1.1. Положительная динамика в коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников.

Манджиева Эльзята Эрдюшевна

Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников

за 2020-2021, 2021 – 2022, 2022 -2023 учебный год.

Педагог-психолог Манджиева Эльзята Эрдюшевна

Частное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа «Харада».

 

Цель работы: сохранение и сбережение психического здоровья участникам образовательного процесса, оказание помощи и поддержки обучающимся, нуждающимся в психологическом сопровождении в связи с трудностями в обучении, воспитании и развитии.

Задачи:

  • организация системного психологического консультирования педагогов по вопросам создания индивидуальной траектории развития и саморазвития личности в условиях построения современной модели образования;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся «группы риска», своевременное выявление детей находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся;
  • психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации к новым условиям обучения;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся, направленного на развитие у школьников психологических качеств, способствующих обеспечению личностной безопасности, способности эффективно противостоять кризисным и экстремальным ситуациям;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • провести профилактическую работу по итогам социально-психологического тестирования;
  • своевременное выявление детей находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • осуществлять психологическое просвещение  родителей по вопросам обучения, воспитания и взаимодействия с ребенком;
  • провести работу с педагогами по предупреждению эмоционального выгорания.

Основные стратегии:

  1. Реализация коррекции как привидение к усредненному показателю, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех психологической технологии.
  2. Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности участников образовательного процесса, их специфические возможности и в целом на уникальность психологического и личностного развития.

 

Анализ профессиональной деятельности по направлениям.

Деятельность педагога-психолога организовывалась в соответствии «Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» (Приказ № 636 от 22.10.1999 г. МО РФ) а также на основании плана, составленного на соответствующий учебный год, утвержденного директором ЧОУ НОШ «Харада». В своей деятельности педагог-психолог руководствовался Конституцией и законами РФ, нормативными правовыми актами, указами органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания охраны здоровья обучающихся, а также Уставом ЧОУ НОШ «Харада»  и должностной инструкцией педагога-психолога.

      Работа психолога включала в себя следующие направления деятельности:

Работа с учащимися:

  • Диагностика эмоционального состояние в период адаптации. 1-е классы. (Настроение, социальные контакты, познавательная деятельность, дисциплина, двигательная активность)
  • Диагностика тревожности: 4-е классы
  • Диагностика Выраженность интереса к учёбе и особенности мотивации.

1-е, 4-е классы.

  • Диагностика психологической готовности учащихся 1 классов.
  • Работа с детьми, которые ранее не обучались в данной школе (новенькие)
  • Мониторинг по изучению изменений к учебе со стороны учащихся, имеющих положительную мотивацию к учебе
  • Психологическая профилактика факторов разрушающих здоровье. С учащимися «группы риска».
  • Диагностика психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  • Внеурочная деятельность: 4 «а» класс.
  • Подготовка уч-ся 4-х классов к поступлению в среднее звено
  • Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.

Работа с педагогическим коллективом:

  • Индивидуальная работа с учителями. Оценка профессиональной деятельности педагога. (Молодые и вновь принятые учителя)
  • Мониторинг психологического климата в коллективе.
  • Управленческие и организационные аспекты взаимодействия с администрацией школы.
  • Стили педагогического общения.

Работа  с  родителями:

Индивидуальное, групповое консультирование родителей по запросам.

  •    Родительский всеобуч. Психологическая помощь родителям: «Специфика обучения детей на образовательных ступенях школы»,

«Адаптация ребенка в 1 классе», «Переход из начальной школы в среднее звено».

  • Помощь в проведении классных родительских собраний (по запросам)
  • Изучение семей первоклассников
  • Личные консультации родителей по вопросам семейного воспитания.
  • Консультирование  родителей детей «группы риска».

Организационно-методическая работа:

  • Продолжение создания методической копилки  психологической службы в школе.
  • Ведение отчётной документации
  • Организация «Школы первоклассника»

 

Коррекционная работа

В моей работе на проведение развивающих занятий я отвожу не менее половины «практических часов».

При проведении коррекционно-развивающей работы предпочтение отдается индивидуальным и подгрупповым формам проведения занятий. Выбор методического пособия, по которому будет составляться программа коррекционно-развивающих занятий, зависит от итогов психодиагностического обследования.

 

Положительная динамика уровня адаптации учащихся 1-х классов

к условиям обучения в школе

Согласно плану внутришкольного контроля проводились обследования 1-х классов по определению уровня готовности к школьному обучению.

Инструментарий: Экспресс-диагностика готовности к школе М. Семаго.

 

 

 

 

Таблица 1

 

 

Год обучения

 

Всего учащихся

 

Уровень готовности

Прошли обследование

Готов

к обучению к школе

Готов условно

Условная готовность к началу регулярного обучения

Не готов к обучению в школе

1

2020-2021

25

100%

7= 28%

6= 24%

4=4%

11=44%

2

2021-2022

17

100%

11=64%

3= 18%

1= 6%

2=12%

3

2022-2023

24

100%

13=54%

6=25%

4=17%

1=4%

 

       Результаты данного обследования показывают, что количество детей, получающих в результате проведенного исследования суммарные балы в диапазоне от 17 до 25, с каждым годом увеличивается. Это, прежде всего, связанно с увеличением возраста детей приходящих в школу. Анализируя качество выполнения заданий и поведенческие особенности детей, набравших суммарную оценку от 14 до 17 баллов, можно отчасти прогнозировать не только трудности при начале регулярного обучения  (то есть попадание в группу риска по школьной дезадаптации), но и преимущественное направление этой дезадаптации. Дети, чей суммарный балл попадает в диапазон 11-14 баллов, нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, педагога), и они в обязательном порядке были обследованы с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи. Дети, которые набрали менее 11 баллов, в обязательном порядке были дополнительно обследованы психологом, а при необходимости – логопедом или дефектологом, им в срочном порядке была оказана коррекционная помощь.

Обследование учащихся первых классов проведено в следующих направлениях:

изучение адаптации учащихся 1-х классов  к школьному обучению.

В обследовании учащихся были использованы следующие методы работы: наблюдение, беседа,  тестирование.

В целом все учащиеся адаптировались к школьной жизни и мотивированы на обучение, позитивно относятся к учителю и школе.

           Для повышения уровня адаптации первоклассников проводились классные часы с психологом.

Положительная динамика уровня адаптации первоклассников

к условиям обучения в школе в 2020-2021гг., 2021-2022гг.,2022-2023 гг.

 

  1. Высокий уровень адаптации к школьному обучению

image

 

  1. Средний уровень адаптации к школьному обучению

image

 

 

 

 

 

  1. Низкий уровень адаптации к школьному обучению

image

 

         Для повышения уровня адаптации первоклассников былы использованы: коррекционно-развивающая программа "Адаптация первоклассников"; коррекционно-развивающая программа "Будь внимательным", коррекционно-развивающая программа по профилактике дезадаптации.

  • Для диагностики уровня адаптации первоклассников были использованы следующие методики:
  1. Н. Лусканова "Что мне нравится в школе"
  1. 2.Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)
  2. Психолого-педагогическая оценка готовности Семаго.

 

Анализ фронтальной оценки

тревожности  учащихся 4 классов за 2020-2021, 2021-2022, 2022 -2023 гг.

 

Дата проведения: октябрь - ноябрь 2020 года (таблица 2).

Таблица 2

Класс

Количество учащихся

Общая тревожность

Высокая тревожность

Повышенная тревожность

1

4

12

2- 16%

3-25%

 

 

Дата проведения: октябрь – ноябрь 2021 года (таблица 3).

Таблица 3

Класс

Количество учащихся

Общая тревожность

Высокая тревожность

Повышенная тревожность

1

12

2- 16%

3-25%

2

12

3- 25%

4-33%

 

Дата проведения: октябрь – ноябрь 2023 года (таблица 4).

Таблица 4

Класс

Количество учащихся

Общая тревожность

Высокая тревожность

Повышенная тревожность

1

4

7

1- 14%

2-28%

 

     Показатели «высокая тревожность», «повышенная тревожность» представлены в виде диаграммы, за период с 2020 по 2023гг.

image

          Для снижения уровня тревожности у 4-классников, мною были использованы специальные занятия -  тренинги снижения уровня школьной тревожности в четвертом классе. Автор Микляева А. В., Румянцева П. В.  В цикл входят 12 занятий по 30 минут 1 раз в неделю. После проведения занятий проводилась диагностика уровня школьной тревожности с использованием методики Филипса.

Педагог-психолог:                                 Манджиева Эльзята Эрдюшевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 1.1_dinamika_compressed.pdf1.3 МБ

Предварительный просмотр: