Работа с педагогами

Артеменко Юлия Александровна

Работа с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx107.82 КБ
Файл opyt_raboty.docx32.68 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

        

            Консультация для воспитателей

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС   ДО

https://medaboutme.ru/upload/medialibrary/dfa/shutterstock_165856706.jpg

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании ¬ медико-профилактические; ¬ физкультурно-оздоровительные; ¬ технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; ¬ здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; ¬ валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. ¬ технологии профилактики заболеваний, ¬ углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники, ¬ коррекция возникающих функциональных отклонений, ¬ отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья), ¬ реабилитация соматического состояния здоровья, ¬ противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, ¬ витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты), ¬ санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ. Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребѐнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:  закаливание КГН;  беседы по валеологии;  спортивны праздники;  спортивные развлечения и досуги;  недели здоровья;  соревнования;  прогулки-походы. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: ¬ Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»; ¬ Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребѐнка дошкольника», «Запрещѐнные физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.; ¬ Практикум для педагогов ДОУ «Приѐмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»; ¬ Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах. Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:  Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;  Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;  Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителямиспортсменами и др.);  Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Современные здоровьесберегающиетехнологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: ¬ приобщение детей к физической культуре ¬ использование развивающих форм оздоровительной работы. Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий ¬ Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ. ¬ Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ. ¬ Установление контактов с социальными партнѐрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения. ¬ Освоение педагогами ДОУ методик и приѐмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ. ¬ Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых. ¬ Работа валеологической направленности в родителями ДОУ. Система здоровьесбережения в ДОУ: ¬ различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул); ¬ комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика); ¬ физкультурные занятия всех типов; ¬ оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажѐры, тактильные дорожки); ¬ организация рационального питания; ¬ медико-профилактическая работа с детьми и родителями; ¬ соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса; ¬ комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов. Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ  Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;  Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;  Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;  Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;  Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;  Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивнооздоровительной работы;  Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребѐнка в ДОУ.  Использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ Технологии сохранения и стимулирования здоровья Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели. Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ответственный исполнитель: воспитатели. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели. Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели, психолог. Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель: все педагоги Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственный исполнитель: воспитатели. Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель. Проблемно-игровые игротреннинги, игротерапия – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не -заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог. Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог. Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог. Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули). Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 МБДОУ № 20 г.Азова

Исследовательско - творческий проект

в старшей группе

«Природа родного края»

                           

Воспитатель: Атременко Ю.А.

г. Азов

2022г.


Всё хорошее в людях из детства!
       Как истоки добра пробудить?
       Прикоснуться к природе всем сердцем:
       Удивиться, узнать, полюбить!
       Мы хотим, чтоб земля расцветала,
       И росли, как цветы, малыши,
       Чтоб для них экология стала
       Не наукой, а частью души!

Проект «Природа родного края» 

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Тип проекта: исследовательско-творческий

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность:  Тема проекта «Природа родного края» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. 

 Цель проекта: Расширение и углубление представлений о природе  родного края, ознакомление с  особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой.

Задачи проекта:

  • развивать познавательный интерес к природе родного края .
  • расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;
  • Воспитывать сознательное бережное отношение к природе родного края.

Пути реализации:

• Создание условий,  развивающей среды, программное обеспечение.

•Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с программой «Детство», «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О.А., и региональная программа «Родники Дона» Чумичева Р.М.

• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Дети научились работать в коллективе, самостоятельно находить ответы на вопросы, делать выводы.

Проект осуществляется в три этапа.

Мотивационный этап. Перед детьми была поставлена проблемная ситуация с использованием метода трех вопросов: «Что мы знаем о природе Донского края?», «Что мы хотим узнать?», «Как найти нам ответы?» 

Свою работу мы начали со сбора необходимого материала, способствующего реализовать цели проекта. Составили план. Осуществили подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала  для  образовательной деятельности и развивающей среды в группе.

Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы сделали её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое.


Проблемно-деятельный этап.

Проект является интегрированным. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительную деятельность, игровую, музыкальную, ручной труд. Творческие задания в проекте направлены на развитие способностей детей,  стимулируют потребность в самореализации, самовыражении в творческой деятельности.

Но особое место занимало экспериментирование – так как в каждом опыте в ходе экспериментирования раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Большую помощь в работе по экологии нам оказали книги. Это сказки, рассказы, стихи о растениях, животных и временах года.

СТИХОТВОРЕНИЕ «ОСЕНЬ»

Помогают в работе демонстрационный материал. Для повышения качества своей работы включены здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение возможности укрепления здоровья детей, формирование у детей необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В рамках реализации проекта, были запланированы и проведены различные экологические мероприятия. Дети рассматривали, наблюдали, вели беседы и споры на различную экологическую тематику: «Ты часть природы», «Может ли природа обидеться на человека?», «Деревья нашего края», «Как подружиться с природой?», «Человек и его добрые дела на Земле», и др.

Для расширения и углубления знаний о родном крае, знакомства с многообразием растительного и животного мира своей малой Родины были проведены экскурсии по городу.

Чтобы сердечко каждого воспитанника прикоснулось к природе, мы посвятили ребят в «Дошколят – эколят». Молодые защитники природы дали клятву стать лучшим другом Природы, надежным и верным. Ребята познакомились со сказочными героями и вместе с ними отправились в путешествие, чтобы познать природу Донского края. А чтобы подружиться с ней, создали газету о правилах поведения в природе. 

 Были организованы и проведены акции - субботники: «День древонасаждения», «Берегите природу», «Покормите птиц зимой» и другие. В ходе этих мероприятий участники благоустроили территорию детского сада.

1 апреля дети были приглашены на экологический час в библиотеку им. А.П.Чехова. Встреча была приурочена к Международному дню птиц. В ходе мероприятия дети узнали много интересной информация о пользе птиц, о бережном отношении человека к ним. Чтобы больше узнать о жизни птиц и открыть некоторые птичьи секреты, дети с большим удовольствием принимали участие в разных играх, отвечали на вопросы викторины "Такие разные птицы", слушали голоса птиц, и с удовольствием прослушали рассказ Виталия Бианки "Мастера без топора". В конце мероприятия ребята закрепили правила, как же правильно заботиться о наших крылатых соседях.

Работа по ознакомлению с природой Донского края ведется в тесном  взаимодействии со Станцией юных натуралистов. Во время посещения Станции детям предоставляется возможность поближе познакомиться с представителями флоры и фауны. Дети учатся общаться, заботиться о питомцах.

Одним из интересных мероприятий было посещение Азовского историко-археологического музея-заповедника. Дети познакомились с экспозицией "Природа Нижнего Дона", главной задачей которой является  познакомить детей с представителями разных видов животных и  прибрежной растительностью. С большим интересом и восторгом дети рассматривали муляжи. Экскурсовод познакомила детей с редкими и исчезающими видами животных, занесенными в Красную книгу, напомнила детям о бережном отношении к природе. Ребята привели свои примеры из жизненного опыта о бережном отношении ко всему живому. Этот дивный уголок природы подарил детям минуты гармонии, радость открытий, душевное тепло и наслаждение от увиденного. 

В рамках тесного сотрудничества с региональным казачьим театром «ЛЮБО» были организованы познавательные мероприятия «Природа Донского края». Главные герои в доступной форме показали и рассказали ребятам о животных нашего края. Было представлено множество животных, которых можно было рассмотреть.

Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников, так как родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, старались активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовали как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). Работа с родителями велась непрерывно, большое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместные организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

  Творческий этап.

Дети совместно со взрослыми выпустили стенгазету «Нашим рекам и озерам – чистые берега» Газета призывает взрослых и детей беречь природу родного края. Были выпущены буклеты  «Нашим рекам чистые берега». Они напомнили взрослым о том, что  начинать надо с себя, со своего собственного отношения к природным ресурсам, которые щедры, но далеко не безграничны. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Завершающим этапом данного проекта стало изготовление Красной книги Ростовской области. Ростовская область – край с уникальной природой, поэтому создание Красной книги – еще один шаг к сохранению и восстановлению  биологического разнообразия нашего края.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

  Итог проекта:

Мы обсудили результаты проекта и пришли к выводу, что оптимальное сочетание форм и методов формирования экологической культуры должно стать составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, дети получили ответы на интересующие их вопросы и составили рекомендации: «Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных, любить свою Родину и природу родного края». В ходе работы родители воспитанников повысили свою компетентность. Совместные мероприятия сблизили детей, родителей и воспитателей. Педагоги повысили экологическую грамотность, а так же профессионализм в области экологического воспитания.

Ожидаемые результаты:

  • Обогащены и систематизированы знания о представителях животного и растительного мира Ростовской области.
  • Приобретены знания о представителях Красной книги Ростовской области.
  • В результате проведенной работы у дошкольников четко сформировалось представление о том, что сохранность мира природы - обязанность человека.


Предварительный просмотр: