1.4. Работа с родителями

Манджиева Эльзята Эрдюшевна

Работа с родителями представляет очень важный, сложный и необходимый участок деятельности школьного психолога. Среди педагогов-психологов существует мнение: «Если хочешь помочь ребенку, помоги его родителям». Поэтому, начиная работу с детьми, необходимо активно подключать к ней родителей.

Безусловно, консультирование было и остается одним из приоритетных направлений деятельности школьного психолога. Консультация позволяет индивидуально подойти к возникшим трудностям воспитания, посмотреть на них через призму отношений, сложившихся в конкретно взятой семье. Чаще всего родители идут на консультацию к психологу, когда проблема отношений в семье уже не дает спокойно жить, лишает сна, когда время уже упущено.

Гораздо целесообразнее вовремя предотвратить надвигающуюся угрозу. Угрозу возникновения взаимного недопонимания и отчуждения родителей и детей, чем потом пытаться распутывать сложный клубок проблем. Это позволяют сделать групповые формы работы с родителями.

Цель деятельности педагога-психолога:

- содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса, а так же равные стартовые возможности детям.

Основные задачи в работе педагога- психолога:

С родителями:

  • Обеспечить психологическое просвещение родителей обучающихся, используя наглядную агитацию, консультирование.
  • Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания, жизни ребенка в школе.
  • Обеспечить практическую помощь  семье в вопросах воспитания и развития ребенка.

Приоритетные направления:

- профилактическое и просветительское - содействие повышению психологической компетентности родителей;

- диагностическое – выявление особенностей детско-родительских отношений, условий и факторов, влияющих на развитие ребенка в семье;

- консультативное – помощь родителям в решении актуальных вопросов воспитания и развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 1.4.plan_raboty_s_roditelyami.pdf2.9 МБ
Office presentation icon 1.4.1.ppt881 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МАНДЖИЕВА ЭЛЬЗЯТА " ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ И СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ"

Слайд 2

« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома » Л. Н. Толстой

Слайд 3

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ : -Авторитарный -Попустительский -Гиперопекающий -Демократический

Слайд 4

АВТОРИТАРНЫЙ Чрезмерная требовательность Подавление инициативы Подавление чувства собственного достоинства

Слайд 5

ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ Дети и взрослые два разных мира Пассивность, равнодушие или занятость родителей Отсутствие контроля, вседозволенность Эмоциональная холодность

Слайд 6

ГИПЕРОПЕКАЮЩИЙ Запреты, ограничения, контроль Удовлетворение всех потребностей Ограждение от забот, усилий Выполнение прихотей и капризов

Слайд 7

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Общение на равных Возможности для развития самостоятельности Уважение личности ребенка Уважение мнения детей

Слайд 9

ПОМНИТЕ! Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. С. Брандт

Слайд 10

ПОВЕРЬ МНЕ, СЧАСТЬЕ ТОЛЬКО ТАМ, ГДЕ ЛЮБЯТ НАС, ГДЕ ВЕРЯТ НАМ М. ЛЕРМОНТОВ

Слайд 11

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОДДЕРЖКА – ЭТО ПРОЦЕСС: В ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка. Который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности. Который поддерживает ребенка при неудачах.

Слайд 12

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ВЕРУ В РЕБЕНКА, РОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ МУЖЕСТВО И ЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ: Забыть о прошлых неудачах. Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей. Позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха. Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Слайд 13

Опираться на сильные стороны ребенка. Избегать подчеркивания промахов ребенка. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком. Проводить больше времени с ребенком. Проявлять эмпатию к ребенку и веру в Вашего ребенка. Принимать индивидуальность ребенка. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА, НЕОБХОДИМО:

Слайд 14

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ : Слова поддержки: Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему. Слова разочарования: Зная тебя и твои способности. Я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Слайд 15

: ПОДДЕРЖИВАТЬ МОЖНО ПОСРЕДСТВОМ Отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово). Высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.). Прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.). Совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.). Выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Слайд 16

НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ – РОДИТЕЛИ И ДЕТИ! Учитесь быть своему ребенку другом. Критикуйте, не унижая, а поддерживая. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними. Если ваш ребенок поверят вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.

Слайд 17

Тест «Мера заботы» Инструкция : известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу. "Категорически не согласен" - 1 балл. "Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла. "Это, пожалуй, верно" - 3 балла. "Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла. Утверждения. 1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть. 2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей. 3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся. 4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив. 5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики. 6. Воспитание - это тяжелый труд. 7. У ребенка не должно быть тайн от родителей. 8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи. 9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь. 10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни. 11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе. 12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно. 13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку. 14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими. 15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.