Для педагогов

Натарова Олеся Владимировна

Полезная информация для коллег!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Роль педагога дошкольного учреждения в создании развивающей среды для одарённых детей»

  1. Понятие и структура развивающей среды в работах педагогов и психологов.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образовательное учреждение – это первая образовательная ступень, которая выполняет очень важную функцию по подготовке детей к школе. Это обуславливает использование гибкого средового подхода, позволяющего эффективно использовать все ресурсы, имеющиеся у образовательной организации.

Среду в качестве условия для оптимального саморазвития личности одним из первых рассматривал Ж.Ж. Руссо. В отечественной психологии и педагогике термин «среда» появился в 20-х годах ХХ века: «окружающая среда» - А.С. Макаренко, «общественная среда ребёнка» - П.П. Блонский, «педагогика среды» - С.Т. Шацкий. Исследования подтверждали, что объектом воздействия преподавателя должны быть внешние условия, в которых существует ребёнок. Среда является для ребёнка источником его социального опыта и знаний.

Таким образом, развивающая среда – система, которая способствует полноценному развитию личности и деятельности ребёнка. Эта система включает в себя следующие компоненты:

- информационный (устав, правила внутреннего распорядка учебного заведения, законы государства);

- психодидактический (ответы на вопросы, как и чему обучать, т.е. содержание процесса образования);

- социальный (создаваемые при взаимодействии между субъектами процесса обучения возможности и условия).

В условиях введения ФГОС ДО, создание условий, способствующих развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования.

2. Кто такие одарённые дети

Одарённых детей часто называют вундеркиндами (от нем. «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать. Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Потенциал может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым считается каждый пятидесятый ребёнок.

Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения (В.А. Моцарт создал свои первые произведения в 4 года, математик Б. Паскаль написал в 9 лет научный трактат). Вундеркинд рождается 1 на миллион человек.

Одарённость – это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что совершенствуется одарённость.

Чаще всего выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость – характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость – подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают материал, процесс обучения приносит им удовольствие.
  • Креативная одарённость – может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай – творческая одарённость, т.е. склонность детей к какому-либо виду искусства.
  • Социальная одарённость – заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом.
  • Психомоторная одарённость – предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм, спорту.

Одарённость – это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50 % случаев особые способности ребёнка проявляются к 5-6 годам и к 8 раскрываются в полной мере. В ДОУ выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время, какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка:

  • Раннее развитие - часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
  • Хорошая концентрация и память – легко запоминает стихи, слова песен и интересные для него факты.
  • Развитая речь – словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление – одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать новые игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия – по тому, как и во что ребёнок играет, часто можно судить о его одарённости. Такие дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своей фантазии.
  • Познавательный интерес – одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.

Следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

- Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты. - Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.

- Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.

- Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.

- Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но может помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим: сегодня он выдумывает несуществующие слова, а завтра станет выдающимся лингвистом; юный любитель рисовать узоры на обоях имеет шансы вырасти успешным дизайнером.

Неординарные способности одарённых детей нередко провоцируют взрослых на форсирование развития потенциала детей. Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного типа, негативно сказывается на одаренности ребенка. При форсировании развития не всегда успевают созревать разнообразные способности ребенка.

Выступая против попыток искусственной акселерации, советский психолог А. В. Запорожец выдвинул идею расширения, углубления тех сторон развития, которые специфичны именно для дошкольного возраста. По мнению А. В. Запорожца, если в детские годы не сформировать должным образом непосредственное восприятие окружающего и наглядно-образное мышление, то и дальнейшее развитие может получить чрезмерно отвлеченный, оторванный от конкретной действительности характер. Специфические виды детской деятельности – предметная игра, рисование, конструирование, лепка и др. – не только возможны, но и необходимы для раскрытия одаренности дошкольника. Свободные игры – также интересный для ребенка и чрезвычайно значимый для его развития элемент детства. В связи с бурным развитием современной компьютерной техники возникает потребность ее использования для развития дошкольников. Необходимо взвешенное отношение родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений к взаимодействию ребенка и компьютера. С одной стороны, неправильно будет ограждать ребенка от реально существующей информационной цивилизации. С другой стороны, время нахождения ребенка у компьютера должно быть строго регламентировано – не более 15 минут в день в младшем дошкольном возрасте и, доводя до максимальных значений 30-45 минут в день, в старшем дошкольном возрасте. Следует понимать, что занятия с компьютером не замещают, а дополняют другие формы развития ребенка.

Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т. к. его излишняя требовательность может действовать и разрушительно.

Таким образом, педагоги, работающие с одарёнными детьми, должны иметь широкий кругозор, развитую эмпатию, чуткость, творческое мировоззрение.



Предварительный просмотр:

Воспитание любви к Родине средствами музыки

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".

Л.Н.Толстой.

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. "Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное - открывать глаза на дорогое и родное..." – писал В.А.Сухомлинский.

В нашей стране на данный момент, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, всё большое значение приобретает патриотическое воспитание дошкольников. Дошкольное учреждение вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Идеологической основой патриотического воспитания являются духовно-нравственные ценности нации.

Эта тема стала приоритетным направлением деятельности и нашего дошкольного учреждения. Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребёнка. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребёнка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо", закладывается тот фундамент, на котором впоследствии будут достраиваться остальные душевные качества ребенка. Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. "Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования", – так говорил Аристотель. "Дело искусства – сохранять душу", – это слова нашего современника В.Распутина.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, если их использовать для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т.д.

Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Дети становятся активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр; активно включаются в работу по подготовке к праздникам и развлечениям. Включение устного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки) обогащают содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Русская классическая музыка, произведения П. И. Чайковского, Н. Римского – Корсакова, М. И. Глинки обогащают впечатления дошкольников, также приобщая их к духовной культуре родного народа.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов воспитывается такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы.

Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Обстановка праздников и развлечений помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет.

Надо помнить, что одними только средствами музыкального искусства в воспитании чувства патриотизма и любви к Родине ограничиваться нельзя, необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от фольклора до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребёнка как основа его любви к Родине.



Предварительный просмотр:

Тема консультации: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Однако, непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

  1. Воспитатель сидит с безучастным видом
  2. Воспитатель перебивает исполнение
  3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
  4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от трех факторов

  1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
  2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
  3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

  1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
  3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
  4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
  5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
  6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем

  1. Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

Содержание консультаций:

  • Знакомство с задачами предстоящих занятий
  • Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
  • Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
  • Продумывание внесения музыки в быт
  • Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
  1. Групповые консультации:
  • Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
  • Составление сцен праздника
  • Обдумывание сюрпризных моментов
  • Обсуждение различных вопросов
  • Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
  • Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
  • Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию)
  • Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
  • Обучение воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее



Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя для воспитателей

Тема: «Фоновая музыка в жизни детского сада».

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности.

Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.

Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.

музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;

• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.

Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.

Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.

Примерный репертуар фоновой музыки.

( для детей старшего дошкольного возраста)

Релаксирующая (расслабляющая): К. Дебюсси. «Облака» ,А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К.В. Глюк. «Мелодия».

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И.С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)

Активизирующая ( возбуждающая): В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал), М.И. Глинка. «Камаринская», В.А. Моцарт. «Турецкое рондо», П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»)

Успокаивающая ( умиротворяющая): М.И. Глинка. «Жаворонок», А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада».

Организующая (способствующая концентрации внимания при орга низованной деятельности) И.С. Бах. «Ария»,  А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»), С.С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».

Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.

Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.



Предварительный просмотр:

Сказочный мир театра.

                                                           

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья                                                    

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

     

         Кто не мечтает с детства побывать в сказке?                                                                                                           В  нашем детском саду мы воплощаем эту мечту в реальность. Наши праздники являются небольшими театрализованными представлениями, или мини-спектаклями, где

задействованы любимые, знакомые с детства герои. Именно в театрализации в полной мере раскрываются творческие способности детей, формируются эстетические и нравственные представления. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы каждый ребёнок захотел попробовать свои силы, продемонстрировать свои таланты, а они, несомненно есть и должны развиваться.      

       Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку?

А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. Ну что ж, поиграем в сказку, надеемся, малышу принесёт это радость.

        Театр для ребёнка становится удивительным, особенным миром, где любое  желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, всё непременно закончится хорошо.

     

                          И так:   ЗДРАВСТВУЙ, ТЕАТР!

                                       ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЫКА!
                                     ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА!

Мы подарим праздник!

      Детям очень маленьким

       Трудно жить без чуда,

       Пусть же в каждом празднике

       Чудо будет всюду:

                 

                                 В тёплом солнца лучике,

                                 В лужице и в капельке.

                                 Он умеет чувствовать,

                                 Хоть пока и маленький.

       Мы подарим праздник,

       Встречу с доброй сказкой,

       Верим, что старанья

       Будут не напрасны.

                                  Если дети в детстве

                                  Добротой согреты,

                                  Вырастут достойные

                                  Граждане планеты!

                                                         Л.Чадова.



Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя для воспитателей

Тема: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Однако, непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

  1. Воспитатель сидит с безучастным видом
  2. Воспитатель перебивает исполнение
  3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
  4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов

  1. От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
  2. От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
  3. От программного  материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

  1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
  3. Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
  4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
  5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
  6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

Существует  2  формы работы музыкального руководителя с воспитателем

  1. Индивидуальные  консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

Содержание консультаций:

  • Знакомство с задачами предстоящих занятий
  • Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
  • Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
  • Продумывание внесения музыки в быт
  • Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
  1. Групповые консультации:
  • Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
  • Составление сцен праздника
  • Обдумывание сюрпризных моментов
  • Обсуждение различных вопросов
  • Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
  • Разучивание песен для слушания  или  для  их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
  • Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более  сложные движения, которые способствуют развитию координации  их движений и общему музыкальному развитию)
  • Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
  • Обучение  воспитателей пользоваться музыкальным центром, магнитофоном.