Педагог-педагогу

Бобина Ольга Вадимовна

Уважаемые коллеги, на этой странице для вас представлена информация, которая может быть полезной в профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Формирование у дошкольников финансовой грамотности с помощью интерактивных игр 643.23 КБ
Файл Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников путем создания мультфильмов1.22 МБ
Файл Веб – квест - инновационная технология обучения детей старшего дошкольного возраста1.5 МБ
Файл Создание детско-взрослого сообщества, направленного на формирование начал экологической культуры1.8 МБ
PDF icon Презентация опыта работы по активизации познавательной деятельности дошкольников через организацию экологической тропы 1.16 МБ
Office presentation icon Консультация "Виртуальная экскурсия как средство экологического воспитания"1.54 МБ
Office presentation icon Консультация "Конструирование РППС Конструирование РППС в группе и на участке в соответствии с возрастными особенностями"293.5 КБ
Microsoft Office document icon Отчет по инновационной деятельности по направлению "Формирование у дошкольников финансовой грамотности"38 КБ
Файл Практикум для педагогов "Блоки Дьенеша"30.27 КБ
Файл Консультация "Методика обучения развития связной речи.Моделирование в развитии связной речи дошкольников"32.64 КБ
Файл Информационный трек "Игровые технологии как эффективное средство реализации деятельностного подхода в образовании"163.9 КБ
PDF icon Консультация"Использование игровых технологий на занятиях по художественно-эстетическому развитию детей"1.07 МБ
PDF icon Консультация "Воспитываем культурно-гигиенические навыки дошкольников"1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников посредством создания мультфильмов Бобина О.В. Ярославцева М.Л.

Слайд 2

Педагогический проект «Безопасный мир детей в наших мультфильмах» Цель: оптимизация работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительное искусство посредством анимационной и мультипликационной деятельности. Задачи: 1. Обучить правилам и навыкам осознанного безопасного поведения в опасных ситуациях через различные виды детской деятельности. 2. Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации. Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов. 3. Расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник –мультипликатор, оператор, звукорежиссер. 4. Развивать творческое мышление и воображение. 5. Формировать художественные навыки и умения. Формировать навыки связной речи. 6. Воспитывать культурное и безопасное поведение в быту, на дороге, в природе. 7. Формировать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.

Слайд 3

Мультипликация в образовательном процессе – это новый многогранный способ развитии ребенка в современном визуальном и информационном мире. Мультипликация (от лат. multiplicatio-умножение) – вид киноискусства, произведения которого создаются путём покадровой съёмки отдельных рисунков (в том числе составных) – для рисованных фильмов или отдельных театральных сцен – для кукольных фильмов, в результате чего при показе на экране у зрителей возникает эффект одушевления персонажей, иллюзия их движения.

Слайд 4

Речевое развитие (знакомство с детской литературой, понимание различных жанров детской литературы, обогащение словаря ; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха); Познавательное развитие (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый познавательный интерес , обеспечивает решение проблемно-поисковых ситуаций , способствует формированию произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников); Художественно-эстетическое развитие (восприятие художественных произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма); Социально-коммуникативное развитие ( развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками , становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта - мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками , формирование позитивных установок к труду и творчеству); Физическое развитие ( развитие мелкой моторики рук ).

Слайд 7

Технический процесс: Идея Сценарий. Раскадровка Создание персонажей Создание фона Съемка сцен Озвучка Подбор музыкального сопровождения, шум и звуки Монтаж Сохранение

Слайд 8

Алгоритм создания анимационного фильма с помощью программы AdobeAfterEffects Монтаж может осуществляться в любой видеомонтажной программе, начиная со стандартной: « Windows Movie Maker », Sony Vegas (далее Вегас), профессиональная « Adobe Premiere Pro ». Adobe After Effects — это ведущая в отрасли программа для создания и компоновки анимированной графики, которую используют многие разработчики визуальных эффектов. Она предлагает великолепные функции управления, широкий выбор инструментов для творчества, а также возможность интеграции с другими приложениями для постобработки видеоматериалов.

Слайд 9

Вывод Таким образом, деятельность по созданию мультфильмов является эффективным средством комплексного развития детей старшего дошкольного возраста, согласно ФГОС дошкольного образования. Такая организованная деятельность позволяет эффективно решать образовательные задачи, формировать навыки работы в коллективе, безопасного поведения в жизни, развивать творческие способности старших дошкольников и предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Веб – квест - инновационная технология обучения детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» 27.11.2023 г. Костылева Ксения Анатольевна, воспитатель, ВКК Бобина Ольга Вадимовна, воспитатель, 1КК

Слайд 2

ФОП ДО п. 23.3. «При реализации образовательной программы дошкольного образования могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при реализации Федеральной программы должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПин 1.2.3685-21»

Слайд 3

Web - квест – это современная форма проектной деятельности воспитанников по любой теме с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности детей, на котором основная часть информации добывается и оформляется через ресурсы Интернет.

Слайд 4

Берни Додж – разработчик образовательных WEB- квестов

Слайд 5

это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Слайд 6

Актуальность Web - квеста позволяет используя сеть Интернет раскрыть потенциал триады:

Слайд 7

Задачи в работе с родителями :

Слайд 8

Главное преимущество Web-квеста в том, что он стимулирует: познавательную активность ребёнка (желание узнать новое) коммуникативную активность ребёнка (желание общаться, делиться своими рассуждениями и впечатлениями с окружающими) творческую активность ребёнка (творить, выдумывать, пробовать) .

Слайд 10

Достоинства Web - квеста :

Слайд 15

Создание веб-квеста для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Слайд 16

Веб-квест « Знатоки дорожной безопасности » Цель: закрепление знаний детей о правилах дорожного движения. Задачи: -закреплять представления о сигналах светофора; -упражнять детей в знании светоотражающих элементов; -закреплять представления о дорожных знаках; -расширять представления об опасных ситуациях на дороге и дорожной безопасности; -развивать связную речь, память, логическое мышление.

Слайд 23

Веб-квест « В мире профессий» Цель: закрепить знания детей о профессиях.

Слайд 30

Веб-квест «БАНК»

Слайд 31

в начале игры - постановка проблемы: «Алиса сказала, что её деньги в банке, а где, именно, не помнит. Детям нужно выполнить задания и тогда они помогут Алисе найти свои сбережения». Данная игра имеет 4 станции-задания: - «Банковские профессии», - «Расшифруйте слова», - «Карта для банкомата», «Осторожно, мошенники». Описание игры:

Слайд 32

Использование веб-квеста в системе современной дошкольной образовательной организации абсолютно оправданно, так как в ходе ее реализации можно: естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей ; комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми ; -решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника.

Слайд 33

Интернет платформы для создания Web - квеста : LEARNIS.RU - российский сервис для создания учебных веб‑квестов , викторин и интеллектуальных онлайн‑игр всего за несколько минут. С августа 2021 сервис переехал на платформу joyteka.com и совершенствуется. Произошли изменения в дизайне и функционале.

Слайд 34

HTTPS://LEARNINGAPPS.ORG/ LearningApps.org создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (далее - упражнений). Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе.

Слайд 35

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создание детско-взрослого сообщества, направленного на формирование начал экологической культуры» Воспитатели: Бобина Ольга Вадимовна, Еланцева Ольга Николаевна муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»

Слайд 2

«Человек развивается в сообществе и через сообщество. От того, что мы передаем и как мы это делаем, зависит душевное здоровье нового поколения, формируется основа нравственного воспитания детей…» Л. С. Выготский

Слайд 3

Понятие детско-взрослой общности представлено в работах Л.И. Новиковой и А.Т. Куракина в контексте детского воспитательного коллектива. В детско-взрослых сообществах дети выступают в качестве полноценных участников и членов общности «Детско-взрослое сообщество – это такое совместное бытие взрослых и детей, для которых характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности» (Л.М. Кларина) «Детско-взрослая общность рассматривается как группа детей и взрослых, в которых проявляются схожие потребности и интересы, происходит пересечение ценностей и смыслов участников в общем эмоциональном переживании, совместной деятельности и общении, формируется система связей и отношений между участниками» (И.Ю. Шустова)

Слайд 4

ФОП ДО п.29.3.3. Общности образовательной организации Общности характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности. В ДОО, прежде всего, следует выделить следующие общности: педагог - дети, родители (законные представители) - ребенок (дети), педагог - родители (законные представители).

Слайд 5

Основные ценности и цели детско-взрослой общности - партнерские отношения взрослого с детьми ; - создание условий для возникновения социальной ситуации развития детей, предполагающие обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; - уважительное отношение к каждому ребенку , к его чувствам и потребностям; - поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; - создание условий для принятия детьми решений , выражения своих чувств и мыслей; - недирективная помощь детям, поддержку самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); установление правил взаимодействия в разных ситуациях, в том числе создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, - развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников.

Слайд 6

Второе условие – подготовка педагогического коллектива к реализации проекта. Первое условие - педагогический процесс в детском саду выстраивается как череда событий творческой жизнедеятельности. Принимая этот факт, необходимо отбирать наиболее важные события и брать их за основу при организации проекта. Третье условие – проведение мероприятий по формированию мотивированного участия родителей в проектах. Для этого необходимо проводить изучение особенностей каждой семьи, их интересов, запросов, возможностей.

Слайд 7

Взаимодействие ребенок – родитель – педагог будет результативно, если: педагог учитывает тип детско-взрослого сообщества , его возможности и препятствия для развития субъектных качеств участников, проявления и смены ими уровней субъектности , стратегий поведения в сообществе; педагог стимулирует и направляет функционирование детско-взрослого сообщества, уделяя особое внимание рефлексивным процессам в общности, гуманистическим ценностям и смыслам участников, проявляемым в сообществе; - педагог выстраивает открытое взаимодействие с участниками, поддерживает проявление ими своей позиции, является активным участником общего взаимодействия.

Слайд 8

Для эффективной работы детско-взрослого сообщества разработан алгоритм действий по организации совместной детско-взрослой деятельности: 1 - интригующее начало, отвечающее потребностям детей 2 - определение взрослыми цели, его мотивация 3 - привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана 4 - совместное движение взрослых и детей к результату в рамках проекта 5 - совместный анализ выполнения, переживание результата

Слайд 9

Д

Слайд 10

Д Детско-взрослое сообщество « Эколята-дошколята » Задачи: - создать условия в детском саду для обучения основам экологии и природопользовании; - вовлечь родителей в совместную экологически ориентированную деятельность; - принимать активное участие в природоохранных акциях Всероссийского социально-образовательного проекта « Эколята-дошколята »; - вызвать желание оказать помощь в создании экологически благоприятной окружающей среды.

Слайд 11

ФОП ДО п. 29.2.2.3. Социальное направление воспитания 1) Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми . 2) Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. 3) В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях . ФОП ДО п.29.2.2.4 . Познавательное направление воспитания 1) Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания. 2) Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания. 4) Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Слайд 12

Цель проекта « Эколята-дошколята » Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия .

Слайд 13

Задачи проекта: дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы; • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека; • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей; • помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром; • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Слайд 15

Прогнозируемый результат • формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия ; • повышение общей культуры ребёнка; • формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; • развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; • расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Слайд 16

Основными направлениями работы экологического движения являются: - исследовательское (экскурсии, наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность); - познавательное (викторины, квест-игры , интеллектуальные игры, просмотр видеопрезентаций и фильмов,); - практическое (природоохранные и благотворительные акции, субботники, работа на огороде, озеленение участков).

Слайд 17

Формы работы по реализации проекта Наблюдения и экологические экскурсии по территории ДОО; Сюжетно – ролевые игры на территории ДОО; Создание мультимедийных презентаций, плакатов; Беседы, чтения, сюжетные рассказы по картинкам и п.д.; «Уроки доброты и вежливости»; Продуктивная деятельность; Лаборатория (опыты и эксперименты); Выпуск экологический газеты; Эколого-познавательные праздники и развлечения. Интеллектуальные игры, квест-игры .

Слайд 18

«Посвящение в Эколята »

Слайд 19

Участие во Всероссийском конкурсе «Снежный городок с Эколятами »

Слайд 20

Квест-игра «День рождение Земли»

Слайд 21

Интеллектуальный турнир «Своя игра» по теме « Эколята – защитники природы»

Слайд 22

Фотовыставка «Дыхание природы» Выставка рисунков и рассказов про Эколят

Слайд 23

Развлечение «Мы - защитники природы»

Слайд 24

Открытие лета - обновление экологической тропы

Слайд 25

Прогулки по экологической тропе

Слайд 26

Вывод: Создание детско-взрослого сообщества способствует изменению отношений в коллективе детей, сотрудников, родителей, оптимизирует систему организационно-педагогических условий развития способностей воспитанников. Детско-взрослое сообщество в нашем детском саду наполняет новым смыслом сотрудничество детей и взрослых. В процессе проектной деятельности рождаются новые идеи, предложения, которые содействуют самореализации воспитанников, педагогов и родителей, дают возможность не только установить партнерские отношения с семьями воспитанников, но и объединить усилия детского сада и родителей.

Слайд 27

Спасибо за внимание! Творческих успехов!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Бобина О.В.

Слайд 2

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Мы педагоги задаемся вопросами: «Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?». При ознакомлении детей с миром природы очень важно сформировать у детей образы изучаемого объекта, явления. При этом, учитывая возрастные особенности детей, образ должен быть ярким, насыщенным, динамичным, а для формирования правильного естественнонаучного представления реалистичным. Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды.

Слайд 3

Экскурсии имеют большое значение: Формируют у детей первичное мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе; Предоставляют возможность собирать разнообразный материал для наблюдений и работы в уголке природы; Развивают наблюдательность и интерес к природе; Красота и многообразие природы вызывает глубокий душевный отклик у детей, способствует развитию эстетических чувств; Способствуют воспитанию у детей любви и формированию бережного отношения к родной природе, любви к Родине.

Слайд 4

Средством познания мира может стать как виртуальная экскурсия. Такие экскурсии имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны, полюбоваться красотой природы своего края и разных уголков нашей малой родины. Использование виртуальных экскурсий в детском саду в сочетании с традиционными методами, позволяют сделать процесс интересным, качественным, результативным. Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, в том числе наличие интерактивных заданий. Виртуальные экскурсии позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит наиболее эффективным образовательный процесс.

Слайд 5

обзорные , где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой; тематические , то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы; биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.

Слайд 6

Структура виртуальных экскурсий включает ряд этапов: подготовку, проведение, заключение, использование результатов экскурсии на занятиях. 1. Предварительная работа – разработка темы, определение целей и задач, одновременно с этим отбор объектов, на которых будет построена экскурсия. 2. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии, поэтому каждая экскурсия должна иметь четкую тему. Тема объединяет все объекты и подтемы в единое целое. Тема экскурсии – это то, что положено в ее основу, то, что является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой проектной группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. 3. Цель виртуальной экскурсии. Цель экскурсии – это то, ради чего показывают экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели.

Слайд 7

Достоинства применения в образовательной деятельности Не покидая группы можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны. За один день можно посетить несколько объектов: музеев, заповедников, природных сообществ. Помогает организовать деятельность по овладению научными знаниями. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность. Могут использоваться интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем или детьми под его руководством. Достаточно мультимедийного проектора и компьютера.

Слайд 8

https://truevirtualtours.com/ru/tours?tagged=nature https://vrpanorama.ru/priroda.html https://zapovednik-khakassky.ru/360/oglahty/oglahty.html https://www.pechora-reserve.ru/virt-tury https://kronoki.ru/ru/multimedia/virtual-tours/356.html http://pano.altzapovednik.ru/ https://youtu.be/O9CdOJ0BHCk?si=T3EUuYR2wT5FFhND Примеры виртуальных экскурсий в образовательной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструирование РППС в группе и на участке в соответствии с возрастными особенностями, способностями и индивидуальными потребностями Подготовила: Бобина О.В.

Слайд 2

При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию: Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей; Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения; Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.

Слайд 3

В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:

Слайд 4

Основные принципы организации РППС Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей. Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей. Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности. Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности. Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

Слайд 5

Социально-коммуникативное развитие: Познавательное развитие: Речевое развитие: Художественно-эстетическое развитие: Физическое развитие: Центр ПДД Центр пожарной безопасности Центр труда, уголок дежурств Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр) - Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения - Центр сенсорного развития - Центр конструктивной деятельности - Центр математического развития - Центр экспериментирования - Центр речевого развития или уголок речи грамотности - Центр «Будем говорить правильно» - Центр «Здравствуй, книжка!» - Логопедический уголок Центр ИЗО или уголок творчества «Умелые руки» Центр музыкально-театрализованной деятельности - Центр физического развития - Центр сохранения здоровья Спортивный уголок «Будь здоров!» Примерные центры по направлениям развития ребенка

Слайд 6

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе Средний возраст Старший и подготовительный возраст - формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности. - формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы, - участие в преобразовании предметно – пространственной среды.

Слайд 7

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО РППС в среднем дошкольном возрасте: Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Слайд 8

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО РППС в старшем дошкольном возрасте: В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. РППС организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Слайд 9

Игровой центр Для накопления детьми опыта игровых действий игровая зона разделена на тематические блоки: «Магазин» , «Мастерская» «Кукольный уголок», «Кухня», «Спальня», «Гараж», «Парикмахерская», «Больница». Кукольный уголок: кукольный домик (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, средних размеров, модули для детей. Спальня (для игровых действий, игры с куклами) кроватки разных размеров (2), с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало ) куклы младенцы . Кухня (для игровых действий, игры с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, полка для посуды: набор овощей и фруктов. Парикмахерская (для игровых действий, игры с куклами) трюмо с зеркалом, расчески, щетки , игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, ножницы, накидки, парфюмерные наборы), игровые модули. Магазин : весы, баночки, овощей фруктов для блюд :суп, борщ, каша, компот. Больница: кукла –доктор в профессиональной одежде с символом (медицина-красный крест), фонендоскоп, градусник. Мастерская: набор инструментов (молоток, ножницы, отвертки ) Гараж: различные машины, набор инструментов (гаечный ключ, молоточек, отвертки).

Слайд 10

Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей. Игрушки транспортные (машины разных размеров и назначения) Игрушки , изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки. Корзинки) Предметы заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок) Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно ролевым, отображающим простые жизненные ситуации и действия Дидактическая кукла(40-50см.) кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребёнка, используемой в разные сезоны. Куклы, изображающие представителей различных профессий ( врач) Сюжетные игрушки

Слайд 11

Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей при создании РППС Образовательная среда ДОО может строиться с учетом специфики пола: обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности. Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОО, направленные на общее развитие детей, должны создавать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.

Слайд 12

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников Развивающая образовательная среда призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в котором он растет, и реализовать её во взаимодействии с социумом. Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО: обеспечение разнообразия форм и содержания образования; предоставление ребёнку возможности выборы средств и форм активной деятельности.



Предварительный просмотр:

Отчет

по инновационной деятельности по направлению

«Формирование у дошкольников финансовой грамотности»

В 2020-2021 учебном году с педагогом-напарником работали в  инновационном режиме по направлению  «Формирование у дошкольников финансовой грамотности». Нами был

разработан педагогический проект «Путешествие в мир экономики». В этом году с детьми подготовительной группы мы начали постигать азы финансовой грамотности.

В основу содержания проекта легла парциальная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений». (Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю.). В этой программе определена актуальность по формированию финансовой культуры дошкольников, которая «обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребенка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой».

На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности: 

- познакомить дошкольника с первичными финансовыми и экономическими представлениями;

- обогатить словарный запас дошкольника основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

заложить начало формированию финансово-экономического мышления;

- способствовать формированию основных качеств у дошкольника по умению принятия самостоятельных решений;

- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

При организации образовательного процесса в области формирования финансовой грамотности дошкольников обязательно должны ставиться воспитательные задачи.

Среди основных воспитательных задач можно выделить:

- побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;

- воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающего взаимопомощь между членами семьи, друзьями и соседями;

- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтролю, уверенности в себе, находить наилучший выход в ситуации;

- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;

- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости, прийти на помощь ближнему.

Вначале года была проведена входная диагностика. Обследован 21 ребенок. Результаты: низкий уровень-42%, средний уровень-58%, высокого и выше высокого нет.

Работа по проекту предполагала совместное мероприятие один раз в неделю. Дети приобрели знания по темам: семейный бюджет, деньги, доходы и расходы, банк. Интересной и продуктивной формой стала интерактивная игра.  В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

По результатам диагностики в мае 2021 года была видна положительная динамика. Низкий уровень-0%, средний уровень- 71%, высокий уровень-29 %.

На будущее наметился план работы. Систематизировать работу в данном направлении и создать дополнительную программу по финансовой грамотности (срок реализации 2024-2025 учебный годы)



Предварительный просмотр:

Тема практикума для педагогов «Блоки Дьенеша»

  1. Теоретическая часть.

Блоки Дьенеша – это универсальная развивающая игра, которая помогает детям 3-5 лет в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для малышей психологические процессы. Данное пособие помогает детям изучать математику легко и интересно. 

Играя с блоками, ребёнок учится:

• узнавать и различать геометрические фигуры;

• сравнивать по цвету, размеру, форме;

• классифицировать (группировать элементы по заданному признаку);

• обобщать (находить общий признак в группе разных элементов);

• анализировать (выделять признаки блока и др.);

• систематизировать (упорядочивать блоки).

У ребёнка формируются пространственные представления, развивается так называемое геометрическое воображение

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности: в образовательной деятельности по познавательному развитию, в речевом развитии, в изобразительной деятельности, в настольно-печатных играх, в дидактических играх, в подвижных играх, вне занятий в развивающей среде группы. Деление игр по возрасту условно, всё зависит от уровня индивидуального развития ребёнка, его игрового опыта с блоками Дьенеша. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений) блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также блоки позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней.

Логические блоки Дьенеша приносят только пользу: улучшают память, внимание и концентрацию, способствуют формированию аналитического и логического ума, совершенствуют фантазийную грань сознания. Это дидактическое пособие дает возможность проявить самостоятельность и учит не останавливаться, достигая поставленной цели.

Также методика Дьенеша способствует более быстрому и правильному развитию речевых навыков. Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание ребенка на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки. За основу можно брать известные детям русские народные сказки. Каждому ребёнку выдаётся набор блоков, и он повторяет действия за воспитателем - выкладывает на своём рабочем месте фигуры. К примеру, в сказке «Курочка Ряба» деда и бабу можно обозначить большими прямоугольниками: деда - синим, а бабу – красным, а курочка  - большой жёлтый круг, яичко, соответственно, будет маленьким жёлтым кружочком, а мышка - синим треугольником маленького размера. После обозначения всех героев воспитатель предлагает ещё раз вспомнить их: показывает малышам какую-то фигуру, а они описывают её свойства (цвет, форма, размер) и угадывают персонажа сказки.

Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями. Способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят.

Игры с блоками Дьенеша станут хорошими помощниками в развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста. Если работа с ними будет осуществляться систематично, то можно быть уверенным в результате. Тренируемые мыслительные процессы и личностные качества станут помощниками, а не препятствием в овладении этой технологии. Это развитие многофункционально и актуально в любом возрасте.

  1. Представление картотеки дидактических игр.
  2. Практическая часть.

Проигрывание дидактических игр (по сказке, по картинке, игровой ситуации).

Картотека дидактических игр с Блоками Дьенеша

Дидактическая игра № 1

 «В царстве блоков»

Задачи: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение,

творческое мышление.

Материал: блоки Дьенеша по одной коробке на двух человек.

Ход игры: дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»

Дидактическая игра № 2

 «Давайте познакомимся»

Задачи: учить детей  в выделении  и назывании свойств блоков.

Материал:  набор блоков Дьенеша.

Ход игры: дети встают в круг, у каждого в руках свой блок. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, нужно назвать «полное имя» блока,  т.е. перечислить все свойства (толщину, величину, цвет, форму).

Дидактическая игра № 3

«Мостик через речку»

Задачи: знакомство с формой «круг».

Материал: блоки Дьенеша (круги), набор игрушек животных, река вырезанная из листа цветного картона.

Ход игры: детям предлагается помочь животным перейти на другой берег реки. Воспитатель рассматривает вместе с детьми иллюстрацию моста. Затем рассматривают образец постройки, знакомятся с блоками круглой формы. После этого воспитатель показывает детям, как необходимо выполнить постройку. После чего дети самостоятельно выполняют постройку.

Потешка:

Мостик, мостик через речку,
Перекинем, как колечко.

Будет звери тут ходить,
Будут звери лапки мыть.

Дидактическая игра № 4

«Крыша для домика»

Задачи: закрепить понятие «треугольник».

Материал: Блоки Дьенеша треугольной, квадратной и круглой формы, макет дома с треугольной крышей, иллюстрации с домами без крыши, мышки из бумаги, игрушка кошки.

Ход игры: воспитатель предлагает мышке спрятаться от кошки. Вместе с детьми рассматривает макет дома. Затем воспитатель показывает готовый образец домиков с крышами из блоков. Потом воспитатель с детьми вспоминают, как выглядит треугольник. Далее воспитатель делает постройку самостоятельно, затем предлагает детям выполнить постройку самим.  Дети играют с мышками, прячут их в домики от кошки.

Потешка:

У котенка лапки - мягкие подушки,
Но внутри царапки - острые "игрушки"!
Учит сына кошка: - Не зевай, малышка!
Где шуршит немножко, там, наверно, мышка
!
Учит сына мышка: - Берегись, малышка!
Где шуршит немножко, там, наверно, кошка!

Дидактическая игра № 5

«Дорожки»

Задачи: знакомство с формой «квадрат»

Материал: блоки Дьенеша (круг, квадрат), машинки.

Ход игры: проблемная ситуация «Машинкам негде ездить». Воспитатель с детьми рассматривают макет дороги. Затем воспитатель показывает готовый образец постройки дороги из квадратных блоков. В ходе этого воспитатель знакомит детей с квадратным блоком. Затем воспитатель строит дорогу сам, после чего предлагает выполнить постройку детям самостоятельно, выбрав квадратные блоки из двух предложенных форм.

Потешка:

Би-би-би - Гудит машина.
Тук-тук-тук - Мотор стучит.

Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу - Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.

Та-та-та - Вперед спешат.

Дидактическая игра № 6

 «Машинка»

Задачи: повторение формы (прямоугольник, квадрат, круг) и цвета (красный)

Материал: грузовая машина (игрушка), большие блоки (круглые, квадратные и прямоугольные), овощи из бумаги.

Ход игры: воспитатель вывозит грузовую машину. Вместе с детьми рассматривают, из каких частей состоит машина (кабина, кузов, колеса). Воспитатель показывает детям овощи и говорит, что их не на чем везти, показывает блоки и предлагает сделать грузовую машину из них. Затем показывает готовую постройку, рассматривает вместе с детьми, уточняет из каких блоков состоит, какого цвета блоки и.т.д. Потом воспитатель сам строит машину, проговаривая свои действия, далее предлагает детям самим выполнить постройку.

Стихотворение:

Я рабочая машина,
Вот мой кузов и кабина
Я тяжелый, я большой.
Знаешь мощный я какой,
Грузы я возить привык
Кто, скажи я? ГРУЗОВИК!

Дидактическая игра № 7

«Найди»

Задачи:

1.    Знакомить с логическими блоками.

2. Закрепить название геометрических фигур, основные цвета, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий».

3. Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявляя общий признак и находить фигуру по заданному признаку.  

Материал: набор логических блоков Дьенеша

Ход игры: педагог дает детям задания – «Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

Дидактическая игра № 9

 «Чудесный мешочек»

Задачи: закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

Дидактическая игра № 10

 «Что изменилось»

Задачи: 

1.Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.

2. Развивать логическое мышление, память

Материал: набор блоков Дьенеша.

Ход игры: перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

 

Дидактическая игра № 11

«Продолжи ряд»

Задачи: 

1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине.

2. Развивать логическое мышление.

Материал: набор блоков Дьенеша.

Ход игры: выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.).  Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

Дидактическая игра № 12

 «Найди пару»

Задачи: 

1.Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.

2. Развивать мышление.

Материал: набор блоков Дьенеша.

Ход игры: предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.

 

Дидактическая игра № 12

«Повтори»

Задачи: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры: выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

 

Дидактическая игра № 13

«Разложи правильно»

Задачи: развивать умение разбивать множество по одному свойству.

Материал: коробочки, блоки Дьенеша.

Ход игры: задача детей — разложить в разные коробки тонкие и толстые блоки, большого и маленького размера, определённой формы, цвета.

Дидактическая игра № 14

 «Найди нужный блок»

Задачи:

1.Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков.

2.Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

Материал: комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств.

Ход игры: дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

Дидактическая игра № 15

«Что изменилось»

Задачи: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине; развивать мышление.

Материал: набор блоков Дьенеша.

Ход игры: перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

 

Дидактическая игра № 16

«Продолжи ряд»

Задачи: закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине; развивать мышление.

Материал: набор блоков Дьенеша.

Ход игры: выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.

Дидактическая игра № 17

«Цепочка»

Задачи: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: набор логических блоков Дьеныша.

Ход игры: от произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);

- чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

- чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы.

Дидактическая игра № 18

«Строим по образцу»

Задачи:  учить: правильно накладывать фигуры по цвету, форме.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, картинки.

Ход игры: детям предлагается методом наложения разложить блоки по цвету, форме, размеру. Когда  ребенок научиться легко, справляться с предложенными заданиями, попросите его собрать предложенное в альбоме задание путем зрительного сопоставления с образцом.



Предварительный просмотр:

Слайд 1.                  Методика обучения развития связной речи

                      Моделирование в развитии связной речи дошкольников

Слайд 2.       Речь – величайшее богатство, данное  человеку. И её,  как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно  растерять.

      Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада. Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности ребенка  и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Слайд 3.     Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

    Можно выделить несколько групп диалогических умений:

 1. Собственно речевые умения:

- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими)

- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

Слайд 4. В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета (Сережа, могу я тебя попросить принести одежду из сушилки ?; Алеша, помоги, мне, пожалуйста; Лена, будь добра, помоги Саше застегнуть куртку; Благодарю вас; Спасибо за все; Спасибо. Было очень интересно и т. п.), употреблять их без напоминания.

Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша); во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительными и приветливыми без навязчивости.

Слайд 5. Важный метод обучения диалогической речи - беседа  

Беседа — это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.

Беседа  способствует уточнению и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и в образовательной деятельности. Воспитатель учит детей в ходе бесед правильно применять грамматические формы слов, четко произносить слова, правильно ставить ударение, обогащает и активизирует их словарь. Речь становиться точной, содержательной.

Беседа достигает своей цели только при четкой организации и продуманной методике ее проведения. Поэтому значительное место в успешном проведение беседы имеет предварительная подготовка. Необходимо определить задачи и тему беседы, продумать ее содержание, структуру, определить характер и формулирование основных вопросов, подбор наглядных пособий, технических средств

Классификация беседы . Три типа бесед. 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности. 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей. 3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей. Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи.

Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие элементы: начало, основная и заключительная часть. Она должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей, рассматривания картинки, игрушки отгадывания загадки и т.д.В основной части раскрывается ее конкретное содержание. Используются такие приемы как: вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В беседе используются различные приемы словарной работы.

Успех зависит и от правильно поставленных перед детьми вопросами. Вопросы поискового  и проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе особенно у детей старшего дошкольного возраста. (Зачем? Почему? Чем похожи? Как узнать? Для чего?)

Слайд 6. Монолог –

Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

Слайд 7. В зависимости от назначения выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них.

Описание — это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. Структура описания «мягкая», вариативная. При описании важными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков. Поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания характерна перечислительная интонация.

В детском саду дети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей.

Повествование — это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях). Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией. Последовательность событий определяется их фактическим ходом. Поэтому структура повествования жесткая, т. е. она требует определенной последовательности, не допускает перестановки (начало события, его развитие и конец). В повествовательных монологах используются средства, передающие развитие действия: видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений.

Дети дошкольного возраста составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность.

Рассуждение — это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения. В рассуждении обязательны две смысловые части: первая — то, что объясняется или доказывает­ся; вторая — само объяснение или доказательство1. В его структуре выделяются тезис (обычно начальное предложение), доказательства выдвинутого тезиса и вывод-заключение. Если в описании преобладают средства выражения определительных отношений, а в повествовании — средства выражения последовательности действий, то в рассуждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений, придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за, вводные слова, частица ведь и бессоюзная связь, а также слова вот, например.

Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.

Слайд 8.  В детском саду детей обучают двум основным типам монологов — самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.

Рассказ - это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация).

Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы.

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.

Гиперссылка

Кроссворд:

  1. Логическое изложение материала в форме доказательства (рассуждение)
  2. Один из типов  монолога - самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. (рассказ)
  3. Один из методов обучения диалогической речи  (беседа)  
  4.  (монолог)
  5. Закончите предложение: смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей – это связная …(речь)

   

В  дошкольном возрасте речь детей интенсивно  развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение  детей пользоваться связной речью. Задача педагога – познакомить дошкольников  с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать  сказки и рассказы. Как раз с этой целью я использую специальные приёмы и методы,  направленные на развитие связной речи.

 

Об этих приемах и методах вам расскажет моя коллега Вера Леонидовна.

Слайд 9.      Одним из успешных и эффективных наглядно-практических методов обучения  развития связной речи – является  моделирование.

На слайде даны определения , ознакомьтесь с ними.  В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом. По  сути своей  оно представляет собой применение знаковой  символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказах  текстов, использование схем для  описания одежды, обуви, овощей и фруктов,  сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики.

Наглядное моделирование еще называют мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами.

 Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями.

 Большева Т. В. – коллажем. Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать. Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

 Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Слайд 11.           Приём наглядного моделирования  или мнемотехнологию можно использовать со всеми  видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картине и …………………………..

Слайд 11.           Детям бывает трудно построить связный рассказ, даже просто пересказать текст, хотя пересказ считается самым простым из видов связного высказывания. Они отвлекаются на незначительные детали, могут перепутать последовательность развития событий. Задача взрослых - научить детей выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия, научить детей абстрагироваться от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

Работа с проводится в два этапа.

На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Включаются в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.

Работа по обучению пересказыванию русских народных сказок начинается с трѐх лет. Разыгрываются с заместителями такие сказки, как «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. При разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждается, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. После того как дети успешно освоили, предложить им самим разложить заместители в нужном порядке.

Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.

После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушѐл, пришѐл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. К сказке «Заюшкина избушка» нужны

круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

В некоторых сказках сочетаются два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. В сказке «Три медведя» решить с детьми какому медведю какой круг подходит. При рассказывании сказки дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребѐнок понимал принцип замещения. Поэтому, до начала занятия обсуждается, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребѐнок использует заместитель на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа. В сказке «Красная шапочка» круг красного цвета обозначает Красную шапочку. При соотношении величин героев, заместителями являются полоски разной длинны. В сказке «Теремок» героев замещают полоски, разной длинны, самая маленькая серая полоска мышка, больше полоска зеленого цвета лягушка и т.д.

Практическое задание: «Угадай, к какой сказке мнемотехника?»

Составление мнетаблицы самостоятельно в подгруппах по сказкае «Заюшкина избушка»

ПЕРЕСКАЗ . Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии как эффективное средство реализации деятельностного подхода в образовании Информационный трек

Слайд 2

«Золотые правила» деятельностного подхода: 1. Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса. 2. Рассуждая, стимулируй активность ребенка. 3. Веди ребёнка от собственного опыта к общественному. 4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши. 5. Будь «не над», а «рядом». 6. Учи анализировать каждый этап.

Слайд 3

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии, представляющие собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. «Игровые педагогические технологии» - это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, методов и приемов. Это последовательная деятельность педагога по: - отбору, разработке, подготовке игр; - включению детей в игровую деятельность; - осуществление самой игры; - подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Слайд 4

Виды педагогических игр разнообразны. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т.д.; По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.

Слайд 5

Цель игровой технологии: НЕ менять ребёнка и НЕ переделывать его, Не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого , т. е. - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости уровня развития детей.

Слайд 6

Значение игровой технологии Значение игры в том, что при правильном руководстве становится: - способом обучения; - деятельностью для реализации творчества; - методом терапии; - первым шагом социализации ребёнка в обществе.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: