Внеурочная деятельность

Троякова Ольга Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 9х классов по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_geo_9_moya.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №19

                                                   

                                                                                                                                                                         

Программа внеурочной деятельности

"Географический мир"

для обучающихся 9 класса

Троякова О.А.

 учитель географии и химии                                                                

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Географический мир» общеинтеллектуального направления является структурным компонентом основной образовательной программы основного общего образования (утверждена Приказом МБОУ города Абакана «СОШ №19» от 02.09.2013 №200).

1. Планируемые результаты

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

-осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

- формулировать самому простые правила поведения в природе;

- осознавать себя гражданином России;

- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

-уважать иное мнение;

-вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

-работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

-в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

-понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

-предполагать, какая информация нужна;

- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

- сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений;

-представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

-организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

-предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

-при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

2. Содержание

Введение.

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

1. Источники географической информации:

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

2. Природа Земли и человек:

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

3. Материки, океаны, народы и страны:

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии

4. Природопользование и геоэкология:

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере

5. География России:

Особенности ГП России.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

Природа России.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность

Население России.

Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Хозяйство России.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.

3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

№ п/п

Название раздела

Всего часов

1

Введение

2

2

Источники географической информации

3

3

Природа Земли и человек

6

4

Материки, океаны, народы и страны

8

5

Природопользование и геоэкология

2

6

 География России

10

7

Обобщение

2

Итого

33

Календарно-тематическое планирование к Рабочей программе курса внеурочной деятельности для  9 класса

Тема занятия

Дата

Содержание

Примечание

План

факт

Введение (2 ч).

1

Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков

2

Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов.

основные географические понятия и термины;

Раздел I. Источники географической информации (3 ч).

3

Глобус, географическая карта.

описывать географическое положение; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

4

План местности. Масштаб.

Градусная сеть.

показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

5

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;

определять различия в поясном времени различных территорий;

Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).

6

Земля как планета Солнечной системы.

картографические элементы, факты;

7

Движения Земли.

географические следствия движений Земли,

8

Литосфера и геологическая история Земли.

результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

9

Гидросфера. Атмосфера.

Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их

изменение в результате деятельности человека;

10

Биосфера.

географическую зональность и поясность; выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

11

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).

12

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.

сравнивать свойства географических объектов;

13

Население и численность населения Земли. Расы, этносы.

анализировать статистический материал;

14

Материки и страны.

определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.

географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

15

Африка. Австралия.

16

Антарктида. Южная Америка.

17

Северная Америка.

18

Евразия.

19

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;        читать карты  различного содержания;

Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).

20

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.

основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;

21

Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу.

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

Раздел V. География России (10 ч).

22

Особенности ГП России.

специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

23

Природа России.

24

Природные особенности России.

25

Население России.

26

Демографические показатели России.

анализировать статистический материал;

27

Хозяйство России.

составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

28

Отрасли хозяйства РФ.

приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров

производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

особенности природы и хозяйственной деятельности человека.

29

Природно-хозяйственное районирование России.

30

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

31

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Обобщение (2ч).

32

Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности.

определения поясного времени;

- чтения карт различного содержания;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию

33

Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности.

анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими

34

Психологическая подготовка к экзамену.