ пластикой человеческого тела, без использования слов.

7.Кукольный театр

8.Театр оперы и балета - в этом театре актеры поют и танцуют.

Ребята, как здесь интересно и необычно.

Сейчас мы вспомним профессии людей, которые работают в театре, а также узнаем много нового и интересного. А помогут нам в этом загадки.

-Давайте послушаем первую загадку:

1.Портрет запечатлит фотограф, движенья нам подскажет …(хореограф)

Хореограф становится тем волшебником, который делает музыку, написанную композитором, видимой. Язык хореографа состоит не из слов, а из движений.

2. Во всех театрах всей страны работы разные важны                                Но всё же, как тут ни крутись,                                                                            А главный человек ………(артист)

–Это актеры, которые исполняют свои роли. Что должен уметь актёр? Какие качества ему нужны?

(Чтобы стать актером, нужно иметь талант и много учиться. Он должен иметь хорошую память, ведь ему приходиться заучивать наизусть длинные роли. Хороший актёр как волшебник: сегодня он Серый волк, завтра Красная Шапочка, а мы даже не подозреваем, что это один и тот же человек. Актер должен уметь перевоплощаться в своего героя, ведь ему предстоит всю жизнь играть разные роли: людей добрых и злых, старых и молодых, и даже животных.)

3. Есть в оркестре дирижёр, а в театре...(режиссер)

Режиссер – главное лицо в театре, он подбирает артистов, помогает им правильно подобрать образ героя, тогда спектакль становится особенным, непохожим на другие.

Слушаем следующую загадку:

4.У костюмов есть размер, это знает.... (костюмер)

5.Был человек, а стал актер - его преобразил …. (Гример)

Сейчас мы с вами узнали профессии, без которых театр не сможет, обойтись!

Сегодня мы отправимся в кукольный театр.

А кто может сказать, что такое кукольный театр? -Правильно, ребята. И куклы там необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать и смеяться.

А кто из вас видел кукольный спектакль? Какой?

 Какие впечатления (понравился и почему)?

Ребята, а виды кукол вы знаете?

Давайте посмотрим, какие виды театральных кукол существуют.

-Пальчиковые. Почему они так называются? Эти куклы делаются очень просто. Такие куколки вполне подойдут для домашнего представления. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, футляра-яйца от киндер-сюрприза.

- Перчаточные. Почему они так называются? (ответ - одеваются на руку актера как перчатка). Перчаточных кукол независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа стал знаменитый Петрушка.

- Тростевые - Почему они так называются? Туловище актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы.

 - Марионетки – куклы на ниточках. Кукла –марионетка должна быть очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставит делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера.

- Куклы - тени. Как вы думаете, почему они так называются? (создается впечатление, что двигаются только тени). Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и освещение. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.

--Проведение физкультминутки.

Сегодня я предлагаю вам создать свой кукольный театр и побыть художниками-кукольниками. А для этого нам нужно сделать своих кукол.

Разделимся на 2 (или 3) группы. У каждой будет определённая сказка.

1 группа – Репка

2 группа – Колобок

(3 группа – Курочка Ряба)

Вспомним правила работы в группе. (Уважать мнение каждого, работать дружно, сообща; быть вежливым друг с другом, слушать и слышать друг друга и т.д)

Давайте вспомним героев сказок

Перед вами сказки. Предлагаю выбрать каждому героев к своей сказке и сделать пальчиковую куклу, затем каждая группа выйдет и представит предложенную сказку.

Дети слушают, отвечают на вопросы.

Отгадывают загадки:

-хореограф

-артист

-режиссёр

-костюмер

-гримёр

-Кукольный театр- театр, в котором главными актёрами являются куклы

Отвечают

Дети отвечают

1 группа: Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.

2 группа: Старик, Старуха, Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса

3 группа: Дед, Баба, Курочка Ряба, Мышка

Выполняют задание: делают пальчиковых кукол, вспоминают сюжет сказки, затем выходят и представляют кукольную сценку.

Презентация, компьютер, раздаточный материал (сказки) и материал для создания кукол

Самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Аналитический

Анализ качества и уровня усвоения обучающимися теоретических и практических знаний и умений, анализ и оценка достижения цели занятия

Отлично, ребята! Что вы почувствовали, находясь в роли актёров? Вам понравилось? Какими качествами вы должны обладать, чтобы быть хорошими актёрами?

Отвечают на вопросы

Самооценка учащихся собственной деятельности.

Рефлексивный

-О каких театрах вы узнали сегодня?

-Что еще интересного вы узнали сегодня на занятии?

Сегодня мы открыли вам дверь в волшебный мир театра.

Мы познали, только часть тайн волшебного мира театра, на самом деле еще много предстоит узнать о нём, а вот узнать или пройти мимо, каждый человек решает сам.

В конце выступления актеров, зрители дарят овации, аплодисменты, так? Давайте же похлопаем себе за хорошую проделанную работу!

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями

Осмысление выполненной работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в условиях современного школьного образования Выполнила: Элевтериу Э. Студентка группы ПНК 2.1 Руководитель: Мищенко Т. Н. государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» г. Волгодонск 2023 г.

Слайд 2

Актуальность Главная задача современного образования - перестройка и адаптация учащихся к современным реалиям, привитие им навыков самообразования и саморазвития, творческого применения приобретенных знаний. Закон «Об образовании»

Слайд 3

Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. Понятие «развивающее обучение»

Слайд 5

Цели начального образования: обеспечить начальный этап развития личности; выявить и обеспечить развитие способностей ; сформировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности; овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи.

Слайд 6

Лев Семёнович Выготский - известный русский психолог начала XX века, который связал психологию с педагогикой . «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития ». Л. С. Выготский

Слайд 7

Традиционное обучение Развивающее обучение Обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития (к ним относится овладение письмом, чтением и др.) Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение(организацию) развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития. Результатом служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности.

Слайд 8

Способы создания условий для проявления познавательной активности учеников:

Слайд 9

Зона ближайшего развития УАР ЗБР «Зона ближайшего развития» (ЗБР) Обозначает то, что ребёнок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справится с небольшой помощью Уровень актуального развития» (УАР) характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно обученность воспитанность развитость обучаемость воспитуемость развиваемость

Слайд 10

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи . 1. Название (1 слово – имя существительное) 2. Описание (2 слова – имена прилагательные) 3. Действия (3 слова – глаголы) 4. Чувство ( 4 слова – фраза) 5. Повторение сути (1 слово - синоним) Пример синквейна на тему «Новый год»: 1. Новый год. 2. Радостный, долгожданный. 3. Приходит, веселит, радует. 4. Я радуюсь Новому году. 5. Зима, праздник, подарки.

Слайд 11

1, 7 строчки – существительные антонимы ; 2. два прилагательных к первому существительному; 3. три глагола к первому существительному ; 4. два словосочетания с существительными ; 5. три глагола ко второму существительному ; 6. два прилагательных ко второму существительному. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых-понятия с противоположным значением . Пример: Город. Большой, древний. Строится, растет, процветает. Известный город, маленькая деревня. Возрождается, развивается, кормит. Красивая, родная Деревня.

Слайд 12

Хокку (хайку) – японское лирическое стихотворение о природе. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Схема хокку: «Я видел» кого-то или что-то; Какого? Как? Пример: Снегирь 1. Я видела птицу, 2. прилетевшую зимой, 3. красиво…

Слайд 13

Задачи развивающего урока: формирование у учащихся интереса и уважения к предмету, воспитание культуры общения, потребность в практическом использовании знаний; развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Слайд 14

Воспитание ответственности; развитие мотивации. адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего; Пути

Слайд 15

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в условиях современного школьного образования Выполнила: Элевтериу Э. Студентка группы ПНК 2.1 Руководитель: Мищенко Т. Н. государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» г. Волгодонск 2023 г.



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

«Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в условиях современного школьного образования»

Выполнила: Элевтериу Элиссавет

Студентка группы ПНК 2.1

Руководитель Мищенко Т. Н.

г. Волгодонск

2023 г.

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного преподавателя, который не задумывался бы над ней. Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитании развития.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время, она подразумевает поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались бы индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития, так как происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.

Определим понятие «развивающее обучение»

 Развивающее обучение – это система организации обучения, которая способствует включению внутренних механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей. К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавателя и ученика, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения. Через эти общие сущностные характеристики возможно выявление особенностей развивающего обучения.

Нельзя сказать, что идея развивающего обучения нова, что раньше проблемы развития ребенка в процессе обучения не ставились и не решались. В тот или иной период развития общества эта идея выдвигается на передний план или временно «забывается», но никогда не снимается, никогда не прекращается ее изучение, а главное практическая реализация в школе.

Если проанализировать сформулированные в настоящее время цели начального образования, нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка: обеспечить начальный этап развития личности; выявить и обеспечить развитие способностей; сформировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности; овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи [6,11].

Развивающее обучение не отрицает важность и необходимость образовательных задач, но и не признает трех параллельно существующих задач, а предполагает их слияние в триединую задачу, обеспечивающую органическое слияние обучения и развития, при котором обучение выступает не самоцелью, а условием развития школьника.

Сущность взаимосвязи образовательных и развивающих задач, обучения и развития в целом раскрыта Л. С. Выготским; его исследования позволяют решить кардинальный вопрос типологии обучения. То обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития (к ним относится овладение письмом, чтением и др.), можно считать традиционным, решающим сугубо образовательные задачи. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение (организацию) развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности.

Но развитие в процессе обучения нельзя ограничивать только умственным развитием ребенка. Развивающее обучение предполагает возникновение новообразований как в содержательной стороне психики (представлениях, понятиях, суждениях), так и в способах психической деятельности: умственной, эмоционально-волевой, практической.

Урок - основная организационная форма обучения в общеобразовательной школе. Таковым он является и в системе развивающего обучения. При этом урок в данной системе обучения благодаря новым дидактическим принципам (системность обучения, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребенком процесса обучения) имеет другие функции, приобретает иной характер и форма его организации.

Цели урока подчиняются не только сообщению учебного материала и проверке знаний, умений и навыков, но развитию интеллектуальных, волевых, нравственных и эстетических чувств. В работе задействованы не отдельные учащиеся, а весь класс, общение на уроке организовано не в форме диалога «преподаватель – обучаемый», а как полилог, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей.

Меняется соотношение удельного веса речи учащихся и преподавателя. От педагога требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль преподавателя, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых школьник не боялся бы высказывать свои пусть ещё не совсем зрелые мысли. Преподаватель становится как бы дирижёром, организующим подлинно творческую поисковую деятельность [9,10].

Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения — создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель на уроке русского языка может быть достигнута следующими путями:

1. Преподаватель создаёт проблемные ситуации, коллизии, содержанием которых является противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой теорией), а признаком — эмоциональное переживание (удивление, затруднение). Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотезы. Выдвижение гипотезы может быть одновременным или последовательным, а гипотеза — либо ошибочной, либо решающей. Данный этап завершается нахождением решения, то есть открытием (пониманием) нового знания.

 2. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, «ориентированной на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребенка”. В классах развивающего обучения активно используются все формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Фронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала. Групповая работа может иметь цель выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока [5,12]. Широко практикуются различные активные формы организации урока: ролевая игра, соревнование, путешествие, КВН, кроссворд и другие.

3. Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, в более подготовленном классе можно планировать и целую тему

4.В ходе урока используется дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в уроке.

5.  Учитель поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решение учебной задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

6. На развитие учащихся влияет только их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием.

7. В системе развивающего обучения иной характер заданий, предлагаемых ученику. Упражнения должны давать пищу для ума, поэтому ученикам не только предлагаются задания типа «списать, вставить пропущенные буквы”, «расставить знаки препинания”. Преобладают задания, которые от учащихся требуют размышления-с чего целесообразней начать работу, какое правило объединяет всё задание, чем отличаются упражнения от выполненных накануне.

8.Учителю следует отказаться от традиционной структуры урока: опрос, объяснение, закрепление. Урок в развивающем обучении отличается гибкой структурой. Он может начаться с совершенно нового для учащихся вопроса, связь которого с прежним своим опытом учащиеся осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны учителя. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим учащихся в активную умственную деятельность, захватывающую их эмоционально.

9. На уроке каждый ребёнок проводит рефлексию — оценку собственных деятельностных усилий и приобретённых знаний.

10.     В целях предоставления широких возможностей для индивидуального развития каждого учащегося практикуются домашние задания, носящие вариативный характер. Они способствуют выявлению интересов, увлечений учеников, выявляют уровень притязаний учащихся (выпишет предложение, или составит сам), предоставляют широкий простор для развития образного и логического мышления, наблюдательности, способности соотнести теоретические знания с их практическим воплощением. По желанию учащихся им можно предлагать выполнение работ творческого характера (написание лингвистической сказки, стихотворения с целью лучшего запоминания правила, составление кроссворда, подбор дидактического материала, упражнений для одноклассников) [3, 9].

Отдельные свойства методической системы развивающего обучения: многогранность, процессуальность, вариативность процесса обучения, коллизии (проблематизация содержания), работа над развитием сильных и слабых детей, включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы, продвижение в изучении материала быстрым темпом (обучение русскому языку именно это и предполагает) — в той или иной мере были свойственны и традиционной школе.

Отличие развивающего обучения русскому языку от традиционного состоит в реализации таких дидактических принципов, как: системность обучения, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребенком процесса обучения. Отличает систему развивающего обучения и то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют ребенку вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку трудных заданий. Взрослый (преподаватель, родители) руководит поиском ответов на поставленный ребенком вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка.

Деятельность учащегося в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ребенок работает самостоятельно. Работа преподавателя с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации у детей самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны преподавателя. Знания, умения, навыки, формирование которых является основной задачей традиционной школы, в системе развивающего обучения являются только базой, информационным фундаментом, необходимым для развития потенциальных возможностей ребенка.

Ядром системы развивающего обучения является не изолированное изучение отдельных тем программы, а системность обучения. Человеческий язык — сложная система, и обучение языку должно быть организовано таким образом, чтобы ученик привыкал искать связи между различного уровня языковыми единицами, мог рассматривать слово с разных точек зрения (фонетики, графики, словообразования, лексикологии, грамматики), тем не менее осознавая неповторимое единство всех этих сторон в одном слове, восхищаясь удивительным даром — языком [4, 11].

На уроках русского языка, учитель может предложить стихотворные формы, которые требуют строгого алгоритма, но и в то же время не вызовут значительных затруднений у подавляющего большинства учеников [5, с. 32]. Как мы считаем, интересны задания творческого характера: синквейн, диамант, даймонд, хокку.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа,

которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), развивает образное мышление.

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению.

1, 7 - строчки – существительные антонимы;

2. два прилагательных к первому     существительному;

3. три глагола к первому существительному;

4. два словосочетания с существительными;

5. три глагола ко второму существительному;

6. два прилагательных ко второму существительному.

Хокку (хайку) – японское лирическое стихотворение о природе. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

Схема хокку:

1.«Я видел» кого-то или что-то;

2.Какого?

3.Как?

Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечение в посильную для детей творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления и оптимизации учебного процесса. Задания такого характера в наибольшей степени побуждает к подключению каждого ребенка в учебную

деятельность независимо от уровня своего развития, к самостоятельности и в постановке целей, и в достижении нового результата.

Состояние неудовлетворенности традиционной системой образования, желание кардинально перестроить учебный процесс приводит преподавателя к осмыслению системы развивающего обучения, к реализации ее дидактических принципов и типических свойств.

Таким образом, урок, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребёнка, характеру взаимоотношений между преподавателем и учащимися может приобрести черты нестандартности, яркости, мобильности.

Таким образом, исходя из анализа методической и научной литературы, мы пришли к выводу:

1) если дидактическая структура урока является постоянной и в работе учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока, то методическая подструктура обязывает его планировать конкретные виды деятельности на разных этапах урока: ответы учеников, выполнение упражнений, объяснение материала с использованием методов и средств обучения, решение познавательных задач под руководством  и самостоятельно;

2) нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний;

3) состояние неудовлетворенности традиционной системой образования, желание кардинально перестроить учебный процесс приводит преподавателя к осмыслению системы развивающего обучения, к реализации ее дидактических принципов и типических свойств.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Развивающее обучение на уроках дает возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такая форма обучения «снимает» традиционность урока, оживляют мысль. Развивающий и воспитывающий потенциал уроков можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения: формирование у учащихся интереса и уважения к предмету, воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний; развитие интеллек- туальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего и др. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

Главная задача учителя – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Применение развивающего обучения на уроках русского языка, учащиеся являются активными участниками организации учебного процесса, можно не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, но и создать урок более живым, разнообразным, а следовательно, продуктивным.

Литература:

1.         Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа-1998 — № 4.

2.         Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся /

З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: Материалы II Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6. 3.         Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. — М., 1983.

4.         Гакаев Р. А., Нуцулханова М. Ю., Авхадов С. С. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии. Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1–5. 5.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. -2014. -№ 4. С.156–159. 6.         Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.

7.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы. В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы VII Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2015. С. 178–181.

8.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 22–25.

9.         Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География». Педагогика высшей школы. 2015. № 2 (2). С. 31–35.

10.     Дидактическая система развивающего обучения. Особенности урока в системе Л. В. Занкова. Деятельность учащихся и учителя. http: //nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/02/19/didakticheskaya-sistema-razvivayushchego-obucheniya (эл. ресурс). дата обращения: 30.01.2023

11.     Репкин В. В. Развивающее обучение языку и проблемам орфографической грамотности. /Вестник Международной Ассоциации «Развивающее Обучение”. — Москва-Рига, 1996. 

12.     Трофимова О. Реализация принципов развивающего обучения Л. В. Занкова на уроках русского языка в средней школе http:// kros.ru/_libr/nov_post/princ.php (эл. ресурс). дата обращения: 30.01.2023

13.     Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. Г. Шатова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. — 253с.

 ( https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8730/обращения: 23.01.2023).



Предварительный просмотр:

Как работать с классом после каникул, как помочь детям вернуться к школьной жизни и настроиться на учебу?

На первых уроках после каникул очень трудно работать. Ученики отвлекаются, быстро устают, нарушают дисциплину, а вдобавок создается ощущение, что они забыли огромную часть учебного материала.

Сложности в адаптации школьников после длительных каникул

Первая — резкий переход от отдыха и возможности свободно проводить время к учебе и строгому распорядку. Для детей и подростков это огромный стресс. Что вы можете сделать как учитель:

  • Добавить больше элементов игры, особенно если вы работаете с учениками младших классов.
  • Дать ученикам время на раскачку, не ставить плохих оценок в первые же дни. Это ослабит стресс.
  • Акцентировать внимание учеников на умении распределять время, планировать, расставлять приоритеты. Классный руководитель может сделать управление временем темой классного часа, порекомендовать ученикам эффективные методики и приемы.
  • Организовать внеурочную деятельность. Так ученики быстрее привыкнут к общению с одноклассниками, плавно и без лишнего стресса перейдут от отдыха к учебе.

Вторая проблема — быстрое забывание учебных навыков и материала. Чтобы ее решить:

  • Не давайте детям сложных заданий в первые же дни после каникул. Начните с простого.
  • Не спешите переходить к новому материалу. Обязательно повторите пройденные темы.

Третья проблема — повышенная утомляемость. Дети отвыкли от учебы, они быстро устают. Важно организовать правильный подход к учебе: чаще меняйте виды деятельности на уроке, добавляйте игровые элементы, не перегружайте учеников информацией и не давайте объемных домашних заданий.

Проведение первых уроков после школьных каникул

  • Распределяйте учебную нагрузку постепенно. Помните, что школьники посещают не только ваши уроки: повторяйте материал, не перегружайте занятия, давайте меньше домашних заданий.
  • Поработайте над микроклиматом в классе, помогайте детям общаться друг с другом. На переменах и даже на уроках можно снимать напряжение, связанное с переходом к учебе: спрашивать, как прошли каникулы, делиться своими впечатлениями и пр. Хороший вариант — включение в план первых уроков после каникул дискуссий, работы в парах.
  • Будьте терпеливы, не требуйте слишком многого даже от отличников. Не упрекайте школьников за то, что они не могут решить задачи, которые до каникул щелкали как орехи.
  • Старайтесь связать учебные темы с реальной жизнью школьников, приводить примеры из практики — это поможет плавно перейти от отдыха к учебе.
  • Используйте технологии проблемного обучения и игровые методы — они отлично помогают ученикам адаптироваться к школе.


Предварительный просмотр:

                                                                                                  Разработала:

                                                                          учитель начальных классов

                                                                                              Колпакова Е.В.

Тема классного часа:  «Правила безопасности         во время  зимних    каникул»

Цели:

-разобрать   правила пожарной безопасности при использование пиротехники и   учиться   соблюдать  эти правила;

- вспомнить  правила безопасности   во время  зимних   каникул;

- поговорить о том, как вести себя на улице зимой;

- провести инструктаж   по безопасности и проведении новогодних

праздников;

- развивать речь учащихся;

- познакомиться с правилами использования петард;

- учить общаться друг с другом,  высказывать своё мнение.

Оборудование : презентация

Ход  классного часа.

  1. Организация класса. Сообщение темы  и цели занятия.

 Сегодня   необычный классный час.    

-Ребята скажите, какой  скоро наступит праздник? Правильно , Новый год!  Скоро  наступят каникулы.  Прочитайте  тему классного часа.  Правила безопасности         во время  зимних    каникул.  

- Чем же мы будем заниматься?    

Мы:

-разберем  правила пожарной безопасности;

-  рассмотрим основные меры безопасности  в использовании петард и научимся  соблюдать  эти правила;

- вспомним правила безопасности   во время новогодних праздников и зимних   каникул;

- узнаем как вести себя на улице зимой;

 - вспомним о правилах поведения на катке, ледяной горке, а также во время гололедицы;

- правила   безопасности дорожного движения в зимние время.

  1. Рассказ про огонь.

В древние времена люди огонь назвали “красный зверь”. Познакомились в то время, когда молния коснулась деревьев, и они загорелись. “Красный огонь” не мог

перепрыгнуть реку, значит, он боится воды. Понравилась им пища, обожжённая огнём. Была очень вкусной, мясо сочным и мягким. Попытались перенести “красного зверя” в пещеру, но он потух, его надо было подкормить сухой травой.

Так человек изучил огонь и поселил его рядом с собой.

Огонь – давний друг человека.

 С его помощью совершается много полезных дел, но и возникают  иногда и  пожар.

- Послушайте шуточное стихотворение Г. Остера.

Спички - лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, мамин паспорт -

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть,

Или веник подложить,         

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.         

Г. Остер

- Стихотворение то шуточное, но можно ли шутить с огнём? К чему это может привести ?  (к пожару)

-Правильно. При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага. Пожар. Что это такое?  (ответы детей)

ПОЖАР  неконтролируемый процесс горения, уничтожение материальных ценностей и

создающий опасность для жизни людей. Огонь украшает наши любимые праздники Огонь  верно служит людям в повседневном быту и на производстве

Рождество и Новый год. Фейерверки –  великолепное зрелище.(слайд 6) Они привносят в любой праздник ощущение настоящего чуда, но иногда из-за неумением правильного  использования может это чудо привести к пожару,  к потери  своего здоровья  и здоровья близких. Рассмотрим основные меры безопасности  в использовании петард. Петарды пришли к нам из Китая, где петарды  используют повсеместно  на праздниках для отпугивания сильным треском «злых духов». 

3.ПРАВИЛА пожарной безопасности при использовании пиротехники.

Но лучше эти петарды не покупать, так как  ни кто не застрахован от не лицензионных петард. Петарды нужно покупать в специальных магазинах, где вам расскажут о всех мерах предосторожностях, а не с рук или на рынках, где вам могут продать контрафактную продукцию!

Правила использования:

  • не держите долго в руках горящую петарду.
  • не бросайте петарды в людей.
  • -не помещайте петарды в замкнутые объёмы: банки, вёдра, коробки. Используйте петарды только на улице.
  • не приближайтесь к горящей петарде ближе, чем

на 5-10 метров.

  • носите петарды в специальной упаковке.
  • не кладите и не носите их в карманах.

 В случае возникновения пожара, нужно действовать следующим образом:

  1. Обнаружив пожар, позвони в пожарную службу
  2. Назови свой адрес и имя, расскажи , что случилось.

4. Рекомендации по безопасности при организации и проведении новогодних праздников  :

- запрещается применять свечи и хлопушки, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару;

- запрещается использование пиротехнических средств (петард, фейерверков);

- запрещается одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;

- запрещается использовать ставни на окнах для затемнения помещений;

5.Правила безопасности         во время  зимних    каникул  и  как нужно  вести себя на улице зимой.

Ура! Каникулы! Каникулы у нас!

С утра до ночи можно много, много дней

Кататься с горки и гонять на льду в хоккей!

Мы за пол года изучили много тем,

Строенье клеток и решенье теорем!

Названья рек по географии прошли

И вот каникулы веселые пришли!

Мы на каникулах встречаем Новый год!

И со Снегурочкою кружим хоровод!

Приходит сказка и приходит Дед Мороз!

И возле ёлочки смеёмся мы до слез!

Ура каникулы! Каникулы ура!

Пришла зима. Трещат морозы.
И щиплет уши ,щёки, нос.
Оденься лучше потеплее,
Чтоб очень сильно не замёрз.

 Если любишь с ветерком лихо покататься,

За машины часто ты

Любишь зацепляться,

Значит, плохо ты учил

Азбуку дороги.

Так легко переломать руки , да и ноги.

Когда на санках быстро едешь

С горы высокой прямо вниз,

Ты друга можешь не заметить

И ждёт тебя ,конечно, гипс.

Кататься с горки
так прекрасно,
Но у дорог-
всегда опасно.
Мчатся по дорогам
Быстрые машины.
Можете попасть вы
Прямо к ним под шины
.

Не ходи под крышей-

На крыше снег и лёд.

Сосульки могут падать,

Когда кто-то идёт.

Когда мороз до минус двадцать,

С друзьями ты идёшь гулять.

Но прежде ,чем в снежки играть,

Запомни, лёд нельзя бросать!

Палки лыжные остры,

Ими сильно не маши.

Можешь другу навредить,

Глаз ему один подбить.

Если вышел на каток,

Поиграть в хоккей разок.

Будь осторожен, не гоняй,

Коньком друзей не задевай

Пещеры в снегу рыли ребята,

Играли они в игру «медвежата»,

Глубокий тоннель прорыли они,

Но выход оттуда найти не смогли

Если за окном метель,

Ты ложись скорей в постель.

И из дома не ходи,

Непогоду пережди.

Снег  летает и кружится,

 И под ноги к нам ложится.

В рот его ты не бери,

Он весь грязный изнутри.

Грязь – вредна, она опасна,

В ней микробы – это ясно.

Не ходи зимой по льду:
Можешь ты попасть в беду –
В лунку или в полынью –
И загубишь жизнь свою.

Правила эти помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Помни, жизнь всего одна,

Больше всех она важна.

6.О правилах поведения на катке, ледяной горке, а также во время гололедицы.

  При катании с горы не прыгать с обочин.

  • Не кататься с горы, стоя на ногах.
  • При подъёме на гору пользоваться ступеньками.
  • Скатываться через определённый промежуток времени по одному или небольшими группами.

На катке:

- выбирать ботинки на размер больше размера ноги,

- шнуровать необходимо так, чтобы нижняя и верхняя части ботинка были не сильно затянуты, средняя же наоборот,

- при побледнении кожи, покалывании, чувстве анемия - растереть это место рукой,

- на ледяной площадке не толкаться.

Во время гололедицы:

- необходимо   выбирать   место    для   прогулки и игр   более безопасное, где нет льда,

- выходя   из   здания   гимназии,   двигаться   по   дорожкам, посыпанным песком,

- не стоять, не играть под навесом, карнизом, с которых свисают сосульки и ледяные глыбы.

6. Правила по безопасности дорожного движения. 

Напомнить детям о правилах дорожного движения для пешеходов в зимний период.

 Прежде всего!

 Где, когда и как можно переходить проезжую часть.   

Рассказать, как опасно играть и кататься на горках, расположенных    рядом с дорогой.

Объяснить своим детям, что на зимней дороге тормозной путь автомобиля увеличивается в 3 раза.

Одеваться нужно в яркую одежду, а еще лучше иметь на ней световозвращатели – фликеры, помня о том, что в зимний период, когда на улице начинает рано темнеть, водители могут не увидеть ребенка, так как видимость ухудшается в 2 раза. К сапогам на неправильной скользкой подошве можно приклеить кусочек лейкопластыря (предварительно вымыв и высушив ее), тогда подошва будет не такая скользкая.  

7. Просмотр мультфильмов .

8. Итог классного часа.  Рефлексия.