Мой опыт работы «Инновационные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»

Виторович Виктория Александровна

Обобщение работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы.

Виторович Виктории Александровны музыкальный руководитель МАДОУ детский сад 37 «Веснянка» города Октябрьский Р.Б.

1.Тема опыта «Инновационные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»

Актуальность.

Сейчас, как никогда внимание педагогов обращено на творческое развитие ребенка во всех областях  его деятельности, на выявления его способностей, индивидуальности. Но не сразу педагогу удаётся распознать скрытые музыкальные способности, ведь дети все разные. Поэтому перед педагогом стоит задача заинтересовать   ребёнка, выявить  музыкальные способности, раскрепостить, тем самым дать возможность всесторонне способствовать творческому началу детей, развивать их фантазию, инициативу. Музыка -это особый мир, обладающий  яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Едва ли найдётся хоть бы один человек, которого музыка может оставить равнодушным. Многочисленные исследования  ученых доказали благотворное влияние музыки на детей, и взрослых. Влияние музыки на развитие ребёнка имеет большое значение, и пренебрегать этим будет огромной ошибкой. Музыка и другие  виды искусства формируют культуру досуга и делают существование ребёнка интересным и увлекательным. Кроме того, музыка  прививает чувство прекрасного. Музыка - это источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях  различных  педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей формирование ведущего компонента музыкальности - развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития  и в этом плане мне как музыкальному руководителю отводится особая роль. Создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности является целью моей работы. Формирование у дошкольников способность  воспринимать чувствовать, понимать прекрасное ,приобщать к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. Инновационные технологии как метод дают возможность эффективно обеспечить  развитие детей в музыкальной деятельности . Для того чтобы занятия были интересными  запоминающимися  и развивали творческие способности дошкольников,  я стараюсь включать интегрированные занятия, так как на мой взгляд интегрированные занятия дают детям представления  не только понятие о синтезе различных видов искусства, театр, поэзия, хореография, выразительных особенностях их художественных средств, но и дают прочувствовать особенности музыкальной  выразительности того или иного вида искусства,  тем самым формируя  у дошкольников  музыкальный вкус, умения чувствовать и передавать музыкальные образы. Через сравнения ,сопоставления художественных образов  дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. В ходе интегрированных занятий в творческом  процессе  включается собственное  созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словестное творчество. При подборе содержания  ориентируемся на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.

Методы работы. В своей работе я применяю метод вариативности сочетания разных парциальных программ и технологий с основной рабочей программой нашего детского сада. Эта программа «Ладушки» автор И.Каплунова и И.Новоскольцева.  Цель программы: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Так же программа по музыкальному воспитанию Т.Э Тютюнниковой. «Элементарное музицирование» по методике Карла Орфа. Цель программы:Создание условий для развития общих и творческихспособностей детей через синкритичность  музыки, речи и движения. Не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но и создавать и исполнять свою, детскую, элементарную музыку, которая предназначена не столько для воспроизведения, сколько для творческого самовыражения детей. В своей работе я применяю метод вариативности сочетания элементов этих программ и технологий  и  основной  рабочей программы нашего дошкольного учреждения. Этот метод является новизной моего опыта. Метод вариативности с инновационными технологиями музыкального воспитания ориентирован на полноценное развитие ребенка как личность, желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение эмоционально- комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию.

   Основная цель  работы -научить детей любить и понимать музыку. Помочь ребенку раскрепостится. Говорят талант- это ценный дар, а дети -это целый мир. Они все разные и я уверенна, что каждый ребёнок талантлив. А не талантливых детей просто не бывает. Осуществление этой цели помогает мне решение следующие задачи:

- Развитие творческих способностей.

-Развитие интереса детей к разным видам искусства,приобщение к их лучшим образцам.

-Обогащение музыкальных откликов детей.

-Формирование элементарных музыкальных навыков.

        Инновационные технологии, которые я применяю в своей работе, ориентированы на полноценное  развитие ребенка как личность на желание помочь ему войти в современный мир,приобщиться к его ценностям,на практическое воплощение эмоционально - комфортных условий,способствующих развитию личностного потенциала,активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию.

    Анализ работы показывает, что методика интеграции о вариативности применения инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития детей. Исходя из результатов исследования статистика поступающих выпускников ДОУ в Детскую школу искусств, можно сказать, что выпускники ДОУ 60%ежегодно поступают в ДШИ, успешно обучаются, продолжают начатую в детском саду концертную деятельность. Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, я способствую  их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского  мастерства, повышать свое исполнительское мастерство.Выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться. Интегрированные музыкальные занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка  становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решение главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду-научить детей любить и понимать музыку.

     Цель моей работы :Создание комфортных  условий  для творческого самовыражения и развития личности  каждого ребенка. Формировать у дошкольников способности воспринимать, чувствовать понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. С появлением авторских программ по музыкальному воспитанию - «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой, «Танцевальная ритмика » Т.И.Суворовой - появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя. Цель программы Т.И.Суворовой: Прививать интерес детей к творческому и хореографическому искусству. Развивать их творческие способности посредством танцевального искусства и сформировать разностороннюю творческую личность. Это программа является  как дополнение к основной программе, как элемент более глубокого и разнообразного развития танцевальных способностей  у детей.

В своей работе я применяю приемы методики Т.А.Тютюнниковой. Элементарное музицирование (ЭМ) - это практическая деятельность абстрактно-интелектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Детямнеобходимо творить и переживать, чтобы понимать. Очевидно, что самое первое - дошкольное музыкальное обучение, необходимо строить исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого и доступного всем способа музицирования, но в основном как музицирование простейшими элементами музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение. Цели методики - помочь детям дошкольного возраста через звучащие жесты, ритмизированные игры, войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике. Задачи программы - развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к спонтанному творческому поведению; создавать предпосылки к формированию творческого мышления.

     Принципы обучения Элементарному Музицированию: Импровизационно-творческая деятельность и игра.

   Игровое обучение -скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

Музыкальная основа методики: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.

Музыкальная основа методики: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.

Основными видами деятельности на занятиях творческого музицирования  являются:

- пение

- речевое музицирование

-игра на детских музыкальных инструментах

-танец

-импровизированное движение

-озвучивание стихов и сказок

-пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.                      

«Элементарное музыцирование» основано на сочетании ритмодекламации с движением и исполнением на детских музыкальных инструментах. Простейшие стихи, проговариваемые приемом ритмодекламации, воспитывают у детей одновременно чувство метро - ритма, координацию движений, слаженность группового действия, свободную импровизацию, самостоятельность исполнения.Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, - находка для увлекательных занятий с детьми. На наших занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться.В данной методике  существует  ряд приёмов, объединённых идеей обучения через творчество. Это:

1. Музыка моего тела (музицирование со звучащими жестами).

2. Игры со звуками.

3. Речевое музицирование.

4. Импровизированное движение.

Термин «звучащие жесты» принадлежит ГунильдуКетману.

 Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

  •  хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
  • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сами.

Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Видимо, поэтому и существует у всех народов мира.

Звучащие жесты в орфовской педагогике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. Если инструментов нет, - их звучание могут заменить простейшие предметы: наполненные крупой коробочки от «киндер-сюрприза», карандаши, рыболовные колокольчики, стаканчик из-под йогурта с надетой на него канцелярской резинкой и т. д.Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.

Логическое продолжение игр со звучащими жестами - это музицирование с инструментами. В китайской книге мудрости Ли Ги написано: «Свободно двигающиеся руки хлопают, хватают палочку и ударяют по звучащему дереву, металлу, натянутой коже…Рот, которому недостаточно восклицаний, посылает своё дыхание в звучащую трубку…Так рука и нога подчиняются ритму и дыханию…»Анализ педагогической практики показывает прямую зависимость между простотой инструмента и возрастом детей. Чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Чем беднее музыкальный опыт ребёнка, тем с более простых инструментов нужно начинать обучение.Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления, когда происходит перенос природных (дождь, буря) и бытовых звучаний (часы) на инструмент. Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных….):

  • детских музыкальных инструментов, голоса;
  • приобретение опыта звуковых ощущений;
  • изучение способов получения звуков;
  • развитие тембрового слуха как основы для звуковысотного;
  • приобретение навыков музыкальной композиции.

Важна и последовательность действий педагога. При том, что ведущая фраза здесь «сыграй, как ТЫ хочешь», Т. Э. Тютюнникова выделила такие словесные формы, побуждающие детей к действию:

  • «поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки» (работа всей группой одновременно);
  • «сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу);
  • «будь дирижёром» – ребёнок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, солирующих по очереди;
  • «подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «солнечный свет», «твоё сегодняшнее настроение»;
  • «попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение»;
  • «поговори со своим соседом, расскажи ему что-нибудь» – диалоги инструментов;
  • «сыграем вместе» – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне игры на инструменте (фортепиано, ксилофона) взрослого. Приведённые словесные побуждения относятся и к играм голосом, к речевому музицированию. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой остинато. Ритмичное декламирование текста становится речевым музицированием при условии творческого игрового подхода. Чем разнообразнее речевая ритмика, тем богаче предпосылки для развития полиритмического слуха.
  • Каждое занятие мы начинаем с игровых упражнений на основе речевого музицирования. Ритмично произносимые слова сопровождаются жестами, а это способствует установлению координации между словесным и несловесным общением.Речь основана на движении. Ритмизованную речь называют логоритмикой, а жест, сопровождающий или заменяющий слово, - логопластикой. Жест вносит в речевое музицирование театральные возможности, превращая его в театрализованную игру.

  Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества. Без движения творческое музицирование потеряет для детей большую часть своей привлекательности. Обучение воспринимать музыку через импровизационное движение - одна из задач творческого музицирования. Импровизированное движение в момент восприятия музыки становится педагогическим приёмом. При этом музыка предварительно не прослушивается, и движения не разучиваются отдельно от музыки. Всё, что умеют делать дети (бегать, прыгать, наклоняться, ходить, поднимать и опускать руки, шевелить пальцами, поворачивать голову, приседать…), становится их словарём для двигательного переживания музыки.

Непроизвольное движение под музыку приносит чувство освобождения, помогает создать свой внутренний психологический комфорт. Такой способ работы над восприятием музыки можно считать психологической работой с помощью музыки. При каждом последующем прослушивании ребёнок реагирует на разные характеристики музыки: на темп, ритмическую основу, на динамику, на общий характер произведения, его эмоциональную наполненность.Конечно, такая работа должна проводиться в системе. Регулярно, от занятия к занятию, уделяется хоть немного времени восприятию музыки через движение. Дети с удовольствием откликаются на возможность импровизировать под музыку. Они стали раскрепощённее, увереннее, внимательнее относятся к нюансам в музыке.Импровизированное движение под музыку доставляет детям радость, формирует способность воспринимать музыку творчески.

   Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания. Движение является незаменимым средством для развития метроритмического чувства. Все его виды (на одном месте и с продвижением в пространстве), соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, полезны в этой работе. Занятия с детьми по методике Т.Э Тютюнниковой стали более интересными, увлекательными и запоминающимися.

«Учись творить. Элементарное музыцирование: музыка, речь, движение »Т.Э.Тютюнникова.

В  своей работе я применяю метод вариативности - сочетания элементов представленных выше программ и технологий с основной рабочей программой нашего дошкольного учреждения.

Метод вариативности с инновационными технологиями музыкального воспитания ориентирован на полноценное развитие ребенка как личности, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение эмоционально – комфортны. В работе я применяюметод вариативности - сочетания элементов представленных выше программ и технологий с основной рабочей программой нашего дошкольного учреждения.Метод вариативности с инновационными технологиями музыкального воспитания ориентирован на полноценное развитие ребенка как личности, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение эмоционально – комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизации у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию. В своей работе так же использую парциальную программу «Ладушки» И.КаплуноваИ.Новоскольцева. Ориентирована на возраст от 3 до 7 лет. Цель программы-музыкально - творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений,инструментальногомузыцирования,пения,слушания музыки, музыкально- игровой деятельности (плясок.игр.хороводов).Основная задача программы «Ладушки»-введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. (Девиз программы)

Основная цель метода - научить детей любить и понимать музыку. Осуществлению этой цели помогает мне решениеследующих задач:

  • развитие творческих способностей,
  • развитие интереса детей к разным видам искусства, приобщение к их лучшим образцам,
  • обогащение музыкальных впечатлений и эмоциональных откликов детей,
  • формирование элементарных музыкальных навыков.

Метод проектирования, который я  применяю в своей работе - позволяет мне достигать оптимальных результатов в своей деятельности. Образовательная деятельность с детьми проводятся в системе развивающего обучения. Приоритет отдаётся самостоятельной познавательной деятельности воспитанников. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели:

1.        выявление талантливых детей;

2.        активизация образовательного процесса;

3.        формирование у воспитанников интереса к восприятию музыки, развитию музыкально-художественной деятельности;

4. формирование навыков публичного выступления.

На разных этапах музыкальных занятий использую здоровье сберегающие технологии такие как:

  • Валеологические песенки - распевки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Игровой массаж;
  • Пальчиковые игры;
  • Речевые игры;
  • Ритмопластика;

Приветствие

В начало занятия использую элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить или успокоить, в зависимости от психического и физического состояниядетей перед занятием).

Валеологическая песенка с самомассажем головы "Доброе утро!"

Доброе утро! Улыбнись скорее!

разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу

И сегодня весь день Будет веселее.

«пружинка» поднимают ручки вверх

Мы погладим лобик,носик и щечки

выполняют движения по тексту

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!

наклоны головы к правому и левому плечу поочередно

Разотрем ладошки Сильнее, сильнее!

теперь похлопаем смелее, смелее!

движения по тексту

Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем. Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

разводят руки в стороны

Слушание музыки(активное и пассивное).

Во время слушания или пения применяю в качествефизминутокпальчиковые игрыи сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способностипальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного  народного творчества.Систематическиеупражнения по тренировке движенийпальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Пение.

Перед пением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

  • Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
  • Тренировка силы вдоха и выдоха.
  • Развитие продолжительности выдоха.

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Упражнения на формирование диафрагматического дыхания.

«Пузырь» «Насос» «Собачке жарко» «Цветок»

диафрогмальные упражнения на звуки.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть музыкальной выразительностью. Речевоемузицирование необходимо, так как музыкальный  слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевоемузыцирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр намузыкальных занятияхэффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Как у бабушки Наташи.

Как у бабушки Наташи,

завязывают платок

Ели вкусную мы кашу.

складывают ладошки ковшом

Каша пшённая с дымком,

рисуют пальчиком дымок

Каша пшённая с дымком, с хлебом с маслом с молоком.

руки полочкой

Взяли мы большие ложки,

выставляют вперёд большие пальцы

Съели всё до самой крошки.

едят кашу

Вот какая каша, у бабушки Наташи.

выставляют большой палец вперёд

«Тук-тук»

Тук-тук-тук-тук-

Кулачок о кулачок

Это что за стук?

Хлопки

Деревянный это звук:

Шлепки

Тук-тук-тук-тук.

Кулачок о кулачок

Это что за стук?

Хлопки

Дятел жил в дупле пустом,

Шлепки

Дуб долбил, как долотом.

Кулачок о кулачок

Тик-тик-так, тик-тик так, (палец о палец)- целый день стучу я так (хлопки)

Работа с ритмическими  карточками . «Веселые зверятки»

Работа с ритмическими карточками « Музыкальная гусеница»

 

 Пособие по развитию ритма у детей

«Этот удивительный мир» по программе «Ладушки» И.Каплунова,И.Новоскольцева.

Распевки.

Обычно для распевок беру несложные музыкальные фразы из знакомых детямпесен, попевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно онимогут прохлопать ритмический рисунок. Для развития ритмического чувства можно использовать различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например: «Андрей- воробей". Вначале используется одна прибаутка, т.е. слова и мелодия, а затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки.

Ритмопластика.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.Я ритмопластику провожу в основном во время танцев и драматизаций, а танцевальную импровизацию совмещаю  с музыкой. В дальнейшем их можно использовать на праздниках и развлечениях.

Проведение здоровье сберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени - 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.

Я уверена, что занятия музыкой улучшают характер детей и благотворно воздействуют на их психологическое состояние.  Особое значение уделяю работе по программе Т.И.Суворовой «Танцевальная ритмика»

В программе раскрывается технология, в основе которой - музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей с 3 до 9 лет.
Любая технология обучения, – это, прежде всего, взаимодействие педагога и ребенка, это совместная деятельность педагога и детей, направленная на достижение поставленной цели.
Основная  технология обучения - Это прежде всего взаимодействие педагога и детей,это совместная деятельность педагога и ребёнка.Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях и школе на основе сотрудничества ребенка и взрослого. Набор методов, приемов работы педагога-музыканта
направлен на музыкальное развитие детей.Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела,вызванное музыкой и выражающее ее образ.

Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно, но, значительная неразрывность музыкальной и
пластической выразительности, педагог должен побуждать ребят восприниматьмузыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.
Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет
возрастных особенностей и возможностей ребенка, то есть определение
посильных для него заданий. Доступность не должна означать отсутствие
трудностей, а должна быть направлена на возможность успешного преодоления этих трудностей путем физических и психических усилий занимающегося. В связи с этим необходимо знать норму допустимых нагрузок для каждого
возраста и для каждого отдельного ребенка.

А иначе можно неблагоприятно
повлиять на состояние здоровья малыша.
В работе используются следующие
методические приемы: метод показа,
словесный метод, музыкальное сопровождение, импровизационный метод,
игровой метод, концентрический метод.
Метод показа. Прежде чем начать разучивание нового движения, позы
педагог показывает его. В исполнении педагога движение предстает перед
детьми в законченном варианте, и дети видят художественное воплощение
образа, что будит их воображение. Этот метод широко используется на
занятиях с детьми младшего возраста, так как в этом возрасте развитие ребенкапроисходит в основном за счет подражания со стороны детей действиямвзрослого. В некоторых случаях, чаще всего в работе с детьми старшеговозраста, допускается выполнение упражнения педагога вместе с детьми, чтобыусилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.          

В этом возрасте сучетом их двигательного опыта дети уже способны выполнять элементарные движения самостоятельно.
Словесный метод. В процессе разучивания игры, пляски и другого вида
музыкально-двигательного упражнения надо широко использовать
художественное слово: беседу, пояснение, стихотворение. Словесные
объяснения должны быть краткими, точны, образны и конкретны. В словесном
методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово.
Выразительная разговорная речь, тесно связанная с движением, жестом и
музыкальной интонацией, является тем самым мостиком, который связывает
движение и музыку. Как раз словесный метод помогает детям старшего
возраста выполнить задание без предварительного показа.
Музыкальное сопровождение. Музыка побуждает ребенка к движению.
От того, как исполнено музыкальное произведение педагогом, зависит
восприятие музыки и понимание музыкального образа и в конечном итоге
качество выполняемых движений. Правильно выбранная музыка несет в себе
все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце. Для
музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара. Ребенок
откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была
мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Детей надо знакомить с
музыкой, передающей разнохарактерные образы. Сопоставление контрастных музыкальных образов обогащает эмоциональный мир ребенка. Так как детство связано с играми, сказками, игрушками, то и музыка,

связанная с ними будет
близкой и понятной ребенку.
Импровизационный метод. Педагог зачастую сталкивается с мышечной
зажатостью детей, стеснительностью. И только путем различных упражнений,игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю ивнешнюю свободу и уверенность. Начиная с четырехлетнего возраста

нужно
учить детей инсценированию песен, музыкальных сказок, импровизации
плясок. Сначала это несложные задания. Например, самостоятельно выполнить
движения под музыку в соответствии с текстом песни. Такие задания развивают
у детей образность, выразительность движений, способствует накоплению
музыкальных впечатлений, музыкально-двигательного опыта. Наличие
шапочек, лент и другой яркой атрибутики вызывает у детей творческую
активность. На занятиях с детьми старшего возраста используются более
сложные задания: выполнить движения с воображаемым предметом, передать
эмоциональное состояние персонажа, придумать игру, танец.
Игровой метод. Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена
так, что его, практически, невозможно заставить целенаправленно выполнять
какие-либо упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому
что это «надо» и «полезно», а потому что это ему нравится. Игра всегда
вызывает у ребят веселое настроение.

И интерес у них не снижается, даже если
по ходу игры педагог вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая
задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение дошкольников.
Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру,

которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности
занимающихся. Этот метод способствует органичному проникновению
ребенка в художественный замысел, настраивает его на эмоциональное
освоение движений и помогает скоординировать движение с музыкой.
Примером может служить следующие задания: «Попрыгаем, как зайчики»,
«Побежим легко и тихо, как мышки», «Кружимся легко, приседаем медленно
как снежинки». Каждое занятие может стать увлекательной игрой.
Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог
возвращается к пройденному и усвоенному материалу, но уже более усложняетего.

Опыт использования данной программы показал, что её привлекательность - в доступной реализации содержания и освоении программного материала детьми разного возраста (и с различными способностями), а также в гибкости и универсальности самой системы работы, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа.

Используя музыкально-ритмические композиции, конструировали различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений и т.д.). Благодаря разнообразной тематике предложенный музыкально-ритмический репертуар сочетается с другими видами художественно-творческой деятельности (изобразительной, театральной и д.р.).

Основу для ритмических композиций составляют простые, но вместе с тем и усложненные разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и д. р.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроение музыкальных произведений.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно- творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Поэтому рассматриваем «Танцевальную ритмику Суворовой, период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает» настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

Основная направленность программы «Танцевальная ритмика» является универсальной. Это психическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является гармония. Платон говорил: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков, он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Исходя из содержания программы Т.И Суворовой «Танцевальная ритмика»  была определена цель.

   Цель работы - формирование средствами музыки  ритмических  и танцевальных движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности у детей дошкольного возраста.

В процессе этой работы решались следующие задачи:

1. Развитие музыкальности:

развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее на​строение и характер, понимать ее содержание;

развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

развитие ловкости, точности, координации движений;

развитие гибкости и пластичности;

воспитание выносливости, развитие силы;

формирование правильной осанки, красивой походки;

развитие умения ориентироваться в пространстве;

обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

развитие творческого воображения и фантазии;

развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

воспитание умения вести себя в группе во время движения,

формирова​ние чувства такта и культурных привычек в процессе группового

общения с детьми и взрослыми.

2.Музыкальные занятия из опыта работы.

Провела музыкальные занятия с элементами музыкального музицирования  опираясь на программу Тютюнниковой. «Учись творить»

-Музыкальное занятие в средней группе «Едем на лошадке»

-«Путешествие в лес» для детей средней группы, цель занятия развитие музыкальных способностей.

-Интегрированное занятие в средней группе «Музыкальные инструменты»

-Музыкальное занятие «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Для детей средней группы.

-Музыкальное занятие «Звуки вокруг нас» в средней группе.

-Музыкальное занятие «Играем с музыкой» подготовительная группа.

-Музыкальное занятие  «В гостях у сказки» средняя группа.

-Интегрированное занятие «Волшебная книга зимы»в подготовительной группе

-Музыкальное занятие для детей старшего возраста «Путешествие в страну музыки»

-Музыкальное занятие «В гости к сказке» подготовительная группа

-Игровое  музыкальное занятие «Играем с музыкой» для детей  старшего возраста.

-Провела музыкальные занятия по программе «Ладушки»

-Комплексное музыкальное занятие «В Осеннем лесу» в средней группе. Также на  своих  занятиях использую пособие  по программе «Ладушки» «Этот удивительный ритм» игры по развитию музыкального ритма.

-Удивительный ритм - «Игры с игрушками» для детей младшего дошкольного возраста.

-Удивительный ритм «День рождение»-для младшего возраста.

-Удивительный ритм «Игры с игрушками и картинками» для старшего возраста.

-Удивительный ритм «Наши гости» для старшего возраста.

-Удивительный ритм «Знакомство с длительностями»-для старшего дошкольного возраста.

-Удивительный ритм «Котя» средняя группа

-Удивительный ритм «Петушок» средняя группа

-Удивительный ритм «Зайчик ты зайчик» средняя группа

-Удивительный ритм «Лошадка» средняя группа

-Удивительный ритм « барашеньки-крутороженьки» средняя группа.

-Удивительный ритм «Сорока»

Перспективный план музыкальных занятий с элементами программыТ.ЭТютюнниковой и программы «Ладушки» И.Новоскольцевой И.Каплунова

группы

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая группа

Подготовительная группа

сентябрь

Удивительный Ритм. «Игры с игрушками»

Музыкальное занятие «Путешествие в страну музыкальных инструментов

Удивительный ритм. «Наши гости»

Удивительный ритм «Игры с картинками и игрушками»

октябрь

Удивительный ритм «День рождение»

Музыкальное занятие «Едим на лошадке»

Удивительный ритм «Знакомство с длительностями»

Музыкальное занятие  «Волшебная книга зимы»

ноябрь

Музыкальное занятие «У солнышка в гостях»

Удивительный ритм «Зайчик ты зайчик»

 Музыкальное занятие «Музыка вокруг нас»

Удивительный ритм

«Игры с картинками»

декабрь

Удивительный ритм «Зайчик ты зайчик»

Музыкальное занятие «В гостях у сказки»

Музыкальное занятие «Путешествие в лес»

Удивительый ритм «Играем с музыкой»

январь

Удивительный мир «Петушок»

Комплексное занятие «В осеннем лесу»

Удивительный ритм «Игры с картинками»

Музыкальное занятие «В гости к сказке»

февраль

Удивительный ритм «Котя»

Музыкальное занятие «Звуки вокруг нас»

Удивительный ритм  «Игры  игрушками»

Музыкальное занятие «Играем с музыкой»

март

Удивительный ритм «Сорока»

3.Анализ результативности.

Применяя инновационные технологии в своей работе, внедряя парциальные   и вспомогательных программы по музыкальному воспитанию детей, я сделала следующие выводы:1 Музыкальные занятия становятся более интересны для детей, обогащают внутренний и духовных мир ребёнка, развивают музыкальный вкус, эмоциональную отзывчивоость.  2.Фрмируют элементарное представление о видах искусства. У детей появляется желание заниматься музыкальной деятельностью, причем не только петь, слушать музыкальные произведения, но и играть на музыкальных инструментах, музицировать ,где  в игровой форме у детей развиваются  музыкальный слух. Каждый ребёнок  чувствует музыку по своему , импровизирует жестами, музыкальными инструментами , тем самым выражая свои впечатления, эмоции. Игра  и импровизация на музыкальных и шумовых  инструментах  способствует развитию музыкального слуха и  чувство ритма у дошкольников.