6. Наличие авторских (соавторских) опубликованных материалов

Маричика Ивановна Старцун

 

 

Уровень публикации (ОО, муниципальный, региональный, федеральный)

Наименование публикации

Где и когда опубликован материал

Ссылка на подтверждающие

документы (титульный лист и страница «содержание» сборника, в котором помещена публикация, адреса сайтов)

Ответственный редактор всероссийского СМИ «Высшая школа делового администрирования»

Методическая разработка «Особенности методики преподавания лепки (скульптуры) в обучении детей младшего школьного возраста». «Пластилиновая живопись»

Высшая школа делового администрирования № 2112451s2604240759091 от 26.04.2024 года

https://disk.yandex.ru/i/X_MoMc-Y4nAy7Q

 

Ссылка на свидетельство о публикации: https://disk.yandex.ru/i/1AaLPGrCyW_Y_Q

 

 

Всероссийская педагогическая конференция «Иновации в системе образования: теория и практика

Доклад: Методическая разработка «Особенности методики преподавания лепки (скульптуры) в обучении детей младшего школьного возраста». «Пластилиновая живопись»

Образовательное сетевое издание «IT-Перемена» - ITPEREMENA.RU свидетельство СМИ ЗЛ № ФС77-83711

Сборник материалов Всероссийская педагогическая конференция «инновации в системе образования: теория и практика» 27 апреля 2024 года – 24 мая 2024 года

Сертификат участника: https://disk.yandex.ru/i/SNDFI-FG9lBhMQ

Свидетельство о публикации: https://disk.yandex.ru/i/hW7D7xrswQi5wQ

https://disk.yandex.ru/i/C7GDgo8jY87jmA

№ 6651359211 от 24.05.2024 года

 

infourok.ru

Мастер – класс «Хантыйский туесок»

Опубликовано на сайте infourok.ru 05.06.2024

https://disk.yandex.ru/i/bIVNkgbHf2Kysg

ссылка на публикацию: https://infourok.ru/master-klass-hantyjskij-tuesok-7204600.html

Свидетельство: https://disk.yandex.ru/i/Y3eU86an6bWYaA

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 2024-05_publikatsiya.pdf2.22 МБ
Файл master_-_klass_hantyyskiy_tuesok_1.docx732.55 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Старцун Маричика Ивановна,

Преподаватель ИЗО и ДПИ,

МБОУ ДО «Детская художественная школа»,

Город Мегион

Методическая разработка.

Мастер – класс «Хантыйский туесок». (Пластилин)

Аннотация

Изготовление хантыйских изделий — это не только увлекательный процесс, но и возможность увидеть истинное мастерство народных ремесленников. Для детей это может стать интересным и полезным занятием.  

В процессе изготовления творческой работы, ребята развивают творческие способности и знакомятся с миром традиционного искусства. Популяризация и сохранение народных промыслов и ремесел играют важную роль в сохранении культурного наследия и традиций народов. Изучение хантыйских изделий из бересты даст детям возможность погрузиться в историю этого удивительного народа, понять его обычаи и традиции через предметы искусства, созданные собственными руками.

Процесс создания хантыйских изделий также способствует развитию у детей усидчивости, терпения и внимательности к деталям. Кроме того, это отличная возможность для детей проявить свою фантазию и творческий потенциал, научиться работать с материалами и инструментами. В результате таких занятий дети могут не только приобрести новые навыки, но и обогатить свой внутренний мир и почувствовать себя частью древней культуры.

Цель: Развитие художественно - творческих способностей детей через популяризацию и сохранение народных промыслов и ремёсел на примере хантыйских изделий из бересты.

Задачи:

Обучающие:

  • Обогащать знания детей о декоративно-прикладном творчестве народа ханты (познакомить с берестяными изделиями, их назначением и способами украшения).
  • Закреплять представления о том, что каждый элемент хантыйского орнамента имеет своё название и несёт определённый смысл.
  • Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения.
  • Составление орнаментальной композиции.
  • Научить изготавливать хантыйский туесок, используя пошаговую инструкцию.

Развивающие:

  • Развивать чувство национального самосознания.
  • Развивать аккуратность, трудолюбие, фантазию, творческое мышление.
  • Развивать умение применять различные композиционные приемы, исходя из формы и    назначения изделия.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию у учащихся интереса и уважительного отношения к    культуре и творчеству хантыйских мастеров.
  • Прививать осознанное отношение к красоте народного орнамента.

Методы обучения:

  • словесный (беседа);
  • наглядные (фотографии, иллюстрации, образцы поделок, просмотр слайдов);
  • практические.

Оборудование:

  1. цветной и скульптурный пластилин
  2. основа. Тонированная коричневым цветом коробка, цилиндрической формы.

Традиционный образ жизни народов Хантов и Манси тесно связан с природой и окружающей средой. Они имеют богатое знание о растениях, животных и природных явлениях, которое они передают из поколения в поколение. У них есть свои мифы, легенды и сказания, которые помогают им понимать мир и свое место в нем.

Важной частью культуры Хантов и Манси является их музыка, танцы и народные ремесла. Они создают удивительные изделия из кожи, дерева, кости и шерсти. Одним из видов традиционного ремесла Хантов является изготовление домашней утвари. Чаще всего ее изготавливали из коры разных пород деревьев и украшали красивым геометрическим узором.

Сегодня я расскажу вам об удивительной коробке под названием - туесок. Сделан туес из бересты, которую можно по праву считать одним из самых распространенных материалом в быту у народов ханты. Берёзовая кора обладает прочностью и водонепроницаемостью, а изготавливали туески для хранения и переноса различных продуктов, таких как ягоды, грибы, рыбу, муку соль и другое.  

Прежде чем из бересты что-либо делать, ее необходимо подготовить. Снимают бересту весной (до сокодвижения), летом или осенью. Выбирать нужно гладкие образцы без вкраплений. Затем ее нужно проваривать в воде или рыбьем жире в течение 10-12 часов, а затем преступали к изготовлению изделия.

Также короба изготавливали из пихтовой коры. Боковые стенки делали из пихтовой коры, а крышки и донышки из бересты. Кору выбирали самую качественную, от этого зависела прочность и долговечность изделия. Старинная традиция изготовления коробов включает не только сочетание нескольких видов природного материала, но и уникальный декор.

Орнаментации коробов придавали особое значение, узор наносили при помощи деревянной палочки создавая цветной геометрический узор с горизонтальным ритмом. Красителями для росписи служили растительные отвары из березовой заболони-пробкового слоя между берестой и древесиной, дающий красно-коричневый цвет.

Ханты украшали свои туески различными орнаментами, которые имели символическое значение. Например, зигзагообразный орнамент «щакары» олицетворял обход бугорков и препятствий, а орнамент «заячьи ушки» считался оберегом от злых духов. Также использовались орнаменты, связанные с медведем, оленем и берёзой, которые считались священными у хантов.

Создание Хантыйского Туеска

Материалы:

  • Коробочка из-под крема
  • Акриловая краска (коричневая, охровая)
  • Цветной пластилин
  1. Подготовьте основу: тщательно вымойте коробочку. Покройте ее несколькими слоями акриловой краски, имитирующей цвет дерева или бересты. Оттенки охры и коричневого передадут теплоту и натуральность древесины.
  2. Украсьте пластилином: Выберите традиционные орнаменты для туеска. Главными элементами могут быть символы солнца, оленя и птицы. Используя жгутиковую технику и крохотные точечки, воплотите нарисованные образы.

Заключение.

Создание хантыйского туеска стало для ребят увлекательным и творческим процессом. Они не только узнали о традиционных ремеслах Хантов, но и насладился возможностью самому воплотить что-то столь прекрасное и уникальное. Наши туески стали не просто предметом интерьера, а настоящим произведением искусства.

В создании хантыйского туесока ребята обрели не только навыки по созданию изделия, но и глубокое уважение к мастерству народов Севера. Искусство не только соединяет нас с прошлым и нашими предками, но и позволяет нам увидеть мир с новой, красочной стороны. Создавая что-то своими руками, мы приближаемся к искусству и культуре, делая их частью нашей жизни.