Для Вас, родители.

Шешукова Евгения Ивановна

 Партнерство семьи и педагога ДОУ должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие. Одна из целей учителя-дефектолога – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.  Для развития вашего ребенка я предлагаю   материалы  составленые мною (памятки, рекомендации, картотеки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации в организации взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой

  • Не забудьте о необходимости подготовить ребёнка к встрече с незнакомыми людьми. Если он может понять ваши рассказы, поясните, куда придёте, чем люди (дети) будут отличаться от старых знакомых. Если ребёнок не воспринимает ваших пояснений, особые усилия приложите к подготовке людей, с которыми будете встречаться.
  • Не упустите из виду особую эмоциональную восприимчивость своего ребёнка. Приготовьтесь к тому, что возможно он будет стремиться спрятаться, не отходить от вас. Найдите в себе силы выдержать некоторое время. Общение с внешним окружением необходимо разумно ограничивать. Начинайте с нескольких минут, постепенно увеличивая время.
  • Не «навязывайте» своего ребёнка, если в данный момент кто-либо его не воспринимает. Это не его вина, просто предлагаемая среда для игры или общения пока не готова его принять, попробуйте ещё раз найти способы подготовить окружение к приходу особого ребёнка, а в случае, если почувствуете нереальность поставленных задач, не отчаивайтесь, ищите других людей, других сверстников. Надёжным, проверенным способом является приглашение людей к себе в дом или объединения семей, имеющих таких же особых детей.



Предварительный просмотр:

Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии

  1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
  2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
  3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
  4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
  5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
  6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
  7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
  8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
  9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
  10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”. Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, - поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать.

В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений. Важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

Картотека игр для детей с ТМНР на развитие и коррекцию мелкой моторики

Составил: учитель-дефектолог

Е.И.Шешукова

Тема: «Кати в ворота»

Цель: учить детей прокатывать мяч в нужном на-правлении, совершенствовать навык отталкивания при катании, развитие координации движений рук.

Оборудование: мяч средней величины, ворота.

Ход игры: взрослый показывает, как нужно прокатить мяч и попасть в ворота, эмоционально радуется: «Попал!» Побуждает ребенка сделать так же, эмоционально одобряет его действия.

Аналогично организуется игра «Сбей кегли».


Тема: «Лови мяч»

Цель: учить ловить мячи разной величины, развивать координацию движений рук и быстроту реакции.

Оборудование: мячи разной величины.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку ловить мяч, другой взрослый готовит руки ребенка, ловит, действуя руками ребенка. Затем предлагает ребенку бросить мяч от груди, сверху вниз, из-за головы.

В конце игры предлагает ребенку выполнить действия самостоятельно, эмоционально одобряет его.


Тема: «Целься и кидай»

Цель: формировать навык метания мяча в цель; развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах.

Оборудование: доска, обтянутая ворсистым мате-риалом, и маленькие мячики-липучки.

Ход игры: детям предлагается по подражанию действиям педагога метать шарики в доску, взрослый показывает, как нужно замахиваться из-за головы, поощряет действия детей; когда кончаются все шарики, дети подходят к доске, отрывают их, собирают в корзину, игра продолжается несколько раз.

Аналогично организуются игры: «Попади в корзи-ну», «Перекинь через веревочку» и т.д. Затем можно усложнять игры, предлагая различные по тяжести мячики, мешочки.


Тема: «Попади в цель»

Цель: учить малыша захватывать предмет всей ладонью, бросать в цель, удерживая равновесие.

Оборудование: пластмассовая корзина, ватные шары (диаметр 5—7 см), детское баскетбольное кольцо.

Ход игры: 1. Взрослый показывает ребенку пласт-массовую корзину, наполненную ватными шарами. Вместе рассматривают шары: круглые, мягкие. Ша-рами можно играть. Взрослый рассыпает шары по полу и предлагает малышу собрать их снова в корзи-ну. При этом показывает, как нужно правильно брать шар пальцами и бросать, целясь в корзину.

2. После того, как все шары собрали, взрослый предлагает играть в новую игру, более сложную: «Танюша, вот кольцо, вот черта. Ты должна стоять вот здесь, у этой черты, старайся попасть в кольцо». После каждого попадания или попытки попасть ребенка нужно похвалить: «Какая Танюша молодец! Она крепко держит шар. Танюша хорошо бросает шар!».

В конце игры все шары собираются в корзину.

Тема: «Самолетик—самолет»

Цель: учить выполнять действия по подражанию взрослому.

Ход игры: взрослый показывает, как играть в «самолёт»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает руки вверх — вдох, делает поворот в сторону. Произнося «ж-ж-ж», выдох, стоит прямо, опустив руки, — пауза и т.д. затем взрослый побуждает детей подражать движениям, читает стишок:

Самолетик-самолет

Отправляется в полет

Жу, жу, жу,

Жу, жу, жу,

Постою и отдохну.

Разводит руки в стороны ладонями вверх, делает повороты вправо,

влево и выдох. Встает прямо, опустив руки.

Тема: «Покатаем кукол на машине»

Цель: учить малыша удерживать веревочку в руке, не выпуская ее из пальцев при ходьбе.

Оборудование: машина (большая), две куклы.

Ход игры: взрослый предлагает малышу прокатить кукол на машине, ведет ребенка в игровой уголок и вместе с ним выбирают кукол, которых будут катать. Затем подводит малыша к машине и показывает, что удобней везти машинку за веревочку. Усаживают в кузов кукол, взрослый помогает малышу вложить веревочку в руку со словами: «Танюша, держи крепко веревочку, машина поедет: би-би-би!»

Катание кукол на машине можно сопровождать короткими потешками:

Куклы едут на машине: би-би-би, би-би-би, Им понравится кататься: би-би-би, би-би-би! Я веревочку держу, кукол я катаю, На машине им кататься нравится, я знаю! Эту игру можно повторять, усаживая в машину другие игрушки, а также вкладывая веревочку попеременно в разные руки ребенка.

В конце игры взрослый должен похвалить малыша: «Молодец, Танюша, крепко держала веревочку, машина быстро ехала, куклам понравилось кататься!»

Тема: «Упирайся как бычок»

Цель: учить малыша крепко стоять на ногах, удерживаясь обеими руками за обруч.

Оборудование: обруч.

Ход игры: взрослый закидывает обруч за спину ребенка, помогает ему взяться руками за обруч, осторожно подтягивая его на себя. При этом проговаривается потешка:

Упирайся как бычок и не падай на бочок!

Крепче ручками держись!

Ты за обруч ухватись!

В конце игры хвалит малыша: «Молодец, Антоша! Крепко держался на ножках!»

Тема: «Клубок для котенка»

Цель: учить ребенка удерживать клубок в одной руке, выполнять специфические действия — наматывать нитку на клубок.

Оборудование: клубок, игрушка — котенок (на конце нитки привязана игрушка).

Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с котенком, распускает нитки, просит наматывать нитку на клубок. При этом взрослый обращает внимание ребенка на приближающуюся игрушку. При затруднениях используются совместные действия.

Тема: «Посади цветочки на лужок»

Цель: формировать зрительно-двигательную координацию.

Оборудование: зеленое полотно, на которое пришиты кнопки разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани с пришитыми кнопками в центре, соответствующими тем, которые на полотне.

Ход игры: взрослый предлагает посадить на лужок красивые цветочки. Объясняет, что цветок нужно пристегнуть к соответствующей по цвету кнопке.

После того, как все цветы «посажены», взрослый просит собрать цветы в корзинку для мамы, показывает способ выполнения действий — отсоединения. Действия сопровождаются потешкой:

Мы в корзинку соберем яркие цветы:

Розы, лилии, тюльпаны — все для нашей мамы!

Аналогичную игру можно проводить с липучками и пуговицами.

Тема: «Бабушкины очки»

Цель: учить удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с пальцами, демонстрирует положение пальцев: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам и произносит потешку: Бабушка очки надела И внученьку (Машеньку) рассмотрела. Затем предлагается ребенку выполнить упражнение по подражанию действиям взрослого.

Тема: «Вышел пальчик погулять»

Цель: учить выделять каждый палец отдельно, выполнять определенные действия.

Оборудование: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).

Ход игры: взрослый показывает ребенку свои руки и говорит, что пальчики любят гулять по дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного, в кулаке, демонстрирует, как «топает» пальчик по дорожке, а затем «прыгает» по кочкам. Предлагает ребенку повторить позицию пальцев и «протопать» каждым пальчиком сначала по дорожке, затем по «кочкам». При этом произносится потешка:

Пальчик топал по дорожке, топ-топ, топ-топ,

Топать стал второй немножко, топ-топ, топ-топ.

Третий пальчик топал долго, топ-топ, топ-топ,

А четвертый только раз — топ,

Вот большой спешит по кочкам,

Будет слушаться он нас! Топ-топ, топ-топ.

Повторяем наш рассказ!

Игра повторяется с пальцами другой руки. В конце игры малыш вместе с взрослым и самостоятельно повторяет слова: «Топ-топ, топ-топ».

Тема: «Здравствуй, пальчик»

Цель: учить соединять пальцы обеих рук.

Оборудование: лист чистой бумаги, карандаши.

Ход игры: 1. Взрослый показывает малышу, как пальчики умеют здороваться: локти стоят на столе, нижняя часть ладоней сомкнута, пальчики будут здороваться, начиная с мизинчика, при этом проговаривается: «Здравствуй, пальчик!» Когда все пальцы по-здороваются, взрослый показывает, как нужно взять ладошки «в замочек» — это здороваются ладошки.

Тема: «Зайчики—пальчики»

Цель: учить удерживать указательный и средний пальцы в вертикальном положении (ушки), а большим пальцем придерживать в согнутой позиции безымянный палец и мизинец.

Ход игры: взрослый сидит рядом с ребенком. Локоть руки взрослого расположен на столе. Пальцы — указательный и средний выпрямлены, большим пальцем прижимаются безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки:

Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!

Взрослый предлагает малышу изобразить зайчика из пальчиков: «Вот и у тебя получился Зайка. Здравствуй, Зайка!» (наклоняет кисть руки в сторону ребенка). В конце игры взрослый спрашивает малыша, понравилось ли ему играть в Зайку. Еще раз показывает положение пальцев, изображающих зайца.

Тема: «Ворона»

Цель: учить развивать содружественные движения пальчиков (по два), соединять и разъединять большой палец и указательный палец. Средний палец, безымянный палец и мизинец должны находится в сомкнутом состоянии.

Ход игры: взрослый сидит за столом рядом с малышом. Показывает смыкающиеся и размыкающиеся движения большого и указательного пальцев, при этом читает потешку (три остальных пальца держатся в кулаке):

Прилетел птенец вороны,

Просит у Антоши пить,

Дай, Антоша, мне водички,

Буду я тебя любить!

Ка-ар, ка-ар!

Игру можно повторять с чередованием рук. В кон-це игры педагог хвалит малыша за умение работать пальчиками.

Тема: «Пошумим»

Цель: формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами.

Оборудование: камешки или грецкие орехи, жес-тяная банка среднего размера.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку брать ка-мушки по одному и бросать в банку, радоваться шуму.

Тема: «Силачи»

Цель: учить удерживать палец в согнутом положении (крючок).

Ход игры: взрослый садится напротив ребенка и говорит: «Будем играть с пальчиками». Показывает ребенку, как нужно держать пальцы, чтобы можно было «меряться силой». Взрослый сгибает свой указательный палец и старается «зацепить» указательный палец ребенка, при этом делая захват пальцами так, как будто держит пальцами ручку кружки (указательный палец взрослого согнут, а большой придер-живает палец ребенка). После того, как удалось «зацепиться, педагог старается потянуть пальцами руку ребенка. Малыш должен почувствовать тянущую его силу и попытаться тянуть свою руку на себя. Проговаривается потешка:

Пальчик сильный у Антоши, в

Вот какой, вот какой!

Будет мериться он силой

И с зайчишкой, и со мной!

Тема: «Перчатки»

Цель: учить противопоставлять и выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.

Оборудование: детские перчатки с вышитыми мордочками на концах пальцев (зайчик, лягушка, лисичка).

Ход игры: взрослый одевает ребенку перчатки, рассматривает с ребенком мордочки, предлагает пальчикам на одной руке поздороваться с пальчиками другой руки: «Здравствуй пальчик, здравствуй пальчик!» (можно соединять пальчики одной руки).

Тема: «Сделаем бусы»

Цель: формировать согласованность движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов.

Оборудование: крупные бусины, мягкий, толстый шнурок с узлом на конце.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно нанизывать бусы на шнурок. В конце игры связать бусы, надеть на ребенка, полюбоваться в зеркало.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Как поддержать ребёнка?

Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки, помогает ребёнку поверить в себя и свои возможности, поддерживает при неудачах. Родители, имеющие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, должны помнить, что от их отношения к ребёнку, от правильного выбора собственного поведения, от внутрисемейного психологического климата будут зависеть уверенность, комфортность подрастающей личности, удовлетворенность собой и другими людьми

Поддерживать можно посредством:

  • отдельных слов, высказываний: «Прекрасно», «Здорово», «Отлично», «Я рад твоей помощи», «Ты молодец» и т. п.;
  • прикосновений, совместных действий: обнять, погладить, подержать за руку;
  • мимики: улыбка, кивок головой, подмигивание.

Укрепление уверенности - самый надёжный способ уберечь своего ребёнка от глубоких психологических потрясений - укрепить его уверенность, что родители всегда рядом и готовы помочь ему в любых неудачах и проблемных ситуациях, что он любим и его ценят как личность.

Слова поддержки: «Зная тебя, я уверен, что у тебя это получится»; «Да, это трудно, но я думаю, ты справишься».

Выражение одобрения - всегда очень полезно наградить ребёнка словами одобрения за достигнутые успехи, которые он сам считает важными. Одобрение вызывает чувство удовлетворения собой, подкрепляет стремление к достижению новых высот, формирует позицию победителя: «Я горжусь тобой»; «Здорово у тебя получилось»;

«Ты справился. Молодец!».

Положительная ориентация на других людей - если ребёнок воспринимает похвалу только в свой адрес, этого недостаточно. Научите его замечать хорошее в других людях. Чаще собирайтесь всей семьей и обсуждайте успехи всех её членов.

Поощрение дружеских отношений - поиск друга - важная проблема для ребёнка. Дружба даёт возможность испытать драгоценное сознание того, что ты нужен другим. Ребёнку важно находиться в кругу сверстников, чувствовать себя принятым группой - будь то учебный класс или кружок. Если ваш сын (или дочь) в силу объективных причин большую часть времени проводит в стенах собственной квартиры, пусть её двери всегда будут открыты для друзей. По возможности помогите ему расширить круг общения со сверстниками, которые навещали бы его дома, проводили время в совместных занятиях.



Предварительный просмотр:

Консультация учителя – дефектолога для родителей детей с ОВЗ

«Играем вместе с мамой»

Существует        большое        количество        интересных        занятий,        которые        Вы        можете проводить дома и на улице с пользой для ребёнка.

Что можно делать с ватными шариками?

  • Слепить из нескольких маленьких шариков большой шар.
  • Пересчитывать ватные шарики, формируя счётные навыки
  • Удерживать ватные шарики на разных частях тела – голове, на плече или на носу.
  • Ходить по квартире босиком, зажав шарики между пальцами ног.
  • Положив шарики на стол, стараться их сдуть. Изучаем цвета

Выберите любой цвет, например, красный, и сложите в ёмкость несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать Вам ту или иную вещь. Например, «Дай красный мячик». Если ребёнок протягивает Вам красную машинку, скажите: «Правильно, это красная машинка. Давай поищем красный мяч». Когда ребёнок научится распознавать предметы одного цвета, можно усложнить задание, добавив предметы другого цвета. Продолжайте играть по предложенной схеме.

Слушаем звуки

Помогите ребёнку научиться вслушиваться в окружающие его звуки! Послушайте вместе с ним, пытайтесь подражать. Как тикают часы? (тик-так). Как шумит вода? (с-с-с). Как гудит пылесос? (у-у-у). Можно включить аудиозапись «Звуки природы» (сюда могут входить звуки ветра, дождя, грома, скрип шагов по снегу, голоса животных и птиц). Предварительно познакомьте детей с изображением некоторых животных и птиц, дайте прослушать запись с их голосами, подражайте им сами. Когда дети научатся соотносить голоса животных с их образом, можно начать игру «Угадай по голосу». Разложите перед ребёнком картинки с изображением животных и птиц (немного – 2 - 3). После прослушивания аудиозаписи ребёнок называет (или показывает – в зависимости от уровня речевого развития) животного, которому принадлежит голос. Родители хвалят ребёнка, проговаривают его выбор: «Молодец, правильно, это кошка. Кошка говорит:

«Мяу». Как говорит кошка? Ребёнок повторяет.

Помоги маме

Существует много домашних дел, в которых ребёнок может принять участие: собрать со стола ложки; сложить тарелки; закрыть кастрюли подходящими по размеру крышками; вытереть со стола; помыть чашки; разложить салфетки; достать необходимые продукты из холодильника. Попросите ребёнка: «Помоги

мне!..» и озвучьте Вашу просьбу. Обязательно благодарите Вашего ребёнка, не скупитесь на ласковые слова!

Без весёлых игр и развлечений не обойтись! Можно пускать мыльные пузыри, играть в снежки из ватных шариков, а можно сделать ребёнку лёгкий массаж.

Весёлый массаж со стихами Рельсы, рельсы

(проводите пальцем по спине, как будто рисуете рельсы),

Шпалы, шпалы

(проводите пальцем по спине, как будто рисуете шпалы),

Ехал поезд запоздалый

(провести по спине, или покачать, если он сидит у Вас на коленях).

Из последнего вагона рассыпалось пшено (легкое постукивание пальцами по спине).

Пришли утки – поклевали, поклевали (постучите тремя пальцами по спине), Пришли гуси – пощипали, пощипали (лёгкое пощипывание).

Пришёл слон – потоптался, потоптался (аккуратно постучать по спине кулаками), Пришёл дворник, всё подмёл, всё подмёл (погладить спину).

Выбрав время поиграть с ребёнком, Вы делаете подарок не только ему, но и себе!

Желаю побольше счастливых минут общения со своими детьми!

Подготовила:

учитель – дефектолог

Е.И.Шешукова



Предварительный просмотр:

Комплекс игр для детей с ОВЗ с пружинным кольцом Су-джок

Составил: учитель-дефектолог

Е.И.Шешукова

Название игры

Название игры

1

2

3

1

Пальчиковая игра «Ежик»

Описание: каждому ребенку дается Су-Джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик – прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

Пальчиковая игра «Веселые пальчики»

Описание: поочерёдно одеваем пружинки на каждый пальчик.

Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть.

Мы колечко взяли и на пальчик одеваем.

Раз – пальчик большой, он красивый такой.

Два – пальчик указательный, очень обаятельный.

Два – пальчик средний, он совсем не вредный.

Четыре – безымянный, пальчик очень славный.

Пять – мизинчик, маленький счастливчик.

2

Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять (разгибать пальцы по одному)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его. (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Пальчиковая игра «Дятел»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

 Поднял ушки бурундук. (мизинец)

Он в лесу услышал звук: (безымянный)

— Это что за громкий стук: (средний)

Тук да тук, тук да тук? (указательный)

«А пойдем, - сказал барсук, — (большой)»

Сам увидишь этот трюк: (большой)

Это дятел сел на сук (указательный)

И без крыльев, и без рук (средний)

Ищет он, где спрятан жук, (безымянный)

Вот и слышен перестук! (мизинец)

3

Пальчиковая игра для правой руки

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Это пальчик наш большой,

Он с широкою душой.

Это – указательный, умный и внимательный.

Это – пальчик средний, вовсе не последний.

Это – безымянный, он немножко странный.

И мизинчик маленький,

Смелый и удаленький.

Пальчиковая игра для левой руки

(выполняется аналогично)

Это пальчик первый,

Он на ручке левой.

Это пальчик наш второй –

Он вторым вступает в строй.

Это третий палец,

Он у нас красавец.

А за ним четвертый –

Он калачик твердый.

Пятый пальчик меньше всех

И его обидеть грех!