для родителей

Лоенко Ольга Александровна

 Лица с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Соответственно дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл особенные дети27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

         Лица с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Соответственно дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. У представителей данной группы имеется определенная психолого-педагогическая характеристика. Она включает в себя следующие моменты:

  1. Недостаточно высокий уровень развития восприятия. Этот аспект состоит в необходимости более продолжительного времени для приема и переработки полученного материала. Дети имеют недостаточное количество знаний об окружающем мире, а также испытывают затруднения в процессе узнавания контурных и схематичных изображений объектов.
  2. Когда в детских садах даются определенные задания, обнаруживается, что у детей в ОВЗ наблюдаются недостаточное пространственное представление, невозможность проведения аналитических мероприятий, рассмотрения тождественности и симметричности, соединения нескольких фактов в единое целое.
  3. Важно понимать, что такие детки испытывают трудности в процессе переключения с одного вида деятельности на другой. У них недостаточно организовано внимание, что вызвано недоразвитостью интеллектуальной активности, несовершенством навыка самоконтроля и самообладания, отсутствием чувства ответственности.
  4. Дефекты памяти. Они заключаются в том, что функция словесного запоминания работает плохо, а визуальная память над ней значительно преобладает.
  5. Особенности поведения ребенка с ОВЗ состоят еще и в том, что у него снижен познавательный аспект. Он не интересуется окружающим миром, не умеет выстраивать гипотезы и теории, отчего знает меньше своих сверстников.
  6. Ребенок, у которого то или иное заболевание ограничивает возможности, страдает от отставания в наглядно-образном и наглядно-действенном мышлении.
  7. Если понаблюдать за здоровыми детками и представителями группы ОВЗ, можно заметить, что обычные дети имеют более выраженную тягу к общению со сверстниками и взрослыми, нежели дети с ОВЗ (последние больше являются интровертами).
  8. Отсутствие игровой деятельности – еще один момент, характеризующий ребенка, ограниченного в функциях. Сюжеты игры примитивны и банальны, как и игровые роли, способы их обыгрывания.
  9. Нарушение языковой системы у дошкольника с ОВЗ – норма для такого состояния. Воспитателям и медикам приходится проделать колоссальную работу, чтобы обеспечить такому ребенку нормальную речевую функцию.
  10. Невысокая работоспособность, возникшая вследствие быстрой утомляемости у детей с ОВЗ.

Из-за этих особенностей дети страдают от недостаточности психологических предпосылок к овладению навыками обучения. Их потребности заключаются в том, чтобы были созданы оптимальные условия в сфере образования. 

Нарушение слуха

  • глухие и слабослышащие
  • двустороннее нарушение слуховой функции
  • речевое общение затруднено или невозможно 
  • нарушен вестибулярный аппарат 

 Восприятие  

  • доминирует зрительное 
  • развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов 
  • дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность 

 Мышление  

  • снижены аналитические способности 
  • неумение выделять свойства и отношение объектов, их название
  • наглядно-действенное 

 Речь  

  • отсутствие внутренней речи
  • отсутствие речи при планировании 
  • нет логичности и последовательности
  • выделение не главного, а частностного 

Память  

  • хорошая наглядно- образная 
  • отсутствие слуховой 

Внимание  

  • отсутствие слухового внимания 
  • концентрация на губах говорящего 
  • устойчивость зависит видов деятельности 
  • трудность переключения  

Движения  

  • плохая координация и неуверенность
  • медленное овладение двигательными навыками
  • трудность в сохранении статического и динамического равновесия 
  • не развита пространственная ориентировка
  • медлительность 
  • проблемы с мелкой моторикой  нет согласованности и переключаемости 

Поведение  

  • ригидность, импульсивность, эгоцентричность 
  • аккуратность, трудолюбие    

Задержка психического развития (ЗПР)

  • замедлен темп формирования высших психических функций 
  • стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы 
  • интеллектуальная недостаточность  

Восприятие  

  • нет целостности и последовательность  
  • затруднения при новых ракурсах 

Мышление  

  • снижена познавательная активность 
  • наглядно-действенное 
  • нарушены пространственные представления 
  • преобладание анализа
  • инертность и регидность 
  • смещение с главного на частности   

Речь

  • бессвязность, нет логики, ясности 
  • бедность лексики 

Память  

  • низкий объем и скорость 
  • преобладание наглядной 
  • непродуктивность непроизвольная 
  • нарушена механическая   

Внимание  

  • неустойчивость и отвлекаемость
  • сниженная концентрация 
  • трудность переключения и распределения  

Движения  

  • замедленное развитии 
  • нечеткость и нарушение регуляции   

Поведение  

  • импульсивность и резкая расторможенность
  • плаксивость 
  • негативизм 
  • агрессивность 

Нарушение интеллектуального развития 

  • умственной отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие (идиотия, имбецильность дебильность) 
  • органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития 

 

Восприятие  

  • искажение образов 
  • отсутствие перестройки 
  • нет осмысленности, целостности, избирательности 
  • поверхностность  

Мышление

  • вялость процессов 
  • нет обобщений, сравнений, оценки
  • снижено наглядно-действенное, наглядно-оборазное словесно-логическое 
  • анализ беден и фрагментарен 
  • отсутствие внутренних взаимосвязей   

Речь  

  • неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны 
  • задержка понимания речи 
  • дефицит слов 
  • трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании      

Память  

  • слабая, 
  • лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию    

Внимание  

  • низкая устойчивость
  • трудность распределения и замедленность переключения
  • быстрая отвлекаемость    

Движения  

  • затруднена пространственная ориетровка 
  • задержка формирования двигательных навыков 
  • низкая двигательная активность 
  • нет точности и координации
  • двигательная расторможенность 

 Поведение  

  • безынициативность, неумение самостоятельно действовать
  • импульсивность
  • повышенная возбудимость
  • подчиненность 
  • слабость собственных намерений 
  • стереотипность 
  • сниженная самооценка 
  • деструктивность   

Тяжелые нарушения речи

  • нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи, неспособность к ее усвоению, ,дислексия – трудность овладения чтением; заикание) 
  • разные психофизические отклонения 

Восприятие   

  • нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического 
  • трудность восприятия при усложненных условиях 
  • снижена целостность 
  • поверхностность   

Мышление  

  • отставание словесно-логического 
  • трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения        

Речь    

  • отсутствие речи или невнятность
  • неправильность произношения звуков 
  • расхождение между звуком произносимого слова и его образом   

Память  

  • снижена вербальная 
  • сохранена логическая и смысловая 
  • низкая продуктивность  

Внимание  

  • неустойчивость 
  • ограниченность в распределении    

Движения  

  • нет координации и ловкости 
  • медлительность 
  • нарушения тонкой и мелкой моторики

Поведение  

  • заниженная или неадекватно завышенная самооценка 
  • раздражительность и обидчивость
  • смена интересов

Расстройство поведения и общения

  • разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков  

Восприятие  

  • Дезорганизовано
  • фрагментарно, нет целостности СДВГ
  • неполная обработка входящей информации   

Мышление  

  • не понимают подтекста
  • осмысление с одного ракурса 
  • трудности обобщения и абстрагирования СДВГ
  • цикличность:периоды активности и восстановления 
  • при восстановлении перестают осмысливать информацию 

 Речь  

  • иногда не понимают значение 
  • богатая лексика, но мало используется 
  • затруднения с диалогами 
  • повторяют только что сказанное другим («эхолалия») 
  • говорят, не слушая других СДВГ 
  • задержка развития 
  • недостаточная артикуляция 
  • замедление или ускорение речи   

Память  

  • мехническое запоминание СДВГ 
  • снижена
  • забывание информации в период восстановления 

 Внимание  

  • развитое непроизвольное и минимум произвольного 
  • лучше воспринимают обращение к другим 
  • замедленность   
  • нет концентрации СДВГ
  • нет концентрации 
  • легко отвлекаются      

 Движение  

  • трудности ориентации в пространстве и с равновесием 
  • нет согласованности движений двух строн тела 
  • непроизволные движения СДВГ 
  • нарушение тонкой и мелкой моторики 
  • низкая координация и неуклюжесть          

Поведение  

  • стереотипность 
  • избегание контактов 
  • отрешенность от мира 
  • закрытость 
  • агрессивность СДВГ 
  • говорливость и суетливость 
  • конфликтность 
  • негативизм 
  • низкая самооценка  

 

 

. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка. Дети с ОВЗ обычно требуют особого подхода и должного внимания. На то, как будет развиваться ребенок с ОВЗ, влияют вид и степень нарушения, а также время начала патологии, окружающая среда, условия жизни. Дети с ОВЗ обучаются по Адаптированной общей образовательной программе (АООП), также на каждого ребенка специалистами ДОУ разрабатывается индивидуальная образовательная программа с учетом индивидуальных особенностей (нарушений) ребенка.

 Но основные аспекты образовательной среды следующие:

•        мотивация, способствующая формированию у ребенка интереса к окружающей действительности и учебному процессу;

•        развитие – необходимо создание единого пространства сотрудничества и совместного творчества;

•        построение взаимодействия, способствующее развитию социальных навыков, а также оказание помощи в процессе адаптации к условиям окружающего мира;

•        формирование психологического комфорта и безопасности.

Именно такое сопровождение детей позволит добиться оптимального результата обучения на всех его стадиях и стабилизировать общее состояние здоровья.

На начальных этапах немаловажную роль играет формирование интереса и готовности к сотрудничеству с воспитателем и специалистами.