Главные вкладки
6. Наличие авторских (соавторских) опубликованных материалов
Уровень публикации (ОО, муниципальный, региональный, федеральный) | Наименование публикации | Где и когда опубликован материал | Ссылка на подтверждающие документы (титульный лист и страница «содержание» сборника, в котором помещена публикация, адреса сайтов) |
Ответственный редактор всероссийского СМИ «Высшая школа делового администрирования» | Методическая разработка «Особенности методики преподавания лепки (скульптуры) в обучении детей младшего школьного возраста». «Пластилиновая живопись» | Высшая школа делового администрирования № 2112451s2604240759091 от 26.04.2024 года | https://disk.yandex.ru/i/X_MoMc-Y4nAy7Q
Ссылка на свидетельство о публикации: https://disk.yandex.ru/i/1AaLPGrCyW_Y_Q
|
Всероссийская педагогическая конференция «Иновации в системе образования: теория и практика | Доклад: Методическая разработка «Особенности методики преподавания лепки (скульптуры) в обучении детей младшего школьного возраста». «Пластилиновая живопись» | Образовательное сетевое издание «IT-Перемена» - ITPEREMENA.RU свидетельство СМИ ЗЛ № ФС77-83711 Сборник материалов Всероссийская педагогическая конференция «инновации в системе образования: теория и практика» 27 апреля 2024 года – 24 мая 2024 года | Сертификат участника: https://disk.yandex.ru/i/SNDFI-FG9lBhMQ Свидетельство о публикации: https://disk.yandex.ru/i/hW7D7xrswQi5wQ https://disk.yandex.ru/i/C7GDgo8jY87jmA № 6651359211 от 24.05.2024 года
|
infourok.ru | Мастер – класс «Хантыйский туесок» | Опубликовано на сайте infourok.ru 05.06.2024 | https://disk.yandex.ru/i/bIVNkgbHf2Kysg ссылка на публикацию: https://infourok.ru/master-klass-hantyjskij-tuesok-7204600.html Свидетельство: https://disk.yandex.ru/i/Y3eU86an6bWYaA |
|
|
|
|
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.22 МБ | |
| 732.55 КБ |
Предварительный просмотр:




Предварительный просмотр:
Старцун Маричика Ивановна,
Преподаватель ИЗО и ДПИ,
МБОУ ДО «Детская художественная школа»,
Город Мегион
Методическая разработка.
Мастер – класс «Хантыйский туесок». (Пластилин)
Аннотация
Изготовление хантыйских изделий — это не только увлекательный процесс, но и возможность увидеть истинное мастерство народных ремесленников. Для детей это может стать интересным и полезным занятием.
В процессе изготовления творческой работы, ребята развивают творческие способности и знакомятся с миром традиционного искусства. Популяризация и сохранение народных промыслов и ремесел играют важную роль в сохранении культурного наследия и традиций народов. Изучение хантыйских изделий из бересты даст детям возможность погрузиться в историю этого удивительного народа, понять его обычаи и традиции через предметы искусства, созданные собственными руками.
Процесс создания хантыйских изделий также способствует развитию у детей усидчивости, терпения и внимательности к деталям. Кроме того, это отличная возможность для детей проявить свою фантазию и творческий потенциал, научиться работать с материалами и инструментами. В результате таких занятий дети могут не только приобрести новые навыки, но и обогатить свой внутренний мир и почувствовать себя частью древней культуры.
Цель: Развитие художественно - творческих способностей детей через популяризацию и сохранение народных промыслов и ремёсел на примере хантыйских изделий из бересты.
Задачи:
Обучающие:
- Обогащать знания детей о декоративно-прикладном творчестве народа ханты (познакомить с берестяными изделиями, их назначением и способами украшения).
- Закреплять представления о том, что каждый элемент хантыйского орнамента имеет своё название и несёт определённый смысл.
- Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения.
- Составление орнаментальной композиции.
- Научить изготавливать хантыйский туесок, используя пошаговую инструкцию.
Развивающие:
- Развивать чувство национального самосознания.
- Развивать аккуратность, трудолюбие, фантазию, творческое мышление.
- Развивать умение применять различные композиционные приемы, исходя из формы и назначения изделия.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию у учащихся интереса и уважительного отношения к культуре и творчеству хантыйских мастеров.
- Прививать осознанное отношение к красоте народного орнамента.
Методы обучения:
- словесный (беседа);
- наглядные (фотографии, иллюстрации, образцы поделок, просмотр слайдов);
- практические.
Оборудование:
- цветной и скульптурный пластилин
- основа. Тонированная коричневым цветом коробка, цилиндрической формы.
Традиционный образ жизни народов Хантов и Манси тесно связан с природой и окружающей средой. Они имеют богатое знание о растениях, животных и природных явлениях, которое они передают из поколения в поколение. У них есть свои мифы, легенды и сказания, которые помогают им понимать мир и свое место в нем.
Важной частью культуры Хантов и Манси является их музыка, танцы и народные ремесла. Они создают удивительные изделия из кожи, дерева, кости и шерсти. Одним из видов традиционного ремесла Хантов является изготовление домашней утвари. Чаще всего ее изготавливали из коры разных пород деревьев и украшали красивым геометрическим узором.
Сегодня я расскажу вам об удивительной коробке под названием - туесок. Сделан туес из бересты, которую можно по праву считать одним из самых распространенных материалом в быту у народов ханты. Берёзовая кора обладает прочностью и водонепроницаемостью, а изготавливали туески для хранения и переноса различных продуктов, таких как ягоды, грибы, рыбу, муку соль и другое.
Прежде чем из бересты что-либо делать, ее необходимо подготовить. Снимают бересту весной (до сокодвижения), летом или осенью. Выбирать нужно гладкие образцы без вкраплений. Затем ее нужно проваривать в воде или рыбьем жире в течение 10-12 часов, а затем преступали к изготовлению изделия.
Также короба изготавливали из пихтовой коры. Боковые стенки делали из пихтовой коры, а крышки и донышки из бересты. Кору выбирали самую качественную, от этого зависела прочность и долговечность изделия. Старинная традиция изготовления коробов включает не только сочетание нескольких видов природного материала, но и уникальный декор.
Орнаментации коробов придавали особое значение, узор наносили при помощи деревянной палочки создавая цветной геометрический узор с горизонтальным ритмом. Красителями для росписи служили растительные отвары из березовой заболони-пробкового слоя между берестой и древесиной, дающий красно-коричневый цвет.
Ханты украшали свои туески различными орнаментами, которые имели символическое значение. Например, зигзагообразный орнамент «щакары» олицетворял обход бугорков и препятствий, а орнамент «заячьи ушки» считался оберегом от злых духов. Также использовались орнаменты, связанные с медведем, оленем и берёзой, которые считались священными у хантов.
Создание Хантыйского Туеска
Материалы:
- Коробочка из-под крема
- Акриловая краска (коричневая, охровая)
- Цветной пластилин
- Подготовьте основу: тщательно вымойте коробочку. Покройте ее несколькими слоями акриловой краски, имитирующей цвет дерева или бересты. Оттенки охры и коричневого передадут теплоту и натуральность древесины.
- Украсьте пластилином: Выберите традиционные орнаменты для туеска. Главными элементами могут быть символы солнца, оленя и птицы. Используя жгутиковую технику и крохотные точечки, воплотите нарисованные образы.
Заключение.
Создание хантыйского туеска стало для ребят увлекательным и творческим процессом. Они не только узнали о традиционных ремеслах Хантов, но и насладился возможностью самому воплотить что-то столь прекрасное и уникальное. Наши туески стали не просто предметом интерьера, а настоящим произведением искусства.
В создании хантыйского туесока ребята обрели не только навыки по созданию изделия, но и глубокое уважение к мастерству народов Севера. Искусство не только соединяет нас с прошлым и нашими предками, но и позволяет нам увидеть мир с новой, красочной стороны. Создавая что-то своими руками, мы приближаемся к искусству и культуре, делая их частью нашей жизни.
|






