Дополнительное образование "Детская универсальная STEAM- лаборатория"

Дунецкая Анастасия Юрьевна

Внедрение STEАM - технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Детская универсальная STEAM -лаборатория» Технической направленности Уровень программы - стартовый Возраст обучающихся 5-6 лет Срок реализации 1 год Автор Дунецкая Анастасия Юрьевна воспитатель

Слайд 2

Направленность Развитие определенных компетенций и подготовку будущей интеллектуальной элиты: ученых, инженеров, картографов, программистов, шифровальщиков, логистов, аналитиков и др. Пособие помогает учиться жить в постоянно меняющихся условиях: овладевать появляющимися профессиям, справляться с социальными вызовами.

Слайд 3

Актуальность Внедрение STEАM - технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике.

Слайд 4

Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направления. Все это позволяет максимально задействовать детей за один учебный год сформировать у них мощную базу для дальнейшего развития по широкому спектру направлений. Отличительные особенности

Слайд 5

Создание модели мотивирующей образовательной среды с использованием STEAM – технологий для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства. Цель

Слайд 6

Формировать у детей дошкольного возраста современную образовательную среду; Учить приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям; Способствовать развитию материально-технической базы дошкольной организации; Задачи

Слайд 7

I . Программа «Основы программирования »; II . Программа «Основы математики и теории вероятности»; III . Программа «Основы картографии и астрономии »; IV . Программа «Основы криптографии »; V . Программа «Основы чтения ». Разделы программы

Слайд 8

Личностные результаты : развитие интеллектуальных способностей детей; способность проявления инициативы и самостоятельности в разной деятельности. Метапредметные : проявление творческих способностей детей; умение анализировать свои действия. Предметные результаты: овладение способами элементарного планирования деятельности . Планируемые результаты

Слайд 9

Кадровое обеспечение: Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕРЕЗОВСКИЙ ДЕТСКИЙ  САД № 4»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Детская универсальная STEAM-лаборатория»

Технической  направленности

Уровень программы - стартовый

Возраст обучающихся 5-6 лет

Срок реализации 1 год

Автор

Дунецкая Анастасия Юрьевна

 воспитатель

Березовка

2023

Содержание программы

1.

Комплекс мер основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы…………….

3

1.1.

Пояснительная записка……………………………………………...

3

1.1.1.

Цели и задачи программы…………………………………………...

7

1.1.2.

Содержание программы……………………………………………..

8

1.1.3.

Планируемые результаты освоения Программы…………………..

15

 2.

Комплекс организационно- педагогических условий…………….

17

2.1.

Календарный учебный график……………………………………...

17

2.2.

Условия реализации программы……………………………………

17

2.3.

Форма аттестации и оценочные материалы………………………..

20

2.4.

Методические материалы…………………………………………...

20

  Список литературы для педагога………………………………………….

22

               

1.Комплекс мер основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

1.1 Пояснительная записка

Настоящая программа и ее содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

 -  Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

 -приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")

- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей)

- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Приказом

- Уставом и локальными актами учреждения.

В рамках реализации поручения Президента РФ по увеличению к 2020 году количества детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в рамках исполнения поручения Президента РФ в послании к Федеральному Собранию 208 г. (о профориентации, в том числе ранней), а так же выполнения рекомендации Российской академии образования о создании образовательной экосистемы к 2024 г. (расширение сети кванториумов, кастомизации, автоматизация и роботизация, формирование когнитивной гибкости субъекта и т. д.) создана новая оригинальная концепция конструирования искусственной обучающей среды – учебно-методическое пособие для учащихся дошкольных образовательных учреждений по направлению Babyskills  « Детская универсальная STEAM-лаборатория». Оно включает в себя основы программирования, робототехники, математики и теории вероятности, картографии, астрономии, инженерии (в том числе космической), защиты информации, физики, биологии, культурологи.

Пособие построено на основе современного интегрированного подхода

STEAM- образования ( science, technology, engineering, art, mathematics)  с акцентом на совместную исследовательскую и проектную деятельность, геймифицированные технологии.

 Учебно-методическое пособие создавалось при поддержке профессорско-преподавательского состава, с привлечением молодых ученых ЮФУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, РГАС, Таганрогского института им. А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ), Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой (ИМЧ РАН), воспитателей и психологов детских дошкольных образовательных учреждений.

При разработке использовался передовой мировой опыт ведущих научно-технических мировых корпораций в ранней подготовке и  профориентации детей, в том числе космического агентства NASA (NASA Kids Club) и Агентства национальной безопасности NSA USA ( NSA\CSS CryptoKids).

Детская универсальная STEAM- лаборатория опирается на исследование раннего развития мозга, проведенные за последние десятилетия в области нейробиологиии поведенческих исследований, утверждающие, что инвестиции в раннее развитие - основа для процветающего и устойчивого общества.

Направленность Программы  - программа технической направленности, модифицирована, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере направления на развитие определенных компетенций и подготовку будущей интеллектуальной элиты: ученых, инженеров, картографов, программистов, шифровальщиков, логистов, аналитиков и  развитие технологической и информационной культуры

Новизна и актуальность 

Техническое образование является одним из важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.

Новизна программы построена  на основе современного подхода STEAM- образования с акцентом на совместную исследовательскую и проектную деятельность, позволяющая детям удовлетворить естественное любопытство и любознательность, потребность в игре и новых впечатлениях, стремлении познать мир, свойства предметов и их взаимодействие в статике и динамике, познать мир.

Внедрение STEАM - технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных людях, в развитии интереса к техническим профессиям. Техническое образование является одним из важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.

Благодаря STEАM - подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

Все программы в пособии и сама последовательность их реализации построены по принципу « от простого – к сложному». У всех программ есть 3 главных стратегических направления:

  • Построение на основе математической логики,
  • Реализация серии междисциплинарных проектов,
  • Сюжетно-ролевые формы изучения материала.

Отличительные особенности программы.

Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направления. Есть главный герой всего пособия, вокруг которого сформированы сюжетные линии программ и которому делегированы функции обучения- космический робот Микибот. Все это позволяет максимально задействовать детей за один учебный год сформировать у них мощную базу для дальнейшего развития по широкому спектру направлений.

Адресат программы. Программа отвечает Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), занятия проводятся в соответствии с требованиями СанПиН. При организации занятий используется фронтальная, индивидуальная и подгрупповая формы работы.  Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 6 лет,  зачисляются все желающие, независимо от способностей и уровня подготовки, а также  исходя из запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

Набор в группу начинается с сентября.

Наполняемость группы- 12 человек. Занятия проводятся со всем составом группы, два раза в неделю.

Форма обучения – очно.

Количество часов в год- 36 часов.

Продолжительность занятия составляет 25 минут.

Срок реализации программы и объем учебных часов.

Программа рассчитана на 1учебный год срок реализации.

Объем занятий 36 недель.

1.1.1 Цели и задачи программы.

Цель программы - создание модели мотивирующей образовательной среды с использованием  STEAM – технологий для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.

Задачи

  • Создать современную образовательную среду, в которой осуществляется  интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов;
  • знакомить дошкольников с ключевыми понятиями программирования;
  • знакомить дошкольников с ключевыми понятиями математики и теории вероятности;
  • развивать навыки критического анализа, целеполагания, логического и творческого мышления;
  • учить приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям: овладевать появляющимися вновь профессиями, использовать технологии, которые предстоит изобрести;
  • знакомить дошкольников с ключевыми понятиями картографии, астрономии;
  • развивать у детей основу концепций географической науки        (ландшафт, территория);
  • создать условия для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;
  • воспитать основы личности, когда ребенок является более осведомленным и лучшие адаптированным к жизни в цифровом обществе;
  • воспитать поколение успешных экспертов в области науки, технологии, математики, картографии;
  • знакомить с ключевыми понятиями криптографии;
  • формировать у детей базовые навыки симметричного, ассиметричного и двойного шифрования;
  • создать преемственные связи ДОУ, семьи;
  • использовать инновационные технологии, направленные на развитие у старших дошкольников интерес к чему – то новому;
  • отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности.

1.1.2. Содержание программы.

Все программы, кроме «Основы чтения», реализуются последовательно:

  1. Программа «Основы программирования» - 18 занятий по 25 мин  (8 недель)
  2. Программа «Основы математики и теории вероятности» - 18 занятий по 25 мин.

Порядок реализации программ.

Последовательность

Программа

Длительность

1.

Программа «Основы программирования»

Занятия 1 раза в неделю по 25 мин.

18 недель

2

Программа «Основы математики и теории вероятности».

Занятия 1  раза в неделю по 25 мин.

18 недель

Итого

36 недель

1.1.2. Содержание программы

Учебный план

Таблица 1

Название темы  

Количество часов  

Формы аттестации и контроля по каждой теме

Всего

Теор   ия

Прак

тика  

1

Роботы- кто это?

1  

0,3  

0,7  

Пед.наблюде

ние, собеседование.

2

Что ты можешь микибот?

1

0,3  

0,7  

Пед.наблюдение, опрос.

3

Микибот, знакомься, это я!

1

0,3  

0,7  

Пед.наблюде

ние, опрос

4

Микибот гуляет по городу 

1

0,3  

0,7

Пед.наблюде

ние, опрос

5

Микибот на конкурсе талантов 

1    

0,3  

0,7

Пед.наблюде

ние, опрос.

6

Микибот учит цифры.

1  

0,3  

0,7

Пед.наблюде

ние, опрос

7  

Мой Микибот!

1  

1

Промежуточная аттестация

8

Волшебные фигуры

1  

 

1

Пед.наблюде

Опрос

9

Занятие для волшебников

1  

1

Пед.наблюде

Опрос

10

Веселые старты

1  

0,3  

0,7

Пед.наблюде

Опрос

11

Выбор Микибота!

1  

0,3  

0,7

Пед.наблюде

Опрос

12  

Могу лучше!

1  

0,3  

0,7

Пед.наблюде

Опрос

13  

Иду к тебе!

1  

0,3  

0,7

Пед.наблюде

Опрос

14

Ювелирных дел мастер.

1  

0,3  

0,7

Пед.наблюдение

15  

Невероятная теория

1

1

Пед.наблюдение

16

Волшебные фигуры

1

1

Пед.наблюде

ние, опрос

17

Микибот потрясен!

1

1

Пед.наблюдение

18

Занятие для волшебников

1

1

Промежуточная аттестация

19

Веселые старты

1

0,3

0,7

Пед. Набдюдение, опрос

20

Двойной бросок

1

0,3

0,7

Пед. Набдюдение, опрос

21

Могу лучше!

1

0,3

0,7

Пед. Наблюдение

22

Новые знакомства Микибота

1

0,3

0,7

Пед. Наблюдение

23

Супергерой Плюс!

1

0,3

0,7

Пед.наблюдение, опрос

24

Супергерой Минус!

1

0,3

0,7

Пед.наблюдение,опрос

25

Скок – перескок!

1

0,3

0,7

Пед. Наблюдение, опрос

26

Навстречу друг другу.

1

0,3

0,7

Пед. Наблюдение, опрос

27

Ювелирных дел мастер.

1

0,3

0,7

Пед. Наблюдение, опрос

28

Дом для Микибота!

1

1

Промежуточная аттестация

30

Зачем тебе карта?

1

0,3

0,7

Пед. Наблюдение

31

Письмо для инопланетян!

1

0,3

0,7

Пед. Наблюдение, опрос

32

Почему космос – это круто?

1

0,3

0,7

Пед. Наблюдение, опрос

33

Семья звезды по имени Солнце!

1

0,3

0,7

Пед. Наблюдение, опрос

34

Что нам делать с Меркурием?

1

0,3

0,7

Пед. Наблюдение, опрос

64

Юпитер – президент среди планет!

1

0,3

0,7

Пед. Наблюдение, опрос

35

Сестра Земли – Венера!

1

0,3

0,7

Пед. Наблюдение, опрос

36

Экзамены для суперастронавтов!

Подведение итогов.

1

1

Аттестация

Итого

36

8,7

19,6

Содержание учебного плана

Таблица 2

  Название темы    

 

Часы

Задачи

Теория

Практика

1

Введение. «Роботы- кто это?

1

Знакомство с терминами: робот, программист.

Игра «Я робот»

2

Что ты можешь, Микибот?

 

1

Знакомство с понятиями: последовательность действий, алгоритм.  

Игра «Я хочу -я делаю»

3

Микибот, знакомься, это я!

 

1

Закрепление понятий: последовательность действий, алгоритм

 Игра «Верно – не - верно!»

Игра:«Один замечательный ребенок!»

4

Микибот гуляет по городу

1  

Способствовать развитию мышления и воображения. Закрепить понятия: число 1, 2  и число 0.

Проект «Город»

5

Микибот на конкурсе талантов!

1

Создание усложненных программ, знакомство с цифрой 6.

Проект «Конкурс»

6

 Микибот учит цифры.

1

Закрепление понятий: цикл, выбор.

Познакомить с понятиями: случайный выбор, анализ.

Сбор числового поля.

7  

  Мой Микибот!

 

1

Развитие творческой активности, креативности.

Проект «Мой робот!

8

Волшебные фигуры

1

Знакомство с понятиями: геометрия, геометрические фигуры.

Выполнение заданий : найти фигуры. Программирование робота найти фигуры.

9

Занятия для волшебников

1

Знакомство с понятиями: хроматические и ахроматические цвета, первичные цвета.

Игра «Стань волшебником», «Микибот учит цвета», проект «Живые краски».

10  

Веселые старты.

1

Знакомство с понятиями: дополнение к программе, эстафета, случайные числа.

Игра «Эстафета с роботом»

11  

Выбор микибота!

1

Знакомство с понятиями: меньше, больше, равно, последовательность по возрастанию, убыванию.

Игра: «Больше- меньше- равно»

12

Могу лучше!

1

Закрепление навыки выбора по числу и оптимизации.

Собираем числовое поле, программирование робота.

13  

Иду к тебе!

1

Закрепление понятий: расстояние, измерение, шаг, линейка.

Игра «Иду к тебе!»

14

Ювелирных дел мастер.

1

Знакомство с понятиями: комбинации, комбинаторика. Знакомство с профессией ювелир.

Интерактивная беседа, вопросы, игра «Бусы для мамы»

15

Невероятная теория.

   

1

Закрепить понятия: комбинация, комбинаторика.

Знакомство с понятиями: вероятность, невозможное событие, достоверное событие.

Игра «Проложи дороги»

Проведение серии опытов.

Игра «Кто следующий?»

16

Волшебные фигуры

1

Познакомить с понятиями «геометрия», геометрическая фигура.

Беседа, практический этап, задание для робота

17

Микибот потрясен!

1

Закрепить понятия: цвет,форма.

Беседа, практический этап, задания для Микибота

18

Занятия для волшебников

1

Знакомство с понятиями: хроматические и ахроматические цвета.

Беседа, практический этап, игра «Стань волшебником».

19

Веселые старты

1

Закрепить понятия: цвет, форма.

Беседа, практический этап, рефлексия

20

Двойной бросок

1

Закрепить понятия: меньше, больше, равно.

Беседа, практический этап, задание повышенной сложности, рефлексия

21

Могу лучше!

1

Закрепить навыки выбора по числу и оптимизации.

Беседа, практический этап, задание повышенной сложности, рефлексия

22

Новые знакомства Микибота

1

Знакомство с понятиями: выбор, голосование, расстояние.

Беседа, игра «Самая любимая», практический этап, рефлексия.

23

Супергерой Плюс!

1

Знакомство с понятиями: сложнее, знак плюс.

Беседа, практический этап, игра «Суперплюс», практический этап, игра «Кому нужен плюс», рефлексия.

24

Супергерой Минус!

1

Закрепить понятия: вычитание, знак минус

Беседа, практический этап, игра «Суперминус», рефлексия.

25

Скок-перескок!

1

Знакомство с понятиями: четные, нечетные числа.

Беседа, практический этап, игра «Прыгаем как они», рефлексия.

26

Навстречу друг другу.

1

Познакомить с понятиями: движение навстречу друг другу, движение в одну сторону.

Беседа, эксперимент, практический этап, игра «Направления», рефлексия.

27

Ювелирных дел мастер.

1

Знакомство с понятиями: комбинация, комбинаторика.

Интерактивная беседа, игра «Бусы для мамы», практический этап, рефлексия.

28

Дом для Микибота!

1

Закрепление понятий: вероятность, случайное событие

Беседа, практический этап, рефлексия.

29

Зачем тебе карта?

1

Знакомство с понятиями: карта, картография.

Беседа, практический этап, игра «Кому нужна карта?», игра «Что около меня?», рефлексия.

30

Письмо для инопланетян!

1

Знакомство с понятиями: адрес, местоположение.

Беседа, практический этап, фрактальный рисунок, рефлексия.

31

Почему космос- это круто?

1

Знакомство с понятиями: космос, вселенная, звездные карты.

Беседа, практический этап, проект «Реактивные шарики», рефлексия.

32

Семья звезды по имени Солнце!

1

Знакомство с понятиями: орбита, звезда, планета.

Беседа, игра «Моя Солнечная система», проект «Волшебное превращение в космосе», рефлексия.

33

Что нам делать с Меркурием?

1

Познакомить с понятиями: орбита, притяжение.

Беседа, практический этап, рефлексия.

34

Сестра Земли - Венера!

1

Знакомство с самой близкой планетой – Венерой.

Беседа, практический этап, игра « Сходства и различия», проект «Как приготовить планету?»

35

Кто найдет кольца Сатурна?

1

Знакомство с понятиями: криптография, перехват информации, шифрование.

Беседа, практический этап, проект «Дырка в руке», проект «Чудеса света».

36

Экзамены для супер астронавтов!

Подведение итогов.

1

Тестирование, подведение итогов.

1.1.3.Планируемые результаты освоения Программы

Личностные результаты: целью программы является развитие интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. Под интеллектуальными способностями понимается «способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем». В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования планируемые результаты представлены в форме целевых ориентиров. К завершению дошкольного возраста ребёнок активно проявляет любознательность, как во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи.

Интеллектуальные способности ребёнка проявляются в умении самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы или поступкам людей. Ребёнок склонен наблюдать, экспериментировать, активно формируя элементарные представления из области живой природы, естествознания, математики и т. п. Это проявляется в овладении способами элементарного планирования деятельности, построения замысла, умении выбирать себе партнёров по совместной деятельности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 В результате освоения программы ребёнок способен проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и пр. Ребёнок, осваивающий программу, обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в конструировании, создании собственных образцов, творческих фантазиях и пр. В результате освоения программы ребёнок получает опыт положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, дошкольник овладевает способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. В результате ребёнок получает возможность адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.

Метапредметные:

-проявление творческих способностей детей;

-умение анализировать свои действия;

Предметные результаты:

- овладение способами элементарного планирования деятельности, построения замысла, умении выбирать себе партнёров по совместной деятельности.

2.Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график

Таблица 3

Год

обуче

ния

Дата

нача

ла

заня

тий

Дата

оконч

ания

заняти

й

К-во

учеб

ных

неде

ль  

К-во

учеб

ных

дней

К-во

учеб

ных

часо

в

Реж

им

заня

тий

Сроки

проведения

итоговой и

промежуто

чной

аттестации

2023-

2024

1 сентября 2023

31 мая

2024  

38

38

38

Очный  

Промежуточная

аттестация

(октябрь, январь, март)

Подведение итогов (май)

2.2. Условия реализации программы

 

Материально-техническое обеспечение

 

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.

Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, создана соответствующая предметно – развивающая среда:

Обеспечение

Оборудование

Оборудование  

  1.  Учебно - методические материалы

( рабочий иллюстрированный учебник с подробными планами всех занятий, формат А4;

  1. Руководство для воспитателей и преподавателей;
  2. Программированный робот;
  3. Комплекс игровых и учебных приложений (более 200 карточек, игровые, познавательные поля, кубики, лупы, специализированные линейки);
  4. USB-флеш носитель ( информационная поддержка: презентации к занятиям;
  5. Раздаточный материал для занятий, материал для воспитателей;
  6. Материал для STEAM- проектов и научных исследований ( по 100 шт. : бумажные стаканчики и тарелки, палочки для мороженого, коктейльные трубочки, шарики, канцелярские резинки, скотч 2 шт).
  7. Учебно - методические материалы ( рабочий иллюстрированный учебник с подробными планами всех занятий, формат А4;
  8. Руководство для воспитателей и преподавателей ;
  9. Программированный робот;
  10. Комплекс игровых и учебных приложений (более 200 карточек, игровые, познавательные поля, кубики, лупы, специализированные линейки);
  11. USB-флеш носитель ( информационная поддержка: презентации к занятиям;
  12. Раздаточный материал для занятий, материал для воспитателей;
  13. Материал для STEAM- проектов и научных исследований ( по 100 шт. : бумажные стаканчики и тарелки, палочки для мороженого, коктейльные трубочки, шарики, канцелярские резинки, скотч 2 шт).
  14. Учебно - методические материалы ( рабочий иллюстрированный учебник с подробными планами всех занятий, формат А4;
  15. Руководство для воспитателей и преподавателей ;
  16. Программированный робот;
  17. Комплекс игровых и учебных приложений (более 200 карточек, игровые, познавательные поля, кубики, лупы, специализированные линейки);
  18. USB-флеш носитель ( информационная поддержка: презентации к занятиям;
  19. Раздаточный материал для занятий, материал для воспитателей;
  20. Материал для STEAM- проектов и научных исследований ( по 100 шт. : бумажные стаканчики и тарелки, палочки для мороженого, коктейльные трубочки, шарики, канцелярские резинки, скотч 2 шт).

Методическое обеспечение:

- Дополнительная образовательная программа «Детская универсальная STEAM-лаборатория»

Информационное обеспечение: labsteam.ru

Кадровое обеспечение: программу реализует Дунецкая Анастасия Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Березовский детский сад № 4», образование – средне-специальное, первая квалификационная категория, стаж работы 9 лет.

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы.

Для отслеживания динамики освоения дополнительной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический    мониторинг. Мониторинг осуществляется  в  начале и конце учебного года и включает первичную и итоговую диагностику.

Первичная диагностика - проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки воспитанников.

Итоговая диагностика – проводится в конце учебного года для определения уровня освоения программы.

Направления и методы диагностики программ пособия

Направление

Методы диагностики

Познавательное развитие

Беседа, диагностическое задание, наблюдение

Социально- коммуникативное развитие

Беседа, диагностическое задание, наблюдение

Речевое развитие

Беседа, диагностическое задание

Художественно – эстетическое развитие

Наблюдение

2.4. Методические материалы

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Выполнение практических работ требует консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности. Курс предполагает использование компьютера и робота. Дети получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Формы организации образовательного процесса: занятия проводятся в групповой форме. Категория обучающихся: воспитанники старшего возраста (5-6 лет), а также дети с ОВЗ.

Структура проведения занятий состоит из трех частей: подготовительная (теоретическая) – 5 , основная (практическая) – 15 – 20 минут и заключительная – 5 минут.

Методы обучения:

1. Иллюстративный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).

2. Наглядный (творческое применение  навыков и умений в процессе работы со схемой).

3. Словесный (беседа по теме, обсуждение при составлении схем и т.д.).

4. Творческий (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).  

5. Практический (практическое участие детей в сборке моделей, соревнования).  

6. Исследовательский.

7. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).

 

Формы организации учебного занятия:

- беседа (получение нового материала);  

- самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий);  

- решение проблемных ситуаций;

- обсуждение;

- рассматривание иллюстраций, схем, чертежей, моделей;  

- соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию);  

- дидактическая игра;

- выставка.

Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.  

Занятия предусматривают коллективную, групповую и возможно индивидуальную формы работы для отработки пропусков занятий по болезни.

Виды дидактических материалов

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно – тематическим планом, возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.  

Для обеспечения наглядности и доступности используются наглядные пособия следующих видов:

1. Схематический: таблицы, схемы, инструкционные карты.

2. Картинный и картинно-динамический: фотоматериалы.

3. Смешанный: видеозаписи, презентации, видеосюжеты.

4. Дидактические пособия: карточки-схемы, раздаточный материал.

 

Список литературы для педагога

  1.  Большой психологический словарь/ Под ред. Б. Г. Мещерякова. М.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2003. 672с.
  2. Большой энциклопедический словарь/Ред А.М. Прохоров. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 1456 с.
  3. Волков А., Ливанов Д. Ставка на новое содержание: Ключевые тренды новой парадигмы высшего образования России// «Ведомости». – 03 сентября 2012 г.;
  4. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.128
  5. Емельянова  И.Е. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор художественно- творческого развития ребенка/ И. Е. Емельянова // Начальная школа Плюсс До и После. 2011 № 10 С. 1-17
  6. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психорлого- педагогического оюследования детей. М.: Владос, 2003. 32 с.



Предварительный просмотр:

Программа: Основы программирования.

Игра «Я робот»

Цель игры: поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательной деятельности; оказание дошкольнику недирективной помощи.

Практический этап:

  • Дети играют поочередно в парах: один ребенок- робот, выполняющий команды, второй- программист, создающий программу действий робота.

Примерные пошаговые команды роботу:

Шаг, шаг, повернись направо, стоп.

  • Пары выполняют по одному из заданий, приведенных в списке ниже, потом меняются местами и выполняют аналогичное задание.
  • Задание для следующих пар усложняются.

Список заданий:

Робот знает 2 команды: стоп, шаг. Задание: дойти до игрушки (3-5 шагов). Проверить результат. Исправить ошибки.

  • Робот знает 3 команды: стоп, шаг, повернись направо. Задание: дойти до одной, потом до второй игрушки с поворотом (5-10 шагов, поворот). Проверить результат. Исправить ошибки.


Предварительный просмотр:

Программа: Основы криптографии.

Игра «Сердечный бадминтон».

Цель игры: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками.

Материалы (на двух человек или по количеству детей)

  • 2 неглубокие картонные тарелки (или по количеству детей),
  • Надутый воздушный шарик,
  • 2 палочки для мороженного (или по количеству детей),
  • Маркер, скотч, ножницы.

Порядок проведения

  • Нарисовать на надутом шарике сердечко.
  • Сделать импровизированные ракетки: к бумажным тарелкам с тыльной стороны прикрепить скотчем палочки для мороженого для имитации ручки.

Воспитатель ставит музыку и приглашает ребят поиграть в «Сердечный бадминтон».

1 вариант игры: ребята парами по очереди играют по 1 минуте в импровизированной бадминтон, перебрасывая друг другу шарик с сердечком.

2 вариант игры: если импровизированные ракетки сделаны для всех дошкольников, необходимо сформировать из ребят 2 команды и поставить их друг напротив друга. Затем предложить ребятам сказать друг другу на языке жестом фразу: ты, я, дружба! Затем начать- начать игру.



Предварительный просмотр:

Программа: Основы картографии и астрономии.

Игра «Суперволчок»

Цель игры: формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.

1 этап:

  • У каждого игрока свой волчок и поле (лист бумаги).
  • Воспитатель ставит музыку и дает команду «Старт».
  • Дети по команде воспитателя запускают свои волчки.
  • Выигрывает тот, у кого волчок не выйдет за край поля.

2 этап:

  • Создать 2 команды.
  • Воспитатель ставит музыку на 1-2 минуты.
  • Команды по сигналу воспитателя запускают свои волчки.
  • Выигрывает та команда, у которой в момент выключения музыки будет наибольшее количество вращающихся волчков.
  • Повторить 3 раза.


Предварительный просмотр:

Программа: Основы математики и теории вероятности.

Игра «Иду к тебе!»

Цель игры: создание условий для овладения навыками ориентации в пространстве.

  • Воспитатель становится посередине комнаты, дети становятся вокруг воспитателя.
  • Воспитатель дает команду «Старт» - дети разбегаются, потом воспитатель дает команду «Стоп» - дети останавливаются.
  • Воспитатель определяет, кто стоит ближе всех, а кто дальше всех. Просит этих ребят остаться на местах, а остальных приглашает отойти и сесть на пол (или стулья).
  • Воспитатель вместе с сидячими ребятами определяет, сколько и каких шагов ему нужно сделать, чтобы дойти до ближнего ребенка, а сколько затем сделать, чтобы дойти от ближнего до дальнего. Воспитатель выполняет выбранное количество шагов.

Предварительный просмотр: