Проект "Песочные фантазии"

Кияница Анастасия Александровна

Жизнь маленького человека начинается с игр с песком, на песке и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Цель: Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesochnye_fantazii.docx523.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 комбинированного вида»

Проект «Песочные фантазии»

Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию … лучшая игрушка та, которую он может заставить изменяться … для детей лучшая игрушка – куча песка».

                                                                                                                           

                                                                                                          К.Д. Ушинский

Воспитатели:

Кияница А.А.



Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И не важно, что пока

Этот домик из песка!

Б. Заходер


Тип проекта: исследовательский.

Срок проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, воспитанники младшей группы №1, родители.

Актуальность проекта. Одним из центральных положений ФГОС дошкольного образования является создание социальных и материальных условий для поддержки детской инициативы, выбора ребенка, спонтанной игры, обогащения игры, обеспечения игрового времени и пространства. В то же время стандартом определено содержание программы, связанное с пятью образовательными областями – социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим и физическим развитием. Из этого положения следует, что перед современным педагогом стоит такая задача - во время игровой деятельности, развивать индивидуальные интересы, склонности, потребности дошкольников и в то же время обучать детей, так чтобы у детей было желание узнавать новое, чтобы он был готов научиться как читать, писать, считать.

Для решения этой нелегкой задачи нам может помочь игра в педагогической песочнице и рисование песком на стекле. Даже самые незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития ребенка.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во–вторых, в песочнице развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми. Недаром в Японии, Китае, Индии перед храмом, домами стоят чаши с песком и водой, чтобы человек перед тем, как общаться с высшими силами, очистился духовно и телесно.

В-шестых, рисование песком на стекле кроме развития творческих способностей и пространственного мышления, песочная анимация положительно сказывается и на здоровье ребенка, развивая моторику его пальцев и снимая напряжение, избавляя ребенка от стрессов и поднимая настроение. Рисование песком успешно используется для коррекции поведения у гиперактивных и очень возбудимых детей, приводя их к внутренней гармонии.

Таким образом, жизнь маленького человека начинается с игр с песком, на песке и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Цель: Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка.

Способствовать развитию мыслительной и коммуникативной деятельности.

Развитие речи, познавательных процессов и мелкой моторики рук.

Задачи:

- Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы; развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук; развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное и пространственное мышление, развивать речевую активность в процессе познания и исследования; развивать творческий потенциал.

- Познакомить со средствами песочной анимации (световой стол), художественным материалом (песок различной фактуры, кварцевый, цветной); познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом.

- Воспитывать дружелюбие, эстетическое чувство, аккуратность при работе с песком, понимание красоты окружающего мира, потребность в выражении своего отношения к нему.

Методы работы. Рассматривание иллюстраций, видео-слайдов. Беседы. Дидактические, пальчиковые, театрализованные игры. Исследование и экспериментирование. Наблюдения. Беседы. Чтение художественной литературы. Слушание музыки. Нетрадиционные способы рисования.

Ожидаемые результаты проекта:

  • У ребенка развита мелкая моторика, выносливость и усидчивость.
  • Ребенок обладает развитым образно - логическим мышлением, пространственным воображением, проявляет инициативу и самостоятельность в игровой деятельности, владеет разными видами игры, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, использует активную речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
  • Ребенок готов научиться чему-то сам.

Основные направления реализации проекта:

- Игры-занятия, игры-ситуации, сюжетно-ролевые игры, игры – исследования, нетрадиционный способ рисования (рисование песком на стекле, песочная анимация).

Срок реализации: 11-21 марта

Этапы реализации проекта:

1 этап.

  1. Выявление первоначальных знаний детей о песке.
  2. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
  3. Подбор программно-методического обеспечения.
  4. Пополнение предметно - развивающей среды группы.

2 этап.

- Работа с детьми:

1.Проведение игр с песком.

2.Проведение игровых занятий.

3.Опытно – экспериментальная деятельность.

- Работа с родителями:

1.Семинар-практикум.

2. Консультация.

3 этап.

Организация выставки детских работ, фотовыставка.

Предполагаемые результаты:

1. Ребята узнают о свойства песка.

2. Дети будут отличать, и называть характерные признаки песка.

3. Дети научатся проводить простейшие опыты.

4. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению в мире природы.

5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

6. У детей повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

7.Дети получают удовольствие от деятельность с взрослыми и сверстниками.





Работа с детьми

Форма проведения

Цель

Чтение сказки «Солнечный свет и песок» 


Экспериментальная деятельность «Песочная страна» 

Лепка из песка «Пирожки для гостей», «Замки на песке». 


Экспериментальная деятельность «Кто прошел по сырому, сухому песку»


Рисование песком коллективное «Бабочка»



Д/и «Чудесный мешочек» 




Экспериментальная «Песок пропускает воду быстрее, а глина медленнее» 




НОД «Пришла весна»




П/и «Перепрыгни через ручеек»


Экспериментальная деятельность «Волшебное сито» 

Беседа «Песочные часы»




Развлечение «Загадки цветного песка» 


Развивать у детей умения понимать, оценивать поступки и чувства через чтение художественной литературы.

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить.

Показать детям, что из сухого песка не получаются фигуры, а из мокрого песка с помощью формочек можно слепить пирожки.


Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.


Учить детей рисовать песком на листе бумаги.

Учить детей узнавать предметы по характерным признакам(в мешочках песок, различные крупы).

Закрепить представления детей о свойствах песка и глины, установить: что пропускает воду быстрее – вода или глина,  развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Учить детей создавать простые рисунке на стекле с помощью песка.



Развить физическую силу и выносливость.

Познакомить детей со способом отделения песка от крупной крупы, камешков.

Познакомить детей с песочными часами. Рассказать о их назначении.


Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.


Работа с родителями

Консультация для родителей: «Песочная терапия».

«Цветные картины»-совместное творчество детей и родителей

Оформление фотостенда «Наши фантазии из песка»

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Игры для детей 4 — 7 лет: развитие речи и воображения. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.,1991.-93с.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.

3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.:Мозайка-Синтез, 2008.

4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.

5. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, - 8 - воображения, речи: Игровые задания. - М.:Издательство «Первое сентября», 2004.

6. Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице». Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2014.

7. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2014.

8. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006

9. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. 2013.

10. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребѐнка от рождения до семи лет). - М.,1960. - 328с.

11. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб., 2007

Приложение

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/30/s_5e819e37d434f/1399358_2.jpeg

Сказка про песок и солнечный свет.

Давным-давно, когда люди, звери и птицы говорили на одном языке, а трава перешёптывалась с опавшими листьями, на широком озере жили брат и сестра, Песок и Водная Гладь. Песок любил странствовать по всей земле, а Водная Гладь дожидалась брата из дальних путешествий.

На северном берегу озера жила Старая Гора. Её муж, вечно угрюмый Чёрный Утёс, стоял чуть поодаль. Целыми днями и ночами он вглядывался в бескрайний горизонт, ни с кем не разговаривая и думая о чём-то своём.

Каждое утро на озеро приходил Солнечный Свет. Все радовались его появлению и непременно расхваливали его золотые кудри, их красоту и блеск. Солнечный Свет любил слышать похвалу! Он растекался от счастья и начинал играть со всеми, кто в нём нуждался. И только Песок, который был сух и колюч, не придавал большого значения появлению Солнечного Света. Покружив на берегу, он срывался с места и пропадал на несколько дней.

И вот, однажды, Песок вернулся из путешествия, ласково потрепал Водную Гладь и начал свой рассказ.

– Далеко-далеко, на краю земли, в одиночестве живёт древняя Пустыня. Она поведала о тех временах, когда ничего не было кроме неба и земли. Она очень мудра! Она научила меня быть быстрым и сильным, ловким и неукротимым!

– Какие глупости! – усмехнулся Солнечный Свет, любуясь своим отражением в Водной Глади. – Я буду там, где живёт Пустыня уже утром, а ты и за несколько дней туда не доберёшься!

– Ты лжёшь! – взвился Песок. – Я всё сметаю на своём пути! Ни зверь, ни человек не устоят в схватке со мной!

Солнечному Свету доставляло огромное удовольствие дразнить Песок. Он рассмеялся и скрылся за тучей.

– Вот видишь, Песок, захочу, выйду, а захочу нет! А что можешь сделать ты?

Старая Гора разволновалась и прогрохотала: “А, ну, прекратите, немедленно! Эй, Утёс, что же ты молчишь? Уйми их!” Но она знала, что Чёрный Утёс никогда не ответит. Уж очень он молчалив и угрюм.

А Песок тем временем не на шутку разошёлся!

– Уймись, Песок! – умоляла брата Водная Гладь. Да, куда там! Слова Солнечного Света не давали покоя гордому Песку.

И яростно Песок закружился в жутком танце! Так учила его древняя Пустыня. Он поднялся в небо и заслонил собой Солнечный Свет. Тьма опустилась на землю и воцарилась тишина. Звери попрятались в норы, люди закрыли двери и окна, замолкли птицы. Холодом повеяло по всей земле. Слёзы Водной Глади превращались в тонкий лёд. Листва опадала на траву, а Старая Гора недовольно шевелилась, сотрясая землю.

Солнечный Свет высокомерно молчал, но и Песок был непреклонен. Он без устали вился много дней, обезумевший от гордости и огромной силы! И кто знает, что стало бы с нашей землёй, если бы, однажды, сквозь тьму не донёсся протяжный зов древней Пустыни. Тысячелетняя мудрость сказала ей, что надо унять Песок, иначе всё погибнет, и вновь останется древняя Пустыня совсем одна.

Песок услышал настойчивый зов Пустыни и молча, ушёл на край земли.

С тех пор, всё вокруг погрузилось в тишину. Никто не хотел говорить и вспоминать о произошедшем. Кто сейчас помнит эту историю? Солнечный Свет, который от обиды раскаляет Пустыню и Песок, и, пожалуй, Чёрный Утёс, который никогда не болтал попусту.

Песок так и остался в пустыне, где ему нет равных в силе и скорости. Но иногда он возвращается к любимой сестре. Ложится на берег и мирно засыпает. И только слышно, как Водная Гладь поёт тихую песню, оберегая сон брата.

Экспериментальная деятельность.

«Песочная страна»

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить; познакомить со способами изготовления рисунка из песка.

Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клей-карандаш.

Описание: Зайка предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сухой, сыпучий). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают к друг другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем лепить из сухого песка? Попробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли песком рисовать?

На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что – либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), а потом насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть,  что получилось.

Все вместе рассматривают рисунки.

«Кто прошел по сырому, сухому песку»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Материал: большая детская песочница, совки, лопатки, детские грабли, лейки.

Описание: Сделайте с ребенком ладошками следы на мокром песке. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Чья ладошка больше? Чья меньше? Повторите эксперимент с сухим песком.

Вывод: на мокром песке хорошо отпечатываются следы, на сухом нет.

«Песок пропускает воду быстрее, а глина медленнее»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка и глины, установить: что пропускает воду быстрее – вода или глина,  развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Материал: стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной

Описание :Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

 

«Волшебное сито»

Цель: познакомить детей со способом отделения песка от крупной крупы, камешков.

Материалы: совки, различные сита, ведерки, миски, рис, манная  крупа,  песок, мелкие камешки.

Описание: К детям приходит Красная Шапочка и рассказывает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей горшочек манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она  уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?

Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотри
те, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые
могут помочь нам? Замечаем, что лежит сито? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что из сита сыпется в миску?
Красная Шапочка рассматривает очищенную манку, благодарит за помощь, спрашивает: «Как еще можно назвать это волшебное сито?»

Найдем вещества у нас в лаборатории, которые просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков, отделить песок от камешков? Дети самостоятельно
просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось. Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки? Дети дарят волшебное сито Красной Шапочке.

Развлечение-экспериментирование «Загадка цветного песка»

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

Предварительная работа: беседа с детьми «Что такое лаборатория»; развлечение«Знакомимся с лабораторией и экспериментальной деятельностью»; разучивание стихотворений о песке; изготовление костюмов для героев фиксиков.

Роли героев фиксиков Симки и Нолика играют дети подготовительной группы.

Материал: пластиковый стаканчики, ложечки, мел, песок просеянный через сито, терка.

Воспитатель: Ребята, сегодня в почтовом ящике детского сада, я нашла посылку. Она была подписана: «Для воспитанников младшей группы». Откроем?

Дети: Да!

Воспитатель (читает письмо): «Здравствуйте, дорогие друзья! Я приглашаю вас в волшебное место. Оно обязательно вам понравиться. Там могут происходить различные чудеса, которые вы можете сотворить сами. Но, чтобы узнать и попасть туда, вам нужно отгадать загадки. Я посылаю вам в помощь предметы - подсказки, отгадав загадки вы узнаете куда я вас приглашаю. Удачи вам друзья. До скорой встречи! Госпожа Природа!»

Воспитатель: Ребят, какое-то загадочное письмо. Попробуем отгадать, что за предметы? И, что это за волшебное место?

Дети: Да!

Воспитатель: Слушайте первую загадку.

Этот жадный предмет

Все железо хватает.

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает. (Магнит)

Что - то можно в нем зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нем поспать часок,

Угадали, что?. (Песок)

Если в то стекло смотреть,

Можно много разглядеть:

Что не видно просто глазом,

Нам стекло покажет сразу! (Лупа)

Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это за место?

Дети: Да! Это лаборатория.

Воспитатель: Давайте с вами отправимся туда.

Физкультминутка. Маша и медведь «Про следы»

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем по кругу.)

Воспитатель: Вот мы и пришли в лабораторию.

(В лаборатории цветные следы, на бумаге).

Дети: Ой, а что это за следы.

Воспитатель: Смотрите Симка, Нолик. Здравствуйте!

Нолик: Здравствуйте!

Симка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Симка, Нолик, когда мы шли в лабораторию, увидели цветные следы. Кто это у вас тут так наследил?

Симка: Да, это все Нолик.

Нолик: Почему сразу я? Может ты! Или еще кто - нибудь?

Симка: А, кто у нас в песок играл?

Нолик: Я играл!

Симка: Вот и наследил.

Ребенок: А почему следы цветные, песок же может быть белым или желтым. Разве бывает зеленым, красным?

Симка: Так он в начале в песок играл, а потом ему захотелось мелом порисовать мелками. Вот и получились следы цветные.

Нолик: А разве может мел покрасить песок?

Воспитатель: Да ребята! Давайте с вами попробуем покрасить песок. Для этого нам нужно: мел, песок и … Ребят, что это?

Дети: Терка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сейчас я покажу вам как из мелков можно сделать порошок. 

Воспитатель трет мел на терке.

А теперь я предлагаю каждому из вас добавить порошковый мел в песок. И размешать.

Дети добавляют.

Воспитатель: Ну, что ребята, получилось?

Дети: Да!

Воспитатель спрашивает каждого из ребят, какого цвета получился у него песок.

Нолик: Как интересно. Оказывается это мои следы.

Воспитатель: Да, Нолик. Ребята смогли доказать, что это твои следы. И получились они цветными от того, что ты перемешал мел и песок.

Нолик: Да! Я и не знал, что такое может быть. Ребят спасибо, вам за проведенный эксперимент.

Воспитатель: Нолик, а еще песок можно покрасить пищевыми красителями. И с пескомможно провести много различных экспериментов.

Нолик: А сейчас я хочу с вами поиграть.

«Собери набор юного исследователя» (два рюкзака, лупы - 2 шт., колбы - 2 шт., ситечко – 2шт., различные игрушки)

Воспитатель: Симка, Нолик дети знают стихотворения про песок. Послушайте.

1-й ребенок: Лежал песок,

Скучал песок.

Сто тысяч лет, наверно.

Он был ужасно одинок

И это было скверно.

Не в радость были песни гроз,

Не в радость дождь из тучек.

2- й ребенок: Скучал в жару,

Скучал в мороз-

Весь мир песку был скучен.

И так еще сто тысяч лет

Хранил бы он унынье

Но был доставлен к нам чуть свет.

И не скучает, вовсе, нет

В песочнице отныне.

Симка: Какое замечательное стихотворение.

Нолик: Молодцы, ребята! Играйте с песком, экспериментируйте.

Воспитатель: Интересно у вас здесь. Но нам пора возвращаться в группу. До свидания!

Симка, Нолик: До свидания!

Под песню «Маши и медведь» возвращаются в группу на стульчики.

Воспитатель: Ребята вот мы с вами и разгадали загадки госпожи Природы. Побывали в лаборатории и сами поставили опыт. Вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы обязательно будем возвращаться в лабораторию и ставить эксперименты. А сейчас давайте с вами отправимся на прогулку и поиграем с песком в песочнице.

Стихотворения про песок

А. Полетаева
Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш! 
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!

Н. Хилтон
Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец-
Ай да папа молодец!


И. Финк
Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.





Непрерывная образовательная деятельность в младшей группе №1

(с использованием песочных столов и цветного песка)

«Цветные бабочки»

Образовательные задачи:

  • закрепить правила поведения во время игры с песком;
  • закрепить умение создавать изображение нетрадиционным методом – посыпание цветным песком.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познанию, организованность, чувство коллективизма;
  • формировать навыки сотрудничества в процессе выполнения игровых заданий;
  • воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации, желание прийти на помощь;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  • формировать интерес к рисованию песком.

Развивающие задачи:

  • развивать творческие способности, фантазию и воображение;
  • развивать навыки общения и связную речь, стимулировать познавательный интерес;
  • развивать художественный вкус, фантазию, образное мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы:

Методы: рассказ, беседа, игровая деятельность.

Приёмы: постановка цели, вопросы, практическая помощь, поощрение.

Материал к занятию:

Демонстрационный:

  • фланелеграф;
  • изображение бабочки.

Раздаточный:

  • силуэты бабочек, вырезанные из бумаги с клеевой основой;
  • емкости с песком разного цвета;
  • песочные столы.

Ход НОД:

«Песня юного художника» из мультфильма «Маша и медведь»

Воспитатель: Ребята, а вы любите рисовать? А чем вы больше всего любите рисовать?

Дети: Сегодня я предлагаю отправиться в нашу знакомую песочную страну и порисовать не красками, не карандашами, а ….пальчиками. Согласны? Ну, тогда в путь!

Воспитатель: Вот и наша волшебная страна. Посмотрите, какая она красивая. Прежде, чем начать рисовать, надо поздороваться с волшебной песочной страной.

Пальчиковая игра

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, желтенький песок!

Воспитатель: Теперь погладьте песок, возьмите в кулачок и посыпьте. Чувствуете, как он с вами здоровается? Что можно сказать о нем? Песок какой?

Ответы детей.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Правильно, бабочка! Посмотрите ребята, на нашу полянку прилетела бабочка. Изображение бабочки на доске.

Воспитатель: Что можно сказать о ней, какая бабочка?

Ответы детей.

Воспитатель: По секрету скажу вам, ребята, этой бабочке грустно. Грустно ей от того, что у нее нет подружек. Ребята, поможем бабочке найти друзей? Как мы сможем помочь ей?

Дети: Надо сделать ей подружек - бабочек.

Воспитатель: Правильно. Мы ей раскрасим бабочек волшебным песком.

Дети подходят к столам. На столах разложены силуэты бабочек,

вырезанные из бумаги с клеевой основой и емкости с песком разного цвета.

Воспитатель: Выберите бабочек, которые вам нравятся, и раскрасьте цветным песком.

Дети раскрашивают силуэты бабочек цветным песком по своему желанию.

Воспитатель: Готовы ваши бабочки? Молодцы ребята, помогли бабочке. А теперь ваши бабочки полетят на полянку.

Всех бабочек размещают на доске

Воспитатель: Посмотрите, нашей бабочке стало весело!

Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо потрудились. Что вам запомнилось? Что вам понравилось?

Дети обсуждают, оценивают свои работы и работы своих друзей.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с песочной страной.


Непрерывная образовательная деятельность в младшей группе группе №1

(с использованием песочных столов и цветного песка)

«Пришла весна»

Пояснительная записка

         Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Песок это удивительный и таинственный природный материал, который способен передать одновременно многое. И ощущение разнообразия природы, и ощущение возможностей своего тела, и сущности жизни вообще с её текучестью, неожиданностью, многообразием форм. Он может быть сухим и легким, влажным и пластичным.

 

Цель: развивать творчество детей с помощью песочной техники.

 Задачи:

  • Образовательные: формировать навыки рисования песком используя разные приемы; обогащать тактильный опыт у воспитанников;
  • Развивающие: развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; развивать речевую активность в процессе познавательной деятельности и игре.
  • Воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие.

Материал: световые столы по количеству детей, кварцевый   песок, шпателя.

Оборудование:

  • мольберт; карточки с изображением признаков весны; мешочек; набор самоклеящихся фигур; лист формата А-3;
  • ноутбук;
  • подборка отрывков из музыкальных произведений по тематике весны.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

 

  1. I. Вступительная часть.

-  Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.

 Молодцы, ребята, а сейчас повторяйте за мной:

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (поднять руки вверх)

Солнышко лучик тебе протянуло, (протянуть руки в центр круга)

Распустило лучики, (руки в стороны, пальчики раскрыть)

Разогнало тучки, (присесть, двигать ладошками в стороны)

 Солнышко щечку тебе полоскало, (погладить ладонями щечки)

Доброго утра пожелало! (прижать ладони к груди).

  1. II. Основная часть.
  2. Беседа о волшебной стране.

- Ребята скажите, какое сейчас время года? Ответы детей – весна.

- Ребята, я знаю такую волшебную страну, где круглый год светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки, рисовать. Вам знакома эта страна? Как она называется? А вы бы хотели туда отправиться?

- Присаживайтесь. Сейчас мы вместе составим общий план рисования весенней картины на песке. Но сначала нам нужно вспомнить признаки весны.

  1. Игра «Чудесный мешочек».

-  У меня есть чудесный мешочек с карточками давайте рассмотрим их. Дети по очереди достают карточки и называют признак весны (текут ручейки, светит солнышко, появляются проталины, расцветают подснежники, зеленеет травка и т.д.) На каждый признак ребенок выбирает геометрические фигуры и выкладывает их на общем плане будущей картины.

Например, на слова «Светит солнышко» -  крепится желтый круг вверху картины, «Текут ручейки» - распределяются синие волнистые линии и т.д.

- Как вы думаете, что они могут обозначать большие и маленькие зеленые треугольники? Как их разместить на нашем плане? (Это ели, большие деревья будут к нам ближе и расположатся снизу, а маленькие вдалеке расположатся выше)

- Наш план весенней картины готов, он поможет нам распределить все элементы на песочном столе.

  1. Давайте вместе вспомним некоторые приемы рисования на песке. 
  • рисование щепоткой;
  • рисование всеми пальчиками обеих рук;
  • рисование струйкой;
  • симметричное рисование двумя пальчиками обеих рук;
  • топание пальчиками.

4.Самостоятельная работа детей за световыми песочными столами.

- Ну а теперь мы с вами создадим свою весеннюю картину, придумывая и добавляя в нее свои элементы.

         Дети проходят к песочным столам включают свет и начинают рисовать под легкую музыку.

- Ребята, применяйте разные способы рисования песком в процессе работы.

  1. По окончании работы все вместе рассматриваем картину.

III. Заключительная часть. Итог НОД.       

На дворе стоит весна! 
После зимней лютой стужи 
Просыпается от сна 
Вся природа. Даже лужи 
Не покроет лед за ночь, 
Гонит солнце зиму прочь! 
Набухают соком почки, 
И зеленые листочки 
Скоро в струях ветерка 
Заиграют! А пока 
Цвета солнца у реки 
Появились огоньки! 
Все! Закончились морозы! 
Распускаются мимозы!

                (В.Косновицкий)

  • Ребята, вам понравилась наша встреча?
  • Что именно вам понравилось?
  • Какое у вас настроение?
  • Что вы можете сказать о вашем настроении?
  • Вам нравится рисовать на песке? Сегодня у нас с вами было очень солнечное весеннее настроение и в знак этого я подарю вам вот такие маленькие солнышки. (Солнышки дети крепят на одежду и уходят в группу)

Игры и упражнения с песком

1. Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

2. Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

4. Упражнение «Насыпание – пересыпание»

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.

Детям предлагается ,с помощью педагога, насыпать сухой песок в бутылку .В одну с помощью воронки ,а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.

5. Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

6. Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

7. Упражнение «Узоры на песке двумя руками»

Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.

Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д.

8Игра-упражнение «Песочный круг»

Цель: знакомить с техническим приемам и способам изображения с использованием песка.

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

9. Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка

Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка.

10. Упражнение «Такие разные настроения»

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы.

Рисуем на песке лица с различными настроениями.

11. Игра-упражнение «Кто я?»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное например грибок или рыбку. Скажите ребенку, что в эти точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.

12. Игра-упражнение «Волшебное превращение»

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения

Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).

13. Игра-упражнения «Вслепую»

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие мелкой моторики икоординации движений

Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Можно устроить соревнования между детьми.

14. Игра-упражнение «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).

15. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

16. Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

17. Игра-упражнение «Секретики»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.

Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке. Затем дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.

18. Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

19. Игра-упражнение «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

20. Игра-упражнение «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

21. Игра — упражнение «Выкладываем и печатаем на песке»

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения.

Создавая изображение, а также украшать свои постройки из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек или других природных материалов. Покажите ему, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например, самолета, солнышка, цветка или целую картину.

На песке можно создавать изображения методом печатанья. Для печатанья можно использовать формы без дна. Можно использовать и обычные формочки, комбинируя оттиски разной формы и величины, вы сможете составлять из них узор и даже картину.

22. Игра — Школа на песке «Занимательная геометрия»

Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.

Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс. Задания: 1)посчитать все треугольники,2)все квадраты,3)все круги.

Консультация для родителей «Песочная терапия»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Задумывались ли вы о том

Как сделать отдых ребенка не только интересным, но и полезным для его развития? Чем увлечь малыша и развлечь его в компании друзей? Как сделать досуг своего чада безопасным, увлекательным и креативным?

Есть ответ на этот вопрос – рисование песком!

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/30/s_5e819e37d434f/1399358_3.jpeg

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру….Подобно богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Огромное  разнообразие видов игр и занятий с этим материалом делает его идеальным развлечением для детей разного возраста.

Одним из самых популярных устройств  для рисования песком является световой стол.

Все мы знаем о том, что игры с песком  - самое любимое занятие детей дошкольного возраста.

Игра с песком как способ развития  ребенка, известна с давних времен, это естественная и доступная каждому малышу форма деятельности. 

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/30/s_5e819e37d434f/1399358_4.jpeg

Песок имеет необычные свойства, которые позволяют ребенку во время рисования погрузиться в свой внутренний мир – мир чувств, сказки, фантазий.

Затронуты все стороны развития речи: фонетикаграмматический строй, лексика, связная речь.

Песочная терапия поможет в развитии внимания, восприятия, памяти, мышления. Песок идеально подходит для формирования перцептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики.

Рисование  песком на световом столе стимулирует ускоренное развитие мышления и речи ребенка, так как, пересыпая песок из ладошки в ладошку, захватывая песок в кулачок, выравнивая песок на стекле  - все эти движения непроизвольно влияют на развитие мелкой моторики, и соответственно, на развитие речи ребенка.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/30/s_5e819e37d434f/1399358_5.jpeg

Знаете ли вы, что благодаря таким  играм

существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; мощно развивается "тактильная" чувствительность, как основа развития "ручного интеллекта"; гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика; совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка; песок, как и вода, способен "заземлять" отрицательную энергию.

Поиграйте с детьми

Предлагаем несколько упражнений

1) скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.), выполнить те же движения, поставив ладонь ребром; "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/30/s_5e819e37d434f/1399358_6.png

2) создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/30/s_5e819e37d434f/1399358_7.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/30/s_5e819e37d434f/1399358_8.png

3) "пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);

4) "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;

5) сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?) имеют колоссальное значение для развития психики ребенка.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/30/s_5e819e37d434f/1399358_9.png

Способы работы с песком:

1) Способы засыпания рабочего стола:

просеивание (сквозь пальцы) расхлопывание ладошкой дождик (сыпем из кулачка) торнадо (сыпем из двух кулачков) волна

2) Техника рисования песком (основные приёмы):

Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев; Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем; Процарапывание: палочкой, картоном, кистью; Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;

3) Особенности в работе с песком на световых столах:

Рисование отличается простотой Песочное рисование это – КРАСИВО! Пластичность Уменьшение стресса Воздействие светом, цветом, музыкой