Праздник по правилам дорожного движения «НА ПОМОЩЬ В СВЕТОФОРИЮ»

Лоенко Ольга Александровна

Праздник по правилам дорожного движения

«НА ПОМОЩЬ В СВЕТОФОРИЮ»*

 

Для детей 3 – 7 лет.

 

         Цель.

 

         В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, воспитывать внимание, сосредоточенность.

 

                Ход праздника.

 

         Во время прогулки воспитатель собирает около себя ребят.

 

         Под музыку появляется Дядя Стёпа.

 

Дядя Стёпа.       Здравствуйте, ребята!

 

                                      Знаком я детям многих стран

                                      По доброй книжке Михалкова.

                                      Я – Дядя Стёпа, великан.

                                      Высокий я, ну что ж такого!

 

                                      Я инспектором служу,

                                      За порядком я слежу.

 

                                      Чтоб машины не спешили,

                                      Шёл спокойно пешеход,

                                      Я стою на перекрёстке

                                      Под названьем «Переход».

 

         Внезапно появляется Сорока (кукла бибабо).

 

Сорока.              Ужас! Кошмар! Безобразие!

 

Дядя Стёпа.               Что случилось?

 

Сорока.              Беда! В стране Светофории заколдованы все знаки! Пропал светофор! Сплошной беспорядок! Помогите! Скорей! (Улетает.)

 

Дядя Стёпа.       Пропали все знаки! Непорядок! Без них нельзя. Надо срочно принять меры! Дети, вы согласны прийти на выручку? Не боитесь трудностей? У меня есть волшебный свисток: если что, он поможет. Не будем терять ни минуты! Но прежде чем отправиться в путь, мы должны повторить правила дорожного движения. Я буду задавать вопросы, а вы все вместе дружно отвечайте: разрешается или запрещается. Итак, думаем, вспоминаем, быстро отвечаем!

 

Дядя Стёпа проводит словесную игру «Запрещается-разрешается!»:

 

-         Идти толпой по тротуару…                                           (Запрещается!)

-         Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…     (Запрещается!)

-         Переходить улицу на красный свет светофора…                   (Запрещается!)

-         Помогать старикам и старушкам переходить улицу…         (Разрешается!)

-         Обходить стоящий транспорт спереди…                      (Запрещается!)

-         Выбегать на проезжую часть…                                               (Запрещается!)

-         Уважать правила движения…                                       (Разрешается!)

 

Дядя Стёпа.       Молодцы! Ну а теперь в путь!

 

         В аудиозаписи звучит марш. Дети идут змейкой за Дядей Стёпой к пешеходному переходу, находящемуся перед зданием детского сада.

 

Дядя Стёпа.       Кажется, прибыли. Что же здесь произошло? (Раздаются всхлипывания.) Слышите, кто-то плачет?

 

Появляется дорожный знак (но какой именно – непонятно, т. к. изображение, находящееся у него на груди, перевёрнуто обратной стороной). Он подходит к детям, продолжая плакать.

 

Дядя Стёпа.       Здравствуй! Ты кто? Почему плачешь?

 

Дорожный знак.         Я – дорожный знак. Меня заколдовали!

 

Дядя Стёпа.       Какой ты дорожный знак?

 

Дорожный знак.         Не зна-а-а-ю.

 

Дядя Стёпа.       Это невозможно! Ты должен знать, как называешься!

 

Дорожный знак.         Раньше знал, а теперь не знаю. Ребята, помогите вспомнить!

 

Дядя Стёпа.       Что мы должны для этого сделать?

 

Дорожный знак.         Отгадайте загадку.

                                     

                                                               С двух сторон дороги,

                                      Стройный и красивый,

                                      Вырос треугольник

                                      С зеброй в середине.

                                      Где машины движутся

                                      Так, что не пройти,

                                      Людям помогаю я

                                      Дорогу перейти.

 

Дети.                            Пешеходный переход.

 

Дорожный знак.         Вспомнил! Вспомнил! Меня зовут… Пешеходный переход! Спасибо вам, ребята! (Переворачивает на груди изображение знака «Пешеходный переход».)

Дядя Стёпа.       Для чего нужен пешеходный переход? (Ответы детей.) Какие пешеходные переходы вы знаете? (Подземный, наземный, надземный.) Давайте ещё раз повторим правило перехода улицы.

 

1-й ребёнок.                Через улицу, дружок,

                                      Не беги наискосок,

                                      А без риска и хлопот

                                      Шествуй там, где переход.

 

Дядя Стёпа.       Чтобы лучше запомнить это правило, поиграем.

 

Проводится игра «Машины и пешеходы» (с использованием бубна).

 

Дядя Стёпа.       Уважаемый знак, скажи, пожалуйста, кто так зло над тобой подшутил?

 

Дорожный знак.         Я не знаю. Только «оно» как прыгнет, как схватит и… бежать.

 

Дядя Стёпа.       Интересно, кто же здесь озорничает?

 

Появляется Бука-Злюка.

 

Бука-Злюка.      Ха-ха-ха! Ну, как я тут всё запутала? Там знаки заколдовала, тут светофор украла! А в результате аварии и беспорядки! Сколько мальчиков и девочек попадёт в больницу! Смех, да и только! Прямо животики надорвёшь! Ха-ха-ха!

 

Дядя Стёпа.       Так это твоих рук дело? Ты кто такая?

 

Бука-Злюка.      Я – Бука-Злюка! Я злая, вредная. Я люблю делать всякие пакости всем назло! Ха-ха-ха!

 

Дядя Стёпа.       Ах, вот как! Но мы с ребятами этого ни за что не допустим! Правда, ребята? (Ответы детей.)

 

Бука-Злюка.      Ой, не смешите!

 

Дядя Стёпа.       Бука-Злюка, немедленно расколдуй дорожные знаки!!!

 

Бука-Злюка.      Как бы не так! Вы сначала меня развлеките, повеселите, потом и поговорим.

 

Дядя Стёпа.                 Будем Злюку развлекать,

Выходите танцевать!

 

         Исполняется танец «Разноцветная игра» (из программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»).

 

Дядя Стёпа.       Ну что, Бука-Злюка, теперь расколдуешь знаки?

 

Бука-Злюка.      И не подумаю.

 

Дядя Стёпа.       Ах, так! Вот я тебе сейчас покажу! (Свистит в свисток.)

 

Бука-Злюка.      Ой-ой-ой! Не надо, не надо! Расколдую знаки, если вы мои загадки отгадаете. А их ещё никто никогда не разгадывал, ха-ха-ха!

 

Дядя Стёпа.       Хватит хихикать, давай свои загадки!

 

Бука-Злюка.               Слушайте, ребятки,

                                      Трудные загадки!

 

                                      Этот конь не ест овса,

                                      Вместо ног два колеса,

                                      Сядь верхом и мчись на нём,

                                      Только лучше правь рулём.

                                                                  (А. Рождественская.)

 

Дети.                            Велосипед!

 

Бука-Злюка.      Отгадали! Рано радуетесь! Сейчас я вам потруднее загадку загадаю.

 

                                      Вот стоит на улице

                                      В чёрном сапоге –

                                      Чучело трёхглазое

                                      На одной ноге.

                                                                  (Я. Пишумов.)

 

Дети.                            Светофор!

 

Бука-Злюка.      Опять отгадали! Бедная я, бедная! У-у-у… (Плачет.)

 

Дядя Стёпа.       Да ты никак плачешь?

 

Бука-Злюка.      Я?! И не думаю! Слушайте, ребятки, последнюю загадку.

 

                                      Посмотри, силач какой:

                                      На ходу одной рукой

                                      Останавливать привык

                                      Пятитонный грузовик.

                                                                                           (С. Маршак.)

 

Дети.                            Регулировщик!

 

Бука-Злюка.      Пропала я, пропала!

 

         Выходят дорожные знаки и поочерёдно произносят стихотворение Л. Симоновой.

 

Дорожные знаки. Спасибо, ребята, что вы нас спасли.

 

 

                       *   *   *

Мы – важные знаки,

Дорожные знаки –

На страже порядка стоим.

 

                       *   *   *

Вы правила знайте

И их соблюдайте,

А мы вам помочь поспешим.

 

                       *   *   *

На земле нас очень много,

И без нас мертва дорога.

Выходя в далёкий путь,

Повторить нас не забудь!

 

Дядя Стёпа.       Дети, давайте скажем, как эти знаки называются и что обозначают? (Ответы детей.)

 

 

Дорожные знаки.       Знаки мы дорожные

                                      И совсем несложные.

                                      Ты, дружок, нас уважай,

                                      Правил ты не нарушай!

 

Дядя Стёпа.       А теперь предлагаю всем исполнить танец, который поможет вам подружиться с дорожными знаками.

 

         Исполняется танец-игра «Найди себе пару», муз. М. Спадавеккиа, «Добрый жук», разработка Л.Н. Кириковой и А.И. Бурениной (из программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»).

 

Бука-Злюка.               А мне знаки нипочём,

                                      Поиграю я с мячом.

 

Кто со мной? Выходи скорей на тротуар! Здесь так хорошо, лучше места не сыщешь! (Начинает играть с мячом, бросает его детям.)

 

Дядя Стёпа (свистит).        Гражданка, вы нарушили правила поведения на улице. Ребята, можно ли играть мячом на тротуаре? Почему? (Ответы детей.) Правильно, играть на тротуаре и на проезжей части нельзя. Это очень опасно! На улице игра не доводит до добра. Играть можно только на специально отведённых для игры площадках. Надеюсь, что все вы это запомните.

 

         Под музыку Берлинской польки проводится «Игра с мячом» (из программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»).

 

         Появляется велосипедист.

 

Велосипедист.             Гляньте, что за чудеса –

                                      Два подвижных колеса!

                                      Есть педали под ногами,

                                      Есть седло на жёсткой раме.

                                      Я педалями кручу,

                                      Еду я куда хочу!

 

Бука-Злюка.      Какой замечательный велосипедист! Смелый, ловкий, настоящий нарушитель! Я таких уважаю! Молодец! Хорошо катаешься!

 

Дядя Стёпа.       Какой же он молодец? Катается на велосипеде по проезжей части! Разве ты, дружок, не знаешь правил дорожного движения?

 

Велосипедист.    Да знаю, просто во всём виноват этот велосипед: завёз меня туда, куда не следует!

 

Дядя Стёпа.       Нет, не велосипед, а ты сам виноват. Вот послушай, что тебе скажут дети.

 

2-й ребёнок.                Тебе четырнадцати нет –

                                      Запомни правило одно,

                                      По улицам велосипед

                                      Тебе водить запрещено!

 

Дядя Стёпа.       Ездить можно только там, где есть специальный – разрешающий знак. Посмотри на него внимательно и запомни.

 

3-й ребёнок (со знаком, разрешающим велосипедное движение).

 

                                      Можно ехать мне и Феде

                                      Тут лишь на велосипеде…

                                      Хорошо, что не купили

                                      Мамы нам автомобили.

 

Бука-Злюка.      Не слушай ты их! Пойдём лучше со мной вместе. Со мной не соскучишься.

 

Велосипедист.    Ну, уж нет! Я лучше с ребятами останусь.     

 

Бука-Злюка.      Струсил! Я думал, ты смелый! А ты…

 

Дядя Стёпа.       Замолчи, Бука-Злюка! Пора бы тебе уже и светофор нам вернуть.

 

Бука-Злюка.      Ой, милые, я так с вами намаялась! Мне бы отдохнуть сначала немного, а уж потом…

 

Дядя Стёпа.       Опять за своё?! (Берёт свисток, собирается в него свистеть.)

 

Бука-Злюка.      Ну ладно, ладно, так уж и быть. А зачем вам светофор? Вы же всё равно не умеете переходить дорогу.

 

Дядя Стёпа.       Вот и не правда! Дети, расскажите Буке-Злюке, что вы знаете про светофор.

 

Дети (поочерёдно читают стихотворение В. Кожевникова).  

 

 

Перейти через дорогу

Вам на улицах всегда

И подскажут, и помогут

Говорящие цвета.

 

Красный свет вам скажет: «нет!»

Сдержанно и строго.

Жёлтый цвет даёт совет

Подождать немного.

                               

А зелёный свет горит,

«Проходите», - говорит.

С площадей и перекрёстков

На меня глядит в упор

С виду грозный и серьёзный

Долговязый светофор.

 

Он и вежливый, и строгий,

Он известен на весь мир.

Он на улице широкой

Самый главный командир.

 

 

 

 

 

 

 

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня!

Он по очереди ими

Смотрит сверху на меня.

Я его, конечно, знаю,

Да и как его не знать!

Я отлично понимаю

Всё, что хочет он сказать!..

 

 

Бука-Злюка.               Ваши головы забиты

                                      Настоящей ерундой.

                                      Вы про правила забудьте,

                                      Вот вам мой совет простой.

 

Дядя Стёпа.       Ну, это уж слишком! Не слушайте её, ребята. Я сейчас как свистну… Она быстро присмиреет. (Берёт свисток.)

 

Бука-Злюка.      Нет-нет! Дядя Стёпа, не свисти, пожалуйста! Я уже присмирела. Просто я хочу ребят испытать. Дети, скажите, где находится красный свет светофора?

 

Дети.                            Вверху!

 

Бука-Злюка.      Поднимите руки вверх, заодно я проверю, кто из вас не мыл ладошки. (Дети поднимают.) А жёлтый сигнал светофора, где расположен?

 

Дети.                   В середине!

 

Бука-Злюка.      Вытяните руки вперёд. (Дети выполняют.) А на какой сигнал можно переходить улицу? (На зелёный.) Где он находится? Покажите. (Дети опускают руки вниз.) А сейчас я буду называть сигналы светофора, а вы показывайте, где они расположены.

 

Бука-Злюка проводит с детьми игру «Красный, жёлтый, зелёный!».

Бука-Злюка называет цвета, а руками показывает неправильные движения. Например, назвав «жёлтый», поднимает руки вверх и т.д. Дети не должны поддаться на провокацию.

 

Дядя Стёпа.       Не запутать тебе ребят, Бука-Злюка, как ни старайся. Дети отлично знают все сигналы светофора, и это мы ещё раз докажем в игре.

 

         Дядя Стёпа проводит игру «Будь внимательным!».

         В руках у Дяди Стёпы карточки (или флажки) красного, жёлтого и зелёного цветов. Дети стоят к нему лицом и внимательно следят за тем, карточка (или флажок) какого цвета поднимется вверх. На зелёный сигнал дети маршируют на месте; на жёлтый – кружатся вокруг себя; на красный – смирно стоят на месте.

 

Дядя Стёпа.       Ну, что, Бука-Злюка, вернёшь ребятам светофор?

 

Бука-Злюка.      Так и быть! Ваша взяла! Возвращаю вам светофор. (Отдаёт.) А ещё я очень хочу подружиться с вами. Ведь я стала такой злой и вредной, потому что у меня никогда не было друзей. Тем более таких задорных и надёжных. Вы такие весёлые и дружные ребята! Так много уже знаете. Можно я буду с вами дружить? Иногда в гости приходить?

 

Дядя Стёпа.       Можно, ребята? (Ответы детей.) Что ж, Бука-Злюка, приходи. Только мы дадим тебе новое, хорошее имя.

 

Бука-Злюка.      А оно у меня уже есть. Букой-Злюкой меня за пакости прозвали. А моё настоящее имя – Любавушка-Забавушка.

 

Дядя Стёпа.       Какое чудесное имя! Приятно познакомиться.

                            А мне, ребята, пора возвращаться на службу. Но на прощание я хочу вам сказать вот что: хорошо идти по улице, когда горит зелёный глаз светофора, и смотреть на свой родной город!

 

Бука-Злюка.               Самый яркий свет – зелёный!

                                      Самый добрый свет – зелёный!

                                      Можно ехать и идти –

                                      Всем счастливого пути!!!

 

Дядя Стёпа.       До свидания, дети!

 

Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать», муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. Дети, маршируя за Дядей Стёпой и Букой-Злюкой, обходят площадку. Затем гости уходят.

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



* В основе сценарий Л. Дементьевой и Н. Быдановой, опубликованный в ж. «Дошкольное воспитание» - № 12, 2003 г.