Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, иных учебно-методических материалов, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовавшихся) в образовательной организации.

Маричика Ивановна Старцун

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Изобразительное творчество» В.02.00. Вариативная часть

В.02. УП.03. Предмет по выбору  «Скульптура» для обучающихся 10,5-15,5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchebnogo_predmeta_skulptura_1.docx210.78 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Uchitelskaya01\Desktop\2025-06-09\титул.JPG

Программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Рассмотрена на заседании   Педагогического совета

Протокол № 1 от 30 августа 2024 г.

Составитель:

Старцун Маричика Ивановна,  преподаватель

Рецензенты:

Ульбаева Гайша Валиулловна, заместитель директора по методической работе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детская художественная школа», г. Мегион

Ведущие преподаватели:

Старцун М.И.

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

  -Учебно-тематический план

  - Содержание тем и разделов

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                 

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы

- для преподавателя;

- для обучающихся

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Скульптура, как учебная дисциплина – важная составляющая в процессе обучения изобразительному искусству. Освоение азов скульптурного творчества значительно расширяет горизонты пластических навыков учащихся.

Работа с трехмерной, осязаемой формой позволяет наблюдать её и анализировать с множества точек зрения, и одновременно воспринимать её как единый объем. Процесс лепки и ментальный анализ формы предмета приносит огромную пользу в обучении, как рисунку, так и живописи. Учащиеся последовательно научаются изображать форму пластически цельно и пропорционально оправданно, в соответствии с художественной задачей.

Работа с натуры обучает основам архитектоники формы, развивает у юных скульпторов пространственное мышление. С каждым новым заданием усложняется задачи освоения и осмысления трехмерной формы, совершенствуется пластическое мастерство учащихся.

В основе композиционной работы лежит процесс синтетический. Создавая скульптурную композицию, учащиеся осуществляют сложный сюжетный замысел, организуют различные фигуры и формы в единое художественное произведение.

Программа учебного предмета «Скульптура», далее «Программа» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной  программе в области изобразительного искусства «Живопись», составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2013г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом рекомендаций Министерства Культуры РФ по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств от 21.11.2013 г. №191-01-39/06-ГИ, Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года  № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», на основе примерных программ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств, одобренных научно-методическим центром по художественному образованию и рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации: «Скульптурная пластика» составитель Демидова В. Г., преподаватель детской художественной школы №1 г. Наро-Фоминска; «Скульптура» автор Е. С. Кузнецова; «Скульптура» автор Л. Г. Савенкова.

«Программа» реализуется на III ступени обучения. Обучение по «Программе» позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

«Программа» соответствует уровням:

  • сложности - стартовый, базовый, продвинутый;
  • подготовленности - совершенствования деятельности;
  • освоения - специализированный, повышенный.

        «Программа» характеризуется следующими признаками:

-        возрастного предназначения - 10,5 - 11,5 лет;

-        функционального назначения - учебная;

-        тематической направленности - комплексная;

-        полового предназначения - смешанная;

-        временных ресурсов: 4 года, краткосрочная.

Направленность программы художественная.

        Основная форма занятий - мелкогрупповая от 4 до 10 человек (в среднем 7 человек).

     Обучение в Учреждении осуществляется в очной форме  с использованием дистанционных и интегрированных технологий.

        Продолжительность непрерывного урока: 40 минут

Срок реализации учебного предмета

«Программа» рассчитана на 1 год обучения, в 4 классе. Продолжительность учебных занятий составляет  – по 33 недели.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета по выбору «Скульптура»  составляет 66 часов, в том числе аудиторные занятия - 33 часа, самостоятельная работа 33 часа.

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Год обучения

1 год обучения/

4 класс

Полугодия

1

2

Аудиторные

занятия

16

17

33

Самостоятельная работа

16

17

33

Максимальная учебная нагрузка

32

34

66

Вид

промежуточной аттестации

зачёт

Форма проведения учебных занятий

Учебные занятия по учебному предмету по выбору «Скульптура» проводятся в форме аудиторных занятий и самостоятельной (внеаудиторной) работы. Занятия по учебному предмету по выбору осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по предмету по выбору «Скульптура» дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительное искусство  «Изобразительное творчество»  составляет:

  • Аудиторные занятия:

1 год обучения - по 1 часу в неделю;

  • Самостоятельная работа:

1  год обучения - по 1 часу в неделю

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Формы организации занятий (общие, внутренние, внешние)

Общие формы организации занятий:

  • Мелкогрупповые - от 4 до 10 человек.

Внутренние формы организации занятий:

  • вводное занятие;
  • занятие по углублению и совершенствованию изученного материала;
  • практическое занятие;
  • занятие по обобщению и систематизации знаний;
  • комбинированная форма организации занятия;
  • открытое занятие и др.

Внешние формы организации занятий:

  • самостоятельная работа;
  • видеозанятие;
  • экскурсии;
  • участие в конкурсе и др.

     Цель и задачи учебного предмета

Цель: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным и национальным наследием.

Задачи:

  • развитие у учащихся объемно-пространственного мышления, чувства формы, её конструктивных и индивидуальных особенностей;
  • развитие творческих способностей, наблюдательности и зрительной памяти, пространственного воображения и художественного вкуса;
  • формирование композиционно пространственного мышления в скульптуре;
  • овладение материалами и инструментами, необходимыми в работе с пластилином и глиной;
  • формирование у обучающихся умений, навыков работы с пластилином и глиной, используя основные способы и приемы лепки, работая на плоскости и в объёме;
  • развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эстетического  вкуса;
  • способствовать воспитанию уважения к традициям и культуре народов России, а также к  культуре малых народов Севера.

Методы обучения

Для достижения поставленной пели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы)
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Занятия по данному предмету, в основном, практические. Небольшая теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в первый год обучения, и кратких бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет учащимся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы должны сопровождаться показом иллюстративного материала: гипсовых слепков, репродукций, презентаций,  видеофрагментов и т.д.

В процессе обучения необходимо уделять постоянное внимание межпредметным связям с предметами «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Беседы об искусстве».

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы учащихся.

В процессе обучения предусматривается следующие формы учебных занятий:

  • типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое упражнение);
  • практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков;
  • самостоятельное выполнение творческого задания и изготовление конкретного изделия.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ: отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы по выполнению заданий, разбираются характерные ошибки.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.

Мастерская по скульптуре оснащена станками, полками и этажерками для хранения работ, натурным столом, классной доской, материалами и инструментами (доски для лепки, стеки, пластилин).    

Перечень учебных кабинетов для проведения занятий

п/п

Наименования предметов учебного плана

дополнительной общеразвивающей

программы

учебного

кабинета

Площадь кабинета

в кв. м

Наполняемость

учебных кабинетов

для занятий

(количество человек)

Мелкогрупповые

(чел.)

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Основы изобразительного творчества»

В.02.00 Вариативная часть

1

УП.01. Предмет по выбору «Скульптура»

1.1.

Скульптура

108

19,7

4-10

Образовательный процесс обеспечен специальным оборудованием:

Наименование кабинета

Номер

аудитории

Площадь

в кв.м

Оборудование/технические средства

1. Учебный кабинет изобразительного искусства /Скульптура

108

19,7

1. Стол письменный – 1 шт.

2. Стол постановочный – 6 шт.

3. Стул деревянный – 12 шт.

4. Тумбочки – 2 шт.

5. Стеллаж металлический – 3 шт.

6. Стеллаж белый – 1 шт.

7. Доска магнитная зелёная – 1 шт.

8. Вешалка напольная – 1 шт.

9. Скульптурный станок – 14 шт.

10. Муфельная печь «Тулячка»  – 1 шт.

11. Обжиговая печь – 1 шт.

12. Зонт вытяжной «Элдом» – 1 шт.

13. Жалюзи – 3 шт.

14. Стул для преподавателя – 1 шт.

2. Учебно-лабораторные (вспомогательные) помещения

Наименование кабинета

Площадь

в кв. м

Оборудование/технические средства

1. Склад- мастерская  

9,9

Обжиговая печь

2. Кабинет натурного фонда

10,0

Стеллажи (встроенные по двум сторонам стен).

Стол письменный - 1шт.

Стул – 1 шт.

Жалюзи – 1 шт.

Предметы натурного фонда

3. Административные помещения

Всего кабинетов – 7.

S = 101,8 м2 из них: Кабинет директора S = 20,3;  Приемная S = 10,2; Кабинет начальника материально-технического снабжения S = 10,2; Кабинет заместителей директора по УВР и МР S = 20,2; Отдел кадров S = 10,0; Методический кабинет S = 10,0.

4. Подсобные помещения

Всего помещений – 30

S – 152,3 м2 из них

5.Информация о наличии оборудованных вспомогательных кабинетов, объектов для проведения практических занятий

Всего помещений – 3

S – 131.5 м2 из них:

Наименование помещения

Номер помещения

Площадь

в кв.м

Оборудование/технические средства

1. Выставочный зал

221,222

71,6

1. Диван чёрный кож.зам. – 2 шт.

2. Жалюзи – 7 шт.

3. Музыкальный центр LG – 1 шт.

4. Витрина шестигранная – 3 шт.

  5. Жалюзи – 7 шт.

  6. Перегородка жалюзи – 1 шт.

  7. Столик журнальный – 1 шт.

8. Монитор Samsung Sync Master 152 V – 1 шт.

9. Системный блок НР Pro3010 – 1 шт.

  10.Витрина маленькая – 1 шт.

  11. Шкаф –2 шт.

  12. Принтер лазерный НР LaserJet 2605 Color – 1  

   шт.

  13.Зеркало 1 шт.

  14. Кондиционер Panasonic – 1 шт.

  15. БрошюраторFellowes PB 150 – 1 шт.

16.  Стулья чёрные мягкие кож.зам. – 25 шт.

17. Стол приставка компьютерный – 1 шт.

18. Копировальный аппарат CanonNp 7161 – 1 шт.

19. Телевизор Samsung PS-50 – 1 шт.

20. Мультимедийный проектор  Epson ЕМР –Х5 – 1 шт.

21. Тумба выкатная – 2 шт

22. Тумба ТВ2 – 1 шт.

  23. Шкаф средний – 2 шт.

  24. Демопанель – 1шт.

  25. DVD проигрыватель Toshiba – 1 шт.

  26. Колонки – 2 шт.

  27. Стулья черные – 7 шт.

2. Мастерская

113

20,7

  1. Стол письменный – 1 шт.

  2. Кресло для преподавателя – 1 шт.

  3.  Жалюзи – 2 шт.

  4.  Шкаф для книг – 1 шт.

  5. Шкаф 2 стеклянные двери – 1 шт.

  6. Шкаф – 1 шт.

  7. Тумба – 1 шт.

8. Гончарный круг (ножной) – 1 шт.

9. Гончарный круг электрический «Профи-Макс» – 1 шт.

10. Стеллаж металлический – 2 шт.

3. Библиотека

224

10

1. Стол компьютерный – 1 шт.

2. Стул чёрный мягкий – 3 шт.

3. Подставка для картона – 1 шт.

4. Жалюзи – 1 шт.

5. Стеллаж  деревянный – 6 шт.

6. Стойка для журналов и газет – 1 шт.

7. Системный блок ПК – 1 шт.

8. Монитор «SamsungSyncMaster» – 1 шт.

9. Брошюратор «Fellwes2 – 1 шт.

10.  Принтер «HPLaserJet 1200» – 1 шт.

II.        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

задания

Наименование темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные

занятия

1 год обучения/4 класс

I полугодие

    1

Вводное занятие

урок

2

1

1

2

Лепка рельефа ветка дерева

урок

2

1

1

3

Лепка рельефа бытового предмета (ножницы, циркуль и др.)

урок

4

2

2

4

Лепка фруктов круглой формы в объеме

урок

2

1

1

5

Натюрморт из простых предметов быта, овощей, фруктов, близким по форме к геометрическим телам

урок

6

3

3

6

Контрольный урок

просмотр

2

1

1

7

Этюд «Домашнее животное» (работа с натуры в классе)

урок

6

3

3

8

Этюд «Птица в гнезде» (работа с натуры в классе)

урок

6

3

3

9

Контрольный урок

просмотр

1

1

1

II полугодие

10

Двухфигурная композиция «Мой питомец и Я»

урок

8

4

4

11

Лепка простого орнамента «Четырехлистник»

урок

10

5

5

12

Контрольный урок

урок

2

1

1

13

Декоративное панно «Любимая сказка»

урок

6

3

3

14

Декоративное панно «Моя Югра»

урок

6

3

3

15

Зачет

просмотр

2

1

1

ВСЕГО:

66

33

33

Содержание разделов и тем. Годовые требования.

Первый год обучения/4 класс

I полугодие

Тема 1. Вводное занятие

Беседа о скульптуре с использованием иллюстративного материала: её видах, жанрах, материалах, об оборудовании мастерской.

Самостоятельная работа: Вылепить из цветного пластилина корзину с фруктами (высота не более 7 см).

Тема 2. Лепка рельефа ветка дерева

Работа по представлению. Подготовка основы, выбор цвета и композиции. Выбор растения, его характера. пластических форм. Выполнение декорирования.

Материал: цветной пластилин, картон. Размер 10х20.

Цель: выполнить рельеф ветки цветущего дерева (яблоня, черемуха и др.).

Задачи: развитие творческой фантазии и воображения, интереса к процессу лепки из пластилина; формирование понятие о декоративности композиции в скульптуре; воспитание усидчивости.

Самостоятельная работа: Продолжать вести работу, начатую на занятии. Оформить работу к выставке.

Тема 3. Лепка рельефа бытового предмета (ножницы, циркуль и др.)

Беседа о строении и форме обычных предметов быта (ножницы, циркуль, болт, молоток и др.), показ работ из методического фонда и наиболее интересных работ предыдущих классов. Подбор необходимого размера плинтаа. Работа с материалом.

Материал: скульптырный пластилин. Размер: по выбору учащихся (в зависимости от размера материала).

Цель: выполнить несложный рельеф с передачей пропорций предмета.

Задачи: учить анализировать формы, правильно обращаться с инструментами, воспитание аккуратности, серьёзного подхода к работе.

Самостоятельная работа: Вместе с родителями закончить и оформить работу к выставке.

Тема 4. Лепка фруктов круглой формы в объеме

Объект постановки: фрукты и овощи. Для постановки используются муляжи фруктов и овощей. Постановка может быть оживлена добавлением небольшой веточки какого-либо растения с минимальным числом листочков или гроздью ягод. На группу в 10 человек даются две постановки.

Материал: пластилин. Размер: натуральная величина.

Цель: выполнить объемную композицию из простых по форме предметов.

Задачи: дать понятие о взаимосвязи фигур в композиции, о круговом обзоре скульптуры (любую объёмную работу в процессе её создания необходимо смотреть со всех сторон, лепить обеими руками); обучать грамотной лепке форм предметов, развитие навыков работы с пластилином,  полученных на первых занятиях: приёмы передачи масс объёма, пропорций, характерных особенностей предметов.

Самостоятельная работа: Подготовить работу к просмотру.

Тема 5. Натюрморт из простых предметов быта, овощей, фруктов, близким по форме к геометрическим телам

Объект постановки: предметы быта. Для постановки используются три предмета (ваза, стакан, фрукт). Постановка может быть оживлена добавлением небольшой веточки какого-либо растения с минимальным числом листочков или гроздью ягод. На группу в 15 человек даются две постановки.

Материал: пластилин. Размер: натуральная величина.

Цель: выполнить объемную композицию из простых по форме предметов быта.

Задачи: дать понятие о взаимосвязи фигур в композиции, о круговом обзоре скульптуры (любую объёмную работу в процессе её создания необходимо смотреть со всех сторон, лепить обеими руками); обучать грамотной лепке форм предметов, развитие навыков работы с пластилином,  полученных на первых занятиях: приёмы передачи масс объёма, пропорций, характерных особенностей предметов.

Самостоятельная работа: Подготовить работу к просмотру.

Тема 6. Контрольный урок

Проводится в форме просмотра.

Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру.

Тема 7. Этюд  «Домашнее животное» (работа с натуры в классе)

Объект постановки: чучело животного (корова, лошадь, собака, кошка и т.п.). Наблюдение животного, его характерных особенностей, движения. Выбор движения для работы. Набор массы. Распределение в пространстве основных объёмов и масс, определение их соотношений. Передача характерных особенностей животного.

Материал: пластилин. Размер не более 20 см.

Цель: выполнить с натуры фигуру животного, используя полученные на предыдущих занятиях навыки работы с пластилином.

Задачи: учить видеть конструкцию животного через геометрические тела; развитие остроты видения – умение выявлять и передавать особенности строения, характера животного, соотношения объёмов фигуры; воспитание бережного отношения к живой природе.

Самостоятельная работа: Подготовить работу к просмотру.

Тема 8. Этюд «Птица в гнезде» (работа с натуры в классе)

Объект постановки: чучело птицы (тетерев, сова, голубь и т.п.). Наблюдение птицы, её характерных особенностей, движения. Набор массы. Распределение в пространстве основных объёмов и масс, определение их соотношений. Передача характерных особенностей птицы.

Материал: пластилин. Размер не более 20 см.

Цель: выполнить с натуры фигуру птицы, используя полученные на предыдущих занятиях навыки работы с пластилином.

Задачи: учить видеть конструкцию птицы через геометрические тела; развитие остроты видения – умение выявлять и передавать особенности строения, характера птицы, соотношения объёмов фигуры; воспитание бережного отношения к живой природе.

Самостоятельная работа: Подготовить работу к просмотру.

Тема 9. Контрольный урок

Проводится в форме просмотра.

Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру.

II полугодие

Тема 10. Двухфигурная композиция «Мой питомец и Я»

Работа по памяти и представлению. Беседа о взаимосвязи фигур в композиции, о соотношении и смысловой нагрузке масс и объёмов, игры света и тени, выразительности силуэта, о цельности композиции. Беседа иллюстрируется репродукциями и материалами из методического фонда. Лепка основных объёмов. Выявление их взаимосвязи, характерных особенностей построения изображаемого. Набор массы. Передача пластики объёмов, их пропорций, движения ритма композиции при круговом обзоре.

Материал: скульптурный пластилин. Высота 15-20 см.

Цель: выполнить объемную композицию из двух фигур: человек и животное.

Задачи: учить передавать взаимосвязь фигур, отношений, настроений, характерных особенностей; развитие навыков передачи цельности композиции, выразительности силуэта при круговом обзоре; воспитание усидчивости и аккуратности при работе со скульптурным пластилином.

Самостоятельная работа: Выполнение основы (картон покрыть пластилином), вылепить элементы окружающей среды для композиции, выполняемой на занятиях.

        

Тема 11. Лепка простого орнамента «Четырехлистник»

Объект постановки: гипсовый слепок растительного орнамента «Цветок лотоса». Набивка пластилина на фанеру или картон, выравнивание фона. Нанесение на изготовленную основу   точного рисунка. Передача пропорций и характера модели. Набор массы по рисунку формы в полном её объёме с соблюдением симметрии и движения форм.

Материал: скульптурный  пластилин. Размер: по выбору преподавателя.

Цель: выполнить орнамент «Четырехлистник» с соблюдением правил передачи симметрии.

Задачи: учить основным принципам построения рельефа; закрепить понятие и правила передачи  симметрии; учить анализировать растительные формы и их движение; развитие внимания при передаче пластического решения рельефа; формирование умений сравнивать выполняемую работу с натурой на протяжении всего занятия с целью более четкой передачи форм изображаемого объекта.

Самостоятельная работа: Выполнить растительный орнамент по представлению (размер 10х10 см).

Тема 12. Контрольный урок

Проводится в форме просмотра.

Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру.

Тема 13. Декоративное панно ««Любимая сказка»

Работа по представлению из пласта. Беседа о новом материале (глине) и его свойствах. Показ работ из глины. Поиск персонажа, эскиз. Раскатывание одного пласта для основы, второго – для персонажа. Вырезание деталей, соединение их с основой. Декорирование композиции.

Материал: глина. Размер: по выбору учащихся с согласованием с педагогом.

Цель: выполнить декоративное панно из глины, используя различные способы декорирования.

Задачи: изучение свойств нового пластического материала; учить грамотно работать и обращаться с глиной; развитие навыков использования приёмов декорирования, применяя дополнительные приспособления.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз в натуральную величину

Тема 14. Декоративное панно «Моя Югра»

Работа по представлению. Беседа о нашем югорском крае, представителях коренных малочисленных народов Севера (ханты и манси), о представителях флоры и фауны.    Поиск композиции на данную  тематику. Набор массы. Передача характера, формы, выразительности движения.

Материал: скульптурный пластилин.

Размер: по выбору учащегося, согласуя с педагогом.

Цель: выполнить творческую объемную композицию на северную тематику, используя различные способы и приемы лепки, передавая фактуру и декор поверхностей изображаемых объектов (предметов).

Задачи: расширение знаний о нашем крае; развитие умения создавать художественный образ по своим впечатлениям от увиденного и услышанного, на основе жизненного опыта; развитие воображения и творческой фантазии; совершенствование умений и навыков работы с пластилином; воспитание любви к родной природе и уважения к коренным народам Севера.

Самостоятельная работа: выполниить эскиз в натуральную величину.

Тема 15. Зачет

Проводится в форме просмотра.

Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения учебного предмета по выбору «Скульптура» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

знать:

  • сведения об инструментах и материалах, используемых в учебном процессе на занятиях по предмету «Скульптура»;
  • основные понятия по изученным темам;
  • образцы художественного наследия;
  • технику безопасности;
  • особенности последовательной работы (композиции);
  • элементарные навыки в работе с пластическими материалами (пластилин, глина).

уметь:

  • анализировать и сравнивать произведения изобразительного искусства;
  • творчески относится к выполнению задания;
  • мыслить пластическими образами;
  • грамотно использовать пластические свойства материала;
  • владеть технологией лепки разными способами (пластилин, глина).

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА  ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Видами контроля по учебному предмету по выбору «Скульптура» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся классный журнал.

Виды и формы промежуточной аттестации:

  • контрольный урок - просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
  • зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени).

Основные критерии оценивания изделия по скульптуре

Лепка с натуры

Изделие должно соответствовать натуре, отражать самые существенные её черты: общий характер предмета и его строение

Лепка на основе

представления и

фантазии

Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления назначению изделия

Лепка сюжетной

композиции

Образное представление, смысловая связь сюжета, решение композиции в пространстве

По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Оценка 5 «отлично»

Предполагает:

  • последовательное, грамотное и аккуратное ведение работы;
  • умелое использование выразительных средств пластического материала;
  • владение приемами лепки;
  • умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в работе;
  • умение обобщать работу и приводить ее к целостности;
  • творческий подход.

Оценка 4 «хорошо»

Предполагает:

  • незначительные нарушения в последовательности работы;
  • умение использовать выразительные средства пластического материала;
  • некоторую дробность и небрежность работы.

Оценка 3 «удовлетворительно»

Предполагает:

  • грубые ошибки в работе;
  • неумение самостоятельно вести работу;
  • неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в работе;
  • незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Занятия скульптурой должны начинаться с ознакомления обучающихся со скульптурной мастерской, в которой им предстоит заниматься, с ее оборудованием, рабочим местом, инструментом, правилами приготовления и хранения материала (глины, пластилина). Рекомендуется провести беседу о скульптуре как об одном из видов изобразительного искусства. Нужно коротко рассказать об ее видах: рельефе, круглой скульптуре (в том числе о скульптуре малых форм), о материалах, в которых работает скульптор. Работа над заданием в круглой скульптуре начинается с установки станка, имеющего вращающуюся верхнюю доску. Станок необходимо установить так, чтобы работа находилась на уровне глаз обучающегося.

В ходе урока педагог должен учитывать индивидуальный ритм работы каждого ученика, его работоспособность, степень подготовленности.

Каждое задание должно быть направлено на развитие у обучающихся остроты восприятия натуры, координации зрительного аппарата и рук, помогать дисциплинировать внимание, учить выявлять свои ошибки. Ученик обязательно должен время от времени сравнивать натуру со своей работой, отходя на некоторое расстояние от станка (следует напоминать об этом в течение всего периода обучения).

С самого начала занятий педагогу нужно стремиться к тому, чтобы ученики усвоили основные положения работы со скульптурой и необходимые навыки техники исполнения, такие как лепка из целого куска, умение работать обеими руками, круговой обзор, проверочный отход от выполняемой работы и правильная последовательность ее выполнения - от общего к частному, то есть от общей формы к постепенной конкретизации, детализации изображаемого, и в завершающем периоде работы – от частного к общему (обобщение),

Основой обучения является работа с натуры. Для этого рекомендуется использовать овощи, фрукты, так как они очень разнообразны по форме и интересны по пластике. По мере приобретения обучающимися необходимых навыков техники исполнения задачи усложняются. В дальнейшем объектами учебных заданий могут служить предметы быта, близкие по форме геометрическим телам, рельефные гипсовые орнаменты, птицы, животные и сам человек.

В первый год обучения дети работают без каркаса, создавая цельные, в едином куске композиции.

На втором году обучения значительно усложняются задачи натурных постановок. Продолжается работа над орнаментом, натурой, ставятся натюрморты, композиция создается на основе пройденного материала. Дается понятие о каркасе, объединяется его значение в скульптуре.

На третьем году обучения продолжается работа с натуры, а так же работа по представлению, созданию композиции. Закрепляются начальные профессиональные навыки работы в скульптуре, как в объемной, так и в рельефе.

Учитель отбирает и сохраняет лучшие работы каждого ученика на протяжении всего периода обучения. В течение учебного года рекомендуется проводить коллективное обсуждение выполняемых учащимися заданий.В течение учебного года рекомендуется также организовывать тематические, а в конце года – отчетные выставки ученических работ. При этом лучшие работы должны быть отобраны в методический фонд школы или сфотографированы.

Оборудование, инструменты, материалы:

  • скульптурные станки;
  • пластилин, глина;
  • стеки, печатки для украшения лепных работ и т.п.;
  • доска, мел;
  • стулья, натурные столы;
  • работы из методического фонда; лучшие работы учеников предыдущих лет обучения;
  • иллюстрации работ известных скульпторов;
  • фотографии работ (изделий) по темам программы;
  • стеллажи для хранения детских работ.

Методические таблицы:

  • Способы декоративного оформления
  • Лепка сосудов ленточным способом, круговым налепом, путём выбирания глины стекой
  • Виды природного материала
  • Создание образов. Корнепластика

Методический фонд:

  • коллекция изделий из глины и керамики;
  • методическое пособие «Творчество мастеров России»;
  • образцы изделий мастеров;
  • детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Средства обучения

Материальные: учебная аудитории, специально оборудованная наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитная доска.

Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели.

Электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные  ресурсы.

VI. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Для преподавателя:

  1. Амирова С. С., Мосолов В. М., Сечина Г. П. Самоорганизация личности в процессе обучения // Педагогика. - № 5. – С.49-50.
  2. Бирич И. А., Ломоносова М. Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. ценр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – 160 с., Кн. 2. – 112 с.
  3. Векслер С. И. Современные требования к уроку: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
  4. Виппер Б. Р. Введение в историческое развитие искусства. Раздел скульптура. – М.:  Аст-Пресс, 2004.
  5. Воронова О. Искусство скульптуры. – М., 1981.
  6. Гнедич П. П. История искусств. – М.: Эксмо, 2007.
  7. Голубева О. Л. Основы композиции. – М.: Издат.дом «Искусство», 2004. – С.8, 44 - 55.
  8. Гольдштейн А. Ф. Зодчество. – М.: Пр.,1979.
  9. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001. - 128 с.
  10. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – Пеленг, 1992.
  11. Данилова Г. И. МХК, 7 - 8 кл. – М.: Дрофа, 2002.
  12. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Лепим из пластилина. – СПб.: Издательский дом «Кристалл», 2001. – 192 с. ил.
  13. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: Владос, 2004. – 54 с.
  14. Захаров А. И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004. – С. 5-29.
  15. Захаров А. И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004. – С. 8, 95.
  16. Кузин В. С. Изобразительное  искусство в начальной школе. – М.: Дрофа, 1996.
  17. Лантери Э. Лепка. – М.: Академии Художеств СССР, 1963.
  18. Легенды и были Деревянной речки. Полевой дневник по результатам Эколого-этнографической экспедиции на р. ЮккуньъёганНижневартовского района 11.08-25.08.98г., Мегион, 1999. – 96 с.
  19. Медведевских В. С. Уроки изобразительного искусства: содержание, организация, контроль. – Курган, ИПКРО, 1996. – 40 с.
  20. Мелик-Пашаев А. А. Что раньше: искусства или Искусство? / Искусство в школе. – М., 2011. - №4. С.3.
  21. Мельник А. А. Основные закономерности построения скульптурного рельефа. – М.: Высшая школа, 1985.
  22. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой. – М., 1979.
  23. Мир Севера. Этнополитический и литературный журнал. – М.: ОАО «Щербинская типография».
  24. Моделирование фигуры человека. Анатомический справочник / Пер. с англ. П. А. Самсонова. – Минск, 2003. С. 31, 36, 56.
  25. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
  26. Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 280 с.
  27. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с.
  28. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе» - М.: Издат.центр «Академия», 2002. – 250 с.

Для обучающихся:

  1. Бурдейный М. А. Искусство керамики. – М.: Профиздат, 2005.
  2. Буткевич Л. М. История орнамента. – М.: Владос, 2003. – 189 с.
  3. Возьмёмся за руки, друзья. Каталог выставки художественного творчества. Нижневартовск. 2005. – 36 с.
  4. Выставка работ декоративно-прикладного искусства «Традиции и современность». Каталог. – Нижневартовск, 2004. – 22 с.
  5. Горичева В. С. Сделаем сказку из глины. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  6. Декоративно-прикладное искусство Ханты-Мансийского автономного округа. Истоки и современность. Каталог.
  7. Кард В. Сказки из пластилина. – С-Пб, 1997.
  8. Корни. Каталог Международной фотовыставки финно-угорских народов. 2004. – 28 с.
  9. Мегион Художественный. Каталог, 2000. – 28 с.
  10.  Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М., 1998.
  11. Самотлорские ночи. Каталог первой выставки детского рисунка и декоративно-прикладного искусства. – М.: Пассим, 1997.
  12.  Северная фантазия. Каталог. – Ханты-Мансийск, 2000. – 23 с.
  13.  Федотов  Г.Я.  Глина и керамика. - М.: Эксмо-Пресс, 2004.
  14.  Югра Древняя. Каталог. – Когалым, 2000. – 26 с.
  15.  Югра Художественная. Каталог. – Нижневартовск, 2003. – 30 с.