Информация для педагогов
Главный секрет работы педагога с детьми -любовь и принятие. Видеть в каждом ребёнке, даже самом сложном не диагноз, а личность с безграничным потенциалом. Именно это позволяет находить к нему тот самый «ключик» и делать трудную коррекционную работу радостной и интересной для всех.
Для вас уважаемые педагоги я составила рекомендации и памятки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация учителя – дефектолога для специалистов ДОУ
«Методические приёмы коррекционной работы с аутичными детьми».
Поскольку для большинства аутичных детей характерны страхи, и систему коррекционной работы, как правило, входит и специальная работа по преодолению страхов. Для этой цели используют игровую терапию, в частности в варианте
«десенсибилизации», т.е. постепенного «привыкания» к пугающему объекту.
«Установление контакта».
Несмотря на индивидуальность каждого ребенка, в поведении всех детей, прошедших игротерапию, на первых сеансах выделяется нечто общее. Детей объединяет отсутствие направленного интереса к игрушкам, отказ от контактирования с экспериментатором, ослабление ориентировочной деятельности, страх новой обстановки.
В связи с этим для установления контакта прежде всего было необходимо создать условия для ослабления или снятия тревожности, страха, внушить чувство безопасности, продуцировать стабильную спонтанную деятельность доступного ребенку уровня. Устанавливать контакты с ребенком необходимо только в доступной по возможности деятельности.
Методические приемы, применяемые на первом этапе игротерапии.
Первостепенное значение придаётся тому, что больные дети, будучи неспособными к общению на нормальном для их возраста уровне, обнаруживают сохранность ранних форм воздействия. Поэтому на первом этапе коррекционной работы выявляются эти сохранные формы контактов, и общение с ребенком строится на их основе.
Методические приемы, применяемые на втором этапе игротерапии.
Решение задач игротерапии второго этапа требует применения другой тактики. Теперь экспериментатор, оставаясь внимательным и дружелюбным ребенку, активно включается в его деятельность, всячески давая понять, что лучшая форма поведения в игровой комнате — это совместная игра со взрослым. Усилия экспериментатора направляются в этот момент терапии на попытку уменьшения беспорядочной деятельной активности, ликвидацию навязчивостей, ограничение эгоцентрической речевой продукции или, наоборот, на стимуляцию речевой активности. Особенно важно подчеркнуть, что формирование устойчивой совместной деятельности проводилось не в нейтральной, а в мотивированной (пусть даже патологической) игре. В некоторых случаях для создания совместной с экспериментатором и целенаправленной игры эффективным было одновременное применение неструктурированного материала и личностно значимой игрушки. В этом случае песок или вода стабилизировали беспорядочную активность ребенка, сюжет игры строился вокруг любимого ребенком предмета. В дальнейшем к игре с привлекательными игрушками подключаются новые предметы, экспериментатор побуждает ребенка к действию с ними. Таким образом, расширялся круг предметов, с которыми дети устойчиво играют. Одновременно осуществляется переход к более совершенным способам взаимодействия, к формированию речевых контактов.
Подготовила: учитель – дефектолог
Е.И. Шешукова
Предварительный просмотр:
Консультация учителя – дефектолога для специалистов ДОУ
«Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми»
Первоначально в контактах с ребенком не должно быть не только давления, нажима, но даже просто прямого обращения. Ребенок, имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен понять, что его снова вовлекают в привычно неприятную для него ситуацию:
- Первые контакты организуются на адекватном для ребенка уровне в рамках тех активностей, которыми он занимается сам.
- Необходимо по возможности включать элементы контакта в привычные моменты аутостимуляции ребенка приятными впечатлениями и тем создавать и поддерживать собственную положительную валентности.
- Необходимо постепенно разнообразить привычные удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости доказать ребенку, что с человеком лучше, чем без него.
- Работа по восстановлению потребности ребенка в аффективном контакте может быть очень длительной, но ее нельзя форсировать.
- Только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится для него положительным аффективным центром ситуации, когда появляется спонтанное явное обращение ребенка к другому, можно начинать пробовать усложнять формы контактов.
- Усложнение форм контактов должно идти постепенно, с опорой на сложившийся стереотип взаимодействия. Ребенок должен быть уверен, что усвоенные им формы не будут разрушены и он не останется «безоружным» в общении.
- Усложнение форм контакта идет по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых деталей структуру существующих форм.
- Необходимо строго дозировать аффективные контакты с ребенком. Продолжение взаимодействия в условиях психического пресыщения, когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной, может вновь погасить его аффективное внимание к взрослому, разрушить уже достигнутое.
- Необходимо помнить, что при достижении аффективной связи с ребенком, смягчении его аутистических установок он становится более раним в контактах и его надо особенно беречь от ситуаций конфликта с близкими.
- При установлении аффективного контакта необходимо учитывать, что это не является самоцелью всей коррекционной работы. Задачей является установление аффективного взаимодействия для совместного овладения окружающим миром.
Поэтому по мере установления контакта с ребенком его аффективное внимание начинает постепенно направляться на процесс и результат совместного контакта со средой».
Подготовила: учитель – дефектолог
Е.И. Шешукова
Предварительный просмотр:
Консультация учителя – дефектолога для педагогов на тему:
«Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»
Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями являются игры на основе сказок. Это специально разработанные коррекционные игры, в основе которых лежит сказка или несколько сказок.
Сказка оказывает очень сильное воздействие на эмоциональную сферу ребенка с нарушениями развития. Сказка не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает детей к речевому контакту, вызывает потребность к эмоциональному общению.
При проведении игр, в основе которых лежит сказка, у детей появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Важно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми «особому» ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.
При проведении игр дети учатся преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять эмоциональными чувствами. Например, для агрессивного ребенка подбирается или составляется специальная сказка, метафорически зашифрована информация о его негативных агрессивных проявлениях и способах их преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы адекватного эмоционального реагирования, идентифицируясь с главным сказочным героем. В процессе такой работы ребенок знакомится со своим чувством гнева и учится справляться с ним посредством формирования новых эффективных моделей поведения, способов снятия напряжения и др.
С помощью игры, в основе которой лежит сказка, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов. Проживая роль сказочного персонажа, ребенок приобретает жизненный опыт. Чтобы сыграть роль сказочного персонажа, надо не только ознакомиться с текстом, но и проанализировать сказку: выяснить тему и идею произведения, характер героя, в какое время происходит действие.
Проигрывание ролей в сказке способствует снятию эмоционального и физического напряжения, делают детей добрее и восприимчивее к окружающему миру, формируют навыки слышать себя и другого. У детей появляется возможность к проявлению самостоятельности, что ведет к повышению самооценки и уравновешивает психологическое здоровье детей.
Игры на основе сказок интересны ещё и тем, что они позволяют полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Игры помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.
Игры на основе сказок можно проводить индивидуально и по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 чел. Оптимальное количество участников — 8— 10 чел. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты игр могут проявляться особенно ярко. Игры организуются как отдельное занятие или являются частью занятия, в зависимости от актуальных задач. Занятия желательно проводить два раза в неделю продолжительностью 10-12 минут.
Подобная систематичность в коррекционной работе позволяет развить самосознание ребенка, управлять эмоциональными реакциями «особого» ребенка. Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход всего занятия. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.
Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного персонажа.
Структура занятий.
Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части:
- Ритуал входа в сказку - коллективное упражнение (создает настрой на совместную работу).
- Упражнения и игры со сказкой.
- Упражнения для релаксации (глубокого мышечного расслабления, сопровождающегося снятием психического напряжения).
- Ритуал выхода из сказки (подготавливает детей к привычной для них социальной среде.)
Подготовила: учитель – дефектолог
Е.И Шешукова
Предварительный просмотр:
Памятка «Развитие мелкой моторики
и координации движений рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ через различные виды деятельности»
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
- Рисовать по манной крупе, муке, по гречневой крупе. (Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом, и развивает чувственное восприятие, фантазия и воображение).
- Собирать разрезных картинок, пазлов, кубиков. (Эти игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно - двигательную координацию).
- Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- закрывать и открывать (закручивать - откручивать) крышки различных предметов (банки, шкатулки, коробки…)
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
- Резать ножницами (желательно небольшого размера).
- Аппликации (при помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика. Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые).
- Игры с прищепками («развесим белье», « вернем ежику колючки», «коту – усы». (Также можно играть с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта).
- Перекатывание карандаша в ладонях. (Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом).
- Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
- Рисовать и раскрашивать карандашами, а не красками или фломастерами. Карандаши «учат» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у детей развиваются не только представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
- Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Делать пальчиковую гимнастику.
Систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Составил: учитель-дефектолог
Е.И.Шешукова
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителя-дефектолога по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ
Всем знакомы следующие поговорки: «руки не оттуда растут»,
«всё из рук валится», «руки опускаются», «с лёгкой руки» и т. д., но мало кто задумывается над их глубинным смыслом.
Глубина народной мудрости становится видна, когда знакомишься с результатами проведённых исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребёнка.
К сожалению, в наши дни актуальна тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Жизнь показывает, что уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики.
Крайне редко мы видим на детках ботинки со шнурками – все чаще ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку…к тому же и взрослый не находит времени, чтобы дождаться, пока ребенок застегнет пуговицы или завяжет шнурки. Так, освобождая свое собственное время, взрослый сам исключает из жизни ребёнка мелкие движения кисти. А, как известно, существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.
В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями в первую очередь пальцев рук. Таким образом, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной (разговорной) речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В раннем и младшем дошкольном возрасте выполняйте с ребёнком простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Например, вы можете поговорить с малышом о транспорте, вспомнить правила дорожного движения, рассмотреть рисунки и заучить пальчиковую гимнастику, соответствующую возрасту вашего ребёнка.
Здесь можно порекомендовать О. И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь!»+3 (пальчиковые игры для детей 3-4 лет, +4 (для детей 4-5 лет, +5 (для детей 5-6 лет, +6 (для детей 6-7 лет).
Составил: учитель-дефектолог
Е.И.Шешукова
