Социальному педагогу в работе с семьей

Хмельницкая Елена Богдановна

Буду рада, если вы сможете найти для себя полезную информацию!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по разработке                                    индивидуальной программы реабилитации семьи.

Важным фактором, влияющим на эффективность социального обслуживания как семьи, так и несовершеннолетних, является качество индивидуальных программ реабилитации. От того насколько правильно составлены программы, насколько точно отражены в них цель, задачи, определены направления реабилитации, подобраны необходимые методы и технологии зависит успешность проводимой работы.

Программа — это совокупность инструкций и алгоритмов, описывающих порядок определенных действий.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) – разработанный комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды,  сроки и порядок реализации медицинских,   социально-педагогических, психолого-педагогических и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных социальных связей и восстановление, компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ.

Индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся на профилактическом учете, в т.ч. находящейся в социально опасном положении - форма ведения документации, содержащая сведения о семье; перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации семьи, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретной семьей, находящейся в социально опасном положении.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ

Разработка программы реабилитации семьи включает ряд взаимосвязанных этапов:

1 ЭТАП. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ этап включает в себя: первичное знакомство с семьей; закрепление за семьей конкретного специалиста; проведение социальной и психолого-педагогической диагностики (результатом чего становится оценка социальной ситуации в семье в целом, выявление проблем и ресурсов семьи); оформление социального паспорта семьи; подготовку и проведение заседания службы сопровождения семьи; заключение договора с семьей на реализацию программы реабилитации.

Рассмотрим более подробно основные мероприятия подготовительного этапа.

1. Первичное знакомство с семьей.

Целью  первого визита в семью является установление контакта с членами семьи и их социальным окружением, при этом крайне важным является снятие страха и напряженности у членов семьи. В процессе первичного знакомства с семьёй ни в коем случае нельзя:

  • сосредотачивать внимание семьи на проблемах, если она не готова об этом говорить;
  • говорить, что правильно, а что не правильно прежде, чем выяснено мнение семьи по этому поводу;
  • форсировать события, семья может быть не готова и будет защищаться;
  • допускать, чтобы семья полностью переложила все проблемы на специалиста.
  1. Проведение социальной и психолого-педагогической диагностик. На данном этапе ограничивается сбором сведений, необходимых для заполнения социального паспорта семьи (Примерная форма социального паспорта Приложение№1)

3. Оформление социального паспорта семьи

Социальный паспорт семьи  является документом информационного характера и заполняется специалистом по социальной работе. Отдельные разделы социального паспорта заполняются при наличии необходимых, подтверждающих сведения документов.

Социальный паспорт необходим для:

  • создания портрета семьи и ее социальных связей; определения приоритетных направлений работы с данной семьей;
  • объединения усилий представителей различных ведомств и организаций, а также самой семьи с целью повышения эффективности использования для достижения поставленной цели имеющихся ресурсов семьи;
  • создания единого информационного пространства семей, как на муниципальном, так и на региональном уровне.

  1. Подготовка и проведение заседания службы сопровождения семьи.

Закрепленный за каждой конкретной семьей специалист оформляет необходимые для проведения заседания службы сопровождения семьи документы, привлекая для этого специалистов учреждения (педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, медицинских работников и т. п.) На заседании службы сопровождения семьи в случае необходимости принимается решение о привлечении специалистов других ведомств  с целью реабилитации семьи. Заключение заседания службы сопровождения семьи составляется на основании выводов  специалистов, с учетом мнения взрослых членов семьи и детей (с 10 лет).

  1. Заключение договора с семьей

Заключение договора с семьей на реализацию программы реабилитации является желательным условием, но в исключительных обстоятельствах реализация программы реабилитации может быть начата и без него.

2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ этап предполагает разработку непосредственной программы реабилитации семьи. Алгоритм разработки реабилитационной программы имеет следующую структуру:

  1. В пояснительной записке должны быть отражены: актуальность, причины постановки данной семьи на учет и необходимость ее реабилитации.
  2. Определение цели. Надо помнить, что:
  • цель должна быть достижима в указанные сроки при использовании имеющихся ресурсов (здесь не следует увлекаться глобальными и, как правило, не выполнимыми целями);
  • цель всегда обратна проблеме (если цель достигнута, то проблема должна быть решена полностью или частично);
  • при определении цели следует учитывать причины постановки семей на учет.
  1. Определение задач.

Задачи — это конкретные «шаги», направленные на достижение цели.     Сформулировав задачи, важно оценить, насколько они реализуемы на практике.

  1. Участники реализации программы: определяются штатные и привлеченные специалисты органов системы профилактики, а также члены семьи, которые примут участие в реабилитационном процессе.
  2. Принципы реализации программы:
  • принцип индивидуального подхода – заключается в учете особенностей конкретной семьи;
  • принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ  по работе с семьей;
  • принцип комплексности – предполагает привлечение к реализации программы ряда (комплекса) специалистов  и членов семьи; 
  • принцип системности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей: семья рассматривается как целостная система, для повышения эффективности реабилитационной работы необходимо  оказывать воздействие не на отдельных членов семьи, а на семью в целом.
  1. Сроки реализации программы определяются индивидуально в каждом конкретном случае и составляют продолжительность времени от 3 до 6 месяцев. В случае, если цель не будет достигнута за указанный период, программа должна быть пересмотрена, скорректирована, а сроки ее реализации продлены.
  2. Ресурсное обеспечение:
  • кадровое – наличие необходимых для реализации программы специалистов, их квалификация;
  • методическое – методическая база учреждения;
  • материально-техническое – наличие оргтехники, автотранспорта и т.п.;
  • информационное – доступность информационных ресурсов
  1. Направления, по которым будет осуществляться реабилитационная программа. Необходимо определить, работа в каком из направлений (социально-медицинском, социально-экономическом, социально-педагогическом, социально-психологическом, социально-правовом) будет в наибольшей степени способствовать решению проблем семьи.  В каждом конкретном случае выбор тех или иных направлений может различаться: одной семье может быть необходима помощь в какой-нибудь одной сфере, другой — почти во всех.
  2. Формы реализации программы.

Условно формы реализации программы можно разделить на:

индивидуальные - беседы, консультирование, посещение семьи, материальная помощь;

групповые - групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи;

коллективные - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб,  организация досуговых мероприятий;

наглядно-информационные - выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания.

  1.  Предполагаемый результат. Выделяют несколько видов результатов:
  • количественные результаты (измеряются в единицах измерения (шт., руб, % и т. п.) и качественные (показывают, что изменилось: положение, отношения, мнения и т. п.);
  • непосредственные (наблюдаемые сразу после реализации программы) и проявляющиеся через некоторое время, после завершения программы);
  • запланированные (закладываются на стадии проектирования) и неожиданные эффекты, как следствие реализации программы.
  1. Критерии оценки эффективности деятельности специалистов, индикаторы успешности реализации программы реабилитации семьи.

Результатом реализации программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении, является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов.
Для оценки эффективности реабилитационной программы специалистами используется достаточно распространенный
параметрический метод, суть которого сводится к сопоставлению двух групп параметров:

1) начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей);

2) контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьёй).

В качестве параметров, отражающих состояние семьи, можно использовать: наличие или отсутствие в семье той или иной социальной проблемы (социального явления, деструктивным образом влияющего на процесс функционирования семейной системы); динамику (изменение) показателей проблемы (характерных признаков, которые выявляются при проведении первичной и уточняющей диагностики и по которым специалист может судить о том, что данная проблема действительно присуща конкретной семье); степень преодоления, "ликвидации" причин социальных проблем, по которым можно судить, справляется ли семья с воздействием на нее потенциально опасных социальных и внутрисемейных факторов.
Так, при оценке эффективности по параметрам наличия или отсутствия в семье той или иной социальной проблемы может быть использован:

а) показатель устранения проблемы (при положительной эффективности);

б) показатель появления новой проблемы (при отрицательной эффективности диагностики, прогнозирования или профилактических мероприятий);

в) показатель стабильности проблемы (при нулевой эффективности).
При оценке эффективности по показателям проблемы учитывается отсутствие динамики, наличие положительной или отрицательной динамики. При оценке эффективности устранения причин социальных проблем учитывается: какие из причин возникновения проблем в конкретной семье удалось нейтрализовать за время работы с семьей (положительная эффективность); какие из причин, выявленных при первичной диагностике, продолжают действовать на момент контрольной диагностики (нулевая эффективность); какие из неразрешенных причин привели к появлению новых или усугублению уже имеющихся проблем (отрицательная эффективность). При этом учитывается динамика как отдельных причин, так и всей совокупности, выявленной при первичной и контрольной диагностике.

  1.  Методы и технологии, применяемые в реабилитационной работе.

Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание.

  • Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств.
  • Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями.
  • Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида.
  • Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение.

В процессе реабилитации семьи специалистами может применяется ряд технологий:

  • Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.         Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим.
  • Социальный патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и д.р. Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи. Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение. 
  1.  Тематический план программы.

Мероприятия

Ответственный

Сроки исполнения

Привлеченные специалисты

1

2

5

6

7

Диагностический этап

Содержательный этап

Аналитический этап

В содержании программы выделяют диагностический, содержательный и аналитический или результативный этап.

Диагностический этап 

Предполагает два варианта деятельности:

 при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;

при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

Обязательными этапами диагностики являются:

 сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.

         

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы: наблюдение;  беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее  обдуманному плану);  анкета (письменный опрос);  тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

Содержательный этап

Предполагает разработку и реализацию ряда мероприятий, направленных на решение основных проблем семьи. Определив основные мероприятия, необходимо прописать конкретные шаги по их реализации. В зависимости от характера ситуации в семье в программу могут быть включены как мероприятия по всем направлениям: социально-медицинскому, социально-экономическому, социально-педагогическому, социально-психологическому, социально-правовому, так и лишь по некоторым из них.

Аналитический этап

или результативный этап предполагает проведение аналитической работы и разработку рекомендаций по дальнейшей работе с семьей.



Предварительный просмотр:

Типология неблагополучных семей.

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению с другими социальными институтами.

Семья как уникальная  общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей.

Современная ситуация в России (экономический кризис, растущая материальная и социальная популяризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для общественности.

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Семья обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Однако, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции, многие семьи сегодня нуждаются в помощи и поддержке со стороны, причем такая помощь должна быть не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Особенно в такой помощи нуждаются неблагополучные семьи.

Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно.

В педагогической литературе выделяют несколько классификаций неблагополучных семей.  Корчагина Ю.В. (психолог, кандидат психологических наук)  выделяет несколько типов неблагополучных семей. В основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:

1. Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

2. Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).

3. Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

4. Аморальные семьи — это семьи, полностью утратившая семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

5. Антисоциальные семьи -  в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции.  Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции. 

Педагогически несостоятельная семья, которая занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания. Ошибками родителей являются:

  • подавление, унижение ребенка как личности, нежелание считаться с его мнением; пренебрежение к миру детских увлечений и интересов; навязывание ребенку товарищей, друзей, желательных для родителей, и способов времяпровождения; нетерпимость к особенностям темперамента детей и стремление его переломить; применение наказания, не соответствующего тяжести проступка;
  •  обеднение эмоциональных контактов с детьми; педантичное прослеживание каждого шага ребенка; требование неукоснительного исполнения множества указаний, инструкций; одномерная трактовка мотивов поведения подростка лишь с негативным акцентом;
  •  неумеренное проявление любви к ребенку и требование от него ответного чувства, что развивает умение подыгрывать взрослыми, порождает неискренность;
  •  погоня за послушанием ребенка ценой подкупа – обещаний подарков, развлечений, удовольствий.

В конфликтной семье воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, создает питательную среду для прямых десоциализирующих влияний. Ошибками родителей можно считать:

  • сосредоточенность родителей на затяжных конфликтах друг с другом;
  •  тяжелую морально-психологическую атмосферу для всех членов семьи, и в том числе для ребенка;
  •  агрессивную реакцию конфликтующих родителей на ребенка, непроизвольное вымещение на нем нервного напряжения;
  •  настраивание ребенка обоими родителями друг против друга, принуждение его к выполнению взаимоисключающих ролей.

В криминальной семье ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей – прямое и косвенное. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, криминальные семьи воздействуют на него напрямую – через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации.

Следует иметь в виду, что степень асоциальности семьи и отношение в них к детям могут быть различны: один вариант – семья, где родители не имеют постоянной работы, семейного уклада жизни у них нет. О детях не заботятся, главное, чтобы не мешали, не надоедали. Жестокость к детям проявляется в отсутствии должной заботы, в пренебрежении их интересами. Равнодушно отстраненный стиль отношения к ребенку, непонимание его ценности. Нередко такой образ жизни является следствием воспроизводства негативного опыта, который и отец, и мать приобрели в собственной родительской семье;

другой вариант – семья, где пьют запойно, родители дерутся друг с другом и бьют детей, ведут паразитический образ жизни, пропивают детские пособия, не гнушаются воровства. Дети живут в нетерпимой обстановке  пьяных дебошей, лишены элементарного надзора, ухода, запущены, физически слабы, следствием чего является плохое психическое состояние. Для многих детей из таких семей характерны задержки психического развития, что осложняет их пребывание в школе. Дети нередко ведут "челночный" образ жизни: после очередного "воспитательного" мероприятия бегут из дома, а потом возвращаются, что ухудшает их и без того шаткое положение в школе.

Ко всем вышеуказанным семьям Корчагина Ю.В. (психолог, кандидат психологических наук) выделяет в работе с неблагополучной семьей как основополагающий принцип индивидуального подхода к проблеме неблагополучной семьи.

Литература:

  1. Корчагина Ю.В. Неблагополучные семьи: факторы риска и методы работы. Методическое пособие по профилактике и преодолению жестокого обращения, девиантного поведения и алкогольной зависимости в семье. Москва, МГПИ. Учебно-методическое издание, 2008.
  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  3. Основы социальной работы / под ред. Е.В. Ханжина – М.: Академия, 2007.
  4. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
  5. Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2011.
  6. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб.пособие. М.: Дрофа, 2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типологии семей

Слайд 2

Типология семей по критерию воспитательного потенциала семьи (В.Н. Гуров)

Слайд 3

Компоненты воспитательного потенциала семьи Биологический (наследственное состояние психики индивида) Психологический (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, наличие или о тсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития) Экономический (уровень дохода в семье, наличие жилья и др.) Социальный (принадлежность семьи к определенной этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный уровень развития)

Слайд 4

Таким образом, воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка.

Слайд 5

Выделяются 2 группы семей: Семьи с высоким воспитательным потенциалом Семьи с низким воспитательным потенциалом

Слайд 6

Семьи с высоким воспитательным потенциалом Родительство является базовой ценностью Присутствует безусловное принятие ребенка как личности Ребенок позитивно относится к отцу и матери и родителям как семейной чете. Целостная структура семейных взаимоотношений. Упорядоченное социально-ролевое взаимодействие. Социально-желаемое поведение родителей и детей

Слайд 7

Семьи с низким воспитательным потенциалом Родительство не является базовой ценностью. Нарушены детско - родительские взаимоотношения, связи с социумом, искажена воспитательная структура. Следствие – детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, девиантно-делинквентное поведение и дезадаптация детей и подростков.

Слайд 8

Типология семей по критерию степени ответственности родителей за воспитание и обучение детей (В.Г. Вершиловский )

Слайд 9

Выделяют 3 группы семей: Проблемная (неблагополучная) семья или семья «группы риска» Некомпетентная семья Благополучная семья

Слайд 10

Проблемная семья или семья «группы риска» Дети относятся к 2 группам: 1.Нуждаются в защите от семьи. Технология работы определяется характером проблем. План реабилитации – от сокращения сроков пребывания до помещения в реабилитационный центр. 2. Нуждаются в восстановлении утерянных контактов с семьей и школой (работа ведется на уровне школы – организация педагогической и психологической помощи родителям и детям).

Слайд 11

Неполная семья как одна из разновидностей неблагополучных семей Разведенная семья Осиротевшая семья Внебрачная семья

Слайд 12

Некомпетентная семья Две группы родителей: Не признают своей некомпетент ности не умеют взаимодействовать со своими детьми, не понимают их потребностей , не могут создать условия для их удовлетворения, не признают своей некомпетентности, навязывают ребенку свои ценности и идеалы Последствия: подавляется личность ребенка, он активно или пассивно протестует. 2. Осознают недостаточную компетентност ь Стремятся к повышению педагогической грамотности, сотрудничают с психологами и педагогами

Слайд 13

Благополучная семья Дети – источник радости родителей, которые стимулируют здоровый образ жизни, предприимчивость, удовлетворенность жизнью. В основе воспитания – безусловное принятие ребенка. Родители заинтересованы в высоком качестве обучения и успешно сотрудничают со школой.

Слайд 14

Типы воспитания ребенка в семье

Слайд 15

Нарушения семейного воспитания По уровню протекции (сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка) Гиперпротекция Гипопротекция 2. По степени удовлетворения потребностей ребенка Потворствование (чрезмерность) Игнорирование (недостаточность) 3. По уровню требовательности: Требования – обязанности: чрезмерность или недостаточность Требования-запреты: чрезмерность или недостаточность Санкции: чрезмерность или недостаточность 4. Неустойчивость стиля воспитания – резкая смена стиля, приемов.

Слайд 16

Воспитание по типу «неприятия» (эмоционального отвержения) Самый драматический тип неправильного воспитания. Неприятие может быть первичным м вторичным. Воспитание подменяется жестким контролем и санкциями. Нередок истеричный стиль. Навешиваются ярлыки « безрукий», «рохля», «тупица».

Слайд 17

Неблагоприятные последствия «неприятия» При жестком контроле и суровых наказаниях подавляется доминирующий темперамент. При истеричном стиле – заостряются агрессивность и эгоизм, возникают фобии и неврозы. Ребенок становится равнодушным к другим либо истеричным, протестным. Проявляет неприятие родителей, делает все вопреки их требованиям либо уходит в себя, все терпит. Часто появляется сверхнеуверенность в своих силах.

Слайд 18

Воспитание по типу « сверхсоциализации » (повышенной моральной ответственности) Мотив – «дети должны быть у всех». Строгая регламентация жизни ребенка, культивирование педантизма и пунктуальности. Подавление эмоций. «Надо» гипертрофировано до предела. Оценки, успехи – самоцель.

Слайд 19

Неблагоприятные последствия « сверхсоциализации » Подавление темперамента, особенно жестко – сангвинический. Заостряются элементы упорства, трудолюбия, развиваются карьеризм и эгоцентризм. Характер сверхсоциализарованный или тревожно-мнительный. В случае неудачи или краха притязаний – неврозы и психосоматические заболевания.

Слайд 20

Тревожно-мнительное воспитание Антипод неприятия. Чрезмерная любовь гипертрофируется в страх потерять ребенка. Мотив – оградить ребенка от потенциальных и мнимых угроз его здоровью и жизни. Ограничение, сдерживание естественной активности ребенка. Излишняя драматизация трудностей, отношений со сверстниками, школьной действительности.

Слайд 21

Неблагоприятные последствия тревожно-мнительного воспитания Подавление сангвинического и холерического темпераментов, обострение осторожности, рассудочности во флегматическом. Инфантилизм, нерешительность, несамостоятельность, мучительная неуверенность в своих силах. Очень часты неврозы.

Слайд 22

Эгоцентрическое воспитание Ребенок – сверхценность , кумир семьи, «смысл жизни». Игнорирование интересов других членов семьи. Отсутствуют режим, ограничения, понятие «нельзя» Ребенок расторможен, неустойчив.

Слайд 23

Неблагоприятные последствия эгоцентричного воспитания Сангвиник – расторможен, болтлив, суетлив, истеричен, самоуверен. Флегматик – пассивен, упрям, зависим от поставленной цели. Все дети эгоистичны, альтруизм подавлен. Отвержение сверстников вызывает психологический шок: холерик протестует, сангвиник впадает в истерику, флегматик – в тревожность и мнительность. Отвержение сверстников.

Слайд 24

Гипоопека Родители воспитанием не занимаются, ребенком не интересуются, не контролируют. Ребенок предоставлен сам себе. Особенно опасна гипоопека для гипертимных , неустойчивых и комфортных детей.

Слайд 25

Причины неправильного воспитания Объективные обстоятельства, мешающие наладить адекватное воспитание. Низкая педагогическая культура. Личностные особенности родителей.

Слайд 26

Решение личностных проблем за счет ребенка Предпочтение в ребенке детских качеств Воспитательная неуверенность родителя Фобия утраты Недоразвитость родительских чувств Сдвиг с установке родителей по отношению к полу ребенка (предпочтение мужских или женских качества) Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств Внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Слайд 27

Диагностика, организация психоло-педагогического просвещения, консультирования, коррекции нарушений стилей семейного воспитания – важнейшие направления работы школы по реализации прав ребенка