Методическая работа

Иванова Валентина Владимировна

           Как заместитель директора по воспитательной работе руковожу деятельностью  методического объединения классных руководителей. Моя тема самообразования - "Использование ИКТ в образовательном процессе". Всеми наработками, всеми новыми навыками обязательно делюсь со своими коллегами, провожу мастер-классы для учителей, с удовольствием оказываю методическую поддержку всем, кто в ней нуждается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа ж.-д. ст. Погрузная муниципального района Кошкинский Самарской области

Согласовано                                                                     « Утверждаю»

Председатель                                                                    Директор ГБОУ СОШ.

Управляющего Совета                                                     ж.-д.  ст. Погрузная

____________С.П. Буряев                                        _____________А.А.Краснов «___»________2012 года                                          «___»________2012 года                                                

Программа организации и развития питания школьников

«Здоровое питание»

на период с 2012-2015 г.

Принята

на педагогическом совете школы

Протокол № 1от 30.08.2012 г.

        

Паспорт   программы

Наименование  Программы         

 Программа  организации  развития  питания школьников «Здоровое питание» на период с 2012 по 2015 гг.

Основание для разработки  Программы:         

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» (с изм. от 10.05.2008 г.);

- СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования»

-  СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования в условиях и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31.08.2006 № 30 «Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях»,

- Решение постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.02.2007 «Об организации питания детей в образовательных учреждениях»,

- областная целевая программа «Здоровое питание населения Самарской области» на  2012 – 2015 годы

Разработчики Программы: администрация школы

Исполнители Программы: Администрация, педагогический коллектив школы,

ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры

школы

Цель Программы        

Создание условий, способствующих укреплению здоровья школьников, формированию культуры здорового питания.

Основные задачи Программы        

  1. формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье и вести здоровый образ жизни;
  2. формирование у школьников знаний и навыков по рациональному питанию, их роли в сохранении и укреплении здоровья;
  3. профилактика поведенческих рисков здоровья, связанных с нерациональным питанием детей и подростков;
  1. Создание благоприятных условий для организации рационального питания обучающихся с привлечением средств родителей (законных представителей);
  1. поиск новых форм обслуживания детей, увеличение охвата учащихся горячим питанием.

Основные направления Программы        

- Организация рационального питания обучающихся;

- Обеспечение высокого качества и безопасности питания;

- Модернизация материально-технической базы столовой, поддержание санитарно-гигиенического состояния пищеблоков, обеденных залов;

- Увеличение охвата горячим питанием, доведение до 100%;

- Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания; пропаганда принципов здорового и полноценного питания.

Сроки реализации Программы        

1-й этап (2012-2013 гг.) – подготовительный

2-й этап (2013-2014 гг.) – основной

3-й этап (2014-2015 гг.) – заключительный

Ожидаемые результаты реализации Программы        

1.  Совершенствование системы мониторинга состояния здоровья обучающихся.

2. Обеспечение учащихся двухразовым  питанием в условиях перехода на ФГОС II поколения;

3. Формирование навыков здорового питания  у обучающихся и их родителей;

4. Доведение количества детей, питающихся в школьной столовой до 100%;

5.Увеличение рациона здорового питания школьников;

6.Улучшение состояния здоровья школьников, снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;

7. Повышение общего культурного уровня обучающихся.

Контроль за ходом выполнения Программы        

Администрация ГБОУ СОШ ж.-д. ст. Погрузная, Управляющий совет школы

Информационная справка.

        Связь между питанием и обучением убедительно доказана. Здоровое питание необходимо учащимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиваться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь. Доказано, что здоровое питание напрямую связано с продлением  жизни и понижением риска развития многих хронических болезней у взрослых. Школа несёт ответственность за содействие ученикам и персоналу в формировании и поддержании здорового режима питания на протяжении всей жизни.

Для общественного питания образовательного учреждения и для обслуживания учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.5.2409-08 в ГБОУ СОШ ж.-д. ст. Погрузная оборудованы две  столовые (в здании основной школы и в здании начальной школы), работающие на продовольственном сырье. Их полная автономность в приготовлении пищи  дает большую возможность приготовления на месте блюд самого разнообразного меню. Отсутствие необходимости транспортировки пищи на длительное расстояние, её замораживания (охлаждения) и повторного разогрева дает возможность сохранить не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность. С другой стороны, приготовление пищи в таких условиях требует наличия квалифицированного персонала в таких столовых, они должны быть оснащены полным оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи, сбора и мытья посуды.

Помещения столовой размещаются в зданиях образовательного учреждения и включают в себя производственные, бытовые помещения и складские помещения для пищевых продуктов. В состав производственных помещений входят варочный цех, овощной и мясной цех (для первичной и вторичной обработки овощей), раздаточная зона (в которую входит раздаточная линия, оборудованная мармитами, витрина), 2 обеденных зала.

        Во всех производственных цехах установлены раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Холодная и горячая вода, используемая в технологических процессах обработки пищевых продуктах и приготовления блюд, мытье столовой и кухонной посуды, оборудования, инвентаря, санитарной обработке помещений, соблюдения правил личной гигиены отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Мытье столовой и кухонной посуды и инвентаря выполняется в двух моечных помещениях с соблюдением СанПиН.

Оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся  предметами производственного окружения, соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами. Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование находится в исправном состоянии.

Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, имеют покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств и отвечают требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.

Столовая школы обеспечена достаточным количеством столовой посуды и приборами. В столовой используется фаянсовая и стеклянная посуда (тарелки, стаканы), отвечающая требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы, посуда для приготовления и хранения готовых блюд изготовлены из нержавеющей стали.

В столовых разработана нормативно-правовая документация, обеспечивающая деятельность столовой и ее работников: инструкции и рекомендации для сотрудников, журналы бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья, учета температурного режима холодильного оборудования и другие.

        Помещения и оборудование столовой соответствуют нормам и требованиям СанПина, об этом свидетельствуют акты приемки школы к новому учебному году.

Горячее питание в школе организовано за счет родительских денег. Для детей, посещающих занятия по внеурочной деятельности  (1-2 классы)  двухразовое питание.

Учащиеся посещают столовую организованно в течение 2-х перемен, что позволяет обеспечить максимально комфортное питание.

В 2011 году произведен капитальный ремонт пищеблока, установлено новое оборудование, поступившее в ходе реализации областной программы по организации горячего питания школьников (пароконвектомат, электрическая плита, электрический шкаф, холодильная камера, линия раздачи, тестомес, овощерезка, картофелечистка, электромясорубка, стеллаж для посуды).

Используется такой аппарат как пароконвектомат. Его применение помогает расширить приготовление ряда блюд диетического питания за счет задания для каждого продукта своего особого режима приготовления. При этом сохраняются не только высокие вкусовые качества, но и все полезные свойства продуктов, не происходит разрушение полезных минеральных веществ и витаминов.

Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место.

Большое внимание уделяется калорийности школьного питания. Учитывается возраст и особенности нагрузки школьников. Используется 10-дневное цикличное меню.

Актуальность проблемы.

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:

  1. фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
  2. в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
  3. школьный период в развитии наиболее восприимчив в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация школы сегодня уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же. Особенно актуально улучшение качества здорового питания в условиях введения ФГОС, требующего перехода на двухразовое питание учащихся.

Значительное число современных проблем в системе общего образования, связано с негативной динамикой здоровья детей и подростков. Особую тревогу вызывает сам характер нарушений, которые часто являются следствием перенапряжения детского организма в процессе адаптации к качеству образовательной среды. Такие нарушения получили название «школьной патологии». Специалисты отмечают, что «школьные патологии» проявляются в развитии опорно-двигательной, пищеварительной, сердечно – сосудистой систем, ростом нервно – психических заболеваний, болезней органов дыхания, зрения. Вследствие этого наблюдается общее снижение уровня психологической комфортности у детей и подростков. И как общее проявление – отрицательная динамика социальной активности, что проявляется в инертности в учебной и трудовой деятельности, а нередко ведет к неадекватному и даже агрессивному поведению.

Уровень распространенности хронической патологии среди учащихся школы на заболевания органов пищеварения приходится 9,5% процентов. Одновременно отмечается рост числа заболеваний, связанных с неправильным питанием:

  1.  анемии в 1,5 раза
  2.  ожирения на 17,2%
  3.  гастрит на 5,5 %
  4.  функциональные расстройства желудка в 2 раза

Поэтому в программе  учреждения «Здоровье» здоровье ребенка рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности. Для решения этой задачи и была разработана Программа развития организации питания в школе, которая предполагает, что правильно организованное питание, несомненно, поможет сохранять здоровье школьников.

Кроме того, немаловажным фактором является проблема формирования представлений об основах культуры питания у участников образовательного процесса. Повышению общего уровня культуры питания может способствовать не только система воспитательной внеурочной работы, но и собственно образовательный процесс, включающий уроки биологии, окружающего мира, технологии, физической культуры.

  Всё это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя применять в новых условиях знания, умения, навыки, приобретённые на других уроках. Интерес к проблеме правильного питания, отношение к ней в значительной степени обуславливается психологическим климатом семьи. Работа с родителями начинается с установления контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований.  

Таким образом, имеющиеся проблемы в общей системе организации питания обучающихся ГБОУ СОШ ж.-д. ст. Погрузная, послужили основанием для разработки программы организации развития питания школьников «Здоровое питание».

Сроки реализации Программы

Программа «Здоровое питание» рассчитана на 3 года, её реализация будет осуществлена в период с 2012 по 2015 г.

Этапы реализации программы

1-й этап (2012-2013 гг.) – подготовительный

Цель: изучение сложившейся на данный момент системы питания в школе и определение основных направлений её совершенствования.

Задачи:

Определение степени информированности всех участников программы о здоровом питании;

Выделение факторов, влияющих на формирование позитивного отношения к здоровому питанию;

Мониторинг существующих условий организации питания.

2-й этап (2013-2014 гг.) – основной

Цель: создание условий способствующих укреплению здоровья школьников, формирование культуры здорового питания.

Задачи:

Предоставление участникам программы информации об актуальности здорового питания;

Организация мероприятий по воспитанию культуры здорового питания;

Организация мероприятий по методическому обеспечению;

Активное участие бракеражной комиссии в реализации программы.

3-й этап (2014-2015 гг.) – заключительный

Цель: анализ эффективности реализации программных мероприятий, корректировка.

Задачи:

Выделение основных недостатков и достижений в проделанной работе;

Определение изменений личностных позиций в отношении проблемы здорового питания;

Определение дальнейших направлений работы по улучшению качества здорового питания.

Программа  затрагивает всех участников образовательного процесса (учащихся с 1-11 классы, родителей, педагогов) и будет реализовываться как в области образовательной (уроки, факультативы), так и воспитательной деятельности.

Основные планируемые показатели эффективности

 Поэтапная реализация плановых мероприятий по различным направлениям программы «Здоровое питание» позволит образовательному учреждению достичь следующих результатов в организации школьного питания:

1.  Совершенствовать системы мониторинга состояния здоровья обучающихся;

2. Обеспечить учащихся двухразовым питанием в условиях перехода на ФГОС;

3. Сформировать навыки здорового питания  у обучающихся и их родителей;

4. Увеличить количества детей, питающихся в школьной столовой до 100%;

5.Улучшить разнообразие здорового питания школьников (расширение ассортимента блюд);

6. Внедрить новые схемы питания школьников;

7.Улучшить состояния здоровья школьников, снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;

8. Снизить себестоимость продукции школьной столовой путем снижения затрат на ее производство;

9. Повысить общий уровень культуры обучающихся.

Основные направления работы

  1. Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Совещание при директоре по вопросам организации и развития школьного питания

август

Директор

2.

Организационное совещание:

    - Организация школьного питания;

    - утверждение графика дежурства и обязанности  дежурного учителя и учащихся в столовой.

сентябрь,

январь

Администрация

3.

Совещание классных руководителей: «Планирование работы по формированию культуры питания»

сентябрь

Зам. директора по ВР

4.

Педсовет «Совершенствование организации питания учащихся как фактор сохранения и укрепления здоровья детей и подростков»

Ноябрь

Администрация

5.

Совещание классных руководителей 1 – 11-х классов по вопросам:
- охват учащихся горячим питанием
- соблюдение сан. гигиенических требований;
- профилактика инфекционных заболеваний.

Ежегодно (октябрь, февраль)

Зам. директора по ВР, медсестра

6.

Осуществление ежедневного контроля  над работой столовых

в течение учебного года

Администрация

7.

Мониторинг организации питания.

в течение учебного года

Зам. директора  по ВР

8.

Выпуск информационных бюллетеней, школьной газеты по вопросам организации питания учащихся; размещение информации на сайте школы

в течение учебного года

Медработник школы, Ученический комитет

  1. Методическое обеспечение

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Формирование методической базы по вопросам организации питания школьников

В течение  учебного года

Медработник, классные руководители

2.

Консультации для классных руководителей 1 - 11 классов: «Культура поведения учащихся во время приема пищи, соблюдение санитарно-гигиенических требований»;
«Организация горячего питания – залог сохранения здоровья»

В течение  учебного года

Медработник,

Зам. директора  по ВР

3.

Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания, внедрению новых форм обслуживания учащихся

В течение учебного года

Администрация школы, совет по питанию

  1. Работа по воспитанию культуры питания среди учащихся

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Проведение классных часов по темам:
-
"Еда и заменители" (о вредном воздействии консервантов и красителей на здоровье человека)

- «Хлеб - всему голова»;

- «Каша - пища наша».

Согласно планам воспитательной работы

классные руководители, медсестра 

2.

 Конкурс газет среди учащихся 5 – 8 классов «О вкусной и здоровой пище» в рамках Дня Здоровья

апрель

учитель ИЗО

3.

 Беседы с учащимися 10-11 кл. «Берегите свою жизнь»

ноябрь

учитель ОБЖ

4.

 Презентация исследовательских проектов «Что мы едим?»

декабрь

учитель информатики

5.

Конкурс среди учащихся 5 – 8 классов «Хозяюшка»

март

учитель технологии

6.

Уроки химии и биологии в рамках декады предметов естественного цикла «Исследование пищевых добавок»


октябрь

учителя химии и биологии

7.

Урок географии «Биоиндустрия – на службе человека»

февраль

Учитель географии

8.

 Анкетирование учащихся по вопросам организации школьного питания

сентябрь, май

Зам. директора по ВР

9.

Цикл бесед «Азбука здорового питания»

апрель

волонтерская группа учащихся

10.

Устный журнал "Молоко - волшебный дар" (начальная школа)

май

библиотекарь

  1. Работа по воспитанию культуры питания среди родителей

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

 Размещение информации об организации горячего питания  на стенде в вестибюле школы

сентябрь

Медработник

2.

Проведение родительских собраний по темам: 
«Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни»; «Питание учащихся дома»;
«Профилактика желудочно-кишечных,   инфекционных и простудных заболеваний»; «Оценка работы школы по организации горячего питания»  

сентябрь
декабрь
февраль

апрель

Администрация школы,
медработник

3.

Индивидуальные консультации медработника школы «Как кормить ребёнка,  нуждающегося в диетпитании»

по запросу

медработник

4.

Родительский лекторий «Здоровье вашей семьи» 

февраль

психолог

5.

Организация встречи  родителей с педиатром

 - «Диетическое питание детей с хроническими заболеваниями»

сентябрь

Администрация школы, медработник

6.

Анкетирование родителей «Питание глазами родителей»

октябрь

классные руководители

7.

Опрос родителей «Оценка работы школы по организации горячего питания»

май

Зам. директора по ВР



Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете

«Воспитание чувства ответственности»

        Зам. директора по ВР                           Иванова Валентина Владимировна

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.

                                              Ф.М. Достоевский

Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.

                                                 Зигмунд Фрейд

Вопросы   развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас проблема  воспитания у учащихся ответственности становится все более актуальной.

Проблема юношества состоит в том, что большинство из ребят не могут держать свои слова, и слишком ветрено относятся к данным другим обещаниям. Учащиеся очень легко дают обещания, заранее зная, что его не выполнят.  Подобное поведение входит у молодёжи в привычку. В дальнейшем эта необязательность может привести к серьёзным проблемам и не только в школе, но и в жизни.

У этой необязательности есть конкретное название – инфантилизм.

Инфантильность, по мнению психологов, – это результат не совсем правильного воспитания или неблагоприятных условий воспитания в период с 8 до 12 лет. Именно в этом возрасте ребенку надо начинать передоверять ответственность за себя самого, за свои поступки и т. д. С 13 до 16 лет у ребенка формируется чувство взрослости, индивидуальности, создается собственная система ценностей. А с 17 лет происходит формирование понимания своего места в человеческом обществе и назначения в жизни.

А рождается инфантильность действительно незаметно. Из незаконченных уроков, которые мама доделывает за ребенка глубокой ночью. Из шнурков, которые быстрее завязать самому, чем дожидаться пока их завяжет ребенок, особенно если вы опаздываете. Из невымытой посуды, на которую проще махнуть рукой и вымыть самому, чем долго объяснять ребенку, почему это надо сделать. Из желания уберечь детей от неправильных решений – мы ведь лучше знаем (хотя почему же тогда допускаем ошибки?). Из неумения родителей видеть и понимать, а главное – доверять детям. Вот тогда и получается, что ребенок может, но не делает.

Получается так, что мы, родители и учителя, решаем сами практически все проблемы ребенка, что и приводит к потребительскому отношению со стороны молодёжи. Ни за что не надо отвечать, любые проблемы будут решены, не надо держать данное другим слово. Зачем учиться, прилагать усилия, готовиться к экзаменам, если ребенок знает, что все равно поступит учиться: не сдаст экзамены, значит, поступит за деньги. Последствия этого феномена мы пожинаем тогда, когда ребенок уже становится взрослым, перестает подчиняться, мы ждем от него ответственного поведения, но его поступки только разочаровывают. Поступив учиться в вуз, уехав из дома, многие не справляются с самостоятельной жизнью, не могут решать каждодневные проблемы, контролировать себя в учебе и в жизни.

Эпиграфом нашего педагогического совета я выбрала слова Ф.М. Достоевского. Действительно, человек должен постоянно чувствовать свою ответственность, как за свое поведение, за последствия своих поступков, так и за все общество, потому что развитие общества происходит в результате деятельности каждого отдельного человека.

Цель нашего педагогического совета:

Выявить проблему воспитания чувства ответственности учащихся, найти пути и способы решения данной проблемы.

Проблема безответственности учащихся становится все актуальнее год от года. Это связано и с особенностями развития современного общества – дети воспитываются в большей степени на ценностях телевидения, Интернета, уличного общения. Современным родителям некогда заниматься воспитанием ребенка. Особенно остро проблема безответственности в нашей школе встала в этом учебном году. В первом полугодии дети обучались в непривычных для них условиях – 8-11 классы - в Кошкинской школе, 5-7 – во вторую смену в начальной школе. Изменение условий привело к проявлению ряда негативных поступков некоторых учащихся. Так, ученики 11-х классов стали пропускать занятия, опаздывать на уроки, т.е. проявили несознательное отношение к обучению, к подготовке к итоговой аттестации. Проблема безответственного отношения к подготовке к экзаменам стоит остро и до сих пор, как в 11-х классах, так и в 9-х.

Каждый день мы слышим высказывания коллег о том, что дети не учат, не готовят домашние задания, не носят учебники, тетради на урок, забывают дневники. Что это, как не проявление безответственного отношения к учебе? Дети не осознают последствий такого отношения. Не делая домашних заданий уже в 5 классе, дети не усваивают учебный материал, начинают отставать от одноклассников, год за годом ребенок становится неуспевающим, с трудом осваивает программу, хотя имеет способности учиться хорошо.

Учебная деятельность  – основная, ведущая деятельность  школьника.  Учеба – это труд. Тяжелый умственный  труд, постоянные усилия понять, запомнить, научиться, и  только желанный труд воспитывает  любовь ко всякой необходимой работе. При поступлении  в школу практически все дети выражают искреннее желание  успешно учиться.  Так почему же  у многих из них это желание   гаснет, причем довольно быстро?

В значительной степени это связано  с воспитательными недочетами и недоработками взрослых.  

Чувство  ответственности, чувство долга формируется    с самого раннего детства,  если родители внимательно, серьезно  относятся к делам малыша.    Безразличие  и отрицательное отношение к школе и к своим обязанностям чаще всего возникает не у тех детей, которые к моменту поступления в школу  знают слишком мало или слишком много, а у тех, которые не имели опыта выполнять какие – либо поручения взрослых, их требования.

 Как же решить  выше поставленную проблему?

 Вспомним советы выдающегося педагога   А.С.Макаренко.  Он подчеркивал огромную   роль  поручений  в   воспитании  ребенка, как эпизодических, так и постоянных.  В период формирования самостоятельности, самоутверждения, когда у ребенка  появляется стремление   «быть взрослым»,   когда он заявляет: «Я сам, я могу!»,-  очень хорошо продумать, какие поручения  он сможет выполнить,  чтобы почувствовать свою значимость, «нужность». Огромную роль в становлении этой самостоятельности играет, конечно же, семья.

Ответственность - это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.

При подготовке к педсовету я провела небольшое анкетирование, чтобы выяснить, насколько дети понимают, что такое ответственность.

Опросник (что нужно было сделать).

По первому вопросу дети отметили почти все варианты.

Что интересно:

Ответственность - это

5 класс (22 чел)

9-е классы (31 чел)

11-е классы (26 чел)

Твоя готовность отвечать за свои действия перед собой

11 (50%)

20 (65%)

20 (78%)

Выполнение обещаний, данных членам семьи

5 (23%)

9 (29%)

7 (27%)

Добросовестное выполнение обязанностей ученика

3 (14%)

5 (16%)

8 (31%)

 Выявлено, что для опрошенных приоритетным является личностная составляющая ответственности, причем значимость личной ответственности повышается с возрастом учащихся.

Ответственное отношение к учебе, наоборот, является менее значимым, что мы видим и на самом деле в школе.

Позиция ответственности как выполнения обещаний в семье практически на одном уровне у пятиклассников и учащихся 11-х классов, т.е. получается, что не настолько важно для детей держать свое слово, причем казалось бы, взрослея, человек должен более ответственно относиться к этому. Но судя по результатам анкеты, этого не свойственно нашим учащимся.

Что для тебя важнее?

5 класс

(22 чел)

9-е классы (31 чел)

11-е классы (26 чел)

Чтобы ты был в согласии с самим собой

2 (9%)

6 (19%)

12 (46%)

Чтобы тобой гордились родители

10 (45%)

14 (45%)

9 (34%)

По результатам выбора пятиклассников видно, что важнее всего для них является мнение родителей, а вот к 11-му классу у детей на первое место выходит опять же личностный аспект, что свойственно возрастным особенностям.

Что касается ответственности перед самим собой, то мы с вами понимаем, здесь огромную роль играют личностные ценности ребенка. И если он не выучил слова пьесы при подготовке Театральной недели и не понимает, что подвел свой класс, то он не будет считать себя безответственным. Если ученик не сдаст итоговую аттестацию – виноваты учителя, что ничему не научили, а не он сам. Отсутствие ценностей ответственного поведения приводит в итоге к тому, что получив профессию, так же безответственно человек выполняет свои обязанности на рабочем месте, не чувствует своей ответственности в воспитании собственных детей, в сохранении семьи.

Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, чтобы он был самостоятельным, понимал, что у него есть определенные обязанности. Вместе с тем мы хотим, чтобы дети нас слушались и выполняли наши требования. Кто-то просто выполняет то, что от него ожидают взрослые, но не осознает значимость выполненного дела. Сделал  -  и  ладно. А кто-то сделает и переживает: а как я сделал, получилось ли у меня, одобрит ли учитель, а если это общее совместное дело – то каков общий результат.

Ответственность и послушание — это два различных типа поведения, связанных между собой. Различия прежде всего  в том, кто решает, что нужно сделать ребенку и почему это нужно сделать, то есть какова мотивация.
В случае послушания решение и мотивация поступают от взрослого, а от ребенка требуется просто выполнение задания. В случае ответственности решение о выполнении задания ребенок принимает сам, он согласен его выполнить и понимает, почему это нужно сделать. Например, ребенок каждый день сам выполняет все домашние задания.
Детей нужно учить и послушанию, и ответственности. Во многих ситуациях без послушания не обойтись. Для жизни в обществе необходимо умение соблюдать определенные правила. Представляете, что может случиться, если каждый будет сам определять, по какой стороне дороги ехать на машине.
   Однако бездумное послушание может быть так же опасно, как и безоглядная независимость. Если мы заботимся о благе наших детей, если хотим защитить их от алкоголизма, наркотиков, тоталитарных сект, наша задача — научить их не только подчиняться другим, но и принимать самостоятельные решения, действовать на основании собственных убеждений.
Ответственность имеет несколько составляющих.
Прежде всего, это понимание задачи, то есть знание того, что нужно сделать и как это нужно сделать. То, что может показаться ленью или безответственностью, часто на самом деле является следствием непонимания поставленной задачи.
На практике чувство ответственности проявляется, если у ребенка есть выбор, то есть он волен выполнять или не выполнять предложенное задание. Например, ребенок сам принимает решение каждый день делать дополнительно одно задание по математике, причем никто не принуждает его к этому.

 Мотивация играет огромную роль в формировании ответственности как в учебе, так и в неформальном общении. Но это должна быть мотивация самого ребенка: я это делаю, потому что мне это важно.
Очень важно обсуждать с детьми возможные последствия тех или иных поступков. Дети должны знать, что любые поступки имеют свои последствия и разные поступки приводят к разному результату.
Часто оказывается, что дети при всем своем стремлении к самостоятельности оказываются не в состоянии сами справиться с различными повседневными задачами. Дело в том, что ответственность формируется постепенно. Когда дети были маленькими и учились ходить, они нуждались в нашей помощи, мы водили их за руку. Постепенно они научились ходить сами. Точно так же происходит с ответственностью: дети учатся быть ответственными постепенно, вначале нуждаясь в помощи и контроле.
Можно выделить три уровня ответственности.
На первом уровне ребенок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую-то работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является  новым,  он  нуждается  в  нашей  поддержке  и присутствии. Например, когда дети начинают учиться в первом классе, они делают уроки вместе с кем-то из взрослых.
На втором уровне ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее, дети могут что-то забыть, и им нужно будет напомнить, что настала их очередь что-то сделать.

Третий уровень ответственности — самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании.

Осваивая любое новое действие, будь то решение задач или уборка квартиры, ребенок постепенно проходит все уровни ответственности. Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы ребенок большинство своих обязанностей выполнял ответственно. К сожалению, сразу достичь этого невозможно, ребенок нуждается в помощи взрослого.

Давайте рассмотрим формирование ответственности с дошкольного возраста, когда обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Об особенностях воспитания чувства ответственности в дошкольном возрасте расскажет Голощапова Г.Н.

 

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы.

 Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

Особенно важным в становлении чувства ответственности является самоуправленческая деятельность учащихся в классном коллективе.  

В ноябре проводилась диагностика уровня развития самоуправления в 8-11-х классах по методике Рожкова. Вопросы анкеты поделены на несколько блоков, два из которых диагностируют ответственность учащихся за дела класса и школы.

Виды деятельности

8 класс

9а класс

9б класс

10 класс

11а  класс

11б класс

Средний балл

Уровень развития самоупр. по школе

Ответственность членов первичного коллектива за его дела

0,76

0,79

0,56

0,34

0,68

0,5

0,61

средний

Ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива

0,78

0,76

0,63

0,5

0,79

0,58

0,67

средний

Уровень развития самоуправления определяется по шкале:

 - если результат меньше 0,5 балла – низкий уровень

 - если результат больше 0,5 балла, но меньше 0,8 балла - средний уровень

 - если результат больше 0,8 балла – высокий уровень

По результатам видно, что низкий уровень ответственности выявлен у учащихся 10 класса. (Это особенно проявляется во внеклассной деятельности. Если на уроках мы требуем выполнения заданий, получаем какие-то результаты, то при подготовке к мероприятиям в большей степени играет роль желание детей, их мотивация, ответственность. Поэтому результат безответственности десятиклассников – подготовка Нового года, Театральной недели, отказ от участия в конкурсе чтецов и т.д.).

 Близкий к низкому уровню – 9б (ответственность за дела класса) и 11б (ответственность за дела школы).

Самостоятельность и ответственность в поведении составляют самые существенные характеристики человека как личности. Формирование этих качеств во многом происходит во взаимодействии детей в классном коллективе.

О самоуправленческой деятельности в классе расскажет Еферова Н.И.

 Основой воспитания ответственности, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.     Задача  воспитания ответственности состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества мы превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Знание моральных норм есть предпосылка ответственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием  воспитания ответственности могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательной ответственности  могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Значительное воспитательное воздействие имеет социальное проектирование, позволяющее воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Подросток и тем более старшеклассник в состоянии взять на себя значительную долю ответственности за своё развитие и за изменения социальной ситуации. Он готов быть ответственным за серьёзные дела. И возможность дать детям в реальном деле попробовать свои силы способствует формированию чувства ответственности перед окружающими.

О применении социальных проектов в школьной практике расскажет Князева Т.А.  

Говорить об ответственности можно много. Конечно же, в значительной степени результаты формирования личности зависят от родителей, от семейного воспитания, но поскольку большую часть своего времени дети все же проводят в стенах школы, нам необходимо обеспечить такие условия для развития личности ребенка, чтобы иметь возможность максимально воздействовать на ученика.

Важно знать, что существуют условия, которые влияют на развитие чувства ответственности. Вот эти условия:

1. Самоуважение. Все дети нуждаются в положительной самооценке. Детям, верящим в то, что они способные, ответственные, легче справиться с какой-либо задачей. Любое проявление безответственного поведения необходимо обсуждать с детьми, чтобы помочь осознать последствия.

2. Разумные ограничения. Они дают детям чувство защищенности, позволяют вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.

3. Условия развития ребенка. Дети не научатся быть ответственными как по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяжении многих лет. Предоставляйте им возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте их возраст и опыт.

Педагогический практикум.

Учителям предлагается заполнить рабочие листы с предложениями по организации воспитывающей деятельности для формирования у учащихся чувства ответственности.

Проект решения педагогического совета:

  1. В педагогической деятельности способствовать формированию чувства ответственности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
  2. Разработать программу воспитывающей деятельности, направленную на формирование ответственности учащихся.
  3. Утвердить творческую группу для разработки программы воспитывающей деятельности, направленной на формирование ответственности учащихся, в составе зам. директора по ВР Ивановой В.В., классных руководителей Мельниковой Н.В., Гусаровой М.А., Красновой В.В.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

 

Комментарии

Ураева Альфира Асгатовна

Спасибо за такой полезный материал!!!