Учитель года России - 2024

Пилюгина Мария Романовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемная ситуация Проблемная ситуация лежащий Заточенный Сломанный Брошенный летящий Поднятый взятый

Слайд 2

Причастия САМ ДЕЙСТВУЕТ Лежащий Летящий испытывает на себе действие другого предмета Заточенный Сломанный Брошенный Поднятый Взятый

Слайд 3

Тема открытого урока по русскому языку: «Действительные и страдательные причастия» Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №7 Пилюгина Мария Романовна

Слайд 4

1. Составьте определение понятия « действительное причастие» на основе наблюдения. Действительные

Слайд 5

2. Составьте определение понятия «страдательное причастие» на основе наблюдения. Страдательные

Слайд 6

На основе данных определений составьте краткую схему «разряды причастий» Разряды причастий

Слайд 7

Разряды причастий Д Сам С Кем-то / чем-то

Слайд 8

Задание «Найди лишнее» 1)Читающий, читаемый, дышащий; 2)участвующий, уважаемый, слышимый; 3)удивляющий, тающий, видимый; 4)скачущий, избираемый, видящий; 5)падающий, грохочущий, гонимый

Слайд 10

Выполнить интерактивное задание

Слайд 11

З адание: исправить речевые ошибки, связанные с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в предложениях. Записать верные варианты, расставить запятые 1. Берёзы окружающие площадку создавали густую тень. 2. Солнечные лучи освещали опадающие с деревьев листья. 3. В лицо брызнули капли росы упавшие с задевшего колесом куста. 4. Подгоняемые ветрами и озарявшие солнцем облака плавно движутся по небу. 5. Я увидел острый гребень скалы поднимаемый к самым облакам .

Слайд 12

Рефлексия - Я узнал(А)… - Я смог(ла)… - Я научился( лась )… - Я смог(ла) применить…

Слайд 13

домашнее задание Обязательно: 1.выучить параграф 16, выполнить упр. 101. по выбору: 1 . Подойдите к заданию творчески, внимательно разглядите иллюстрацию и составьте все возможные словосочетания, используя действительные и страдательные причастия. Запишите их в тетрадь. 2 . Выписать из учебников других предметов 4 определения, включающих в себя действительные и страдательные причастия.

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Министерство Просвещения Российской Федерации

Министерство образования Ставропольского края

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Технологическая карта

открытого урока

по русскому языку в 7 б классе

Выполнила:

Учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ 7 с. Преградного

Пилюгина М.Р.

с. Преградное, 2023 г.

Тема урока

Действительные и страдательные причастия

Класс

7 Б

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Вид урока

Проблемный урок

Цели урока

воспитательные: обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли;

способствовать формированию умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь

образовательные: научиться по грамматическим признакам определять и различать действительные и страдательные причастия;

развивающие: обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать, сравнивать и различать понятия;

содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД: формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к проблемно-поисковой деятельности;

развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД: уметь строить продуктивное речевое взаимодействие с учителем и сверстниками;

уметь слушать и понимать речь других;

уметь формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи;

Познавательные УУД: находить нужную информацию;

проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Технологии, методы и приемы обучения

Технологии: технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, технология разноуровневого обучения.

Методы: исследовательский, частично-поисковый, проблемный метод, наглядный метод (метод демонстрации – слайды презентации).

Приемы: беседа, прием составления схемы, «Найди лишнее», «Лингвистический эксперимент», выполнение тренировочных заданий, работа с карточками.

Формы работы на уроке

П(парная), И(индивидуальная), Ф(фронтальная).

Ресурсы урока (средства обучения)

УМК: Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014;

презентация, карточки, рисунок.

ХОД УРОКА

Дидактическая структура урока

Расчет времени

Содержание и приемы учителя

Содержание и приемы работы обучающихся

1. Мотивация учебной деятельности

1 мин.

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию (наличие учебника, дневника, тетради, ручки), Создание благоприятного психологического настроя на работу, организация внимания детей.

Приветствуют учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Включаются в учебную деятельность. Получают эмоциональный настрой.

2. Актуализация учебной деятельности и фиксация затруднения в пробном учебном действии

3 мин.

- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число.

Создает проблемную ситуацию, используя прием «Лингвистический эксперимент».

- Проведём лингвистический эксперимент и заодно вспомним, что вы изучали на прошлом уроке.

-На столе лежит карандаш. Назовите его постоянные признаки.

- Слова какой части речи вы использовали?

- Назовите временный признак этого предмета.

-Слова какой части вы использовали?

- Теперь я беру со стола карандаш. Назовите его признак, используя причастие.

- Я бросаю карандаш на пол. Назовите временные признаки.

- Я поднимаю карандаш, назовите временный признак этого предмета.

- Слова какой части речи мы используем для обозначения временного признака предмета.

- Перед вами на слайде все причастия, которые вы назвали. Посмотрите внимательно на них и подумайте, по какому признаку их можно разделить на два столбика. Распределите их. (Слайд1)

Включаются в учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы обучающихся:

- синий, деревянный, ученический и т. д.

- Прилагательное.

- Лежащий на столе, остро заточенный, сломанный мальчиком и т.д.

- Брошенный, летящий, лежащий.

- Поднятый

- Причастие

Работают со слайдом презентации и выполняют задание в тетради (распределяют причастия на 2 столбика)

3. Выявление места и причины затруднений. Построение проекта выхода из затруднения.

3 мин.

-А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сделайте проверку задания. Для этого обратите внимание на слайд (слайд 2). В первую колонку мы выписали причастия, обозначающие какой признак предмета? А во вторую колонку – обозначающие какой признак?

- Какие называются такие причастия, если в одних предмет сам совершает действие, а в других он страдает от действия другого предмета?

Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.

- А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока и его цели.

Сравните свой вывод с информацией в учебнике.

(слайд 3)

Анализируют причастия, с помощью учителя называют две группы причастий.

-Признак предмета, который действует сам.

- Признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета.

- Действительные и страдательные причастия.

Делают вывод, как различать причастия.

Формулируют тему урока и его цель, фиксируют тему в тетради. Тема «Действительные и страдательные причастия» Цели урока: Научиться различать действительные и страдательные причастия. Уметь приводить примеры.

4. Реализация построенного проекта.

15 мин.

- Сегодня на уроке мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастие. Что обозначает причастие как часть речи?

- Правильно, но действия бывают разные, как мы уже выяснили. Какие это действия?

Организует работу в паре.

1. Составьте определение понятия «действительное причастие» на основе наблюдения. (Слайд 4)

2. Составьте определение понятия «страдательное причастие» на основе наблюдения. (Слайд 5)

На основе данных определений составьте краткую схему «Виды причастий» (слайд 6,7).

3. Прием «Волшебные чернила».

Работа с карточками (Приложение 1): Перепишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания. Синей ручкой напишите предложения, в которых есть действительные причастия, красной ручкой, в которых есть страдательные причастия. Выделить причастный оборот.

Девочка одевающая куклу.

Кукла одеваемая девочкой.

Ученый открывший новое месторождение.

Новое месторождение открытое ученым.

Организует работу с учебником. Один ученик работает у доски на оценку.

Самостоятельно выполнить упр. 99.

Учащиеся работают в паре и дают самостоятельные определения.

- Причастия обозначают признак предмета по действию.

- Действия, которые мы совершаем сами, то есть действуем, и действия, которые мы не совершаем сами, а испытываем на себе действие другого предмета.

Действительные причастия от слова «действовать» — обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.)

Страдательное причастие — от слова «страдать»— обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета).

Составляют схему в тетради.

Записывают 4 предложения синей и красной ручкой. Расставляют пропущенные запятые, подчеркивают волнистой линией причастные обороты. Объясняют, что синим цветом написаны причастия, которые действуют сами, красным цветом причастия, которые «страдают» от действия других предметов.

Выполняют упражнение 99 и называют страдательные и действительные причастия.

Поочередно проверяют работу ученика на доске и свою работу под контролем учителя.

5. Первичное закрепление.

7 мин.

Дает задание: прочитать упр. 102, устно ответить на вопросы в задании.

Задание «Найди лишнее» (слайд 6)

(фронтальный опрос)

1)Читающий, читаемый, дышащий;

2)участвующий, уважаемый, слышимый;

3)удивляющий, тающий, видимый;

4)скачущий, избираемый, видящий;

5)падающий, грохочущий, гонимый.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь давайте немного отдохнём. Сейчас я вам буду читать словосочетания, а вы, хлопайте в ладоши, если услышите действительное причастие, и топайте ногами, если услышите страдательные причастия.

Потемневший снег (Дейст.), выращиваемые цветы (д),

зажмурившийся от яркого солнца(д), земля, поливаемая дождём (страд.)

распускающиеся почки деревьев(д), слышимый в вышине (с),журчащие ручьи(д) , вспаханное поле(с),

улыбающаяся детвора(д), облака, гонимые ветром(с).

- А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.

Выполняют упражнение и беседуют с учителем.

Учащиеся хлопают в ладоши, топают ногами, различая действительные и страдательные причастия по шипящим звукам. Выполняют физические упражнения.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

3 мин

Организует выполнение задания по алгоритму.

  1. Ребята, как вы считаете, от любого глагола можно образовать действительные и страдательные причастия?

Вспомните глаголы переходные и непереходные.

  1. Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных?

  1. Организует работу с интерактивным заданием. (слайд 10)

Самостоятельно выполняют задания нового типа, сравнивают с эталоном.

2. Возможный ответ:

переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета

С помощью телефона по QR-коду переходят на сайт и выполняют задание от учителя.

6. Включение в систему знаний повторение.

6 мин.

Дает задание исправить речевые ошибки, связанные с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в предложениях. (слайд 11) Записать верные варианты, расставить знаки препинания:

  1. Берёзы окружающие (окружавшие) площадку создавали густую тень.
  2. Солнечные лучи освещали опадающие (опадавшие) с деревьев листья.
  3. В лицо брызнули капли росы упавшие с задевшего (задетого) колесом куста.
  4. Подгоняемые ветрами и озарявшие солнцем облака плавно движутся по небу.
  5. Я увидел острый гребень скалы поднимаемый (поднимающийся) к самым облакам.

Письменно в тетради выполняют задание, исправляют в предложениях речевые ошибки.

7. Рефлексия

1 мин.

Подводит итоги работы, выставляет оценки за работу на уроке.

Организует рефлексию устно (слайд 12)

Ответы на вопросы:

- Я узнал…

- Я смог…

- Я научился…

- Я смог применить…

Участвуют в подведении итогов, анализируют знания, полученные на уроке.

8. Домашнее задание

1 мин.

Объявляет разноуровневое домашнее задание

слайд 13):

#1074;ыучить параграф 16, выполнить упр. 101. (обязательно для всех)

2. Подойдите к заданию творчески, внимательно разглядите иллюстрацию и составьте все возможные словосочетания, используя действительные и страдательные причастия. Запишите их в тетрадь. (задание на выбор) (Приложение 2)

3. Выписать из учебников других предметов 4 определения, включающих в себя действительные и страдательные причастия.(задание на выбор)

Благодарит учащихся за работу на уроке!(слайд 14)

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Приложение 1

Карточка №1

Задание: перепишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания. Синей ручкой напишите предложения, в которых есть действительные причастия, красной ручкой, в которых есть страдательные причастия. Выделить причастный оборот.

Девочка одевающая куклу.

Кукла одеваемая девочкой.

Ученый открывший новое месторождение.

Новое месторождение открытое ученым.

Карточка №2

Задание: исправить речевые ошибки, связанные с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в предложениях. Записать верные варианты, расставить знаки препинания.

  1. Берёзы окружающие (окружавшие) площадку создавали густую тень.
  2. Солнечные лучи освещали опадающие (опадавшие) с деревьев листья.
  3. В лицо брызнули капли росы упавшие с задевшего (задетого) колесом куста.
  4. Подгоняемые ветрами и озарявшие солнцем облака плавно движутся по небу.
  5. Я увидел острый гребень скалы поднимаемый (поднимающийся) к самым облакам.

Приложение 2

Задание: внимательно посмотрите на иллюстрацию и составьте все возможные словосочетания, используя действительные и страдательные причастия. Запишите их в тетрадь. Над действителыми причастиями напишите букву д., над страдательными – с.



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ НА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

 «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ» 2024 года
номинация «Педагогический дебют»

Эссе "Я - учитель"

учителя русского языка и литературы

МКОУ СОШ №7 с. Преградного

Пилюгиной Марии Романовны

2023 год

 «Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель.»

(А. Дистервег)

Еще с детства я мечтала стать учителем. Почему меня, маленькую девочку, заинтересовала эта профессия? Сейчас я с уверенностью могу ответить на этот вопрос. Моим кумиром и примером для подражания была моя бабушка, учитель начальных классов. Используя свое педагогическое мастерство, она привила мне любовь к чтению, книгам и к учебе в целом. Я очень благодарна ей за этот вклад в мое развитие.

Зачастую мне приходилось быть свидетелем душевных встреч бабушки с ее учениками.  Как же горели от радости ее глаза после этих встреч. Ученики помнили о ней даже через много лет, с теплотой отзывались о школьных годах, проведенных под крылом своей первой учительницы, а также делились успехами и достижениями взрослой жизни. И мне вдруг захотелось, чтобы так же через много-много лет мои ученики помнили и обо мне.

Таким образом, профессиональная деятельность моей бабушки определила мой жизненный путь, и мечта детства сбылась. Но сбылась она не потому, что я просто захотела стать учителем. Мною были приложены немалые усилия для ее осуществления: отличная учеба школе, участие в конкурсах, олимпиадах, посещение кружков художественной самодеятельности, обучение в музыкальной школе. Всё это способствовало развитию всесторонне развитой личности. И надо отметить, это превосходно помогает мне в моей работе, ведь учитель – это творческая личность.

В выпускном классе мои одноклассники начали задумываться над вопросом: куда поступать? Но я точно знала, что я поступлю в педагогический институт, оставалось выбрать направление, так как в школе мне нравились многие предметы гуманитарного цикла: русский язык и литература, история и обществознание, география. И я поступила на историко-филологический факультет на направление «История и обществознание», так как я считала, что любить свою страну и знать ее историю должен каждый, и мне хотелось передать эти знания и любовь своим ученикам. Студенческие годы пролетели очень быстро. И вот я оказалось на пороге нового этапа взрослой жизни.

Так сложилось, что я вернулась в свою родную школу, но уже теперь в роли ученика. После прохождения профессиональной переподготовки я вошла в класс как учитель русского языка и литературы, и не зря меня привлекали эти предметы в школьные годы. Как молодой и еще не совсем опытный специалист я стараюсь опираться на опыт своих коллег. Освоив теорию в институте, я овладеваю основами дидактики и методики преподавания на практике, стараюсь совершенствовать свои знания в предметной области.

Каждый день, входя в класс, я понимаю, что учителю невозможно самореализоваться в полной мере без любви к детям. Именно с этого прекрасного чувства начинается мой день. Помимо этого, мало хорошо знать свой предмет и любить свое дело, нужно уметь сочетать в себе все эти качества. Как говорил известный классик мировой литературы, выдающийся педагог Л. Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Изо дня в день я воспитываю в себе эти качества и стремлюсь к совершенству.

В школе я работаю всего третий год, но уже успела понять, какая ответственность лежит на плечах учителя. Казалось бы, перешагнув порог родной школы с дипломом в руках, я думала, что уже стала учителем с большой буквы. Но оказалось все не так просто. Каждый вечер я сажусь за учебники, исследую методические материалы, составляю технологические карты уроков, проверяю тетради, и моя работа на этом не заканчивается. Приходится много трудиться на пути к своей мечте, ведь мастерство педагога не может основываться на удаче или случайном везении, – это систематический кропотливый труд. Для меня учитель – это не только профессия, это призвание, образ жизни, состояние души.

По моему мнению, на профессию учителя русского языка и литературы возложена особая миссия. История любого языка связана с историей страны и народа. Русский язык – это национальный язык русского народа, государственный язык, международный язык. Это язык науки, русской культуры. Веками русские писатели и филологи совершенствовали русский язык.

Моя задача, как учителя словесности, состоит в том, чтобы как можно глубже раскрыть грани прекрасного в языке, литературе и культуре русского народа. Мое педагогическое мастерство осуществляется посредством использования различных приемов и методов обучения. Стремлюсь привить интерес к предмету у каждого ученика с помощью захватывающего начала, интересного факта или оригинальной формулировки проблемного вопроса. Знания по истории, полученные в институте, помогают провести урок литературы более увлекательным, тем самым я часто на уроке использую межпредметные связи. Для успешного достижения результатов обучения применяю проектную технологию, технологию критического мышления, а также системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход. Все эти методы, приемы и технологии помогают сделать уроки интересными, необычными и запоминающимися. Зачастую дети не замечают, как проходит урок, и расстраиваются, когда он заканчивается.

Для повышения своей профессиональной компетентности я постоянно занимаюсь самообразованием: прохожу курсы переподготовки и повышения квалификации, изучаю методическую литературу, слежу за нововведениями в образовании. Однако я считаю, что для педагога важны не только профессиональные качества, но и человеческие – его нравственный облик. Он раскрывается в поведении учителя, его интеллектуальном кругозоре, внешнем виде, в умении сочувствовать, сопереживать, а также понимать ребенка, слышать его. Мои слова подтверждает высказывание замечательного писателя А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Я часто слышу от своих любознательных учеников такую фразу: «Вы всегда хотели быть учителем?» И я без капли сомнения отвечаю: «Всегда». И пусть мой профессиональный путь только начался, я уверена, что мое мнение не изменится. В моей работе самое главное – видеть развитие учеников не только в области предмета, который я преподаю,  но и развитие их личности, их внутреннего мира, их убеждений и стремлений. Все мы знаем, что каждый ребенок уникален и талантлив. И чтобы раскрыть эти таланты, педагоги должны «творить». Именно это поможет мне стать учителем с большой буквы!