Мои выступления

Троякова Ольга Александровна

Выступление на Августовской конференции педагогических работников (август 2023 г.);

Выступление на Районом методическом объединение (ноябрь 2023 г.)

Ссылка для скачивания презентаций

https://cloud.mail.ru/home/%D0%9E%D0%93%D0%AD%20%D...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.29 КБ
Microsoft Office document icon tekst.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Организация работы обучающихся над итоговыми индивидуальными проектами по географии и биологии.

Слайд 2.

Комплексный подход к системе оценивания, согласно ФГОС, предполагает оценку трех групп достижений обучающихся – личностных, метапредметных и предметных.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Одной из таких процедур является защита итогового индивидуального проекта.

Слайд 2-4.

О необходимости оценки проектной деятельности обучающихся четко прописано как в ФГОС второго, так и ФГОС третьего поколения.

Слайд 5.

ФГОС третьего поколения четко разделяет понятия проектная деятельность и исследовательская деятельность. В чем же различие. (прочитать на слайде)

Слайд 6.

Что же понимается под итоговым индивидуальным проектом?

Итоговый индивидуальный проект - учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественную и так далее).

Слайд 7.

В работе над проектом мы руководствуемся Положением о проектно-исследовательской деятельности обучающихся, которое разработано и утверждено в каждой школе.

Слайд 8.

В Положении четко прописаны:

Цели и содержание проектно-исследовательской деятельности;

Виды и формы проектов;

Результат (продукт) проектной деятельности;

Требования к оформлению проекта;

Процедура защиты итогового индивидуального проекта.

Слайд 9.

Кратко пройдем по нескольким пунктам.

Для начала виды проектов:

Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность обучающихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Творческие проекты - литературные вечера, спектакли, экскурсии и пр. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.)

Прикладные (практико-ориентированные) проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих обучающихся. Это может быть документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.

Конструкторские проекты - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.

Слайд 10.

Еще более разнообразны формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности):

        макеты, модели, рабочие установки, схемы, план - карты; постеры, презентации;

        альбомы, буклеты, брошюры, книги;

        реконструкции событий;

        печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки, рефераты;

        результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

        документальные фильмы, мультфильмы;

        выставки, игры, тематические вечера, концерты;

        сценарии мероприятий;

        веб-сайты, программное обеспечение и т.д.

Слайд 11.

Структура проекта, согласно Положению, имеет общие черты со структурой курсовых работ студентов и отражает общую логику исследования.

Слайд 12.

На слайде представлены темы итоговых индивидуальных проектов по географии, которые мы написали и защитили с детьми.

Как можно увидеть темы очень разнообразны, но при этом почти половина посвящена объектам нашей республики и соседних регионов. Учащиеся писали о достопримечательностях, населении и даже перспективах региона.

Слайд 13.

По биологии было написано только три проекта, темы которых представлены на слайде.

Слайд 14.

Работу над итоговым индивидуальным проектом можно разделить на несколько важных этапов (на слайде).

Слайд 15.

Первый этап, выбор темы проекта.

Путей подобрать тему проекта существует несколько, можно придумать самому, можно выбрать по рекомендации учителя, а также воспользоваться ресурсами интернета.

Слайд 16.

Треть детей самостоятельно выбирали темы проектов, исходя из личных интересов (например, национальная одежда, туризм в «Ергаки», отдых в Сочи).

Слайд 17.

Со многими подбирали темы совместно, но т.к. география обширная наука, изучающая и природу, и население, и экономику. В первую очередь, мы сужали область интересов и пользовались методом выбора, например (на слайде).

Таким образом, уже на первом этапе у учащихся возникала проблема в определении темы проекта.

Слайд 18.

Второй этап, создание паспорта проекта.

На этом этапе учащимся нужно было четко определится с объектом и предметом работы, сформулировать цель и задачи проекта, и самое главное представить результат (продукт).

Учащиеся хорошо справляются с постановкой цели и задач, но не могут самостоятельно выделить объект, предмет и методы исследования.

Слайд 19.

  1. Структурирование и оформление текста работы, согласно требованиям Положения;

Учащимся сложно дается работа по созданию отдельных глав и их наполнению, у многих отсутствуют базовые навыки работы в офисных программах (Word, Excel и т.д.)

  1. Работа с источниками и оформление списка литературы.

Многие дети копируют текст с одного сайта, не пользуясь другими источниками (особенно книгами). Еще сложнее обстоят дела с оформление списка литературы по ГОСТу. Оформляли только совместно.

  1. Написание выводов.

Не всегда учащиеся понимают, что выводы являются ответами на поставленные задачи.

Слайд 20-21.

В качестве продукта проекта большинство учащихся выбирали создание буклета.

Считаю это проблемой, так как этот продукт повторяется у учащихся из года в год.

Также для создания буклета учащиеся редко пользовались специализированной программой MS Publisher, а создавали его в Word.

Слайд 22.

Практически все учащиеся отлично справились с созданием презентаций. Большой проблемой стало отсутствие у учащихся навыков публичного выступления, неспособность справится со страхом и стрессом на защите проекта.

Слайд 23.

Главные проблемы учащихся в работе над проектом:

Сложность в выборе темы проекта;

Ошибки при создании паспорта проекта и основного текста работы;

Копирование продукта проекта у других учащихся;

Отсутствие навыков публичного выступления.

Слайд 24.

Пути решения проблем

Чаще использовать на уроках проблемные задачи, в которых необходимо поставить цель, задачи и сделать выводы;

Чаще применять на уроках метод проектов (мини-проектов), различные творческие задания;

Совместно с учителями информатики, руководителями курсов ОПД проработать задания, на оформление текстов в офисных программах согласно Положению;

Совместно со школьным психологом выбрать и проработать приемы преодоления страха публичного выступления для учащихся.

Слайд 25.

Список литературы

Слайд 26.

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире, как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

Слайд 2. Функциональная  грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и
максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность включает в себя:

  • Глобальные  компетенции
  • Математическая   грамотность
  • Финансовая  грамотность
  • Естественно-научная  грамотность
  • Читательская  грамотность
  • Креативное мышление

Место России 30-32 места, ниже естественнонаучная грамотность 38-40. 800 учеников 15 лет.

Слайд 3 Естественно-научная грамотность -это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, которые связанны с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  1.  научное объяснение явлений
  2. понимание особенностей естественно-научного исследования
  3. интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
  4. Глубокие предметные знания Содержательное знание, знание научного содержания, относится  к следующим областям:
  • Живые системы (40% знаний)
  • Физические системы (33% знаний)
  • Земля и космические системы (27% знаний)

Предметы: Астрономия Биология Физика Химия Экология Физическая география

Слайд 4-6 аспекты функциональной грамотности

Слайд 7 Выделяют следующие уровни естественно-научной грамотности:

Слайд 8 Проблемы у школьников, выявленные международными исследованиями:

  • Дефицит знаний типа «знаю как»;
  • Умение формулировать вопросы;
  • Умение обосновывать, доказывать;
  • Использовать простейшие приемы исследования;
  •  Строить развернутые высказывания;
  • Устанавливать надежность информации;
  • Сотрудничать.

В связи с этим необходимо усилить работу по формированию у обучающихся ЕНГ.

Слайд 9 пример задания по формированию ЕНГ.

Слайд 10 Для заданий по ЕНГ в PISA определяются уровни познавательных действий, которые должен выполнить ученик для выполнения данного задания.

Технологии для формирования и развития ЕНГ на уроках биологии:

  • смысловое чтение;
  • технология проблемного обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • ИКТ;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • кейс-технологии.

I. Смысловое чтение

Приемы:

  • -«Сконструируй определение»;
  • -«Развернутый ответ»;
  • -«Верные и неверные утверждения»;
  • -«Исключение»;
  • -«Задай вопрос».

Пример задания «Исключение»:

Даются слова: камбий, древесина, прилистник ,сердцевина. Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор.

Ответ: «Прилистник, т. к. не является частью стебля».

Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать по нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.

Результаты: общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности  

   II. Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.

Этапы проблемного обучения:

Осознание общей проблемной ситуации

Анализ ситуации, формулировка конкретной проблемы

Выдвижение и обоснование гипотез, последовательная их проверка (решение проблемы)

Проверка правильности решения

Преимущества проблемного обучения:

- Отвечает требованиям современности: обучать, исследуя, исследовать обучая;

- учит мыслить логично, научно, творчески;

- делает учебный материал более доказательным,  способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;

- вызывает глубокие интеллектуальные чувства,  чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в  своих  возможностях и силах;

-  установлено, что  самостоятельно открытые истины, закономерности не так легко забываются.

 Трудности проблемного обучения:

- Возникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому  от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода;

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает  различные точки зрения на один и тот же вопрос.

   

  В связи со всем вышеизложенным проблемные ситуации, проблемные задачи можно включать в любую тему уроков биологии. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей обучающихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации.

   Например, в 10 классе при изучении анализирующего скрещивания:

1. Дана особь с фенотипическим проявлением доминантного признака, генотип неизвестен.

2. Необходимо, используя гибридологический метод, узнать генотип особи.

3. Предлагаются варианты скрещиваний  и варианты потомства, с целью обоснования подбора партнёров для скрещивания.

4. Составление схем решения задачи. Проверка выбранного подхода для решения других аналогичных задач.

III. Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Критическое  мышление - оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Приемы (могут использоваться на различных этапах урока):

Кластер

Синквейн

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Инсерт

Фишнбоун, или Рыбий скелет

Мозговой штурм

V. Проектно-исследовательская  деятельность- это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания

Формы организации работы:

Урок-исследование;

Урок-лаборатория;

Урок-защита исследовательских проектов;

Урок изобретательства;

Урок открытых мыслей и др

VI. Кейс-технологии

Кейс  - описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по  определённому формату и предназначенной для обучения учащихся анализу  разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования  проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с  установленным критериями.

Кейс-технология – это обучение действием .

Например, раздел «Генетика» 10 класс: На прием в генетическую консультацию пришла молодая семейная пара. Они планируют рождение детей, но хотят убедиться в том, что их дети не будут иметь некое генетическое заболевание, которое встречается в семье одного их супругов.

Кейс-стадии:

1 шаг: сформулируйте конкретную проблему и запишите ее. Какова вероятность рождения больных детей?

2 шаг: выявите и запишите основные причины ее возникновения. В семье есть проявление этой болезни.

3 шаг: проблема перефразируется в цель. Определить вероятность рождения больного ребенка.

4 шаг: причины становятся задачами. Выявить  больных родственников, их место в родословной.

5 шаг: для каждого задания определяется комплекс мероприятий-шагов по ее решению, назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий. Вопросы  к семейной паре, определение элементов родословной.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые ресурсы и время для выполнения мероприятия. Построение генеалогического дерева.

7 шаг: для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи. Анализ родословной, определение вероятности, результаты.

       Таким образом, rак показывает опыт педагогической деятельности, обучающиеся могут знать суть вопроса, но не всегда могут поделиться своими знаниями, т. е. их коммуникативная компетентность не сформирована полностью.

С одной стороны, хорошо известно, что глубокое, основательное понимание предмета формируется тогда, когда ты можешь донести очень сложную информацию доступным собеседнику языком.

С другой стороны, при решении заданий обучающемуся приходится все чаще опираться на свой жизненный опыт, привлекать знания, полученные на других предметах естественно-научного цикла, уметь высказывать предположения, принимать решения или отвергать их.