Мои уроки

Хохлова Ксения Владимировна

Урок математики 5 класс "Округление десятичных дробей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_uroka_matematiki.docx27.3 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики 5 класс

Тема урока: «Округление десятичных дробей»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Цель урока:  осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков округления десятичных дробей  по их нестандарному применению

  • Деятельностная цель: отработка способов действий округления десятичных дробей и применения их на практике по выполнению прикидки и оценки результатов вычислений.
  • Образовательная цель: применение умений округления десятичных дробей.
  • Содержательная цель: закрепление понятийного аппарата и использование математической терминологии в решении учебно-познавательных  и ситуационных задач.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • формирование способности к эмоциональному восприятию математических задач, решений, рассуждений.

Метапредметные результаты:

  • умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  • умение строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;
  • развитие умения работать в группе; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.

Предметные результаты:

  • развитие умений работать с математическим текстом;
  • умение округлять десятичные дроби, формулировать правило округления десятичных дробей, применять его на практике, объяснять, чем отличается округление десятичных дробей от округления натуральных чисел.

Оборудование: презентация PowerPoint, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Организационный этап.

- Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Приятно видеть всех вас в классе, и я надеюсь, что сегодня у нас состоится полезный, продуктивный урок!

Прозвенел и смолк звонок
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор!

- Ребята, мы сегодня на уроке будем выполнять много разных заданий, а оценить её вам помогуоценочные листы.

- Посмотрите, у вас на столах лежат оценочные листы, куда вы будете отмечать свой результат, в одних заданиях «+», а два задания отмечены желтым цветом, за них вы будете ставить оценку. Подпишите их.

Знакомство с правилами пользования оценочных листов

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

- Итак, ребята!  - Устный счёт: Отвечайте быстро! На ответ 2 секунды!

1. Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка)

  • Сколько дней в неделе, из них выходных? 7-2
  • Сколько времен года, зимних месяцев? 4- 3
  • Сколько месяцев в году, кроме летних? 9
  • Сколько глаз и бровей у человека? 2-2
  • Сколько букв в названии нашей страны? Россия - 6
  • Каким по счету является “б” в названии последнего месяца осени? Ноябрь - 4
  • Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года? 2+3=5

2. -А сейчас, поработаем в пар, посмотрите у вас на столах лежат карточки с изображением облаков. Задание: соедините их и что получим? Какое это число?

3. -Ребята, на столе у вас лежат конверты, откройте их и посмотрите содержимое. Кто догадался, что это? Соберите его последовательно. Что получилось?

Алгоритм округления десятичных дробей.

1. Находим и подчеркиваем разряд, до которого нужно округлить число.

2. Смотрим на цифру, расположенную справа от этого разряда.

3. Если справа от разряда, до которого округляем, стоит цифра - 0,1,2,3,4, то все цифры, стоящие, справа отбрасываем.

4. Если справа от разряда, до которого округляем стоит цифра эта цифра – 5,6,7,8,9, то к цифре этого разряда прибавляем 1. А все цифры, стоящие после этого разряда, отбрасываем.

- Оцените свою работу в паре в оценочных листах! Молодцы!

Отвечают на устные вопросы

Работа в паре

нахождение десятичной дроби своим способом

Работа в паре

Составляют алгоритм округления десятичных дробей

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- А почему десятичная дробь? А что вы уже умеете делать с десятичными дробями?  Как вы считаете какая тема нашего урока и  чем мы будем сегодня заниматься на уроке? («Округление десятичных дробей», «Совершенствоватьсвои  умения округлять десятичные дроби»)

Проговаривают тему урока и ставят цель урока

4) Первичное закрепление:

§ в знакомой ситуации (типовые)

- Итак! Собрали карточку консультант с алгоритмом округления десятичных дробей, ну а теперь смело идем дальше!

1. Каждый, возьмите у себя на столе карточки. Соотнесите десятичные дроби, с округленными до десятых, т.е найдите пару и закрасьте одним цветом!

0,784

2,5

78,2461

0,8

1,49

1,2

1,225

1,5

2,47

78,2

0,784

2,5

78,2461

0,8

1,49

1,2

1,225

1,5

2,47

78,2

        
Критерии оценивания:

«5»- всё правильно

«4» - одна пара неправильно

«3» - две – три  пары неправильно

«2» - всё неправильно

- Оцените себя в оценочных листах! Молодцы! Выставляем оценку!

Ребята, сейчас каждый в тетради выполните задание на округление десятичных дробей.

-

 

Ответы

1

0,3725≈0,4

2

28,37267≈28,37

3

9,5004≈10

Задание

1. Округлите до десятых дробь 0,3725

2. Округлите до сотых 28,37267

3. Округлите до единиц 9,5004

Критерии оценивания:

«5»- всё правильно

 «4» - одна ошибка

«3» - две ошибки

«2» - всё неправильно

 -  Оцените себя в оценочных листах! Молодцы!Оценка!

ФИЗМИНУТКА

- А сейчас, я вам ребята, предлагаю отдохнуть, пройтись по кабинету и обратить внимание на задания прикрепленные на стены и выполнить их.

Задание: на ватманах тест Торренса, дорисовать фигуру – звучит музыка!

Выполняют индивидуальную работу по объединению дробей в пары согласно заданного критерия

(взаимопроверка)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

- Ребята, работа в паре! У вас на столах лежат некоторые геометрические фигуры, у кого прямоугольник, квадрат, круг. Ваша задача: при помощи подручных инструментов измерить их длину и перевести в метры. Также обратите внимание с обратной стороны фигуры имеется для вас подсказка. Подумайте, как вы это можете сделать! А какими инструментами вы будете выполнять эту работу, вам поможет волшебный конверт у вас на столе. Открываем конверт. Подумайте, как вы это можете сделать!

- Оцените себя в оценочных листах! Молодцы! Ставим плюс!

Работа в паре

Измеряют геометрическую фигуру своим способом (способ выбирают самостоятельно)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

-Ребята, а кто любит борщ? Борщ – это овощной суп. А какой у него цвет? Почему? Итак, задача. Читаем!

) до десятых; б) до сотых; в) до тысячных; г) до единиц;  д) до десятков.

2. Старинная русская мера массы - пуд равна 16,38 кг. Округлить это значение до целых,

до десятков. Старинная русская мера длины – верста равна 1067км. Округлить это

значение до десятков, до сотен. Старинная русская мера длины - сажень равна 2,13 м.

Округлить это значение до целых, до десятых.

Задача:Две хозяйки купили в магазине капусту, первая 1,367 кг , а другая 1,544 кг. Одна из хозяек решила приготовить борщ для своей семьи, норма расхода овощей 2 кг из них капуста должна составлять 1,5 кг. Какая из хозяек хватит капусты, а которой не хватит, что делать? Предложите свой вариант?

У вас на столах лежат изображения кочанов капусты. Работа в паре. Ваша задача: на каждом кочане

  1. написать их массу
  2. округлить десятичные дроби
  3. сравнить десятичные дроби
  4. написать, что делать хозяйке которой не хватит капусты для борща

- Оцените себя в оценочных листах! Молодцы!Ставим плюс!

Работа в паре

Выполнение задания согласно  условия и задание на предложения собственного способа дополнения данных

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Ребята, посмотрите на экран

Задача. Отец, у которого было четыре сына, имел квадратное поле. Четверть поля он оставил себе. Остальную часть отец обещал отдать сыновьям, если те сумеют разделить поле между собой на равные по площади и по форме части. Как сыновьям выполнить это задание?

Эту задачу вы решите дома!!!

Ребята, а сейчас обратите внимание на конверт с домашнем заданием

  • на конверте говорит об уровне сложности, чем больше звёздочек тем сложнее, но в каждом конверте задача для размышления про наследство.

Выбирают конверт с домашним заданием

Проводят рефлексию своей деятельности

 

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Ребята, вы поработали, устали, пришло время оценить себя! Ставим итоговую оценку в оценочный лист.

- У кого ребята 5 и 4, поднимите сигнальные карты зеленым цветом,  а кому ещё надо поработать над округлением десятичных дробей - красный.

- Ребята, посмотрите по классу размещены разные высказывания по математике, встаньте там, которое высказывание вам по смыслу ближе всего.

Математика — царица наук.

Карл Фридрих Гаусс

Господь сотворил целые числа, остальное — дело рук человека.

Леопольд Кронекер

Устройство нашего мира нeпостижимо без знания математики.

Роджер Бэкон

Сто́ит мне только коснуться математики, как я опять забуду всё на свете.

Софья Ковалевская

-А почему вы здесь встали? (Ответы учащихся)

 - Спасибо большое, ребята, а сейчас вернитесь к своему столу. Наш урок завершен. Оценочные листы оставьте на краю стола, возьмите у вас на столе картинку зажженной лампочки, которая символизирует, что на уроке у вас всё получалось, задания выполняли правильно и  потухшую лампочку, которая символизирует затруднения по теме и давайте их прикрепим на гирлянду.

- Посмотрите какая у нас получилась гирлянда с лампочками!

- Спасибо вам ребята за урок, урок окочен, до свидание!

- Выставление оценок

Соотносят видение себя в уроке с высказываниями великих мыслителей

Прикрепляют лампочки к гирлянде

                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Сколько дней в неделе, из них выходных? 7-2 2. Сколько времен года, зимних месяцев? 4-3 3. Сколько месяцев в году, кроме летних? 9 4. Сколько глаз и бровей у человека? 2-2 5. Сколько букв в названии нашей страны? 6 6. Каким по счету является “б” в названии последнего месяца осени? 4 7. Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года? 5

Слайд 2

Алгоритм округления десятичных дробей 1. Находим и подчеркиваем разряд, до которого нужно округлить число. 2. Смотрим на цифру, расположенную справа от этого разряда. 3. Если справа от разряда, до которого округляем, стоит цифра - 0,1,2,3,4, то все цифры, стоящие, справа отбрасываем. 4. Если справа от разряда, до которого округляем стоит цифра эта цифра – 5,6,7,8,9, то к цифре этого разряда прибавляем 1. А все цифры, стоящие после этого разряда, отбрасываем.

Слайд 3

Соотнесите десятичные дроби 2,5 0,784 0,78 1,225 1,23 2,47 1,5 3,78 78,246 1,49 3,8 78,2461

Слайд 4

Проверим! 2,5 0,784 0,78 1,225 1,23 2,47 1,5 3,78 78,246 1,49 3,8 78,2461 Критерии оценивания: «5»- всё правильно «4» - одна пара неправильно «3» - две – три пары неправильно «2» - всё неправильно

Слайд 5

Оцените себя! Ответы: 1 0,3725≈ 0,4 2 28,37267≈28,37 3 9,5004≈10 Критерии оценивания: «5»- всё правильно «4» - одна ошибка «3» - две ошибки «2» - всё неправильно

Слайд 6

Задача Площадь пола класса 48,19 м2. Какое число запишут в паспорт школы, если нужно округлить до десятых до единиц до десятков Если в классе 10 учеников, а по норме на 1 человека 3 м 2 достаточно ли площади для такого количества учеников?

Слайд 7

Тема урока: «Округление десятичных дробей»

Слайд 8

Задача! Две хозяйки купили в магазине капусту, первая 1,367 кг , а другая 1,544 кг . Одна из хозяек решила приготовить борщ для своей семьи, норма расхода овощей 2 кг из них капуста должна составлять 1,5 кг. Какой из хозяек хватит капусты, а которой не хватит, что делать? Предложите свой вариант?

Слайд 10

Домашнее задание на размышление Отец , у которого было четыре сына, имел квадратное поле. Четверть поля он оставил себе. Остальную часть отец обещал отдать сыновьям, если те сумеют разделить поле между собой на равные по площади и по форме части. Как сыновьям выполнить это задание? Предложите несколько вариантов !

Слайд 11

Рефлексия Потухшая лампочка Работой на уроке не удовлетворён Горящая лампочка Работой на уроке удовлетворён

Слайд 13

Молодцы

Слайд 14

МИНУС

Слайд 15

ТРАНСПОРТИР

Слайд 16

ЧИСЛО

Слайд 17

АЛГЕБРА

Слайд 18

Ребусы ,, , Луч

Слайд 19

Ребусы ЧИ Число И , Два

Слайд 20

Ж О Один Д Два ,,

Слайд 21

Ребусы Диагональ Квадрат

Слайд 22

Ребусы Отрезок А Куба ,

Слайд 23

Ребусы Т и=а Точка Восемь О 7

Слайд 24

Ребусы А Д Два