«Учитель года — 2024» в номинации «Воспитатель» (материалы участника конкурса).

Волкова Елена Владимировна

1. Эссе.

2. Моя педагогическая находка «Волонтёрское движение как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста

в условиях реализации ФОП ДО».

3. Фотоальбом конкурса.

4. Статья в Общественно - политической газете "Веселовские ВЕСТИ" о конкурсе "Учитель года - 2024".

5. Сссылка видеоролика "Визитная карточка "Я - педагог" на платформе YouTub.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_volkova_e.v.docx94.51 КБ
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka_volkova_e.v.docx26.38 КБ
Файл https-vk.docx11.85 КБ
Файл ssylka_na_videorolik.docx14.26 КБ

Предварительный просмотр:


Группа  дошкольного образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение Ленинская средняя общеобразовательная школа

Муниципальный этап всероссийского конкурса

«Учитель года - 2024»

Номинация «Воспитатель года»

Конкурсное испытание - «Эссе»

Тема: «Твори, дерзай, увлекай».

Волкова Елена Владимировна    

            Воспитатель

                                                                       группы дошкольного образования  

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь.

В. Г. Белинский

 

 

Утро. Быстро пью кофе. Как всегда, тороплюсь. Сегодня обычный рабочий день.

 

Все они кажутся похожими один на другой. И всё-таки они разные. Каждый день особенный.  Каждый - удивительный…

А как же иначе, если Вы работаете с теми, чьё появление на свет уже само по себе – чудо. Я - воспитатель детского сада!

Многие, наверное, не поймут меня. Пожалеют: «Ну и профессию ты себе выбрала!» Скажут: «Ну и детки сейчас…»  Но в НЕЙ я нашла себя. В НИХ – моя судьба!  Интересно, есть ли закономерности в её этапах?  Как получилось так, что моей судьбой стала педагогика? 

 

Спешу на работу. Мысленно планирую предстоящий день. Ловлю себя на мысли, что делаю это с удовольствием.  Этому есть только одно объяснение – любовь! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА!  А почему она выбрала именно меня?

После окончания школы стал выбор: куда пойти учиться? С детства хотела быть воспитателем, но старший брат отговорил от этой профессии! Мечты быть в центре мироздания привели меня в Новочеркасский геолого-разведывательный колледж на специальность менеджмент. Казалось бы, я осталась в стороне от педагогики. Но здесь вмешалась судьба, и я свой первый опыт в воспитании детей провела на своем племяннике, потом на дочери. Долгое время работала в торговле, но все же тянуло к детям, тянуло что-то мастерить с ними, творить, а потом радоваться блеску в их восторженных глазах. Поэтому с дочерью мы участвовали и участвуем везде, где можно: творческие, спортивные конкурсы, совместные выступления на сцене… И вот закралась мысль: «Нужно что-то менять кардинально!» И когда говорят, что мысли материализуются – это моя история. Звонок телефона… Предложили работу в детском саду…  Это судьба или рок?! Решила рискнуть. И завертелось…  Курсы, программы, переподготовка…, и вот теперь я воспитатель. И всё-таки профессия выбрала именно меня!!!

Мой первый рабочий день… Вторая младшая группа… Как сейчас помню любопытный взгляд моих любимых малышей! Настороженность и смущение с двух сторон… Но прошло полчаса, и лед недоверия начал таять, вопросы посыпались один за другим, успевай отвечать! И вот уже водоворот детских эмоций увлёк меня, заставив позабыть мои сомнения.

 

Тихий час. Дети мирно посапывают под одеялами. Отстукивают минуты, часы. Поправляю сползшее одеяло беспокойной Катюши… 

 

Конечно, было очень трудно на первых порах. Как много всего надо было усвоить! Сколько документации, мероприятий, конкурсов, занятий и так далее. Были моменты отчаяния, чувство беспомощности, будто ты сам еще малыш, который только – только начал делать свои первые шаги… Дикая усталость, словно ты спортсмен, который никак не может сойти с длинной дистанции. И лишь спустя полгода ты начинаешь понимать, что все твои старания не напрасны. В этой профессии нет лишних людей, В ней остаются только самые сильные духом и те, кто умеет смотреть на мир глазами ребенка. Те, кто умеет удивляться, искренне верит в чудеса и дарит радость всем. Так считают мои воспитанники. И в этом я с ними полностью согласна. Но, постепенно пришло понимание того, что мне этого недостаточно. Возникла потребность в познании секретов педагогического мастерства дошкольного работника. Появилось стойкое желание стать не просто человеком, кто скрашивает досуг детей в детском саду. Мне захотелось стать профессионалом в своём деле.

Как всегда, остались Таисия и Артем. Мы ведём увлекательную беседу «о жизни». Отвечаю на бесконечные «почему?» и отмечаю что-то новое для себя. Иногда даже ответы на вопросы моих любознательных малышей приходится искать ночью в интернете, чтобы в очередной раз стать для своих воспитанников Авторитетом, который всё знает и умеет и бесконечно их любит.

Миссия воспитателя приоткрыть загадочный и удивительный мир для маленьких людей – его воспитанников. Он может помочь стать маленькому человеку настоящей личностью, может впечатлить, вдохновить, дать возможность поверить в себя. На воспитателе огромная ответственность за каждое прикосновение со словом, мыслью, жестом к разуму и душе.

 Я очень счастлива оттого, что, став взрослым человеком, буду жить в мире детства, являясь активным участником его законов, радостей, огорчений, изменений и побед.  Настоящий воспитатель учится всю жизнь, открывая для себя неизведанные миры нового. Он щедро делится знаниями с детьми, заставляя их дерзать и творить, а разве это не награда за воспитательский труд.

В современном мире при вполне благоприятных условиях развития детей, достаточной обеспеченности образовательной среды педагогическими и дидактическими находками, при поддержке государством системы образования дети страдают от недостатка общения с родителями. Тенденция такова, что неустроенность родителей, отсутствие постоянной работы в сельской местности и, как следствие, депрессия, нездоровый образ жизни и разочарование в ней приводят к тому, что детей воспитывают бабушки и дедушки. В моей группе таких семей 42%.

Уходят в прошлое замечательные традиции: семейные ужины, во время которых было принято обсуждать пройденный день; семейные концерты для родственников с театрализацией и играми. Чтение сказки на ночь заменил просмотр бессмысленных сериалов. Интернет, жестокие игры с жестокой техникой стали любимым развлечением современных малышей, и уже никто не показывает им способы разрешения конфликтов мирно, цивилизованно, по-доброму, как это обычно бывает в сказках.

Несмотря на всю свою любовь к детям, я не могу не отметить, что сегодняшних детей отличает повышенная возбудимость, излишняя нервозность, логопедические особенности, скудный словарный запас и отсутствие навыков социализации. Огорчает то, что порой некоторые родители не считают это проблемой.

Для того, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, понимал свою значимость, был успешным, ему нужна помощь. Это значит, что мы должны работать рука об руку: Дети + Педагоги + Родители!

Есть ещё один рецепт почувствовать свою «нужность» тем, кто нуждается в помощи. Это самому дарить помощь, добро, эмоции. Помните Крошку Енота и его акцию «Поделись улыбкой»? Я понимаю, что успех этой акции зависит от меня, насколько я смогу увлечь детей идеей добровольчества. И, кажется, я на верном пути. Наш волонтерский отряд «Дарю добро» существует не только как современная форма работы с детьми, а, скорее, как генератор идей, детских инициатив, как способ почувствовать себя взрослыми, ответственными и получить внутреннее удовольствие от своего стремления помочь.

Готовясь ко сну, мысленно просматриваю образы уходящего дня.

 

Нет ощущения абсолютной правоты и полного удовлетворения. Есть вполне понятные сомнения, иногда неудовлетворённость. И это хорошо. Ведь, если ты довольна собой, то ты исчерпала себя в профессии. Ты потеряла желание совершенствовать своё мастерство.

Я   считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность. Увлеченный воспитатель – человек, который получает удовольствие от своего дела и для которого вся жизнь осветлена радостью творчества. Думаю, что именно такого воспитателя ценят и будут ценить. Педагогу нужно быть не только носителем хороших знаний. Необходимо гораздо больше. Умение передавать свои знания другим. Работа педагога многоемка и многообразна, круг обязанностей широк, огорчения и победы идут рука об руку. И вместе с тем нет работы более интересной, чем эта, ведь это и радость общения, и сотрудничество, и стремление быть нужным каждому воспитаннику. Наши ребята станут взрослыми только завтра, а пока… зажигать огонек любви и тепла в каждой детской душе! Творить, дерзать, увлекать!

Завтра день новый. Завтра день интересный. Он интересный потому, что новый. Я думаю, судьба мною довольна. А я довольна своей судьбой.



Предварительный просмотр:

Когда моей дочери исполнилось три года, у меня была возможность не работать и продолжать ее домашнее воспитание. Когда я об этом говорила, я со всех сторон только и слышала: «Как, вашей дочери уже три и она ещё не в детском саду? Какой ужас! Теперь ваша малышка не социализируется!»

Слайд 1. И моя дочь пошла в детский сад. Откровенно говоря, я тогда, 11 лет назад не особенно увидела разницу между Снежаной домашней и социализированной. Возможно, потому, что не задумывалась, а просто доверила устоявшемуся правилу, что «детей надо водить в детский сад».

А задумываться о роли детского сада в процессе социализации, я стала только тогда, когда сама осознала, насколько он важен в становлении успешной личности.

Итак, меня по-прежнему зовут Елена Владимировна. И я представляю вашему вниманию свою педагогическую находку, которая помогает реализовать процесс социализации более эффективно и качественно.

Слайд 2. В наше время современное российское общество, переживает кризис

духовно-нравственных ценностей. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 10 лет назад.

Слайд 3. Приоритетные задачи РФ в сфере воспитания отражены в стратегии развития воспитания.

Федеральная образовательная программа, по которой мы работаем с сентября 2023 года, также делает упор на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации, а также на приобщение его к духовным и культурным ценностям российского народа.

Таким образом, ранняя социализация выступает как важный процесс становления взаимоотношений личности и социума, самопознания и самореализации.

Слайд 4. Я не хотела бы углубляться в теоретические выкладки о том, что есть «социализация». Эта тема достаточно растиражирована и не обладает новизной.  Скажу только, что я нашла множество толкований.

Х Свои определения дали авторы Большой советской энциклопедии, Большого психологического словаря, фрейдисты, марксисты, символисты, известные советские психологи и ученые и многие другие. 

Слайд 5. Я попыталась обобщить все высказывания и пришла к выводу, что социализация:

  • Построена на общении;
  • Продолжайся всю жизнь;
  • имеет этапы;
  • формирует взгляды человека.

Это помогло мне оформить своё определение социализации.

Социализация— процесс, который длится всю жизнь и может быть скорректирован даже без желания человека, только лишь условиями, в которых он находится. А условий достаточно много: детсад, школа, система доп. образования, материальное обеспечение, религия и другие.

Но самый первый и главный институт социализации – это разумеется семья, которая является данностью и которую не выбирают. В моей подготовительной группе из 9 человек – четверо воспитываются в неполных семьях, двое из них в неблагополучных, один ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Если в семье ребёнком не занимаются или занимаются мало, то социализация происходит в другом месте, где им занимаются и где он проводит больше времени. В моем случае – это группа дошкольного образования. И вся ответственность за процесс социализации лежит на мне, даже если я работаю с детьми только второй год.

В этом году мои дошколята покинут детский сад.

Слайд 6. Чем должен завершиться процесс социализации к концу дошкольного возраста?

Планируемые результаты на этапе завершения освоения ФОП составляют три листа. Вот только некоторые из них: имеющие отношения к моей проблеме.

Слайд 7. Чтобы их достичь, мне нужно решить следующие задачи (они сформулированы в ФОП, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

Проанализировав их, я пришла к выводу, что смогу эффективнее достичь результата, если

Х.  Во-первых, смогу убедить моих воспитанников, почему нужно поступать правильно, (то есть, когда придется принять решение, как поступить, каждый мог сделать выбор в пользу ценностей российского народа, и национально-культурных традиций.)

Во-вторых, таким образом организую деятельность дошкольников, чтобы те самые правильные поступки стали для них привычным образом жизни.

Поэтому меня, как педагога, заинтересовало волонтерское движение.

Слайд 8. Волонтёрство, как технология эффективной социализации - поддерживает самостоятельность и инициативу.

Волонтерство – это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – это, прежде всего инициатива, дети выступают инициаторами деятельности, которая дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста. Волонтерство – это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а плату в качестве внутреннего удовлетворения. В наше прагматичное время, когда в некоторых семьях платят за то, что дети заправили свою кроватку или сложили игрушки, этот принцип волонерства очень актуален.

 В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

 Все эти факторы показались мне очень привлекательными и способствующими ранней позитивной социализации ребенка, поэтому я решила организовать в своей подготовительной группе, волонтёрское движение «Дарю добро».

Слайд 9. В своей работе по организации волонтерского движения в условиях

детского сада, я выделила 3 этапа:

Х Работа на 1 этапе (организационный) предполагала знакомство с

понятиями: «волонтер», «волонтерское движение»; мотивирование детей на волонтерскую деятельность; организацию команды. С воспитанниками были проведены беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерское движение.

Были просмотрены мультипликационные фильмы. Дети познакомились с художественными произведениями, рекомендованными для реализации Федеральной программы:

Был проведен опрос родителей, которые единодушно высказались за организацию волонтерского отряда.  

Х1 На 2 этапе - детям вместе с родителями я предложила разработать эмблему и девиз. Все работы были выставлены на стенде.  

Х2 Группа активных родителей предложила свою помощь в организации и проведении различных мероприятий. С помощью родителей были проведены: конкурс «Эко-мода» (изготовление нарядов из мусора), конкурс «Осенние превращения» (поделки из природных материалов), конкурс «Новогодняя игрушка».  

3 Этап – организация и проведение акций и мероприятий. Воспитанники

подготовительной к школе группы вместе с родителями участвуют в различных акциях:

- «Помоги птицам зимой» - экологическая акция проводилась с целью

экологического воспитания дошкольников,

по защите окружающей среды и

оказанию помощи птицам.

- «Дарим приятные сюрпризы» - с детьми волонтёрами в честь

праздника пожилого человека приготовили подарки и вышли к близлежащим

домам с поздравлением.

- «Трудовой десант» - совместно с группой волонтеров «Надежда», куда входят и школьники-выпускники ГДО, была

организована уборка территории памятника.

Слайд 10. Начиная новое дело, обязательно нужно просчитать все сложности, которые могли бы затруднить его реализацию. Перед вами те сложности, с которыми столкнулась я.

Слайд 11. Все эти сложности преодолимы, если видеть положительные эффекты от волонтерского движения «Дарю добро». Я намеренно говорю об эффектах, потому что такие понятия как самостоятельность, инициативность трудно измерить.

За полгода существования волонтерского отряда, я могу говорить о следующем:

 

- волонтерское движение помогает детям освоить основную компетенцию, без

которой человек не может жить – коммуникативную;

- дошкольники учатся вступать в контакт, как с взрослыми, так и с детьми

раннего возраста, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и

принимать точку зрения собеседника;

- есть позитивные отклики детей и родителей, общественности;

- дети - волонтёры осознают свою важную миссию – считают себя старшими

помощниками, готовыми прийти на помощь;

- я, как педагог, объединив усилия с родителями, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности – повысила свою

педагогическую компетентность;

- Определенные результаты волонтерского движения можно отметить и для

детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее идут на контакт

со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, песенки.

Малыши стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать

вопросы.

Слайд 12. Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: через

партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности -

забота о младших, уважение к старшим, доброта, милосердие,

самостоятельность, инициатива. А у родителей - ответственность за результаты воспитания своих детей. Конечно, социализация дошкольников через вовлечение в волонтерское движение не является моим изобретением. Но это моя педагогическая находка, которая помогает мне реализовать ФОП и просто приносит удовлетворение.



Предварительный просмотр:

https://vk.com/wall-202993708_11202

Ссылка на статью в газете «Веселовские ВЕСТИ»



Предварительный просмотр:

Я воспитатель ГДО МБОУ Ленинская СОШ

Волкова Елена Владимировна

участвую в конкурсе

«Учитель года Дона» 2024 года

в номинации «Воспитатель года».

Представляю Вашему вниманию видеоролик «Визитная карточка «Я – педагог», чтобы ознакомиться с ним прошу пройти по ссылке:

https://youtu.be/paKYL39PKfQ