Самообразование. "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Виторович Виктория Александровна

План работы по самообразованию по теме "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_po_teme.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию по теме "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"

 Автор: Виторович Виктория Александровна

Музыкальный руководитель первой квалификационной категории.

Краткое описание работы: В разработке обозначены актуальность, цели, задачи, формы и этапы работы над темой по самообразованию.

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся».

Д.Д. Шостакович.

 Актуальность

Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей». Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.
А ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыки
–     одна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б.М. Теплов)
Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

 Цель:

  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  • Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

 Задачи:

 1 . Изучить теоретический материал по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
2. Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

Формы работы:

  • Проведение мониторинга в начале учебного года.
  • Изучение литературы.
  • Использование ресурсов.
  • Разработка сценариев праздников и развлечений.
  • Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности.
  • Разработка картотек.
  • Подбор методической литературы, приемов, упражнений из опыта работы коллег.
  • Практикум для воспитателей.
  • Мастер-класс для педагогов
  • Консультация для воспитателей, родителей.
  • Информационный материал на стенде для родителей.
  • Папки-передвижки для родителей.

Этапы работы над темой по самообразованию:

 I.   Диагностический (постановка проблемы): cентябрь 2022 - май 2023г.

  • детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме
  • анализ затруднений

 II.     Прогностический (определение целей и задач работы над темой): сентябрь – октябрь 2023г.

  • разработка системы мер, направленных на решение проблем

 III.          Практический (выступление из опыта работы на педагогических советах, родительских собраниях, районных методических объединениях): октябрь 2023. – апрель 2024г.

  • посещение методических объединений для музыкальных руководителей района.
  • выступление на педагогических советах, родительских собраниях ДОУ, проведение открытых занятий.

 IV.     Обобщающий (анализ работы): май – август 2024г.

  • корректировка гипотезы, оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.

                         План работы на 2022-2023г                                                                    

 

 

Раздел плана. Формы работы

Сроки

Практические выходы

1.

 

Диагностика музыкальных способностей детей

          Сентябрь 2022г.

 

Результаты мониторинга

 

Изучение материала имеющегося опыта по данной теме, изучение литературы по проблеме и применение на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях и в индивидуальной работе:

  • Психолого-педагогические                                    аспекты музыкальности детей дошкольного возраста.
  • Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и их использование в процессе обучения детей музыкально- ритмическим движениям.
  • Цели и задачи ритмики в детском саду. Виды музыкально-ритмических движений в детском саду.
  • Этапы и методы обучения детей дошкольного возраста музыкально- ритмическим движениям.
  • Методика обучения чувству ритма детей младшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
  • Методика обучения чувству ритма детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
  • Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной                         музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов.
  • Обучение детей в детском саду чувству ритма в различных видах музыкальной деятельности.
  • Система работы с воспитателями и родителями по обучению детей в детском саду чувству ритма.

В течение

 

 

года

 

 

Сентябрь

 

                  2022г

 

              Октябрь

 

               

 

 

                Ноябрь

 

        2022г

2.

Декабрь 2022г

 

Январь 2023г

 

 

Февраль 2023г

 

 

 Март 2023г

 

 

 

              Апрель

 

               2023г

 

               Май

 

               2023г

 

3.

Разработка образовательного проекта «Мир звуков»

         Октябрь 2023г

Образовательный    проект

«Мир звуков»

4.

Информация на стенде для родителей «Этот чудесный ритм»

          Октябрь 2023г

Информация    на    стенде

«Этот чудесный ритм»

 

5.

Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста.

С  октября 2022г

Картотека      музыкальных игр    и    упражнений   для развития ритмического слуха детей.

 

6.

Изготовление  карточек     –     стихов для развития чувства ритма, музицирования.

Ноябрь 2022г

Карточки-стихи для развития чувства ритма, музицирования.

7.

Мастер-класс  с педагогами                        

«Элементарное музицирование с дошкольниками»

Ноябрь

2022г

Презентация

8.

Практикум для воспитателей «Развиваем у детей чувство ритма».

Январь

2023г

Презентация

 

9.

Консультация для родителей с использованием мультимедийной презентации «Этот удивительный ритм»

Февраль 2023

Мультимедийная презентация         

«Этот удивительный ритм»

 

10.

Консультация  для воспитателей «Музыкально-дидактические игры по развитию ритмики  в самостоятельной музыкальной деятельности».

Март 2023г

Тезисы выступления

 

11.

Изготовление и использование музыкально- дидактических игр для развития музыкально-ритмических движений (воспитатели по группам).

Март 2023г

Музыкально-дидактические  игры на группах

12.

Диагностика музыкальных способностей детей

Апрель

2023г

Результаты мониторинга

13.

Выступление детского оркестра на праздниках и развлечениях.

В течение

года

 

 

14.

Посещение курсов повышения квалификации, методических объединений музыкальных руководителей.

В течение года

 

                                               План работы

                                   на 2023-2024учебный год

 

 

Раздел плана. Формы работы

Сроки

Предлагаемый результат

1.

Диагностика развития чувства ритма у детей подготовительной к школе группы.

Сентябрь 2023

Апрель 2023г

Карты с результатами мониторинга.

2.

Изучение новой литературы по данной теме. Знакомство с разными методиками.

В течение года

 

3.

Приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара.

В течение года

 

4.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов.

Постоянно

Выступления детей на праздниках, участие в музыкальных конкурсах.

5.

Создание музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у дошкольников.

Октябрь- ноябрь 2023

Музыкально-

дидактические игры

6.

Проведение открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе.

Ноябрь 2023

Технологическая карта занятия

7.

Консультация для родителей «Использование     ритмических игр со словом в домашних условиях».

Январь 2024

Оформление
информации для родителей.

8.

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды для формирования ритмических             способностей у дошкольников всех возрастов».

Март 2024

 

9.

Конкурс музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у дошкольников «Музыкальная карусель»

Апрель 2024

Музыкально-

дидактические игры

10.

Посещение  курсов повышения квалификации, методических объединений музыкальных руководителей.

В течение года

 

11.

Отчет по самообразованию

Май-июнь 2024

 

 3

Мастер-класс для педагогов «Изготовление ДМИ из брасового материала

Январь 2024г

 Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов