Для педагогов
Взаимодействие с педагогами
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
Консультация для воспитателей
«Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
Чайникова Н.А.
Пыть-Ях
В формировании экологической культуры ребёнка-дошкольника важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри её, а также между природой и обществом.
Комплексное изучение природы родного края складывается из проведения экскурсий, целевых прогулок и маршрутов в природу, посещения краеведческого музея, а также работы в краеведческом уголке, который расположен в игровой комнате.
Во время экскурсий и прогулок дошкольники собирают определённый материал, позволяющий лучше изучить свою местность, свой край, область. Этот материал, а также сведения об истории, природе родного края, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и природном мире содержаться в краеведческом уголке. Практическая деятельность детей, как одно из условий формирования экологической культуры успешно осуществляется в природоохранительной работе, а также на огороде и в цветниках.
Следующим условием формирования экологической культуры дошкольников выступает личность педагога, характеристика которой складывается из обобщённых требований, предъявляемых современным уровнем образовательной системы. Выделение в профессиональной деятельности творческой доминанты, как указывают исследования А.С. Самборенко, Ш.А.Амонашвили, Б.Т. Лихачёва и других, является одним из актуальнейших вопросов современной педагогики.
Творческое начало в педагогической деятельности воспитателя ДОУ определяется самой спецификой учебно-воспитательного процесса, условиями его протекания, возникновением множества незапланированных ситуаций, требующих немедленного разрешения. Педагог должен творчески освоить и осуществить образовательную систему, основанную на гуманно-личностной педагогике. Он должен искренне любить и быть преданным каждому ребёнку, чувствовать ответственность перед его судьбой, стремиться к пониманию каждого ребёнка.
Главная функция педагога – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания, призван педагог.
Воспитатель – это всегда активная творческая личность. Его задача состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию. Педагогическая позиция должна быть деликатной и незаметной.
Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом образовании. Три аспекта его личности определяют конечный результат его деятельности – формирования экологической культуры. Понимание экологических проблем и причин их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить её.
Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в её совершенствовании.
Общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы пребывания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно- ориентированных методов воспитания.
От воспитателя, его целенаправленной и систематической работы зависит дальнейшее укрепление интереса к природе, развитие нравственно – эстетических чувств, предопределяющих активную действенную позицию к природным объектам.
При формировании экологической культуры необходим комплекс таких методических средств и приёмов, которые при изучении природы и любом общении с ней оставили бы в памяти ребёнка глубокий след, непременно воздействовало на чувства и сознание.
Среди разнообразных методов обучения и воспитания, которых насчитывается огромное количество, для формирования экологической культуры дошкольников наиболее эффективными считаются следующие методы: как наблюдение. Видный отечественный психолог С.Л. Рубиншнейн рассматривает наблюдение, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.
Наблюдения – особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. В период дошкольного детства ребёнок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведёт детей от знакомства с природой к её пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира. И ведущее значение этого метода связано с тем, что в процессе наблюдения:
. Формируется основное содержание дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира;
.Метод отвечает познавательным возможностям детей дошкольного возраста;
. Выступает как самостоятельный метод. Он часто сочетается с другими методами или включается в их состав в качестве приёма, предваряет многие продуктивные виды деятельности и т.д. в зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида;
. Распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (величина, структура, форма, цвет и т.д.), а также о связях наблюдаемого объекта с другими;
. За изменением и преобразованием объектов. Этот вид наблюдения даёт знания о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.
Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде.
Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребёнок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника.
Опыты. При выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков дошкольников, воспитывается их самостоятельность и любознательность, именно этим обусловлена педагогическая ценность опытов.
Работа с природоведческой литературой, художественное слово и научно-популярная литература помогает дошкольникам уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.
Работа со схематическими (знаковыми) источниками знаний (таблицы, схемы, моделирование). Общим для всех этих методов является высокий уровень абстракции, что учитывая психологические особенности мышления дошкольников, существенно ограничивает возможности их использования в ДОУ, но вместе с тем формирование зачатков логического мышления входит в число актуальнейших задач воспитателя.
В познавательную деятельность детей целесообразно включать работу с предметно-схематическими и графическими моделями. Моделирование позволяет раскрыть важные стороны и особенности объектов природы и демонстрировать существенные экологические связи в ней. На этой основе у детей формируются обобщённые представления и элементарные понятия о природе.
Работа с наглядно-образными средствами. Формирование разнообразных реалистических представлений о природе будет происходить успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Наглядно-образные средства подразделяются на статические (картина) и динамические (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы). Следует отметить воспитательное значение картин. Рассматривая хорошо написанную картину, дети испытывают эстетическое наслаждение, появляется положительный эмоциональный настой. Динамические средства позволяют расширить объем научных знаний о природе, сформировать сложные, многоаспектные естественнонаучные понятия.
Словесные методы (рассказ, беседа). Устное слово и словесные методы неизменно используются при работе с дошкольниками. Применяя их в сочетании с прочими методами обучения можно научить ребёнка переводить конкретные образы в вербальное знание, а затем и в другие специфические знаковые системы отражения природоведческих знаний. Словесные методы имеют и самостоятельную роль. Большое образовательное и воспитательное значение беседы определяется тем, что при этом развивается мышление дошкольников. Беседа открывает большие возможности для реализации индивидуального подхода к ребёнку, это позволяет педагогу привлекать к активному участию в работе слабых и пассивных детей.
Игра. Игровая деятельность – естественная потребность ребёнка дошкольного возраста. На включении игр в педагогический процесс настаивают психологи и педагоги, которые стремятся его оптимизировать. Игры служат средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановки и решения задач. Игра – это эмоциональная деятельность. Эффективность формирования экологической культуры в большой степени зависит от эмоционального отношения ребёнка к природе. Задача педагога – «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия природного содержания. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребёнка положительного отношения к этому содержанию. Для формирования экологической культуры наиболее часто используются имитационно-ролевые игры, моделирующие возможную реальную ситуацию, а также игровые обучающие ситуации с литературными персонажами и дидактические игры.
Таким образом, работа педагога будет эффективной, если он в комплексе использует эти методы, как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности экологической направленности. Это сочетание является ещё одним условием формирования экологической культуры дошкольников. Работа в этом направлении должна быть построена так, чтобы экологическое содержание занятий имело продолжение в нерегламентированной деятельности, дополняло и обогащало её. Чётко организованная, целенаправленная нерегламентированная деятельность позволяет использовать дополнительный информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания.
Обращая внимание на методические разработки по экологическому воспитанию дошкольников можно отметить, что дошкольное образовательное учреждение обладает гораздо более широкими возможностями в создании экологической развивающей среды.
Экологическая развивающая среда включает в себя правильную, с экологической точки зрения, организацию зоны природы в помещении и на участке и предметную среду с экологической направленностью.
В ДОУ можно создать экологическую развивающую среду, как совокупность средств экологического воспитания и обучения, что и будет выступать одним из главных условий формирования экологической культуры дошкольников. Средства можно определить, как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс.
Уголок природы. Главная его особенность и преимущество – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет педагогу на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности дошкольников. Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок живой природы прививает эстетический вкус. Его компоненты: животные и растения.
Участок ДОУ. Территория, на которой организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за ними. Всё это способствует расширению и углублению знаний дошкольников о природе, позволяет переносить теоретические знания на практику. Составные части: цветник, огород, теплица, мини-ферма.
Экологическая тропа. Это специально оборудованный маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные растения, фитоогород (огородные лекарственные травы), уголок нетронутой природы, птичий столб. Помимо этих объектов на тропе находятся места, предназначенные для деятельности детей и взрослых (избушка Айболита, беседка для труда, музей природы). Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами, указателями. Она удобна для проведения различных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры дошкольников.
Дидактические игры, модели и пособия экологического характера. Способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, являются средством диагностики сформированности экологической культуры дошкольника. Создание моделей и пособий активизирует деятельность детей.
Библиотека юного натуралиста. В неё входит подборка книг и журналов, природоведческого характера. В эту подборку включены книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника. Время от времени организуются выставки книг, созданных руками детей.
Совокупность этих средств в экологической развивающей среде обеспечивает успешное формирование экологической культуры дошкольника.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
Консультация для воспитателей
«Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
Чайникова Н.А.
Пыть-Ях
В ДОУ успех формирования экологической культуры зависит не только от того, как педагог понимает этот процесс, но и от созданиянеобходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.
Основные из них, это учёт возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы дошкольниками, реализация краеведческого подхода, тесная связь с жизнью и трудом, взаимосвязь обучающей и нерегламентированной деятельности, использование примеров положительного отношения к природе педагога, взрослых и детей, формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.
Говоря о возрастных и психологических особенностях восприятия природы, следует отметить, что в дошкольном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью этого возраста. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.
Общение с природой вызывает у дошкольников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает внимательное изучение и знание педагогом возможностей и способностей каждого ребёнка. У каждого – свой темперамент, свои способности и возможности, а также интересы. Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность. Знание индивидуальных особенностей детей помогает воспитателю подобрать посильное задание каждому ребёнку, включить его в деятельность, которая принесёт наибольший воспитательный эффект.
Воспитателю необходимо знать особенности формирования коллективных отношений в группе, статус каждого ребёнка в коллективе, что поможет ему найти правильный способ педагогического руководства дошкольниками.
Обобщая всё вышесказанное, очевидно, сколь велика роль взрослого, и не только в организации педагогической деятельности. Взрослый для ребёнка всегда является эталоном, образцом для подражания, особенно в дошкольном возрасте, характеризующимся стремлением выбрать свой стиль поведения, найти нужный тон взаимоотношения с окружающим его миром.
В психолого-педагогических исследованиях доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы. Важно показать детям и природоохранительную работу по сохранению и улучшению замечательных городских и природных ландшафтов, прекрасных русских рек, дать информацию о местных заповедниках, памятниках природы, истории, культуры. Вместе с тем необходимо обращать внимание и на отрицательные факты воздействия на природу, экологические трудности.
В содержание экологического воспитания включаются ценностно-нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними, в процессе которого дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
Главное в детском труде – радость ребёнка от участия в нём, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе при условии его самостоятельности и активности со стороны детей.
Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо-плохо», «добро-зло», «красиво-некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание надо уделять эстетическому и нравственному аспектам.
Прекрасное и эстетически возвышенное в отношении к природе неразрывно. Эмоционально-эстетическое при воспитании отношения к природе взаимосвязано с интеллектуальным, на что указывают многие психологи и педагоги. Они подчёркивают, что без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.
Дошкольники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Нравственная позиция ребёнка по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия. Необходимо знакомить детей с правилами поведения в природе с учётом её сохранения и защиты. Постепенно ребёнок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности.
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребёнка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём.
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателей
Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы.
Цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.
В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д.
Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.
Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других — наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.
Таким образом, наблюдения способствуют накоплению у детей конкретно – образных представлений, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
В результате дети начинают понимать, что:
- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно изменяется.
Поэтому, наблюдая и анализируя, дети свои знания и умения воплощают в практическую деятельность, которая имеет в природе ключевое значение. Как показывает практика индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры.
Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т.е. доминирующие наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
Мастер – класс для педагогов
«Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Чайникова Н.А.
г. Пыть-Ях
Мастер – класс для педагогов
«Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии, повышение профессионального мастерства.
Задачи:
- Познакомить педагогов с образовательной технологией «экологический геокешинг»;
- Апробировать образовательную технологию в практической деятельности.
Ход мероприятия
Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо, что пришли на мой мастер класс! Он будет проходить в форме игры. Кто меня видит – хлопните один раз, кто меня слышит – хлопните два раза, кто готов к мастер классу с хорошим настроением – хлопните три раза.
Наше с вами путешествие мы начнем со сказочной истории.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим. Как-то раз, сидел Педагог под деревом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа. Думал-думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее, применяя современные технологии. Но тут собрались над деревом тучи, подул ветер перемен и принёс ФГОС ДО.
Стандарт написан, всем на диво. Всё в нём гладко и красиво.
Но как его осуществить? Забыли толком объяснить.
От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС ему гласит: «Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Я расскажу тебе о сундуке, в котором находится подсказка о современной технологии, применяя которую можно увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
А вам хотелось бы отыскать этот сундук? (Да)
Итак, я хочу предложить вам поучаствовать в «Поиске клада», для этого, прошу разделиться на две команды.
Здесь у меня есть жетончики (выбирайте) с насекомыми и животными.
Для поиска клада нам нужно найти 9 ключей с подсказкой, а в этом вам помогут карты, где они находятся, послушайте.
На стене висит, На улицу глядит,
Внутрь открывается, В мороз украшается!
После правильно выполненного задания, один из участников бежит и забирает подсказку в указанном месте по карте.
Задание 1
«Лабиринт». Педагоги делятся на две команды. Игрокам завязывают глаза. Назначаются два ведущих, которые объясняют игрокам с помощью рупора, как пройти препятствия.
Перешагнуть через модуль, пройти три шага по прямой, пролезть в обруч, повернуть направо, перепрыгнуть через кочку, змейкой пройти 20 лилипутиков и вернуться в команду.
После игры вручается первый ключ с буквой.
Задание 2
Показать с помощью мимики, жестов, что изображено на карточке (солнце, камень, ромашка, елка, бабочка, вода, птица, дождь).
Вручается второй ключ.
Задание 3
(Загадай загадку)
Растет зеленою стеной, Ее обходят стороной, Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива) Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый… (Одуванчик) Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится? — Ароматная… (Душица)
Если что-то заболит, Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой? С чудо-травкой… (Зверобой) Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь?-Запах… (Мяты) Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник) Вручается третий ключ.
Задание 4 (Блиц игра для капитанов команд) 1 команда
1. У кого ухо на ноге? ( У кузнечика)
2. Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег головой? (Тетерев, Рябчик)
3. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)
4. Умеют ли слоны плавать? (Да, и даже полностью погружаются в воду)
5. Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)
6. Какая самая большая птица в мире? (Африканский страус)
7. Что происходит с пчелой после того, как она ужалит свою жертву? (Гибнет)
8. У кого самое плохое зрение? (У крота)
9. Какое животное хорошо бегает, прыгает, да еще и боксирует? (Кенгуру)
10. Она похожа на тетрадь в линию? (Зебра)
11. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
2 команда
1. Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения?
( Лиственница)
В каком лесу более влажная почва – там, где больше брусники или черники? (Черника более влаголюбивая, чем брусника)
2. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
3. Что можно использовать в лесу для заварки чая ?(Листья земляники, малины, черники..)
4. Почему лесные дороги после дождя дольше по сравнению с полевыми не просыхают? (В лесу нет ветра, а без ветра процесс испарения замедляется)
5. Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)
6. Какая ягода может заменить лимон? (Клюква)
7. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом)
8. Какие ягоды можно собирать зимой? (Клюква, брусника)
9. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, брусника)
10. Весной или летом цветет сирень? (Весной)
11.У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвинов) Вручается четвертый ключ.
Задание 5
Игра на расслабление «Дрожащее желе». Инструкция. Подойдите все ко мне и встаньте напротив, плотно прижавшись друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе — это блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое? Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе. Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками...
(В течение одной минуты показывайте, как вы держите в руках огромное блюдо и встряхиваете его, сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем резко остановитесь — дрожащее желе успокоится не сразу). Теперь представьте, что блюдо с желе оставлено на солнце и забыто. Что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться... Начинайте таять, опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны.
Задание 6
(Д/И Найди пару)
Задание 7
«Вторая жизнь»
Задание 8
(Собери разрезную картинку не руками)
Задание 9
(Д/И Подбери листочек к дереву)
Чтобы открыть сундук, вы должны собрать слово из букв, которые нашли на ключах и вы узнаете образовательную технологию.
У игры есть начало,
У игры есть конец.
Кто с нами играл и смеялся,
Тот был молодец!
(Участники находят клад – в нем памятки на тему «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»).
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов
Геокешинг — одна из современных технологий дошкольного образования
Подготовила: воспитатель
Чайникова Н.А.
г. Пыть-Ях
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник), получается – «поиск тайника в земле».
«Образовательный геокешинг» — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.
В ходе игры геокешинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.
Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата, что является важным условием реализации ФГОС ДО.
Существует методика организации геокешинга с детьми дошкольного возраста.
Методика проведения элементов геокешинга с детьми дошкольного возраста и их родителями, законными представителями, включает в себя 4 этапа:
- этап– предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории за территорией учреждения. Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
- этап– подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
- этап– проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.
- этап– презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.
Технологию геокешинга можно использовать в работе с детьми разного возраста.
Дети младшего дошкольного возраста играют в упрощенную квест-игру, которая готовит их к геокешингу. Они выполняют элементарные задания: поиск предметов по заданным признакам в игровой комнате; поиск предметов по рисункам. Дети средней группы в квест-игре уже учатся пользоваться картами-схемами, и передвигаются по зданию детского сада, это является подготовкой для полноценной игры в геокешинг в старшем дошкольном возрасте. Особое внимание уделяется подбору музыки и подготовке игровых презентаций.
Дети старшего возраста: Первый этап игры начинается в группе приглашением к игре (видеописьмо, карта кладов и т.п.). Что помогает детям получить заряд разнообразных положительных эмоций, включить свое воображение, настроиться на предстоящую игру. Их могут встречать герои, которые приглашают детей и взрослых в мир приключений и поиска. Во время данного этапа активно используются здоровьесберегающие технологии. Проводится разминка. Организуются эстафеты. После этого дети получают карты, схемы, необходимые во втором этапе игры.
Второй этап — это квест-игра в здании детского сада. Дети должны пройти по заданному маршруту и найти «клады», следуя ориентирам, представленным на картах или схемах. В это время дети выполняют различные задания, как интеллектуального, так и физического характера. Благодаря данному этапу, ребенок изучает здание детского сада, в результате чего детский сад становится ему знакомым, так же как и собственный дом.
Третий этап игры проходит на улице. Во время уличной части игры геокешинг дети совершают длительную пешую прогулку, своеобразный мини-поход по территории детского сада, передвигаясь с помощью карты. Неожиданная встреча в пути может произойти со сказочными персонажами. Дети могут пригласить персонажа поиграть с ними, вместе разрешить проблему. На улице обычно дети находят клад, ключи или подсказки.
Заключительный этап игры — открывается клад и подводится итог путешествия, в ходе которого в игровой форме проводится образовательная беседа.
Игру «Геокешинг» можно использовать для реализации воспитательно- образовательных задач по любой образовательной области.
Например:
Образовательная область «Познавательное развитие» — можно предлагать детям задания и решать задачи экологической и математической направленности: использовать устный счет, сравнивать предметы, находить предметы определенной формы, выполнять задания на развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие» — выполнять задания по картинкам, составлять рассказы по ним и находить ответ.
Образовательная область «Физическое развитие» — реализуется двигательная активность детей. Дети, идя к цели, преодолевают на своем пути разнообразные препятствия в виде основных видов движений, танцевальных и ритмических упражнений.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» — благодаря геокешингу дети учатся взаимодействовать друг с другом для достижения единой цели, используются задания на формирование безопасного поведения.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» — использование музыки в виде музыкального оформления игры, задания на узнавание музыкальных инструментов, художников, и т.д… Возможно использование заданий на построение определенных или творческих построек из конструктора.
Таким образом, геокешинг позволяет наполнять содержание различными заданиями в зависимости от реализуемых задач.
Работа с родителями – необходимый этап в реализации технологии. Образовательный геокешинг вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Родители воспитанников могут быть большими помощниками в реализации работы по данной теме. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без эффективного контакта с семьей. Общение с родителями строится на основе сотрудничества, используя не только традиционные, классические собрания, на которых родители узнают о формах реализации технологии «образовательного геокешига», его возможностях и влиянии на развитие ребенка, но и интерактивные формы взаимодействия. Пользуются большой популярностью «домашние задания» для родителей и детей в форме игры «Семейный геокешинг». Польза от таких семейных путешествий неоценима, важна и эмоционально заряжена, что обеспечивает незабываемость детских
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
Консультация для педагогов
«Геокешинг – туристическая игра
как средство развития дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Чайникова Н.А.
г. Пыть-Ях
Геокешинг – туристическая игра как средство развития дошкольников
Геокешинг — одна из современных технологий дошкольного образования.
Мир не стоит на месте и новые технические возможности открывают новые формы деятельности человека. Вот Интернет. Для кого-то это возможность заработать, для кого-то – погружение в игру, а кто-то использует его как книгу или журнал. И вот в том же Интернете из нескольких других увлечений родился геокешинг, игра использующая возможности GPS и интеренета.
Что такое геокешинг? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокешинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Помимо краеведения и спорта, геокешинг играет большую положительную роль в воспитании детей.
Цель геокешинга – пропаганда здорового образа жизни через спортивно – познавательную игру.
Задача, которую решают игроки в геокешинг – это розыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или КПК. Важно найти единомышленников, какой-никакой транспорт и тот самый GPS приемник. И увлекательное времяпровождение обеспечено.
В ДОУ эта игра предполагает более широкую адаптивную версию для детей дошкольного возраста с использованием информационно – коммуникативных технологий (мультимедийного оборудования, планшета, навигатора, карт и схем), которые помогают им найти тайник.
Впервые сайт с описанием и правилами геокешинга появился в России в 2002 году. Там же выкладывалась информация в местах закладки тайников. Этот сайт привлек большое количество энтузиастов.
Со временем к игре приобщились не только взрослые, но даже дети дошкольного возраста.
Образовательный геокешинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития школьников и дошкольников. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.
Здесь приветствуется фантазия. Вот, например, тайники: это небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения. Геокешеры приветствуют тайники с творческие с загадками, рисунками, фотографиями.
Это же касается месторасположения тайников. Они могут быть совсем рядом, а могут потребовать преодоления серьезных препятствий.
Правила игры довольны просты, но их нужно выполнять.
Правила игры:
Кладом называют предмет, положенный в контейнер.
Затем его прячут в интересном месте: например в памятнике, озере, лесу, у нас в траве, за деревом, домиком или в песке.
Способы поиска клада:
Для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад.
Способ поиска клада - это поиск по загадкам, по приметам, по схеме.
Геокешинг – совсем новая игра, в неё играют во всем мире. Существует методика организации геокешинга с детьми дошкольного возраста.
Введение новых педагогических технологий является важным фактором эффективности образования. Технология в переводе с греческого языка означает знание мастерства. Педагогическая технология является экономически и педагогически обоснованным процессом достижения потенциально воспроизводимых, гарантированных, запланированных результатов педагогики, которые содержат формирование знаний.
Видов тайников несколько. Самый популярный- это контейнер, к котором лежит карандаш, блокнот и приз. В качестве приза может быть любая мелочь - конфеты, игрушки. В тайнике карандаш и блокнот нужен для того, чтобы записать находку. Необходимо записать свое имя, что взяли в качестве приза и что оставили взамен.
Геокэшинг - игра на ориентирование, и каждый находит в ней что-то свое. Поэтому правила игры, надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится.
1. Найти тайник.
2. Забрать из тайника понравившийся предмет.
3. В тайник положить предмет, взамен взятого,
4. Написать на сайте о своей находке.
Методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста способна вызвать огромный интерес у детей к физическим упражнениям. Дети расширяют свои знания, свой кругозор, наслаждаются окружающими видами в процессе данной игры.
Отличительной особенностью игры в группе ДОО или с детьми дошкольного возраста является отсутствие GPS- навигатора. Необходимо использовать адаптированный вариант игры – по картам и схемам.
Для того, чтобы заинтересовать детей, в первые тайники можно закладывать конфеты. Ребята научаться искать тайник по указанным меткам и указаниям, которые им оставляют. Затем усложняется задача - искать тайники по картам или схемам. Для этого необходимо научить детей читать карту, поэтому следующим шагом работы на подготовительном этапе проекта является обучение детей ориентироваться в пределах группы ДОО, участку, по схеме, по карте, посредством использования разнообразных игровых упражнений на развитие пространственных представлений.
Геокешинг – это возможность увлекательно провести время и испытать азарт в пределах родного города, а также, это может быть, своеобразным аналогом спорта. Ведь по геокешингу организуются соревнования, к игре можно привлечь родителей и они весело и с удовольствием поиграют со своими детьми. Собираются большие или маленькие команды или можно отыскивать тайники индивидуально.
Пример игры:
Сюжет игры строится на решении логических задач, ориентировке на местности, прохождение препятствий, которые требуют от участников ловкости и хорошей физической подготовки. При этом игра может начинаться в здании детского, а продолжиться на его территории.
Сюрпризный момент – послание от воображаемого персонажа, который помогает найти детям найти клад, дает подсказки, куда двигаться дальше, предупреждает об опасности. Задания могут приходить по смс на телефон педагога или демонстрируются на экран.
Выполнение задания должно поощряться (конфеткой, медалькой, монеткой или подсказкой)
Для поддержания интереса дети могут составить свою карту и наполнить тайник интересностями для других групп.
Как организовать и провести игру
«Пиратский клад», «Тайник феи», «Набор Спортсмена», «Подарок из сказки» и многие другие.
Игра включает в себя несколько этапов (главная – предварительная работа)
- Игра может начаться в группе. Дети получают видео письмо от героя, который приглашает их в игру (это создает положительную эмоциональную атмосферу).
- Дети совместно с воспитателем, а может быть и помощником перемещаются на территорию детского сада, где и происходит основное ориентирование по карте. Цель это закрепление умения ориентироваться в пространстве и обеспечение двигательной нагрузки. На этом этапе могу присутствовать и сказочные и волшебные герои. Во время своего мини-похода они наблюдают за растениями, птицами, явлениями природы, преодолевают препятствия.
- Последняя подсказка направляет детей в точное место нахождения клада (сундука с сокровищами).
- Возвращение в группу и подведение итогов в игровой форме. Возможно детям дать задание, подготовить тайник для детей других групп и проложить маршрут.
Виды заданий:
- Карта в которой отсутствует несколько фрагментов.
- Ребусы.
- Придумать рифму или стихотворение.
- Отыскать подсказку в каком то контейнере (мешок с крупой, сухой бассейн и т.д)
- Отгадать загадки и по первым буквам отгадок сложить слово.
- Преодолей препятствие (прыгни, пролезь, докинь).
- Возможно использовать задания с элементами экспериментирования
- Если задание выполняется в здание детского сада, то может быть использована интерактивная доска.
- Путешествие в огород или по территории детского сада и др.
Таким образом, игра геокешинг является одной из современных технологий дошкольного возраста.
Игра геокэшинг – важное средство самовыражения, проба сил. Методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста способна вызвать огромный интерес у детей к физическим упражнениям. Дети расширяют свои знания.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой»
для педагогов
Подготовила воспитатель подготовительной группы «Всезнайки»
Чайникова Наталья Александровна
Цель: познакомить педагогов с особенностями использования дыхательной
гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Методы и приёмы работы с аудиторией: методы наглядные, словесные,
практические: проблемная ситуация, упражнения для дыхания, рефлексия.
Ход мастер-класса:
I. Организационный момент
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите начать мастер-класс
словами Стивена Кинга: «Человек не осознаёт, что он дышит, пока не
вспомнит об этом специально».
Дыхание – рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в
котором участвуют различные органы: легкие, бронхи, носоглотка, мышцы
Цель дыхания – избавление от продуктов обмена (углекислый газ) и
насыщение тканей и клеток организма кислородом.
II. Вводная часть
Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и
резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.
Эта дыхательная гимнастика имеет широкий спектр воздействия и
помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна
всем и в любом возрасте.
В 1974 году Александра Николаевна Стрельникова, известный
московский педагог по постановке голоса, предложила свою «гимнастику
вдоха». Для тренировки дыхательной мускулатуры, осуществляющий вдох,
предлагается создать определенное сопротивление, что достигается тем, что
во время вдоха сжимается грудная клетка. Известно, что вдох выполняется
при движениях, расширяющих грудную клетку.
Эта гимнастика универсальна. Она может быт лечебной и профилактической,
оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей
настроение. Ее можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу
или по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна.
Для стрельниковской гимнастики нужен один квадратный метр
комнаты и открытая форточка. Через 10 минут после начала занятий
появляется совершенно другое самочувствие: бодрость, легкость во всем
теле, прекрасное настроение. Т. е. минимальный срок - максимальный
результат. А это как раз и необходимо современному человеку при нашем
образе жизни. Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в
работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, и. т.
д. - и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма и
восстанавливает нормальное физиологическое дыхание через нос.
Для того чтобы выполняемые упражнения оказались эффективными, необходимо выполнять вдохи с определенной частотой - 3 раза за 2 секунды.
Дыхательная гимнастика для детей может применяться, начиная с 3-4
лет. Сначала учат ребенка правильно вдыхать воздух: вдох должен быть
коротким и отрывистым, только носом. Показать малышу, как вдыхается
аромат яблока, понюхать с ним цветок, запах скошенной травы (в парке,
например). А затем – приступать к осваиванию первых трех главных
упражнений, которые выполняются в ритме строевого шага (почувствовать
ритм можно, просто пошагав 2-3 минуты на месте).
Однако, прежде чем приступить к выполнению упражнений, нам
необходимо ознакомиться с основными правилами.
Правила:
1 Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох —
шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).
2 Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно
(желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох —
предельно активный (носом, выдох — абсолютно пассивный (через рот, не
видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!
3 Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской
дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения — без вдоха.
4 Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в
темпоритме строевого шага.
5 Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике — только на 8,
считать мысленно, не вслух.
6 Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.
III. Основная часть
Итак, давайте разберём с вами комплекс упражнений дыхательной
гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Сначала выполняется разминочное упражнение «Ладошки». После
разминки можно приступать к упражнению «Погончики» и «Насос».
1. Упражнение «Ладошки». Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение (всего 4 серии по 8 вдохов).
2. Упражнение «Погончики». Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте 4 серий по 8 вдохов.
3. Упражнение «Насос». Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 4 серии по 8 вдохов.
Будьте здоровы!
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему:
«Использование технологии геокешинга в экологическом воспитании дошкольников 4-5 лет»
Актуальность
Большинство наших воспитанников знают, что такое планшет и компьютер, умеют пользоваться различными гаджетами. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей».
Сегодня перед нами стоит задача подготовить совершенно новое поколение: активное, думающее, любознательное, при этом, не ограничивая свободу ребенка, давая ему возможность развиваться как индивидуальность. Технология геокешинг является одним из педагогических инструментов в процессе воспитания и развития дошкольников. Данное направление является актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Он является игровым методом обучения который способствует всестороннему развитию ребенка.
Основная идея
Геокешинг — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Суть технологии - организовать игровую деятельность детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество.
Новизна опыта работы заключается в применении технологии геокешинга, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир.
Работа по внедрению технологи геокешинга состояла из нескольких этапов.
На первом этапе своей работы, изучая возможности внедрения технологии «геокешинга» в образовательный процесс, анализируя имеющихся условия, изучая литературу по проблеме, я поняла, что моих знаний не достаточно, есть много вопросов. С этой целью приняла участие в вебинаре «Геокешинг-современная игровая технология». Подготовила консультации для родителей и педагогов: «Геокешинг: приключенческая игра для детей и родителей», "Геокешинг - одна из современных технологий дошкольного образования".
Вторым этапом работы стала организация в группе развивающей среды предметно пространственной среды, которая выполняет обучающую функцию, развивает личностные качества ребенка. Считаю важным, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Мы знакомились и рассматривали различные карты, разработали с детьми свою карту группы. Все центры группы мы обозначили небольшими картинками - условными обозначениями. Затем детям было предложено поиграть, используя данную карту. Сначала загадывался какой-либо объект, а дети, пытались найти его на карте, затем детям по очереди предлагалось загадать свой объект, а оставшейся группе найти его. Потом предлагалось составить маршрут следования от одного к другому. Еще одним игровым заданием было найти предмет, спрятанный в группе. Теперь маршрут прорисовывали стрелкой, используя цветной карандаш. Обязательное правило данной технологии наличие клада (угощение, сувенир, игрушка). После того, как дети научились неплохо читать карту, я приступила к реализации задачи по практическому внедрению геокешинга на занятиях по экологическому воспитанию.
На практическом третьем этапе мною применялись следующие формы и методы работы:
Познавательные беседы: «Правила поведения в природе», «Какой бывает осень?», «Что интересного приготовила нам зима?», «Почему чисто на территории детского сада?».
Экскурсии: по территории ДОУ, в музей, в парк.
Минутки доброты: «Подкормка птиц».
Минутки размышлений: «Как помочь цветам не засохнуть на клумбе?», «Где живут синички?», «Почему идет снег?»
Акции: «Птичий домик», «Хлебные крошки», «Покормите птиц зимой», «Посади дерево», «Елочка зеленая иголочка»
Трудовой десант: «В гостях у феи Чистоты», «Работа в уголке природы», «Уборка снега расчистка участка».
Экологический патруль: «Юные защитники природы».
Выставки и экспозиции: «Мой любимый город», «Осеннее ассорти», «Весенняя капель», «Близкий и далекий космос».
Развлечения и досуги: «День Земли», «Осенний праздник», «В гостях у Лесовичка».
Проекты: «Мой домашний питомец».
Таким образом, в процессе активного внедрения технологии геокешинга дети 4-5 лет учатся выделять проблему, принимать и ставить цель, решать ее, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы, делать выводы, фиксировать этапы действий. Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта.
Свое общение с родителями строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью провожу родительские собрания, на которых родители узнают о формах организации геокешинге, его возможностях и влиянии на развитие ребенка. Также для родителей разработаны консультации и памятки по геокешингу.
Технология геокешинга в экологическом воспитании детей 4-5 лет заняла центральное место в моей работе. Результаты проведенной работы свидетельствуют, что использование геокешинга оказало влияние на:
1.Знания детей о живой и неживой природе;
2. Повышение уровня развития познавательных процессов;
3. Повышение уровня развития любознательности, самостоятельности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
4. Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы);
5. Личностные характеристики (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими,);
6. Повышение компетентности родителей. (законных представителей).
Таким образом, использование технологии геокешинга в экологическом воспитании является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира. Дальнейшая деятельность по данной проблеме видится в систематизации приобретенного опыта и составлении авторской программы по использованию геокешинга.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Визуальное расписание для детей: как с ним работать»
Подготовила: Чайникова Н.А.
Ребенку проще познавать мир, учиться и развиваться, если он находится в комфортной и понятной среде. Создать ее помогает визуальное расписание — инструмент, который организует время и задачи. Благодаря ему дети лучше ориентируются в событиях дня, развивают навыки саморегуляции и ответственность.
Для чего нужно визуальное расписание: в чем его преимущества
Визуальное расписание — это способ отображать последовательность событий и задач, которые предстоят в течение определенного времени: дня, недели, четверти или учебного года. Подсказками в нем выступают картинки, стикеры, схемы и символы.
Например, в детском саду расписание может содержать следующие пункты:
утренняя гимнастика;
завтрак;
занятие;
прогулка;
обед;
тихий час;
ужин;
игры.
Такую опору используют в работе с малышами и школьниками, а также с детьми с ОВЗ. Например, визуальное расписание для детей с РАС и ОВЗ помогает им понимать структуру дня и организовывать время. В чем еще преимущества таких расписаний — рассмотрим подробнее ниже.
Повышают самостоятельность. Оно учит ориентироваться в обязанностях без помощи взрослых. Ребенок видит последовательность задач и может сам переходить от одной активности к другой. Если малыш еще не умеет читать, картинки подскажут ему, что делать дальше.
Снижают уровень тревожности. Это важно, когда у ребенка есть особенности развития или он попал в новую образовательную среду. Если ясно, что будет происходить дальше, он почувствует контроль над ситуацией. Это автоматически снизит стресс.
Формируют навыки планирования и прогнозирования. Ребенок, который пользуется визуальным расписанием, учится планировать действия, распределять силы и оценивать, сколько времени занимают разные активности. Эти навыки в будущем помогут успешно учиться и работать.
Структурируют образовательный процесс. Четкая структура дня и других временных промежутков снижает количество отвлечений и делает обучение более осмысленным и целенаправленным.
Интегрируют элементы геймификации в обучении. Визуальные расписания легко дополнить игровыми элементами. К примеру, можно приклеивать стикеры за выполненное задание, открывать новые «уровни» дня, получать награду, если прошел все этапы. Это превращает обычные задачи в увлекательный процесс и повышает мотивацию, особенно у малышей и младших школьников.
Какое визуальное расписание выбрать: шаблоны визуального расписания
Визуальное расписание выбирают в зависимости от возраста, уровня развития детей, педагогических задач и условий образовательной среды.
Дошкольники. Для 3–6-летних малышей подойдут простые яркие плакаты с изображением действий и предметов. Используют крупные картинки и простые подписи.
Названия действий лучше подписывать крупным шрифтом печатными буквами, но основной акцент сделать на визуальном образе.
Дети с ОВЗ. Для них подойдут расписания, в которых минимум отвлекающих деталей, единый стиль картинок и есть повторяющийся цветовой код, например, синий — занятие, зеленый — прогулка, желтый — игры.
Как внедрить визуальное расписание
Чтобы расписание не превратилось в просто картинки на стене, его важно грамотно интегрировать. Рассмотрим, как действовать.
Включайте детей в процесс. Это усиливает их вовлеченность. Например, можно вместе нарисовать и вырезать иллюстрации, подобрать подписи, найти для расписания место в группе или в классе. В процессе можно обсудить, в чем, по их мнению, польза расписаний, и поделиться своим мнением.
В подготовительной группе и в школе следить за расписанием можно поручать дежурным. Они будут отмечать, какие задачи закончились, и отслеживать дальнейшие активности.
Введите ритуалы. Ключ к эффективности визуального расписания — регулярность. Когда ребенок видит, что расписание используют каждый день, он начинает на него постоянно ориентироваться и привыкает с ним сверяться. Например, в детском саду каждое утро можно собираться у расписания и проговаривать, чем предстоит заняться, или вместе «собрать день».
Сделайте расписание интерактивным. Пусть дети двигают карточки, отмечают выполненные действия и получают какие-то бонусы за выполненные задачи. К примеру, можно ввести секретные окошки, которые открывают только в том случае, если за день успели все запланированное.
Например, все придерживались расписания, каждый получил по наклейке, потому что работал в команде, значит, прогулка или игра будет дольше на 10 минут.
Визуальное расписание дает образовательному процессу главное — предсказуемость, прозрачность и комфорт. Педагогов оно постепенно избавляет от необходимости постоянно повторять порядок событий и действий. Это инвестиция в самостоятельность малышей и школьников.





