технологическая карта занятия

Лариса Васильевна Ботоева

 технологическая карта занятия "Путешествие на озеро Байкал"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) (6-7 лет)

выполнил:

Старший воспитатель: Ботоева Л.В.

Тема: «Путешествие на озеро Байкал»

Цель: обобщение и систематизация знаний животного и растительного мира озера Байкал.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей о животном и растительном мире озера Байкал с использованием метода интеллект-карт.
  • Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы, пополняя словарный запас; закреплять умение подбирать слова-определения;
  • Уточнить и расширить представления детей о нерпе.
  • Закрепить навыки счета в пределах 20;

Развивающие:

  • Развивать способность детей анализировать, делать выводы, обобщать
  • Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природы;
  • Развивать умение отгадывать загадки;
  • Развивать умение согласовывать слова и действия, общую моторику;
  • Развивать память, мышление, речь
  • Развивать умение работать в команде;
  • Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе,
  • Обеспечение атмосферы доверия, партнерства.

Планируемый результат: дети имеют представления о живой природе родного края, о бережном отношении к природе. Активно дают развернутые ответы на вопросы, развита память, мышление, внимание, общая и мелкая моторика, связная речь, умеют создавать графические рисунки, имеют навыки общения со взрослыми и детьми.

Предварительная работа: беседа об озере Байкал, просмотр фильма о Байкале, рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный и растительный мир Прибайкалья», Прослушивание CD с записью голосов.

Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, силуэты разных рыб, разрезные картинки ягод, карточки с изображением точек, при соединении точек получатся силуэты диких животных, коллаж и картинки птиц, трафареты нерпы, чистые листочки, фломастеры, карандаши.

Этап занятия

Структурные компоненты

деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Вводная часть

Организационный момент

Настроить детей на общение, создать положительную эмоциональную атмосферу в группе).

Упражнение «Улыбнись»

Скажем « Здравствуйте» друг другу,

Нам здороваться не лень.

Всем «Привет» и «Добрый день».

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

Дети встают в круг, выполняют упражнение «Улыбнись»

Положительный настрой детей на предстоящую деятельность

Мотивационно- целевой этап:

Проблемно -игровая ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от наших друзей Эколят. Помните их имена? Они пишут, что решили создать книгу о Байкале. Пишут, что много знают о лесе, но очень мало знают о Байкале. Просят эколята о помощи.

Дети: это сказочные герои эколята - Тихоня, Умница, Шалун и Елочка.

Дети проявляют желание помочь сказочным героям Эколятам.

Проектирование

решений

проблемной

ситуации

Педагог предлагает детям обсудить: - Как нам помочь Эколятам?

Обсуждается вопрос: Как помочь эколятам? По итогам обсуждения составляется план:

  1. Отправиться в вертуальное путешествие на Байкал.
  2. Составить интеллект карту о Байкале
  3. Составить рассказ с помощью интеллект –карты.
  4. Отправить эколятам карту и рассказ

Дети могут планировать предстоящую деятельность, фиксируют детскую цель.

Практический этап:

актуализация знаний

Ребята наш план очень интересный

-Ну что попробуем помочь нашим друзьям Эколятам?

Отправляемся в путешествие. А чтобы не забыть увиденное, мы решили составить карту, которую мы отправим нашим друзьям, когда вернемся домой. Наша карта будет располагаться на большом листе бумаги в центре нашей карты расположен силуэт озера Байкал.

Послушайте стихотворение.

А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!

(М.Сергеев)

Посмотрите, какая красота открылась перед нами.

(слайд о. Байкал) Что это? Кто хочет рассказать?

На что похоже озеро Байкал? если смотреть с самолета, похож на месяц)

Как переводится слово Байкал? ( богатое озеро)

Сколько рек впадает в озеро, а вытекает?Как называется река, которая вытекает?

#1044;авайте попробуем описать его. Для этого поиграем в игру «Опиши озеро». Я буду бросать вам мяч, а вы отвечать на вопрос: Какое озеро?

Проводится игра с мячом.

2. Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера? Действительно, рыбы. Загадаю вам загадку, слушайте внимательно

Что за рыбка невеличка,

меньше вашей рукавички.

Бледно-розова, нежна

Студена вода нужна.

А на солнце рыбка тает

Рыбьим жиром истекает.

что за рыбка иностранка

Это рыбка –голомянка.

На слайде появляется рыбка голомянка.

- Ребята, что мы знаем о голомянке?

-Ребята вы знаете, что на Байкале живет много разной рыбы. Мы сейчас поиграем в игру «Байкальские рыбы»

На столах лежат картинки с изображениями разных рыб, вам необходимо выбрать только Байкальских рыб и приклеить на карту.

3. Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают различные растения, некоторых из них больше нет нигде на планете. Богаты окрестности ягодами.

Давайте выйдем, погуляем и соберем вкусных и спелых ягод. Чтобы собрать ягоды предлагаю разделиться на группы по четыре человека, в соответствии с цветом на бейджиках. Каждая группа подойдет к своему столу и соберет разрезанную на части картинку. Когда вы соберете ее, то увидите, какие ягоды растут около Байкала. Что у вас получилось?

(слайды: голубика, ежевика, морошка, малина, брусника)

#1055;о берегам Байкала встречаются еще такие сказочные странные деревья.(слайд ходульные деревья) Стволы их находятся очень высоко от поверхности земли. Эти деревья стоят на своих корнях как на ходулях, поэтому называются они ходульными. Эти деревья – один из символов Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли куда-то, остановились отдохнуть и скоро двинуться в путь.

5. Физкультминутка.

Давайте и мы превратимся в деревья и немного походим и разомнемся.

Ветер дует нам в лицо. (Машут руками на лицо.
Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону.
Ветерок все тише, тише. Приседая, машут руками вверх- вниз.
Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх.)

Предлагаю каждому нарисовать одно дерево и приклеить на карту.

(слайд чайка только звук)

6. Что это за звук? Кто так кричит? Это чайка.(слайд чайка)

Какие птицы еще гнездятся на скалистых берегах Байкала? Давайте посмотрим.

Работа с коллажем на магнитной доске.

- Каких птиц вы здесь видите?

- Посчитайте, сколько здесь уток?

- А цапель?

- Сколько орлов?

- Кого больше: орлов или цапель? цапель или уток? уток или орлов?

- Так каких же птиц больше всего?

Выбрать картинки птиц и наклеить на карту.

7. Рядом с озером Байкал живут разные животные. Отгадайте, какие.

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)(слайд)

У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла…
(Бурундук)(слайд)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.
(Лиса)(слайд)

8. Мы назвали еще не всех обитателей Прибайкалья. Чтобы узнать, кто это, предлагаю вам соединить точки с цифра по порядку. Проходите за столы, присаживайтесь. У вас на столах лежат фломастеры, рядом листочки с точками. Кто у вас получился?

На карту приклеим получившихся животных.

Дети выражают согласие помочь эколятам. Внимательно слушают стихотворение .

Отвечают на вопросы.

Дети рассказывают :

Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.

Озеро Байкал похоже на месяц, если смотреть с высоты самолета. Слово «Байкал» переводится как «Богатое озеро»

В озеро впадает 336 рек, а вытекает одна. Река, которая вытекает из озера Байкал, называется Ангара.

1. Игра с мячом «Опиши озеро» дети отвечают на вопрос: Какое озеро? ( красивое, голубое, глубокое, пресное, большое, чистое, прекрасное, замечательное и т.д.).

2. Дети: голомянка живет только на Байкале. Голомянка любит холодную воду до 8 градусов. Если температура повышается рыбка гибнет. Рыбка бледно-розового цвета, полупрозрачная. У голомянки есть зубы. Ест икринки и планктон.

Игра «Байкальские рыбы», дети находят картинки с изображениями разных рыб, выбирают только Байкальских рыб, приклеивают на карту.

3. Дети делятся на группы по четыре человека. Собирают картинки разрезанные на части. Называют ягоды, растущие около Байкала. ( голубика, ежевика, морошка, малина, брусника)

(Приклеивают на карту картинки ягод)

#1044;ети рассматривают слайд с ходульными деревьями. (Приклеивают карточки с нарисованными деревьями на большую карту.)

5. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Дети создают графический рисунок дерева с большими корнями фломастерами на небольшом листочке. И приклеивают на большую карту.

#1056;абота с коллажем на магнитной доске.

Дети считают: сколько птиц, каких птиц больше (Приклеивают картинки на большую карту)

7. Дети отгадывают загадки о животных.

#1057;оединяют точки согласно цифрам, рассказывают, кто получился.

( Приклеивают получившихся животных на карту.)

Дети имеют первоначальные представления об озере Байкал.

Активно дают развернутые ответы на вопросы, развита память, мышление, внимание, имеют навыки общения со взрослыми и детьми. умеют подбирать слова-определения;

Имеют представления, какие рыбы водятся на Байкале.

Умеют работать в команде, называют ягоды, растущие около Байкала.

Развита общая и мелкая моторика

Дети имеют первоначальные представления о птицах,

Умеют считать в пределах 20.

Дети имеют первоначальные представления о животных

Умеют отгадывать загадки, знают последовательность цифр, умеют соединять точки.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Воспитатель: А что интересного мы знаем о нерпе? Правильно, ребята. Это животное, которое живет только на Байкале. У нерпы есть лапы и хвост.

Давайте познакомимся с нерпой поближе.

Лежбище нерпы находится на Ушканьих островах. У нерпы рождаются детеныши бельки. Нерпа спит в воде. Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.

А почему нерпа толстая?

- Она накапливает много жира, чтобы не замерзнуть в холодной байкальской воде. Нерпа может пробыть под водой 20-25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лед и делает продухи. ( лунки)

Дети: Это животное , которое живет только на Байкале. У нерпы есть лапы и хвост.

Предполагаемые ответы детей: потому что много ест, рыба очень жирная.

Имеют первоначальные знания о нерпе.

Выполнение определенных заданий на включение новых знаний в систему знаний.

Ребята нарисуйте с помощью трафарета нерпу. И то, что она умеет делать, чем питается.

Карточки приклеивают на большую карту.

Дети нам нужно сделать самое важное - соединить стрелочками изображения Байкала и приклеенные картинки. Составить рассказ об озере Байкал, с помощью созданной нами карты. Давайте попробуем. У меня есть волшебный камень, у кого он окажется, тот рассказывает об озере Байкал.

Например, в озере Байкал водится много рыб голомянка, омуль, таймень и т.д.

Дети на карточках рисуют нерпу с помощью трафарета

А также схематически отображают, чем питается, делает продухи, спит в воде. Соединяют стрелочками изображение нерпы и то, что делает нерпа. Приклеивают карточки на большую карту.

Дети соединяют стрелочками изображение Байкала и картинки.

Дети передают камень по цепочке и вспоминают о Байкале с помощью интеллект- карты.

Развита связная речь. Умеют создавать графические рисунки.

Рефлексивно-оценочный этап:

Вот и подходит к концу наше путешествие.

А сейчас сделаем фотографию карты и отправим Эколятам. Как вы думаете, мы смогли помочь Эколятам? Что было самым трудным при выполнении заданий? Что вам больше понравилось?

Вы большие молодцы, от имени Эколят выражаю вам благодарность.

По окончании путешествия дети решают отправить фотографию карты Эколятам. Отвечают на вопросы.

Дети перечисляют, о чем они говорили на занятии, какие задания выполнили, что им понравилось на занятии.

Дети самостоятельно оценивают свою деятельность, дают самооценку.