Методические материалы для учителя биологии

Леонтьева Марина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Инструктивная карта 1.

«Устройство микроскопа и правила работы с микроскопом.

Задание учащимся!

Запомните! Микроскоп следует правой рукой брать за штатив, а левой – поддерживать основание!

  1. Установите микроскоп. Тубусодеожатель должен быть обращен к вам, а зеркало – напротив света.
  2. Поставьте объектив малого увеличения в рабочее положение, если действие выполнено правильно, то вы услышите легкий щелчок.

Запомните! Изучение любого объекта начинается с малого увеличения.

  1. Смотрите в окуляр и вращайте зеркало до тех пор, пока поле зрения не будет освещено ярко и равномерно.

http://festival.1september.ru/articles/519034/img7.jpg

Рис. 1. Поле зрения

  1. Опустите объектив малого увеличения (х8) над столиком на высоту примерно 0,5см с помощью макрометрического винта (винт нужно вращать на себя).
  2. Положите на предметный столик микропрепарат покровным стеклом вверх так, чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.
  3. Внимание! Смотрите на микроскоп сбоку и опускайте тубус с помощью винта на расстояние приблизительно 2 мм от объектива до препарата.

http://festival.1september.ru/articles/519034/img8.jpg

Рис. 2. Размещение объекта на предметном столике

  1. Смотрите в окуляр и (медленно!) поднимайте тубус (вращайте винт на себя!) до тех пор, пока не увидите четкого изображения объекта.
  2. Перейдите к рассматриванию объекта при большом увеличении:
  • вращая револьвер, установите объектив большого увеличения (х40) над предметным столиком;
  • дождитесь легкого щелчка;
  • найдите фокус, вращая винтом.

Внимание! Большое увеличение позволяет видеть глубину объекта, поэтому резко видны то одни, то другие структуры. Фокусное расстояние при большом увеличении составляет приблизительно 1 мм.

  • По окончании работы приведите микроскоп в нерабочее состояние: объективы переведите в нейтральное положение (они не должны смотреть в отверстие в предметном столике); тубус опустите вниз до предела

Задание 2. «Устройство микроскопа и правила работы с микроскопом.



Предварительный просмотр:

Инструктивная карта 2

                           

Приготовление временного препарата

«Волокна ваты и пузырьки воздуха»

   (инструкция №3) 

Возьмите из чашки Петри пинцетом несколько волокон ваты и приготовьте из них микропрепарат, пользуясь инструкцией.

                          

  1.  Возьмите предметное стекло из контейнера, держа его за боковые грани.

Рис. 1. Контейнер с предметными стеклами

  1. Нанесите пипеткой 1–2 капли воды на объект.
  2. Возьмите из чашки Петри пинцетом несколько волокон ваты и приготовьте из них

Рис. 2. Пинцет

Рис. 3. Волокна ваты

  1. Возьмите покровное стекло за боковые грани и положите его боковой гранью на каплю воды, затем медленно опустите на нее стекло.

Рис. 4. Покровные стекла

Внимание! Между стеклами не должно быть пузырьков воздуха, нельзя покровное стекло кидать на каплю сверху, его нужно как бы вдвинуть в каплю сбоку.

  1. Излишки воды уберите фильтровальной бумагой;
  2. Приготовленный микропрепарат поместите на предметный столик и рассмотрите сначала при малом, затем при большом увеличении.
  3. В том случае, если микропрепарат сделан неаккуратно, между стеклами есть пузырьки воздуха, следует повторить действия.

Задание учащимся!

  1. Оформите лабораторную работу в тетради, пользуясь инструкцией.

Правила оформления практической работы

(инструкция №2)

  • укажите  название темы работы, её цель;
  • укажите название выполняемого этапа, опишите последовательность действий;
  • вычислите  увеличение микроскопа;
  • сделайте рисунок, иллюстрирующий  объект деятельности;

Внимание! Требования к рисунку:

  • рисунок должен быть крупным,  детали -  хорошо различимыми;
  • контуры поля зрения микроскопа вокруг рисунка отображать  не нужно;
  • рисунок выполнять только простым карандашом;
  • отдельные части рисунка обозначать стрелками и цифрами, соответствующие  им надписи сделайте  сбоку или внизу.



Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему:

 «Системно – деятельностный подход на уроках биологии»

время обучения: 1 сессия: 02.06.2014 г – 07.06.2014г.

                            2 сессия: 16.06.2014 г – 20.06.2014 г.

Выполнила

Леонтьева Марина Сергеевна

учитель биологии,

 ГБОУ ООШ с. Хорошенькое

Красноярский район Самарская область

Самара, 2014г.


Содержание

Введение………………………………………………………………3- 6

Основная часть ………………………..……………………………   6- 10

Заключение…………………………………………………………     10 - 11

Список литературы…………………………………………………    12


Введение

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Модернизация образования сегодня требует от педагогов знания инновационных изменений  в системе современного образования. А значит понимать сущность педагогической технологии; владеть  интерактивными формами и методами обучения,  критериями диагностирования,  умением анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

Проблем, с которыми сталкивается преподаватель в современной школе, очень много, но в первую очередь они связаны с общими тенденциями: снижение интереса к прочным, обширным знаниям, ухудшение здоровья детей в связи с экологической обстановкой и  малоподвижным образом жизни. В таких условиях работать с детьми нелегко. В связи с этим у каждого учителя были и есть проблемы в плане преподавательской деятельности, и каждый их решает, изыскивая новые возможности и методы обучения.

Анализ итогов аттестации учащихся 2012- 2013 учебного года  позволил выявить ряд острых проблем:

  1. Отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающегося.
  2. Невысокая мотивация к изучению биологии.
  3. Малорезультативная работа по укреплению и сохранению здоровья детей.
  4. Отсутствие динамики качества знаний учащихся по биологии.
  5. Отсутствие навыка работы учащихся с информационными ресурсами сети Интернет.

Проанализировав проблемы,  сделала следующие выводы:

  1. Необходимо развивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика, его творческий потенциал.
  2. Должны применяться такие педагогические технологии, которые позволят сформировать ключевые компетентности обучающихся, в том числе информационные.
  3. Внедрение новых современных технологий обучения необходимо,  как условие самореализации обучающихся, повышения их уровня обученности и качества знаний.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования[1] определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность[2]. Традиционные учебные занятия не позволяют учителю выполнять этот социальный заказ. Поиск решений данных проблем заставляет пересмотреть некоторые методические аспекты преподавания биологии[3].

Противоречия:

-между необходимостью развития познавательной активности подростков и недостаточной разработанностью средств активизации данного процесса на уроках биологии.

-между необходимостью получения качественного  общего образования, достижение планируемых результатов всеми обучающимися и недостаточностью учебного времени

-между наличием негативно-пассивного отношения обучающихся к предмету и необходимостью осознания значимости занятий по биологии.

Поиски путей разрешения выявленных противоречий послужили причиной для выбора темы итоговой работы «Системно - деятельностный подход на уроках биологии».

Цель работы: разработать систему работы по формированию познавательной активности учащихся на уроках биологии.

Задачи:

  1. Обосновать содержание и дидактическое обеспечение процесса развития познавательной активности подростков на уроках биологии;
  2. Подобрать инструментарий для диагностики эффективности развития познавательной активности обучающихся на уроках биологии.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся обладают навыками поисково-исследовательской деятельности, умеют находить необходимую информацию и применять свои знания в дальнейшей работе.
  2. Созданы  условия для активной познавательной деятельности, раскрыта  их индивидуальность, приобретен опыт познания и самопознания. Учащиеся проявляют творческие способности.
  3. Дети умеют правильно оценить свои знания,  культурно общаться, полноценно реализовать имеющиеся у них возможности в соответствии с их желаниями и потребностями.

 Проблема: формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте системно - деятельностного подхода.

Актуальность: обеспечение качества образования немыслимо без использования современных педагогических технологий.

2. Основная часть

Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы —  от парадигмы[4] знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели,  решать задачи,  отвечать за результаты.

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.

Реализация технологии системно — деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.

Для повышения интереса к предмету, наглядности,  лучшего усвоения программного материала много лет  использовала ТСО: кинопроектор, диапроектор, графпроектор, магнитофон. Но преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения.  Изучив, классификацию педагогических технологий Г.К. Силевко, адаптивную систему обучения - АСО (А.С. Границкой), коллективные способы обучения - КСО (Ривина А.Г, Дьяченко В.К.),   пришла к выводу: информационно- коммуникационные технологии относятся к классу технологий позволяющих качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников. Информационные технологии дают учителю возможность индивидуализировать  процесс обучения через дифференциацию. Что  позволяет активизировать на уроках биологии учебно-познавательную деятельность школьников, предоставляет доступ к  качественной информации, тем самым, уменьшая объем фронтальных форм организации деятельности школьников, а также доминирования речи учителя.

Информационные технологии в обучении биологии необходимо применять в нескольких направлениях:

  1. Первое из них – информационная поддержка предмета.
  2. Второе направление – разработка уроков с использованием мультимедиа-проектора.
  3. Третье направление – использование информационных технологий для индивидуализации и дифференциации  процесса обучения.

Объединение форм деятельности на уроке (фронтальные, групповые, индивидуальные) возможно используя инструктивную карту урока (Приложение 1). Это позволит повысить познавательную активность учащихся на уроке и будет препятствовать переутомлению.

Начать работу нужно: с определения уровня обученности, мотивации обучения, состояние здоровья ребенка. Такая диагностика[5] позволяет осуществить подбор программы курса, учебников, дополнительной литературы и других материалов (Приложение 2).

Для достижения поставленной цели можно использовать различные типологии уроков:

1. Урок «открытия» нового знания (Приложение 3).

2. Урок рефлексии.

3. Урок развивающего контроля.

Убеждена, данная технология, не разрушает традиционную систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все лучшее для реализации новых образовательных целей. Учитель легко может "вписать" в эту технологию свой инновационный опыт работы. 

Заключение.

Биология - школьный предмет, в ходе изучения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического[6] исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальных выводов. Именно поэтому считаю, что преподавание курса биологии, благоприятная среда для системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. При таком подходе основными компонентами овладения знаниями являются: восприятие информации, анализ и самооценка.

Важнейшим побудителем урочной и внеурочной деятельности является интерес, но для того чтобы он возник, все знания и умения учащиеся должны добывать в процессе их личного труда – индивидуального или в малых группах - вот простая «формула» системно - деятельностного подхода.

  Можно сделать вывод, что на этапе реализации ФГОС эффективность   системно-деятельностного подхода зависит от ряда условий:

  1. проведение уроков, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;
  2. уроки, на которых выполняются разнообразные творческие, познавательные, развивающие задания.

Опыт работы в этом направлении небольшой, но уже сейчас можно предложить для реализации подхода схему построения уроков на деятельностной основе, где учащиеся сами добывают знания: потребность→мотивация→целеполагание→ средства реализации → действие→ результат→ рефлексия.

Существует разнообразное количество моделей уроков, дающих положительный эффект, на которых ученики заняты деятельностью, творчеством. Развивающих заданий может быть много. Главное: задания должны приглашать к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в его разных видах и формах. Непременно должны присутствовать вопросы: «Как вы думаете?», «Ваше мнение?», «Что вы можете предложить?», «Как это объяснить?», «Какую идею вы выдвинете?», «Согласны вы с тем, что…?»

Проведённое занятие можно назвать «уроком», если задания выполняют развивающую функцию и активно помогают реализовывать деятельностный подход.

Здесь важным является не столько курсовая подготовка учителя, а профессионализм педагога. Думаю главное «не заиграться». Это должна быть система.

В то же время не всегда мы учителя имеем четкое представление, как это реализовать на практике. Ведь во время работы на уроке каждый учащийся должен реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. Главное на уроке учитывать индивидуальность ребенка - его интерес, темп работы, уровень обученности.

Педагоги, конструируют уроки в условиях введения ФГОС, опираясь на свой опыт и свою индивидуальность.

Актуальность приобретают теперь слова «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»  А.Дистервег[7]

Список  литературы.

  1. Закон РФ об образовании.
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
  5. Атанов Г.А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. – Донецк: изд-во ДонГУ, 2004 .
  6. Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
  7. Ярцева С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.

Интернет-ресурсы:
1.  http://www.pedsovet.org

2.http://profisayan.wordpress.com/


[1] ФГОС основное общее образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования.

[2] 04 февраля 2010 г. Пр-271. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века.

[3] Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий

[4] Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов.

[5] Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.

[6] ЭМПИРИЧЕСКИЙ, основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент.

[7] Дистервег (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (1790 - 1866) - немецкий педагог-демократ. Являлся последователем И. Г. Песталоцци. Разработал основные принципы преподавания в массовой начальной школе и соответствующей подготовки учителей. Автор работ по педагогике, учебники по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр: