Деятельность учителя в области здоровосбережения

Юлия Александровна Карасева

Деятельность учителя в области здоровосбережения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультминутки на уроках биологии

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.

Вместе с тем в период обучения в школе происходят интенсивный рост и развитие организма ребенка, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоравливающие меры. Так, например, систематическая мышечная деятельность является естественным стимулятором, активизирующим работу всех физиологических систем организма, в том числе функций головного мозга. И, напротив, ограничение двигательной активности сопровождается ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физической нагрузки. Дефицит мышечной деятельности существенно ухудшает функциональное состояние сердца, его работа становится неэкономичной и менее стабильной.

Наблюдения физиологов доказывают, что занятия физкультурой, рациональные физические нагрузки способствуют профилактике детского травматизма. Целенаправленное обучение школьников специальным физическим упражнениям и двигательным навыкам имеет большое значение для развития костной системы, улучшает кровоснабжение и рост костных клеток. Физические упражнения являются эффективным средством предупреждения нарушений осанки – сутулости, асимметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений. Занятия физическими упражнениями в сочетании с рациональным режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, особенно нарушений сердечно-сосудистой системы. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять напряжение. Двигательная активность мобилизует жизненно важные качества организма – выносливость, силу, гибкость, быстроту, а также воспитывает волевые качества, необходимые для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связан творческий, продуктивный учебный труд. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у детей жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.

В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища и упражнения.

Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений. В этом случае проводятся упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время напряжение. Физкультминутки можно проводить в форме подвижных игр или эстафеты. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с темой урока.
Дидактические игры с движениями также способствуют двигательной активности учащихся на уроке. При проведении физкультурных минуток с использованием стихотворного текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся.

Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления 8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала.

Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся.

Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.

Учитель должен:

  • Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.
  • Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.
  • Знать основы терминологии физических упражнений.

Примеры физкультминуток: 
1. На регуляцию психического состояния: 


«Не боюсь» 
В ситуации трудной задачи, выполнения контрольной работы  дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки:


Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.


«Успокоение» 
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.


Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!

2. Творческие физминутки на координацию движений и психологическую разгрузку.


Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.

Сидя. Взяться  правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.

3. Физминутки на общее развитие организма детей /конечностей и туловища.


«Петрушка»

Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.


«Потягивание кошечки»

Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

4. Микропаузы при утомлении глаз:  

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд.открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.

5. Тематическая физкультминутка «Морское путешествие» 

Текст

Описание движений

1

Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.

Движения руками выполнять соответственно тексту

2

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура замри

Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа - налево, изображая волны.
Руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики», опускаем вниз.

3

Кто это? Что это?
Как угадать?
Кто это? Что это?
Как разгадать?

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево

4

Это рыбацкая лодка

Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти подняты вверх. В таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону.

5

Это морская звезда

Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз.

6

Это, конечно улитка

Руки в стороны, выполняем круговые движения

7

Всех разгадаю вас я

Руки разводим в стороны

6. Пальчиковая гимнастика

 
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев». Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.


ЦВЕТКИ 
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).


БОЖЬИ КОРОВКИ 
Божьей коровки папа идет,
Следом за папой мама идет,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними самые малышки бредут.
Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками черненькими.
Папа семейку учиться ведет.
А после школы домой заберет.
(На первую строчку – всеми пальцами правой руки «шагать» по столу, на вторую – то же левой рукой. На третью и четвертую – обеими руками вместе.
На пятую – пожать ладони, пальцы прижать друг к другу.
На шестую – постучать указательными пальцами по столу. На седьмую и восьмую – всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.

БАБОЧКА

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

***

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

***

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)

АИСТ

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

 (Аист отвечает.)

— Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

           

***

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

(Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

***

Хочешь быть здоров всегда

Повторяй за мной тогда.

Потянулись все вперед,

Разминаем пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Молодцы все девочки и мальчики.

Теперь наклоны головой,

Из стороны в сторону.

Поживее, не ленитесь,

И будет все здорово.

Вращения плечами начинай,

Чтоб прогнать усталость.

И не посетить тогда,

Твое тело слабость.

Разминка всем нужна всегда.

Ну что ребята, отдохнули? Да!

ЭКСКУРСИЯ ПО ЛЕСУ

  • Бабочка летит (руки в стороны и помахали крылышками).
  • Зажмурить сильно глаза (1-2-3),
  • затем открыть и помахать ресничками как бабочка.
  • Повторить 2-3 раза.

Пришли на болото.

Цапля идет (ходьба с высоким подниманием колен).

Мы немного устали, отдохнем, сидя на пенечке и подышим.

Развернули грудную клетку - вдох,

наклонились вперед - выдох.

Повторить3-4 раза.

***

Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт.

(Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

***

Выросли деревья в поле

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания - руки в стороны.)

Каждое старается,        

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания — руки вверх.)

***

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.

(Ходьба на месте.)

***

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

***

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

***

Ча, ча, ча

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

***

Наши ручки

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

***

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

***

Раз, два — выше голова

Раз, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — всем присесть. Семь, восемь — встать попросим. Девять, десять — сядем вместе.

***

Раз — мы встали

Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.

***

Вот помощники мои

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

***

Раз — подняться, потянуться

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место ти…

***

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

***

Мы писали

Мы писали! Мы писали!

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

***

Раз, два — встать пора

Раз, два — встать пора,

Три, четыре — руки шире,

Пять, шесть — тихо сесть,

Семь, восемь — лень отбросим.

Список литературы

  1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - Москва: Вако, 2005г.
  2. Мирская Н.А. Целебная сила движений. Физкультминутки и подвижные игры в школе. Издательство: Чистые пруды; Серия: Библиотечка "Первого сентября", 2006г.
  3. Физкультминутки для учителя и ученика: методическое пособие. - 2-е изд. Испр и доп. - Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2004г.
  4. http://easyen.ru/



Предварительный просмотр:

Раздел II.6. Деятельность педагога в области                                                                                                                                                                           здоровьесбережения.

        Здоровье ребенка, его социальная педагогическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как более 70% времени своего бодрствования он проводит в учреждениях образования. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. По данным института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Но все технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения: все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящим вреда здоровью ученика и учителя.

  От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников и в процессе учебой деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, активно отдохнуть, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Исходя из этого целью свое работы как учителя в рамках здровьесберегающих технологий я вижу:

  • создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияния на их здоровье.

Мои уроки проходят в кабинете, оснащенном многофункциональным моноблоком, принтером, интерактивной доской, мультимедийным проектором. Кабинет оборудован и отремонтирован в соответствии с нормами СанПиНа. Все это позволяет проводить уроки, учитывая здоровьесберегающие факторы.

При подготовке к уроку я учитываю:

  1. Динамику работоспособности в течение рабочего дня:
  • 8-12 часов – первый пик работоспособности;
  • 16-18 часов – второй пик работоспособности.
  1. Динамику активности обучающихся на уроке:
  • 1-4 минуты – врабатываемость в урок (организационный момент);
  • 5-20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);
  • 21-35 минута – снижение работоспособности (физкультминутка,  закрепление материала);
  • 36-45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).

Свои уроки я строю, опираясь на гигиенические критерии рациональной организации урока, которые представлены в таблице.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

1

Плотность урока

Не менее 60%

И не более 70%

2

Количество видов учебной деятельности

3-7

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

5

Количество видов преподавания

Не более 3-х

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

7

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2-3

8

Место и длительность ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20 и 35 мин. урока по 1 мин. Из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

12

Момент утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин.

Для оптимизации учебного процесса и физической активности школьников в своей педагогической деятельности я следую правилам:

  • Правила организации урока.
  • Использование всех каналов восприятия.
  • Учет зона работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.
  • Уместное и правильное применение физкультминуток.

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается через:

  • учет особенностей класса;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • создание благоприятного психологического климата на уроке;
  • пропаганда здорового образа жизни;

Используемые мной образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

  • Педагогика сотрудничества.
  • Технология развивающего обучения.
  • Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов, (В.В. Фирсов).
  • Технология психологического сопровождения, (М.Ю. Громов и Н.К. Смирнов).
  • Технология раскрепощенного развития детей (В.Ф. Базарный).

Здоровьесберегающие технологии я использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Цель здоровьесбережения во внеурочной деятельности  – создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

        Основной задачей считаю формирование потребности учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья.

Мероприятия по формированию здорового образа жизни (Приложение)

        

Название мероприятия

Форма проведения

«Мы за здоровый образ жизни!»

Митинг

«Береги свое здоровье смолоду!»

Конкурс сочинений

«Мы и мир вокруг нас»

Экологическая тропа

«Человек и природа»

Читательская конференция

«Красота и здоровье»

Круглый стол

«Нет вредным привычкам!»

Конкурс плакатов

Тематические классные часы

        Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.

 



Предварительный просмотр:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f36dbeee-add4-4602-a5ec-6aed0c4defac/%5BBIO6_02-07%5D_%5BIM_03%5D.swf 

Аудитория: 6 класс

Тема: Строение растительной клетки

Тип урока : Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Оборудование: ПК с выходом в интернет, электронные микроскопы, лабораторное оборудование (пенал: препарировальная игла, пипетка с водой, раствор йода, предметное и покровное стекло,с  репчатый лук, листья комнатных растений хлорофитум и бегония)

Формы работы: индивидуальная, парная.

Методы: частично-поисковый.

Дидактические цели урока:

  1. Образовательная: Изучить с обучающимися особенности строения растительной клетки. Разобрать функции органоидов, рассмотреть микропрепарат растительной клетки под увеличением.
  2. Развивающая: продолжить формирования Метапредметных умений: работать по инструкции, сравнивать объекты, узнавать клетки живых организмов и их органоиды на рисунках, изготавливать микропрепараты,  работать с электронным микроскопом.
  3. Воспитательная: развивать у учащихся интерес к предмету через работ с натуральными объектами и ЦОР, продолжить воспитание бережного отношения к природе и живым организмам.

Дидактические задачи урока:

обеспечить условия для формирования новых знаний по теме строение растительной клетки, понимания и запоминания новых понятий.

Усвоение = понимание + запоминание

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

-знать значение и функции органоидов.

Метапредметные:

  • - регулятивные:

-самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; проводить самооценку достижения результата.

  • коммуникативные:

- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи,

-отвечать на фронтальные вопросы учителя.

  • познавательные:

-работать с разными источниками информации

- находить отличия;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с разными источниками и нформации.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Продолжить формирование навыков лабораторной работы

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Ход урока

Организация класса.

Мотивационный этап и целепологание:

Загляните на часок 
В нашу клетку-теремок, 
В цитоплазме там и тут 
Органоиды живут. 
Там такое происходит - 
Цитоплазма кругом ходит, 
Помогает то движенье 
В клетке чудным превращеньям. 
Их не видел Левенгук, 
Удивился б Роберт Гук. 

Ребята, как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке? Давайте же сформулируем тему?

А с какой же целью мы будем изучать клетку?

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

А разве мы с вами с 5 класса не знаем строение клетки? (знаем. Цитоплазма, ядро и клеточная оболочка)

Тогда скажите, почему растительная клетка зеленая, а животная, например нашей кожи, нет?

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Давайте мы с вами построим план, как будем восполнять наши знания о клетке?

-прочитать

-записать

-посмотреть

-в ходе л.р. (называют сразу потому что видят приготовленное оборудование)

Этап разрешения затруднения.  (Главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания).

Сейчас в парах мы подсаживаема к нетбкам, на рабочем столе находится текстовый документ (можно распечатать и положить ряжом-это даже удобнее) «Карта  продвижения» (смотреть приложение 1) открываем

  1. этап –«изучить» «записать»

рассматривать мы с вами будем  Цифровой интерактивный рисунок «строение клетки» для этого вам необходимо пройти по ссылки расположенной во второй колонке на первом этапе. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f36dbeee-add4-4602-a5ec-6aed0c4defac/%5BBIO6_02-07%5D_%5BIM_03%5D.swf 

Давайте внимательно рассмотрим клетку, какие органоиды мы с вами знаем?

Наведите мышкой на этот органоид и проверьте свои знания.

А теперь давайте посмотрим органоиды которые изучаем сегодня впервые. Выпишите их названия и функции себе в тетрадь.

Сделайте пометку в 3 столбике о выполненной работе.

  1. Этап-« Закрепить»

Переключаем в правом нижнем углу изображения тестовый режим.

Выполняем по очереди задание и нажимаем «готово», если компьютер указывает на ошибки, их необходимо исправить.

Оцените свою работу в 3 колонке.

  1.  «Рассмотреть»

Для того что бы рассмотреть растительную клетку надо приготовить микропрепарат согласно инструкции в каждом лотке.

Обращаю внимание, что у вас на выбор 3 натуральных объекта, проще всего приготовить микропрепарат кожицы лука, но и рассмотреть получиться не больше 3 частей клетки, сложнее всего работать с листом бегонии, но есть возможность увидеть хлоропласты.   И рассмотреть под электронным микроскопом микропрепарат. какие органоиды вы видите?

Оцените себя в 3 столбике

  1. «Сделать вывод»

Запишите в 3 столбике выводы по уроку. Что вы сегодня узнали и какие ваши действия привели вас к новым знаниям.

  1. «Рефлексия»

Закройте глаза, вспомните сегодняшний урок и ответьте на вопросы в разделе рефлексия в 3 столбце.

«Индивидуальная карта урока»

раздел

действие

Самооценка, вывод.

Изучить (записать)

Перейдите по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f36dbeee-add4-4602-a5ec-6aed0c4defac/%5BBIO6_02-07%5D_%5BIM_03%5D.swf (на рабочем столе файл «живая ссылка, строение клетки»)

  1. выполнил
  2. выполнил частично
  3. не выполнил

Закрепить

-Переключите в правом нижнем углу изображения «тестовый режим»

 -Выберите к каждой части клетки правильный, на ваш взгляд, вариант.

-нажмите кнопку «готово»

-при наличии ошибок, выполните работу еще раз

1. правильно с первого раза

2. допущена 1 ошибка

3. допущено 2 и более ошибок

Рассмотреть

-Настройте микроскоп

-выберите объект с которым вы будете работать

- приготовьте микропрепарат

-рассмотрите микропрепарат под разными увеличениями

-проанализируйте, какие органоиды вы увидели

1. работал с луком, все получилось

2. работал с листом хлорофитма, все получилось

3. работал с листом бегонии, все получилось

4. рассмотреть микропрепарата не удалось без помощи учителя.

Сделать вывод

Запишите и оцените ваши действия на уроки, какие новые знания вы получили сегодня?

Рефлексия

Ответьте на вопросы

Знания полученные на уроке я оцениваю как________________________

Мне было сложно ___________________________

Своей работой на уроке я ___________________________

Смайлик характеризующий мое настроение сейчас ___________________________