Нравственное воспитание

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Нравственное воспитание - это:

- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_horosho_i_chto_takoe_ploho.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Программное содержание.

 

 Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Формировать у детей понятие о дружбе, учить представлять, чем можно помочь, чем порадовать друга в случае огорчения. Формировать положительные чувства через улыбку.

Воспитывать чувство вежливости, доброты, стремление к дружелюбию, умение сорадоваться.

Материал:

  Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», иллюстрации описанных в стихотворении ситуаций, 2 стола, с картинками хорошего и плохого настроения , «Хорплоша», копилка с монетами,  кукла-мальчик, мягкая игрушка свинья.

Ход занятия.

- Я приглашаю вас сесть на стулья. Сели удобно, красиво. Покажите мне свои лучистые, добрые глаза. Какие они у вас красивые! Посмотрев на вас, легко и радостно забилось мое сердце.

-Ответьте, пожалуйста, когда человеку бывает хорошо?

-А всегда ли у нас бывает хорошее настроение? А плохое?

Ребята, а скажите, кто живет у нас в группе и помогает понять хорошие поступки мы делаем или плохие, или хорошее у нас настроение или плохое?

_- Хорплоша!

- Давайте мы познакомим гостей с Хорплошей.

Мы вам расскажем гости

О странном существе

Его вы не встречали,

В нем половинки две.

Одна из половинок:

Тепла, добра, мила,

Красива и приветлива,

Веселая она.

Глаза другой прикрыты,

Не видно в них тепла,

Мы видим половинку,

Где только грусть одна.

Веселого и грустного

Нам в ней не сосчитать,

И мы ее Хорошею

Все будем называть.

За маленькими детками

Хороша наблюдает

И знает всех послушных,

И непослушных знает.

-Какой бы вы всегда хотели видеть Хорплошу?

-Какие поступки вы должны совершать, чтобы Хорплоша всегда была добродушной и веселой?

-   Ребята, а вы сами знаете, что такое хорошо и что такое плохо?

  Вот я сейчас это и  проверю. Давайте прочитаем стихотворение        

В. Маяковского, которое так и  называется «Что такое хорошо и что такое плохо». Я буду читать стихотворение, а  вы – выбирать картинки к нему и ставить  либо на стол с лицом хорошего настроения, либо на стол с лицом грустного настроения.

- Крошка сын

(показывает куклу)

к отцу пришёл,

И спросила кроха:

(меняет голос, подражая мальчику)

- Что такое

хорошо

и что такое

плохо?

У меня

секретов нет, -

слушайте, детишки, -

папы этого

ответ

помещаю

в книжке.

  Воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку в соответствии со стихами.

           - Если ветер крыши рвёт,

            если град загрохал, -

             каждый знает – это вот

             для прогулок…

Воспитатель делает паузу и жестом предлагает ребёнку выбрать стол и разместить на нём картинку.

Все. Плохо.

Воспитатель (вызвав другого ребёнка).

            Дождь покапал и прошёл.

            Солнце в целом свете.

            Это…

Все (после того, как ребёнок поставит выбранную картинку).

            Очень хорошо и большим

                                и детям.

Воспитатель:

            Если сын чернее ночи,

            грязь лежит на рожице, -

            ясно, это…

Ребёнок размещает картинку.

Все. Плохо очень

         для ребячьей кожицы.

Воспитатель. Если мальчик любит мыло

                         и зубной порошок,

                         этот мальчик очень милый,

                         поступает…

Все (когда картинка поставлена).  Хорошо.

Воспитатель:

            Этот вот кричит:

                                         - Не трожь

             Тех, кто меньше ростом! –

   Все.  Этот мальчи так хорош,

              загляденье просто!

   Воспитатель:   Если ты порвал подряд

                                  книжиц и мячик,

                                  про такого говорят:

Все. Плоховатый мальчик.

Воспитатель.   Если мальчик любит труд,

                              тычет в книжку пальчик,

                              про такого пишут тут:

Все (когда картинка поставлена).

         Он хороший мальчик.

Воспитатель. От вороны карапуз

                            убежал, заохав.

                            Мальчик этот  просто трус.

Все. Это очень плохо.

Воспитатель. Этот хоть и сам с вершок,

                            спорит с грозной птицей.

                            Храбрый мальчик,

Все. Хорошо!

Воспитатель. В жизни пригодится.

                Вызывает другого ребёнка. 

                        Этот  в грязь полез и рад,

                            что грязна рубаха.

                            Про такого говорят:

Все. Он плохой, неряха.

Воспитатель. Этот чистит валенки,

                           моет сам галоши.

                           Он, хотя и маленький,

Все. Но вполне хороший.

Воспитатель обращается к кукле-малышу и к каждому ребёнку.

         Помни это каждый сын.

          Знай любой ребёнок:

          вырастет из сына свин,

          если сын –  свинёнок.

Показывает свинью, вызывая смех.

           

Мальчик радостный пошёл,

            и решила кроха: «Буду делать хорошо, и не буду – плохо».

Ну, что ж, вы правильно оценили каждый поступок. А на самом деле каждый сумеет поступить так же?

Дети. Да.

Физминутка!!!!

-Ребята, если бы можно было  обозначить хорошие и плохие поступки цветом, то какой цвет подойдет для хороших, добрых дел?

- Желтый!!! (Цвет солнышка)

-А плохие поступки каким цветом можно обозначить?

- Черным!!! Почему???

- Сейчас мы заглянем в копилку Хорплоши и узнаем, каких же поступков больше увидела Хорплоша, наблюдая за вами?

- Вы сами как думаете, больше желтых или черных?

- Проверим?

- Вы рады? Я тоже очень рада. Мне приятно, что вы живете в группе дружно, умеете договариваться, уступать друг другу, жалеете и любите друг друга, и Хорплоше сегодня не  приходится сердиться и грустить.

 Мы с вами должны жить дружно, помогать друг другу, не обижать своих друзей.

 Скажи, Никита, кто у тебя друг? А у тебя, Дима? Давайте, для своих друзей прочтем стихи о дружбе, которые мы с вами учили.

1 ребёнок.  «Подружки»

                                А. Кузнецова

                  Мы поссорились с подругой

                  И уселись по углам.

                  Очень скучно друг без друга!

                  Помириться нужно нам!

                  Я её не обижала,

                  Только мишку подержала,

                 

 2 ребенок: Только с мишкой убежала

                  И сказала: «Не отдам!»

                  Я пойду и помирюсь,

                  Дам ей мишку, извинюсь,

                  Дам её куклу, дам трамвай,

                  И скажу: «Играть давай!»

3 ребёнок.                   З. Александрова

                   Подарили нашей Вере

                   Шарик с красным петушком,

                   Ой, какой красивый шарик,

                   Все мечтали о таком.

                   Но поднялся ветер вдруг,

                   Шарик выхватил из рук.

4 ребенок:  Подошла к подружке Таня:

                   - Ну, чего же мы стоим?

                   Шарик твой мы не достанем,

                   Так давай играть с моим.

                   Посмотри, цветы на нём,

                   Будем с ним играть вдвоём.

Воспитатель. Молодцы, ребята, хорошие стихи прочитали. А кто мне скажет, как очень просто можно доставить радость другим?

Дети. Надо улыбнуться.

Воспитатель. Давайте улыбнёмся друг другу.

-Молодцы! Не забывайте, что каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду и, конечно, все добрые люди всегда совершают только добрые поступки. От них  на нашей планете становится светлее и радостнее.

-Давайте мы с вами соберем пирамидку из добрых пожеланий. Выходите по одному и протягивайте ладонь с пожеланием.

Воспитатель:  Я желаю всем терпения и послушания.

Я желаю …

-Подкинем нашу пирамидку высоко-высоко, пусть она рассыплется, и полетят наши пожелания по всей земле, пусть их услышат все люди на свете, и пусть им будет хорошо и радостно.

-Спасибо вам, ребята! Будьте щедрыми и добрыми.

Зайцы.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.