Мои выступления на МО гуманитарного цикла

Мои выступления на МО гуманитарного цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ   АДАПТИВНОЙ    СРЕДЫ    ОБУЧЕНИЯ   НА    УРОКАХ РУССКОГО       ЯЗЫКА    ЧЕРЕЗ  РАЗЛИЧНЫЕ     ПРИЁМЫ   И     МЕТОДЫ:    РАЗНОУРОВНЕВЫЙ    ПОДХОД,   МЕТОД   ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   КАРТ   ДЛЯ   УЧАЩИХСЯ,    ИГРОВЫЕ ФОРМЫ.

Не секрет, что  в большинстве случаев  наши школьники  воспринимают грамматику  родного языка  лишь как  свод сухих орфографических и пунктуационных правил. По мнению выдающегося  русского лингвиста  Ф.Буслаева , дети «видят  в грамматике  не живую науку о языке, а какое-то  чудовище и сборище призраков, именуемых глаголами, предлогами, падежами и прочее».

Названные проблемы заставили меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития и адаптации школьников.

Возник вопрос: что делать?

Теоретический ответ, на первый взгляд, прост: знания, умения, навыки — ЗУН — перевести из цели в средство, при этом следовать принципу:

“Образование – есть способ развития личности, а не накачка информацией”. Вопрос в том, как этот переход осуществить на практике.

Изучение литературы и передового педагогического опыта позволило мне апробировать в своей   практике одну из технологий, позволяющих педагогу ориентироваться на каждого ученика, адаптивную систему обучения (АСО), предложенную кандидатом педагогических наук А.С. Границкой, и сформулировать мою ведущую педагогическую идею (гипотезу).

Внедрение учителем  русского языка в практическую деятельность АСО обеспечит:

  • повышение качества образования;
  • повышение уровня самостоятельности и познавательного интереса к предмету;
  • повышение способности к поисково-исследовательской деятельности;
  • успешную самореализацию;
  • возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.

В основе АСО лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого учителя и позволяет получить ответ на вопросы:

  • Как научить детей думать и действовать?
  • Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться?

В условиях АСО обучение — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

 Сущность опыта.

Адаптивная  система  образования дает возможность учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

4.Описание опыта :формы и методы.

В чем же заключается система моей работы при переходе на АСО?

Организационную сущность АСО можно представить в виде модели:

Учитель обучает всех учащихся

Учитель работает индивидуально

Учащиеся работают самостоятельно

В этой модели я, как учитель, часть времени работаю со всеми учениками вместе, обучая их. Остальное время используется для самостоятельной работы учащихся. Казалось бы, что тут нового? Суть в том, что учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой школьников, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально.

Вариант урока можно представить следующим образом:

  1. входной контроль (взаимопроверка, проведение блиц — опроса, фронтальной беседы, теста,  диктант);
  2. объяснение нового материала с использованием схем, видеофрагментов, наглядности, опорных систем, проблемных ситуаций;
  3. самостоятельная работа учащихся в группах, в парах по технологическим картам с разноуровневыми заданиями;
  4. отключенный контроль, индивидуальная работа с учащимися, на фоне самостоятельно работающего класса.

Поиск новых подходов к организации самостоятельной деятельности помог мне в разработке приемов самостоятельной устной работы.

После объяснения материала учащиеся получают технологическую карту, где дается алгоритм действий, блок заданий для более углубленного изучения темы, а также ее закрепления. Учащиеся видят весь объем самостоятельной работы, выполняют его с разной скоростью, что позволяет мне видеть, кто и на каком этапе затрудняется и какая нужна помощь.

Каждый ученик знает, что он должен сделать, как выполнить, что для этого прочесть, изучить, и как осуществить проверку.

Каждый идет по своей индивидуальной дорожке, со своей скоростью, выполняя необходимый объем заданий.

Главным при выполнении заданий с адаптацией является включение механизмов саморегуляции и полная занятость всех учащихся.

Если учащимся предложены многоуровневые задания, то ученик выбирает уровень. Выполненный первый уровень гарантирует оценку “3” и дает возможность перейти к выполнению следующего. При качественном выполнении заданий оценка может повыситься на балл.

У учеников возникает устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий. Не справившись на уроке с обязательными заданиями, ученик, получив консультацию товарища или учителя, обратившись к учебнику, заканчивает выполнение дома. Он затратит больше времени, но добьется продвижения.

Ребята, справившиеся с вариантом 3-го уровня, получают задание на дом творческого характера.

Результативность опыта можно проследить по следующим фактам:

  • повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;
  • возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование
  • вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых рефератов, докладов, сообщений).

Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке инновационных материалов по АСО.

Перед учителем встает вопрос: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям? Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии.

Один из способов -дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам.          При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (учет достижений каждого учащегося). Для этого использую следующие формы занятий: работа по рядам, командам, вариантам, семинарско-зачетная система, внеурочные индивидуальные занятия, консультации. 

Первое из основных условий уровневой дифференциации является наличие учебно-методического комплекса:  банк заданий обязательного уровня, системы специальных дидактических материалов.

Возьмём урок в 7 классе по теме  «Действительные и страдательные причастия».

Учащимся 1 уровня предлагается  определить часть речи: прилагательное или причастие, выделить суффиксы.

2 уровень: умеют сами  образовывать причастия при помощи суффиксов, умеют рассуждать, почему выбрали  именно этот суффикс.

3 уровень: умеют делать  правильный выбор суффиксов, доказывать, а также  в правильной форме употреблять причастия в предложениях, конструировать их. Как пробудить интерес  к теоретическому материалу-правилу, сделав  его доступным, занимательным, живым, эффективным для понимания и усвоения?

Как пробудить интерес  к теоретическому материалу-правилу, сделав  его доступным, занимательным, живым, эффективным для понимания и усвоения?

Предлагая разноуровневые самостоятельные работы, можно избежать отсиживания  некоторых  учащихся в классе. Ученик не боится идти на урок, у него снижается  чувство  тревоги и страха, что он не справится  с заданиями.

Изучение  нового материала стараюсь преподнести на интересном тексте  . Например, учащимся 7 класса при изучении темы  «Причастие» я использовала книгу Т.Рик «Привет, причастие». Поскольку тема ранее не  встречается , у ребят она вызывает некоторые затруднения., поэтому для лучшего усвоения, запоминания  я стараюсь брать  такие слова, словосочетания, предложения, текст. Которые вызывают  интерес у учащихся.

На уроках  обобщения и систематизации  знаний провожу  уроки-зачёты  в группах с одним  экзаменующимся учеником, по методике взаимообмена заданиями.

Как учитель – словесник на уроках  русского языка я люблю применять нетрадиционные методы, формы, приемы работы  со словом, знакомлю  с увлекательным развивающим материалом: мудрыми текстами, высказываниями, пословицами, играми со словом, вопросами  и практическими заданиями.

В 9 классе  при изучении синтаксиса в основе уроков- интересный текст, способствующий  духовному развитию  ученика, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно , а также  актуальный на момент  использования. Например, «Мертвые души « Гоголя, Домашнее задание задаю по отдельным главам (выписать 7-8 предложений  с разными видами связи, уметь объяснить  знаки препинания).

Как известно, учащимся приходится  заучивать  очень  много правил. Чтобы облегчить запоминание, я стараюсь включать   в работу   несколько видов   памяти: зрительная, механическая, слуховая, образная, эмоциональная,  таким образом, создаются условия  для перехода  информации  в долговременную память.

  • Наглядные пособия,
  • Интересные рассказы, стихи,
  • Настрой учителя

Например, зрительные диктанты. Записываются на доске  8-10 слов, ребята читают, запоминают, молча записывают их в тетрадь. Затем проверяется  работа.

Зрительный диктант особенно полезен, на мой  взгляд,  при работе с непроверяемыми  буквами (словарные слова), с удвоенными согласными. На помощь слуху приходит зрение как серьёзный фактор.

Кроме словарных слов, на уроках  мы рассматриваем  слова с определённой орфограммой.

Например,  тема « Ы-И  после Ц». Ребята сами составляют  карточки из 12-15 слов , затем карточки собираются и вновь раздаются ; на всю работу  уходит  около10 минут. Детям нравится такой вид работы.

При изучении  темы  «Синонимы» в 5 классе,  выясняется, что учащиеся мало знают пословиц, поговорок или знают их значение неточно. Я проводила  работу «Угадай словечко»:учитель дает  толкование , дети записывают само слово.

Возьмём урок в 7 классе по теме  «Действительные и страдательные причастия».

Учащимся 1 уровня предлагается  определить часть речи: прилагательное или причастие, выделить суффиксы.

2 уровень: умеют сами  образовывать причастия при помощи суффиксов, умеют рассуждать, почему выбрали  именно этот суффикс.

3 уровень: умеют делать  правильный выбор суффиксов, доказывать, а также  в правильной форме употреблять причастия в предложениях, конструировать их. Как пробудить интерес  к теоретическому материалу-правилу, сделав  его доступным, занимательным, живым, эффективным для понимания и усвоения?

Как пробудить интерес  к теоретическому материалу-правилу, сделав  его доступным, занимательным, живым, эффективным для понимания и усвоения?

Предлагая разноуровневые самостоятельные работы, можно избежать отсиживания  некоторых  учащихся в классе. Ученик не боится идти на урок, у него снижается  чувство  тревоги и страха, что он не справится  с заданиями.

Изучение  нового материала стараюсь преподнести на интересном тексте  . Например, учащимся 7 класса при изучении темы  «Причастие» я использовала книгу Т.Рик «Привет, причастие». Поскольку тема ранее не  встречается , у ребят она вызывает некоторые затруднения., поэтому для лучшего усвоения, запоминания  я стараюсь брать  такие слова, словосочетания, предложения, текст. Которые вызывают  интерес у учащихся.

На уроках  обобщения и систематизации  знаний провожу  уроки-зачёты  в группах с одним  экзаменующимся учеником, по методике взаимообмена заданиями.

Как учитель – словесник на уроках  русского языка я люблю применять нетрадиционные методы, формы, приемы работы  со словом, знакомлю  с увлекательным развивающим материалом: мудрыми текстами, высказываниями, пословицами, играми со словом, вопросами  и практическими заданиями.

В 9 классе  при изучении синтаксиса в основе уроков- интересный текст, способствующий  духовному развитию  ученика, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно , а также  актуальный на момент  использования. Например, «Мертвые души « Гоголя, Домашнее задание задаю по отдельным главам (выписать 7-8 предложений  с разными видами связи, уметь объяснить  знаки препинания).

Как известно, учащимся приходится  заучивать  очень  много правил. Чтобы облегчить запоминание, я стараюсь включать   в работу   несколько видов   памяти: зрительная, механическая, слуховая, образная, эмоциональная,  таким образом, создаются условия  для перехода  информации  в долговременную память.

  • Наглядные пособия,
  • Интересные рассказы, стихи,
  • Настрой учителя

Например, зрительные диктанты. Записываются на доске  8-10 слов, ребята читают, запоминают, молча записывают их в тетрадь. Затем проверяется  работа.

Зрительный диктант особенно полезен, на мой  взгляд,  при работе с непроверяемыми  буквами (словарные слова), с удвоенными согласными. На помощь слуху приходит зрение как серьёзный фактор.

Кроме словарных слов, на уроках  мы рассматриваем  слова с определённой орфограммой.

Например,  тема « Ы-И  после Ц». Ребята сами составляют  карточки из 12-15 слов , затем карточки собираются и вновь раздаются ; на всю работу  уходит  около10 минут. Детям нравится такой вид работы.

При изучении  темы  «Синонимы» в 5 классе,  выясняется, что учащиеся мало знают пословиц, поговорок или знают их значение неточно. Я проводила  работу «Угадай словечко»:учитель дает  толкование , дети записывают само слово.

Данные проблемы привели  меня к применению разноуровневого (дифференцированного) обучения. Такое сочетание, как мне кажется, лучше всего обеспечивает гарантированность достижения результатов обучения, возможность выбора уровня обучения, работы в индивидуальном темпе, работы учащихся в парах, группах, возможность общения с товарищами, раннее предъявление конечных результатов обучения, « мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Каковы особенности данного обучения?

Как я пытаюсь справиться с этими проблемами?

Каждый  урок  начинаю с процедуры мотивации и актуализации знаний. Так как этот этап должен занимать небольшое количество времени, наиболее удобно применять игры-упражнения, игры-тренажеры («Найди ошибку», «Продолжи ряд»,  «Построй логическую цепочку», «Найди пары», «Третий – лишний»).  Они позволяют  с первых минут вовлечь учащихся в разноуровневую деятельность. Обычно игра состоит из нескольких частей. Выполнение первой части доступно для учащихся 1 уровня  (создается «эффект достижения»), а вторая част Итак, начало урока. На этом этапе использую преимущественно те приемы активизации, которые обеспечивают осознанное усвоение нового материала или выполнения определенного задания. Стараюсь действовать ненавязчиво, что дает особые результаты. Иногда этого этапа не бывает, но все равно учащиеся с желанием берутся за работу т.к. знают, что-то интересное будет на уроке. Все учащиеся любят выяснять кто из них самый – самый. Поэтому, как правило, даю различные примеры на проявление наблюдательности, внимания, выдумки, фантазии.

Например,

  • кто из ребят быстрее соединит линиями синонимы из разных колонок;
  • как можно быстрее найти  среди  слов антонимы;
  • кто быстрее ( два ученика работают на доске)  подчеркнёт однородные члены предложения;
  • найти «четвёртое лишнее» слово;
  • скажите короче…;
  • составьте рассыпанное предложение(можно дать дифференцированное задание);

Считаю, что наиболее целесообразно  использовать  игры на уроках  закрепления и обобщения знаний.

В 9 классе  использую игры, требующие  сравнения, анализа, размышления.

Такие упражнения превращаются в проверку умственных возможностей и носят характер соревнования. Перечисляю лишь некоторые способы организации начала урока, используемые мною.

  1. Предлагается задание, которое можно сделать только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку.
  2. Дается задание на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей, по материалу хорошо усвоенному школьниками.
  3. Предлагается найти ошибку в том или ином задании
  4. Если на дом было задано сочинить сказку или составить  кроссворд, ребус, то, естественно, начинаю урок  с представления наиболее удачных работ.

ь более сложная, предназначена  для детей  2 и 3 уровня. Иногда из этих вопросов вытекает проблема, которую учащиеся пытаются решить на последующих этапах урока.

             Немаловажная роль отводится играм.  Игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Увлекшись игрой, дети не замечают,  что учатся, познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются  в игру с огромным удовольствием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей  по игре

В 5-7 классе можно проводить игру «Проверь гласную».Ведущий называет слово с безударной гласной и фамилию школьника (Можно использовать мяч).Ученик подбирает  проверочное слово. Игра проходит живо, динамично.

Задача играющих:

1.как можно  быстрее  подобрать  проверочное слово;

2.подбирать проверочные «слова-родственники», а не просто похожие слова.

Занимает эта игра  не более 5-7 минут.

Планируя игровую деятельность  на уроке, нельзя забывать основные требования  к их организации. Игра должна быть основана на творчестве и  самостоятельной  деятельности  учащихся, вызывать у них только положительные эмоции, учитывать возрастные  особенности.

моя цель:

  • обогащать словарный запас  учащихся,
  • вырабатывать орфографическую  грамотность;
  • развивать речь школьников;
  • прививать любовь и уважение  к родному языку.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • необходим поиск новых форм и методов на уроках русского языка и литературы;
  • необходима мотивация к восприятию нового материала;
  • уроки должны строиться так, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • уроки словесности должны быть уроками, которые учат добру, пониманию, милосердию, должны воспитывать духовный мир ребенка;
  • уроки должны быть личностно-ориентированными, каждый должен что-то уяснить и взять для себя;
  • формы и методы таких уроков могут быть различными, но в центре всегда должна быть личность учащегося.
  • должна повышаться речевая культура школьника, которая предполагает свободное владение языковыми средствами в соответствии с литературными нормами.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ . .

Слайд 2

ЗНАНИЯ ШКОЛА ЗНАНИЯ ЖИЗНЬ

Слайд 3

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ формирование личности, готовой к саморазвитию “ Великая цель образования - это не знания, а действия”. Герберт Спенсер, агл.философ и социолог

Слайд 4

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ- формирование личности, готовой к саморазвитию обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий формирование личностных качеств – ума, воли, чувств и эмоции, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности формирование картины мира адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы

Слайд 5

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД формирование мышления через обучение деятельности самоопределение самореализация рефлексия формирование системы культурных ценностей формирование целостной картины мира ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ 21 ВЕКА

Слайд 6

Какой должна быть современная школа, чтобы воспитать современного выпускника? Что есть? Что должно быть? Современный учитель в основном ориентируется на знаниевую парадигму образования и дает учащимся хорошие знания, при этом не развивается личность ученика, последний не умеет самостоятельно добывать знания, не умеет пользоваться справочной и дополнительной литературой Развитое мышление и интеллект, (а не память). Ученик должен уметь добывать знания. В современном обществе, в век информационных технологий и возрастающих потоков информации, это очень важное умение.

Слайд 7

Какой должна быть современная школа, чтобы воспитать современного выпускника? Что есть? Что должно быть? Большой объем не усваиваемой информации, обучение множеству различных дисциплин, которые пригодятся в будущем только на 50%. Учитель учит тому, что знает сам, независимо от того, является ли это актуальным. Учит тому, чего уже нет. Знания оторваны от деятельности. Оценки – главнее всего. Обучение не собственно предмету, а основным умениям, которые помогут ученику получить нужные знания в будущем. Нужно учить находить нужную информацию и умело ее использовать, а не давать готовый материал. Развитие самостоятельности. Сохранение здоровья.

Слайд 8

Какой должна быть современная школа, чтобы воспитать современного выпускника? Что есть? Что должно быть? Выпускник, владеющий суммой знаний. Перегрузка учащихся: ученику не хватает времени для работы с дополнительными источниками информации, включая компьютер Творчески развитая личность, способная адаптироваться в условиях рынка. Современный выпускник должен быть активным, самостоятельным, умеющим выходить из трудных жизненных ситуаций. Физически здоровая личность, обладающая прочными знаниями

Слайд 9

Основные качества личности, которые необходимы для достижения целей Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения) Образованность (широта знаний, высокая общая культура) Упорство и работоспособность Владение навыками общения ( умение слушать, ладить с людьми, терпимость) Воспитанность (хорошие манеры, вежливость) Жизнерадостность (чувство юмора, умение находить позитив ) Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

Слайд 10

Основные цели, которые хотели бы достичь в жизни ученики-выпускники 1. Здоровье 2. Счастливая семейная жизнь 3. Хорошие и верные друзья 4. Общественное признание (уважение окружающих, коллег, коллектива, товарищей) 5. Уверенность в себе 6. Познание (возможность расширения своего кругозора) 7. Хорошо оплачиваемая работа 8. Качественное образование 9. Свое жилье

Слайд 11

Успешная личность Самообразование обеспечение единства и непрерывности образования, воспитания и социализации

Слайд 12

Я – ПРОФЕССИОНАЛ Профессионал – способный осознавать значение профессии и её место в системе общественного разделения труда Я – СЕМЬЯНИН Ответственный за себя и других, следующий этикету супружеских взаимоотношений, стремящийся к здоровому образу жизни, как главной ценности. Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ Патриот, ощущающий ответственность за настоящее и будущее Отечества.. Я – ВЫПУСКНИК Социально компетентная личность, способная реализовать себя в различных социальных сферах современного общества. Я- СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬ Обладающая гуманистическим мировоззрением, видит личность в себе и других, успешно взаимодействует с социумом. Я – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Интеллигент, приверженный к общечеловеческим духовным идеалам, способный к саморегуляции , сознательному управлению своим поведением. Я - ЖИТЕЛЬ ЗЕМЛИ Носитель эстетических установок по отношению к культуре и природе, ориентированный на познание себя, людей, мира.

Слайд 14

Использованы: статья «Специфика реализации ФГОС в старшей школе» Р.Н . Бунеев (ж. «плюс До и После»), официальные документы ФГОС интернет ресурсы



Предварительный просмотр:

«МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ»

Слайд 1- ТЕМА

 Слайд  2

Скоро  одиннадцатиклассники  уйдут из школы. Какими уйдут? Каков будет  итог нашей образовательной и воспитательной работы.  Я говорю «нашей», потому что Закон «Об образовании» РФ называет учителей и родителей равноправными участниками образовательного процесса.

Уточним значение слова «процесс».

- Процесс – это развитие каких-либо явлений. Он часто связан с производством. А что такое производство?

 - Производство – выпуск товаров определённого качества.  Школу можно соотнести и с процессом, и с производством.  Какого  же качества «товар» должен быть выпущен школой в конце 11 года учения?

Модель личности выпускника представляет собой систему основных ценностных параметров, характеризующих качество образования и применяемых в качестве школьных норм образованности и воспитанности.

Слайд 3 

Актуальность проектирования новой модели образовательного пространства, особенно в  старшей школе, обусловлена необходимостью пересмотра содержания образования и принципов организации учебно-воспитательного процесса в силу изменения внешней социальной и образовательной ситуации. Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями, поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходили и превосходят своих сверстников из большинства стран.

Слайд 4, 5

Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Получается, что владея знаниями, выпускники не могут и не умеют их использовать в жизни!!! Почему? Испокон веков процесс обучения строился как процесс передачи информации от учителя к ученику; вместе с тем это противоречит человеческой природе. Только через собственную деятельность каждый познает окружающий мир, пытается создать определенные жизненные блага, решить личные и профессиональные проблемы.

Учащимся в школе приходится зачастую  то, что "велят" учителя, то, в чем они иногда не видят смысла. Несоответствие между деятельностью, диктуемой человеческой природой и той, которую требуют выполнять в школе, рождает массу педагогических проблем: одна из них неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.

- Меняется время – меняются требования к качеству.

Слайд  6-7-8 Что есть, что должно быть?

Всем хочется, чтобы «качество выпускаемых в жизнь учеников» было выше. Но до сих пор нерешенным остается вопрос: «Как воспитать такого выпускника?» Что делать?

Слайд 9   Вы видите  основные качества личности , которые необходимы для достижения целей.

 На просьбу назвать  качества личности, которые помогут выпускникам стать успешными в современном обществе, учителя и родители ответили примерно  так:

  1. Образованность, самоуверенность, честолюбие, напористость, коммуникабельность.

Слайд 10   А вот  основные цели, которые хотели бы  достичь  в жизни  ученики-выпускники.

1.        Здоровье

2.        Счастливая семейная жизнь

3.        Хорошие и верные друзья

4.        Общественное признание (уважение окружающих, коллег, коллектива, товарищей)

5.        Уверенность в себе

6.        Познание (возможность расширения своего кругозора)

7.        Хорошо оплачиваемая работа

8.        Качественное образование

9.        Свое жилье 

Слайд  11        Итак, успешная личность может получиться при обеспечении единства и непрерывности  образования, воспитания и социализации.

Слайд 12  Модель выпускника

Я – ВЫПУСКНИК

Социально  компетентная личность, способная реализовать себя в различных социальных сферах современного общества.

   Я – ПРОФЕССИОНАЛ

Профессионал – способный осознавать значение профессии и её место в системе общественного разделения труда

                                                               Я – СЕМЬЯНИН

Ответственный за себя и других, следующий этикету супружеских взаимоотношений, стремящийся к здоровому образу жизни, как  главной ценности

Я -  ГРАЖДАНИН РОССИИ

Патриот, ощущающий ответственность за настоящее и будущее Отечества..

Я-  СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Обладающая гуманистическим мировоззрением, видит личность в себе и других, успешно взаимодействует с социумом.  

Я – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Интеллигент, приверженный  к общечеловеческим духовным идеалам, способный к саморегуляции, сознательному управлению своим поведением

Я - ЖИТЕЛЬ ЗЕМЛИ

Носитель эстетических установок по отношению к культуре и природе, ориентированный на познание себя, людей, мира.

Слайд 13  (задержаться) -  14